Добро и Зло.
план-конспект урока по теме

Фролова Людмила Анатольевна

Конспект урока по основам  религиозной культуры и светской этики для 4 класса коррекционной школы 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_orkise.docx49.79 КБ

Предварительный просмотр:

ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат VIII вида № 4

Открытый урок

по ОРКиСЭ

ФРОЛОВА   ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА.

2014г.

Тема.  Добро и зло.

Цель урока:   подвести учащихся к пониманию основных категорий морали - добро и зло; выяснить почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Задачи: 1) раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»; способствовать формированию умений объяснять понятия «добро» и «зло» (познавательные УУД); совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, пословицы; формировать потребность совершать добрые дела; 2) развивать и коррегировать  связную речь, обогащать словарный запас, учиться работать в группах;   коррекция и развитие коммуникативных способностей детей;  коррекция и развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;  коррекция и развитие учебно-познавательных, информационных компетенций при работе с различными источниками;  3) воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу, чтобы поступки были сознательные, добровольные, бескорыстные.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.

Методы: проблемно - поисковый; репродуктивный.

Предполагаемый результат:

  • обучающиеся имеют четкое представление о понятиях «Добро» и «Зло»,
  • умеют давать оценку различным ситуациям и поступкам,
  •  способны дать анализ своим действиям и действиям товарищей,
  • умеют  работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.

Оборудование: словарные слова, карточки, пословицы, сказочные герои, таблицы, компьютер.

Ход урока:

  1. Организационный момент.                          
  1. Придумано кем-то
    Просто и мудро.
    При встрече здороваться: "Доброе утро" 
    – Доброе утро и солнцу и птицам
    – Доброе утро улыбчивым лицам,
    И каждый становится добрым, доверчивым
    Пусть доброе утро длится до вечера!

б) - У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит здесь собрались добрые люди.

  1. Актуализация знаний.

  (звучит песня «Дорога добра»)               запись

- Ребята, о чем эта песня? (О добре)

- А кто назовет  противоположное по значению слово?  (ДОБРО  -  ЗЛО)

- Определите тему сегодняшнего урока.

  1. Тема, цель, задачи урока.

- Тема нашего урока «Добро и зло».

- Давайте определим задачи урока.

- Что мы должны сегодня узнать, чему научиться?

- Добро и зло. Это особые слова.

- Что такое добро?   И что такое Зло?  Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.   Давайте же и мы  сегодня попробуем сделать для себя этот вывод. 

У вас есть рабочий лист, подумайте и распределите в 2 столбика, что для вас – добро, а что – зло.

обман

помощь

хвастовство

трудолюбие

жестокость

скромность

совесть

зависть

жадность

честность

– А теперь попробуйте дать определения:

Добро – это...

Зло – это...

Добро обычно ассоциируют со  светом, светлым, белым.

Зло —  с тьмой, тёмным, чёрным.      слайд

Эпиграф нашего урока: 
Добро и зло творить всегда 
Во власти всех людей. 
Но зло творится без труда, 
Добро творить трудней.

IV. Изучение нового материала.

- Ребята, урок сегодня будет необычным, мы  совершим виртуальное путешествие. И с этого момента наш кабинет превращается в машину времени  с центральным компьютером; я буду командиром корабля, вы - путешественниками во времени и пространстве  и наши гости тоже;  с собой в путешествие мы возьмем  путевые дневники (рабочие тетради) для заметок.  Устраивайтесь  поудобнее: наш полет начинается!                                                                                                                                                                                                    

- Итак, уважаемые путешественники, мы приближаемся к мифическому дереву  познания добра и зла. Если помните, первым людям Адаму и Еве было запрещено вкушать плоды с этого дерева под страхом смерти, но они ослушались, и зло пришло в мир.

-  Может быть, это дерево сейчас где-то и существует, и выглядит вот так (показываю слайд), а может быть, оно похоже на это дерево, к которому мы сейчас и прибыли с помощью машины времени. У этого дерева только 2 ветви: черная и золотая. Черная - это зло, и на ней в свое время появляются черные плоды зла; золотая ветвь - это добро, и на ней вырастают золотые плоды добра.

(Идет процесс чтения и комментирования пословиц: ученик  читает пословицу, объясняет ее смысл, определяет, о чем она - о добре или о зле, и  кладёт к определённой стороне дерева (черный, золотой или черный с золотом).

1) Пословицы.

* Худо тому, кто добра не делает никому. ( Про зло).

*Доброе дело само себя хвалит. ( Про добро).

*Доброе слово и кошке приятно. ( Про добро).

*Добро, сделанное тайно, вознаграждается явно. ( Про добро).

* Добро творить – себя веселить. ( Про добро).

* Злоба лишает человека силы. ( Про зло).

* За недобрым пойдешь - на беду набредешь. (Про зло).

* Злой плачет от зависти,  добрый - от радости. ( Про добро и зло).

- Ребята добро перевешало зло. Вот так и должно быть. Потому что Зло разрушает взаимоотношения  людей,   распространяет вражду между ними. Злые поступки приносят людям беды и страдания.

2) - Уважаемые путешественники! Вы, наверное, обратили внимание, что на дереве добра и зла нет  плодов.

- Время нашего пребывания у Древа познания Добра и Зла подходит к  концу. Но, согласитесь, не хочется оставлять его  без плодов. Мы подарим ему его плоды.

        (Начинается работа в группах: дети разбиваются  на  группы по 2 - 3 человека).                                              

 Задача: проанализируйте ситуацию, определите проявление добра и зла и назовите понятие словом.

Задания для групп.

                                                                               1 группа.

                                     1. Отнять у младшего деньги.  Это….

                                       2.Помочь старушке перейти дорогу.         Это….

                                       3. Подарить маме цветы в день рождения. Это….

4.Придумать для одноклассника оскорбительное прозвище. Это….

                                                                               2 группа.

                                        1.Ударить ногой собаку. Это….

                                        2. Помочь однокласснику в учебе.  Это….

                                         3. Помирить поссорившихся друзей.  Это….                                                                                                                             4.Помочь маме в домашних делах.  Это….

(По окончании работы проверяются ответы групп,  и  «вешают» плоды на дерево).

- Видите, дети, Дерево познания Добра и Зла благодаря вашим усилиям покрылось плодами, и заметьте: плодов добра на нем больше, чем плодов зла. А это - закон жизни: ведь если бы зло преобладало в мире, жизнь на планете просто прекратилась бы.

- Итак,  чтобы снять усталость, давайте проведем физкультминутку.

    V.  Физминутка     слайд

3) - Послушайте притчу и подумайте,  чему она нас учит?   Онуфриенко Артём

Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль.
Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение. 
А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». 
Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. 
Так добро отплатило Злу за зло - добром.

- Чему учит нас эта притча? (За зло нужно платить добром).
4)  - Мы продолжаем наше путешествие.   Тема добра и зла звучит даже в сказках. В сказках встречаются добрые и злые герои.  Давайте поиграем в игру.

  Игра “Сказочный герой – добрый или злой”.

Задание: называем  сказочного героя, определяем, добрый он или злой.

И в сказках всегда добро побеждает зло.

5)     Знакомство с притчей “Два волка”.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну древнюю истину: “В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк – чёрный, представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь... Другой волк – белый, представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...”

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: “А какой волк в конце побеждает?”

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Ребята, я хочу пожелать вам, чтобы ваш белый волк всегда побеждал.

6) Игра «Доскажи словечко» (фронтальная работа; ответы хором, вслух)

- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…(щелчок).  (спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит.. (щелчок).( (добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь…(щелчок).(. (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим …(щелчок).( (извините, пожалуйста)
- Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила?

-  Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым.

7) - А теперь  встаньте, возьмите друг друга за руки и мысленно пожелайте своему соседу справа или слева что-то очень хорошее, но только пожелать надо искренне, от чистого сердца.

- Вот так и продолжайте  желать  друг другу доброе и говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

- Лицо человека отражает то, чему он служит – добру или злу. Не случайно говорят: “Лицо – зеркало души”. Об этом важно помнить. Все наши поступки видны на лице!

- Возьмите  в руки зеркало,  подарите себе свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу и вместе все похохочем. 

Мир  – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.                                                                                                                                                                                                                  

- Ребята, постарайтесь быть добрыми. Никогда не отвечайте злом на зло.

8) ПРИТЧА - видео

Беседа по содержанию притчи.

- Ребята, как вы думаете, какая основная мысль этой притчи?

Подводит детей к морали притчи.

- ВСЕ оставляет свой след. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что остались на воротах. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая.

9) Тест

10) – Ребята, перед вами  правила доброты, пользуясь которыми мы 

      станем по-настоящему добрыми.           слайд
     1) Помогать людям. 
     2) Защищать слабого. 
     3) Делиться последним с другом. 
     4) Не завидовать. 
     5) Прощать ошибки другим. 

Помни!

11)  - Уважаемые путешественники! Мы получили сегодня много знаний и впечатлений, и пока летит наша машина времени обратно домой, мы имеем возможность закрепить полученные знания.

- Займите, пожалуйста, места и начнем работу.

Самоконструкция

Поиграем в ассоциации. Заполните таблицу. Напишите, что у вас ассоциируется с добром, а что со злом.

цвет

слово

сказочный герой

поступок

добро

зло

                                       

- Молодцы, вы хорошо справились, и теперь наш обратный полет подходит к концу.  Понравилась ли вам наша экскурсия? Довольны ли вы своим участием в ней?

VI. Итог урока.

VII. Рефлексия

– Как вы думаете, тема добра и зла, важна для всех людей в наши дни?

 У каждого из вас на столе лежат разноцветные листочки. Если вы считаете тему нашего разговора важной, то прикрепите к дереву на доске зеленый листик, если считаете, что в наши дни можно прожить без доброты, прикрепите коричневый листок.  (Коричневый и зеленый листки заранее лежат на столах у детей.)

В Евангелие от Матфея сказано: «… во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Притча про бабочку.

VIII. Самооценка.

                       Я работал(а) сегодня на уроке на «отлично»

 

                  Я работал(а) сегодня на уроке на «хорошо»

 

                      Я работал(а) сегодня на уроке на «удовлетворительно»

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда, 
Добро творить трудней.

- И помните: всё в ваших руках!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок добра "Твори добро на всей Земли..."

Сценарий классного часа "Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо..."А у вас, получается, жить так, чтобы не было потом стыдно? Творить добро и ограждать близких и неблизких от сво...

Добрые советы для вредныех родителей или Вредные советы для добрых родителей

В нашем детском саду существуют определённые правила для родителей. Некоторые родители пренебрегают выполнением данных правил и своих обязанностей по воспитанию детей. Мы решили заимствовать тему вред...

классный час "Добрая воля-добрые дела-добрая жизнь"

данный класный час рассказывает о добровольчестве , о волонтёрской деятельности , об истории волонтёрства....

«Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»

Урок добра «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь». Цель урока: Развитие волонтерского движения в школеЗадачи: 1.Познакомить с волонтёрской деятельностью...

Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»

Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»...

Технологическая карта классного часа «Добрая воля –добрые дела – добрая жизнь!»

Технологическая карта классного часа«Добрая воля –добрые дела – добрая жизнь!»Тип - Обзорный.(Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в го...