Рабочий план исследования
методическая разработка на тему
Анкетное исследование для воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anketa_dlya_uchashchikhsya.docx | 33.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочий план исследования
Ванниковой Любовь Анатольевны
Глава 1. Программа исследования:
1.1 Актуальность программы исследования
1.2 Цель исследования
1.3 Задачи исследования
1.4 Объект исследования
1.5 Предмет исследования
1.6 Анализ основных понятий
Глава 2. Анкетное исследование
2.1 Анкета исследования
2.2 Социоматрица
2.3 Анализ собранных данных
Выводы исследования
Рекомендации
Рабочий план исследования
1. Выработка программы исследования
2. Разработка анкеты
3. Сбор первичной матрицы
4. Обработка полученной информации
5. Анализ полученных данных
6. Оформление отчёта
Глава 1. Программа исследования
1.1 Актуальность проблемы исследования
Социальные нормы, подобно другим ценностям, выполняют функции оценки и ориентации личности, общности. Вместе с тем они не ограничиваются этими функциями. Нормы осуществляют регулирование поведения и социальный контроль поведения. Они носят ярко выраженный волевой характер. Это не только выражение мысли, но и выражение воли. При этом, в отличие от индивидуального волеизъявления, норма выражает типичные социальные связи, дает типовой масштаб поведения. Норма не только оценивает и ориентирует, подобно идеям, идеалам, но и предписывает. Ее характерной чертой является императивность. Это единство оценки и предписания.
Социальные нормы -- это правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с другом, социальными институтами, обществом в целом.
Регулирующее воздействие норм состоит в том, что они устанавливают границы, условия, формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижения.
Вследствие того, что нормы предусматривают и общие принципы поведения, и конкретные его параметры, они могут давать более полные модели, эталоны должного, нежели другие ценности.
Нарушение норм вызывает более конкретную и четкую негативную реакцию со стороны социальной группы, общества, его институциональных форм, направленную на преодоление отклоняющегося от нормы поведения. Поэтому нормы являются более действенным средством борьбы с девиацией, средством обеспечения порядка, устойчивости общества.
Нормы возникают вследствие потребности в определенном поведении. Так, например, одной из самых древних норм была норма честного отношения к своей доле в общественном труде. На заре человечества можно было выжить, только придерживаясь данной нормы. Она появилась в результате закрепления повторяющихся необходимых совместных действий. Интересно, что эта норма не потеряла своего значения и в настоящее время, хотя ее питают иные потребности, актуализируют другие факторы.
Многообразие социальной реальности, социальных потребностей порождает и многообразие норм. Классифицировать нормы можно по разным основаниям. Для социолога имеет значение выделение норм по субъектам, носителям норм. По этому основанию выделяют общечеловеческие нормы, нормы общества, групповые, коллективные. В современном обществе наблюдается сложная коллизия, взаимопроникновение этих норм.
Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы -- в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.
Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. В некоторых обществах малейшие отступления от традиции, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спарты в V в. до н. э. и советские партийные органы в XX в.
Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказывается нерезультативной: через какое-то время отклонения возрождаются, и в еще более яркой форме. В конце 80-х годов советская молодежь подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим общество было не в силах.
В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую -- одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, не патриоты, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, нищие. На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда.
Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10--15% общей численности населения. Напротив, 70% населения страны составляют "твердые середняки" -- люди с несущественными отклонениями.
Хотя большая часть людей преимущественно живут в согласии с законами, их нельзя считать абсолютно законопослушными, т.е. социальными конформистами.
В жизни современного общества особо остро стали проблемы связанные с девиантным поведением. Особенно большое распространение девиантное поведение получило в среде молодёжи. Вредные привычки оказывают негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и деятельность личности в отдельности. В данный момент эта проблема стала поистине глобальной. По статистическим данным распространение вредных привычек в большом масштабе, в отельных странах, связано с нестабильностью политической и экономической ситуации, с наличием большого числа кризисов и не совершенностью политического и экономического механизма. По отношению к нашей стране эта проблема особенно актуальна и корни её уходят глубоко в историю нашего народа, и распространение её связано также с низкой культурой общества. С данной проблемой должно бороться не только обществу, но и также каждый человек должен осознавать для себя большой вред этих привычек и стараться бороться с ними. Только после этого можно говорить о решении данной проблемы.
Актуальность работы состоит в следующем. В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, провоцирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории "норма" (социальная норма) и об отклонениях от нее.
Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. Это не может не влиять на физическое и душевное здоровье студентов. Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.
К основным видам девиантного поведения относятся, прежде всего, преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция.
Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Человек, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам он не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях.
Поэтому проблема изучения девиантного поведения отличается особой остротой.
1.2 Цель исследования
Выявить отношение студентов к девиантному поведению, девиантные формы поведения и склонность ним.
1.3 Задачи исследования
1) Проанализировать проблему, ее актуальность;
2) Составить программу исследования;
3) Составить анкету исследования;
4) Провести анкетирование среди студентов
5) Проанализировать данные анкетного опроса;
6) Выявить, подвержены ли студенты влиянию со стороны окружающих их людей;
7) Выявить, какие факторы влияют на появление девиантного поведения среди студентов;
8) Выявить причины появления девиантного поведения в студенческой среде;
9) Выявить, какие формы девиантного поведения имеют место в студенческой среде;
10) Выявить, кто больше подвержен девиантному поведению - студенты-горожане или студенты, проживающие в общежитии;
1.4 Объект исследования
студенты Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждение
1.5 Предмет исследования
Отношение студентов к девиантному поведению в студенческой среде, девиантные формы поведения и склонность ним.
1.6 Анализ основных понятий
Девиант -- индивид, отличающийся по своим характеристикам от основной массы ему подобных. Девиант может быть как отрицательным -- в худшую сторону -- так и положительным.
Девиантное поведение -- совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе.
Алкоголизм - наркотическая зависимость, характеризующаяся болезненным пристрастием к употреблению алкогольных напитков (психическая и физическая зависимость) и алкогольным поражением внутренних органов. При алкоголизме происходит деградация человека как личности; потеря своего внутреннего "Я"
Наркомания - хроническое прогредиентное заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков, характеризующееся фазным течением и наличием в своей структуре нескольких поэтапно формирующихся синдромов: 1) синдром изменённой реактивности,
2) синдром психической зависимости,
3) синдром физической зависимости, эти три синдрома объединяются в общий наркотический синдром,
4) синдром последствий хронической наркотизации.
В быту и в юридической практике, однако, в понятие наркомании включают любое употребление запрещённых психоактивных веществ, в том числе и не вызывающих зависимости (например, марихуана или ЛСД). В то же время употребление алкоголя и табака обычно не причисляют к наркомании, так как это не запрещено, хотя они тоже являются наркотиками, причем, вызывающими большие вред и зависимость.
Также употребляется термин "токсикомания" -- обычно это означает зависимость от веществ, которые законом не отнесены к наркотикам.
Самоубийство (суицид) - целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное (хотя бывают и случаи вынужденного самоубийства) и самостоятельное (в некоторых случаях осуществляется с помощью других людей).
Игромания - одержимость азартными и компьютерными играми, признана эмоциональным заболеванием.
Анкета исследования
1. Чувствуете ли вы ответственность за свои поступки?
а) да б) нет
2.Являетесь ли вы самостоятельным человеком?
а) да б) нет
3. Ограничивают ли родители вашу свободу?
а) да б) нет
4.Подвержены ли вы влиянию со стороны других людей (родителей, друзей, преподавателей)?
а) да б) нет
5. Как Вы относитесь к тому, что молодежь нередко употребляют алкогольные напитки?
а) отрицательно, т.к. такие люди губят себя б) положительно, т.к. все так делают
в) безразлично, это личное дело каждого г) не задумывалась (ся)
6. Употребляете ли вы алкоголь?
а) да б) нет
7. Употребляют ли ваши родители алкоголь?
а) да б) нет
8.С кем вы попробовали алкоголь впервые?
а) с родителями б) с друзьями в) не пробовал(а) г) другой вариант_____________
9. С какой целью вы употребляете алкоголь?
а) просто так б) за компанию в) для веселья г) не задумывалась (ся)
10. Как часто вы употребляете алкоголь?
а) нечасто б) только по большим праздникам
в) всякий раз, когда появится повод г)всякий раз, когда появится желание
11. Чувствуете ли вы особую тягу к алкоголю?
а) да б) нет в) затрудняюсь ответить
12. Часто ли ваши неудачи заставляют вас прибегать к "бутылке"?
а) часто б) редко в) никогда
13. Как вы думаете, большой ассортимент дешевых алкогольных напитков влияет на рост потребления алкоголя в среде студентов?
а) да, влияет б) нет, не влияет в) не задумывалась (ся)
14. Есть ли, по вашему мнению, положительные стороны употребления алкоголя?
а) да б) нет
15. Кто, по вашему мнению, сильнее подвержен алкоголизму?
а) мужчины б) женщины в) не задумывалась (ся)
16. Считаете ли Вы нормальным употреблять алкогольные напитки?
а) да б) нет в) не задумывалась (ся)
17. С какого возраста, по вашему мнению, допустимо употреблять (пробовать) алкогольные напитки?
а) 13-15 б) 16-18 в) 19 и выше г) никогда
________________________________________________________
18.Курите ли вы?
а) да. б) нет.
19.С кем вы попробовали сигареты?
а) сам(а) б) с друзьями в) не пробовал(а) г) другой вариант__________
20.С какой целью вы курите?
а) просто так б) за компанию в) помогает при стрессах г)не задумывалась(ся)
21.Как вы относитесь к курению?
а) положительно б) отрицательно в) безразлично г) не задумывалась (ся)
22.Курят (курили) ваши родители?
а) да б) нет в) не знаю.
23. Есть ли, по вашему мнению, положительные стороны курения?
а) да б) нет
24. Кто, по вашему мнению, сильнее склонен к курению?
а) мужчины б) женщины в) не задумывалась (ся)
25. Считаете ли Вы курить нормой?
а) да б) нет в) не задумывалась (ся)
26. С какого возраста, по вашему мнению, допустимо употреблять
(пробовать) сигареты?
а) 13-15 б) 16-18 в) 19 и выше г) никогда
27.Считаете ли вы, что курить - это модно?
а) да б) нет в) не задумывалась (ся)
28.Хотите вы чтобы курили ваши дети?
а) однозначно нет б) хочу в) пускай выбирают сами
_______________________________________________________
29.Как вы относитесь к наркотикам?
а) положительно б) отрицательно в) безразлично г) не задумывалась (ся)
30.Употребляли ли вы наркотики или другие психоактивные вещества?
а) да б) нет
31.С какой целью вы это делали?
а)для поднятия настроения б)облегчение общения в)помогает при стрессах
32. Сталкивались ли вы с наркоманами в вашем окружении?
а) да б) нет
33. Есть ли, по вашему мнению, положительные стороны наркомании?
а) да б) нет
34. Кто, по вашему мнению, сильнее склонен к наркомании?
а) мужчины б) женщины ______________________________
35.Вы когда-нибудь задумывались о суициде (самоубийстве)?
а) да б) нет
36.Вы когда-нибудь предпринимали попытку совершить самоубийство?
а) да б) нет
37.Ваше отношение к суициду, самоубийцам:
а) положительно б) отрицательно в) не задумывалась (ся)
38.Что из ниже перечисленного, по-вашему, мнению, является преимущественной причиной суицида?
а) материальные затруднения б) конфликты
в) неразделенная любовь д)другой вариант_____________
39.Какая из мер наиболее эффективна для избежания суицидов?
а) нормализация социально-экономической обстановки в стране
б) гармонизация психологической атмосферы
в) создание телефонов доверия д) другой вариант____________
40.В каком возрасте чаще встречаются попытки самоубийства?
а) до 16 лет б) 16-21 в) 21-35 г) старше 35 лет
41. Кто, по вашему мнению, сильнее подвержен суициду?
а) мужчины б) женщины
42.Сталкивались ли вы со случаями суицида в вашем окружении?
а) да б) нет
43.Что, по-вашему мнению, испытывает человек на грани суицида?
а) страх перед смертью б) отчаяние в) безразличие д) другой вариант__________
44.Что может остановить самоубийцу?
а) мысль о близких людях б) страх быть непонятым в) другой вариант___________
45.Какой способ самоубийства, по- вашему мнению, наиболее распространен?
а) повешение б) отравление в) самострел г) падение с высоты
46.Кем является самоубийца для вас?
а) слабак б) герой в) несчастный г) слабоумный
47.Связаны ли, по вашему мнению, стремительные темпы роста случаев суицида с наркоманией?
а) да б) нет
48.Связаны ли стремительные темпы роста случаев суицида с алкоголизмом?
а) да б) нет
49.Если вы попадете в сложную психологическую ситуацию (расставание или ссора с любимым человеком, проблемы в семье, на учебе и т.д.), что вы сделаете:
а) напьетесь б) покончите жизнь самоубийством
в) попросите помощи или совета у друзей г) другое______________________
50.Интересуетесь ли вы компьютерными играми?
а) да б) нет
51.Считаете ли вы, что компьютерные игры-это
а)приятное и занимательное время провождения досуга б) пустая трата времени
52.Какие компьютерные игры вас больше всего привлекают?
а)стратегии б)ролевые в)QUEST г) классические(шахматы, карты и т.д.) д)аркады
53.Если вы играете, то сколько по времени?
а) 1-2 часа б) 3-4 часа в) более 4 часов
54.Как вы считаете, можно ли назвать турнир геймеров спортивным состязанием?
а) да б) нет
55. Как вы считаете, существует ли зависимость от компьютерных игр?
а) да б) нет
56.Можно ли назвать увлечение компьютерными играми здоровым увлечением?
а) да б) нет
57.Как вы считаете, влияет ли на распространение компьютерных игр посвященные им передачи по ТВ, журналы, интернет - сайты?
а) да б) нет
58.Мешают ли компьютерные игры процессу обучения?
а) да б) нет
_________________________________________________________
59.Ваш пол:
а) Мужской б) Женский
60.Ваш возраст:
а) до 18 лет б)18-20 лет в) более 20 лет
61.Курс обучения:
а) первый б) второй в) третий г) четвёртый
62.Ваше образование:
а) Высшее б) среднее в) специальное
63.Ваше постоянное место жительства.
а) село б) город в) не имею
64.Ваше место жительства в настоящее время.
а) общежитие б) с родителями в) с родственниками
65.Происхождение ваших родителей?
а) рабочие б) средний класс в) интеллигенция г) крестьяне
66.Ваш основной материальный доход?
а) стипендия б) родительский заработок в) собственный заработок
67.Материальный доход на каждого члена семьи:
а) до 2 тыс.руб. б) от 2 тыс.руб. до 5 тыс.руб. в) более 5 тыс.руб
68. Как вы учитесь?
а) 5-4 б) 4-3 в) 3
69. Заставила ли Вас данная анкета задуматься о своем поведении?
а) да б) нет
69. Есть ли недостатки в данной анкете?
а) да б) нет
70. Ваши предложения по улучшению анкеты по данному вопросу (по оформлению, вопросам и т.д.?) ___________________________
3.3 Анализ собранных данных
девиантный студент опрос социоматрица
В ходе социологического исследования на тему "Девиантное поведение в студенческой среде" было опрошено 50 студентов Из них 15 человек мужского пола и 35 человек женского (4 % в возрасте до 18 лет, 90% в возрасте от 18 до 20 лет;6% в возрасте более 20 лет). Из них 11 студентов, проживающих в городе и 39 студентов, проживающих в общежитии.
Большинство опрошенных (74%, из которых 18% мужчин и 58% женщин) чувствуют ответственность за свои поступки и считают себя самостоятельными людьми (66% опрошенных). Но в то же время, 60% опрошенных подвержены влиянию со стороны других людей.
60% опрошенных безразлично относятся к тому, что молодежь употребляет алкогольные напитки, и только 18% отрицательно относятся к этому. 82% опрошенных указали, что они употребляют алкоголь, из которых 28% мужчин и 54% женщин. 91% студентов горожан (от их общего числа) употребляют алкоголь, и 80% студентов (от и общего числа), проживающих в общежитии, употребляют алкоголь. 70% опрошенных студентов попробовали алкоголь впервые с друзьями, 22% - с родителями и 8% не пробовали алкоголь вообще. 34% опрошенных не задумывались с какой целью они употребляют алкоголь, 30% употребляют алкоголь для веселья, 12% - за компанию, и 4% - просто так. 38% опрошенных студентов употребляют алкоголь нечасто,20% - только по большим праздникам, 12% - всякий раз, когда появится желание, и 26% - всякий раз, когда появится повод.76% опрошенных не чувствуют особую тягу к алкоголю. 36% опрошенных не чувствуют особую тягу к алкоголю, 12% чувствуют и 56% затрудняются ответить. Неудачи заставляют прибегать к "бутылке" часто - 12% опрошенных, редко - 36% опрошенных, и никогда - 52% опрошенных. 56% опрошенных полагают, что большой ассортимент дешевых алкогольных напитков влияет на рост потребления алкоголя в среде студентов. 58% опрошенных считают, что нет положительных сторон в употреблении алкоголя. 44% опрошенных считают, что алкоголизму сильнее подвержены женщины, 42% - мужчины, и 12 % опрошенных не задумывались об этом. 36% опрошенных считают употребление алкоголя нормой, 32% так не считают, и 32% не задумывались об этом. 48% опрошенных допускают употребление алкогольных напитков в возрасте старше 19 лет, 30% опрошенных- в возрасте от 16 до 18 лет, 12% - в возрасте от 13 до 15 лет, и лишь 10% - никогда.
64% опрошенных указали, что они не курят, 36% - курят (из которых 16% мужчин и 20% женщин). 40% опрошенных студентов попробовали сигареты впервые с друзьями, 14% - сами и 36% не пробовали сигареты вообще. 18% опрошенных не задумывались с какой целью они курят, 20% курят для снятия стрессов, 10% - за компанию, и 16% - просто так. 52% опрошенных относятся к курению отрицательно, 30% - безразлично, и 18% - положительно. У 56% опрошенных родители не курят (не курили), у 32% - курят (курили), и 12% не знают курят (курили) ли их родители. 72% опрошенных считают, что нет положительных сторон в курении. 18% опрошенных считают курение нормой, 62% так не считают, и 20% не задумывались об этом. 24% опрошенных допускают употребление алкогольных напитков в возрасте старше 19 лет, 24% опрошенных - в возрасте от 16 до 18 лет, 12% - в возрасте от 13 до 15 лет, и 40% - никогда. 18% опрошенных думают, что курить - это модно, 74% это отрицают, и 20% не задумывались об этом. 56% опрошенных не хотят, чтобы их дети курили, 12% этого желают, и 32% дают свободный выбор своим детям.
76 % опрошенных отрицательно относятся к наркотикам, 14% - положительно, 4% - безразлично, 6% - не задумывались об этом. 82% не употребляли наркотики и другие психоактивные вещества, 16% употребляли (14% делали это для поднятия настроения, 10% - для облегчения общения, 4% - для снятия стресса). 34% опрошенных сталкивались с наркоманами в своем окружении, 66% - нет. 80% опрошенных считают, что нет положительных сторон в наркомании. 60% опрошенных считают, что к наркомании сильнее склонны мужчины.
38% опрошенных задумывались о суициде, 62% - нет. 14% опрошенных предпринимали попытку совершить самоубийство, 86% - нет. 68 % опрошенных отрицательно относятся к суициду и самоубийцам, 12% - положительно, 20% - не задумывались об этом. 56% опрошенных считают преимущественной причиной суицида неразделенную любовь, 28%- материальные затруднения, 46%-конфликты. 54 % опрошенных считают наиболее эффективной мерой для избежания суицидов гармонизацию психологической атмосферы, 22% - нормализацию социально-экономической обстановки, 20% - создание телефонов доверия. 44% опрошенных сталкивались в своем окружении со случаями суицида, 56% - нет. 52% опрошенных считают, что человек испытывает на грани суицида отчаяние, 8%- страх пред смертью, 34% - безразличие, 6% - ничего. 62% опрошенных считают, остановить самоубийцу может остановить мысль о близких людях,16% - страх быть непонятым, 22% - ничего. 36% опрошенных считают наиболее распространенным способом самоубийства повешение и падение с высоты. Для 36% опрошенных самоубийца является слабаком, для 6% - героем, для 34% - несчастным, 26% - слабоумным. 52% опрошенных считают, что стремительные темпы роста случаев суицида связаны с наркоманией, 42% - нет. 58% опрошенных считают, что стремительные темпы роста случаев суицида связаны с алкоголизмом, 42% - нет. 54% опрошенных, попав в сложную психологическую ситуацию, попросят помощи у друзей, 20% напьются, 8% покончат жизнь самоубийством, 22% указали свои варианты: лягут спать, попросят помощи родителей, разберутся в себе, ничего не будут делать.
40% опрошенных интересуются компьютерными играми, 60% - нет. 34% опрошенных считают, что компьютерные игры - приятное и занимательное время провождения досуга, 66% -пустая трата времени. 18% опрошенных привлекают компьютерные стратегии, 18% - ролевые игры, 8% - QUEST, 10% - аркады, 26% - классические игры. 48% опрошенных играют в компьютерные игры 1-2 часа, 12% - 3-4 часа, 12% - более 4 часов. 78% опрошенных не считают турнир геймеров спортивным состязанием. 78% опрошенных считают, что существует зависимость от компьютерных игр, 22% - нет. 30% считают увлечение компьютерными играми здоровым увлечением, 70% - нет. 70% опрошенных считают, что на распространение компьютерных игр влияют посвященные им передачи по ТВ, журналы, интернет - сайты, 30% - нет. 60% опрошенных считают, что компьютерные игры мешают процессу обучения, 40% - не мешают.
34% опрошенных данная анкета заставила задуматься о своем поведении.
Выводы исследования
Проведя социологический опрос среди студентов на тему "Девиантное поведение в студенческой среде", обработав полученые данные, можно сделать следующие выводы:
Опрошенные студенты подвержены влиянию со стороны окружающих их людей, но в то же время они чувствуют ответственность за свои поступки и являются самостоятельными людьми. Таким образом, предложенная мною гипотеза №1 опровергается.
Самой распространенной формой девиантного поведения среди студентов является алкоголизм:82% опрошенных употребляют алкогольные напитки и считают это нормальным, хотя большинство (58 %) понимают, что в употреблении алкоголя нет положительных сторон. Употребляют алкогольные напитки студенты в основном за компанию либо для веселья. Гипотеза№2 подтверждается.
Интересным фактом явилось то, что алкоголизм процветает одинаково среди студентов - горожан и студентов, проживающих в общежитии. 91% студентов горожан (от их общего числа) употребляют алкоголь, и 80% студентов (от и общего числа), проживающих в общежитии, употребляют алкоголь. Это говорит о том, что ограничение свободы со стороны родителей никак не влияет на поведение студентов. Следовательно, гипотеза№3 частично опровергается.
Менее распространенной формой девиантного поведения среди студентов является курение - лишь 36% опрошенных курят. Студенты не считают курение нормой и явлением моды. Таким образом, гипотеза №4 опровергается.
Приятным моментом оказалось то, что большая часть студентов не употребляли и не употребляют наркотики и другие психоактивные вещества (82%). Данная форма девиантного поведения не приемлема студентами, и 80% опрошенных не видят положительных сторон наркомании. Таким образом, гипотеза №5 подтверждается.
Такая форма девиантного поведения, как самоубийство, мало распространена среди студентов: если задумывались о самоубийстве 38% опрошенных, то предпринимали попытку совершить самоубийство лишь 14%. Студенты видят главной причиной самоубийств конфликты и неразделенную любовь (гипотеза№6 подтверждается). Большинство студентов считают самоубийц несчастными и слабыми людьми. Я считаю, что данная форма девиантного поведения не распространена среди студентов, потому что молодые люди находят другие пути выхода из сложных психологических ситуаций.
Компьютерная игромания не распространена в студенческой среде. 40% опрошенных студентов интересуются компьютерными играми, но считают это пустой тратой времени и проводят за играми не более 2 часов. И если учесть, что большая часть опрошенных увлекаются классическими компьютерными играми (шахматы, нарды и т.д), то компьютерная игромания не имеет место среди студентов, так как небольшое количество времени, проведенное за игрой в классические компьютерные игры, оказывает благотворное влияние на психику человека. Таким образом, гипотеза №7 опровергается.
Рекомендации
Проанализировав данные проведенного социологического опроса, стало понятно, что среди студентов наиболее распространенной формой девиантного поведения является алкоголизм. Если учесть, что употребление алкоголя наиболее отрицательно сказывается на молодом организме и влечет за собой серьезные последствия, нужно принимать жесткие меры.
Я думаю, что в стране нужно снизить производство алкоголя, тем более, что проблема алкоголизма остро стоит не только среди студентов, но и населения в общем.
Также следует повысить возрастное ограничение на приобретение спиртных напитков с 18 лет до 21 года, и более жестко контролировать продажу алкоголя лицам не достигшим данного возраста.
В Лицеях существуют специальные "отряды", контролирующие распитие спиртных напитков на территории данного ВУЗа. Я считаю, что следует увеличить количество человек, входящих в данные "отряды".
Также нужно ужесточить так называемый "фейс-контроль" в общежитиях Лицеев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие планы по русскому языку и литературе
Хочу поделиться рабочими программами по русскому языку и литературе...
Рабочий план-график распределения учебного материала для 5 кл. Гимнастика.
Тематическое планирование урока 5 кл. по гимнастике....
Ежедневный рабочий план воспитателя
Последовательность выполнения учащимися режимных моментов....
Пилотный план исследования. Девиантного поведения.
Анкетирование и обработка результатов....
План исследования
Плпн исследования первоклассников в период адаптации...
План исследований к работе "Влияние менталитета на экологические проблемы Лондона и Нижневартовска"
Часть исследовательской работы...
План исследования рынка образовательных услуг в учреждении дополнительного образования детей
План включает исследования, позволяющие изучить степень удовлетворенности потребителей (детей и родителей) качеством предоставляемых образовательных услуг; социальные мотивы посещения детских творческ...