Концепция
опыты и эксперименты по теме

Ипатов Виктор Андреевич

«Формирование духовно-нравственных качеств учащихся на основе изучения традиционных ценностей и исторического опыта нашего народа».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_ipatova.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тему моего опыта я обозначил как «Формирование духовно-нравственных качеств учащихся на основе изучения традиционных ценностей и исторического опыта нашего народа».

Считаю, что данная проблема особенно актуальна сегодня, в условиях, когда, по высказыванию президента Российской Федерации В.В. Путина «во многих странах пересматриваются нормы морали и нравственности, стираются национальные традиции и различия наций и культур».

 В своем послании к Федеральному собранию Президент сказал следующее:
«Россия не претендует на роль гегемона или мировой сверхдержавы, но хочет быть лидером для всех людей, которые исповедуют «традиционные» консервативные ценности (….).

Его выступления по своей сути созвучны с мыслями Патриарха всея Руси Кирилла, который на доступных для всех примерах раскрывает это понятие:

«…под консерватизмом, говорит Патриарх, понимается не просто сохранение прошлого. Я много раз об этом говорил, сравнивая отношение нормального человека к мусору. Мусор — это тоже продукт прошлого, но мы же мусор не сохраняем, мы его выкидываем. Значит, консерватизм сохраняет ценности. А дальше возникает очень важный вопрос: какие ценности, и кто определяет эти ценности».

Наш коллектив  уже третий год работает по программе развития «Школа возрождения». Основная идея программы заключается в возрождении духовно-нравственных ценностей отечественной культуры. 

 Культура- это прежде всего наши исторические корни, уходящие в глубь веков, неразрывно связанные с духовностью. Говоря о духовности, не следует забывать, что ключевую роль в истории нашей страны играет православие. Мне повезло, потому что предметы, которые я преподаю, имеют  наибольшие  возможности  в плане изучения традиционных ценностей и духовно-нравственного воспитания личности. На уроках истории и права я стараюсь решать следующие задачи:

  • Формирование у учащихся чувства ответственности за судьбу своей Родины;
  • воспитание любви к своей малой родине, чувства гордости за своих земляков;
  • привитие детям понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей;
  • формирование у школьников собственной позиции к тем или иным историческим и политическим событиям.

Решение данных задач помогает мне достигать главную цель: способствовать формированию духовно-нравственных качеств учащихся  на основе изучения исторического  опыта. Для меня и моих учащихся источниками нравственной культуры служат:

  • труды выдающихся мыслителей отечественных и зарубежных;
  • народная педагогика;
  • произведения, в которых  воплощены духовные идеалы;
  • исторические документы духовно-нравственного содержания

 Я считаю, что исторический материал на уроке должен осмысливаться учениками разумом и сердцем, влиять на формирующиеся ценности, на складывающуюся этическую и нравственную культуру и, в конечном счете, на самовоспитание учеников. Моя роль в этом процессе должна быть побудительной и направляющей.

При изучении истории сегодня, когда, например, вскрываются факты страшных преступлений сталинизма, возникает желание выступить в роли судьи. Но я стараюсь удержать себя и учеников от стремления судить своих предков, на чью долю выпали войны, революции, террор. Моя задача - "перенести" школьников в изучаемую эпоху. Добиться  глубокого понимания изучаемого материала помогает применение ИКТ. Использование на уроках  иллюстративного материала, фотографий, документальных источников, позволяющих услышать голос непосредственных участников исторических событий, которые делятся впечатлениями и размышлениями, увидеть документальные кадры, дает возможность не только наилучшим образом донести до учащихся тот строй мыслей и чувств, который в них заключен, но и ощутить особое эмоциональное звучание документа. Конечно, это производит сильное впечатление, не позволяет ученикам оставаться равнодушными, заставляет задуматься о том, что сделали для нас наши предки. 

Работа на уроках с текстами исторических документов позволяет ученикам самим оценивать те или иные исторические события. Восстанавливая контакт с сознанием людей прошлых эпох, ребята одновременно проходят своеобразную школу отзывчивости, милосердия, сострадания, любви. Урок я организую таким образом, чтобы учащиеся постоянно оказывались в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. Благодаря таким ценностно-проблемным ситуациям у ребёнка активизируется познавательная деятельность. Но оценивать действия кого-либо спустя сотни лет куда проще, нежели принять решение в то время. Поэтому я обычно предлагаю детям "перенестись" назад и предложить своё развитие событий, конечно, прошу как можно полнее объяснить их точку зрения.

Например, прежде чем изучать эпоху Ивана IV или Петра I, мы с учащимися обсуждаем вопросы:

  • как вы относитесь к исторической личности, которая имела благие цели, проводя реформы в стране, но привела эту страну к Смуте?
  • как вы относитесь к исторической личности, если его деятельность имеет положительный результат, но осуществляется жестокими методами и средствами?

Дети по-разному отвечают на каждый из этих вопросов, при этом наблюдаешь, как у них происходит формирование духовных ценностей. Настоящее воспитание историей, на мой взгляд, заключается в предоставлении ученику реальных возможностей примерять на себя исторические роли. Ярким примером для детей служат тексты исторических документов, древнерусские летописи, сказания. Например, описание русского князя Владимира Великого. Каким страшным язычником он видится окружающим его людям, и совершенно противоположным человеком после принятия христианства. Князь Святослав "В повести временных лет" предстаёт идеальным мужем, храбрым воином, а в описании Льва Диакона, византийского историка, он дан как грубый варвар. Анализ подобных фактов заставляет учащихся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений. Хочется подчеркнуть, что само присутствие в исторических текстах оценочных суждений и характеристик ставит ученика в позицию этического выбора, заставляя, с одной стороны примерять на себя исторические роли, а с другой - войти в круг тех, кто эти роли оценивает. Глубокую духовно-нравственную нагрузку несёт в себе "Поучение детям" Владимира Мономаха.

Большую роль в нравственном воспитании на уроках играет оценочная деятельность школьников. Ребенок самостоятельно осмысливает как собственный нравственный опыт, так и опыт других людей.

 

Внеклассная работа по предмету обогащает духовный мир ребёнка. Участие в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах, учебно-исследовательских конференциях развивает навыки самостоятельной работы, участия в дискуссиях, работы в группах, выражения собственной позиции.

 Особое внимание  в процессе обучения я придаю исследовательской деятельности учащихся,  направленной на поиск новых фактов, связанных с  жизнью  близких им людей. Так урок о ВО войне 1941 - 1945 годов мы начинаем с сообщений учащихся о судьбе своих родных в годы войны и послевоенный период. Главный  вопрос, который  исследуют  ученики самостоятельно,  - как повлияла война  на жизнь их родственников. Учащиеся озвучивают на уроке свою работу с этой области. Приводимые факты носят неповторимый характер и воздействуют на детей. Исследовательская деятельность может быть очень разнообразной.

 В одной из рекреаций нашей школы воссозданы элементы быта русского народа прошлого века. Обратите внимание на эти черно-белые фотографии. На них запечатлены родственники учителей и учеников.   Знакомясь с этими  снимками, ребята проникаются любовью к своим предкам, к своей малой Родине, к своему Отечеству. Некоторые учащиеся благодаря этому проекту провели свои исследования и глубже узнали историю своей родословной.

Понятно, что мы не в состоянии на сегодняшний день оградить детей от потока информации самого разного качества, иногда явно искаженной, но мы можем научить разбираться в источниках, сведениях, размышлять о событиях и людях, сомневаться в выводах, не удивляться тому, что в исторической науке есть спорные проблемы. Но в одном мои ученики должны быть уверены всегда – каждый человек должен служить общему благу, укрепляя единство своего Отечества! Выдающийся педагог К.Д.Ушинский писал: «Дух школы, ее направление, ее цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии. Постигая отечественную историю и культуру, связанную непосредственно с духовным опытом, школьник придет к осмыслению того, в какой стране он живет, какие ценности отстаивали его предки».

 как

-

Мораль –

….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция одарённости

Рабочую концепцию по одарённости можно использовать для самообразования и подготовки к педсоветам, семинарам и т.д....

Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"

Данный урок литературы предназначен для об-ся 9 класса и позволяет не только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя....

Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"

Данный урок позволяет на только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя....

Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности учителем истории и обществознания.

Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозв...

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

педагогическая концепция

Формы и методы работы на уроках русского языка как средство расширения и углубления знаний по предмету воспитания любви к слову!...

Концепция эстетического воспитания в школе

В работе представлена концепция общеэстетического воспитания школьников....