Работа на конкурс «Мое призвание - Педагог!»
статья по теме
Работа на конкурс «Мое призвание - Педагог!»
город Иваново
Табилова Виктория Анатольевна
МБОУО гимназия №36 города Иваново
учитель русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tabilova_v.a._moe_prizvanie_-_pedagog.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа на конкурс «Мое призвание - Педагог!»
город Иваново
Табилова Виктория Анатольевна
МБОУО гимназия №36 города Иваново
учитель русского языка и литературы
(+7 920 370 88 74)
Размышления о педагогической профессии.
Доброту не купишь на базаре,
Искренность от песни не возьмешь,
Не из книг приходит к людям зависть
И без них мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу не хватает сил…
Эти строки Андрея Дементьева знакомы мне с детства. Что же может тронуть душу человека, душу ребенка? В последнее время все чаще звучит установка, работу планировать и при этом ставить цели, достижение которых можно быстро проверить. А можем ли мы говорить о том, что воспитание- процесс так скоро проявляющий себя? Моя мама работает воспитателем в детском саду уже более 40 лет. Относительно недавно произошел случай, заставивший меня по-новому взглянуть на работу педагога.
Погода была в тот день плохой, а мама не взяла с собой зонт, поэтому вечером я пошла встретить маму с работы. Последнего ребенка долго не забирали, поэтому мы задержались. Дождь к тому времени перестал, и мы пошли домой не торопясь. Мы шли и разговаривали, поэтому не сразу обратили внимания на молодого мужчину, который обогнал нас, а потом, оглянувшись, пошел медленней. Заметив, насторожились. А мужчина, приглядевшись, обратился к моей маме: « Вы меня не узнаете, Инна Федоровна?» Мама изумленно пожала плечами. Разговорились. Оказалось, что когда-то он был воспитанником ее группы, хулиганом редкостным, и не было дня, чтобы он не поколотил кого-то из детей. 22 марта (русский праздник Сорок сороков) мама пекла птичек и угощала ими детей. В тот день этот мальчик набедокурил больше обыкновенного и в наказание птички ему не дали. Казалось бы, ерунда… Та к вот, как рассказал нам уже взрослый мужчина, совершая хороший поступок в своей жизни, он мысленно говорил себе: «Сегодня Инна Федоровна дала бы мне птичку, точно дала бы», а ошибившись, думал с укором: «Ну вот, не видать мне сегодня бы птички». Мы шли и смеялись, вспоминая далеки, еще дошкольные годы. Сергей, так зовут этого бывшего хулигана, стал работником МВД, ему уже за 40, он растит двух сыновей. И до сих пор вспоминает тех птичек, что дважды в его жизни пекла воспитатель, а один раз - не дала. И именно эти почти не сладкие колобки стали мерилом нравственности на долгие годы.
Честно скажу, я была поражена. К тому времени я уже 8 лет работала в школе. Я стала думать: а было ли в моей работе что-то такое, что могут вспоминать годами? Я думала и поняла, что все это придет со временем, несомненно, я нашла и маленькие победы, заметила, что и неудач было очень много, но твердо уяснила, что работы воспитателя, классного руководителя- это работа с планом не на год- два, а на всю жизнь. Именно поэтому, размышляя над предложенной темой, я пришла к выводу, что современный педагог - не только идет в ногу со временем, но и результат работы его проявится не сейчас, а много позднее, со временем.
Какие же цели в работе я ставлю перед собой, какими хочу видеть своих учеников-воспитанников? А главное, что есть во мне, что вселяет в меня уверенность: я могу воспитывать детей, я имею на это право!?
Одним из важнейших направлений в своей деятельности я считаю работу, направленную на сохранение традиции. Прежде всего, это традиции семей, в которых воспитываются ученики. Отец сына не на худо учит,- говорит русская пословица. Каждый родитель рано или поздно задает вопросы: «Кто научил этому моего ребенка?», «В кого он пошел таким несносным характером?» и другие, не менее риторические. Такие отклики на «идеальное» поведение детей находят в сердцах всех без исключения родителей горькую обиду. Между тем ученые еще в XIX веке установили, что лишь 30 % в характере человека можно отнести за счет наследственности, а вот 70 % – за счет социальной среды, то есть обстановки в семье, повседневной реакции родителей на те или иные поступки малыша. Так что, извинюсь за прописную истину, большую часть характера ребенка родители формируют сами (и, увы, в основном неосознанно).
Я много внимания уделяю вопросам взаимоотношений между членами семьи: «Люди, с которыми я делю любовь родителей», « Люди, которым я благодарен», «Что я хочу передать своим детям», « Страницы славного прошлого моей семьи», «С пожелтевших листов фотоальбома...»- вот некоторые работы, которые проводились и вызвали наибольшее число откликов у детей и родителей. Обращение к семейным ценностям формирует положительное отношение к семейным ценностям, укрепляет взаимосвязь в семье, способствует социализации детей, осознанию ими себя будущими родителями.
В доброй беседке всяк ума копит.. Говоря о традиции в семьях, мы понимаем и необходимость разговора о культурных традициях русского народа. Во время учебы в школе, а потом и в университете, я занималась археологией, изучала русский фольклор, специализировалась на изучении славянской мифологии. В беседах, в общении во время походов и поездок я рассказываю ребятам о том, что было мне особенно интересно. Так, в неформальном общении ребята узнают много нового о родном крае, его истории, о культуре русского народа. Такие наши беседы не по плану и , казалось бы, ни о чем , на мой взгляд помогают детям осваивать навыки общения, воспитывают интерес к познанию, прививают любовь к истории, культуре, традициям.
Работа не волк…? Русскому народу свойственно, исторически, неоднозначное отношение к труду: именно наш былинный богатырь, пролежав на печи тридцать лет и три года, набрался силы на ратные подвиги, героиня русской сказки в одно ушко корове влезла - в другое вылезла, а уж холсты натканы и в трубы скатаны, но хорошо нам известен и Левша, заморскую блоху подковавший (и забытый, пропадающий в нищете, но про это не будем напоминать детям…). Большинство детей не умеют и не хотят трудиться, а к плодам своего труда относится неуважительно. Проявляется это во многом: наспех сделанные уроки, скачанный из Интернета реферат, кое-как раскроенные фартуки и выпиленные доски - вот частые примеры неуважительного отношения к своему труду. Мне кажется, что в современном мире как никогда раньше возникла необходимость учить детей ценить свой труд и труд окружающих (вспомните, раньше нас призывали: уважайте труд уборщиц, - почему только их труд?). Обучение рациональному использованию времени, воспитание ответственности за выполненную работу, обучение способам коллективной организации труда, при которых не прячутся за спинами, а помогают, - все это в конечном итоге способствует формированию потребности трудиться.
Моя хата с краю.… Самое страшное, что может быть в жизни - это равнодушие. Где-то в начальной школе (некоторые вещи - еще до школы) дети получают навык общения и знают, что громко говорить и смеяться нехорошо, смеяться над неудачами других - невоспитанность свою показывать. Это обучение, построенное на отрицании. А как можно, нужно, принято, красиво? Предполагается, что дети сами этому научатся? Эмоциональность тоже нужно воспитывать, ведь именно эмоции определяют и поведение человека, и его отношение к окружающей действительности. Обсуждение фильмов, инсценировки, сценки- все развивает культуру общения, учит сопереживать, делает учеников духовно богаче.
Написано много. Вернулась, и поняла, что говорить о результатах все равно еще рано. Неужели их нет? Я учусь видеть хорошее вокруг и учу этому своих учеников. Ученые назвали такой подход к работе формированием базового доверия к миру. Я очень надеюсь, что моя работа не разрушит моего доверия к миру, а значит, я учу детей правильному, нужному, полезному. Современно ли это? Поймем со временем. Скажут ли они мне за то, что сделано, «спасибо»? Возможно, кто-то да. Кто-то – нет. Думаю, что свое дело нужно делать не для того, чтобы тебя вспомнили, заметили, оценили (хотя это, что скрывать, приятно), а потому, что не делать не можешь.
Екатерина П писала: «Изучайте людей, не вверяйтесь им без разбора; отыскивайте истинное достоинство, хоть бы оно было на краю света: по большей части оно скромно и прячется где-нибудь в отдалении. Доблесть не лезет из толпы, не жадничает, не суетится и позволяет забывать о себе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Мое призвание педагог"
Почему я выбра профессию учителя...
Презентация к конкурсу "Призвание - педагог"
Презентация дипломанта IV городского конкурса "Призвание - педагог". Организатор - управление по делам молодежи администрации города Владимира....
эссе "Моё призванье - педагог!"
Из опыта педагогической деятельности......
Эссе "Моё призвание-педагог"
Учитель! Выше нету званья,Нет благороднее труда!Учитель – не профессия, призванье.В сердце нашем школа – навсегда! Учитель – это данность свыше, это больше, чем профессия. Это судьба. И не так у...
Выступление на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов развивающего обучения "От призвания к признанию"
Презентации представления и урока на Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов развивающего обучения "От призвания к признанию" номинация "Первая ступень"....
статья "Призвание - педагог дополнительного образования"
В статье автор размышляет о сущности работы педагога дополнительного образования...
Презентация опыта работы к институциональному конкурсу "Моё призвание - методист"
Представлены презентация и текст выступления. Тема "Книга мастеров, или как я клад искала". Презентация имеет активные ссылки....