Практикум "Учимся общаться".
методическая разработка по теме

Практикум предназначен для воспитанников с девиантным поведением и способствует обучению их навыкам общения.

Цель: Развитие у подростков социально значимого комплекса жизненно важных навыков в условиях школы.

Задачи:

·        Организация занятий, дающих ученикам возможность систематической и последовательной тренировки жизненно важных навыков, что обеспечивает их формирование и развитие;

·        Сплочение коллектива;

·        Воспитание доброжелательности, этических норм поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_uchimsya_obshchatsya.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

Государственное специальное учебно - воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением «Кемеровская специальная общеобразовательная школа» имени народного учителя СССР Э.А. Фельде – это учебно – воспитательное учреждение закрытого типа. В школе обучаются мальчики в возрасте от 11 до 16 лет. Срок пребывания детей от 6 месяцев до 3 лет. Приём и выпуск воспитанников осуществляется в течение всего года.  

Основная часть контингента воспитанников из асоциальной среды, социально и педагогически запущенные, имеющие серьёзные нарушения здоровья. Они не приобрели адекватного социального опыта, у них снижена социальная компетентность, испытывают трудности в установлении межличностных отношений, отсутствуют представления о способах разрешения конфликтов.

Воспитателями большое внимание уделяется созданию благоприятного микроклимата в группе, сплочению детского коллектива, развитию навыков общения, взаимодействия. Работая, как индивидуально с каждым ребенком, так и с группой в целом, возникла необходимость в проведении занятий, направленных на формирование навыков общения.

Вашему вниманию предоставляется внеклассное мероприятие из цикла бесед на развитие коммуникативных навыков.

Тема занятия «Учимся общаться».

Цель: Развитие у подростков социально значимого комплекса жизненно важных навыков в условиях школы.

Задачи:

  • Организация занятий, дающих ученикам возможность систематической и последовательной тренировки жизненно важных навыков, что обеспечивает их формирование и развитие;
  • Сплочение коллектива;
  • Воспитание доброжелательности, этических норм поведения.

Оборудование: 

- Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова;

- кукла;

- карточки с заданиями для пантомимы;

- карточки с названием вещей;

- краски и кисточки;

- ватман или бумага формата А3;

- листочки и ручки для составления правил;

- карточки с заданиями для рефлексии.

Место проведения: кабинет самоподготовки.

Участники: воспитанники 5 – 7 классов.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Ведущий:

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку той или иной стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.

 Навыки общения школьников весьма ограничены, хотя человек и осваивает эту деятельность практически с рождения. В дошкольном  и младшем школьном возрасте навыки общения приобретаются в семье. В подростковом возрасте семья перестаёт быть единственным фактором в формировании коммуникативных навыков. Поле общения ребёнка расширяется: спортивная команда, друзья, значимые взрослые и т.д. Тем не менее, даже при весьма широком и разнообразном круге контактов дети также не  приобретают навыка грамотного общения. Это обусловлено не только отсутствием положительного примера, но и естественными внутригрупповыми процессами, такими как соперничество, борьба за лидерство, стремление расширить своё влияние в социуме.

 Часто проблемы в освоении конструктивных навыков общения у подростков связаны с возрастными и личностными особенностями, а также невозможностью самостоятельно преодолеть усвоенные ранее стереотипы.

 Одним из факторов успешной коммуникации и взаимодействия является взаимопонимание партнёров. Понимание - осознание смысла и значения чего-либо. Взаимопонимание в процессе общения - великая ценность. Нельзя утверждать, что люди понимающие друг друга, не конфликтуют, однако тот, кто умеет понимать партнёра, может даже в конфликтной ситуации вести себя конструктивно.

 Любая вербальная коммуникация носит форму беседы. И неважно, беседуете ли вы с одним человеком или группой. Беседа как основной элемент эффективной коммуникации может рассматриваться как процесс, имеющий чётко выраженные этапы и цели. Можно рассматривать как минимум три этапа процесса беседы:

  1. Вход в процесс.
  2. Обсуждение содержания (проблемы).
  3. Выход из процесса.

В школе вас учат не только получать знания, чтобы стать образованными, уметь применять их в жизни, но и учат жить дружно в коллективе, быть воспитанными. И дома, и в школе учат уважать людей, быть честными и добрыми.

Люди становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены.

Объясните, о каких стенах и мостах идет речь? (Ответы)

Общение это для вас сейчас главное. Ведь общение играет в жизни человека важную роль, и общению нужно учиться, чтобы оно приносило пользу и радость.

А что же такое «общение»? (Ответы детей)

(Работа со словарем)

Общение – это взаимодействие людей друг с другом. Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями и впечатлениями, делятся чувствами, открывают других людей и при этом лучше узнают себя.

Об этом хорошо говорят пословицы и поговорки:

- Возле людей живи да потирайся и ума набирайся.

- Держи с народом связь – не ударишь лицом в грязь.

Даже простой обмен новостями – это уже общение. Общение между людьми происходит постоянно, но, конечно, всегда по-разному. Это может быть или задушевная, доверительная беседа двух друзей, или шумная игра во дворе, или совместное выполнение домашнего задания, или разговор по телефону. В магазине, на улице, в классе, в театре – везде, где есть хотя бы еще один человек, мы вступаем в общение.

II. Основная часть.

Упражнение «Комплимент».

Учитель показывает куклу и говорит, что ее зовут Комплиментина (от слова «комплимент»). Как только она попадет к кому-нибудь в руки, этот человек начинает говорить комплименты рядом сидящему.

  Обязательные условия «Комплимента»:

  1. Обращение по имени.
  2. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.

Чаще всего наше общение происходит с помощью речи: мы что-то рассказываем, объясняем, отвечаем друг другу, то есть разговариваем. Речь – это важнейший инструмент общения. Но важно не только то, что мы говорим, но и как мы это делаем. Оказывается, что большую часть информации при разговоре мы получаем не из слов, а по выражению лица, позе и жестам собеседника, то есть по его мимике и пантомимике.

Мимика – это различные выражения лица.

Пантомимика – разнообразные позы и жесты.

Задание «Пантомима». 

Общаемся на языке жестов. Ребята, вам нужно изобразить ситуацию без слов, а мы должны понять, о чем идет речь.

Примерные задания для пантомимы: я люблю играть в футбол, получил в школе двойку, поссорился с другом, пришли гости.

 Упражнение «Зеркало и обезьяна».

Участники разбиваются на пары и встают друг против друга. Один из пары - «обезьяна», которая смотрится в зеркало, другой – «зеркало», в котором повторяются все движения обезьяны. (Через некоторое время участники меняются ролями).

Это упражнение можно выполнять всем одновременно, можно также попросить пары работать по очереди. Это поможет ведущему организовать наблюдение и обсуждение. В процессе обсуждения участники приходят к выводу, как важно уметь внимательно относится к человеку, с которым мы общаемся.

Задание «Сад камней»

В саду лежит куча камней. Из кучи можно брать один, два или три камня. Камни берут двое. Один начинает первым. Проигрывает тот, кто берёт последний камень.

Выбирается начинающий игру и его противник.

Вопросы для игры:

Как должен играть начинающий, чтобы выиграть?

Как должен играть противник, если тот, кто начинает игру, в одном из своих ходов допустил ошибку?

(Ответ: начинающий должен брать столько камней, чтобы их всегда оставалось нечётное количество.)

Задание А. В куче 6 камней.

Задание Б. В куче 7 камней.

Задание В. В куче 8 камней.

Упражнение «Страна клякс».

Перед детьми кладется большой лист бумаги, на котором они должны нарисовать кляксы: цветные пятна любой величины и формы. Затем детям предлагается попробовать разглядеть в кляксах какую-нибудь картинку, придумать сказку про увиденное.

Задание «Что я знаю о себе»

В тетради учащиеся чертят таблицу из четырёх пронумерованных столбцов.

1

2

3

4

В процессе выполнения упражнения ведущий четыре раза инструктирует участников (после каждой инструкции даётся время на её выполнение):

  1. В столбике №1 вы перечислите всё, что вы умеете, постарайтесь вспомнить всё самое важное.
  2. В столбике № 3 вы перечислите всё, что не умеете.
  3. В столбике № 1 вы уже написали всё, что умеете. Но что – то вы умеете лучше, а что-то хуже. Выберите то, что вы умеете так хорошо, что можете научить других, и запишите в столбик №2.
  4. Напишите в столбик № 4, чему бы вы хотели научиться.

После заполнения столбика № 2 выясняется, что у большинства участников в нём получилось пунктов меньше, чем в столбике № 1. Почему?

В результате короткой дискуссии участники приходят к выводу, что не всё о себе знают. В столбике № 4 тоже больше пунктов, чем в столбике № 3, потому что и то, чего мы делать не умеем, мы тоже не всегда осознаём.

 Общий вывод после выполнения упражнения формулируется в результате короткой дискуссии: «Для того чтобы быстрее чему-нибудь научится, следует, во-первых, чаще заниматься самоанализом, во-вторых, смелее просить помощи у других».

Игра «Волшебный мешок»

Перед игрой необходимо обсудить с ребенком, какое у него настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то и т.д. Затем ребенку предлагается сложить в волшебный мешок все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть и т.д. Этот мешок, со всем плохим, что в нем есть, выбрасывается. Можно предложить выбросить его самому ребенку. Хорошо, если взрослый тоже сложит в этот мешок свои отрицательные эмоции.

Можно использовать еще один «волшебный» мешок, из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет.

Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

Задание «Перевоплощение».

Если в помещении есть плотные шторы, то перед выполнением этого задания их лучше закрыть, чтобы организовать затемнение. В полутьме участникам легче выполнять упражнение.

Каждый получает задание перевоплотиться в какую-нибудь вещь и подготовить небольшой монолог от лица этой вещи (объект перевоплощения может быть задан ведущим, для этого заранее готовятся карточки с названием вещей, второй вариант – объект задаётся товарищем, сидящим рядом).

Каждый должен вообразить себя заданной вещью, ощутить её характер. Участникам игры даётся время для « вживания в образ». От лица своей вещи каждый начинает рассказ о том, что её окружает, как она живёт, что чувствует, о её заботах, пристрастиях, о её прошлом и будущем. Рассказ может начинаться, например, так: «Я большая настольная лампа, я живу на большом столе, вместе со мной живут…. и т.д.»

Говоря о постороннем предмете, каждый во многом говорит о себе. Исподволь происходящее в ходе игры самораскрытие ведёт к углублению эмоциональных контактов, помогает лучше понять черты, как своего характера, так и характера  товарищей.

Задание «Коршун и бабочка».

Участники разбиваются на пары.

Каждая пара – это «цветок». Один – это «раскрытые лепестки», второй – «стебель».  Убегая от «коршуна», «бабочка» должна спрятаться в «цветок». Чтобы «бабочке» было легче, «стебли» постоянно поворачивают «лепестки» за талию в ту сторону, куда побежала «бабочка». Если «бабочка» смогла спрятаться в «лепестки», то «стебель» этого цветка сразу сам становится «бабочкой», и «коршун» ловит его; тот игрок, который был «лепестками», становится «стеблем», а спрятавшаяся «бабочка» становится «лепестками». Если «коршуну» удаётся догнать «бабочку», они сразу меняются ролями.

Общение выполняет множество функций: обмен и передача информации, формирование эмоций и обмен ими, познание человека, корректировка взаимоотношений, совместная деятельность и др. Общение имеет свои правила и закономерности. Каковы они?

Задание группам: выработать свои правила общения. Время на подготовку – 3 минуты. (Представители команд защищают свои работы).

(Педагог совместно с детьми подводит итог и определяет примерные правила общения)

Примерные правила общения:

  1. Надо понять, что хочется другому.
  2. Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни. Не позволяйте о людях говорить дурно.
  3. Умейте выслушать людей, не перебивая. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать все или оспаривать каждую мысль собеседника.
  4. Чаще улыбайтесь людям, особенно если искренне цените их. Улыбка – сигнал доброго отношения между людьми, это – визитная карточка друга.
  5. Шутите в меру.
  6. Извлекайте уроки из допущенных ошибок в общении.

Тысячами нитей связаны мы с другими людьми. От этих людей зависят наши успехи в учебе, работе, наше здоровье и даже сама жизнь. Поэтому человеку обязательно нужно научиться общению. Этим мы занимались на сегодняшнем занятии.

III. Заключительная часть.

Рефлексия. 

Поделитесь впечатлениями о занятии.

Что вам понравилось? Что не понравилось? Что бы вы хотели изменить в занятии?

Ребята, я благодарю вас за общение и предлагаю сегодняшнее занятие закончить методикой неоконченных предложений.

У каждого на столе лежат листочки с заданием, вам необходимо заполнить пробелы в предложениях.

Общение – это способ узнать _____________и проявить_____________.

Оно помогает нам лучше и быстрее________________, правильно оценивать______________________.

Мимика – это различные ______________________.

Пантомимика – это разнообразные_______________________.

Литература:

  1. Воспитательная работа в 5 классе. Составители Еременко Н.И., Раткевич Н.В. – Волгоград: ООО «Экстремум», 2005.- 204 с.
  2. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Харитонова Н.В., Кузнецова С.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Человек и человечество», 4 - й класс. Изд. 2 – е, доп. – М.: Баласс, 2004. – 80 с., илл.
  3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с.
  4. Майорова Н.П.  «Жизненно важные навыки».  Практический курс для подростков и родителей. Москва «Интеллект – Центр» 2010 г.
  5. Обществоведение. 5 класс: поурочные разработки по учебнику Л.Н. Боголюбова и др./ авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2007. – 102 с.: ил.
  6. Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение. Учебное пособие для учащихся 8 классов, их родителей и учителей. – М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 1997. – 224 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ СОШ с. Николаевка, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)   МОУ СОШ с. Николаевка, реализующих программы начального общего,...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Физическая культура Уровень обучения: Начальное общее образование (1-4 классы) основное общее образование (5-9классы) Среднее общее образование (10-11классы).ФГОС.

1.      Планируемые результаты освоения учебного предмета        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса ...

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего о

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным програ...

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учите

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, о...

Перечень ресурсов, рекомендованных к использованию при организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования:

С 6 апреля образовательная организация МКОУ "Скороднянская средняя общеобразовательная школа" переходит на реализацию  образовательных программам с применением дистанционных технологий...