Методическая разработка занятия "Весеннее настроение"
методическая разработка по теме

Айдын-оол Байланмаа Тойлуевна

Открытое занятие, проведенное на городском конкурсе педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aydyn-ool_urok.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Весеннее настроение

Цель занятия: Познакомить детей с природой родного края, используя музыкальные жанры искусства в различных видах деятельности.

Задачи:

- Научить детей соотносить музыкальное произведение с рассматриваемой темой краеведения, вслушиваясь и понимая музыкальный текст.

- Развивать вокальные навыки, стремясь к чистоте интонирования.

 - Развивать творческие проявления в музыкальных видах деятельности, в аппликации.

- Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости.

Тип занятия: Изучение нового материала.

Оборудование: музыкальный центр, диск, баян, мел, текст песни, веточки вербы (аппликация), бархат (лоскуток материала), мультимедийный экран, проектор, телевизор, видеокамера.

Слайды:

- певческая посадка (сидя, стоя);

- правила певческой посадки;

- правила правильного дыхания;

- упражнения: для дыхания, для губ, для языка;

- картины вербы, вербы с красным стволом, почки вербы и ягнят, портреты авторов песни;

- Текст песни.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Упражнения для дыхания, дикции, артикуляции.

III. Разучивание новой песни «Верба в цвету», сл. К.Чооду,  муз.

В. Самбукая

IV. Итог урока.

-  Здравствуйте, ребята!

  -  Здравствуйте!

- А давайте мы с вами поздороваемся еще раз. Но только по-другому.  Я поздороваюсь с вами с помощью трёх нот: до, ми, соль. (Здравствуйте!).

А вы со мной поздороваетесь с помощью этих же нот в нисходящем порядке: соль, ми, до. (Здравствуйте!).

-Давайте, попробуем.               (музыкальное приветствие)

- Молодцы! Садитесь, ребята. У нас было музыкальное приветствие, значит, вы пришли на занятие детского вокального объединения, руководителем которого являюсь я, Байланмаа Тойлуевна Айдын-оол, педагог дополнительного образования  МБОУ гимназии №9 города Кызыла, руководитель вокального ансамбля «Радость».

              -  Мир, в котором мы живем, многозвучен. Это и веселый щебет птиц, и звон весенней капели, и рев бурлящей реки, и скрип качелей, взметающихся высоко вверх, и детский смех…. Каждый человек с рождения имеет свой неповторимый голос. У одного он низкий, у другого – высокий. Чтобы голос был звучным, красивым, его надо развивать. Ребята, а вы хотели бы, чтобы ваши голоса звучали мелодично? Я надеюсь, что поможет нам хоть немного выработать такой голос сегодняшнее занятие, тема которого -  «Верба - символ весны». Сегодня мы  не только  познакомимся с  песней  известного тувинского  поэта Чооду Кара-Куске  « Верба в цвету», но и разучим ее, научимся правильно петь.  На примере этой песни мы увидим  красоту родного края, которую нужно нам всем   беречь  и охранять.

- Правильное положение корпуса во время пения помогает исполнению песни.  Давайте, познакомимся с правилами правильной певческой посадки.

Рая, прочитай, пожалуйста, как надо правильно сидеть во время пения?  

                                               (слайды)                                      

  • Во время пения спину надо держать прямо.
  • Плечи должны быть развернуты, а подбородок приподнят.
  • Руки положить перед собой на стол или на колени.
  • Не прижимать локти к бокам.

- А теперь, пожалуйста, следите за тем, чтобы посадка у вас была именно такой.                                         (Следить за посадкой)

  • Если песня исполняется стоя, спина при этом также должна быть прямой, руки спокойно опустить вдоль туловища, и не переминаться с ноги на ногу.

- При таком положении корпуса вся дыхательная система, весь голосовой аппарат гармонично настроены на процесс пения.

-Теперь приступим к правилам правильного дыхания.

Женя, прочитай, как надо брать дыхание?

  • Брать дыхание надо одновременно.
  • Брать дыхание надо бесшумно, не поднимая плеч.
  • Не разрывать слово дыханием.

                                     Упражнения для дыхания   (Слайды)

  • «Мельница» -«1» - вдох, «2» - «выдох»
  • «Ванька-встанька» - «1» - вдох, «2-3-4» - выдох, на звук «С», «Ш»

                                    Упражнения для губ          (слайды)

  • Поглаживать указательными пальцами обеих рук мышцы верхней губы одновременно с поглаживанием мышц нижней губы средними пальцами (движение идет от центра к уголкам рта).
  • «Пятачок» - «1» - улыбка, «2 » - губы собираются.

                                      Упражнения для языка

  • Расслабить мышцы языка, придав ему форму «лопаты», высунуть его вперед (на нижнюю губу) и произнести гласные И, Э,  не убирая язык за зубы.
  • Приподнять кончик языка и, скользя по твердому нёбу назад, придать форму «крючка», затем произнести гласные О, У, не меняя положение языка.

                                     Распевания упражнений

        - Перейдем к распевкам. Для чего нужны распевания? Распевания нужны для того, чтобы «разогреть горлышко», чтобы перед пением горло сделало зарядку.

  • Послушайте первое упражнение «Мы поем, хорошо поем», на котором мы будем учиться правильно брать дыхание при пении. Это упражнение нужно спеть на одном дыхании.

                               (Учитель поет упражнение)        

Прошу всех вместе спеть упражнение на одном дыхании.

  • А теперь споем звукоряд.

Посмотрите на экран, ребята, там, где проставлены звёздочки – берётся дыхание. Споём по два звука на одно дыхание.

- Хорошенько открывайте рот на каждую гласную и сохраняйте форму рта при каждой гласной до конца её звучания. Помните о дыхании – 2 звука на дыхание.

                           

                             (Пение звукоряда целыми нотами)

                 

                      *  До Ре  *   Ми  Фа  *   Соль  Ля   *   Си   До  *

       -- Сейчас мы познакомимся с песней «Верба в цвету». Авторами  этой песни являются два талантливых человека. Это Чооду Кунзекович Кара-Куске и Валерий Сатович Самбукай.

                                                               (Слайды)

  -- Кежик, прочитай, пожалуйста, сообщение об авторе слов песни.

-Чооду Кара-Куске Кунзекович родился в 1936 году в селе Чодураа Тес-Хемского кожууна. Он является известным поэтом нашей республики. Его стихи посвящены детям.    

- Маша прочитает об авторе музыки.

  Самбукай        Валерий Сатович. Он родился в 1942 году в городе Кызыле.  Большинство его песен - о родном крае, о родной Туве, о красоте природы.                                                                                                              

                                              (Слайды)

Два влюбленных в свой родной край, в удивительную природу Тувы человека подарили нам прекрасную   песню. Послушайте ее в исполнении младшей  вокальной группы «Радость». Слушая песню, внимательно следите за текстом  и читайте про себя.

                                   

                         (Песня исполняется, дети про себя читают текст песни)

                                       

                                        ( Прослушивание песни )

1.Набухают ранней весной            

   Почки вербы нежным пушком.

   Снег уходит талой водой,

   Солнце ярче с каждым деньком

    Припев: Так красиво верба цветёт

                                                  Словно бархат  ветки обнял.

                                                  Как ягнята – почки её,

Окружили весь краснотал.

2. Светлым дымом, словно мечту,

    Лес у речки красит весна,

    И картину – вербы в цвету,

    Не забуду я никогда.

                                                                   Припев.

Хонезинде анайлар дег

Холчок чараш анай-хаактар,

Часкы соокка чалынмастар

Чаштар ышкаш чаптанчыглар.

Кожумаа:   Частын кээрин чарлаан ышкаш

Айыраннаан анай-хаактар.

Арыг иштин аян киирер

                                                Ак-кок оннуг анай-хаактар.

                V. Анализ песни.

  1. – Дети, скажите, о каком времени года говорится в этой песне?

(О весне)

 

  1. А как солнце светит? Прочитайте эту строчку.

                        (Дети читают - Солнце ярче с каждым деньком)

- На доске висит незаконченная картина Весны. С помощью слов песни мы должны дорисовать её.

                         Прикрепите, ребята, солнышко на нашу картину.

  1. Молодцы, ребята! Что происходит со  снегом весной? Найдите строчки песни, подтверждающие это явление.

                       

                        (Дети читают – Снег уходит талой водой).

  1. Что происходит с вербой весной?

             (набухают почки, почки раскрываются, и верба расцветает) 

-Весной самой первой зацветает  верба, и в народе вербу считают символом весны.

 - Давайте, добавим к нашей  картине веточки вербы

  1. С чем сравнивает автор почки вербы?

                        (нежным пушком, пушинкой, бархатом).

  1. Словарная работа: Ребята, а вы знаете, что такое бархат?

                                            (Это материал)

- Да, правильно ребята. Это ворсистый, нежный материал. Вот на столе у вас лежат образцы материала. Пощупайте пальчиками, почувствуйте, какой он!

Посмотрите на экран, ребята, какое красивое сравнение нашел автор,   почку вербы сравнил с бархатом.

-- А вы знаете, ребята, в старину серёжки вербы называли «барашками».

  1.  А кто знает тувинское название вербы?          (Анай-хаак)

«Анай» – это «ягненок», «хаак» – это «веточка», недаром автор сравнивает почки вербы с ягненком.

8. Посмотрите на экран, а какой у нас ягненок? 

                               (Белый, пушистый, кудрявый).

9.В загоне лежат  маленькие ягнята. В это время на что

они   похожи?              

                                    ( на   веточку с пушистыми почками )

                 - Хотелось бы видеть на нашей картине маленьких ягнят.

               Давайте, ребята, прикрепим на картину ягнят. 

- В этой песне есть очень интересное слово «краснотал». 

Словарная работа: «Краснотал»- от слов – Красный и тал – это дерево, что означает красный цвет ствола вербы.

                                   (Слайд – Рисунок вербы)

    10.Ребята, скажите, пожалуйста, где у нас растут вербы?

                                  (Вербы растут у речки)

- Молодцы!    Послушайте следующие строчки:

                        Светлым дымом, словно мечту,

                                              Лес у речки красит весна.

В этой песне лес – это те же вербы, только их очень много. Они растут у реки и издалека они похожи на светлый дым.

                                                                   Аппликация.

- Посмотрите ребята, на нашу картину. Какая она у нас получилась?

- Она у нас получилась великолепная.

Такую же  картину увидел автор текста Чооду Кара-Куске. Таким образом, он выразил словами свою любовь к природе и показал красоту родного края.           (показать картину).

Физкультминутка.

                            Мы немножко отдохнем,

                            Встанем, глубоко вздохнем,

                            Я приглашаю всех в лес

                            Сколько здесь вокруг чудес!

                      Вправо, влево посмотрели,

            Вверх на солнце посмотрели.

            Наши глазки устали

            Поморгаем, поморгаем

            Мы выше и выше растем,

            И тянемся к солнышку ночью и днем.

                                       Руки подняли и покачали –

                            Это вербочки у рек.

                            Руки согнули, кисти встряхнули –

                            Ветер сбивает снег.

- А теперь перейдем к разучиванию песни. Послушайте первый куплет и припев. Определите характер песни. (Веселый, легкий).

-Ребята, посмотрите на рисунок, эта песня от начала до конца построена на одном ритмическом рисунке. Давайте вместе разучим этот ритм. Сначала я вам пропою этот ритм и прохлопаю.

- А теперь  вы вместе со мной прохлопайте этот рисунок, проговаривая слова песни.

                                 (Дети учат ритм и повторяют 2-3 раза)

       - Я сейчас сыграю вам на баяне, а вы под мелодию песни прохлопайте ритмический рисунок.

 - Молодцы! Давайте разучим мелодию куплета со словами.

                 (Учат 1-й, а затем 2-й куплеты, повторяют 2-3 раза)

       - Молодцы! Какие вы талантливые! А теперь разучим мелодию припева со словами. Обращаю ваше внимание на то, что в мелодии припева использованы высокие звуки, чем в куплетах. Эти звуки надо петь, не сжимаясь, свободно.

                             

                         (Учат припев и повторяют 2-3 раза)

   

   - Молодцы, ребята! Давайте пропоем песню от начала до конца  медленно.

                                               (Дети поют).

- Дети, а теперь все встанем прямо, свободно. Споемте эту песню от начала до конца под фонограмму. Попрошу вас быть очень внимательными. Произносите слова четче,  выразительнее.

                           (Исполнение песни под фонограмму).

                                                     VI. Итог занятия:

        - Понравилась ли вам занятие? (Да)

        - Какую песню мы с вами сегодня разучили. (Верба в цвету)

        - Назовите авторов песни? (Кара-Куске Чооду, Валерий Самбукай)

        - Чему учит нас эта песня?  (Любить природу …)

          - На столе у вас лежат карточки, выберите те слова, которые соответствуют нашему занятию, а не нужные отложите в сторону.

- Да, ребята, вы правы. Мы должны не только любоваться, восхищаться природой, но и быть в ответе за неё, охранять, оберегать, ухаживать, чтобы она радовала нас.

        - Молодцы! Вы сегодня прекрасно поработали. Какие вы талантливые, способные, умные! Спасибо вам ребята!

Приближается весенний праздник. А какой праздник, ребята? (8-ое Марта). Я хочу подарить вам веточки вербы в честь нашего совместного сотрудничества. А вы, ребята, подарите их своим близким людям: бабушке, маме, сестре или любимой учительнице. (Педагог раздает вербы). Есть поверье: верба приносит удачу в делах. Я надеюсь, что эти веточки вербы принесут удачу вам и вашим близким.

        - До свиданья! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока нетрадиционной техники в 6 классе по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» По теме: «Пейзаж – настроение. Природа и человек».

Цели:Расширить знания учащихся о пейзаже, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности; познакомить с многообразием форм и красок  окружающ...

Методическая разработка урока на тему"Пейзаж настроения"

Методическая разработка урока на тему"Пейзаж настроения"...

Методическая разработка проведения новогоднего праздника "Эстафета веселого настроения"

Цели: - организация отдыха и досуга обучающихся;- создание условий для формирования здорового образа жизни.Задача. Формирование потребности в сознательной организации свободного отдыха....

Методическая разработка концерта для родителей "Новогоднее настроение"

Данная работа представляет собой сценарий праздничного концерта для родителей. Концерт построен в форме музыкально-поэтической композиции, в ходе которой дети исполняют музыкальные произведения и...

Методическая разработка "В поисках хорошего настроения"

Методическая разработка для детей с ОВЗ по методу Квест 10-12 лет...