"Огонь-ошибок не прощает"
презентация к уроку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Цель. Научить детей правильно вести себя в экстремальных ситуациях. Знать основные правила пожарной безопасности. Воспитать у детей ответственность за свою жизнь и за окружающих людей.(слайд2)
Ход занятия
1.Оргмомент.
2.Сообщение темы и цели урока. Слайд3
Рыжий зверь в печи сидит.
Рыжий зверь на всех сердит
И от злости ест дрова
Целый час, а, может два.
Ты его рукой не тронь –
Искусает всю ладонь.
(огонь)
Тема нашего занятия «Огонь –друг и человека!»
3.Основная часть занятия.
А)Огонь – друг, символ. (слайд 4,5,6).
Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользнет коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки,
Хищный делает бросок!..
Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя теплом и светом. Помог ему расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни климатические условия. Без огня жизнь человека на земле невозможна. Огонь плавит руду, помогая получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных самолетов и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.
С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимся за Родину. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете спортсмены, отдавая дань традициям античного мира.
Б).Огонь – враг.(слайд7)
Оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в пепел. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям. Огонь – враг, если к нему относятся небрежно. Пожар может возникнуть всюду, где огонь найдет хотя бы малейшую лазейку.
Лесной пожар(слайд8)
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел! А ветки догорали
И не хотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры, впереди поляны
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы.
И как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы
Какие правила нужно соблюдать в лесу?(слайд9)
1.Не разводить костер без необходимости.
2.На месте старого костра или аккуратно убрать дерн, положить его в сторону.
3.Не разводить огромный костер, по мере необходимости.
4.Следить за ветром и не разжигать в близи деревьев.
5.Перед тем как уйти, надо затоптать, разбросать головешки по сторонам, 6.прикрыть дерном или землей.
7.И только после того, как убедишься, что ничего не горит, можешь покинуть это место
Сожженный участок леса восстанавливается от 20 до 50 лет. Говорят, поджигать траву полезно. Выжигают на покосах, а на самом деле, вы наблюдали, как растет трава после пожара? Очень редкая, почему? Не все растения отрастают от корня, а семена, которые были на поверхности земли, сгорели от пожара. А сколько сгорит насекомых? К тому же сгорел и верхний, самый плодородный слой земли, а чтобы он восстановился, нужен не один десяток лет..
Ежегодно в мире происходит 5 миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает один человек, 2 получают травмы и ожоги. Каждый третий погибший – ребенок.(слайд10)
В).Причины возникновения пожаров. Неосторожное обращение с огнем (курение, незатушенные окурки и спички, освещение при помощи спичек, свечей, зажигалок, факелов, разведение костров, сжигание отходов, детская шалость с огнем).
Неисправность или неправильная эксплуатация электробытовых приборов, печей и дымоходов, а также газовых приборов. Курящему человеку следует знать, что температура непогашенной папиросы 300-400 градусов С, а время ее тления 4-7 минут, сигареты соответственно 310-400 градусов С и 26 – 30 минут. Очаг тления при благоприятных условиях может развиться в пожар. (Слайды по правилам 11-17)
Г).Пожарные на защите граждан.(слайд18)
Чтобы с пожаром бороться умело,
Знать каждому нужно пожарное дело!
Пожарные навыки всем пригодятся,
Затем, чтобы знать, как с огнем обращаться.
- Огонь – не игрушка. Каждый пожар –
это большое несчастье, большая беда.
Поэтому всегда на страже день и ночь пожарные.
Краткая история пожарного дела.(слайд19)
- В «Судебнике» Ивана III, введенном в 1498 году, сказано о курцах: «Зажигальщику живота не дать, казнить его смертною казнью».
С 1689 года Петр Первый приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей.
В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.
Первая пожарная команда в Киеве была организована в 1841 году, в ее состав входили 25 человек.
17 апреля 1918 года был подписан Декрет «О государственных мерах борьбы с огнем». Этот день и стал днем образования пожарной охраны.
От конных повозок с ручными пожарными насосами до мощных современных средств тушения пожаров – таков путь развития пожарной охраны. Сегодня эта специальная служба – одна из самых мобильных.
Пожарные – это люди, которые каждый день рискуют своим здоровьем и даже жизнью ради спасения чьей-то жизни и имущества.
Пожарным рыжим и седым
В дерюжках дымных и прожженных
Как всем оплаканным святым,
не хватит места на иконах.
Под слоем пепла не видны
живые трещины-морщины.
Спаси их всех и сохрани,
Неопалимая Купина!(слайд20)
4.Итоговое повторение(слайд22-26)
1.В случае возникновения пожара необходимо:
- Сообщить в пожарную охрану по телефону 01;
- Принять меры по эвакуации людей и материальных ценностей;
- Перекрыть подачу газа, по возможности вынести из опасной зоны баллоны с газом и другие взрывопожарные предметы;
- Приступить к тушению огня подручными средствами, при этом в целях ограничения доступа воздуха к очагу пожара не открывать и не разбивать окна.
При пожаре надо опасаться
• Высокой температуры.
• Задымленности и загазованности.
• Обрушение конструкций зданий.
• Взрывов технологического оборудования и приборов.
• Падение подгоревших деревьев и провалов в прогоревший грунт.
• Опасно входить в зону задымления, если видимость менее 10 метров.
При спасении пострадавших из горящих зданий и при тушении пожара соблюдайте следующие правила:
• Прежде чем войти в горящее помещение, накройтесь с головой мокрым. покрывалом, плащом, куском плотной ткани.
• Дверь в задымленное помещение открывайте осторожно, чтобы избежать вспышки. пламени от быстрого притока свежего воздуха.
• В сильно задымленном помещении двигайтесь ползком или пригнувшись.
• Для защиты от угарного газа дышите через увлажненную ткань.
Помните!
• Маленькие дети от страха часто прячутся под кроватями, в шкафах, забиваются в угол.
• Если на вас загорелась одежда, ложитесь на землю и, перекатываясь, сбейте пламя, бежать нельзя – это еще больше раздует огонь.
• При тушении пожара используйте огнетушители, пожарные краны, песок, землю, покрывала и другие средства.
• Огнегасящие вещества направляйте в места наиболее интенсивного горения и не на пламя, а на горящую поверхность.
• Если горит вертикальная поверхность, воду поливайте в верхнюю часть.
• Горючие жидкости тушите пенообразующими составами, засыпайте песком или землей, а также накрывайте покрывалом, одеждой, брезентом и т.д..
• Если горит электропроводка, сначала выверните пробки или выключите рубильник, а потом приступайте к тушению.
• Выходите из зоны пожара в наветренную сторону, то есть откуда дует ветер.
5.Тест-контроль. «Знаете ли вы правила пожарной безопасности».(слайд27-31)
- Если случится пожар, как Вы будете действовать?
- Позвоню по телефону «01»-3 очка
- Позову на помощь-2
- Убегу, никому ничего не сказав-0
- Каковы Ваши действия, если комната начала наполняться густым едким дымом?
- Открою окно, не закрыв дверь-0
- Буду продвигаться к выходу-2
- Закрою рот и нос мокрым носовым платком и буду продвигаться к выходу, прижимаясь к полу -3
- Что Вы предпримете, если загорелась электропроводка?
- Буду тушить водой-0
- Обесточу электросеть, затем приступлю к тушению-3
- Буду звать на помощь-1
- Если на Вас загорелась одежда, что Вы сделаете в первую
очередь?
- Побегу, попытаюсь сорвать одежду -0
- Остановлюсь, упаду, покачусь, сбивая пламя-3
- Завернусь в одеяло-2
- Каковы Ваши действия, если при приготовлении пищи загорелся жир на сковороде?
- Накрою сковороду мокрым полотенцем- 3
- Буду тушить водой -0
- Попытаюсь вынести горящую сковороду на улицу-0
- Если Вы разжигаете газовую колонку или духовку газовой плиты и спичка погасла, не успев зажечь газ, что Вы будете делать?
- Достану вторую спичку и стану зажигать газ-0
- Перекрою газ -2
- Перекрою газ и проверю тягу-3
- Если Вас отрезало огнем в квартире на пятом этаже (телефона нет), что Вы будете делать?
- Мокрыми полотенцами, простынями заткну щели в дверном проеме, сократив приток дыма, через окно буду звать на помощь-3
- Сделаю веревку из скрученных простыней и буду спускаться-1
- Буду звать на помощь-1
- Если Вы увидели, что на опушке леса горит прошлогодняя трава, что Вы предпримете?
- Пройду мимо-3
- Постараюсь затушить, забросав землей, сбить пламя ветками деревьев-3
- Сообщу об этом взрослым-2
- Если Вы увидели, что маленькие дети бросают в огонь бумагу, незнакомые предметы, аэрозольные упаковки, как Вы должны поступить?
- Остановлю, объясню, что это опасно-3
- Пройду мимо-0
- Попытаюсь переключить внимание детей на другое занятие -3
- Если во время просмотра телепередачи Вы видите, что из телевизора пошел дым, как Вы поступите?
- Продолжу смотреть телепередачу -0
- Позову на помощь взрослых -2
- Отключу телевизор, позвоню в пожарную охрану, приступлю к тушению-3
- Если Вы набрали 25 — 30 очков, то Вы хорошо знаете правила пожарной безопасности, всегда соблюдаете их и сможете научить им своих товарищей.
- Если Вы набрали 20 — 24 очка, то Вы должны быть осмотрительнее в выборе действий в сложной ситуации.
- Если Вы набрали менее 20 очков, то Вам необходимо серьезно заняться изучением правил пожарной безопасности. Это поможет Вам избежать пожара, а в экстремальной ситуации — сохранить свою жизнь.
5.Итог занятия. Загадки
1. Уголек из печки "скок",
И... поджег половичок.
Наблюдателем не стой,
Уголек залей... (водой).
2. Жжется печь - ее не тронь,
Потому что в ней... (огонь).
Шалун со спичками шалил
Шалун в больницу...(угодил).
3. Ростом невеличка
Маленькая спичка.
Только трогать спички
Не имей... (привычки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Огонь ошибок не прощает»
•История огня•Что такое пожар? •Пожарная служба•Причины пожара•Статистика по пожарам•Награды•Требования Законодательства о пожарной безопасности•Советы пожарных•Как вести себя на пожаре•Литератур...
Классный час на тему: "Огонь ошибок не прощает"
Классный час по пожарной безопасности...
Методическая разработка классного часа « Огонь ошибок не прощает»
Данная разработка может использоваться для учащихся 7-9 классов, котораявоспитывает ответственность у учащихся за свою жизнь и жизнь других людей, бережное отношение к природе. Ориентирует...
Конспект урока ОЗОЖ "Огонь ошибок не прощает"
Для учащихся 9 класса, можно использовать на классном часе....
Конспект занятия по пожарной безопасности "Огонь ошибок не прощает"
Занятие предназначено для закрепления знаний по противопожарной безопасности....
Внеклассное мероприятие на тему «Огонь ошибок не прощает»
(внеклассное мероприятие по пожарной безопасности в 11 классе)Цель: научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях.Задачи: закрепить знания детей о положительной и отрицательной рол...
План-конспект воспитательного занятия с использованием ИКТ и ЭОР Тема: «Огонь ошибок не прощает».
Садитесь удобнее, улыбнитесь друг другу настройтесь на активную работу.Упражнение «Свеча». -Представьте, что перед вами горит настоящая свеча, задуйте ее ровными медленным вздохом -Что может...