Урок по теме "Прямоугольный параллелепипед"
план-конспект урока (5 класс) по теме
Конспект урока для 5 класса по учебнику Виленкина Н.Я. с презентацией по указанной теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok2_voronina_i.v._mou_soshno1_g_kamyshina.doc | 72 КБ |
urok_pryamougolnyy_parallelepiped.pptx | 596.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Прямоугольный параллелепипед
ФИО (полностью) | Воронина Ирина Васильевна | |
Место работы | МБОУ СОШ №1 города Камышина | |
Должность | Учитель математики и информатики | |
Предмет | математика | |
Класс | 5 | |
Тема и номер урока в теме | Прямоугольный параллелепипед № 1 | |
Базовый учебник | Н.Я. Виленкин и др. 5 класс |
- Цель урока: Сформировать новые знания и умения по теме «Прямоугольный параллелепипед»
. Задачи:
Обучающие:
- познакомить учащихся с понятиями «прямоугольный параллелепипед», «куб» «грань», «ребро», «вершина», «измерения», «площадь поверхности»
- сформировать у учащихся умения
- видеть в окружающем мире предметы, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда;
- строить прямоугольный параллелепипед; находить площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда
- Развивающие:
- Расширить представление о геометрических фигурах
- развивать наблюдательность, умения анализировать и делать выводы.
Воспитательные:
- воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры.
Предметные результаты:
Знать:
- элементы прямоугольного параллелепипеда
Уметь:
- изображать прямоугольный параллелепипед;
- находить площадь его поверхности.
Метапредметные результаты:
- классифицировать объекты по их признакам;
- рассуждать и делать выводы.
- Тип урока: формирование новых знаний и умений
- Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
- Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор Дидактические средства собственная презентация, макеты п. п.
- Структура и ход урока
Структура и ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний учащихся (слайд1)
Исключите лишнее
- Отрезок
- Прямоугольник
- Прямоугольный параллелепипед
- Треугольник
- Квадрат
(Все фигуру кроме прямоугольного параллелепипеда ранее изучены)
Охарактеризовать каждую фигуру
(Например, прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые, имеет длину и ширину, чтобы найти периметр прямоугольника нужно сложить длину и ширину и результат умножить на 2. Чтобы найти площадь прямоугольника нужно длину умножить на ширину)
Фигуры в презентации появляются при щелчке на слово в том порядке, в котором их будут называть учащиеся.
- Формирование новых знаний
Сегодня на уроке мы поговорим о прямоугольном параллелепипеде.(слайд2)
Чем это фигура отличается от других перечисленных? (все остальные лежат в плоскости, а п.п. объёмная фигура)
Зачем нужно изучать особенности фигур? (нас окружают предметы, имеющие форму прямоугольника, квадрата и других фигур, а значит полезно знать свойства этих фигур )
Представление о прямоугольном параллелепипеде нам дают следующие предметы (слайд3)
Приведите свои примеры предметов, имеющих форму п.п. (слайд 4)
Рассмотрим элементы прямоугольного параллелепипеда.
(слайд 5) Презентацию сопровождать показом макете п.п.
Поверхность его состоит из 6 прямоугольников, которые называются гранями прямоугольного параллелепипеда. Стоит запомнить, какая грань как называется: та грань, которая обращена к нам называется передней, точно такая же грань имеется сзади - это задняя грань, боковые грани - левая и правая. Та грань, которая сверху, называется верхняя, а грань, на которой фигура стоит, называется нижней или основанием.
Что вы можете сказать о противоположных гранях п.п.?
Сколько граней у п.п.?
(Слайд 6)
Стороны граней называются рёбрами.
Сколько рёбер?
Что вы можете сказать о рёбрах окрашенных одним цветом?
(слайд 7)
вершины граней – называются вершинами параллелепипеда.
Давайте посчитаем количество вершин.
(слайд8)
Прямоугольный параллелепипед имеет три измерения- длину, ширину и высоту.
Показать куб.
Является ли эта фигура п.п.?
Чем она отличается от п.п.?
(слайд9)
Куб – это прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения равны
Физкульминутка (слайд 10)
Длина прямоугольника - 5 см, ширина прямоугольника – 2 см
1.Сожмите кисть столько раз чему равна площадь прямоугольника.
2. Хлопните в ладоши столько раз, чему равен периметр прямоугольника
3.Присядьте столько раз, чему равна площадь квадрата со стороной 2 см.
Предложить по макету рассказать о п.п., показав его элементы
Изобразим п.п. в тетрадях. (слайд 11) и обозначим его.
Выпишем названия
- вершин (какой геометрической фигурой является?; как обозначается точка?)
- рёбер(какой геометрической фигурой является?; как обозначаетсяотрезок?)
- граней(какой геометрической фигурой является?; как обозначаетсяпрямоугольник?)
Проверь себя (слайд12)
(слайд 13)
Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда – сумма площадей его граней.
Обозначим а, b, с измерения п.п.
Как найти площадь его поверхности? (Как найти площадь нижней грани? Сколько таких граней у п.п.? Как найти площадь боковой грани (правой)? Что вы можете сказать о левой грани? Как найти площадь передней грани? Почему и это произведение нужно удвоить? ) Вывести формулу
Как по другому можно рассуждать при нахождении площади поверхности прямоугольного параллелепипеда?
S = 2(ab+ac+bc)
Как выдумаете что позволит найти следующая формула?
S = 6a2 (площадь поверхности куба)
Почему? (Грань куба квадрат. Площадь квадрата а 2. Всего 6 граней)
Записать формулы в тетрадь.
Найдем площадь поверхности п.п., изображенного на рисунке, считая, что его измерения 6см, 3 см, 2см.(1 человек у доски)
№793)
Какую форму имеет бак?
Назовите его измерения.
Что нужно узнать в задаче?
Как изменится площадь поверхности, если сказано, что бак нужно покрасить снаружи и изнутри?
Как повлияет та информация, что бак без крышки?
90*50=4500(см2) площадь основания
90*70*2+50*70*2=19600(см2) площадь боковой поверхности
4500+19600=24100(см2) площадь поверхности бака без крышки
24100*2=48200(см2)
48200см2=482дм2
Тест с последующей самопроверкой (Слайд 14)
1. Любой прямоугольный параллелепипед состоит из граней. Их у него:
А) 12; В) 8; С) 6.
2. У каждого прямоугольного параллелепипеда есть рёбра. Это:
А) прямоугольники; В) отрезки; С) точки.
3.Прямоугольный параллелепипед, у которого все рёбра равны, называется:
А) куб; В) прямоугольник; С) квадрат.
Ответы к тесту.
1)С; 2) В; 3)А.
Подведение итогов урока. Домашнее задание п.20, №791, №789
Рефлексия (Слайд 15)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: познакомиться с понятием прямоугольный параллелепипед, его элементами, н аучиться решать задачи на нахождение площади поверхности прямоугольного параллелепипеда Прямоугольный параллелепипед
Прямоугольный параллелепипед А В С D А 1 D 1 С 1 В 1
Элементы прямоугольного параллелепипеда ГРАНИ 6 Элементы прямоугольного параллелепипеда 6
A B C D К F М H Элементы прямоугольного параллелепипеда РЁБРА 12
ВЕРШИНЫ A B C D К F М H Элементы прямоугольного параллелепипеда 8 ВЕРШИНЫ
Прямоугольный параллелепипед имеет три измерения ДЛИНА ШИРИНА ВЫСОТА
Куб – это прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения равны
длина - 5 см, ширина – 2 см 1.Сожмите кисть столько раз чему равна площадь прямоугольника. 2. Хлопните в ладоши столько раз, чему равен периметр прямоугольника 3.Присядьте столько раз, чему равна площадь квадрата со стороной 2 см. Физкультминутка:
Построение прямоугольного параллелепипеда А C 1 В С D D 1 А 1 В 1
Проверь себя Прямоугольный параллелепипед ABCD A 1 B 1 C 1 D 1 Вершины: А, В,С, D , A 1 , B 1 , C 1 , D 1 Рёбра :АВ, ВС, С D , D А, A 1 B 1 , B 1 C 1 , C 1 D 1 , A 1 D 1 , А A 1 , В B 1 , С C 1 , DD 1 Грани: A B C D , A 1 B 1 C 1 D 1 , AA 1 D 1 D , BB 1 C 1 C , A A 1 B 1 B , DD 1 C 1 C
Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда – сумма площадей его граней b c S = 2ab+2ac+2bc S = 2( ab+ac+bc ) S = 6a 2
Тест 1 . Любой прямоугольный параллелепипед состоит из граней. Их у него: А) 12; В) 8; С) 6 . 2. У каждого прямоугольного параллелепипеда есть рёбра. Это: А) прямоугольники; В) отрезки; С) точки. 3.Прямоугольный параллелепипед, у которого все рёбра равны, называется: А) куб; В) прямоугольник; С) квадрат. Ответы к тесту. 1)С ; 2 ) В; 3)А .
На уроке было комфортно и все понятно На уроке немного затруднялся, не все понятно. На уроке было трудно, ничего не понял. Р ефлексия
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения" Н.Я. Виленкин, 5 класс, составленный по ФГОС.
Конспект составлен по ФГОС, выделены этапы урока....
Разработка к уроку "Объем прямоугольного параллелепипеда" в 5 классе Дорофеев Г.В.
Технологическая карта к уроку по ФГОС "Объем параллелепипеда" в 5 классе Дорофеев Г.В....
Разработка урока "Объем прямоугольного параллелепипеда"
Разработка урока "Объем прямоугольного параллелепипеда" - второй урок по данной теме + презентация...
Урок-презентация "Объём параллелепипеда" 5 класс
Закрепление материала по теме "Объём параллелепипеда"...
Конспект урока "Развертка прямоугольного параллелепипеда"
Конспект урока по математике в 9 классе школы VIII вида...
Технологическая карта урока математики "Прямоугольный параллелепипед"
Урок с использованием ЭОР и ИТ-технологий....
Индивидуальные карточки к уроку "Объём прямоугольного параллелепипеда"
Повторение.1) Из каких фигур состоит поверхность прямоугольного параллелепипеда?2) Почему фигуру назвали прямоугольный параллелепипед?3) Что можно сказать о его противоположных гранях?4) Какие измерен...