ОП.06 ПДД специальность 190631
рабочая программа по теме
Программа профессиональной дисциплины Правила безопасности дорожного движения для специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
op.06_pdd.doc | 314 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования РО
ГБОУ СПО РО «Красносулинский металлургический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа учебной дисциплины
Правила безопасности дорожного движения
Красный Сулин
2013
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, входящей в укрупнённую группу 190000 Транспортные средства.
Организация-разработчик: ГБОУ СПО РО «Красносулинский металлургический колледж».
Разработчик: Билан Ю.В., преподаватель специальных дисциплин ГБОУ СПО РО «Красносулинский металлургический колледж».
Рецензенты:
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
1. | Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
2. | Структура и примерное содержание учебной дисциплины | 6 |
3. | Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 23 |
4. | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 26 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
учебной дисциплины
Правила безопасности дорожного движения
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, входящей в укрупненную группу 190000 Транспортные средства
Рабочая программа учебной дисциплины используется в образовании в области технического обслуживания и ремонта автомобилей при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- пользоваться дорожными знаками и разметкой;
- ориентироваться по сигналам регулировщика;
- определять очередность проезда различных транспортных средств;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
- управлять своим эмоциональным состоянием при движении транспортного средства;
- уверенно действовать в нештатных ситуациях;
- обеспечивать безопасное размещение и перевозку грузов;
- предвидеть возникновение опасностей при движении транспортных средств;
- организовывать работу водителя с соблюдением правил безопасности дорожного движения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- причины дорожно-транспортных происшествий;
- зависимость дистанции от различных факторов;
- дополнительные требования к движению различных транспортных средств и движению в колонне;
- особенности перевозки людей и грузов;
- порядок действий при оказании первой медицинской помощи;
- влияние алкоголя и наркотиков на трудоспособность водителя и безопасность движения;
- основы законодательства в сфере дорожного движения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 204 часа,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 136 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 68 часов.
2. СТРУКТУРА и содержание
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 136 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 106 |
в том числе: | |
практические занятия | 30 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 68 |
в том числе: Реферат; работа со справочной литературой и Федеральными законами; подготовка презентаций и сообщений к выступлению на занятиях; моделирование сложных дорожно-транспортных ситуаций; решение тематических задач повышенной сложности; использование Интернета для получения дополнительной информации по подготовке домашнего задания; систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам и главам учебных пособий; подготовка к практическим работам; оформление отчётов практических работ и подготовка к их защите | |
Итоговая аттестация в форме: экзамен |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Правила безопасности дорожного движения:
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающегося | Объём часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение. | Предмет, цели и задачи дисциплины. Основные понятия и термины. Структура дисциплины. | 2 | 1 |
Раздел 1. Правила дорожного движения. | 76 | ||
Тема 1.1. Обзор законодательных актов. Общие положения. Основные понятия и термины | Содержание учебного материала: Значение Правил в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения. Общая структура правил. Основные понятия и термины, содержащиеся в Правилах дорожного движения РФ. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа со справочной литературой и Федеральными законами РФ. | 2 | 3 | |
Тема 1.2. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. | Содержание учебного материала: Обязанности участников дорожного движения. Документы, которые водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам милиции. Порядок предоставления транспортных средств должностным лицам. Обязанности пешеходов и пассажиров по обеспечению безопасности дорожного движения. | 2 | 2 |
Практическое занятие № 1: Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием различных технических средств обучения, в том числе макетов и стендов. Практическая работа №1 «Обязанности участников движения» | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя. | 2 | 3 | |
Тема 1.3. Дорожные знаки: | |||
Тема 1.3.1. Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. | Содержание учебного материала: Предупреждающие знаки. Действия водителей в соответствии с требованиями предупреждающих знаков.. Назначение. | 2 | 2 |
Тема 1.3.2. Запрещающие знаки. Предписывающие знаки | Содержание учебного материала: Запрещающие знаки. Действия водителей в соответствии с требованиями запрещающих знаков. Предписывающие знаки. Назначение. Действия водителей в соответствии с требованиями предписывающих знаков. | 2 | 2 |
Практическое занятие №2 по теме 1.3.2.: Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием различных технических средств обучения, в том числе макетов и стендов. Формирование умений руководствоваться дорожными знаками. Практическая работа №2 Знаки дорожного движения» | 2 | 3 | |
Тема 1.3.3. Знаки особых предписаний. Информационные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации (таблички). | Содержание учебного материала: Знаки особых предписаний. Информационные знаки. Назначение, общие признаки. Действия водителей в соответствии с требованиями знаков, которые вводят определённые режимы движения. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации (таблички). | 2 | 2 |
Практическое занятие №3 по теме 1.3.2.: Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием различных технических средств обучения, в том числе макетов и стендов. Формирование умений руководствоваться дорожными знаками. Практическая работа №3 Знаки особых предписаний, информационные знаки» | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся к теме 1.3.: Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Оформление отчётов практических работ и подготовка их к защите. | 2 | 3 | |
Тема 1.4. Дорожная разметка и её характеристики. | Содержание учебного материала: Значение разметки в общей организации дорожного движения, классификация разметки. Горизонтальная разметка, назначение. Вертикальная разметка. | 2 | 2 |
Практическое занятие №4 по теме 1.4: Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием различных технических средств обучения, в том числе макетов и стендов. Формирование умений руководствоваться дорожными знаками и разметкой. Практическая работа №4 Дорожная разметка | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся к теме 1.4.: Проработка конспекта занятий и Правил дорожного движения РФ по изучаемой теме. Решение тематических задач повышенной сложности, которые составлены преподавателем. Оформление отчёта практической работы и подготовка его к защите. | 2 | 3 | |
Тема 1.5. Порядок движения транспортных средств. | |||
Тема 1.5.1. Предупредительные сигналы. Начало движения, маневрирование. Расположение ТС на проезжей части. | Содержание учебного материала: Предупредительные сигналы. Виды и назначение сигналов. Правила подачи сигналов световыми указателями поворотов и рукой. Обязанности водителей перед началом движения, перестроением и маневрированием. Порядок выполнения поворота на перекрёстке. Порядок движения задним ходом. Расположение транспортных средств на проезжей части. Случаи, когда разрешается движение по трамвайным путям. Повороты на дорогу с реверсивным движением. | 2 | 2 |
Тема 1.5.2. Скорость движения. Обгон, опережение и встречный разъезд. | Содержание учебного материала: Ограничения скорости в населённых пунктах. Ограничение скорости вне населённых пунктов, на автомагистралях для различных категорий транспортных средств. Запрещения при выборе скоростного режима. Выбор дистанции и интервалов. Особые требования для водителей тихоходных и большегрузных транспортных средств. Обгон, опережение и встречный разъезд. Действия водителей при обгоне. Места, где обгон запрещён. Встречный разъезд на узких участках дорог. Встречный разъезд на подъёмах и спусках | 2 | 2 |
Практическое занятия №5 по теме 1.5: Решение комплексных задач, разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов и т.д. Выработка навыков подачи предупредительных световых сигналов, а также рукой. Формирование умений правильно оценить ситуацию и прогнозировать её развитие. Соблюдение правил скоростного режима на дорогах. Практическая работа №5 Скорость движения, обгон | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся к теме 1.5: Моделирование сложных дорожно-транспортных ситуаций для их решения на следующем занятии. Решение тематических задач повышенной сложности, которые составлены преподавателем. Оформление отчёта практической работы и подготовка его к защите. | 2 | 3 | |
Тема 1.6. Остановка и стоянка. | Содержание учебного материала: Остановка и стоянка. Порядок остановки и стоянки. Способы постановки транспортных средств на стоянку. Места, где остановка и стоянка запрещены. Опасные последствия несоблюдения правил остановки и стоянки. | 2 | 2 |
Практические занятия №6 по теме 1.6: Решение комплексных задач, разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов и т.д. Выработка навыков подачи предупредительных сигналов в местах остановки и стоянки. Практическая работа №6 Остановка и стоянка транспортных средств | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся к теме 1.6: Оформление отчёта практической работы и подготовка его к защите. | 2 | 3 | |
Тема 1.7. Регулирование дорожного движения. | Содержание учебного материала: Средства регулирования дорожного движения. Реверсивные светофоры. Светофоры для регулирования движения трамваев. Значение сигналов регулировщика для трамваев, пешеходов и безрельсовых транспортных средств. Порядок остановки при сигналах светофора или регулировщика, запрещающих движение. | 2 | 3 |
Практические занятия №7 по теме 1.7: Решение комплексных задач, разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов. Формирование умений правильно руководствоваться сигналами регулирования (светофора и регулировщика), правильно оценивать ситуацию и прогнозировать её развитие. Практическая работа №7 Регулирование дорожного движения | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся к теме 1.7: Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя. Оформление отчёта практической работы и подготовка его к защите | 2 | 3 | |
Тема 1.8. Проезд перекрёстков | |||
Тема 1.8.1. Проезд регулируемых перекрёстков | Содержание учебного материала: Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки. Порядок и очередность движения на регулируемом перекрестке. | 2 | 2 |
Тема 1.8.2. Проезд нерегулируемых перекрёстков | Содержание учебного материала: Нерегулируемые перекрестки. Порядок движения на перекрестке равнозначных дорог. Порядок движения на перекрестках неравнозначных дорог. | 2 | 2 |
Практическое занятие №8 по теме 1.8: Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием различных технических средств обучения, в том числе макетов, стендов. Практическая работа №8 Проезд перекрестков | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся к теме 1.8: Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя. Проработка конспекта занятий и Правил дорожного движения РФ по изучаемой теме. Моделирование сложных дорожно-транспортных ситуаций. | 2 | 3 | |
Тема 1.9. Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов. | Содержание учебного материала: Обязанности водителя, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, остановке маршрутных ТС или транспортному средству, имеющему опознавательный знак "Перевозка детей". Железнодорожные переезды. Разновидности железнодорожных переездов. Устройство и особенности работы современной железнодорожной сигнализации на переездах.. Опасные последствия нарушения правил проезда пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов. | 2 | 2 |
Практическое занятие №9 по теме 1.9: Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием различных технических средств обучения, в том числе макетов, стендов. Практическая работа №9 Проезд пешеходных переходов, остановок, ж/д переездов | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся к теме 1.9: Оформление отчёта практической работы и подготовка его к защите. | 2 | 3 | |
Тема 1.10. Особые условия движения. | Содержание учебного материала: Движение по автомагистралям. Движение в жилых зонах. Приоритет маршрутных транспортных средств. Пересечение трамвайных путей вне перекрестка. Порядок движения на дороге с выделенной полосой для маршрутных транспортных средств. Включение ближнего света фар в светлое время суток. Действия водителя при ослеплении. Случаи, разрешающие применение звуковых сигналов. Буксировка механических транспортных средств. Учебная езда. Требования к движению велосипедистов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных (запреты и возрастной ценз с которого разрешается управление). | 2 | 2 |
Практическое занятие №10 по теме 1.10: Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием различных технических средств обучения, в том числе макетов, стендов. Практическая работа №10 Особые условия движения автомобиля | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся к теме 1.10: Оформление отчёта практической работы и подготовка его к защите. | 2 | 3 | |
Тема 1.11. Перевозка людей и грузов. Государственные регистрационные знаки, опознавательные знаки, предупредительные надписи и обозначения. | Содержание учебного материала: Требование к перевозке людей в грузовом автомобиле. Обязанности водителя перед началом движения. Скорость движения при перевозке людей. Правила размещения и закрепления груза на транспортном средстве. Перевозка грузов. Требования к оборудованию транспортных средств государственными регистрационными знаками и обозначениями. | 2 | 3 |
Тема 1.12. Техническое состояние и оборудование транспортных средств. | |||
Тема 1.12.1 Общие требования к состоянию транспортных средств | Содержание учебного материала: Общие требования. Условия, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств. Неисправности, при возникновении которых водитель должен принять меры к их устранению, а если это невозможно - следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности. | 2 | 2 |
Тема 1.12.2 Неисправности, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств | Содержание учебного материала: Неисправности, при которых запрещено дальнейшее движение. Опасные последствия эксплуатации транспортного средства с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся к теме 1.12: Проработка конспекта занятий и Правил дорожного движения РФ по изучаемой теме. Моделирование сложных дорожно-транспортных ситуаций. | 2 | 3 | |
Раздел 2. Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере дорожного движения | 24 | ||
Тема 2.1. Административное право. | Содержание учебного материала: Административное правонарушение (АПН) и административная ответственность. Административные наказания: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест и конфискация орудия совершения или предмета АПН. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся к теме 2.1.: Проработка конспекта занятия. Подготовка сообщений по КоАП РФ с использованием Интернета для выступления на занятии. | 2 | 3 | |
Тема 2.2. Уголовное право. Гражданское право. | |||
Тема 2.2.1 Уголовное право. | Содержание учебного материала: Понятие об уголовной ответственности. Понятия: вред, вина, противоправное действие. Ответственность за вред, причиненный в ДТП. Возмещение материального ущерба. Понятие материальной ответственности за причиненный ущерб. | 2 | 2 |
Тема 2.2.2 Гражданское право. | Содержание учебного материала: Понятие гражданской ответственности. Основания для гражданской ответственности. Право собственности и владения транспортным средством. Налог с владельца транспортного средства. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся к теме 2.2.: Проработка конспекта занятия. Подготовка сообщений по УК РФ и ГК РФ, с использованием Интернета для выступления на занятии. | 2 | 3 | |
Тема 2.3. Правовые основы охраны окружающей среды. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. | |||
Тема 2.3.1 Правовые основы охраны окружающей среды. | Содержание учебного материала: Понятие и значение охраны природы. Ответственность за нарушение законодательства об охране природы. | 2 | 2 |
Тема 2.3.2 Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. | Содержание учебного материала: Федеральный Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности». Порядок страхования. Порядок заключения договора о страховании. Страховой случай. Основание и порядок выплаты страховой суммы. | 2 | 2 |
Практическое занятие №11 по теме 2.3: Заполнение бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии (ДТП). Составление первичных документов при ДТП с участием двух ТС, если нет пострадавших (при ущербе до 25000 рублей). Практическая работа №11 Заполнение бланка извещения о ДТП | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся к теме 2.3: Проработка конспекта занятия. Подготовка сообщений по Федеральным Законам РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с использованием Интернета для выступления на занятии. Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя. Оформление отчёта практической работы и подготовка его к защите. | 2 | 3 | |
Тема 2.4 Организация работы водителя | |||
Тема 2.4.1 Порядок допуска водителей к управлению автотранспортом | Содержание учебного материала: Основные правовые акты, действующие на автомобильном транспорте. Характер и мера ответственности за нарушение правил и норм поведения при выполнении задания на перевозку. Порядок допуска водителей к управлению, соответствие категории водительского удостоверения категории транспортного средства. | 2 | 2 |
Тема 2.4.2 Трудовое законодательство в области труда водителей | Содержание учебного материала: Трудовой договор, трудовой распорядок, Порядок расторжения трудового договора. Основания для расторжения трудового договора. | 2 | 2 |
Тема 2.4.3 Режим труда и отдыха водителей | Содержание учебного материала: Режим труда и отдыха водителей. Трудовые споры между администрацией и работником. Работа водителя в условиях международных перевозок. | 2 | 2 |
Раздел 3. Психологические основы безопасного управления транспортным средством | 22 | ||
Тема 3.1. Понятие надежности водителя | Содержание учебного материала: Задачи управления автомобилем, получение водителем информации, переключение внимания, обработка информации, быстрота реакций, психомоторика. | 2 | 2 |
Тема 3.2. Мастерство водителя | Содержание учебного материала: Составляющие элементы профессионального мастерства. Положительные и негативные навыки. Ошибки восприятия, оценка опасности дорожного движения. | 2 | 2 |
Тема 3.3. Психофизиологические основы деятельности водителя. | Содержание учебного материала: Понятие о психических процессах (внимание, память, мышление, психомоторика, ощущение и восприятие) и их роль в управлении автотранспортным средством. Внимание, его свойства. Основные признаки потери внимания. Различные причины отвлечения внимания. Влияние эмоций и воли на управление транспортным средством. Качества, которыми должен обладать идеальный водитель. Ценности и цели водителя, обеспечивающие безопасное управление транспортным средством. Мотивация безопасного вождения. Мотивация власти и ее роль в аварийности. | 2 | 2 |
Тема 3.4. Основы саморегуляции психических состояний в процессе управления транспортным средством. | Содержание учебного материала: Психические состояния, влияющие на управление транспортным средством: утомление, монотония, эмоциональное напряжение. Работоспособность. Стресс в деятельности водителя. Профилактика утомления. Влияние болезни и физических недостатков, алкоголя, наркотиков и лекарственных препаратов на безопасность дорожного движения. Приемы и способы повышения работоспособности. | 2 | 2 |
Тема 3.5. Основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения. | Содержание учебного материала: Этика водителя как важнейший элемент его активной безопасности. Понятие конфликта. Возможности снижения агрессии в конфликте. Режим труда и отдыха водителей. Охрана труда водителей. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся к разделу 3: Проработка конспектов занятий. Подготовка сообщений и рефератов, докладов, презентаций по индивидуальным темам. | 12 | 3 | |
Раздел 4. Основы управления транспортным средством и безопасность движения | 44 | ||
Тема 4.1. Дороги, их виды и влияние дорожных условий на безопасность движения | Содержание учебного материала: Влияние дорожных условий на безопасность движения. Виды и классификация автомобильных дорог. Обустройство дорог. Оценка необходимости поездки в сложившихся дорожных условиях движения. Выбор маршрута движения и оценка времени для поездки. Причины и условия возникновения дорожно-транспортных происшествий. Распределение аварийности по сезонам, дням недели, времени суток, категориям дорог, видам транспортных средств и другим факторам. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся к теме 4.1.: Проработка конспекта занятия. Подготовка сообщений подготовка докладов, презентаций по индивидуальным темам с использованием Интернета для выступления на занятии. | 2 | 3 | |
Тема 4.2 ДТП и их виды. | Содержание учебного материала: Дорожно-транспортные ситуации, дорожно-транспортные происшествия, виды и типы ДТП, причины ДТП. Государственная система обеспечения безопасности движения, Водитель на месте ДТП. | 2 | 2 |
Практическое занятие №12 по теме 4.2 Анализ ДТП, причин, составление экрана аварийности, выявление мест скопления ДТП, составление рекомендаций по совершенствованию безопасности движения. Практическая работа №12 Анализ причин ДТП | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся к теме 4.2.: Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя. Оформление отчёта практической работы и подготовка его к защите. | 2 | 3 | |
Тема 4.3. Оценка уровня опасности воспринимаемой информации, организация наблюдения в процессе управления транспортным средством. | Содержание учебного материала: Три основных зоны осмотра дороги впереди: дальняя (30 - 120 секунд), средняя (12 - 15 секунд) и ближняя (4 - 6 секунд). Особенности наблюдения за обстановкой в населенных пунктах и при движении по загородным дорогам. Навыки осмотра дороги сзади при движении передним и задним ходом, при торможении, перед поворотом, перестроением и обгоном. Контролирование обстановки сбоку через боковые зеркала заднего вида и поворотом головы. Преимущества боковых зеркал заднего вида панорамного типа. Ситуационный анализ дорожной обстановки. | 2 | 2 |
Тема 4.4. Оценка тормозного и остановочного пути. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства при разных скоростях движения. | Содержание учебного материала: Время реакции водителя. Время срабатывания тормозного привода. Безопасная дистанция в секундах и метрах. Безопасный боковой интервал. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства в различных условиях движения (по интенсивности, скорости потока, состояния дороги и метеорологических условий) и при остановке. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся к теме 4.3.: Проработка конспекта занятия. Подготовка сообщений по индивидуальным темам с использованием Интернета для выступления на занятии. | 2 | 3 | |
Тема 4.5. Техника управления транспортным средством в штатных ситуациях | Содержание учебного материала: Посадка водителя за рулем. Использование регулировок положения сиденья и органов управления для принятия оптимальной рабочей позы. Действия водителя по применению: световых и звуковых сигналов; включению систем очистки, обдува и обогрева стекол; очистки фар; включению аварийной сигнализации, регулированию систем обеспечения комфортности. Действия при аварийных показаниях приборов. Техника руления. Пуск двигателя. Прогрев двигателя. Начало движения и разгон с последовательным переключением передач. Действия педалью тормоза. Особенности управления транспортным средством при наличии АБС. Специфика управления транспортным средством с АКПП. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся к теме 4.4: Проработка разделов учебника по управлению автомобилем по вопросам составленным преподавателем. | 2 | 3 | |
Тема 4.6. Действия водителя при управлении транспортным средством. | Содержание учебного материала: Управление ТС в ограниченном пространстве, на перекрестках и пешеходных переходах, в транспортном потоке и в условиях ограниченной видимости, на крутых поворотах, подъемах и спусках, при буксировке. Управление ТС в сложных дорожных условиях и в условиях недостаточной видимости. Способы парковки и стоянки ТС. Особенности движения ночью, в тумане и по горным дорогам. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся к теме 4.5.: Проработка конспекта занятия. Подготовка сообщений по индивидуальным темам с использованием Интернета для выступления на занятии. | 2 | 3 | |
Тема 4.7. Действия водителя в нештатных ситуациях. | Содержание учебного материала: Действия водителя при угрозе столкновения спереди и сзади. Действия водителя при отказе рабочего тормоза, разрыве шины в движении, при отказе усилителя руля, отрыве продольной или поперечной рулевых тяг привода рулевого управления. Действия водителя при возгорании и падении транспортного средства в воду. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся к теме 4.6: Проработка разделов учебника по управлению автомобилем по вопросам, составленным преподавателем. | 2 | 3 | |
Тема 4.8 Экономичный алгоритм регулирования скорости движения | Содержание учебного материала: Продолжительность разгона. Наибольшая экономия топлива при разгоне. Снижение скорости движения. | 2 | 2 |
Тема 4.9 Эксплуатационные свойства автомобиля | |||
Тема 4.9.1 Свойства автомобиля, обеспечивающие безопасность | Содержание учебного материала: Свойства активной безопасности: тягово-скоростные, тормозные свойства, устойчивость, управляемость, проходимость, информативность. Пассивная безопасность. | 2 | 2 |
Тема 4.9.2 Параметры, влияющие на безопасность | Содержание учебного материала: Габариты автомобиля, Параметры массы автомобиля. Тягово-скоростные свойства автомобиля, тормозные свойства, тормозной путь | 2 | 2 |
Тема 4.9.3 Силы, действующие на автомобиль | Содержание учебного материала: Внешние силы, действующие на автомобиль во время движения. Сила сопротивления качению, сила сопротивления подъему. Сила сопротивления воздуха, сила, разгоняющая автомобиль, сила тяги, сила сцепления шины с дорогой. Силы, действующие на автомобиль при торможении и остановке. Поперечная устойчивость автомобиля. Силы, действующие на автомобиль при движении в повороте. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся к теме 4.9: Проработка конспекта занятия, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам и главам учебных пособий. | 4 | 3 | |
Тема 4.10 Особенности управления автомобилями категории «Д», «Е» | Содержание учебного материала: Особенности управления автобусом с точки зрения комфорта пассажиров. Работа городского автобуса. Особенности управления автопоездом. Траектория движения прицепа. Движение задним ходом, поворот. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся к теме 4.10: Проработка конспекта занятия. Подготовка сообщений по индивидуальным темам с использованием Интернета для выступления на занятии. | 2 | 3 | |
Раздел 5. Первая помощь. | 36 | ||
Тема 5.1. Порядок оказания помощи пострадавшим в ДПТ. Средства первой помощи. Правила личной безопасности при оказании первой помощи. | Содержание учебного материала: Понятие "первая помощь". Неотложные состояния, требующие проведения мероприятий первой помощи, правила и порядок их проведения. Порядок действий водителя на месте ДТП с пострадавшими. Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи пострадавшим в ДТП. Основные правила, приёмы и этапы оказания первой психологической помощи пострадавшим в ДТП. Особенности оказания помощи детям. | 2 | 2 |
Практическое занятие №13 по теме 5.1.: Понятие о средствах первой помощи. Устройства для проведения искусственной вентиляции лёгких способом "рот-устройство-рот" (лицевая маска с клапаном). Средства временной остановки наружного кровотечения (кровоостанавливающий жгут, перевязочные средства стерильные, нестерильные). Средства для иммобилизации. Виды носилок (табельные, импровизированные, жесткие, мягкие). Средства индивидуальной защиты рук. Аптечка первой помощи (автомобильная). Практическая работа №13 Сердечно-легочная реанимация | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся к теме 5.1.: Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя. Оформление отчёта практической работы и подготовка его к защите. | 2 | 3 | |
Тема 5.2. Правила и порядок осмотра пострадавшего. Оценка состояния пострадавшего. | Содержание учебного материала: Основные критерии оценки нарушения сознания, дыхания (частоты), кровообращения. Последовательность осмотра: голова, шея и шейный отдел позвоночника, грудь, живот, таз, конечности, грудной и поясничный отделы позвоночника. Отработка приёмов определения пульса (частота) на лучевой и сонной артериях. | 2 | 3 |
Тема 5.3. Правила и способы извлечения пострадавшего из автомобиля. Основные транспортные положения. Транспортировка пострадавших. | Содержание учебного материала: «Спасательный захват" для быстрого извлечения пострадавшего из автомобиля и транспортировки. Извлечение пострадавшего из-под автомобиля приёмом "натаскивания" на носилки. Отработка приема снятия мотоциклетного шлема. Особенности транспортировки при различных видах травм. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся к теме 5.3: Проработка конспекта занятия. Подготовка сообщений по индивидуальным темам с использованием Интернета для выступления на занятии. | 2 | 3 | |
Тема 5.4. Сердечно-легочная реанимация (СЛР). Особенности СЛР при электротравме и утоплении. Первая помощь при нарушении проходимости дыхательных путей. | Содержание учебного материала: Причины внезапной смерти: внутренние, внешние. Достоверные признаки клинической и биологической смерти. Способы определения сознания, дыхания, кровообращения. Понятие о сердечно-легочной реанимации. Приёмы восстановления и поддержания проходимости верхних дыхательных путей. Техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Базовый реанимационный комплекс. Критерии эффективности СЛР. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся к теме 5.4: Проработка конспекта занятия. Подготовка сообщений по индивидуальным темам с использованием Интернета для выступления на занятии. | 2 | 3 | |
Тема 5.5. Первая помощь при острой кровопотере и травматическом шоке. | Содержание учебного материала: Понятия "кровотечение", "острая кровопотеря". Компенсаторные возможности организма при кровопотере. Виды кровотечений: наружное, внутреннее, артериальное, венозное, капиллярное, смешанное. Признаки кровопотери. Способы временной остановки наружного кровотечения. Порядок оказания первой помощи при сильном наружном кровотечении. Понятие о травматическом шоке, причины, признаки, порядок оказания первой помощи. | 2 | 2 |
Практическое занятие №14 по теме 5.5.: Отработка приёмов временной остановки наружного кровотечения. Отработка техники пальцевого прижатия артерий (сонной, подключичной, подмышечной, плечевой, бедренной); максимальное сгибание конечности в суставе; наложение давящей повязки на рану; наложение табельного и импровизированного кровоостанавливающего жгута (жгута-закрутки, ремня). Отработка порядка оказания первой помощи при травматическом шоке: устранение основной причины травматического шока (временная остановка кровотечения, иммобилизация), восстановление и поддержание проходимости верхних дыхательных путей, придание противошокового положения, согревание пострадавшего. Практическая работа №14 Остановка кровотечения | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся к теме 5.5: Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя. Оформление отчёта практической работы и подготовка его к защите. | 2 | 3 | |
Тема 5.6. Первая помощь при ранениях. | Содержание учебного материала: Понятие о травмах, виды травм. Ранения, виды ран. Понятие о политравме. Опасные осложнения ранений: ранние (острая кровопотеря, шок, повреждения жизненно важных органов), поздние (инфекционные). Правила и порядок оказания первой помощи при ранениях. Виды повязок. Табельные и подручные перевязочные средства. | 2 | 2 |
Практическое занятие №15 по теме 5.6.: Правила наложения повязок на различные анатомические области тела человека. Правила, особенности, отработка приёмов наложения повязок. Практическая работа №15 Наложение повязок | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся к теме 5.6: Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя. Оформление отчёта практической работы и подготовка его к защите. | 2 | 3 | |
Тема 5.7. Первая помощь при травме опорно-двигательной системы, головы и живота | Содержание учебного материала: Понятие "травма опорно-двигательной системы": ушибы, вывихи, повреждения связок, переломы (открытые, закрытые). Биомеханика автодорожной травмы. Основные признаки повреждения опорно-двигательной системы при травме. Достоверные признаки открытых переломов. Опасные осложнения переломов: кровотечение, травматический шок. Принципы оказания первой помощи. Приемы фиксации костей таза. Особенности ранений волосистой части головы. Порядок оказания первой помощи. Особенности оказания первой помощи при травмах глаза и носа. Основные проявления черепно-мозговой травмы. Травма груди, первая помощь. Основные проявления травмы груди. Травма живота, первая помощь. Основные проявления травмы живота. Наложение повязки при открытой травме груди. Отработка приёмов оказания первой помощи при закрытой и открытой травмах живота, при наличии инородного тела в ране и выпадении органов брюшной полости. | 2 | 2 |
Тема 5.8. Первая помощь при термических и химических ожогах, ожоговом шоке. Первая помощь при отморожении и переохлаждении. Первая помощь при перегревании. | Содержание учебного материала: Ожоговая травма, первая помощь. Виды ожогов. Основные проявления. Понятие о поверхностных и глубоких ожогах. Ожог верхних дыхательных путей, отрав-ление угарным газом и продуктами горения, основные проявления. Порядок оказания первой помощи. Холодовая травма, первая помощь. Виды холодовой травмы. Основные проявления переохлаждения (гипотермии), порядок оказания первой помощи, способы согревания. Основные проявления отморожения, оказание первой помощи. Перегревание, первая помощь. Факторы, способст-вующие развитию перегревания. Основные проявления, оказание первой помощи. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся к теме 5.8: Проработка конспекта занятия. Подготовка сообщений по индивидуальным темам с использованием Интернета для выступления на занятии. | 2 | 3 | |
Тема 5.9. Порядок оказания первой помощи при неотложных состояниях, вызванных заболеваниями (острые нарушения сознания, дыхания, кровообращения, судорожный синдром). Первая помощь при острых отравлениях. | Содержание учебного материала: Влияние состояния здоровья и усталости водителя на безопасное управление транспортным средством. Признаки утомления водителя, появляющиеся в процессе вождения: соматические, психоэмоциональные. Острые нарушения сознания. Кратковременная потеря сознания (обморок) и нарушение сознания при тяжёлых заболеваниях. Причины, основные проявления, первая помощь. Отравления, пути попадания ядов в организм. Признаки острого отравления. Порядок оказания первой помощи при попадании отравляющих веществ в организм через дыхательные пути, пищеварительный тракт, через кожу. | 2 | 2 |
Всего: | 204 |
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы
учебной дисциплины:
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета «Правила безопасности дорожного движения».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинетов:
I. Технических средств обучения:
- компьютер с программным обеспечением;
- телевизор
- комплект учебно-методической документации;
-тренажёр сердечно-легочной и мозговой реанимации.
«Максим »
- доска магнитная:
а) схема упражнений автодрома,
б) движение по городу,
в) перекрестки,
г) перекресток с кольцевым движением;
-автомобиль ВАЗ-21099.
II. Учебные пособия:
А. Интерактивные Мультимедийные Системы Обучения (ИМСО)
/СD-диск – Мультимедийное пособие/:
- Электронное пособие «Мастерство вождения»;
- Электронное пособие «ПДД. Учебное пособие для автошкол, вождение»;
- Электронное пособие «Автоэкзамен ПДД ГИБДД»;
- Электронное пособие «Движение в сложных условиях».
Б. Стенды:
- Эксплуатационные свойства автомобиля;
- Анализ статистики ДТП.
В. Пособия для практических занятий:
1) Иммобилизатор шейный регулируемый, взрослый (регулируемый).
2) Маска для проведения вспомогательной искусственной вентиляции легких.
3) Перевязочные средства:
- бинты,
- бактерицидные салфетки,
- лейкопластырь.
4) Жгут резиновый.
5) Аптечка первой помощи (автомобильная).
6) Наглядные пособия:
-Комплект плакатов «Оказание первой медицинской помощи»
7) Расходные материалы:
- запасные дыхательные пути для манекена-тренажера,
- запасные лицевые маски для манекена-тренажера,
- плёнки с клапаном для проведения искусственной вентиляции лёгких.
- табельные средства для оказания первой медицинской помощи.
Г. Плакаты:
- Комплект плакатов «Знаки дорожного движения»;
- Комплект плакатов «Безопасность автомобиля»;
- Комплект плакатов «Оказание первой медицинской помощи».
3.2. Информационное обеспечение обучения:
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
I. Основные источники:
1) Правила дорожного движения РФ. Официальный текст с комментариями и
иллюстрациями, М, изд. «Третий Рим», 2013
2) О.В. Майборода Учебник «Основы управления автомобилем и безопасность движения», М, изд. «За рулём», издательский центр «ACADEMA», 2010 г.
3) А.В. Смагин «Правовые основы деятельности водителя: водителя автотранспортных средств категорий «А», «В», «С», «D», «Е» М.: «ACADEMA», 2010 г.
II. Дополнительные источники:
1) В.Н., Блувштейн Г.А., Карнаухов Г.М Николенко «Первая доврачебная медицинская помощь: водителя автотранспортных средств категорий «А», «В», «С», «D», «Е» М.: «Академия», "За рулем” 2010 г.
2) Ю.И Шухман. «Основы управления автомобилем и безопасность движения: водителя автотранспортных средств категорий В М.: «Академия», "За рулем” 2010 г.
III. Методические пособия:
1) Г.Б. Громоковский С.Г. Бачманов Я.С. Репин и др., Экзаменационные тематические задачи с комментариями для подготовки к теоретическим экзаменам на право управления транспортными средствами категорий «А» и «В», «С» и «Д», М, изд. «Третий Рим», 2013 г.
2) Г.Б. Громоковский С.Г. Бачманов Я.С. Репин и др., Экзаменационные билеты для приёма теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «В» с комментариями, М, изд. «Рецепт-холдинг», 2013 г.
3) Г.Б. Громоковский С.Г. Бачманов Я.С. Репин и др., Экзаменационные билеты для приёма теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «С» и «Д» с комментариями, М, изд. «Рецепт-холдинг», 2013 г.
IV.Справочная литература:
1) И.Ф. Богоявленский «Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций», изд. СПб: «ОАО Медиус», 2005 г.
2) А.Е. Финкель «Юридический справочник водителя», М, изд. «Эксмо», 2011г.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
2 | 3 |
Умения: | |
- Пользоваться дорожными знаками и разметкой - Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях - Уверенно действовать в нештатных ситуациях. - Обеспечивать безопасное размещение и перевозку грузов - Предвидеть возникновение опасностей при движении транспортных средств - Организовывать работу водителя с соблюдением правил безопасности дорожного движения | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении практических работ, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля. |
Знания: | |
- Причины дорожно-транспортных - Зависимости дистанции от различных факторов - Дополнительных требований к движению различных транспортных средств и движению в колонне - Особенностей перевозки людей и грузов - Влияния алкоголя и наркотиков на трудоспособность водителя и безопасность движения -Оказание первой медицинской помощи - Основ законодательства в сфере дорожного движения | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении практических работ, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.05 АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА для студентов специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Курс лекций по дисциплине ОГСЭ.05 АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА для студентов специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта п...
Рабочая программа по дисциплине Информатика для студентов специальности 190631
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА математического и общего естественнонаучного цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 190631 Техниче...
Рабочая программа для специальности 190631 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" по дисциплине "Информатика"
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02. Информатика 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работыОбъем часовМаксимальная учебная нагрузка (всего)126Обязательная...
Рабочая тетрадь по дисциплине ОГСЭ.05 Адаптация выпускников на рынке труда и профессиональная карьера для студентов специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
рабочая тетрадь предназначена для индивидуальной работы студента и повышения рейтинговой оценки в процессе освоения дисциплины и формирования общих компетенций...
Рабочая тетрадь по дисциплине ОГСЭ.05 Адаптация выпускников на рынке труда и профессиональная карьера для студентов специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Рабочая тетрадь для студентов...
Вопросы и задания для проведения дифференцированного зачета. 1 курс, специальность 190631.
Данный дифференцированный зачет проходит в концу первого семестра. Вопросы и задания охватывают весь пройденный материал, что позволяет проанализировать степень усвоения студентами изученных тем....