Конспект урока ОЗОЖ "Огонь ошибок не прощает"
план-конспект урока по обж (9 класс) на тему
Для учащихся 9 класса, можно использовать на классном часе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация о пожарной безопасности | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка классного часа на тему:
« Огонь ошибок не прощает»
Цель:
- Совершенствование знаний по пожарной безопасности, ознакомление учащихся с законами о пожарной безопасности.
Задачи урока:
-обучающие: изучить правила пожарной безопасности, законы о пожарной безопасности;
- развивающие: умение не теряться в экстремальных ситуациях
- воспитательные: чувство ответственности за пожарную безопасность
Вид используемых на уроке средств ИКТ: Интернет, мультимедийный компьютер,
Раздаточный материал: проверочный тест.
На доске высказывание К.Циолковского « Человеку дан разум и наука на то, чтобы обезопасить себя от всякого бедствия».
План урока
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Актуализация темы классного часа.
3. Беседа с бойцом пожарной части.
4.Изучение правил пожарной безопасности.
5.Тестирование.
6. Итог мероприятия -ролевые ситуации.
7.Учебная эвакуация.
Ход урока
Вступительное слово: (слайд 1)
Жизнь каждого человека бесценна. Важнейшими правами человека является право на жизнь и неприкосновенность . Для того чтобы гарантировать гражданам эти права, в нашем государстве действуют правоохранительные органы, служба спасения, создаются специальные нормативно- правовые акты.
Однако очень многое зависит от самих людей. От их стремления соблюдать законы, не причинять вреда друг другу, от их ответственности и неравнодушия , умения предвидеть и распознавать опасности , соблюдать несложные правила безопасности.
(слайд 2)
Эпиграфом нашего мероприятия будут слова Циолковского: « Человеку дан разум и наука на то, чтобы обезопасить себя от всякого бедствия».
Жизнь и безопасность во многом зависят от ответственного отношения к себе и окружающим. Поэтому правила безопасности в школе, на улице, в быту должны стать для вас неотъемлемой частью. Вы часто слышите слово безопасность, как вы думаете. что оно означает?
По словарю Ожегова: «Безопасность –это положение , при котором не угрожает опасность кому- нибудь, чему- нибудь.»
Речь на уроке пойдет о пожарах.
Сообщение о статистике пожаров в мире, подготовленное учеником.
(слайд 3.4)
Он уничтожает все: имущество, жилище, а иногда забирает и человеческие жизни. Ежегодно на земном шаре возникает свыше 5 миллионов пожаров, гибнет большое количество людей, разрушаются здания и различная техника. На 1 миллион человек в России при пожарах погибает более 100. За 2010 год зарегистрировано 111 301 пожаров, погибло 6 610 человек, из погибших – 235 детей, травмы различной степени тяжести получили 7 643 человека,
материальный ущерб от пожаров в городах оценивается в 4 100 690 000 рублей.
80% пожаров происходит в жилье. Гибель и травматизм людей от дыма и огня составляет 9 случаев из 10.
Ни для кого не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей.
Сообщение о статистике пожаров на территории России, подготовленное учеником.
(слайд 5,6)
С начала пожароопасного сезона 2010 года на территории России возникло 23 900 пожаров, что превышает показатель горимости за аналогичный период прошлого года на 24 %. Площадь, пройденная пожарами, составляет более 744 тыс. гектаров.
Сообщение о статистике пожаров в Саратовской области, подготовленное учеником
(слайд 7)
За 11 месяцев 2010 года в Саратовской области зарегистрировано 2123 пожара (в 2009г. – 2154).
Ущерб составил 71 млн. 191 тыс. руб. (в 2009г. – 124 млн. 237 тыс. руб)
В результате пожаров погибло 192 человека, из них 126 в нетрезвом состоянии, 130 человек получили травмы различной степени тяжести.
Уничтожено 149 единиц техники (в 2009г. – 152/ -1,97 Только за август месяц 2011 года по области произошло 23 степных пожара, на площади 14 979 гектаров). Причинами пожаров в большинстве случаев послужило неосторожное обращение население с огнем, грозовые разряды.
За 11 месяцев 2010 года на пожарах спасено 1077 человек и материальных ценностей на сумму 870 млн. 70 тыс. рублей.
Сообщение ученика.
(слайд 8)
Основная доля пожаров (71,3%) пришлась на жилой сектор, где за 11 месяцев 2010 года зарегистрировано 1514 пожаров с материальным ущербом 25 млн. 852 тыс. рублей. По сравнению с АППГ число пожаров в жилом секторе снизилось на 4,24%. Снижение количества пожаров отмечается также на строящихся объектах в 3,0раза, складах производственных предприятий на 10,00% . В производственных зданиях количество пожаров возросло на 36,11%, торговых помещениях на 13,46%, сельскохозяйственных объектах на 25,00%, на транспортных средствах на 20,08%, в зданиях общественного назначения на 4,00%.
Учитель:
Каждый шестой пожар произошел по вине лиц находившихся в нетрезвом состоянии. Основная категория погибших – пенсионеры – 69 человек (35,9% от общего количества погибших), лица без определённого рода занятий – 65 человек (33,9%).
Сообщение о статистике пожаров в районе, подготовленное учеником
(Слайд 9)
В связи с установившейся засушливой погодой в регионе участились случаи возгораний в степных массивах области. С начала пожароопасного периода по области произошло более 50 случаев пожаров площадь которых в обшей сумме составила более 18 тыс.гектаров.
Ежегодно пик природных пожаров приходится на август-октябрь месяцы, причем в этом году обстановка усугубляется капризами природы - высокими температурами не спадающими практически в течении всего лета.
Только за август месяц 2010 года по области произошло 23 степных пожара, на площади 14 979 гектаров. Причинами пожаров в большинстве случаев послужило неосторожное обращение население с огнем, грозовые разряды.
В связи со сложившейся пожароопасной обстановкой проходят совещания областного комитета по проблемным вопросам тушения и профилактики степных пожаров, результатом которого стало принятия очередного решения по стабилизации обстановки со степными пожарами.
Статистика пожаров по Ал-гайскому району за текущий год.
(слайд 10)
Учитель:
(слайд 11)
Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие - пожар.
Во все времена люди сталкивались с пожарами. Давайте с вами разберем, что же такое пожар и пожарная безопасность?
Пожар – это чрезвычайное происшествие; огонь, вышедший из – под контроля.
В 1994 году впервые в России был введен в действие Федеральный закон «О пожарной безопасности». Пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Сообщение ученика:
(слайд12)
Первые общественные пожарные дружины в России появились в середине девятнадцатого века. Одной из достопримечательностей русских городов стала пожарная каланча. Многие десятилетия каланча была самой высокой точкой города. В течение 19-го века стали выпускать пожарные насосы, складные лестницы, изготовлен первый пожарный автомобиль.
Как все – таки правильно называть пожарных – «пожарник» или «пожарный»?
Раньше «пожарниками» называли лжепогорельцев, которые прикидывались пострадавшими от огня, чтобы получить милостыню. Сегодня слово «пожарный» означает - «боец пожарной команды» и употребляется чаще в официальной речи, а слово «пожарник» - в разговорной.
(слайд 13)
Пожарный – это не просто профессия, это особое состояние души. Настоящий пожарный не знает, что такое усталость, не знает слов «не могу». В любое время суток, в любую погоду, в любом состоянии и настроении он готов идти в огонь и в воду.
Спасти и помочь. Такая цель стоит перед пожарными России каждый день. Человеческое горе – это то, что они видят перед собой постоянно. Экстремальная ситуация для них – ситуация штатная и каждый день – война, они ежедневно сражаются за людей.
Звучит музыка Слайды «пожарные»(слайды 14,15,16)
Стихотворение «Пожарный» читает ученик:
Людская жизнь в огне проклятом.
Трещит он, пламенем клубя.
Ребенка крик. Он там – на пятом!
Одна надежда – на тебя.
И ты пошел, боец пожарный,
Забыв на время обо всем.
Лишь высота, злой дым угарный,
Да схватка с яростным огнем.
Один этаж. Второй. И третий …
Рискован, сложен, труден путь.
Да разве может страх и трепет
Тебя назад сейчас вернуть!
А цель близка.
Ещё движенье.
И пульс стучит в висках тугой
И каждый мускул в напряженье –
Судьба решается тобой.
В том вихре искр, в дыму, в удушье
Нашел дитя. Взглянул в глаза …
И та доверчивость не душу –
Всего, как болью, обожгла.
Держа в руках конец веревки,
Сказал мальцу: «Держись, сынок!»
С богатым опытом сноровки,
Вернуть его на землю смог.
Все позади. А руки, руки,
А обожженное лицо ...
«Боец, ты вынес столько муки!»
«Да что там! Спас, в конце концов».
«Нет, ты герой».
«Да будет, братцы,
Так сделал бы из вас любой».
Большая честь – за жизнь сражаться.
И подвиг здесь, и долг святой.
Ученик: Только в минувшем году произошло более 187 тысяч пожаров, спасено свыше 86 тысяч человек! За минувшие пять лет при выполнении служебного долга более 40 пожарных погибли и около 600 были ранены.
Учитель:
К нам на классный час пришел пожарный ……
Вопросы учащихся гостю:
Расскажите, пожалуйста, о трудностях вашей профессии.
Почему вы выбрали эту профессию?
Как долго вы работаете в этой профессии?
Учитель:
Значительную часть своей жизни вы проводите в своем доме и школе. Нам кажется, что мы в полной безопасности.
Назовите причины возникновения пожаров.(слайд 17)
- Непотушенные спички
Небрежность при хранении легковоспламеняющихся материалов
- Нарушение правил пользования электрическими приборами
- Включение нескольких бытовых приборов в одну розетку
- Короткое замыкание, возникающее вследствие соединения двух проводников без изоляции
- Неисправность бытовых газовых приборов
- Шалости детей: игра спичками, электроприборами и др.
Учитель:
Огонь был и остается одним из первых помощников человека. Неосторожное обращение с огнем может стать причиной опасной ситуации .
Давайте вспомним ,как надо действовать при возникновении пожара?
(слайды 19)
1.При пожаре в квартире – проверьте, не остался ли кто-либо в квартире. Вызовите пожарную охрану с помощью взрослых или самостоятельно по телефону «01!» (слайд20)
2. Эвакуация. Покидать задымлённое помещение следует ползком, защитив глаза и органы дыхания, в сторону с наименьшим задымлением. Ни в коем случае не пользуйтесь лифтом. (слайд 21)
3.При пожаре запрещается: тушить огонь до вызова пожарных; выходить через задымленную лестницу; использовать лифт, водосточные трубы, веревки; открывать двери, окна и выпрыгивать из них; тушить водой включенные электроприборы.( Слайд 22)
Средства пожаротушения (Слайд18)
Скажите, пожалуйста, какие первичные средства пожаротушения вы знаете? (ответы детей). Правильно, молодцы!
Это - вода, песок, земля, огнетушители, мыльный раствор, порошок. Однако, не имея одежды, специально предназначенной для тушения пожара – нельзя вступать в схватку с огнем.
Учитель:
Любой пожар страшен и непредсказуем. К сожалению, пожар в квартире – это не единственная опасность, поджидающая нас дома.
Как вести себя при пожаре в школе:
- о пожаре сообщить учителю(любому взрослому),
- не кричать,
- выполнять требования руководителя,
-покидать школу вместе с классом,
-после выхода из школы не уходить без разрешения и т.д.
(слайд 25)
Помните, что огонь и дым на лестничной клетке распространяются только снизу вверх. Проходя по задымленным участкам, постарайтесь преодолеть их, задерживая дыхание или закрыв рот и нос влажным платком, полотенцем. Запомните: для эвакуации людей при пожаре пользоваться лифтом опасно!
Что нужно знать при вызове пожарной охраны: Телефон пожарной охраны -"01". Необходимо указать место возникновения пожара, наличие угрозы людям, удобный проезд, а также сообщить свою фамилию.
В сухую жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся.
Если невозможно уйти от пожара, войдите в водоем или накройтесь мокрой одеждой..
Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное – уносят человеческие жизни.
С огнем нужно быть предельно осторожными. Когда он используется в управляемой ситуации, многие процессы невозможны без него. Но в руках безответственных людей огонь становится очень опасным.
Помните, что от одной непотушенной спички может сгореть целый дом. Лучшая защита от пожара – знание и соблюдение правил пожарной безопасности.
Итог:
Проверим наши знания ,проведем тестирование. (У каждого ученика на парте бланк с тестом) на доске тест дублируется.(слайд 31-34)
Результат тестирования на доске. (слайд 35)
Обсуждение эпиграфа. (слайд 36)
Циолковский высказал данную мысль много лет назад. Как вы думаете, актуальна ли это высказывание в настоящее время?
Итог классного часа: Ролевые ситуации. (см. приложение)
Внимание! Объявляется общая эвакуация!
Практическое закрепление навыков -учебная эвакуация
Источники :
Интернет-ресурсы,
периодическая печать,
инструкции пожарной безопасности
правила эвакуации из школы во время пожара,
приложение
Вопросы :
- Вам на новый год подарили замечательные фейерверки и бенгальские огни. Где вы их будите зажигать? ( Только на улице, вместе с взрослыми, подальше от легковоспламеняющихся предметов).
- Дети почувствовали запах дыма и выскочили из квартиры. Внизу в подъезде что-то горело. Младший брат бросился к лифту, а старший схватил его за руку и затащил обратно в квартиру. Кто из них прав? Как правильно поступить в этой ситуации? ( Закрыть входную дверь. Позвонить в службу спасения 01, сообщить точный адрес. Закрыть все окна и двери, щели заткнуть мокрыми тряпками. Выключить электричество и газ. Ждать пожарных )
- На кухне загорелась электрическая проводка. Бабушка начала тушить её водой. Но внук закричал: «Так делать нельзя!» Кто прав? ( Внук прав. Электропроводку тушить водой нельзя, так как вода – хороший проводник электрического тока).
- На женщине, стоящей у газовой плит, загорелась одежда. Дочь бросилась в ванную за водой, а сын тут же закутал мать в свое пальто. Чьи действия в данном случае более правильные? (Сын прав. Чтобы потушить на человеке горящую одежду, рекомендуется закутать его в одеяло или любую плотную ткань).
- Жители девятиэтажного дома сложили на чердаке старую мебель, газеты, одежду. Правильно они поступили? (Нет. Эти вещи хорошо горят и создают условия для распространения огня).
- Юные химики проводили опыты дома на кухне. Они заслуживают поощрения за свою страсть к науке? (Нет. Детям не разрешается самостоятельно проводить химические эксперименты).
- В личном чулане, расположенном в подвале многоэтажного дома, гражданин хранит бензин для своего скутера. Имеет ли он на это право? (Нет. Легковоспламеняющиеся жидкости запрещается хранить в подвальных помещениях).
- Клиента гостиницы оштрафовали за то, что он нагревал воду в литровой банке, стоящей на толстой книге, на тумбочке. Правильно ли поступила администрация гостиницы? (Да. Запрещается пользоваться электронагревательными приборами без несгораемой подставки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Огонь ошибок не прощает»
•История огня•Что такое пожар? •Пожарная служба•Причины пожара•Статистика по пожарам•Награды•Требования Законодательства о пожарной безопасности•Советы пожарных•Как вести себя на пожаре•Литератур...
Классный час на тему: "Огонь ошибок не прощает"
Классный час по пожарной безопасности...
Методическая разработка классного часа « Огонь ошибок не прощает»
Данная разработка может использоваться для учащихся 7-9 классов, котораявоспитывает ответственность у учащихся за свою жизнь и жизнь других людей, бережное отношение к природе. Ориентирует...
Конспект занятия по пожарной безопасности "Огонь ошибок не прощает"
Занятие предназначено для закрепления знаний по противопожарной безопасности....
Улица ошибок не прощает
презентация...
План-конспект воспитательного занятия с использованием ИКТ и ЭОР Тема: «Огонь ошибок не прощает».
Садитесь удобнее, улыбнитесь друг другу настройтесь на активную работу.Упражнение «Свеча». -Представьте, что перед вами горит настоящая свеча, задуйте ее ровными медленным вздохом -Что может...
Экологический урок чистоты "Природа не прощает ошибок"
Этот урок способствует воспитанию мелосердия и гуманного отношения к родной природе, формирует негативное отношение к природе. Единственное спасение - это экологическая культура....