«Об условиях создания и расширения информационно-образовательной среды школы»
статья по теме
Материал содержит текст выступления на городском информационно-практическом семинаре, появященном проблеме создания и расширения информационно-образовательной среды образовательного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ios.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Лисаченко Ю.С
« Об условиях создания и расширения информационно-образовательной среды школы»»
Образованность общества становится сегодня не только важнейшим фактором технологического и социально-экономического развития любой страны, но и условием ее выживания. В XXI веке, когда человечество перешло в информационную стадию своего развития, образование должно стать непрерывным процессом, важнейшей частью жизни каждого человека, обеспечивающей ему возможность ориентироваться в безбрежном океане информации, адаптироваться к непрерывным технологическим инновациям. Главное требование к современному образованию - оно должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности. При таком подходе любые формы, методы, технологии образования являются не самоцелью, а рассматриваются в контексте одной из основных задач образования - обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития личности.
Одним из приоритетов модернизации российского образования на сегодняшний день является информатизация образования, главной задачей которой является создание единой информационно-образовательной среды (ИОС). ИОС рассматривается как одно из условий достижения нового качества образования.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту информационно-образовательная среда школы рассматривается как система информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.
Ядро ИОС - педагогическая система, на которую, как на остов, набираются остальные компоненты среды: материально-техническое, финансово-экономическое, нормативно-правовое, управленческое и маркетинговое обеспечение.
ИОС школы включает в себя:
- совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.);
- культурные и организационные формы информационного взаимодействия;
- компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
- наличие служб поддержки применения ИКТ.
Наиболее содержательная характеристика ИОС ОУ на основе требований ФГОС может быть представлена следующими компонентами: учебная, методическая, научно-исследовательская, контроль и оценка результатов обучения, внеучебная, административная, технологическое обеспечение ИОС.
Учебная компонента ИОС содержит систему информационно-образовательных ресурсов – ИОР, в том числе, систему ЭОР, структурированные в соответствии с предметным обучением, тематикой и направлениями познавательной деятельности. Учебная компонента демонстрирует реализацию элективов, спецкурсов, факультативных и кружковых занятий по интересам; интеграцию ИКТ в межпредметные связи.
Компонента контроля и оценки результатов обучения включает в себя средства измерения, оценки и контроля знаний, умений и навыков учащихся. Существующие модели оценки уровня компетентности учащихся представляют самостоятельную систему, основанную на автоматизации диагностики и контроля знаний. Выделение этой системы наиболее целесообразно в качестве самостоятельной компоненты ИОС.
Задача методической компоненты приумножать методические ресурсы, по тематике и предметам обучения, в том числе имеющие электронное представление (тексты, таблицы, базы данных, изображения, презентации, аудиофайлы, видеофайлы, web-страницы). Данные ресурсы ИОС должны иметь свободный доступ и быть открытой для расширения. Такие ресурсы могут быть разработаны как работниками образовательного учреждения, так и обучающимися и находиться как во внутренней локальной области, так и во внешней ИОС ОУ на его сайте.
В методической компоненте может быть оказана консультационная и методическая помощь учителям-предметникам по вопросам использования возможностей ИКТ, предусматривающей создание условий для самообразования учителя.
Целесообразно выделение специальной компоненты ИОС - научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся, которая характеризуется созданием детских творческих коллективов, участвующих в различных научно-исследовательских проектах, в конкурсах, викторинах с использованием возможностей ИКТ; организацией условий для творческого саморазвития школьника.
Внеучебная компонента ИОС. Проведение школьных мероприятий, собраний, классных часов, предметных недель, тематических вечеров, конференций, т.е. внеучебных мероприятий, непосредственно не связанных с содержанием основной учебной деятельности являются основным содержанием компоненты.
Задачей административной компоненты является автоматизация организационно-управленческой деятельности на основе программных систем для наполнения электронных баз при тарификации, расчете учебной нагрузки, в системах бухгалтерского учета, электронных базах данных о преподавателях, школьниках, средствах обучения. Здесь же проводится упорядочение информационного обмена данными между отделами и службами ОУ, автоматизация документооборота; организация ведения электронных дневников, внедрение автоматизированных информационных образовательных систем управленческого мониторинга школьного питания, здоровьесбережения школьников, диагностики психологических факторов, организации прямой и обратной связи с другими субъектами образования и прочее.
Также в административной компоненте ИОС ОУ должны быть представлены существенные факторы внешней среды, создающие условия образования и обучения в школе. Это, в частности, регламентирующие, нормативные документы, стандарты, ФГОС, законодательная база образования, правовые системы. Должна быть обеспечена их общедоступность.
Технологическое обеспечение ИОС школы отражает решение организационных и технических вопросов по установке и размещению компьютеров, построение стратегии наиболее эффективной их загрузки, обеспечение свободного доступа к ПК, приобретение периферийного оборудования, создание школьной локальной сети, подключение пользователей к сети Интернет, создание мультимедийного центра и школьного сайта. Естественным состоянием современной образовательной среды является электронное представление ее в виде многоуровневой структуры ЭОР, формирование ресурсной базы, поиск ресурсов по различным запросам и требованиям пользователя, передачу их с точки удаленного доступа; продуктивную работу пользователя с предоставленными ему ресурсами, личное восприятие и воспроизведение содержания ресурсов.
ПЕРЕХОД
Информационно-коммуникационные технологии используются в проектной деятельности учащихся все шире и шире. Уроки учителей с использованием новых технологий и мультимедийные проекты учащихся уже становятся частью образовательной среды современной школы. Работая над проектами, учащиеся познают все тонкости мультимедийных технологий, учатся работать со сложной аппаратурой и через проектную деятельность познают окружающий их мир.
Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, применять на них не только традиционные методы обучения, но также эвристические приемы и методы активизации творческого мышления.
Естественно, это требует от руководителя проекта постоянного самосовершенствования, профессионализма, высокого уровня знаний и умений, проектная деятельность развивает не только ученика, но и учителя.
В рамках информационно-образовательной среды существует широкий спектр возможностей, которые допустимо рассматривать в качестве формы персонального проекта:
· более глубокое исследование одной из учебных тем по какому-нибудь предмету;
· поиск, подбор материалов, их оформление в виде презентации по заданию учителя-предметника для одного из уроков;
· создание музыкального произведения (гимн школы, музыка к спектаклю и т.п.);
· создание театрального произведения (написание сценария, постановка спектакля и т.п.);
· собственная работа в области искусства (создание галереи рисунков, эмблемы школы, оформление школьного периодического издания);
· проектная работа по определенной теме (литературная, социальная, философская, антропологическая, научно-фантастическая и так далее), выполненная с использованием цифровых образовательных ресурсов, включая материалы Интернета;
· собственный научный эксперимент, заснятый на видеокамеру;
· создание web-странички класса на сайте школы.
В рамках блока удовлетворения познавательных интересов учащихся возможно приобретение полезных навыков и умений; главное, чтобы учащийся сам смог их оценить и закрепить для использования в работе над другими темами.
Сегодня учителя Гимназии им. Н.В. Пушкова поделятся своими наработками в сфере расширения информационно-образовательной среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Единая информационная образовательная среда и информационная образовательная среда образовательного учреждения» анализ состава ИОС образовательного учреждения
Таблица анализа состава ИОС образовательного учреждения...
Формирование универсальных учебных действий обучающихся в условиях информационно-образовательной среды школы
ИОС Компоненты на бумажных носителях Компоненты на CD/DWDносителях Интернет среда ИОС Индивидуализация учебного процесса Организация коллективной дея...
Технология создания информационно - образовательной среды в школе.
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распростр...
"Расширение информационно-образовательной среды школы"
Презентация к выступлению по проблеме расширения ИОС образовательного учреждения...
Преподавание естественных предметов в условиях создания информационно - образовательной среды учреждения
В статье рассказывается об организации процесса обучения при изучение дисциплин естественнонаучного цикла на основе современных информационно-коммуникационных технологий....
Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".
Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...
Активные формы взаимодействия школьного сообщества по созданию творческой, проблемно-ориентированной образовательной среды школы.
Статья с сбоник "Будущее начинается сегодня"В контексте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» обучающиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, ...