Имидж современного учителя
материал по теме
Материал для выступления на педсовете, освещающий вопросы об имидже современного учителя и его роли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imidzh_sovremennogo_uchitelya.docx | 46.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Вышневолоцкого района «Академическая средняя общеобразовательная школа» Тверской области |
Имидж современного педагога |
Выступление на педагогическом совете |
Подготовила Лукина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы 23.03.2014 |
В нашей жизни все неповторимо,
Так ведётся издавна, в веках,
Только лишь одно бесспорно, зримо:
Кто учил – живёт в учениках.
Г.П.Петелина
К ВОПРОСУ ОБ ИМИДЖЕ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Учитель – воспитатель того гражданина, в котором нуждается страна. Именно по этой причине после переворотов и революций приходящие к власти первым делом избавлялись от учителей, работавших при старом режиме. Власть видела в них потенциальную, но грозную опасность появления новых непримиримых противников существующего строя.[1]
Может показаться странным, что в то время, когда вся педагогическая общественность занята поиском «новой образовательной парадигмы», обеспокоена содержанием образования, стоит и необходимо начать разговор об имидже педагога. Во все времена обыватели требуют от обладателя этой профессии безгрешного существования, рассматривают поступки учителя под микроскопом, и такое отношение вынуждает соответствовать. Учителя, помимо преподавания своего предмета, должны формировать взгляды, социальное мировоззрение, отношение детей к жизни. Убеждение в важности воспитательной миссии учителя прочно утвердилось в массовом сознании.
До сих пор многие убеждены, что педагогические вузы должны готовить специалиста, владеющего определёнными знаниями, умениями, а человековедческим дисциплинам отводится второстепенная роль. Такое положение вещей приводит к тому, что молодой педагог не может работать с учениками, не умеет общаться с коллегами, родителями.
Часто педагог теряет авторитет в среде своих подопечных потому, что неинтересен как личность. Известна народная мудрость, что воспитать «крылатого» может только «крылатый», воспитать счастливого может только счастливый, а современного – только современный человек. Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Это бесспорно и часто определяет одно через другое: интерес к предмету может угаснуть, если педагог сам неинтересен, необразован, не может сформировать положительного отношения к данной области знаний.
Интерес к личности учителя, таким образом, есть средство активизации интереса к предмету. Именно ученики поддерживают педагогическую энергию учителя, а педагог открывает перед школьниками «новые горизонты». Поэтому, как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая таким образом свой собственный имидж.
В зарубежной практике не существует каких-либо сомнений в обязательности делового имиджа, который рассматривается как составная часть культуры делового человека. Так что же такое имидж?
Имидж – красивое загадочное слово, вошедшее в наш язык в конце 80-х годов прошлого века. В переводе с французского и английского – образ. Читаем в словаре: «Имидж – целенаправленно сформированный образ (какого-либо лица, явления, предмета), выделяющий определённые ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо…»[2] Причем под «образом» нужно понимать не только визуальный, зрительный облик, но и образ мышления, действий, поступков. Это умение общаться, искусство говорить и – особенно – слушать.
Правильно выбранные тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяют тот образ, в котором мы предстаём перед учениками и коллегами. Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность является либо продолжением наших достоинств, либо ещё одной отрицательной чертой, мешающей жизни и карьере.
Визуальная привлекательность
Значительную часть информации мы получаем благодаря зрению. Именно поэтому визуальная привлекательность нашего образа так важна. Во все времена люди ценили гармонию и красоту. Эффект первого впечатления базируется на визуальном восприятии. По данным психологов, внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих.
Визуальная привлекательность – это не только наши физические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от нас. Наша привлекательность зачастую зависит от общего впечатления ухоженности. Весь облик учителя должен быть современным, внушающим уважение и доверие. Это визитная карточка наших данных, которые подчёркнуты с помощью одежды, прически, макияжа. Здесь значение имеют и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно подобранный и выполненный макияж, и модная стрижка или укладка.
Как верно замечено, мода приходит и уходит, а стиль остаётся. Основной стиль учителя – это классика. Классический стиль – это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Этот стиль символизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическая гибкость, а также авторитет.
Помните поговорку «Встречают по одежке, провожают по уму». Для многих людей информация, полученная от зрительного образа, является единственным «банком данных» о человеке. И чем точнее создан ваш образ, тем легче людям общаться с вами, тем меньше сил вам потребуется, чтобы найти общий язык с учениками.
Одежда учителя несёт большую психологическую нагрузку. Во-первых, аккуратно, чисто и со вкусом одетый учитель воспитывает эти же качества в учениках. Во-вторых, неуместно яркая или вызывающая одежда учителя может отвлекать внимание во время урока, подрывая процесс обучения. То есть неправильный выбор одежды учителем может породить очень много педагогических проблем, которые придётся решать не один день.
Цвет нашей одежды воздействует как на нас, так и на наше окружение. Он является нашей психологической характеристикой, которая воспринимается окружающими на уровне подсознания. Например, тёплые тона способствуют доверительности, холодные – задают дистанцию и дисциплинируют. Прежде чем выбрать костюм, задумайтесь, какое воздействие вы хотите оказать на детей.
Говоря об одежде, нельзя обойти вниманием и аксессуары. Классический стиль предполагает отсутствие бижутерии; считается допустимым использование украшений из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных камней. Идеальным вариантом считается наличие часов (на руке или висящих на цепочке) и гладкого обручального кольца. Если вы носите серьги, то надо остановиться на небольших серьгах. Свисающие серьги будут двигаться в такт движениям вашей головы. А если они еще и блестят, то внимание учеников может весь урок быть приковано к этим движущимся блестящим объектам. То же самое можно сказать и о свисающих браслетах и многочисленных цепочках. Их нужно исключить.
К аксессуарам можно также отнести и очки. Очки должны быть точно подобраны к чертам лица и не должны отвлекать от мимики и выражения ваших глаз. Оправа должна быть тонкой. Очки должны быть подогнаны так, чтобы они не сдвигались при движениях головы, не сползали вниз и нигде не жали.
Инструментом мощного воздействия на учеников является лицо учителя. Этим «инструментом» надо научиться в совершенстве владеть, уметь очень точно им управлять. Мимические мышцы имеют мало нервных окончаний, и их слабые импульсы надо научиться воспринимать. Когда наше лицо находится в спокойном состоянии, мимические мышцы расслаблены и лицо принимает иногда выражение, неуместное в конкретной ситуации общения (например, опускаются уголки губ и лицо принимает недовольное или обиженное выражение). В стандартных ситуациях общения предполагаются стандартные выражения лиц у его участников. Психологи называют такие стандартные выражения лиц масками. Психологическое значение маски очень высоко. С одной стороны, её наличие позволяет личностно не вовлекаться в конкретную ситуацию общения, сохраняя психическую энергию. Лицо учителя должно быть доброжелательно – заинтересованным. У ученика выражение лица учителя должно создавать впечатление, что он ждёт и хочет общения именно с ним.
Подчеркнуть достоинства и заретушировать недостатки лица помогает множество средств, в том числе и декоративная косметика. Классический стиль подразумевает, что ваш макияж будет модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов – лёгкий. Причёска – современная, но без остромодных деталей.
Немаловажной деталью в облике учителя являются руки. Дети большое внимание обращают на состояние рук и ногтей учителя. Этикет предписывает женщинам носить ногти средней длины, овальной формы и покрывать их светлым (идеально – в тон губной помаде) лаком: бледно – розовым, светло- бежевым, прозрачным.
Вербальное и невербальное поведение
Но не только визуальная привлекательность является основой персонификации. Важной частью имиджа педагога является и то, в какой мере ему присуще красноречие.
Вербальное поведение – это социальный символ. Отработка навыков речевого общения делает ваш имидж более совершенным. Искусство речи – это её гибкость, выразительность, оригинальность. Речь, обращённая к ученикам, должна соответствовать теме разговора и уровню подготовленности собеседников, чтобы диалог учителя с учениками не превратился в монолог преподавателя. Объяснения должны быть понятны как по стилю речи, так и по актуальности. Восприятие информации на слух менее объемно, нежели визуально. Предложения должны быть не очень длинными и с паузами.
Общаясь с учениками, учитель не должен забывать и о тоне, которым он разговаривает с ними. От этого зависит не только эмоциональное состояние его учеников, но и их работоспособность. Мы можем донести информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д. Повышение тона голоса может не только привлечь внимание к чему-то важному, но и ввести слушателя в состояние стресса. Кроме того, постоянное общение на повышенных тонах делает затруднительным разговор в нормальном тоне, потому что у учеников складывается ошибочный стереотип речевого поведения.
Помните, что в момент речи вас не только слышат, но и видят. При этом оценивают уже не визуальный облик, а сопровождение речи средствами невербального общения, поэтому не забывайте о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка).
Невербальное поведение – это язык подсознания. Оно исторически предшествовало появлению речи, а значит, менее контролируемо интеллектом. Но это не повод пускать дело на самотёк. Невербальное поведение – это проявление культуры. Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации
Так называемый «невербальный» имидж связан с тем, насколько мы обладаем приятными манерами, под которыми подразумеваются жесты, мимика, поза. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление коммуникационных связей с людьми. И наконец – общительность. Хороший учитель не станет пренебрегать эмоциональной стороной общения с учениками: теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест. Вместо окрика – юмор, это спасительное, всесильное и интеллигентное средство любой богатой личности.
Этикет
Манеры являются частью культуры поведения человека, это отражение его нравственности и интеллекта. Их регулятором является этикет.
Говоря о вербальном и невербальном поведении, стоит уделить внимание и этикету. Существует речевой и неречевой этикет.
Речевой этикет – это вербальные формы выражения вежливых отношений между людьми. Данный этикет определяет стилистику текста собеседников. При этом имеют значение интонация, выбор слов и построение фраз. Грамотное использование правил речевого этикета помогает избежать отрицательных эмоций при общении.
Неречевой этикет – это система знаков. Сюда относятся жесты приветствия, прощания, знаки внимания и т.п. Жестикуляция, по мнению некоторых учёных, обедняет речь. Однако в живой разговорной речи без неё не обойтись, так как речевая ситуация непредсказуема.
Образ жизни
Немаловажное значение имеет и ваш образ жизни, который также влияет на имидж в целом. Имидж вашего образа жизни – это отражение того, как люди воспринимают вашу личную жизнь, отношения с окружающими и домочадцами, ваши моральные принципы, достоинство, поведение и характер.
В общественном сознании сложно отметить какие-то эволюционные изменения, оно по-прежнему формирует стереотипное представление об учителе. Учитель, как и 100 лет назад, должен быть разносторонне образованным, добрым, чутким, интеллигентным, красивым, хорошим психологом. Причём в век информации, когда есть телевизор, сотовые телефоны, компьютеры, Интернет, когда для подавляющего большинства учеников не составляет труда этой информацией обладать, к уровню образованности учителя предъявляются ещё более высокие требования. То есть в идеальном сознании образ учителя – это образ какого-то универсального человека. Интересно то, что при современной загруженности учителя, у него-то как раз меньше всего остаётся времени на расширение своего кругозора, овладение информацией.
Возникает некий парадокс: при возрастании требований к «компетенциям» учителя со стороны учеников, родителей, то есть общественного сознания, само общественное сознание по отношению к учителю мало изменилось за последние 100 лет. Уже в наше время, тем более в будущем, главной задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, её анализа и грамотного использования.
Каким же должен быть учитель?
Имидж может быть положительным или отрицательным. Кроме личностного, имидж может быть профессиональным. Понятие «имидж» может быть применимо не только к человеку, но и к организации, городу, даже к стране. Так что имидж любой школы будет определяться и имиджем педагогов, работающих в ней.
Итак, имидж – впечатление, которое производит человек на окружающих: что и как говорит, делает, каков стиль его мышления, поведения, общения с людьми, манеры, одежда, внешний вид. Удачный профессиональный имидж определяется тем, насколько хорошо вы можете войти в необходимый образ, погрузиться в свою профессиональную роль. Наиболее значимыми в профессиональном отношении считаются три группы качеств:
1) качества, которые позволяют понимать внутренний мир учащихся, сопереживать ему;
2) качества, которые обеспечивают владение собой;
3) качества, способствующие активному воздействию на ученика.
Неотъемлемым компонентом личности учителя является его разносторонность, эрудиция, любовь к своему предмету, смелость признаться в незнании чего-либо, в своей неправоте. Именно всё это лежит в основе профессионального мастерства, в основе педагогической интуиции, помогает преодолевать консерватизм, проявлять творчество, придает учителю уверенность в себе. Уверенность эта помогает приохотить к учению даже тех учеников, которые кажутся безнадёжными. А наилучшим (и обязательным!) помощником в этом служит вера учителя в успех учеников.
И чтобы ваш имидж был органичен и притягателен для окружающих, не забывайте быть обаятельными. Обаятельный человек быстрее и легче добивается своих целей, при этом зарабатывая людские симпатии. Чтобы любить людей, надо, прежде всего, полюбить себя. Ухаживать за собой, заботиться о себе – это проявление любви к себе самому. Это хороший способ саморегуляции и повышения личной самооценки, прекрасный способ творческой самореализации. Это хороший психотерапевтический приём.
Совершенно не обязательно, чтобы люди вас любили и обожали, просто вы должны им нравиться. Л. Н. Толстой говорил о том, что «если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».[3] Создание положительного образа – первый шаг к достижению совершенства в учительстве.
Список использованной литературы:
[1] Кузьмина Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. Л.: Знание, 1985.
[2] Современный словарь иностранных слов. М., Изд-во «Русский язык». 1993. 740 с. С.229.
[3] Степанов М. Творческая личность нашего времени. Газета “Школьный психолог”, №31, 2004 г.
Интернет-ресурсы:
nsportal.ru›nachalnaya…imidzh…prezentatsiya…statya
festival.1september.ru›Статья Имидж современного
tak-to-ENT.net›Методическая копилка | так›98-1-0-922
pedsovet.su›Статьи›26-1-0-1769
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа "Профессиональный имидж современного учителя физической культуры"
Специалисты по имиджелогии нужны везде, а школе - в первую очередь. Необходимо не только теоретически обосновать природу, характеристику и типы имиджей учителя, а создать сам инстр...
Формирование имиджа современного учителя
Статья содержит размышления об имидже современного учителя и его положительном формировании....
Имидж современного учителя. Какой он?
Глубокие изменения, происходящие в общественной структуре, экономических, социальных и культурных процессах, модернизация образования предъявляют новые требования к качеству подготовки будущего ...
Имидж современного учителя
Имидж оказывает влияние на личную и профессиональную сферу человека. Для педагога создание позитивного имиджа является ключом к успеху и неким залогом признания учеников.В педагогической и социально-п...
«Имидж современного учителя»
Эта работа получила высокую оценку на Всероссийском конкурсе «Учитель… Профессии прекрасней нет на свете?». В современном российском образовании, как и во всем обществе, очень много ...
Имидж современного учителя
Имидж – загадочное красивое слово, появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с французского и английского языков, оно обозначает «образ». Причём под «образом» нужно понимать не толь...
Имидж современного учителя
Материал для выступления на педсовете, освещающий вопросы об имидже современного учителя и его роли....