Эссе "" Моя педагогическая философия
статья по теме
Предварительный просмотр:
Творческий конкурс для педагогов
«Вдохновение»
Номинация конкурса «Публицистика»
Эссе
«Моя педагогическая философия»
Автор : Долгаева Баира Борисовна,
учитель калмыцкого языка и литературы
МКОУ «Уланэргинская СОШ»
Яшкульского района
Республики Калмыкия
2014 год
Эссе
«Моя педагогическая философия»
Учителю всегда надо помнить не только о
тепле своих рук, но и о теплоте своей души…
«…Был богатый, но глупый человек. Однажды он увидел трехэтажный дом с высокой и красивой башней, и решил себе построить точно такой же.
Он позвал плотника и приказал ему построить ему такой дом с башней. Принявшись за дело, плотник, прежде всего, построил фундамент, возвёл второй этаж и принялся за третий. Видя это, богатый хозяин нетерпеливо сказал ему:
«Мне не нужны ни фундамент, ни первый и ни второй этаж. Мне нужна высокая башня на третьем этаже. Скорее строй мне эту башню».
Глупый человек не знает труда, он требует только хороших результатов. Но как не может быть третьего этажа без фундамента, так и не может быть хороших результатов без труда», - гласит древняя притча из книги «Учения Будды».
Я считаю, что мы, учителя, являемся теми плотниками, которые воздвигают «красивые башни» в душах наших детей только благодаря труду.
В моей памяти надолго запомнилось стихотворение «Учитель», которое я, будучи ученицей 6 класса учила на праздник, посвященный Дню Учителя в своей школе:
Ты помнишь, было вокруг
Море цветов и звуков,
Из теплых маминых рук
Учитель взял твою руку…
Такими словами начинается это стихотворение, ставшее для меня как молитва. Я до сих пор не знаю, почему оно мне так запомнилось, ведь наизусть мы учили много стихотворений, но именно это запало мне в душу. Может быть, и оно предопределило мое будущее, в какой-то степени дало мне толчок в мир, в котором я живу, живу сегодня со своими учениками. У этого мира есть прекрасное и вечное название – «Страна знаний». И в ней мы являемся одним целым, мы дополняем друг друга. Не будет учителя без учеников, как и не будет учеников без учителя.
…Счастья и мира вкусила эта страна,
Где, неизвестна зима, где всегда – весна,
Где, не смолкая, ведут хороводы свои
Жаворонки сладкогласые и соловьи,
Где и дожди подобны сладчайшей росе,
Где неизвестна смерть, где бессмертны все,
Где небеса в нетленной сияют красе
Где неизвестна старость, где молоды все…
Эти строки описывают вечную страну молодости и бессмертия – Страну Бумбу, где все живут в довольстве и ничего не делят на «мое» и «твое». А как похожа наша страна – Страна Знаний на эту вечную Бумбу Страну!
Да, у нас всегда весна, а эти «жаворонки и соловьи» это наши мальчики и девочки, юноши и девушки, это наши ученики, которые хотят, чтобы их учитель был молод всегда. Был молод душой и сердцем.
Мне хочется, чтобы наши дети, наши ученики рядом с нами проводили каждый свой день в удовольствиях. В удовольствиях от знаний, от новых путешествий, от новых знакомств. Чтобы все услышанное и увиденное ими, затронуло струны их маленьких сердец.
Наши ученики подобны «губке», которая впитывает в себя влагу, так и они «впитывают» в себя все то, что даем им мы. Они нам верят и доверяют, ибо вера – это лучший спутник человека, его пища в путешествии по этому миру, его самое дорогое сокровище.
Вера делает богатой душу каждого из нас, искореняет жажду и гордость, учит нас скромности. Каждый день я верю и надеюсь на то, что у моих учеников будет блистать разум, что все их дела будут светлыми, что они не будут отступать перед трудностями, не будут поддаваться соблазнам. Наши ученики верят в то, что именно с нашей помощью им будет сопутствовать удача. И эту удачу должны им дать мы. Давид Кугультинов в своем стихотворении написал:
...Дайте, дайте первую удачу,
Пусть в себя поверит человек!
Пустъ в приливе радости горячей
Ощутит себя потомком всех,
Кто творил, кто сделал мир богаче...
Дайте, дайте первую удачу!
Конечно, трудно угадать в ребенке,
Кем он со временем сумеет стать,
Но - скакуна уже заметна стать
В резвящемся, игривом жеребенке,
Как молвят степняки!... Талант всегда,
Хоть он и редок, на себя укажет.
Никем талант во веки не был нажит:
Талант - природы дар плюс дар труда.
Да, удача, несомненно, будет сопутствовать, если мы будем трудолюбивы, так как трудолюбие — одно из самых благородных качеств человека, который гордится плодами рук своих. Говоря об этом, я всегда привожу в пример своим ученикам эпос «Джангар», так как в нем трудолюбие является одной из ведущих ценностей. Прекрасными словами воспеваются золотые руки кузнеца, мастериц-рукодельниц. А как наряжают богатыря! Его одежда сшита самими прекрасными ханшами. А дворец!!! Этот труд воспет как нравственное качество:
6012 мастеров, выделыватели чудес,
в искусстве, соревнуясь своем, выбиваясь из сил, наконец, выстроили Джангару дворец.
Дворец - это прекрасно, а дворец - храм в душе - это великолепно. И этими мастерами-художниками, воздвигающими храм-дворец, являемся мы - учителя, являюсь я - учитель.
Учитель...
Он ввел тебя в первый класс,
Торжественно и почтительно.
Твоя рука и сейчас
В руке твоего учителя.
Рука в руке - это значит дружба, верность, единение. Все это, а также беззаветное служение Отечеству, идея мужской чести являются основными идеями любимого нами эпоса. Все это рядом с нами, в нашей жизни, мы каждый день соприкасаемся с этим. Это тысячелетний опыт народной педагогики, культурно-исторических традиций и обычаев. Каждый человек обязан любить свою родину, а эта любовь зарождается в человеке сызмальства и начинается с любви к матери и отцу, дедушке и бабушке, к родному языку, сказке, культуре и истории народа.
И эту любовь должны воспитать мы, учителя. Педагогика требует от меня, как от учителя, почти материнских качеств. Так же, как мать отдает своим детям лучшее, чем она владеет, так и педагог вкладывает свою душу в учеников. В этом я вижу смысл своей профессии. Слова, сказанные Ш.А. Амонашвили: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом» - стали своеобразным кредо в моей работе. Кодекс, созданный в течение всей моей профессиональной деятельности:
«1. В работе и во взаимоотношениях, с учащимися я должна быть точной, пунктуальной, так кат ничто так не разрушает доверия, как непоследовательность, неисполнение обещаний, неточность.
2. Я должна быть доброжелательной: уметь выслушать, не обижая, ученика, относиться к нему как к равному партнеру общения, поощрять его за любые успехи, критиковать, не причиняя излишней боли.
3. Я должна быть деликатной, поскольку материал моего труда – человек.
4. Я должна избегать панибратства.
5. Я должна следить за тем, чтобы общение было теплым и непринужденным» - помогает мне в моей нелегкой работе.
И хочется видеть в будущем своих учеников: САМОстоятелъными и САМОдеятелъными личностями, понявшими свою САМОценностъ, которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путем САМОразвития и САМОреализации.
Я всегда хочу, чтобы мои ученики были настоящими людьми, которые уверенно идут по дороге жизни. Шаг к удаче, шаг к везению, шаг к успеху, шаг к достижениям, шаг к благополучию, шаг к радости, шаг к мечте, шаг к гармонии, шаг к любви. Пусть каждый их шаг приводит к счастью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя педагогическая философия
Размышления по поводу......
Моя педагогическая философия
В материале описываются основные педагогические идей и система работы....
"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"
Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...
Эссе «Моя педагогическая философия».
Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша, 4класс)...
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...
Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».
Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...