"Приоритетные тенденции воспитания школьников"
классный час (5 класс) по теме
Теоритические основы, тенденции воспитания школьников средней и старшей школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie.docx | 39.67 КБ |
sovremennye_tendentsii.docx | 29.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации
Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
(протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.)
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (далее именуется - Концепция) - документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания.
Коренные преобразования в стране конца XX - начала XXI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной задачей.
В Концепции сформулированы теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях.
Разработка Концепции осуществлена в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2002 г. № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и обусловлена необходимостью выполнения этой государственной программы, подготовки организационных и методических документов, программ деятельности органов государственной власти и общественных организаций по патриотическому воспитанию граждан на последующий период.
Основной целью Концепции является определение места и роли воспитания патриотизма у российских граждан как важнейшего направления деятельности общества и государства.
Патриотизм и патриотическое воспитание
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.
В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.
Патриотизм - это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества.
Патриотизм - это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан.
Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов.
Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Патриотическое воспитание военнослужащих организуется и проводится в рамках единой системы воинского воспитания военнослужащих.
В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание граждан должно определяться национальными интересами России и обеспечивать активное участие граждан в обеспечении ее безопасности от внешних и внутренних угроз.
Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:
- утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;
- создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;
- воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;
- привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
- привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;
- создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;
- формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.
- Реализация задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах.
Принципами патриотического воспитания являются:
- принцип системно организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;
- принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина-патриота таких факторов, как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями общества в целом;
- принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;
- принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма, как социально-ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;
- принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так далее.
- Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Патриотизм формируется в процессе воспитания на основе тесного взаимодействия объектов и субъектов воспитания.
Основными группами граждан, выступающими объектами патриотического воспитания, являются:
- семья как основная социальная ячейка общества, в которой закладываются основы нравственного, духовного, культурного, физического и другого развития личности. В семье происходит формирование ее жизненных ориентиров и ценностей, отношения к себе, к другим людям и к Отечеству;
- молодые граждане и молодежные общественные объединения;
- военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и по контракту, воинские коллективы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, работники системы правоохранительных органов;
- трудовые коллективы предприятий, организаций, учреждений, предприниматели;
- представители законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные и муниципальные служащие;
- творческая интеллигенция и представители средств массовой информации;
- преподаватели и воспитатели;
- представители традиционных для России религиозных конфессий как носители духовно-нравственных идеалов и традиций российского народа.
Объектная позиция названных социальных групп относительна. Будучи включенными в систему патриотического воспитания, они в то же время выступают и как субъекты патриотического воспитания.
Проводниками цели патриотического воспитания являются субъекты воспитательной деятельности, в качестве которых выступают государство в лице федеральных, региональных и местных органов власти; учебные заведения всех уровней; различного рода общественные организации и религиозные объединения; учреждения культуры; семья; трудовые и воинские коллективы; средства массовой информации и другие. Субъектом патриотического воспитания может быть и отдельный человек - рядовой гражданин или представитель государственной власти, проявляющий патриотизм, верность своему гражданскому долгу и ставший побудительным примером и образцом для подражания. В их числе могут быть руководители государства, субъектов Российской Федерации, предприятий, различного рода коллективов и организаций.
Субъекты патриотического воспитания специфическими возможностями и средствами решают задачи патриотического воспитания определенных групп населения и граждан страны в целом.
Основы организации работы по патриотическому воспитанию
Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в государственной политике России в области воспитательной деятельности.
Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании», «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. №24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», от 16 февраля 2001 г. № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», другие нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части, касающейся вопросов патриотического воспитания.
Чтобы объединить усилия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, скоординировать и направить их работу на все социальные и возрастные группы, семью как главную ячейку общества, нужна единая государственная политика в области патриотического воспитания граждан России и соответствующая этой политике государственная система патриотического воспитания граждан, способная консолидировать и координировать эту многоплановую работу.
Создание такой системы обязательно предполагает консолидацию деятельности всех органов исполнительной власти, научных и образовательных учреждений, общественных организаций и объединений в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации как в центре, так и в регионах.
Система патриотического воспитания включает в себя соответствующие государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.
Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности начиная с семьи, учебных заведений, трудовых, воинских и иных коллективов и заканчивая высшими органами государства. Она предполагает организацию мероприятий патриотической направленности как на федеральном и региональном уровнях, в отдельных коллективах, так и проведение индивидуально-воспитательной работы с отдельно взятой личностью.
Ведущее место в системе патриотического воспитания занимает семья. В семье как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательно-воспитательных, трудовых, воинских коллективах, культурно-просветительских учреждениях, в общественных организациях.
В системе патриотического воспитания важнейшей составляющей является массовая патриотическая работа, организуемая и проводимая на постоянной основе государственными органами при активном участии средств массовой информации, представителей научных и творческих союзов, ветеранских, молодежных и других общественных организаций, основных религиозных конфессий страны.
Система патриотического воспитания призвана обеспечить целенаправленное формирование у граждан активной позиции, способствовать всемерному включению их в решение общегосударственных задач, создавать условия для развития у них государственного мышления, привычки действовать в соответствии с национальными интересами России. Она должна подготовить молодежь и побудить представителей других поколений к такому характеру активной деятельности, в которой знания и жизненный опыт соединяются с позицией гражданского долга и сопричастностью судьбе Родины, личные интересы - с общественными.
Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах российского общества, а также новыми условиями современного мира.
Ответственность за функционирование системы патриотического воспитания лежит на государстве как на самом высокоорганизованном и оснащенном субъекте патриотического воспитания, что не снимает моральной ответственности за ее функционирование с общества и с каждого гражданина.
Достижение заданного уровня эффективности и результативности функционирования системы патриотического воспитания достигается совокупностью определенных условий и разносторонним обеспечением, которое необходимо учитывать в практической деятельности.
Нормативно-правовое обеспечение патриотического воспитания включает в себя совершенствование нормативной базы и определение социально-правового статуса патриотического воспитания, роли, места, задач, функций каждого органа власти, ведомства, организации как составных элементов единой системы патриотического воспитания с учетом их специфики и изменений, произошедших во всех сферах жизни страны за последние годы; создание базы патриотического воспитания в системе образования.
Педагогическое и методическое обеспечение предполагает фундаментальную разработку комплекса учебных и специальных программ, методик по организации и проведению патриотического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории населения; развитие и совершенствование форм и методов воспитания, осуществляемого министерствами и ведомствами, институтами воспитания и общественными организациями; обобщение результатов учебно-методических разработок, информирование о новациях в этой области представителей системы образования, организаторов массовой патриотической работы; регулярное издание соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта; проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных программ с целью выявления особенностей формирования патриотических чувств и сознания у детей, юношества, граждан страны.
Информационное обеспечение патриотического воспитания - утверждение патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству в качестве важнейших ценностей в сознании и чувствах граждан; активное использование элементов патриотического воспитания в средствах массовой информации, преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана; противодействие всем попыткам дискредитации, девальвации патриотических ценностей в средствах массовой информации, литературе и искусстве; целенаправленное и творческое использование позитивных возможностей идей патриотизма в процессе осуществления воспитательной деятельности со всеми категориями подрастающего поколения при активном участии соответствующих социальных и государственных институтов, особенно ключевых федеральных органов исполнительной власти (Минобразования России, Минобороны России, Минкультуры России, Минздрава России, МПТР России, МВД России, Госкомспорта России, и др.).
Научно-теоретическое обеспечение означает организацию исследований в сфере патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности; разработку методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности гражданина; обогащение содержания патриотического воспитания посредством включения в него культурно-исторического, духовно-нравственного, идеологического и других компонентов на основе важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук; научное обоснование путей приобщения граждан, особенно подрастающего поколения, к патриотическим ценностям, их духовного освоения.
Обеспечение взаимодействия субъектов Российской Федерации в системе патриотического воспитания предусматривает повышение эффективности этой системы, ее функциональных возможностей, создание на федеральном и региональном уровнях, уровне местного самоуправления межведомственных и межрегиональных комиссий и советов по реализации цели и задач патриотического воспитания граждан; разработку модели реализации основных направлений деятельности по патриотическому воспитанию граждан в Российской Федерации, апробацию ее использования в ряде регионов страны.
Кадровое обеспечение предусматривает организацию подготовки специалистов, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи патриотического воспитания граждан; повышение роли и возможностей федеральных органов исполнительной власти, регионов страны в подготовке специалистов по воспитательной работе с различными категориями граждан: их предварительный подбор, переподготовку, повышение квалификации.
Финансово-экономическое обеспечение патриотического воспитания означает оказание финансовой поддержки за счет ассигнований из бюджетных и внебюджетных средств в реализации программ патриотического воспитания российских граждан, разработанных в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти, регионах и общественных объединениях; привлечение производственных и предпринимательских структур к решению проблем повышения эффективности патриотического воспитания; финансирование расходов федеральных органов исполнительной власти и организаций, реализующих мероприятия государственной программы, в соответствии с ведомственной классификацией расходов федерального бюджета; финансирование мероприятий региональных программ за счет соответствующих средств.
Создание этих условий будет способствовать развитию социальной активности граждан Российской Федерации и совершенствованию управления системой патриотического воспитания.
Содержание управления системой патриотического воспитания включает анализ, оценку, прогнозирование и моделирование состояния процесса патриотического воспитания в стране с учетом тенденций общественного развития; определение и постановку текущих и перспективных задач воспитательной деятельности; научно обоснованное планирование патриотического воспитания; подбор, обучение, расстановку кадров; мониторинг состояния и действенности воспитательной работы и систематическое иерархическое информирование органов исполнительной власти о ходе реализации задач патриотического воспитания; своевременную корректировку системы воспитательных воздействий; научную организацию труда воспитателей и обеспечение субъектов патриотического воспитания прогрессивными методами и технологиями воспитательной работы со всеми категориями граждан.
Механизм управления содержит нормативно-правовую и содержательную составляющую: нормативные правовые акты и документы; учебные программы; сложившиеся нормы и правила, существующие в обществе, коллективе; условия жизни и труда; личностные и коллективные стимулы - потребности и интересы; духовные ценности и некоторые другие.
Государство осуществляет управление системой патриотического воспитания, при этом оно широко использует общественные институты.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляя руководство процессом патриотического воспитания, действуют в делах своих полномочий и объединяют свои усилия в целях обеспечения эффективного его функционирования.
Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают выполнение решений Правительства Российской Федерации, положений Концепции и государственных программ патриотического воспитания граждан; в пределах своей компетенции разрабатывают ведомственные программы (планы) патриотического воспитания и организуют их выполнение.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения выполнения положений Концепции, государственных программ и планов патриотического воспитания; вносят предложения по совершенствованию системы патриотического воспитания; разрабатывают долгосрочные региональные программы (планы) патриотического воспитания и осуществляют их реализацию; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению общественных и религиозных объединений и организаций к решению задач патриотического воспитания; обеспечивают финансирование мероприятий региональных программ.
В современных условиях для управления системой патриотического воспитания, реализации общей стратегии в этой сфере деятельности, объединения усилий федеральных органов исполнительной власти, общественных и религиозных организаций и движений необходимо создание межведомственных структур. Их состав и полномочия определяются соответствующими правовыми актами.
На федеральном уровне такую структуру и ее полномочия определяет Правительство Российской Федерации.
В федеральных органах исполнительной власти создаются советы по патриотическому воспитанию, в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации - региональные межведомственные координационные советы.
Советы по патриотическому воспитанию федеральных органов исполнительной власти разрабатывают ведомственные программы (планы) патриотического воспитания и организуют их исполнение.
Региональные межведомственные координационные советы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают региональные программы патриотического воспитания граждан с включением в них конкретных работ по выполнению мероприятий государственной программы и осуществляют их реализацию. Они осуществляют координацию деятельности органов исполнительной власти, общественных объединений и религиозных организаций по поддержке и выполнению мероприятий патриотической направленности, обеспечивают финансирование мероприятий региональных программ за счет средств субъектов Российской Федерации и привлеченных средств.
Для осуществления функций рабочего органа указанных советов решением руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут создаваться соответствующие штатные центры патриотического воспитания.
Оценка результативности патриотического воспитания осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которая включает целенаправленность воспитательного процесса и его системный характер; научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия; широту охвата объектов воспитания. Основным критерием результативности является уровень патриотизма как одна из основных характеристик отдельной личности и граждан Российской Федерации в целом, проявляющийся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно значимом поведении и деятельности.
Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем, укрепление государства и его обороноспособности, достижение социальной и экономической стабильности. Высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание россиян будут в огромной степени определять будущее России.
* * *
Основным инструментом реализации Концепции является выполнение государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы», разработка и реализация государственных, ведомственных и региональных программ патриотического воспитания граждан на последующие периоды.
Теоретические положения и практические рекомендации, изложенные в Концепции, являются основой для решения важнейших задач патриотического воспитания, повышения активности граждан Российской Федерации к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни общества.
Концепция ориентирована на переоценку ряда традиционных представлений в области патриотического воспитания и создание условий для инновационных тенденций в организации, формах и методах практической деятельности соответствующих государственных институтов по формированию патриотического сознания граждан Российской Федерации.
Концепция имеет открытый характер, опирается на демократические принципы. Предполагается участие в ее совершенствовании и развитии всех органов государственной власти регионов страны, общественных объединений, научных союзов и организаций на основе их собственных инициатив.
По мере поступательного развития России и практической реализации системы патриотического воспитания граждан отдельные положения Концепции могут уточняться и конкретизироваться в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Концепция призвана способствовать значительной активизации важнейшего для общества и государства направления внутренней политики - воспитания граждан Российской Федерации как сознательных и достойных восприемников отечественной истории, культуры, ценностей и традиций в единстве национально-самобытных и общецивилизованных начал, а также повышению социальной активности в этом процессе граждан России.
Предварительный просмотр:
Современные тенденции в образовании и задачи патриотического воспитания.
XX век породил ситуацию отрыва национальной системы воспитания от традиционной педагогики, когда возникает проблема осмысления и практического воплощения диалектики глобального как нового образа жизни и этнического как уникальности культуры.
В настоящее время в образовании вырисовывается ряд тенденций, которые будут определять уровень развития общества.
В докладе по образованию на Всемирной сессии ЮНЕСКО (Париж, 1998) сказано, что прежде всего следует учитывать тот факт, что благосостояние общества зависит от уровня и качества знания, и поэтому для выравнивания значимого различия между странами в социально-экономическом развитии необходимо преодолеть разрыв в знаниях, существующий между ними.
Образование не является чем-то внешним по отношению ко всем остальным сферам жизнедеятельности человека. Проблемы образования могут рассматриваться лишь в комплексе проблем человечества, важнейшей из которых является проблема его устойчивого развития и выживания, а также обеспечения благосостояния.
Стратегия выхода из кризиса диктует трансформацию имеющихся ресурсов в необходимые нам вещи, что невозможно без знаний. И если мы желаем, чтобы наша жизнь была лучше, если мы стремимся поднять благосостояние семьи или страны, поддержать и укрепить здоровье и сохранить среду нашего обитания, то нам уже недостаточно просто перерабатывать большое количество ресурсов в силу их ограниченности.
Стратегия развития современного образования должна быть ориентирована не только на подготовку специалистов в традиционных сферах деятельности, но и на формирование контуров цивилизации, способной разрабатывать и реализовывать эту стратегию.
Система образования стремительно интегрируется в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается системными изменениями образования в направлении отбора лучших мировых образцов, повышающих качество функционирования и развития всех систем совершенного общества, улучшающих жизнедеятельность человека.
Вместе с тем система образования, являясь одним из оснований национальной безопасности государства и его граждан, не может принимать мировые новации, неадекватные перспективам развития общества в XXI веке, не обеспечивающие суверенитет в политической, экономической, культурной сферах.
Основной задачей образования наряду с социализацией, профессионализацией и самореализацией выступает развитие национального самосознания человека.
Образованность человека выступает как самостоятельная ценность, но при этом личности должны быть свойственны такие качества, как патриотизм, гражданская активность и ответственность, толерантность к проявлению национальных, региональных, индивидуальных особенностей культуры, к вероисповеданиям других людей и народов.
В связи с этим развитие личности специалиста как патриота должно идти через преломление нравственных установок в приоритетных для настоящего времени качествах личности, через все более широкую ориентацию сознания и поведения на духовные общечеловеческие ценности, подлинную интеллигентность.
Патриотическое воспитание должно осуществляться как цельный, учитывающий современные требования гуманизации воспитательный процесс.
В патриотическом сознании имманентными характеристиками выступают историческое сознание, новое мышление, определяющие перспективы развития общества и место человека в нем, его патриотических чувств и поведения с определением конкретных, тактических и стратегических целей и их качественной характеристики в рациональном, эмоциональном и поведенческих проявлениях. Все указанные проявления патриотизма находят отражение в моральном сознании человека и в содержании моральных требований, затрагивающих вопросы отношения к общественной и политической деятельности, отношения к природе, семье, другим людям и т.д. Поэтому, патриотизм представляет собой один из важнейших принципов нравственности. Проявления же патриотизма как морального принципа в сфере экологии, трудового и т.д. воспитания указывает на его неразрывную связь с данными направлениями общего воспитания. Социализация достигается под воздействием социально-контролируемых процессов целенаправленного воздействия на личность учащегося, таких, как просвещение, воспитание, обучение.
Обстоятельства, обуславливающие актуальность проблемы патриотического воспитания, выдвигают новые требования перед всеми социальными институтами, так или иначе решающими вопросы патриотического воспитания.
Образовательная революция постулирует переход от человека-средства к человеку-цели — человеку культуры, индивидуальному; автономному, способному быть свободным от давления среды.
Поскольку содержание образования определяется его целями. то для достижения идеала — человека культуры — необходимо сделать содержание образования действительно гуманитарным и гуманистическим, «очеловечить знания». Дюркгейм в «Социологии образования» писал, что «индивид, приобщаясь к обществу, приобщается к самому себе».
Гуманитаризация образования направлена на поворот образования к целостной картине мира, и, прежде всего, — мира культуры, мира человека, на очеловечивание знаний, на формирование гуманитарного и системного мышления. Любые знания и любая практическая деятельность имеют свою гуманитарную компоненту, как минимум, это — социальные последствия использования этих знаний или реализация этой деятельности.
Таким образом, содержание образования должно включать социальные измерения любых наук, знаний, информации и любых действий. Учебный процесс в этом смысле представляет большие возможности для патриотического воспитания молодежи, т.к. изучаемые в его ходе общественные, общенаучные и специальные дисциплины, которые опираются на общемировоззренческие, обще идеологические основы и гуманистические принципы, содержат богатый материал. Преподавание и воспитание — единый процесс, и задача преподавателя — добиться, чтобы преподавание каждого теоретического курса, каждой дисциплины имело патриотическую направленность. Так, например, вводя студентов или учеников в историю предмета, можно рассказать о том, какой вклад в данную науку сделан русскими или советскими учеными.
Активизация педагогического процесса патриотического воспитания способствует формированию личности патриота, когда она реализуется следующими путями: актуализацией содержания и совершенствованием методики педагогического процесса, повышением компетентности преподавателя, реализацией в воспитательном процессе деятельностных форм работы (поисковых, краеведческих, если это школа, социальная работа, если это вуз). Необходимость актуализации содержательного компонента в воспитательной работе обосновывает необходимость переориентации в выборе средств патриотического воспитания в сторону углубленного изучения истории, культурных и бытовых традиций народа, подчеркивает, что становление гражданина, патриота без такого знания невозможно.
Широкое введение в учебный процесс специальных дисциплин по национальной истории и истории национальных культур, изучение в рамках этих дисциплин феноменов национальных культур как интегративной целостности, т.е. как общности природы, национального характера, национального типа мышления, продуманная профилизация ряда общеобразовательных дисциплин (например, введение в курс «Социальная психология» раздела о специфике конкретной национальной психологии или раздела об особенностях национальной педагогики в курс «Педагогика» в полной мере способствуют формированию идей патриотизма).
Важным условием повышения эффективности патриотического воспитания выступает сочетание идеологического уровня с психологическим. И здесь неоценимая роль принадлежит культуре и искусству. В отличие от истории и философии, которые формируют высшие научно-теоретические уровни мировоззрения, искусство осуществляет свое мировоззренческое назначение, оперируя основывающимися на конкретных жизненных фактах и явлениях художественными образами, т.к. недостаточно внедрять в сознание учащихся идеи и принципы патриотизма, необходимо также воздействовать на мир чувств человека.
Образование и культура
Русская культура и искусство, выражая чаяния и волю народа, является источником идей и чувств национальной гордости и одновременно источником чувств и сознания единения с другими народами, со всем миром. Так, например, изучение темы «Искусство как общественное явление» позволяет, широко привлекая художественно-иллюстративный материал, раскрыть содержание национального и общечеловеческого в искусстве, национального и народного в художественном творчестве, проследить роль традиций, фольклора, народного национального творчества в развитии художественной культуры. Показ различных национальных школ, стилей, направлений в развитии видов искусства, выявление художественного богатства национальных культур, помогут уяснить уникальность и самобытность каждой национальной культуры и вместе с тем понять единство общей и мировой культуры.
Преподаватель— ключевая фигура воспитания и формирования личности будущего специалиста. Эффективность формирования патриотических качеств учащихся напрямую зависит от опыта, личного примера и гражданской позиции профессорско-преподавательского и учительского состава. Высокая профессиональная компетентность, творческий подход к делу, независимость суждений преподавателя вызывают уважение у учащихся, помогают сформировать свое отношение к действительности, свою жизненную позицию. В нашем случае важно отметить, что только преподаватель, сам глубоко освоивший ценности мирового искусства, способен плодотворно вести эстетический и художественный всеобуч, необходимость которого настоятельно ставится в повестку дня. Поэтому преподаватель главное должен видеть не в том, чтобы учащиеся ознакомились с теми или иными произведениями, эстетическими понятиями, а в самом процессе становления и развития тех особых мыслей, переживаний, чувств, которые человек открывает в себе благодаря соприкосновению с искусством. Первостепенное внимание должно быть уделено освоению культурного наследия Востока и Запада в их взаимосвязи, тому, что развивающиеся в рамках Востока и Запада весьма различные культурные традиции не располагаются как ступени лестницы, не антиномичны, но взаимодополнительны по отношению друг к другу.
Гуманитаризация образования сегодня — это выстраивание смысловых и ценностных контекстов в содержании образования, интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания как совмещения экологизации и нравственно-гуманистического измерения социальности, переориентация вектора образования от обращенности к прошлому к обращенности к сегодняшнему дню и к будущему как молодежи, так и страны и всего человечества, переориентация содержания образования на проблемы человеческой жизни.
В настоящее время под воздействием целого ряда революций — телекоммуникационной, управленческой и других — происходят существенные изменения социально-стратификационной структуры общества, что влечет за собой необходимость увеличения человеческого потенциала, что проявляется, прежде всего, в образовательной сфере.
Присущая человечеству система кризисов (экологического, демографического, энергетического, продовольственного и других) показывает, что оно находится на переломе своего развития. Происходит переход от старой к новой цивилизации с новым набором ценностей, с новыми представлениями о пространстве, времени, вселенной, культуре, цивилизации.
Иными словами, идет смена типов цивилизаций, которая была предсказана в 30-х годах XXстолетия П.Сорокиным (1). Поиск путей и способов своей эволюции человечество видит в глобальном культивировании гуманистических начал личности.
Одним из важнейших факторов выживания человечества, а также залогом успешного развития глобальной цивилизации в будущем, является культивирование антропоцентрического мышления в области образования. Качество человека и качество образования становятся ведущими моментами переходного периода к новой ступени в развитии цивилизации.
Следовательно, образование в XXI веке должно быть нацелено на формирование новой гуманистической парадигмы. Главное требование к новым образовательным программам должно состоять в том, чтобы они обеспечивали гуманизацию интеллекта.
Все это не может не изменить акцента и в стратегии патриотического воспитания человека, выдвигая в центр культуру взаимообщения и взаиморазвития культур как ведущий способ современного развития человеческой индивидуальности.
Патриотизм — категория социально-историческая. Каждый исторический период, каждая общественная сила, прибегая к этим понятиям, вкладывает в них содержание, соответствующее своей нравственно-политической ориентации.
Достаточно, к примеру, сопоставить, о чем уже говорилось, какое содержание в термин «патриотизм» вкладывали французские революционеры в конце XVIII века, русские революционные демократы XIX века, большевики в разгар I мировой войны, генералы и офицеры армий Деникина и Колчака в годы гражданской войны, чтобы убедиться в подвижности, изменчивости, смысловой значимости этого термина.
Сегодня в нашем подходе к патриотизму в первую очередь должно подчеркиваться его демократическое ядро, его гуманистическая значимость, общечеловеческая ценность. Сегодня истинный патриот — это борец за новую Россию.
Чувство патриотизма только тогда плодотворно, когда оно соединяется с историческим сознанием. Без осмысления исторического опыта, без знания культурного наследия народа патриотизм становится «квасным».
Самостоятельность культуры народа— родовой процесс его самоопределения, самопознания, прозрение оформляющегося человеческого сообщества. Ощущение культурной общности — одно из фундаментальных условий состоятельности нации.
Ценность рассматриваемого сквозь мозаику мировой культуры национального заключается в специфике преломления в конкретной традиции общечеловеческих универсалий. Под традицией подразумевается весь сложившийся комплекс национально своеобразных признаков: язык, быт, тип государственности, характер и т.п. Таким образом, это— системообразующий фактор определенной культуры. Поэтому и форма, и содержание воспитания, тождественного в данном случае процессу становления, есть не что иное, как самовыражение особого типа национального мышления, безусловно, составляющего часть традиции.
Обостренный интерес к родному языку, к своему словесному, музыкальному фольклору и народному прикладному искусству, национальным обычаям и обрядам, к своему историческому прошлому, к своему культурному наследию, если во всем этом нет элементов вражды к другим языкам, к фольклору, к культуре других народов и этносов, к их истории — естественно вписывается в такие общечеловеческие ценности, как любовь и уважение к демосу, как закономерный интерес ко всем дорогам и тропам общечеловеческого исторического пути.
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю и культуру своего народа.
В насчитывающей много столетий русской культуре важнейшими положительными качествами человека считались миролюбие, трудолюбие, соборность, уважение к христианским моральным ценностям.
В многовековой культуре человечества миролюбие также занимает одно из важнейших мест, выступает как важнейшая добродетель человечества. Особенно значимой проблема воспитания миролюбия представляется сегодня, в период проведения в нашей стране социально-экономических и политических преобразований, когда в жизни общества проявляются равнодушие и грубость, недостаток бережного и чуткого отношения людей друг к другу.
Обращаясь к исследованию становления идеи миролюбия в русской культуре, мы не только оказываемся перед необходимостью рассмотрения тех форм культуры народа, значение которых не ограничивается самодостаточной ценностью, но должны обратиться к истории народа, судьбе этноса и государственности, укладу жизни и определяемой им психологии. Только в таком предельно широком контексте мы оказываемся способными увидеть в миролюбии специфически выраженное отражение исторической традиции, поисков своей идентичности в отношении к «другому» — другим этносам, религиозным взглядам, жизненным укладам и т.п.
Подобные поиски и составляют собственно историю народа. Естественно, что у народа, исторический путь которого складывался как путь добрососедства с другими народами, не могло не сформироваться терпимости по отношению к другим этническим группам с их языком, обычаями, образом жизни.
В терпимости русских можно увидеть одно из оснований, одну из исторических предпосылок становления миролюбия в качестве принципа национальной психологии. Русским удалось создать огромную империю именно потому, что в характере русского народа преобладает стремление не к подавлению других народов, а к взаимопониманию и сотрудничеству с ними.
П.Сорокин считал, что «фактор взаимной помощи, сотрудничества и неэгоистичной любви, по крайней мере, столь же важный элемент биологической эволюции, как борьба за существование, что взаимная помощь и дружеское сотрудничество играют несравненно большую роль в прогрессе человечества, чем враждебное соперничество и насильственное принуждение. В своем здоровом и созидательном поведении человек настолько же детерминирован симпатией, доброй волей и неэгоистической любовью, насколько и эгоистическими мотивами, ненавистью и садистскими импульсами» (1, с. 137).
Россия являет собой связующее звено между Западом и Востоком, между традиционной и технократической цивилизациями, между ценностями свободы и равенства, что выражается в идеале социальной справедливости. Она, преодолевая крайности воинствующего индивидуализма и казарменного социализма, космополитизма и религиозно-националистического экстремизма, в состоянии сказать свое веское слово, весьма значимое для укрепления статуса гуманистических и экологических ценностей.
Тысячелетиями складывались этно-национальные стереотипы и архетипы глубинного сознания, которые вновь и вновь будут пробиваться сквозь толщу различных наслоений. Будучи традиционным обществом по системе предпочтений (соборность, артельность, приоритетность порядка и мира, идеал служения, жертвенность), Россия, вступая в информационную фазу эволюции, может получить некоторые преимущества, обусловленные именно такими смысложизненными ориентациями.
По крайней мере, пример Японии и КНР свидетельствует о больших продуктивных и креативных возможностях традиционных менталитетов.
России нужен не возврат к старому, а восстановление поколебленных, не раскрывшихся, не реализованных, недовоплотившихся, не развившихся интенций. Миссия образования и воспитания в этом и состоит.
Сегодня патриотизм выступает не только как явление общественного сознания, но и как критерий нравственного прогресса человечества.
Патриотизм —- это любовь к отечеству, ясное осознание своих обязанностей по отношению к нему и адекватное их выполнение.
Настоящий патриотизм, как писал П.Я.Чаадаев, должен «не приспособляться все видеть в розовом свете», но включать критическое отношение к действительности, не сводясь, однако, к этому.
Чаадаев писал: «Я не научился любить свою Родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с закрытыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее, я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны Родине истиной» (2, с.226).
Образование и патриотическое воспитание
Патриотическое воспитание молодежи должно осуществляться как цельный, учитывающий современные требования гуманизации, воспитательный процесс с использованием факторов и механизмов формирования духовности на основе приоритета общечеловеческих ценностей. За последние годы в ряде вузов введена дифференцированная работа по патриотическому воспитанию с учетом профиля факультетов. Так, на историческом факультете ряда университетов особый интерес студентов вызывают разнообразные проблемы истории и современности. На филологических факультетах и факультетах журналистики студенты изучают патриотическую направленность СМИ. Студенты-юристы обстоятельно исследуют правовые проблемы общества. На естественных факультетах изучается опыт работ в чрезвычайных ситуациях. Указанные направления и формы воспитания, основанные на живом отклике на остро поставленные перед обществом проблемы, гражданской заинтересованности и ответственности за их решение, позволяют воспитывать у молодежи патриотические чувства.
Обновление патриотического воспитания с позиций нового мышления, осознание приоритета общечеловеческих ценностей, демократизации и гуманизации жизни общества протекает сложно, неравномерно и противоречиво.
Базой формирования патриотизма у будущих специалистов должно стать, прежде всего, развитие интеллигентности, профессиональной гордости, чести и достоинства.
Для патриотического сознания молодежи на данном этапе характерно то, что набор включенных в историческую память событий носит не социально-культурный, а военно-политический характер.
Сейчас существенно возрастает роль внутренней функции патриотического воспитания молодежи, от реализации которой в значительной степени зависит создание и развитие интеллектуально-профессионального потенциала общества, способного обеспечить вхождение страны в мировую цивилизацию. Акценты из государственно-силовых содержаний перенесены на возрождение и преображение русского многонационального историко-культурного цивилизованного организма. Общество постепенно приходит к осознанию того, что культура — не только производительная сила, несопоставимо более мощная, чем капитал и наука, но и главный фактор накопления.
Национальная культура сохраняет «свои» сообщества и передает их черты следующим поколениям в окружающем нацию мире, еще полном зла и насилия, агрессии и войн, шовинизма и невежества, лжи и предательства, в мире борьбы за выживание. Насколько в современную культуру каждой нации включена общечеловеческая составляющая, ориентированная на будущее, настолько модернизированы ее производители и рынки, конкурентноспособна продукция ее отраслей массового производства, процветают ее города и стабильна ее политическая структура. Таким образом, национальная культура всегда суверенна.
А потому во многом производный от культуры патриотизм, как писал И.А.Ильин, есть не что иное, как осознание себя частицей целого народа, нации, из которого произрастает национальное самосознание особости, отличности от других, своего противопоставления другим и, следовательно, естественное право на свободное собственное существование, на защиту интересов своей нации от посягательств на свободу, на территорию.
Поэтому патриотизм это естественное состояние жизнедеятельности любого народа, его имманентное свойство, приобретенное каждым на духовном уровне (3, с.34).
Современные педагоги подчеркивают особенно тесную связь патриотического и гражданского воспитания.
Осуществление патриотического образования основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы целостного педагогического процесса.
К их числу относятся: обусловленность патриотического образования и воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями: координация взаимодействия образовательных учреждений, семьи и общественных институтов в системе патриотического образования и воспитания; обусловленность содержания форм и методов, средств и приемов историческими традициями русского народа; зависимость содержания и методов патриотического образования и воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Важным принципом является интегративно-деятельностный подход, что предполагает, во-первых, соединение патриотического образования и воспитания с нравственными, трудовыми, эстетическими и др. началами, и, во-вторых, решение задач патриотического воспитания и образования на основе включения обучаемых в разнообразную по формам и содержанию деятельность.
Патриотическое образование и воспитание сегодня должны осуществляться на основе принципа гибкости и вариативности. Первое означает своевременное реагирование на изменение социально-педагогической ситуации, а второе — использование разнообразных сочетаний форм и методов педагогического воздействия с учетом особенностей контингента учащихся, что обусловлено процессами гуманизации системы образования.
Итак, патриотическое образование и воспитание неразрывно связано с гражданским, нравственным, трудовым, но обладает относительной самостоятельностью. Цель, задачи и содержание патриотического образования и воспитания в современных условиях определяются с учетом его особенностей, обусловленных изменениями, происходящими в обществе.
Практическая работа по воспитанию патриотизма, гражданственности у молодежи в процессе обучения осуществляется при соблюдении следующих условий:
1. Естественная реакция людей на происходящие события. Большая часть изучаемого материала позволяет акцентировать внимание на формирование патриотических качеств; уже одно значение естественного хода событий и естественной реакции на них может дать нужный эффект. Этим в какой-то мере снимается необходимость выбора наиболее ярких событий, позволяющих концентрированно решить поставленную задачу;
2. Объективный и всесторонний подход к изучению прошлого. При изучении истории отечества и истории литературы нельзя нарушать логику событий прошлой и настоящей жизни. Вне исторического развития, вне изучения конкретного периода времени воспитать правильный взгляд на события современности невозможно. Содержание воспитания современной гражданственности является отражением современной жизни. Научить анализировать современные события и делать правильные выводы — одна из основных задач патриотического образования и воспитания;
3. Осуществлять патриотическое образование и воспитание на почве объективного исторического оптимизма, веры в конечную победу добра над злом. Отрицание должно быть конструктивным, стимулировать к активности, направленной на решение возникающих проблем и обеспечению прогрессивного развития страны.
Важное условие успеха— активное участие в формировании идейно-нравственной гражданственной позиции самих обучаемых, организация самостоятельной работы. Работая с первоисточниками, с научной литературой, ученики сами формируют свою позицию по отношению к событиям и явлениям современной жизни.
При изучении исторических событий, литературных произведений уделить особое внимание роли личности. Задача преподавателя состоит в том, чтобы обратить внимание учащихся на героев, внутренний мир которых складывался в результате саморазвития и под влиянием внешних условий жизни в соответствии с национальными традициями, народными представлениями о добре и зле.
Быть предельно честным в освещении фактов прошлого, а уважение ко всему предшествующему сделать ведущим принципом педагогической работы.
Литература
1. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М, /992.
2. Чаадаев П.Я. Избранные труды. Л., 1964.
3. Ильин И.А.. Избранные произведения. М, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция «Приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России» .
Лекция «Приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России» ....
"Приоритетные тенденции воспитания школьников"
Теоритические основы, тенденции воспитания школьников средней и старшей школы...
«Положительные тенденции воспитания и гармоничного развития воспитанников в гостевой семье»
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе...
Воспитание человека-патриота приоритетная образующая модель воспитания школьника
доклад на родительское собрание...
Педагогический совет «Духовно –нравственное воспитание школьников- приоритетное направление в деятельности классного руководителя»
Педагогический совет«Духовно –нравственное воспитание школьников-приоритетное направление в деятельности классного руководителя»Учителя истории и обществознанияМОУ «Покро...
«Диагностика воспитанности как одна из приоритетных ролей воспитания школьников».
Выступление на педагогическом совете МАОУ СОШ № 26: «Диагностика воспитанности как одна из приоритетных ролей воспитания школьников»....
Современные тенденции воспитания младших школьников.
Процесс воспитания гармонично развитой личности в современном обществе – наиболее сложная и ответственная деятельность. Она касается не только родителей и педагогов, но и каждого человека. В про...