Добро и Зло.
план-конспект урока по теме
Конспект урока по основам религиозной культуры и светской этики для 4 класса коррекционной школы 8 вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_orkise.docx | 49.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат VIII вида № 4
Открытый урок
по ОРКиСЭ
ФРОЛОВА ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА.
2014г.
Тема. Добро и зло.
Цель урока: подвести учащихся к пониманию основных категорий морали - добро и зло; выяснить почему нужно стремиться к добру и избегать зла.
Задачи: 1) раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»; способствовать формированию умений объяснять понятия «добро» и «зло» (познавательные УУД); совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, пословицы; формировать потребность совершать добрые дела; 2) развивать и коррегировать связную речь, обогащать словарный запас, учиться работать в группах; коррекция и развитие коммуникативных способностей детей; коррекция и развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; коррекция и развитие учебно-познавательных, информационных компетенций при работе с различными источниками; 3) воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу, чтобы поступки были сознательные, добровольные, бескорыстные.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.
Методы: проблемно - поисковый; репродуктивный.
Предполагаемый результат:
- обучающиеся имеют четкое представление о понятиях «Добро» и «Зло»,
- умеют давать оценку различным ситуациям и поступкам,
- способны дать анализ своим действиям и действиям товарищей,
- умеют работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.
Оборудование: словарные слова, карточки, пословицы, сказочные герои, таблицы, компьютер.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться: "Доброе утро"
– Доброе утро и солнцу и птицам
– Доброе утро улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
б) - У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит здесь собрались добрые люди.
- Актуализация знаний.
(звучит песня «Дорога добра») запись
- Ребята, о чем эта песня? (О добре)
- А кто назовет противоположное по значению слово? (ДОБРО - ЗЛО)
- Определите тему сегодняшнего урока.
- Тема, цель, задачи урока.
- Тема нашего урока «Добро и зло».
- Давайте определим задачи урока.
- Что мы должны сегодня узнать, чему научиться?
- Добро и зло. Это особые слова.
- Что такое добро? И что такое Зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Давайте же и мы сегодня попробуем сделать для себя этот вывод.
У вас есть рабочий лист, подумайте и распределите в 2 столбика, что для вас – добро, а что – зло.
обман
помощь
хвастовство
трудолюбие
жестокость
скромность
совесть
зависть
жадность
честность
– А теперь попробуйте дать определения:
Добро – это...
Зло – это...
Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым.
Зло — с тьмой, тёмным, чёрным. слайд
Эпиграф нашего урока:
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
IV. Изучение нового материала.
- Ребята, урок сегодня будет необычным, мы совершим виртуальное путешествие. И с этого момента наш кабинет превращается в машину времени с центральным компьютером; я буду командиром корабля, вы - путешественниками во времени и пространстве и наши гости тоже; с собой в путешествие мы возьмем путевые дневники (рабочие тетради) для заметок. Устраивайтесь поудобнее: наш полет начинается!
- Итак, уважаемые путешественники, мы приближаемся к мифическому дереву познания добра и зла. Если помните, первым людям Адаму и Еве было запрещено вкушать плоды с этого дерева под страхом смерти, но они ослушались, и зло пришло в мир.
- Может быть, это дерево сейчас где-то и существует, и выглядит вот так (показываю слайд), а может быть, оно похоже на это дерево, к которому мы сейчас и прибыли с помощью машины времени. У этого дерева только 2 ветви: черная и золотая. Черная - это зло, и на ней в свое время появляются черные плоды зла; золотая ветвь - это добро, и на ней вырастают золотые плоды добра.
(Идет процесс чтения и комментирования пословиц: ученик читает пословицу, объясняет ее смысл, определяет, о чем она - о добре или о зле, и кладёт к определённой стороне дерева (черный, золотой или черный с золотом).
1) Пословицы.
* Худо тому, кто добра не делает никому. ( Про зло).
*Доброе дело само себя хвалит. ( Про добро).
*Доброе слово и кошке приятно. ( Про добро).
*Добро, сделанное тайно, вознаграждается явно. ( Про добро).
* Добро творить – себя веселить. ( Про добро).
* Злоба лишает человека силы. ( Про зло).
* За недобрым пойдешь - на беду набредешь. (Про зло).
* Злой плачет от зависти, добрый - от радости. ( Про добро и зло).
- Ребята добро перевешало зло. Вот так и должно быть. Потому что Зло разрушает взаимоотношения людей, распространяет вражду между ними. Злые поступки приносят людям беды и страдания.
2) - Уважаемые путешественники! Вы, наверное, обратили внимание, что на дереве добра и зла нет плодов.
- Время нашего пребывания у Древа познания Добра и Зла подходит к концу. Но, согласитесь, не хочется оставлять его без плодов. Мы подарим ему его плоды.
(Начинается работа в группах: дети разбиваются на группы по 2 - 3 человека).
Задача: проанализируйте ситуацию, определите проявление добра и зла и назовите понятие словом.
Задания для групп.
1 группа.
1. Отнять у младшего деньги. Это….
2.Помочь старушке перейти дорогу. Это….
3. Подарить маме цветы в день рождения. Это….
4.Придумать для одноклассника оскорбительное прозвище. Это….
2 группа.
1.Ударить ногой собаку. Это….
2. Помочь однокласснику в учебе. Это….
3. Помирить поссорившихся друзей. Это…. 4.Помочь маме в домашних делах. Это….
(По окончании работы проверяются ответы групп, и «вешают» плоды на дерево).
- Видите, дети, Дерево познания Добра и Зла благодаря вашим усилиям покрылось плодами, и заметьте: плодов добра на нем больше, чем плодов зла. А это - закон жизни: ведь если бы зло преобладало в мире, жизнь на планете просто прекратилась бы.
- Итак, чтобы снять усталость, давайте проведем физкультминутку.
V. Физминутка слайд
3) - Послушайте притчу и подумайте, чему она нас учит? Онуфриенко Артём
Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль.
Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение.
А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю».
Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.
Так добро отплатило Злу за зло - добром.
- Чему учит нас эта притча? (За зло нужно платить добром).
4) - Мы продолжаем наше путешествие. Тема добра и зла звучит даже в сказках. В сказках встречаются добрые и злые герои. Давайте поиграем в игру.
Игра “Сказочный герой – добрый или злой”.
Задание: называем сказочного героя, определяем, добрый он или злой.
И в сказках всегда добро побеждает зло.
5) Знакомство с притчей “Два волка”.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну древнюю истину: “В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк – чёрный, представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь... Другой волк – белый, представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...”
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: “А какой волк в конце побеждает?”
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Ребята, я хочу пожелать вам, чтобы ваш белый волк всегда побеждал.
6) Игра «Доскажи словечко» (фронтальная работа; ответы хором, вслух)
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…(щелчок). (спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит.. (щелчок).( (добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь…(щелчок).(. (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим …(щелчок).( (извините, пожалуйста)
- Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила?
- Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым.
7) - А теперь встаньте, возьмите друг друга за руки и мысленно пожелайте своему соседу справа или слева что-то очень хорошее, но только пожелать надо искренне, от чистого сердца.
- Вот так и продолжайте желать друг другу доброе и говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
- Лицо человека отражает то, чему он служит – добру или злу. Не случайно говорят: “Лицо – зеркало души”. Об этом важно помнить. Все наши поступки видны на лице!
- Возьмите в руки зеркало, подарите себе свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу и вместе все похохочем.
Мир – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.
- Ребята, постарайтесь быть добрыми. Никогда не отвечайте злом на зло.
8) ПРИТЧА - видео
Беседа по содержанию притчи.
- Ребята, как вы думаете, какая основная мысль этой притчи?
Подводит детей к морали притчи.
- ВСЕ оставляет свой след. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что остались на воротах. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая.
9) Тест
10) – Ребята, перед вами правила доброты, пользуясь которыми мы
станем по-настоящему добрыми. слайд
1) Помогать людям.
2) Защищать слабого.
3) Делиться последним с другом.
4) Не завидовать.
5) Прощать ошибки другим.
Помни!
11) - Уважаемые путешественники! Мы получили сегодня много знаний и впечатлений, и пока летит наша машина времени обратно домой, мы имеем возможность закрепить полученные знания.
- Займите, пожалуйста, места и начнем работу.
Самоконструкция
Поиграем в ассоциации. Заполните таблицу. Напишите, что у вас ассоциируется с добром, а что со злом.
цвет | слово | сказочный герой | поступок | |
добро | ||||
зло |
- Молодцы, вы хорошо справились, и теперь наш обратный полет подходит к концу. Понравилась ли вам наша экскурсия? Довольны ли вы своим участием в ней?
VI. Итог урока.
VII. Рефлексия
– Как вы думаете, тема добра и зла, важна для всех людей в наши дни?
У каждого из вас на столе лежат разноцветные листочки. Если вы считаете тему нашего разговора важной, то прикрепите к дереву на доске зеленый листик, если считаете, что в наши дни можно прожить без доброты, прикрепите коричневый листок. (Коричневый и зеленый листки заранее лежат на столах у детей.)
В Евангелие от Матфея сказано: «… во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Притча про бабочку.
VIII. Самооценка.
Я работал(а) сегодня на уроке на «отлично»
Я работал(а) сегодня на уроке на «хорошо»
Я работал(а) сегодня на уроке на «удовлетворительно»
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
- И помните: всё в ваших руках!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок добра "Твори добро на всей Земли..."
Сценарий классного часа "Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо..."А у вас, получается, жить так, чтобы не было потом стыдно? Творить добро и ограждать близких и неблизких от сво...
Добрые советы для вредныех родителей или Вредные советы для добрых родителей
В нашем детском саду существуют определённые правила для родителей. Некоторые родители пренебрегают выполнением данных правил и своих обязанностей по воспитанию детей. Мы решили заимствовать тему вред...
классный час "Добрая воля-добрые дела-добрая жизнь"
данный класный час рассказывает о добровольчестве , о волонтёрской деятельности , об истории волонтёрства....
Кл. час на тему: "Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь"
Классный час...
«Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»
Урок добра «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь». Цель урока: Развитие волонтерского движения в школеЗадачи: 1.Познакомить с волонтёрской деятельностью...
Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»
Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»...
Технологическая карта классного часа «Добрая воля –добрые дела – добрая жизнь!»
Технологическая карта классного часа«Добрая воля –добрые дела – добрая жизнь!»Тип - Обзорный.(Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в го...