Моё портфолио
материал по теме
Предварительный просмотр:
Место работы –
МБОУ «Кукшумская ООШ»
Ядринского района
Чувашской Республики
Образование – высшее, окончила географический факультет
ЧГУ им. И.Н. Ульянова
Преподаваемый предмет –
география, история
Ф - История умалчивает
И - Древне-славянское имя, означающее «милая людям»
( Любимая Руслана в поэме А.С. Пушкина)
О – от имени Великого императора России
Мир, в котором мы живет, подобен океану, в котором короткие периоды штиля сменяются бурными ураганами, штормами и тайфунами. Для того, чтобы не потеряться в этом изменчивом мире и не потерять себя, необходимо уметь быстро реагировать на эти перемены. Поэтому, на мой взгляд, современный учитель не может быть простым передатчиком знаний, ему необходимо учиться вместе со своими учениками. "Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев" (Саади). Чтобы это желание возникло, очень часто на своих уроках я использую игровые моменты, "Чтобы прогнать с уроков бога сна Морфея, и позвать бога смеха Момуса"
Задача современного учителя, на мой взгляд, состоит в том, чтобы при
сохранении классического, традиционного обучения (которое доказало свою
результативность), активно внедрять новые педагогические технологии.
Внедрение современных педагогических технологий – это объективная
необходимость. Изменилось государство – изменились дети.
Во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем
было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс,
чтобы не осталось ни одного равнодушного.
Девиз нестандартного урока – “Где детвора, там игра!”, а основная задача – возбуждать, поддерживать живой интерес к учению, воспитывать и развивать играя.
Любой урок стараюсь составить ярко, красочно, образно раскрыть живые страницы истории, чтобы дети испытывали потребность узнать что-то новое, а, уходя с урока, захотели бы найти продолжение услышанного в дополнительной литературе, а также с желанием и интересом пришли на следующий урок.
Игровые формы организации урока требуют от учителя большой подготовительной работы. Это не просто отлаженная и продуманная система приемов и средств обучения, это система взаимоотношений учителя и учащихся, как участников процесса познания окружающего мира, где учитель – дирижер, а дети – ансамбль, причем постоянно кто-то исполняет роль “солиста”, в которой по очереди выступают то учитель, то учащиеся.
Игровые формы организации урока я использую для всестороннего развития ребенка, раскрытия его способностей, для положительного эмоционального поля, которое способствует процессу запоминания, развивает память. И ученик проявляется – начинает работать его фантазия, он самостоятельно ищет ответ на вопрос, он обретает свой взгляд на известные факты и явления, тем самым расширяет свои знания, устанавливает связи, сходства и различия событий. И в этой игровой среде происходит многократное повторение предметного материала по желанию ребенка в различных его сочетаниях и формах, а не по традиционной необходимости заучивания и запоминания. Эта положительно заряженная эмоциональная среда помогает проявиться и слабым учащимся, активизирует их деятельность.
Один из методов, который я использую на уроках, называется «Горячий стул»
Дети, зная о предстоящем уроке, готовят дома вопросы по изученной теме и стараются хорошо подготовиться к опросу. На уроке учитель вызывает по своему желанию ученика и сажает его на учительский стул. Дети отвечают на вопросы, им стыдно- если они плохо знают материал.
Цель учителя – поставить оценку тем детям, которые умеют находить хорошие вопросы и тем детям, которые правильно на всё ответили.
Дети 5-7 классов к такому уроку готовятся очень хорошо.
Урок - игра "Счастливый случай XVII века"
(игровая форма урока-обобщения по теме "Художественная культура Западной Европы в XVII веке")
Игра разбита на 4 гейма.
1гейм "Ты - мне, я - тебе"
Команды задают друг другу по три вопроса. Вопросы подготовлены заранее.
2гейм "Заморочки из мешочка"
На выбор команды предоставлены 6 вопросов, номера которых они выбирают сами. Один из вопросов - счастливый случай (это могут быть сувениры, сладкие призы или дополнительные очки. Можно разыграть это в виде "трех шкатулок").
3 гейм "Темная лошадка"
"Темной лошадкой" может выступить один из учащихся как художник XVII века. Он заранее готовит три вопроса по творчеству этого художника. Прежде чем появится "Темная лошадка" ведущий задает наводящие вопросы командам, чтобы играющие сами угадали этого человека.
4 гейм "Гонка за лидером"
В течение одной минуты каждая команда должна ответить на как можно большее количество вопросов.
В конце игры подводятся итоги, и объявляется победитель.
1 гейм "Ты - мне, я - тебе"
(Подготовлен самими командами)
2 гейм "Заморочки из мешочка"
- До самого начала ХХ века, когда произошло второе рождение его великой живописи, он считался автором "страшных привидений", пользовался дурной славой в музеях. Вглядываясь в его автопортрет, знатоки высказывали предположение, что молва о душевной болезни и астигматизме зрения, преследовавшая художника, возникла не на пустом месте. Говорили также об антиэстетичности картин, отталкивающем трупном цвете на лицах персонажей, чудовищно неестественной вытянутости фигур:
О каком художнике идет разговор?
(Эль Греко) - Он был не только художником, но и великим человеком, титаном, каких в XVII веке было уже немного. Блестяще образованный и разносторонний ученый, знаток древностей, коллекционер резных камней и раковин, полиглот, переписывавшийся с выдающимися людьми Европы, архитектуровед, издавший увраж "Дворцы Генуи", и архитектор, построивший свой великолепный дом с парком, дипломат, ведущий переговоры с монархами Испании и Англии.
О ком идет речь?
(П.П. Рубенс) - Звучит музыка
Какой жанр музыкального произведения XVII века Вы услышали?
(концерт) - счастливый случай
В "Дневниках" Льва Толстого есть такая запись: "В старости отмирают способности, внешние чувства, которыми общаешься с миром: зрение, слух, вкус, но зато нарождаются новые, не внешние, а внутренние чувства для общения с духовным миром - и вознаграждение с особым излишком"
Чьи поиски были направлены на этот этап жизни человека: старость?
(Рембрандт) - В одном из залов мадридского музея Прадо находится картина, принадлежащая к числу самых известных и таинственных произведений мировой живописи. На картине - зал с живописными полотнами на стенах. Герои картины выстроились за рамой так, будто и сами они зрители. Возникает ситуация взаимного созерцания, изображение уподобляется зеркалу.
О какой картине идет речь и кто ее автор?
("Менины" Веласкес) - Герой - реальная монахиня, жившая в XVI веке и причисленная потом церковью к лику святых. Она оставила записки, где рассказала, как к ней однажды во сне явился ангел "в плотском образе" и пронзил ее сердце золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала "сладостную муку"
Кто эта героиня, кем и в каком произведении воплотился ее образ?
(Тереза, Бернини "Экстаз Святой Терезы")
3 гейм "Темная лошадка"
- Второй родиной для этого художника стал Рим;
- Путеводной нитью для него были искусство античности и Высокого Возрождения (прежде всего Рафаэль);
- Он черпал темы в мифологии, в исторических преданиях, в книгах Священного писания. В них искал сильные характеры, величественные поступки и страсти, торжество разума и справедливости;
- В период позднего творчества важнейшее место в его искусстве занял пейзаж, но он создает свой вариант идеального, или классического, пейзажа. Это сочиненный, долженствующий олицетворять эпическую силу и гармонию природы;
- Он творил в период, когда культивировалось возвышенное и героическое, понимаемое как чувство долга над прочими бурными и неразделенными чувствами.
Кто "Темная лошадка"?
Это Никола Пуссен.
Вопросы художника:
- Я очень люблю античность. У меня есть много картин на мифологические темы, но эту я считаю одной из лучших своих работ. Написана она в 1631 - 1632 г.г. и создана по мотивам "Метаморфоз" Овидия. На картине изображены персонажи античных легенд, после смерти превратившиеся в цветы.
О какой картине идет речь?
("Царство Флоры") - Я всегда стремился воплотить в своих картинах вечные идеалы красоты и героики. Я преображал, корректировал реальные, взятые в природе формы так, чтобы они были близки пластическому идеалу античности. Поэтому важное место принадлежало форме, рисунку и линиям. Но было то, что я считал и считаю первостепенным значением в живописи.
Что это?
(Композиция) - В конце 30-х годов я написал картину "Аллегория человеческой жизни". Четыре женские фигуры олицетворяют и времена года, что равнозначно этапам жизни человека, и различные стороны бытия.
О каких сторонах бытия, сменяющих друг друга, я повествую в своей картине?
(Наслаждение, богатство, бедность и труд).
4 гейм "Гонка за лидером"
Вопросы для первой команды:
- Автор картины "Даная"?
(Рембрандт) - Родина Веласкеса?
(Испания) - Эпитет к голландцам XVII века?
(Малые) - Стиль, взявший за образец античное искусство и традиции Высокого Возрождения?
(Классицизм) - Главная форма оперы?
(Ария) - Предмет, перед которым изображена Венера Веласкеса?
(Зеркало) - Родина первого публичного театра?
(Венеция) - Музыкальное виртуозное произведение обычно для одного солирующего инструмента с сопровождением оркестра?
(Концерт) - Автор картины "Апостолы Павел и Петр"?
(Эль Греко) - Теоретик классицизма в литературе?
(Н. Буало) - Богиня, чье царство изобразил Пуссен?
(Флора) - Город, изображенный Эль Греком во время грозы?
(Толедо) - Жанр, посвященный изображению определенного, конкретного человека?
(Портрет) - Родственница, позировавшая Рубенсу для картины "Шубка"?
(Жена Елена) - Победитель Голиафа в скульптуре Бернини?
(Давид) - Страна, приютившая у себя "Портрет камеристки инфанты Изабеллы" Рубенса?
(Россия, Санкт-Петербург) - Жанр картины "Сдача Бреды" Веласкеса?
(Исторический) - Действие, совершаемое с дочерьми Левкиппа Рубенса?
(Похищение)
Вопросы для второй команды:
- Автор картины "Персей и Андромеда"? (Рубенс)
- Родина классицизма?
(Франция) - Стиль, в переводе с итальянского означавший вычурный, причудливый?
(Барокко) - Возвращение какого сына изобразил Рембрандт?
(Блудного) - Первая в мире опера?
("Эвридика") - Утренняя еда в картине Веласкеса?
(Завтрак) - Литературный текст, лежащий в основе оперы?
(Лейтмотив) - Инструментальная пьеса, исполняемая перед началом какого-либо произведения?
(Увертюра) - Автор скульптуры "Аполлон и Дафна"?
(Бернини) - Теоретик классицизма в живописи?
(Пуссен) - Цвет, в котором изобразил старика Рембрандт?
(Красный) - Город, который пришлось сдать в картине Веласкеса?
(Бреда) - Жанр, посвященный воспроизведению предметов обихода, снеди, цветов и пр.?
(Натюрморт) - Родственница Рембрандта, ставшая его Флорой и Данаей?
(Жена Саския) - Имя инфанты Веласкеса?
(Маргарита) - Страна, приютившая картину Рембрандта "Даная"?
(Россия, Санкт-Петербург) - Жанр картины Рембрандта "Флора"?
(Портрет) - Состояние, в котором находится Венера Пуссена?
(Спит)
Сценарий урока «Поэмы Гомера».
Тип урока: урок закрепления и углубления новых знаний.
Форма урока: командная игра.
Цель урока: закрепить и углубить знания о поэмах Гомера и древнейшем периоде истории Греции, научиться извлекать историческую информацию из мифологических источников, развивать коммуникативные способности, работая в команде.
Вводно-мотивационный этап: Учитель кратко рассказывает о Гомере, его поэмах, характеризует значение поэм Гомера в жизни древних греков и в мировой культуре в целом, формулирует задачу урока для учеников. Класс делится на 3 команды, определяются капитаны команд, назначается жюри из 2 – 3 человек.
Организация деятельности учащихся:
Конкурс 1. Разминка (оценка – до 9 баллов). Каждая команда решает кроссворд, жюри оценивает работу команд.
КРОССВОРД ПО ТЕМЕ «ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ».
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
| |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
| |
5 |
|
|
|
|
| ||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
| ||
8 |
|
|
|
|
| ||
9 |
|
|
|
|
|
|
|
1. Богиня-покровительница охоты в греческой мифологии.
2. Герой, совершивший 12 подвигов.
3. Богиня любви и красоты в греческой мифологии.
4. Город-государство на Пелопоннесе.
5. Женщина, из-за которой, по мнению древних греков, началась Троянская война.
6. Чудовище, жившее на Крите.
7. Покровительница реки, рощи или горной долины в греческой мифологии.
8. Гора, где греки «поселили» своих главных богов.
9. Дочь царя феаков в поэме Гомера «Одиссея».
Если кроссворд решён правильно, то по вертикали вы прочтёте имя предводителя греков-ахейцев в Троянской войне.
Конкурс 2. Герои поэм Гомера (оценка до 2 баллов). Вопросы задаются каждой команде по очереди, но другие команды могут исправлять неверные ответы. Жюри оценивает правильность ответов.
На каком острове родился и царствовал Одиссей?
Как звали последнего царя Трои и его жену?
Назовите родителей греческого героя Ахилла.
Как звали жену и сына Одиссея?
Какие боги помогали грекам в Троянской войне?
Какие боги помогали троянцам в Троянской войне?
Кто предсказал гибель Трои?
Почему Кассандре никто не поверил?
Какое место на теле Ахилла было уязвимым и почему?
Сколько лет Одиссей отсутствовал на Итаке и почему?
Ни в одной поэме Гомера нет эпизода с троянским конём. Откуда же мы о нём знаем?
Почему поэма Гомера называется «Илиада»?
Конкурс 3. Вопрос на засыпку (оценка – до 5 баллов). Вопросы предлагаются для обсуждения всем командам. Жюри следит за очерёдностью и оценивает правильность ответов.
Есть ли связь между концом Трои и началом Рима? Если есть, то какая именно?
Поэт Осип Мандельштам писал:
Как журавлиный клин в чужие рубежи –
На головах царей божественная пена –
Куда плывёте вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
О какой божественной пене идёт речь в этом стихотворении?
Греческий герой Ахилл погиб от отравленной стрелы, попавшей ему в пятку. Кто выпустил эту гибельную стрелу, и кто из богов направлял руку этого человека?
Одиссей странствовал по морю 10 лет, прежде чем вернулся из Трои на Итаку. А кто из греков, участвовавших в Троянской войне, скитался 7 лет, прежде чем вернулся на родину?
Конкурс 4. Поэмы Гомера глазами историка (оценка – до 3 баллов). Учитель объясняет, что поэмы Гомера – не только художественное произведение, основанное на древних мифах, но и исторический источник. Учёные узнают из этих поэм об образе жизни и общественном устройстве греков, но не ахейского, а более позднего, гомеровского времени ( IX – VIIIвв. до н.э.). Вопросы задаются каждой команде по очереди, но другие команды могут исправлять неверные ответы. Жюри оценивает правильность ответов.
Какие занятия существовали у греков гомеровского времени? Подтвердите ответ примерами из поэм.
Было ли в Греции гомеровского времени единое государство? Подтвердите ответ примерами из поэм.
Царь Одиссей сам пахал землю, царица Пенелопа сама ткала покрывало. О чём свидетельствуют эти факты?
Конкурс 5. Капитанский (оценка – до 2 баллов). Учитель говорит, что древние греки на пирах не только слушали певцов, исполнявших поэмы Гомера, но и разгадывали разные загадки. Капитанам команд предлагается отгадать древнегреческие загадки. В случае затруднений команды могут помочь своим капитанам. Жюри оценивает правильность ответов.
Я – чёрное дитя сверкающего отца, птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе.
Когда ты на меня смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз. Когда ты говоришь, глядя на меня, я открываю рот и двигаю губами, но молча, ибо у меня нет голоса.
Не говори ничего, и ты выразишь моё имя. Но если ты назовёшь меня, говоря моё имя, о, чудо, - ты не выразишь меня.
Этап контроля и коррекции: жюри подводит итоги игры, учитель оценивает деятельность учащихся.
Домашнее задание (опережающее): прочитать §, подготовить устный рассказ с рисунком о любом древнегреческом божестве, выполнить задания в рабочей тетради.
Литература.
Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира. М.: Просвещение, 1988.
Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. М.: Просвещение, 1996.
Иванов Н.Н. 300 вопросов и ответов о мифологии. Ярославль: Академия развития, 1997.
Камышанова З.А. Камышанов К.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре древнего мира.
Ярославль: Академия развития, 1998.
Кишенкова О.В. Короткова М.В. История для любознательных. М.: Дрофа, 1996. Ч. 1.
Смирнов С.Г. Задачник по истории древнего мира. М.: МИРОС, 1994.
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
| |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
| |
5 |
|
|
|
|
| ||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
| ||
8 |
|
|
|
| |||
9 |
|
|
|
|
|
|
|
КРОССВОРД ПО ТЕМЕ «ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ».
1. Богиня-покровительница охоты в греческой мифологии.
2. Герой, совершивший 12 подвигов.
3. Богиня любви и красоты в греческой мифологии.
4. Город-государство на Пелопоннесе.
5. Женщина, из-за которой, по мнению древних греков, началась Троянская война.
6. Чудовище, жившее на Крите.
7. Покровительница реки, рощи или горной долины в греческой мифологии.
8. Гора, где греки «поселили» своих главных богов.
9. Дочь царя фраков в поэме Гомера «Одиссея».
Если кроссворд решён правильно, то по вертикали вы прочтёте имя предводителя греков-ахейцев в Троянской войне.
Сценарий внеклассного мероприятия
"200 дней и ночей Сталинграда".
Ход мероприятия
«I этап Сталинградской битвы (17 июля – 12 сентября 1942 г.)».
Учитель: Сегодня на уроке мужества мы перелистаем страницы истории Сталинградской битвы. В суровые дни битвы на Волге советские войска сохранили и приумножили лучшие традиции российского воинства. И такие ценности, как любовь к Родине, честь и воинский долг, несгибаемая воля к победе, беззаветное мужество и храбрость, воинское братство народов нашей страны, стали священными для защитников Сталинграда.
Ведущий 1. Сталинградская битва – одна из крупнейших битв Второй мировой войны. Она продолжалась 200 дней. Красная Армия перехватила у противника стратегическую инициативу и удержала её до конца войны. Это была победа не только армии, но и всего советского народа в результате несгибаемой стойкости, мужества и массового героизма на фронте и в тылу.
Ведущий 2. Летом 1942 г. обстановка складывалась далеко не в пользу нашего государства. Имея полное превосходство в силах, противник вел бешеное наступление. Гитлеровцы считали, что они легко овладеют Сталинградом силами только 6-й армии до 25 июля. Но упорное сопротивление советских войск спутало планы врага.
Учитель: Ребята, почему именно Сталинград стал целью захвата гитлеровской армии?
Ведущий 1. Потеря Сталинграда имело бы крайне тяжелые последствия для России. В те годы основным источником нефти для страны был Кавказ. Главной артерией, по которой «черное золото» поступало в центр страны, была Волга, по ней переправляли и донской хлеб. Взять под контроль реку означало бы лишить двигатели топлива, промышленность – сырья, экономику в целом электроэнергии, население тепла и хлеб. Потому, не считаясь с потерями, гитлеровцы основные удары летом-осенью 1942 года нацелили на Сталинград.
Ведущий 2. 12 июля фашистские войска вторглись в пределы Сталинградской области. 14 июля в ней было объявлено военное положение. 23 августа 1942 года немецкие самолеты под командованием В. Рихтгофена подвергли варварской бомбардировке Сталинград. За один день противник совершил более 2000 самолето-вылетов. Несмотря на противодействие советской авиации и зенитной артиллерии, сумевших сбить 120 фашистских самолетов, город был превращен в руины, погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия. 23 августа 1942 года – самая скорбная дата в истории Сталинграда.
1 ученик
Помнишь, как в бой за Царицын,
Шел за отрядом отряд
Подвиг бойцов повторился
В битве за наш Сталинград.
2 ученик
От рожденья земля не видала
Ни осады ни битвы такой,
Содрогалась земля и краснели поля
Все пылало над Волгой рекой.
1 ученик
За каждый дом… но не было домов –
Обугленные, страшные остатки
За каждый метр – но к Волге от холмов
С тягучим воем наползали танки
И оставались метры дот воды и Волга холодела от беды.
2 ученик
Следы врага – развалины и пепел
Здесь все живое выжжено дотла.
Сквозь дым не солнца в черном небе
На месте улиц – камни и зола.
3 ученик
В зное заводы, дома, вокзал, пыль на крутом берегу,
Голос Отчизны ему сказал
– Город не сдай врагу,
Верный присяге русский солдат
Он защищал Сталинград.
1 ученик
Кто ты? С Днепра или с Дона?
Где твоя Родина, брат?
Под боевые знамена
Всех нас собрал Сталинград.
2 ученик
Тучи клубятся над Волгой
Бой от зари до зари
Все мы теперь Сталинградцы,
Все мы теперь волгари.
3 ученик
«Стоять на смерть, ни шагу назад!» –
Такой был девиз у наших солдат
И жизни своей не жалели они
Врага изгоняя с родимой земли.
1 ученик
Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперек России –
И всю ее прикрыл собой!
«II этап Сталинградской битвы (12 сентября – 18 ноября 1942 г.)».
Ведущий 3. Немцы 13 сентября начали штурм Сталинграда. Завязались уличные бои. К исходу дня немецкие части овладели вокзалом и господствующей высотой – Мамаевым курганом. Но прибывшая с левобережья 13-я гвардейская дивизия генерала А.И. Родимцева выбила фашистов из центра города, а затем захватила и курган. Две недели шла яростная борьба за вокзал. 13 раз он переходил из рук в руки. День 14 октября стал самым страшным для защитников Сталинграда. Всё утро город беспрерывно бомбили. Горело всё: и земля, и вода, и люди. Все дни месяца были самыми тяжёлыми. Но наши солдаты продолжали верить в победу.
Ведущий 4. Непосредственную оборону Сталинграда выполняли две армии – 62-я и 64-я. Они приняли на себя основной удар. Но конечный успех оборонительного сражения определялся стойкостью не только этих армий, но и активными действиями остальных сил Сталинградского направления, которые оттягивали на себя значительную часть сил противника. Бои не прекращались даже в ночное время. Советские войска не только мужественно оборонялись, но и постоянно наращивали мощь своих контрударов. В результате к середине ноября противник утрачивает инициативу и окончательно переходит к обороне.
Звучит песня А. Пахмутовой «Горячий снег».
Ведущий 3. В дни Сталинградской битвы Мамаев курган стал ключевой позицией обороны города. Кто держал вершину кургана в своих руках, тот господствовал над округой. Вот почему здесь столько дней и ночей ( с 28 сентября 1942 года по 26 января 1943 года) бушевала жесточайшая битва. В дни боёв, даже зимой, курган чернел, как обугленный. Здесь насмерть стояли советские воины, сражаясь за ключевую позицию обороны города, здесь решалась судьба будущей победы.
Сталинград представлял не только зрелище тяжелого разрушения. Он демонстрировал умение советских людей противостоять врагу.
Ведущий 4. Не только в стране, но и за рубежом известен «Дом Павлова». В конце сентября 1942 г. командир отделения сержант Я. Ф. Павлов, выполняя приказ командира, первым проник вместе с тремя бойцами в четырехэтажный дом, уже занятый гитлеровцами.58 суток – срок больший, чем Германия затратила на захват целых европейских государств, яростно и ожесточенно штурмовали фашисты развалины дома, который стал для них неприступной крепостью. Выстояв в кромешном аду, защитники дома 24 ноября вместе со своей дивизией перешли в стремительное наступление.
Ведущий 3. В дни битвы гремела слава о снайпере сибиряке В. Г. Зайцеве. Более 300 гитлеровцев уничтожил он в уличных боях. Попал ему на мушку и руководитель немецкой снайперской школы в Берлине майор Конингс.
Связисты В. П. Титаев и М. М. Путилов, оба смертельно раненные, во время исправления повреждения телефонной линии, теряя сознание, восстановили связь, зажав концы оборванного провода зубами.
Артиллерист Болтенко, оставшись у орудия один, смело вступил в единоборство с 15 вражескими танками и одержал победу.
Морской пехотинец Михаил Паникаха загорелся от разбитой бутылки с зажигательной смесью, с которой он бросился на танк. Не останавливаясь, уже живым факелом он вскочил на танк и собой поджёг фашистскую машину.
Ведущий 4. Беспримерное мужество сталинградцев потрясало даже бывалых гитлеровских вояк: « Описать, что здесь происходит, невозможно. В Сталинграде сражаются все, у кого есть голова и руки, – мужчины и женщины». Фашисты гибли сотнями. Главным в письмах немецких солдат становится мотив предчувствия смерти: «Мы никогда уже не покинем Россию»; «каждый из нас здесь и погибнет»; «если из-за этого письма меня притянут к военному трибуналу и расстреляют, это будет для меня благом».
К середине ноября наступательные возможности немецких войск окончательно иссякли. Потеряв в боях за Сталинград около 700 тыс. убитыми и ранеными, более 1 тыс. танков и свыше 1,4 тыс. самолётов, немецкие войска вынуждены были к середине ноября перейти к обороне.
Звучит песня "Поклонимся великим тем годам".
Ученик 4
Здесь все смешалось в этой круговерти:
Огонь и дым, пыль и свинцовый град.
Кто уцелеет здесь ... до самой смерти
Не позабудет грозный Сталинград.
Ученик 5
Пусть против нас здесь тысячи орудий
На каждого – десятки тонн свинца.
Пусть смертны мы, пускай мы только люди,
Но мы верны отчизне до конца.
Ученик 6
Пусть отступать пришлось нам долго
Ценою горя и утрат
Но « нет для нас Земли за Волгой» -
Сказал впервые Сталинград!
Ученик 4
Они прикрыли жизнь собою,
Жизнь начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава.
Ученик 5
И вот приказ «Назад – ни шагу!
Суровый сталинский приказ
Вселил в сердца людей отвагу
Что не далек Победы час.
Ученик 6
Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал,
Злой и упрямый, по грудь в земле,
Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад –
Он защищал Сталинград.
Ученик 4
Сто пикировщиков выли над ним
В небе, как огненный змей,
Он не покинул окопа, храним
Верностью русской своей.
Меж обгорелых черных громад
Он защищал Сталинград.
Ученик 5
Танк на него надвигался, рыча,
Мукой и смертью грозил.
Он, затаившись в канаве, сплеча
Танки гранатой разил.
Пуля – за пулю. Снаряд – за снаряд.
Он защищал Сталинград.
Ученик 6
Смерть подступала к нему в упор.
Сталью хлестала тьма.
Артиллерист, пехотинец, сапёр –
Он не сошел с ума.
Что ему пламя геенны, ад?
Он защищал Сталинград.
Ученик 4
Время придет – рассеется дым,
Смолкнет военный гром.
Шапку, снимая при встрече с ним,
Скажет народ о нем:
– Это железный русский солдат,
Он защищал Сталинград.
«III этап Сталинградской битвы (19 ноября – 3 февраля 1943 г.)»
Ведущий 5. 19 ноября 1942 г. предутреннюю тишину донских степей разорвали мощные залпы свыше 7 тыс. орудий и минометов Юго-Западного и Донского фронтов. На врага обрушилась огненная лавина реактивных снарядов «Катюш». Войска обоих фронтов одновременно перешли в наступление, прорвали оборону противника и, ломая его ожесточенное сопротивление, пошли вперед. 23 ноября соединения фронтов встретились. Группировка противника численностью в 330 тысяч человек с многочисленной техникой попала в окружение.
Ведущий 6. Командование вермахта приняло решение удерживать Сталинград и деблокировать окруженные войска, и танковая группировка под командованием генерала Гота 12 декабря 1942 года переходит в наступление. К 19 декабря в наступлении уже участвовало свыше 300 немецких танков. Но благодаря мужеству и стойкости советских войск наступление удалось остановить, а затем, с приходом подкреплений, отбросить от Сталинграда на 200 километров.
Ведущий 5. 10 января громом орудий и реактивных установок начался завершающий этап разгрома врага, 31 января войска 64-й армии взяли в плен Паулюса вместе со штабом. Мощные удары советских войск подавили последние очаги сопротивления. 2 февраля 1943 г. в 16.00 историческая Сталинградская битва закончилась.
Радостной волной прокатилась по всему миру новость о разгроме фашистских войск в районе Сталинграда и вдохновила силы сопротивления Европы на дальнейшую борьбу с фашизмом. Мир был поражен и восхищен легендарной победой советских войск, которая положила начало коренному перелому в ходе всей второй мировой войны.
Ученик 7
Вы слышите? У Сталинграда в морозном воздухе звучит.
Победным громом канонада и вся Германия дрожит,
Врагам метаться бесполезно их валит орудийный смерч,
Сдавила их петлей железной давно искавшая их смерть.
Ученик 8
Под Сталинградом был смертельный бой
Все защищали город наш родной,
Горит огонь, как память грозных лет,
Мы будем помнить, всех кого сегодня нет.
Ученик 7
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Пусть память вечную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Ученик 8
От нас далёки годы эти,
Но вспомним мы о них стократ.
Пусть славят гимном на планете
Геройский город Сталинград.
Ученик 7
Февраль – февраль, солдатский месяц-
Пурга в лицо, снега по грудь.
Сто лет пройдёт. И сто метелиц.
А мы пред ними все в долгу.
Февраль – февраль. Солдатский месяц –
Горят гвоздики на снегу.
Ученик 8
В свой срок – не поздно и не рано -
Придёт зима, замрёт земля.
И ты к Мамаеву кургану
Придёшь второго февраля.
И там, у той заиндевелой,
У той священной высоты,
Ты на крыло метели белой
Положишь красные цвет
Звучит песня “Мамаев курган»
Ученик 7
Не волнуйтесь, березы, никогда, никогда
Над безмолвным солдатом не померкнет звезда,
Нам, российским ребятам, в нашей жизни большой
Будет подвиг солдата путеводной звездой.
Ученик 8
Повезло мне, ребята, позавидуйте мне
Я живу в Волгограде на солдатской земле.
Он мой город родной и любовь и отрада.
Волга рядом со мной и я счастлив ребята!
Ведущий 6. О Сталинградском сражении знают и помнят во всех уголках земного шара. В честь этого события во многих городах мира воздвигнуты обелиски и монументы. Имя Сталинграда носят десятки и сотни заводов, фабрик, школ и культурных учреждений, улиц и площадей. В одной только Польше имя «Сталинград» отражено в названиях улиц, площадей и парков 160 городов и поселков. Свыше 30 городов Франции, включая Париж, имеют площади и улицы, названные именем Сталинграда...
Пройдут века, а немеркнущая слава доблестных защитников волжской твердыни будет вечно жить в памяти народов мира как ярчайший образец беспримерного в военной истории мужества и героизма. Имя "Сталинград" золотыми буквами навечно вписано в историю нашего Отечества.
СЦЕНАРИЙ
конкурса патриотической песни,
посвященного Дню защитника Отечества
Здравствуйте, дорогие друзья! Только что прозвучавшей песней мы начинаем нашу праздничную программу. Но сегодня она не совсем традиционная. Это не просто концерт, составленный из номеров, подготовленных классными коллективами. Это конкурсная программа патриотической песни.
Ведь сегодня мы собрались в этом зале накануне большого праздника всех жителей России – Дня защитника Отечества!
Этот праздник выражает наше уважение к героям страны, к защитникам нашей Родины от вражеских полчищ во все времена. Мы традиционно называем его «мужской день» и поздравляем всех – от мальчиков до очень старых людей – с днем защитника Отечества.
Так вот именно этому событию и посвящен сегодняшний конкурс, в ходе которого нашему жюри предстоит оценить выступления как целых классных коллективов, так и отдельных солистов.
И сейчас я представлю людей, которые будут следить за ходом своеобразного соревнования:
1. учитель истории Мидакова Л.П.
2. учитель музыки Никитин Н.В.
3. председатель жюри – директор школы Кркалевский Н.А.
Вы знаете, особенно приятно, что, несмотря на свой еще совсем юный возраст, учащиеся начальной школы откликнулись и также принимают участие в сегодняшнем мероприятии. И отрывает конкурсную программу коллектив 1 класса с песней «Пусть всегда будет солнце».
1) 1 кл – «Пусть всегда будет солнце»
В следующей песне рассказывается об отважном защитнике морских широт нашей Родины. Встречайте 4 класс и «Песенку о капитане».
2) 4 кл – «Песенка о капитане»
Песня, которую мы услышим сейчас, посвящена как раз тем, кого мы и называем защитниками Отечества. Она о солдатах нашей армии. Веселый и запоминающийся мотив, придуманный авторским коллективом группы «Пламя», сделал эту песню одной из самых популярных в свое время. На сцене 6 класс.
3) 6 – «Идет солдат по городу»
Я же напомню, что все выступления мы посвящаем юным защитникам Отечества и нашим дорогим мужчинам. И я думаю, что по окончании программы они сами определят коллектив, заслуживший специальный приз мужских симпатий.
Живем мы посреди большой России,
Средь городов, лесов, озер, полей,
И есть у нас, когда бы нас спросили,
Меч для врага, объятья для друзей!
Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней стремиться,
Не прерывать связующую нить –
И нам порой так нужно оглянуться…
«Наш край». Исполняет коллектив 2 класса.
4) 2 кл – «Наш край»
В истории нашей страны много различных страниц, и ни одну из них мы не вправе забывать. В следующей песне ведется рассказ о некогда легендарном революционном корабле прошлого столетия. «Крейсер Аврора», 3 «Б» класс.
5) 3 – «Крейсер Аврора»
Патриотические песни. Когда мы слышим эти слова, то почти всегда думаем о песнях военных лет… Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них всё: горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, лётчиков и танкистов. И если бы сейчас послушать всё лучшее, что создали поэты и композиторы в те годы, то это была бы музыкальная антология истории Великой Отечественной войны.
На сцене коллектив 7 класса с песней «Давно мы дома не были».
6) 7 – «Давно мы дома не были»
Нашему жюри да и нашим конкурсантам необходимо перевесим дух. И потому на сцене танцевальный коллектив «Очарование».
Танец «Балалаечка»
Песни – как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далёкие.
Именно такой является песня, которую мы услышим сейчас в исполнении 5 «А» класса.
8) – «Славянка»
Быть может, по этим дорогам глухим
К тебе суждено мне вернуться, любя.
А если не мне, так хоть песням моим,
Я верю, придётся дойти до тебя.
Песням тех военных лет – поверьте!
Мы не зря от дома вдалеке
Пели в четырех шагах от смерти
О родном заветном огоньке.
И не зря про путь к Берлину пели –
Как он был нелёгок и нескор…
Песни с ветеранами старели,
Но в строю остались до сих пор.
На сцене Порфирьева Ольга, 8 класс.
9) 8 – «Нам нужна одна победа»
Много славных побед было одержано нашим народом. Но победа – это не только радость, но и скорбь. Сколько матерей плакало по сыновьям, сколько жен не дождалось мужей, павших на поле битвы за свободу и честь родной земли. Невозможно забыть те великие бедствия, которые принесли войны нашей стране. И мы всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.
С песней «На безымянной высоте» выступает 5 класс.
10) 5 – «На безымянной высоте»
Песни военных лет!.. От самых первых залпов и выстрелов и до последнего майского салюта через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю. Для тех, кто прошел и пережил войну, песни эти сродни позывным из этой незабываемой далёкой поры. Стоит раздаться звукам одной из них, и распрямляются плечи, исчезают морщины на лицах людей, загораются задорным блеском или наполняются глубоким раздумьем глаза.
Песни являлись живительной силой для солдат той войны. Так же, как сегодня для воинов современных войн. Современные песни поддерживают боевой дух солдат, приближая к ним тепло наших душ, как бы говоря о том, что мы их любим и ждём. Каждому из нас дороги эти песни, ведь они связывают два полюса: мирную жизнь и военные действия.
Выступает ученица 9 класса Матвеева Наталья.
11) 9 – «Свечи»
В продолжение темы на сцене ученица 7 класса Григорьева Кристина.
13) 7 – «Офицеры»
С чего же начинается Родина? С любви к родной природе, языку, людям; с уважения и почитания обычаев и традиций, символов своей страны и ее истории. Нельзя представить человека, по-настоящему любящего свою Родину, у которого не сформированы представления о нравственных основах семьи; не сформировано самосознание, морально-волевые качества; не выработано позитивное отношение к собственному интеллектуальному развитию. Именно об этом и поют юные граждане России. 3 класс.
14) 3 – «Я гражданин России»
Русь моя, любимая Русь!
Смотрю на тебя, безбрежную,
То лиственную, то снежную,
Смотрю и не насмотрюсь.
Величаю тебя опять,
Дорогая земля былинная, -
Славлю каждую высь и пядь
Любуюсь полями, долинами.
Славлю каждую тропку твою,
Славлю раннюю зорьку каждую,
С неустанной душевной жаждою
Светлый стих из ромашек вью…
Для вас выступает ученик 9 класса Петров.
Сергей
15) 9 – «Родная земля»
Наша конкурсная программа подошла к концу. Но дадим время нашему жюри подвести итоги. На сцене снова танцевальный коллектив «Очарование.
Танец «Морячка»
Пришло время услышать наше уважаемое жюри.
Слово жюри, награждение
Мы еще раз от души поздравляем всех мальчиков, юношей, молодых и уже зрелых мужчин, наших славных ветеранов с Днем защитника Отечества! Приятного вам праздника!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология портфолио в условиях реализации ФГОС. Портфолио: назначение, содержание, технология.
В данной презентации краткая информация видах портфолио, его назаначении и содержании. Презентация предназначена для работников образовательных учреждений....
Портфолио лицеиста (портфель достижений) / Учебное пособие (кейс-портфолио)
Портфель достижений – кейс-портфолио – относится к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в...
Бланки портфолио ученика. Инструкции заполнения бланков портфолио.
СодержаниеРаздел I. Мой портрет ...
Портфолио педагога.Структура портфолио.
Портфолио педагога.Структура портфолио.Очень подробно и понятно....
Выступление на педагогическом совете «Что такое «ПОРТФОЛИО»? Для чего и зачем нужно создавать «ПОРТФОЛИО»
Материал по теме выступленя полезен для методической работы...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ПУБЛИКАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА С ПОМОЩЬЮ КОНСТРУКТОРА ПОРТФОЛИО «NETFOLIO»
Конструктор портфолио Netfolio - это инструментальное средство для создания электронного портфолио педагога, разработанное компанией «e-Publish» (официальные сайты http://edusite.ru/ и...
Методический портфолио учителя бурятского языка Показан опыт работы учителя бурятского языка по созданию методического портфолио.
Разработки уроков устного курса (1 цикл)...