ПРИТЧИ О ДРУЖБЕ
методическая разработка (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
В беседах с глазу на глаз между близкими друзьями мудрейшие люди очень часто высказывают весьма слабые суждения, потому что разговор с другом — это то же самое, что мысли вслух.
В дружбе нет никаких иных расчетов и соображений, кроме нее самой.
Искренность отношений, правда в общении - вот дружба.
Друга своего хваля, себя хвалишь.
3а свою жизнь я убедился, что всего больше и всего незаметней отнимают время разговоры с друзьями; друзья великие грабители времени...
В радости друзья узнают нас, в несчастье мы узнаем их.
Для преданного друга нельзя никогда сделать слишком много.
Лучший друг - враг. Он убивает наверняка.
Друзья - это не обязательно те, с кем нам хорошо. Это могут быть и те, без кого нам плохо.
Искренних друзей очень мало. Да и спрос на них невелик.
Льстецы похожи на друзей, как волки на собак.
Нам нужны старые друзья, чтобы вместе стареть, и новые — чтобы оставаться молодыми.
Сорадость, а не сострадание создает друга.
Люди с пылким характером редко бывают постоянны в дружбе.
Даже болеть приятно, когда знаешь, что есть люди, которые ждут твоего выздоровления, как праздника.
Дружба одного разумного человека дороже дружбы всех неразумных.
Бескорыстная дружба возможна только между людьми с одинаковыми доходами.
Быть может, чтобы вполне оценить дружбу, нужно сперва пережить любовь.
Хороший друг должен на веселие являться по зову, на бедствие же друга приходить без зова.
Будь чистосердечен с друзьями твоими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках.
Друг, потерявший власть, — вновь обретённый д
Высказывания и афоризмы о друзьях и дружбе.
Без истинной дружбы жизнь — ничто.
Цицерон
И с другом и с врагом ты должен быть хорош!
Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.
Обидишь друга — наживешь врага ты,
Врага обнимешь — друга обретешь.
Омар Хайям
Привязанность может обойтись без взаимности, но дружба — никогда.
Руссо Ж.
В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света.
Цицерон
Знать меру следует во всем, везде. Знать меру надо в дружбе и вражде.
Саади
Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в друге.
Сенека
Ни водой, ни огнем мы не пользуемся так часто, как дружбой.
Цицерон
Твой истинный друг, кто укажет в пути Препятствия все и поможет пройти. Льстецов причислять опасайся к друзьям. Тот истинный друг твой, кто честен и прям.
Саади
Иметь общие желания и общие отвращения — именно в том состоит прочная дружба.
Саллюстий
Настоящий друг везде
Верен, в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит, Ты не спишь — он спать не может,
И во всем, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
Да, по действиям несходны
Верный друг и льстец негодный.
Шекспир У.
Друга долго ищут, с трудом находят и трудно его сохранить.
Публий
В беседах с глазу на глаз между близкими друзьями мудрейшие люди очень часто высказывают весьма слабые суждения, потому что разговор с другом — это то же самое, что мысли вслух.
Аддисон Д.
Мы любим друзей за их недостатки.
Хэзлитт У.
То, что люди обыкновенно называют дружбой, в сущности, только союз, цель которого — обоюдное сохранение выгод и обмен добрыми услугами; самая бескорыстная дружба не что иное, как сделка, при которой наше самолюбие всегда рассчитывает что-нибудь выиграть.
Ларошфуко
Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены.
Сенека
В дружбе нет никаких иных расчетов и соображений, кроме нее самой.
Вопрос: Что такое дружба?
“Дружба” (словарь) – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
“Дружба” (словарь) – отношение самоценное, само по себе являющееся благом, так как друзья помогают друг другу бескорыстно.
“Дружба” (словарь) – индивидуально-избирательна и основана на взаимной симпатии.
Известно, что друзья могут быть постоянные или временные. Временных друзей мы называем приятелями.
Вопросы: - Чем приятели отличаются от друзей?
Сколько у человека может быть настоящих друзей?
! Проведённые социологические исследования показали, что люди, которые утверждали, что имеют много друзей, в сложной, критической ситуации оставались либо сами с собой, либо с близкими родственниками. А люди, которые утверждали, что друзей у них мало (1-3 человека) всегда находили у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели.
Итак, друзья – это те, кому мы верим, кто нас не придаст, не подведёт, способен поддержать нас в трудную минуту, посочувствовать нам и помочь. Другу мы можем доверить все свои откровения. Человек в течение своей жизни приобретает и, к сожалению, иногда, теряет друзей из-за различных ситуаций. Дружба доставляет нам много радости. Дружеские отношения могут изменяться по мере того, как мы сами растём и изменяемся.
Вопрос: Кто же такой друг? Какими качествами в идеале он должен обладать?
Упражнение “Мой идеальный друг”
Цель: осознание учащимися тех качеств, которые ценятся в дружбе.
Задача: самоанализ учащимися своих взглядов на качества, необходимые в дружбе.
Учащимся предлагается в группах написать те качества, которые необходимы другу. “Друг – это тот, кто…”
Совместное обсуждение результатов.
Дискуссия по кругу
Вопросы:
- Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том, что ему (ей) больше всего нравится в тебе, как ты думаешь, что именно он (она) сказал бы?
- А если бы этого человека попросили сказать о том, что ему не нравится в тебе, как ты думаешь, о чём он сказал бы?
- Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?
- Что может помешать дружбе?
Знакомство с кодексом дружбы (правилами дружбы).
Кодекс дружбы, разработанный отечественными социологами и психологами:
Всё проверяется временем, годами! Если с Вами рядом есть человек, с которым Вы общаетесь регулярно в течении 3 – 5 лет и более, с которым у Вас есть общие интересы, взаимопонимание, общие взгляды, общие воспоминания, если Вы всегда можете обратиться к нему со своими вопросами и проблемами и точно знаете, что отказа не будет – это значит, что у Вас есть друг!
Дружбой надо дорожить, беречь и оберегать её! Знайте, что поссориться всегда просто, а помириться и простить – очень тяжело. Лучше обсудить, чем поругаться.
Никогда не сравнивайте своего нового друга с другими или прежними друзьями! Если Вы делаете это – то значит, что Вы чем-то недовольны. А недовольство ведёт за собой недоверие. Недоверие – коней дружбы.
Помните, что все люди разные! У каждого свои достоинства и недостатки. Не старайтесь переделать своего друга – это нечестно по отношению к нему.
Дружба – это взаимный процесс! Значит и от Вас требуется понимание, внимательность по отношению к Вашему другу.
Не поступайте с другом так, как не хотели бы, чтобы поступали с Вами.
Дружба предполагает доверие и искренность. Поэтому будьте искренними с друзьями! Помните поговорку: “Как аукнется, так и откликнется”. Человек всегда за подозрительность получает подозрительность, за ложь – ложь, за открытость – открытость.
Кодекс дружбы, разработанный европейскими психологами и социологами:
Делитесь новостями о своих успехах.
Высказывайте эмоциональную поддержку.
Добровольно помогайте в случае нужды.
Старайтесь, чтобы другу было приятно в Вашем обществе.
Возвращайте долги и оказанные услуги.
Необходимо быть уверенным в друге, доверять ему.
Защищать друга в его отсутствие.
Быть терпимым к остальным его друзьям.
Не критиковать друга публично.
Сохранять доверенные тайны.
Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения друга
Не быть назойливым, не поучать.
Уважать внутренний мир и автономию друга.
Вопросы:
- Что общего между этими двумя кодексами дружбы? Чем они отличаются?
- Как Вы думаете, какие правила соблюдать особенно важно для укрепления и сохранения дружбы?
- Как Вы думаете несоблюдение каких правил может привести к распаду дружеских отношений?
Обсуждение высказываний, пословиц и ситуаций
1. Поэт Михаил Светлов (1903-1964), написав стихи, часто читал их друзьям по телефону в любое время дня и ночи. Друг Светлова, разбуженный в очередной раз среди ночи телефонным звонком, упрекнул его: “А ты знаешь, который час?”
“Дружба – понятие круглосуточное!”, - ответил Светлов.
2. Ходжу Насреддина однажды спросили: “Ты можешь сказать, сколько у тебя друзей в этом городе?”
“Сколько сейчас, - ответил Ходжа, - сказать не могу, потому что у меня в этом году выдался хороший урожай, живу в достатке. А друзья познаются в беде.”
3. Восточного мудреца спросили: “Почему друзья легко превращаются во врагов, в то время как враги с большим трудом становятся друзьями?”. Он ответил: “Разрушить дом легче, чем его построить, разбить сосуд проще, чем его починить, истратить деньги легче, чем их приобрести”.
Упражнение “Что Важно для дружбы?”
Цели:
закрепление полученных знаний о дружбе,
формирование новых отношений с окружающими людьми
Задача: расширить свои представления о дружеских взаимоотношениях.
Проранжируйте в порядке значимости для Вас следующие высказывания. Что важно для дружбы:
Давать друг другу списывать контрольные работы и домашние задания.
Защищать друг друга от обидчиков.
Придумывать вместе интересные игры.
Уметь посочувствовать, поддержать, утешить.
Угощать друг друга сладостями.
Уметь сказать друг другу правду, даже если она не очень приятна.
Уметь уступать друг другу.
Часто ходить друг к другу в гости.
Говорить друг другу всегда только приятные слова.
Уметь делиться новостями.
Помогать друг другу.
Уметь слушать друг друга и понимать.
Уметь относиться терпимо к другим друзьям своего друга.
Не ссориться друг с другом по пустякам.
Искренне радоваться успехам друг друга.
Вопросы: - Как Вы думаете, почему очень часто от ребят можно услышать следующие фразы: “У меня нет настоящего друга”, “Не могу найти друзей”, “Мне сложно дружить” и так далее?
Где человек может найти себе друзей?
Конечно, друзей можно найти где угодно. Но хотелось бы отметить, что лучшие друзья – это друзья детства, школы. В школе проще найти человека, с которым Вам будет интересно вместе, с которым у Вас будут общие планы, общие взгляды, общие интересы, общие проблемы и дела. Вам легче понять друг друга.
Как Вы думаете, есть ли возрастные ограничения дружбы?
Исследованиями и опросами установлено, что возрастных ограничений нет. Но всё же большинство людей придерживаются мнения, что друг должен быть одного возраста или на немного старше или младше Вас самих.
В заключение несколько полезных советов:
- Не будьте слишком критичны по отношению к окружающим Вас людям. Для установления отношений очень важно, какое Вы сами производите впечатление на окружающих людей. Люди всегда видят Вас такими, какими Вы себя преподносите.
- Чтобы у вас появились друзья нужно уметь общаться. Общение – это целое искусство! Общаться надо учиться. В этой связи, не будьте критичны, мнительны, угрюмы и подозрительны. Если вы всегда энергичны, в меру открыты, спокойны – вы привлекательны для окружающих.
- Держите себя так, ведите себя так, чтобы люди имели основание относиться к Вам с уважением, видели в Вас сильного и привлекательного человека. Старайтесь ни о ком не думать дурно. Устройте себе экзамен: постарайтесь неделю ни о ком не злословить и сплетничать ни вслух, ни про себя. Это довольно сложно! Но получается, что если мы сами ни о ком не думаем плохо, то и нам кажется, что о нас так же все думают только хорошее.
- Стройте своё отношение и общение с другими “на равных”, не задевайте того, что человеку дорого: его стиль одежды, его увлечения, его близких, его идеалы и ценности.
- Будьте осторожны с юмором. Самый опасный юмор тот, который направлен на другого человека. Если Вам дорого хорошее настроение своё и окружающих, то прежде чем пошутить, подумайте о последствиях.
- Что касается советов, то они редко учат, но часто злят. Поэтому тем, кто любит давать советы, хотелось бы сказать, что их нужно давать только тогда, когда вас об этом просят и только такие, за которые Вам будут благодарны.
- Будьте внимательны к окружающим, не забывайте здороваться, не забывайте поздравлять людей с праздниками, помните дни рождения окружающих вас людей.
И тогда вас тоже обязательно заметят, обязательно запомнят, будут дорожить Вашим общением, будут ценить и уважать. И у каждого из Вас будут настоящие друзья, постоянные друзья, которые помогут Вам в самых сложных жизненных ситуациях.
- А теперь давайте попробуем вспомнить кодекс дружбы.
Особенности проведения беседы:
Беседу удобнее проводить, когда участники сидят в кругу. Желательно оформить кабинет: подготовить выставку книг по данной тематике, в том числе художественную литературу, оформить плакаты с высказываниями, поговорками о дружбе.
1. В конце каждого занятия обязательно проводится обсуждение итогов. Обсуждаются чувства участников группы. Учащиеся говорят о том, что им понравилось или не понравилось, что они узнали нового из беседы, что их удивило или обрадовало, какие вопросы у них остались.
2. В конце каждого занятия даётся домашние задание. Варианты домашних заданий:
- Написать рассказ о своём настоящем (или придуманном) друге.
- Придумать и написать объявление: “Ищу друга” (с указанием качеств, которые Вы хотели бы видеть в друге).
- Придумать и написать (совместно со своими друзьями) девиз дружбы.
- Взять интервью у родителей. Примерные вопросы: Что самое важное для вас в дружбе? Есть ли у Вас настоящие друзья? Сколько лет вы их знаете? Знаете ли Вы что-нибудь о кодексе или правилах дружбы?
3. Занятие всегда начинается с какого либо упражнения для разминки, которая направлена на создание доверительных отношений между участниками беседы. В разминке можно использовать элементы психогимнастики или упражнения. Примеры упражнений:
1. Психогимнастика: “Поменяйтесь местами все те…”
Цель: развитие доверительной атмосферы между учащимися.
Задача: сплотить группу.
Участники сидят в кругу, где не хватает одного стула. Водящий находится в центре круга, даётся команда: “сейчас поменяются местами все те, у кого…”. Называется любой признак: цвет волос, одежда, день рождения и т. д. Нельзя меняться с соседом слева и справа. Водящий должен успеть сесть на освободившийся стул. Кто остался без места, тот и водит.
2. Игровое упражнение: “Привет!”
Цель: развитие доверительных отношений между учащимися.
Задача: сближение участников группы друг с другом.
Участники начинают ходить по комнате. Им предлагается поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать “Привет! Как твои дела?”. Говорить нужно только эти слова и больше ничего. Здороваясь с кем-либо из участников, можно освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнёте здороваться с кем-то ещё. Имыми словами, необходимо быть непрерывно в контакте с кем-либо из группы и поздороваться со всеми членами группы.
Игру можно использовать и в конце занятия, заменяя приветствие прощанием: “Спасибо!” или “Спасибо, с тобой было так хорошо работать сегодня”.
Вы вечно чем то недовольны?
Вы вечно чем то недовольны или даже в неприятной ситуации находите положительные моменты? Лучше узнать себя поможет тест. Выберите один из предложенных ответов.
Вопросы
1. Где, по вашему, люди более счастливы?
а) в южных краях, где всегда светит солнце;
б) в больших городах высокоразвитых стран;
в) в Канаде или Скандинавии, потому что там низкая плотность населения.
2. Какое из изречений могло бы стать девизом вашей жизни?
а) куй железо, пока горячо;
б) за черной полосой всегда идет белая;
в) не все то золото, что блестит.
3. Какой подарок партнера мог бы вас особенно порадовать?
а) изысканное ювелирное украшение;
б) туристическая путевка за границу;
в) какие нибудь необходимые в хозяйстве вещи.
4. Подумываете ли вы о смене профессии?
а) да, и довольно часто. Хотелось бы освоить еще одну специальность;
б) иногда, в том случае, если на работе неприятности или задерживают зарплату;
в) нет, никогда.
5. Над чем вы чаще всего смеетесь?
а) над напастями, выпавшими на долю знакомого;
б) над хорошей шуткой или анекдотом;
в) над собственной бестолковостью.
6. Что вас больше всего раздражает во время прогулок по городу?
а) толчея;
б) попрошайки;
в) загазованность.
7. Какие люди привлекают ваше внимание?
а) уверенные в себе;
б) подчеркнуто интеллигентные;
в) веселые и остроумные.
Инструкции
Подсчитайте сумму набранных вами баллов.
Результаты теста
7 11 баллов. Вас можно поздравить — вы живете в согласии с собой и принимаете мир таким, каков он есть. Вы умеете радоваться мелочам, а на неприятности не обращать внимания.
12 16 баллов. Время от времени вы корите судьбу и не понимаете, за что можно любить такую жизнь. Пожалуй, это связано с тем, что вы предъявляете завышенные требования к окружающим и заниженные — к себе.
17 21 балл. Вы — пессимист. Нельзя все воспринимать так буквально. Вспомните: что ни делается — все к лучшему. Старайтесь больше времени проводить в обществе жизнерадостных людей.
Дружба начинается с улыбки.
Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зелёных рек,
Совершите чудо - руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и весёлым хмурый человек.
Ведущий: -Что такое «дружба» все понимают, а как объяснить это при помощи слов?
«Что такое дружба?»-спросила я у птицы.
«Это когда коршун летает вместе с синицей».
Спросила я у зверя: «Что такое дружба?»
«Это когда зайцу лисицы бояться не нужно».
А после спросила я у девочки: «Дружба-что такое?»
«Это что-то огромное, радостное и большое.
Это когда ребята все сразу, все вместе играют,
Это когда мальчишки девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете
И звери, и птицы, и дети!»
Песня «Вместе весело шагать».
Ведущий: Какое тёплое слово – « дружба». Произносишь его и сразу вспоминаешь
своего друга, с которым тебе интересно играть,читать новую книгу или секрет-
ничать о чём-то своём. Произносишь слово «дружба» - и сразу вспоминаешь
весёлых героев мультфильмов. Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы
живём, который дарит нам общение с другом. Друг – это любимая книга, кото-
рую читаешь и тебе интересно с ней, друг – это мама, которая обязательно по-
может тебе в трудную минуту,друг – это школьный учитель,который поможет
тебе заглянуть в тайны знаний, друг – это старый плюшевый медвежонок с
оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо. Народом
создано много пословиц о дружбе. Сейчас я буду читать начало пословицы, а
вы хором продолжайте.
Не имей сто рублей, …(а имей сто друзей).
Дружба не гриб,…(в лесу не найдёшь).
Дружба, как стекло…(разобьётся не сложишь).
Человек без друзей…(что дерево без корней).
Один за всех…(и все за одного).
Нет друга – ищи…(а нашёл – береги).
Молодцы!
Ведущий: С чего же всё началось? Как возникло само слово «друг»?
Когда ещё никто не знал ни слова,
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи (что одно и то же).
Но словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умение руки,
И человек придумал слово «друг»,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей – людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.
Не для того наш предок шёл сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга, я кричал:
«Дурак!» Показывал язык или кулак
И корчил рожи (что одно и то же).
Ведущий: К сожалению, грубые слова иногда можно слышать от ребят нашего класса.
Но есть и такие ребята, которые понимают, как важно иметь друзей, и умеют
их ценить. Может быть, прослушав частушки, наши ребята узнают себя, по-
стараются стать хорошими друзьями.
Частушки:
1. Мы весёлые частушки
Вам исполним же сейчас,
О себе, о дружбе нашей
И о кое-ком из вас.
2. Мы девчата боевые,
Не видали вы таких.
Если петь – так в трёхголосье,
Танцевать - за пятерых.
3. Эй, подружки, запевай,
Только нас не задевай,
А хотите поругаться -
Поругаемся давай.
4. Подружки мои,
Как же вам не стыдно?
Вы английский не учили,
Это точно видно.
5.Подружки мои,
Вы не обижайтесь.
Нам поможет экстрасенс,
Вы не сомневайтесь.
6.Чтобы правильно сложить,
Надо правильно дружить.
Если ссора иль сраженье,
Не получится сложенья.
7.Ну, а музыка для нас –
Не предмет, а просто класс!
Открывай пошире рот,
А сосед за вас поёт.
8.Дружба крепкая у нас.
Дружим все мы – вот так раз.
Потому на переменах
Сотрясается весь класс.
9.Данил с Толей подружились,
Вместе в школу, вместе в класс.
Даже свой портфельчик школьный
Оставляют дома в раз.
10.Юля, Вика, Поля, Настя
Так дружить умеют:
И танцуют, и поют,
Вместе и болеют.
11.Ну а Тима наш с Андрюшей
Тоже верные друзья.
Вместе двойки получают,
Хоть и знают, что нельзя.
12.Яна с Настей вместе ходят,
Им в дороге веселей.
Но, как в класс-то свой заходят
И меняют тут друзей.
13.Игорь, Женя и Вадим
Любят обзываться.
И дружить с углом умеют,
Как не догадаться!
14.Мы частушки вам сегодня
Весело пропели.
Не судите слишком строго –
Спели, как сумели!
Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать.
Чтобы дружба загорелась,
Надо песней помогать.
Песня «Девчонки, мальчишки».
Ведущий: Народная мудрость гласит: «Друг познается в беде, лучший друг в радости».
Мне хочется рассказать вам притчу. Послушайте и скажите, о какой посло- вице вы вспомнили, слушая рассказ.
« Давным –давно жил в горах богатый человек.Имел он огромную отару овец и столько
же друзей .
Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и
угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на
выпас, ни одной овцы там не оказалось.Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал.Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.
Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге.Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи».
-О какой пословице речь в этой притче? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)
Здорово, когда на свете есть друзья.
Песня «Ты, да я, да мы с тобой».
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надёжный друг
Ему протянет руку.
Если есть друзья на свете-
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнёт.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим-
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете
Для хороших, славных дел.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого – то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живёшь ты не зря!
Будь весел, чтоб радостней стало
Тому, с кем подружишься ты,
Чтоб каждому в жизни хватало
Прекрасной людской доброты.
Услышишь ты песенку чью-то,
И станет светлее кругом:
Волшебное самое чудо
Мы дружбой недаром зовём.
Песня «Дружба крепкая».
Ведущий: Прекрасно, когда у человека есть настоящий друг. Но иногда случается так,что
вчерашние друзья сегодня даже не смотрят друг на другаА у некоторых совсем
нет друзей. Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства.Пред
ставляем вашему вниманию небольшие зарисовки о дружбе.
1. Все живут не тужат, а со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной – стану знаменита.
Все пятёрки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «Дружи со мной! Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать».
А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени уговаривать подруг.
Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг».(А.Барто «Требуется друг»)
Ведущий: Ребята, можно ли найти друга по объявлению?
Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек
живёт один раз, поэтому бескорыстно творите добро каждый день.
2. Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра.
Карандаш мне дал однажды,
Я в тот день забыл пенал,
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
Ведущий:Дружить можно со всеми и с кем-то одним,дружить можно и в классе и в семье
Но всё-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало
нашей жизни, мы здесь родились, растём и взрослеем. Недаром одна из посло-
виц гласит: «Нет лучше дружка, чем родная матушка».
3. Со Светкой соседкой
Не буду водиться –
Она то смеётся, то плачет,
То злится.
Но мама сказала,
Что так не годится,
Что с девочкой нужно
Уметь подружиться.
Что с папой они
Ещё с детства дружили,
И вместе играли,
И рыбу удили.
С такою девчонкой,
Как мама моя,
Конечно бы, мог
Подружиться и я!
Ведущий: Иногда дружбе приходится проходить самые настоящие испытания, порой да-
же испытание кулаками.
4. Побил меня Гуляев Колька:
Зачем снежком он запустил?
Но я реветь не стал ни сколько,
Я молча слёзы проглотил.
Пришёл домой, захлопнул двери,
Ничком свалился на кровать.
А я-то в нашу дружбу верил!..
Но больше дружбе не бывать!
А собирались всем делиться,
Как настоящие друзья!
На теплоход один проситься:
Матросом – ты, матросом – я!
Хотели вместе мы по свету
Поплавать вдоль и поперёк…
Ах, Колька, Колька, - что ж ты это?
Такую дружбу не сберёг!
Ты не сберёг мечты хорошей,
И вот всему конец теперь!
Но чьи шаги у нас в прихожей?
Кто приоткрыл тихонько дверь?
Да это Колька – так несмело
Вошёл с поникшей головой:
-Прости уж! Сердишься? За дело!
Беда, горячий я такой!
Я подхожу к нему мириться
И говорю ему: «Ну, что ж!
Я не сержусь, чего сердиться?
Я так и знал, что ты придёшь!» (С.Погореловский «Два друга»)
Ведущий: Бывают очень часто и такие ситуации.
5. Кто кого обидел первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
-Кто кого ударил первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили!
- Я дружил!
- И я дружил!
- Что же вы не поделили?
- Я забыл!
- И я забыл!
Песня «Когда мои друзья со мной».
Ведущий: Дружба не совместима с эгоизмом и предательством. Нет оправдания тому,кто
в трудную минуту не помог другу.
И к тому, что похвалят,
И к тому, что ругают,
Ко всему постепенно
Человек привыкает.
Привыкает к сраженьям,
К тишине и порядку,
Привыкает к лишеньям,
Привыкает к достатку,
К незнакомому краю,
Что в дали возникает…
Словом, к аду и раю
Человек привыкает.
К знойной ярости юга,
К черноте бездорожий.
Лишь к предательству друга
Он привыкнуть не может. (Е.Николаевская)
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился,
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей,
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей. (Р.Гамзатов)
Песня «Дорогою добра».
Ведущий: Давайте же назовём правила, которые помогают сохранить дружбу.
1. Помогай другу в беде.
2. Умей с другом разделить радость.
3. Не смейся над недостатками друга.
4. Останови друга, если он делает что-то плохое.
5. Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
6. Не обманывай друга.
7. Умей признать свои ошибки, помириться с другом.
8. Не предавай своего друга.
9. Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется,
Есть на нашей Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий – для всех настоящее.
Друг не будет смотреть свысока,
Наизусть он характер твой выучит.
Нужно верить, что друга рука
В трудный час обязательно выручит.
Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица с небом, как поле с плугом.
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Пусть шире будет дружбы круг.
В кругу стоят друзья твои,
Ты им улыбку подари.
Слева друг и справа друг,
А вместе это дружбы круг.
Другу слева руку ты пожми,
Передай тепло своей руки.
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желание исполнится.
Песня «Большой хоровод».
ГВОЗДИ
Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди...
Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошёл к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения.
Дни шли за днями, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привёл сына к ограде и сказал:
– Сын мой, ты хорошо вёл себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана всё равно останется.
Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья – это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце.
Старайся не ранить их...
ПЕСОК И КАМЕНЬ
В какой-то момент друзья поспорили, и один из них дал пощёчину другому.
Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, но его друг спас его. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, который дал ему пощёчину, а потом спас жизнь, спросил eго:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли это стереть. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это.
Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.
НАСТОЯЩИЙ ДРУГ
Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.
– Мама, что это за птицы? – спросил он.
– Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, – наши верные друзья.
Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:
– Ай-ай, они украли у нас еду!
– Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.
Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Притча о дружбе
На мой взгляд, прича - одна из наиболее действенных форм воздействия на сознание человека. Я часто использую из в своей работе: размещаю на стендах, предлагаю для анализа на развивающих занятиях....
Материал к классному часу. Притча о настоящей дружбе
Притча о настоящей дружбе...
Классный час по теме: "Друг, дружба, законы дружбы"
Классный час по теме: "Дружба" для 5-6кл...
Беседа о дружбе "Дружбой дорожить умейте"
Цель: знакомство воспитанников с правилами дружбы.Задачи: 1) показать важность истинных друзей в жизни человека...
"Основа дружбы и значение дружбы для человека"
Конспект урока по этике для учащихся коррекционной школы 8 вида 7 класс....
Притча о дружбе
Притча...
Презентация к уроку по теме "Притча. "Притча о блудном сыне"
Притча как жанр. Анализ "Притчи о блудном сыне". Сюжет "Притчи о блудном сыне" в мировой живописи....