программа "Школа лидера"
методическая разработка на тему
Программа профильной смены районного лагеря актива "Школа лидера"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_lidera.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дворец детского (юношеского) творчества»,
районное детское общественное движение «РОССИЧ»
г.Узловая Тульской обл.
ПРОГРАММА
«Школа лидера»
направленность образовательной программы –
социально-педагогическая
Уровень освоения - основной
Возраст обучающихся -10-15 лет
Срок реализации - июнь 2013 г.
Авторы- составители: Федорова Л.В., руководитель ДОД «РОССИЧ», педагог-организатор МОУ ДОД «ДДЮТ»;
Зябкина О.В., методист МОУ ДОД «ДДЮТ»
Введение.
Программа разработана для проведения профильной смены лагеря актива в июне месяце, рассчитана для детей в возрасте 11-15 лет.
Главными и наиболее важными качествами человека в современном динамичном мире становятся мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нем. Для собственной успешности в социуме необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности. Предлагаемая программа «Школа лидера» во временном детском объединении создает благоприятные условия для социализации подростка. Ориентированная на выявление и реализацию лидерского потенциала подростка программа сможет помочь ему более полно и объективно осознать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках общественно полезной деятельности.
Данная программа составлена на основе методических разработок, авторских программ ВДЦ «Орленок».
Цель программы - создание условий для реализации лидерского потенциала члена детского общественного движения «РОССИЧ» через активное включение его в общественно полезную деятельность в рамках программы «Школа лидера».
Задачи:
• выявить первичный уровень знания подростком собственного лидерского потенциала;
• создать благоприятные условия для выявления и реализации ребенком лидерского потенциала;
• организовать занятия по овладению подростком специфическими знаниями, методиками и формами развития собственного лидерского и организаторского потенциала;
• организовать совместно с подростком работу по разработке и проведению мастер - класса;
• определить вместе с подростком пути дальнейшей реализации его лидерского потенциала.
Концептуальные основы программы опираются на такие идеи гуманистической педагогики и психологии, как:
• личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека в качестве высшей социальной ценности, уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка;
• природосообразность воспитания: обязательный учет половозрастных особенностей детей;
• культуросообразность воспитания, когда за основу берутся национальные, культурные и этнические особенности народа;
• гуманизация межличностных отношений: отношения между педагогами и детьми на основе уважения, терпимости к мнению детей, создание ситуаций успеха;
• деятельностный подход в воспитании: организация жизнедеятельности в период работы по программе «Школа лидера» как основа воспитательного процесса;
• дифференциация воспитания: подбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;
• средовой подход в воспитании: педагогически целесообразная организация среды, а также использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной и архитектурной) среды;
• непрерывность процесса воспитания: преемственность организации воспитательной работы, учитывающей общие и индивидуальные особенности развития ребенка.
Содержание деятельности по направлениям
Организаторское – разработка и проведение досуговых программ, спортивных конкурсов и соревнований, организация и участие в общелагерных мероприятиях.
Теория: Основы организаторской деятельности: целеполагание, методика организации мероприятия. Планирование: понятие, значение, виды планов, стрелка планирования. Игра, как инструмент лидера: понятие игры, как инструмента лидера. Типология игр, методика проведения игровых мероприятий.
Практика: Деловая игра «Без права голоса». Игры на контактность: «Орех», «Найти значок». Игры на командную работу: «Осминожки», «Узел». КТД «По горячим следам…»,КТД «День милосердия», игры с залом и в плохую погоду, веселые старты: «Путешествие в Спортландию», линейка памяти: «Чтоб не забылась та война, конкурс «У лукоморья». Конкурсно – игровая программа «Летняя фиеста».
Экологическое - участие в походах и экскурсиях, знакомство с достопримечательностями Тульского края, благоустройство территории лагеря, работа на экотропе, облагораживание экотропы, посильная природоохранная деятельность. Различные способы сохранения и укрепления здоровья, правила поведения на природе.
Теория: экозанятие «Сохраним и сбережем родную природу», работа лектория по темам: «Экология леса», «Легкие Земли», «Береги лес от пожаров»; час здоровья, экобеседа «Флора и фауна Тульского края».
Практика: экодесант по уборке территории «Бунт», работа на экотропе, конкурс «Природа и фантазия», эковикторина, эковыстовка «Природа в наших рисунках», экорейд «Лесная аптека», экопатрулирование, экооперация «Муравейник», игра по станциям «Охота на мамонта», различные комплексы упражнений утренней гимнастики.
Орлятское - Разучивание игр, орлятских песен, проведение конкурсных программ без включения участников в предварительную подготовку, знакомство с традициями
ВДЦ «Орленок» и детского общественного движения «РОССИЧ»
Теория:
«Орлятские законы», «орлятские традиции», «орлятский круг», «огонек». История возникновения легенд «Орленка». Легенды «Орленка»: о законе поднятой руки, «Синий краб», о солнце и луне, о шуме моря, о добре и зле, о мудрости, «Почему море соленое?»
«символ», «символическое изображение», «эмблема», «атрибут».Число употребляемых красок в символах и атрибутах. Обозначение красок по цветам.
Истолкование цвета с природными явлениями и объектами.
Символы детского общественного объединения.
Атрибуты детского общественного движения.
Практика: разучивание орлятских песен, легенд, традиций, игры на знакомство, игры с залом. соц.опрос «Что ты знаешь о «РОССИЧ»е?
защита символики своего детского объединения, игра «Наш адрес – Россия». Вечер орлятской песни. Работа со сборником песен ДОД «РОССИЧ» «И звенит гитарная струна».
Пресс-центр – сбор информации о жизни лагеря актива. Заполнение бортового журнала, выпуск тематической стенгазеты, проведение соц.опросов.
Теория: социологическое исследование, методы и приемы социологических исследований, методы выявления лидера в коллективе.
«стенная печать».
Правила подборки материала печатного издания.
Фото- зрительный ряд в печатном издании.
Газета – коллаж.
Практика: Игра –исследование «Кто такой журналист?»
«Мозговой штурм» «Рубрики наших газет». Выпуск стенной газеты «Вести из лагеря»
Механизм реализации программы
Лагерь делится на 4 мастер - класса по следующим направлениям деятельности:
- организаторское;
-экологическое;
- орлятское;
- пресс-центр
Каждые 5 дней меняется направление деятельности мастер - класса. Во главе мастер - класса стоит помощник комиссара (лидер группы, проводник по направлению деятельности), который осуществляет функции контроля и «запевалы» всех дел. С изменением направления деятельности помощник не меняется.
В конце каждой пятидневки проходит вечерняя зорька, на которой ребята сами обсуждают и ставят оценки каждому члену мастер - класса. Работа оценивается по четырех бальной системе: удовлетворительно, хорошо, отлично, суперотлично. Результаты заносятся в зачетную книжку участника программы «Школа лидера» лагеря-актива ДОД «РОССИЧ».
Ежедневно проводится утренняя общелагерная линейка, на которой сдается рапорт о проделанной работе, и участники смены знакомятся с планом работы на новый день. Каждый вечер по мастер – классам проводится свечка (подведение итогов дня). На ней ребята дают самооценку своей работе и передают галстуки ДОД «Россич» тем, кто отличился в течении дня, обсуждают проблемы прошедшего дня.
В конце смены активисты, у которых 4 оценки суперотлично, посвящаются в члены городского штаба ДОД «Россич».
Ожидаемые результаты:
- члены объединений должны владеть знаниями, которые необходимы при подготовке и реализации социальных проектов, уметь применять свои знания и умения при работе с лидерами детских и молодежных общественных объединений;
-увеличение количества обучающихся, ставших членами ДОД «РОССИЧ»;
- наличие эффективной самодеятельной деятельности членов ДОО;
-повышение уровня гражданской культуры;
- активизация социально значимой деятельности;
- появление незапланированных инициатив, проектов;
- формирование партнерских отношений, проявление навыков гражданского поведения.
Литература:
- Алиев В.Г. Теория организации. М. 2003.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М. 1993.
- Должностная инструкция педагога-организатора.
- Драккер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты. М. 1994.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М. 1998.
- Крикунова Т.К. Практическая педагогика: воспитательная работа в среднем социальном учебном заведении. М. 2001.
- Кричевский Р.Л., Маршине А.В. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом. Кишинев. 1991.
- Лузина Л.Н. Теория воспитания: философско-антропологический подход. Псков. 2000.
- Маркова А.Н. Психология труда учителя. М. 1993.
- Немов Р.С. Психология М. 1995.
- Омаров А.М. Управление: искусство общения. М. 1983.
- Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. М. 1990.
- Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения. Л. 1981.
- Попова М.П. Теория и практика воспитания. Великий Новгород. 2002.
- Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность. М. 2002.
- Рогов И.С. Настольная книга практического психолога в образовании. М. 1996.
- Селевко П.К. Современные преподавательские технологии. М. 1998.
- Шевардин Н.И. Социальная психология в образовании. М. 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия для учащихся 5-6 классов «Кто такой лидер? Качества лидера»
Участники занятия «Кто такой лидер? Качества лидера» приобретут новые знания в области лидерства, навыки общения и коммуникации. Занятие способствует развитию у ребят творческих способност...
статья на тему «Лидером становятся или лидером рождаются?».
Есть множество точек зрения и теорий, которые вращаются вокруг темы лидерства. При этом на сегодняшний день нельзя с уверенностью полагаться и принимать за истину, какую бы то ни было из них....
сценарий проведения зонального этапа районного конкурса лидеров детских общественных объединений "Лидер XXI века"
СЦЕНАРИЙпроведения отборочного тура районного конкурса «ЛИДЕР XXI ВЕКА». Цели и задачи конкурсаДать возможность юным организаторам показать свои знания, умения и таланты влидерстве;Повышение прес...
Конкурс лидеров детских общественных объединений "Я - лидер!"
Сценарий школьного конкурса "Я - лидер!" для учащихся 6 - 11 классов....
Кто такой лидер? Качества лидера
Цель данного занятия: дать основные понятия лидерства и выявить лидеров занятия ....
Классный час "Лидерами не рождаются - лидерами становятся".
Классный час "Лидерами не рождаются - лидерами становятся" проводится форме диспут,откровенного разговора с элементами треннинга со старшими вице-сержантами ивице-сержантами сержантами ,це...
Занятие по программе ОДОД "Школа Лидера" на тему "Понятие лидер. Основные качества лидера"
Цель занятия: создание условий для раскрытия лидерского потенциала обучающихсяТип занятия: практическоеОсновные виды деятельности учащихся: дискуссионное общение, игра...