Практикум "Учимся общаться".
методическая разработка по теме
Практикум предназначен для воспитанников с девиантным поведением и способствует обучению их навыкам общения.
Цель: Развитие у подростков социально значимого комплекса жизненно важных навыков в условиях школы.
Задачи:
· Организация занятий, дающих ученикам возможность систематической и последовательной тренировки жизненно важных навыков, что обеспечивает их формирование и развитие;
· Сплочение коллектива;
· Воспитание доброжелательности, этических норм поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_uchimsya_obshchatsya.docx | 29.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное специальное учебно - воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением «Кемеровская специальная общеобразовательная школа» имени народного учителя СССР Э.А. Фельде – это учебно – воспитательное учреждение закрытого типа. В школе обучаются мальчики в возрасте от 11 до 16 лет. Срок пребывания детей от 6 месяцев до 3 лет. Приём и выпуск воспитанников осуществляется в течение всего года.
Основная часть контингента воспитанников из асоциальной среды, социально и педагогически запущенные, имеющие серьёзные нарушения здоровья. Они не приобрели адекватного социального опыта, у них снижена социальная компетентность, испытывают трудности в установлении межличностных отношений, отсутствуют представления о способах разрешения конфликтов.
Воспитателями большое внимание уделяется созданию благоприятного микроклимата в группе, сплочению детского коллектива, развитию навыков общения, взаимодействия. Работая, как индивидуально с каждым ребенком, так и с группой в целом, возникла необходимость в проведении занятий, направленных на формирование навыков общения.
Вашему вниманию предоставляется внеклассное мероприятие из цикла бесед на развитие коммуникативных навыков.
Тема занятия «Учимся общаться».
Цель: Развитие у подростков социально значимого комплекса жизненно важных навыков в условиях школы.
Задачи:
- Организация занятий, дающих ученикам возможность систематической и последовательной тренировки жизненно важных навыков, что обеспечивает их формирование и развитие;
- Сплочение коллектива;
- Воспитание доброжелательности, этических норм поведения.
Оборудование:
- Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова;
- кукла;
- карточки с заданиями для пантомимы;
- карточки с названием вещей;
- краски и кисточки;
- ватман или бумага формата А3;
- листочки и ручки для составления правил;
- карточки с заданиями для рефлексии.
Место проведения: кабинет самоподготовки.
Участники: воспитанники 5 – 7 классов.
Ход занятия
- Вводная часть.
Ведущий:
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку той или иной стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.
Навыки общения школьников весьма ограничены, хотя человек и осваивает эту деятельность практически с рождения. В дошкольном и младшем школьном возрасте навыки общения приобретаются в семье. В подростковом возрасте семья перестаёт быть единственным фактором в формировании коммуникативных навыков. Поле общения ребёнка расширяется: спортивная команда, друзья, значимые взрослые и т.д. Тем не менее, даже при весьма широком и разнообразном круге контактов дети также не приобретают навыка грамотного общения. Это обусловлено не только отсутствием положительного примера, но и естественными внутригрупповыми процессами, такими как соперничество, борьба за лидерство, стремление расширить своё влияние в социуме.
Часто проблемы в освоении конструктивных навыков общения у подростков связаны с возрастными и личностными особенностями, а также невозможностью самостоятельно преодолеть усвоенные ранее стереотипы.
Одним из факторов успешной коммуникации и взаимодействия является взаимопонимание партнёров. Понимание - осознание смысла и значения чего-либо. Взаимопонимание в процессе общения - великая ценность. Нельзя утверждать, что люди понимающие друг друга, не конфликтуют, однако тот, кто умеет понимать партнёра, может даже в конфликтной ситуации вести себя конструктивно.
Любая вербальная коммуникация носит форму беседы. И неважно, беседуете ли вы с одним человеком или группой. Беседа как основной элемент эффективной коммуникации может рассматриваться как процесс, имеющий чётко выраженные этапы и цели. Можно рассматривать как минимум три этапа процесса беседы:
- Вход в процесс.
- Обсуждение содержания (проблемы).
- Выход из процесса.
В школе вас учат не только получать знания, чтобы стать образованными, уметь применять их в жизни, но и учат жить дружно в коллективе, быть воспитанными. И дома, и в школе учат уважать людей, быть честными и добрыми.
Люди становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены.
Объясните, о каких стенах и мостах идет речь? (Ответы)
Общение это для вас сейчас главное. Ведь общение играет в жизни человека важную роль, и общению нужно учиться, чтобы оно приносило пользу и радость.
А что же такое «общение»? (Ответы детей)
(Работа со словарем)
Общение – это взаимодействие людей друг с другом. Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями и впечатлениями, делятся чувствами, открывают других людей и при этом лучше узнают себя.
Об этом хорошо говорят пословицы и поговорки:
- Возле людей живи да потирайся и ума набирайся.
- Держи с народом связь – не ударишь лицом в грязь.
Даже простой обмен новостями – это уже общение. Общение между людьми происходит постоянно, но, конечно, всегда по-разному. Это может быть или задушевная, доверительная беседа двух друзей, или шумная игра во дворе, или совместное выполнение домашнего задания, или разговор по телефону. В магазине, на улице, в классе, в театре – везде, где есть хотя бы еще один человек, мы вступаем в общение.
II. Основная часть.
Упражнение «Комплимент».
Учитель показывает куклу и говорит, что ее зовут Комплиментина (от слова «комплимент»). Как только она попадет к кому-нибудь в руки, этот человек начинает говорить комплименты рядом сидящему.
Обязательные условия «Комплимента»:
- Обращение по имени.
- Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
Чаще всего наше общение происходит с помощью речи: мы что-то рассказываем, объясняем, отвечаем друг другу, то есть разговариваем. Речь – это важнейший инструмент общения. Но важно не только то, что мы говорим, но и как мы это делаем. Оказывается, что большую часть информации при разговоре мы получаем не из слов, а по выражению лица, позе и жестам собеседника, то есть по его мимике и пантомимике.
Мимика – это различные выражения лица.
Пантомимика – разнообразные позы и жесты.
Задание «Пантомима».
Общаемся на языке жестов. Ребята, вам нужно изобразить ситуацию без слов, а мы должны понять, о чем идет речь.
Примерные задания для пантомимы: я люблю играть в футбол, получил в школе двойку, поссорился с другом, пришли гости.
Упражнение «Зеркало и обезьяна».
Участники разбиваются на пары и встают друг против друга. Один из пары - «обезьяна», которая смотрится в зеркало, другой – «зеркало», в котором повторяются все движения обезьяны. (Через некоторое время участники меняются ролями).
Это упражнение можно выполнять всем одновременно, можно также попросить пары работать по очереди. Это поможет ведущему организовать наблюдение и обсуждение. В процессе обсуждения участники приходят к выводу, как важно уметь внимательно относится к человеку, с которым мы общаемся.
Задание «Сад камней»
В саду лежит куча камней. Из кучи можно брать один, два или три камня. Камни берут двое. Один начинает первым. Проигрывает тот, кто берёт последний камень.
Выбирается начинающий игру и его противник.
Вопросы для игры:
Как должен играть начинающий, чтобы выиграть?
Как должен играть противник, если тот, кто начинает игру, в одном из своих ходов допустил ошибку?
(Ответ: начинающий должен брать столько камней, чтобы их всегда оставалось нечётное количество.)
Задание А. В куче 6 камней.
Задание Б. В куче 7 камней.
Задание В. В куче 8 камней.
Упражнение «Страна клякс».
Перед детьми кладется большой лист бумаги, на котором они должны нарисовать кляксы: цветные пятна любой величины и формы. Затем детям предлагается попробовать разглядеть в кляксах какую-нибудь картинку, придумать сказку про увиденное.
Задание «Что я знаю о себе»
В тетради учащиеся чертят таблицу из четырёх пронумерованных столбцов.
1 | 2 | 3 | 4 |
В процессе выполнения упражнения ведущий четыре раза инструктирует участников (после каждой инструкции даётся время на её выполнение):
- В столбике №1 вы перечислите всё, что вы умеете, постарайтесь вспомнить всё самое важное.
- В столбике № 3 вы перечислите всё, что не умеете.
- В столбике № 1 вы уже написали всё, что умеете. Но что – то вы умеете лучше, а что-то хуже. Выберите то, что вы умеете так хорошо, что можете научить других, и запишите в столбик №2.
- Напишите в столбик № 4, чему бы вы хотели научиться.
После заполнения столбика № 2 выясняется, что у большинства участников в нём получилось пунктов меньше, чем в столбике № 1. Почему?
В результате короткой дискуссии участники приходят к выводу, что не всё о себе знают. В столбике № 4 тоже больше пунктов, чем в столбике № 3, потому что и то, чего мы делать не умеем, мы тоже не всегда осознаём.
Общий вывод после выполнения упражнения формулируется в результате короткой дискуссии: «Для того чтобы быстрее чему-нибудь научится, следует, во-первых, чаще заниматься самоанализом, во-вторых, смелее просить помощи у других».
Игра «Волшебный мешок»
Перед игрой необходимо обсудить с ребенком, какое у него настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то и т.д. Затем ребенку предлагается сложить в волшебный мешок все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть и т.д. Этот мешок, со всем плохим, что в нем есть, выбрасывается. Можно предложить выбросить его самому ребенку. Хорошо, если взрослый тоже сложит в этот мешок свои отрицательные эмоции.
Можно использовать еще один «волшебный» мешок, из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет.
Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.
Задание «Перевоплощение».
Если в помещении есть плотные шторы, то перед выполнением этого задания их лучше закрыть, чтобы организовать затемнение. В полутьме участникам легче выполнять упражнение.
Каждый получает задание перевоплотиться в какую-нибудь вещь и подготовить небольшой монолог от лица этой вещи (объект перевоплощения может быть задан ведущим, для этого заранее готовятся карточки с названием вещей, второй вариант – объект задаётся товарищем, сидящим рядом).
Каждый должен вообразить себя заданной вещью, ощутить её характер. Участникам игры даётся время для « вживания в образ». От лица своей вещи каждый начинает рассказ о том, что её окружает, как она живёт, что чувствует, о её заботах, пристрастиях, о её прошлом и будущем. Рассказ может начинаться, например, так: «Я большая настольная лампа, я живу на большом столе, вместе со мной живут…. и т.д.»
Говоря о постороннем предмете, каждый во многом говорит о себе. Исподволь происходящее в ходе игры самораскрытие ведёт к углублению эмоциональных контактов, помогает лучше понять черты, как своего характера, так и характера товарищей.
Задание «Коршун и бабочка».
Участники разбиваются на пары.
Каждая пара – это «цветок». Один – это «раскрытые лепестки», второй – «стебель». Убегая от «коршуна», «бабочка» должна спрятаться в «цветок». Чтобы «бабочке» было легче, «стебли» постоянно поворачивают «лепестки» за талию в ту сторону, куда побежала «бабочка». Если «бабочка» смогла спрятаться в «лепестки», то «стебель» этого цветка сразу сам становится «бабочкой», и «коршун» ловит его; тот игрок, который был «лепестками», становится «стеблем», а спрятавшаяся «бабочка» становится «лепестками». Если «коршуну» удаётся догнать «бабочку», они сразу меняются ролями.
Общение выполняет множество функций: обмен и передача информации, формирование эмоций и обмен ими, познание человека, корректировка взаимоотношений, совместная деятельность и др. Общение имеет свои правила и закономерности. Каковы они?
Задание группам: выработать свои правила общения. Время на подготовку – 3 минуты. (Представители команд защищают свои работы).
(Педагог совместно с детьми подводит итог и определяет примерные правила общения)
Примерные правила общения:
- Надо понять, что хочется другому.
- Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни. Не позволяйте о людях говорить дурно.
- Умейте выслушать людей, не перебивая. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать все или оспаривать каждую мысль собеседника.
- Чаще улыбайтесь людям, особенно если искренне цените их. Улыбка – сигнал доброго отношения между людьми, это – визитная карточка друга.
- Шутите в меру.
- Извлекайте уроки из допущенных ошибок в общении.
Тысячами нитей связаны мы с другими людьми. От этих людей зависят наши успехи в учебе, работе, наше здоровье и даже сама жизнь. Поэтому человеку обязательно нужно научиться общению. Этим мы занимались на сегодняшнем занятии.
III. Заключительная часть.
Рефлексия.
Поделитесь впечатлениями о занятии.
Что вам понравилось? Что не понравилось? Что бы вы хотели изменить в занятии?
Ребята, я благодарю вас за общение и предлагаю сегодняшнее занятие закончить методикой неоконченных предложений.
У каждого на столе лежат листочки с заданием, вам необходимо заполнить пробелы в предложениях.
Общение – это способ узнать _____________и проявить_____________.
Оно помогает нам лучше и быстрее________________, правильно оценивать______________________.
Мимика – это различные ______________________.
Пантомимика – это разнообразные_______________________.
Литература:
- Воспитательная работа в 5 классе. Составители Еременко Н.И., Раткевич Н.В. – Волгоград: ООО «Экстремум», 2005.- 204 с.
- Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Харитонова Н.В., Кузнецова С.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Человек и человечество», 4 - й класс. Изд. 2 – е, доп. – М.: Баласс, 2004. – 80 с., илл.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с.
- Майорова Н.П. «Жизненно важные навыки». Практический курс для подростков и родителей. Москва «Интеллект – Центр» 2010 г.
- Обществоведение. 5 класс: поурочные разработки по учебнику Л.Н. Боголюбова и др./ авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2007. – 102 с.: ил.
- Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение. Учебное пособие для учащихся 8 классов, их родителей и учителей. – М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 1997. – 224 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ СОШ с. Николаевка, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ СОШ с. Николаевка, реализующих программы начального общего,...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Физическая культура Уровень обучения: Начальное общее образование (1-4 классы) основное общее образование (5-9классы) Среднее общее образование (10-11классы).ФГОС.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса ...
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего о
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным програ...
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учите
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, о...
Перечень ресурсов, рекомендованных к использованию при организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования:
С 6 апреля образовательная организация МКОУ "Скороднянская средняя общеобразовательная школа" переходит на реализацию образовательных программам с применением дистанционных технологий...