Программа по плаванию для детских садов
рабочая программа на тему
Обучение плаванию малышей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_adaptirovannaya_dlya_detskikh_sadov.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Введение.
В быту и повседневной деятельности мы постоянно связаны с водой. В самом близком контакте с ней находятся работники водного транспорта, молодежь, занимающаяся такими видами спорта как плавание, гребля, парусный спор, водный туризм и тд. Бывают случаи, когда вода настигает нас там, где мы ее меньше всего ждем (наводнения, приливы). Довольно часто несчастные случаи происходят с маленькими детьми во время купания в водоемах. Поэтому простая случайность, неосмотрительность, незнание правил безопасности на воде, а самое главное неумение плавать, могут привести к гибели ребенка.
Плавание занимает одно из первых мест по популярности среди многих видов спорта. Этот вид спорта рекомендован врачами и многие профессиональные пловцы пришли в этот вид спорта, чтобы поправить здоровье, избавиться от астмы, справиться с нарушениями сердечно-сосудистой системы, поэтому плавая, мы, прежде всего оздоравливаемся, что сегодня, в век экологического кризиса и ослабления иммунной системы организма очень важно.
Благотворное влияние воды на здоровье человека, его работоспособность, настроение неоценимо. Под влияние регулярных занятий плаванием улучшается деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, органов пищеварения, значительно расширяются возможности опорно-двигательного аппарата. Это очень актуально для нашего города, потому что врачебная статистика по заболеваниям детей в нашем городе неутешительна:
Заболевания органов дыхания – 24,7 %
Костно-мышечной системы – 22,4 %
Нервной системы – 22,9 %
Болезни органов пищеварения - 32,8%
Занятия плаванием имеют также и огромное воспитательное значение. Они способствуют развитию таких качеств как смелость, решительность, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, воспитывают чувство товарищества и взаимопомощи.
Навык плавания сохраняется на всю жизнь. Чем раньше человек войдет в воду и начнет учиться плавать, тем быстрее добьется успеха. Дети учатся плавать быстро, они лучше взрослых усваивают естественные движения в воде, где успех дела решают координация и ловкость, а не физическая сила.
Таким образом, основными целями программ по обучению детей плаванию является содействие в их оздоровлении, закаливании, всестороннем физическом развитии и воспитание гармоничной личности.
2. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с Концепцией развития физической культуры и спорта в РФ, нормативно – правовыми основами, регулирующими деятельность спортивных школ, примерной программой спортивной подготовки детско-юношеских спортивных школ, а также с учетом многолетнего опыта работы школы по обучению детей плаванию.
Планирование занятий по начальному обучению плаванию. Осуществляется на тренерском совете СДЮСШОР г. Советский и учебной частью с учетом типа, размеров и глубины бассейна, возраста новичков, степени укомплектованности групп начальной подготовки и других факторов.
За основу планирования взята «Программа обучения детей плаванию в детском саду», издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Санкт-Петербург, 2003год и адаптирована на 222 часа. Программа рассчитана на старшие и подготовительные группы детских садов. Воспитанники, освоившие программный материал, переводятся на следующий год обучения
В основе программы первого года обучения детей 6-7 лет лежит комплексное изучение основных элементов техники плавания спортивными способами и параллельное овладение техникой плавания способами «кроль» на груди и на спине. Курс обучения условно разделяется на три ступени.
Настоящая программа предназначена для применения к обучению плаванию детей младшего возраста: 6 -7 лет.
Нормативная часть программы определят задачи деятельности спортивной школы, основные требования по физической подготовке, условия зачисления для дальнейшего совершенствования в данном виде спорта.
В программе имеются методические рекомендации по обучению детей плаванию. Рекомендации разработаны на основе типовых программ для спортивных школ по плаванию, а также по итогам многолетнего опыта тренеров СДЮСШОР.
В программе описаны средства и методы педагогического контроля, основной материал по теоретической подготовке, воспитательной, образовательной и развивающей работе с детьми.
Курс обучения плаванию данной программы рассчитан на 222 занятия с детьми 6-7 лет. Занятия по программе проводятся не более 6 раз в неделю, продолжительностью до 45 минут.
Программа предусматривает изучение вопросов теории плавания, освоения техники плавания различными способами на начальном этапе подготовки.
Учащиеся, прошедшие обучение и выполнившие нормативные требования по общей физической и спортивно-технической подготовке, решением тренерского и педагогического совета по плаванию зачисляются в группы для дальнейших занятий по совершенствованию плаванию.
Выполнение поурочной программы служит основным критерием оценки качества работы тренера и занимающихся. Контрольные нормативы составлены с учетом возрастных особенностей. Постоянный анализ занятий помогает с большим эффектом использовать средства и методы, применяемые на занятиях. Поскольку, одной из задач обучения является отбор наиболее одаренных детей для дальнейшего спортивного совершенствования, то для этого рекомендуется вести наблюдения за занимающимися в течение всего курса обучения плаванию.
Наблюдения включают в себя:
- Медицинское обследование (антропометрию, функциональное состояние здоровья ребенка)
- Педагогический контроль (выполнение и соответствие физической нагрузки, самочувствие ребенка во время занятий, посещение, поведение ребенка на занятии)
- Контроль за ребенком в семье
Все это является важнейшим условием качества педагогического процесса обучения и отбора детей для дальнейшей подготовки в учебно-тренировочных группах.
Цель обучения:
- Комплексное оздоровление и закаливание детей младшего возраста детских садов города.
- Освоение элементов техники плавания на начальном этапе подготовки.
Задачи обучения:
- Содействие гармоничному физическому развитию, разносторонней физической и технической подготовленности учащихся
- Формирование устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям плаванием и здоровому образу жизни
- Воспитание морально-волевых качеств личности, формирование спортивного характера
- Поиск и отбор талантливых детей для дальнейшего совершенствования и подготовки спортивного резерва школы.
3. Содержание деятельности.
Учебная работа по программе проводится в форме теоретических и практических занятий.
Теоретическая часть – это программный материал по теории плавания: правила поведения в бассейне, основы гигиены, влияние физических упражнений на организм человека, техника и терминология плавания и т.п.
На практических занятиях дети овладевают основами техники плавания.
Программная методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуального подхода к ребенку: сознательности и активности, систематичности, наглядности, доступности.
Хорошие успехи достигаются при умелом сочетании всего многообразия словесных, наглядных, практических методов и приемов. Во время обучения движениям меняется их характер. Движения связаны с разной степенью координации: от простого к сложному, и отражают разные формы и уровни обучения.
Индивидуальные и групповые занятия могут проходить в виде контрольных испытаний, соревнований разного ранга, теоретических занятий (беседы, просмотры и анализ учебных фильмов, видеозаписей), спортивно-массовых мероприятий, конкурсов и т.д.
Учебно-тематический план
№№ | Содержание учебного материала | Количество часов |
1. | Теоретическая подготовка:
| 10 2 2 2 4 |
2. | Практическая подготовка:
| 168 8 24 13 32 15 34 7 36 18 18 |
3. | Медицинский контроль | 2 |
ИТОГО: 222 часа |
Содержание теоретической подготовки.
- Правила поведения в бассейне.
Основные меры безопасности и правила поведения в бассейне. Предупреждение несчастных случаев, заболеваний при занятиях плаванием.
- Гигиена физических упражнений.
Личная гигиена юного пловца, закаливание. Режим дня, совмещение занятий спортом с учебой. Режим сна, отдыха, питания.
- Влияние физических упражнений на организм человека.
Строение и функции организма. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Специфические особенности адаптации сердечно-сосудистой и дыхательной систем на организм человека под воздействием систематических занятий плаванием. Изменение состояния организма человека под воздействием физических нагрузок.
- Техника и терминология плавания:
Краткая характеристика техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов. Основные термины, используемые на тренировках.
Содержание практической подготовки.
К основным средствам обучения плаванию относятся следующие группы физических упражнений:
- Подготовительные упражнения для освоения с водой
- Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания
- Учебные прыжки в воду
- Старты и повороты
- Игры
- Контрольные испытания
- Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше.
Контрольные упражнения и нормативы для начального обучения
№№ | Нормативные требования | Оценка (в баллах) | № контрольного занятия |
1. | Погружение с продолжительными выдохами под водой Достать шайбу со дна за 10 сек. | 5-удовлетворит. 7 – хорошо 9 – отлично 1 –удовлетворит. 2 – хорошо 3 – отлично | 9 |
2. | Удержание туловища на поверхности воды
| 10 –удовлетворит. 15 – хорошо 20 – отлично | 18 |
3. | Проплыть кролем на груди при помощи рук, ног | 5-удовлетворит. 7 – хорошо 9 – отлично | 36 |
4. | Проплыть при помощи плавательной доски с помощью ног кролевым способом | 10 –удовлетворит. 15 – хорошо 20 – отлично | 72 |
5. | Соскок в воду вниз ногами с дальнейшим проплыванием отрезка одним из кролевых способов | 10 –удовлетворит. 15 – хорошо 20 – отлично | 114 |
6. | Проплыть способом ( со стартовым прыжком или спадом в воду):
| 220 | |
7. | Выполнить спад в воду | С оценкой спортивной техники | 158 |
Основу 1 ступени ( 1 – 36 занятия) составляют подготовительные упражнения в воде, в том числе элементарные гребковые движения руками и ногами в скольжении; учебные прыжки в воду; ОРУ и СФУ на суше.
На 2 ступени ( 37 – 108 занятия) главное внимание уделяется изучению техники плавания способами «кроль» на груди и на спине.
На 3 ступени (109 – 222 занятия) решаются такие задачи как, изучение техники выполнения «старта» с тумбочки и простейших поворотов, изучение отдельных элементов плавания «дельфином», «брассом», закрепление навыка плавания кролевыми способами.
Занятия 9, 18, 36, 72, 114, 158, 220 являются контрольными. На этих занятиях определяется усвоение пройденного материала.
Каждая ступень обучения заканчивается контрольным срезами, на котором подводится итог всей учебно-образовательной и воспитательной работы.
Основной формой обучения является учебное занятие, которое условно делится на 3 части : подготовительную, основную и заключительную.
1. Подготовительная часть: построение, расчет занимающихся, краткое объяснений задач и порядка проведения урока, выполнение упражнений на суше, небольшая разминка в воде.
2. Основная часть: изучение новых упражнений в воде, закрепление умений и навыков, приобретенных на прошедшем занятии. От четкости и методической последовательности в проведении данной части занятия зависит успех решения главных задач обучения.
3. Заключительная часть: закрепление плавательных навыков в виде игр, эстафет, развлечений в воде и организационное завершение урока на суше. Уместно несколько минут в конце занятия выделить для «свободного плавания» и позволить детям выполнить их любимые упражнения и использовать эти минуты для индивидуальной работы с отстающими. На суше проводится построение, подведение итогов, задание на дом. При подведении итогов отмечают успехи и недостатки группы в целом, а также успехи отдельных учеников.
Подготовка и проведение уроков по обучению плаванию включает анализ программы, учебного плана и поурочного плана-графика занятий для группы, а также разработку на их основе кратких конспектов занятия.
Примерный график распределения учебного материала( 37 –уч. недель)
№№ | Учебный материал Номера недель | 1 ступень 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 | 2 ступень 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 | 3 ступень 27 28 29 30 31 32 33 34 35 3637 |
1. | Теория | + + + + | + + + + | + + |
2. | Упражнения ОФП, СФП на суше | + + + + + + + + + + + +к | + + + + + + + + + + + + + +к | + + + + + + + + + + + |
3. | Подготовительные упражнения в воде: - погружение, скольжение, дыхание - элементарные гребковые движения спортивными способами | + + +к + + +к + + + + + + + + + +к | ||
4. | Учебные прыжки в воду | + + + +к + + + + +к | + + + + + + + + + + + + + +к | + + + + + + + + + к + |
5. | Игры | + + + + + + + + + + + + | + + + + + + + + + + + + + + | + + + + + + + + + + + |
6. | Упражнения для изучения техники кроля на груди и на спине | + + + + + + + + + + + + + + | + к + + + + + + + + к | |
7 | Упражнения для изучения техники учебных поворотов и старта | + + + + | + + + + + + + + + + к |
Первые два этапа обучения проводятся в мелкой части бассейна. Третий этап рекомендуется проводить в глубоком спортивном бассейне. Это необходимо для освоения учебных прыжков в воду, воспитания уверенности и умения ориентироваться при плавании на глубокой воде.
Приложение
Примерные планы занятий
Занятие № 1-12
На первом уроке учитель знакомится с физической и плавательной подготовкой группы, выясняет, кто умет и кто не умеет плавать. Однако, к устным ответам не следует относиться слишком доверчиво. Проверяя подготовку детей, нужно пускать в воду одновременно не более двух человек, и входить в воду по лестнице спиной вперед.
На первом занятии необходимо рассказать детям о технике безопасности и правилах поведения в бассейне. После поверки умения плавать проводится занятие в воде, куда включаются простейшие упражнения для освоения с водой, не требующие предварительного выполнения на суше.
В воде: упражнения выполняются на глубине бассейна по грудь.
- Держаться за руки в парах перейти бассейн туда и обратно, сначала шагом, потом бегом.
- “Кто выше выпрыгнет из воды”. Присесть, оттолкнуться ногами от дна и выпрыгнуть вверх.
- Сделать вдох и погрузиться с головой под воду.
- Стоя на месте, ноги на ширине плеч, выполнять движения руками в различных направлениях (напряженными и расслабленными).
- “Кто больше проплывет”. Дать детям несколько попыток проплыть по-своему небольшие расстояния (кто сколько сможет).
- “Кто быстрее”. Поставить группу ребят на одну линию и по команде начать бег в воде к намеченному финишу. Объявить победителей и призеров.
Занятие № 13-25
На суше:
- Выполнить разогревающие упражнения: махи руками, наклоны, приседания (по 10-15раз).
- Движения ног кролем под счет учителя. Упражнение выполняется в быстром темпе, с небольшим размахом между стопами. Ноги высоко не поднимать.
В воде:
1. Ходьба и бег по дну, держась за руки, в парах и по одиночке. Выпрыгивание из воды.
2. Погружение в воду с головой.
3. Выдох в воду:
а) дуть в воду, как на горячий чай;
б)то же опустив рот в воду;
в) “умывание”- побрызгать себе в лицо водой, делая в этот момент выдох.
4. Взяться за бортик, поднять к поверхности воды таз и пятки, носки оттянуть. По сигналу учителя выполнять движения ногами кролем. Обязательно дать указание брызгаться. Движения выполняются в быстром темпе, чтобы ребята не успевали широко работать ногами и сгибать колени.
5. То же, но в положении на спине. Выше поднять живот, не сидеть, а лежать на воде. Дать указание брызгаться. При правильном выполнении упражнения должен быть фонтанчик от стопы. Колени не сгибать и не высовывать из воды.
6. Встать лицом к бортику, упереться руками в бортик, лечь на грудь, поднять к поверхности воды таз и пятки, сделать вдох и опустить лицо в воду. Повторить упражнение несколько раз; то же с выдохом в воду.
7. “Кто быстрее спрячется”. По команде сделать вдох и присесть под воду.
8. “Кто быстрее”. По сигналу ребята бегут по дну, помогая себе гребками рук, до условной финишной черты.
9. “У кого больше пузырей”. Погрузиться под воду и сделать продолжительный выдох (10-15 раз).
Домашнее задание: движения ног кролем.
Занятие № 26-46
На суше:
- Выполнить разогревающие упражнения: махи руками, наклоны, приседания (по 10-15раз).
- Ознакомиться с упражнением “поплавок”.
В воде:
1. Сесть на бортик бассейна и опустить ноги в воду. По сигналу учителя выполнять движения ногами кролем.
2. Ходьба и бег по дну, помогая себе гребковыми движениями рук. Прыжки из воды и погружения в воду.
3. Выдохи в воду (5-15раз).
4. Движения ног кролем на груди.
5. Движения ног кролем на спине.
6. “ Полоскание белья”. Принять устойчивое положение на дне и делать движения обеими руками вправо-влево, вперед-назад, напряженными и расслабленными. Сказать ребятам, что только напряженная кисть руки позволяет опереться о воду.
7. Погрузиться в воду и просчитать до 10-15.
8. Выполнить упражнение “поплавок”.
9. Открывание глаз в воде. Встать в пары, поочередно погружаться в воду с открытыми глазами и считать пальцы партнера.
10. Встать лицом к бортику, упереться руками в бортик, лечь на грудь, поднять к поверхности воды таз и пятки, сделать вдох и опустить лицо в воду. Сосчитать до 5, 10, 15. То же с выдохом в воду.
11. Игры “Хоровод” и “У кого больше пузырей”.
12. “Кто больше проплывет”. Дать детям несколько попыток проплыть по-своему небольшие расстояния (кто сколько сможет).
Занятие № 47-69
На суше:
1. Выполнить разогревающие упражнения: махи руками, наклоны, приседания (по 10-15раз).
2. Упражнение движение ног кролем.
3. “Скольжение” выполнить у стены.
4. Наклоны вперед (ноги на ширине плеч, руки упираются в колени, голова в положении вдоха; сделать вдох, повернуть лицо вниз-выдох).
В воде:
1. Ходьба, бег, прыжки, погружения и другие активные движения в воде, помогающие проявлению самостоятельности детей и играющие роль разминки.
2. “Поплавок”.
3. Движения ног кролем на груди и на спине.
4. Выдохи в воду. Ноги на ширине плеч, наклониться вперед, руки на коленях, лицо щекой лежит на воде. Открыть рот сделать вдох, опустить лицо в воду- выдох. Повторить 10 раз.
5. Скольжение на груди. Встать спиной к бортику, одной ногой упереться о бортик, поднять руки вверх, соединить кисти, голова между руками. Сделать вдох, задержать дыхание, присесть и, оттолкнувшись ногами от бортика, лечь на воду. Повторить несколько раз.
6. Скольжение на спине. Встать лицом к бортику, руками взяться за бортик, колени подтянуть к груди, сделать вдох, задержать дыхание, присесть и, оттолкнувшись ногами от бортика, лечь на спину. Сразу поднять выше живот и прижать подбородок к груди. Не садиться.
7. Скольжение на груди и на спине с движением ног кролем.
8. Погружение под воду и разыскивание на дне предметов по заданию учителя.
9. Игра “Мяч по кругу”.
Занятие № 70-89
На суше:
1. Выполнить разогревающие упражнения: махи руками, наклоны, приседания (по 10-15 раз).
2. Движения рук, как при плавании кролем. Ноги на ширине плеч.
В воде:
1. Ходьба, бег, прыжки, погружения, выдохи в воду.
2. Скольжение на груди и на спине (до10 раз).
3. Движения ног кролем на груди и на спине.
4. Выдохи в воду с поворотом головы для вдоха (до 10-15 раз).
5. Движения рук кролем. Ноги на ширине плеч, плечи на воду, подбородок на воду. Не торопиться.
6. Скольжение на груди и на спине с движения рук кролем. Повторить4-6 раз.
7. Выдохи в воду с поворотом головы для вдоха (до 10-15 раз).
8. Скольжение с движением ног кролем на груди и на спине (10 раз).
9. Плавание кролем на груди с доской с помощью одних ног.
10. Погружение под воду и разыскивание на дне предметов по заданию учителя.
11. Войти в воду по грудь. Согнутыми в локтях руками (поочередно левой и правой) делать частые гребки перед грудью сверху вниз, опираясь ладонями о воду. Одновременно согнуть ноги и подтянуть колени к груди. Повторить3-5 раз.
12. Игра “Плавучие стрелы”.
Занятие № 90-114
На суше:
1. Выполнить разогревающие упражнения: махи руками, наклоны, приседания (по 10-15 раз).
2. Выполнить движения рук кролем.
3. Согласование дыхания с движением одной рукой кролем.
4. Согласование движений рук кролем с дыханием.
В воде:
1. Скольжение с движением ног кролем на груди и на спине (10 раз).
2. Движения ног кролем на груди и на спине, упираясь руками в бортик.
3. Выдохи в воду с движением одной рукой кролем.
4. Выдохи в воду с поворотом головы для вдоха.
5. Согласование движений рук кролем с дыханием, стоя в воде. Выполнять 2-3 мин.
6. Плавание кролем на груди с доской с помощью одних ног.
7. Движения рук кролем, стоя и передвигаясь по дну. Смотреть вперед, плечи и подбородок опустить на воду.
8. Скольжение на груди и на спине с последующими движениями рук кролем. Повторить не менее10-12 раз.
9. Плавание кролем на спине с помощью одних ног (кто больше проплывет).
10. Дать несколько попыток проплыть самостоятельно возможно большее расстояние. Не настаивать на выборе способа – каждый плавает как хочет.
Домашнее задание: выполнять упражнения на согласование движений одной и двух рук кролем с дыханием.
Занятие № 115 - 130
На суше:
1. Выполнить разогревающие упражнения: махи руками, наклоны, приседания ( по 10-15 раз).
2. Движения рук кролем на груди.
3. Движение одной руки кролем с дыханием.
4. Движения рук кролем с дыханием.
В воде:
1. Скольжение на груди и на спине с движения ног кролем. Повторить до 15 раз.
2. Выдохи в воду с поворотом головы для вдоха (не менее 20 раз)
3. Выдохи в воду с движением одной рукой кролем. Повторить каждой рукой до 1-2 мин.
4. Движения рук кролем на груди, стоя и передвигаясь по дну с дыханием (до 2 мин).
5. Скольжение на груди и на спине с последующими движениями рук кролем (до10 раз) с попыткой повернуть голову и сделать вдох.
6. Плавание кролем на груди и на спине с задержкой дыхания на вдохе (до10 раз).
7. Проплыть кролем на груди с доской с помощью одних ног 2х25м.
8. Проплыть кролем на спине с помощью одних ног 2х25м.
Занятие № 131-160
На суше:
1 . Выполнить разогревающие упражнения: махи руками, наклоны, приседания (по 10-15 раз).
2. Упражнения для согласования движения рук кролем с дыханием.
3. Упражнения для согласования движений при плавании кролем.
В воде:
1. Скольжение на груди и на спине с движения ног кролем (до10 раз).
2. Выдохи в воду с движением одной рукой кролем (до 20 раз каждой рукой).
3. Движения рук кролем на груди, стоя и передвигаясь по дну с дыханием.
4. Плавание кролем на груди с попытками повернуть голову и сделать вдох сначала один раз на несколько гребков, затем чаще (до 6 раз).
5. Плавание кролем на груди и на спине с задержкой дыхания на вдохе (до10 раз).
6. Проплыть кролем на спине с помощью одних ног 2х25м.
7. Проплыть кролем на груди с доской с помощью одних ног 2х25м.
8. Проплыть возможно большее расстояние кролем на спине.
9. Проплыть возможно большее расстояние любым способом.
10. Игры “Рыбы и сети”.
Домашнее задание: выполнять упражнения на согласование движений рук и дыхания, а также упражнения на согласование движений рук и ног.
Занятие № 161-208
На суше:
1 . Выполнить разогревающие упражнения: махи руками, наклоны, приседания ( по 10-15 раз).
2. Упражнения для согласования движения рук кролем с дыханием.
3. Упражнения на согласование движений рук и ног под счет “раз, два, три” и т. д. добавить поворот головы и вдох.
В воде:
1. Проплыть возможно большее расстояние любым способом.
2. Проплыть кролем на спине с задержкой дыхания (до10 раз), добиваясь непрерывных круговых движений плечами и руками.
3. Движения рук кролем на груди с дыханием на месте и в передвижении по дну (до 20 раз).
4. Плавание кролем на груди с дыханием через несколько гребков
(до 5 раз); то же на спине.
5. Проплыть кролем на спине с помощью одних ног 25м.
6. Проплыть возможно большее расстояние кролем на спине.
7. Проплыть кролем на груди с доской с помощью одних ног 25м.
8. Проплыть возможно большее расстояние кролем на груди.
9. Спад в воду из положения сидя на бортике.
10. Соскок в воду вниз ногами.
Занятие № 209 -222
Проводится текущий зачет по пройденному учебному материалу. Тренер оценивает выполнение следующих упражнений.
В воде:
1. Упражнение “поплавок”.
2. Скольжение на груди.
3. Скольжение на спине.
4. Скольжение на груди с движениями ног кролем.
5. Скольжение на спине с движениями ног кролем.
6. Проплыть кролем с доской с помощью одних ног.
7. Плавание кролем на груди.
8. Плавание кролем на спине.
Все упражнения оцениваются с учетом техники выполнения и проплываемого при этом расстояния. После занятия обязательно объяснить ребятам полученные ими оценки за выполнение каждого упражнения и вывести общий суммарный балл за весь год обучения.
4. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ.
При обучении плаванию применяются три основных группы методов —
словесные, наглядные, практические.
Используя объяснение, рассказ, давая указания, оценку действии и др., дает ученикам создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, осмыслить устранить ошибки. Краткая, образная и понятная речь педагога определяет успех применения этих методов.
Помимо решения учебных задач педагог устанавливает взаимоотношения с занимающимися, воздействуя на их чувства. Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, - помогает решению учебных и воспитательных задач, стимулирует активность, уверенность, интерес.
Учитывая специфику плавания, все необходимые объяснения, обсуждения и др. инструктор проводит на суше — до или после занятий в воде.
Когда группа находится в воде, инструктор отдает только лаконичные команды, распоряжения, чтобы дети не замерзли. Например, он говорит: «Сейчас выполним скольжение на груди. Руки вытянуть вперед. Принять исходное положение. Сделать вдох — «толчок» (последняя команда дается голосом или свистком). После выполнения упражнения, когда ребята встали на дно и повернулись лицом к инструктору, подводятся итоги: «Хорошо. Тело нужно держать напряженным, больше тянуться вперед. А теперь посмотрим, кто дольше проскользит. Принять исходное положение. Сделать вдох и...»
Таким образом, с помощью команд тренер как бы управляет группой и ходом обучения.
Все задания на уроке выполняются под команду; она подается коротко, в приказном тоне. Команды определяют начало и окончание движения, исходные положения при выполнении заданий, место и направление для проведения учебных заданий, темп и продолжительность их выполнения. Команды делятся на предварительные и исполнительные. С детьми младшего школьного возраста команды используются с большими ограничениями. Подсчет в плавании применяется только в начальный период обучения — для созданий необходимого темпа и ритма выполнения движений. Подсчет осуществляется голосом, хлопками, односложными указаниями: «раз-два-три, раз-два-три» и т. д. При изучении движений ногами кролем: коротким «вдох и длинным «выдох» — при освоении выдоха в воду.
Кроме команд, необходимо давать методические указания, предупреждающие возможные ошибки и оценивающие результаты выполнения упражнений в них чаще всего уточняются отдельные моменты и условия правильного выполнения упражнения. Так при выполнении скольжения на спине инструктор может указать, что упражнение получится только в том случае; если занимающиеся примут положение лежа, а не сидя.
Как известно, учебные варианты упражнений для изучения техники плавания значительно отличаются от техники плавания в совершенном, мастерском исполнении. Поэтому, чтобы добиться нужных движений' при начальном обучении плаванию, инструктору приходится давать порой неточные с точки зрения высокого технического мастерства объяснения. Результат этих неверных на первый взгляд пояснений — наименьшее число ошибок и быстрое освоение учебного варианта техники плавания. Например, объясняя движения ногами и руками кролем, инструктор говорит: «Ноги и руки должны; быть прямые и напряженные, как палки». Конечно, ноги и руки невозможно, да и не нужно держать таким образом: во время плавания они, встречая сопротивление воды, будут сгибаться настолько, насколько нужно для правильного гребка. Подобная ориентировка позволяет; избежать типичной ошибки для всех начинающих — излишнего сгибания ног и рук.
К наглядным методам относятся показ упражнений и техники плавания, учебных наглядных пособий, кинофильмов, а также применение жестикуляции.
Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного восприятия при обучении детей. Сильно в выраженная склонность к подражанию, особенно у младших школьников, делает наглядность наиболее эффективной формой обучения движениям.
в целостном виде, так и с разделением движения на части (замедленным его выполнением, остановками в главных фазах). Гребок рукой в кроле, к примеру, изучается с остановкой руки в трех основных фазах гребка. Во время остановок рекомендуется 2—3 раза напрягать мышцы руки по 3—5 с. Однако выполнением техники плавания по частям увлекаться не нужно. Как только занимающиеся получили представление о способе плавания в целом, они должны как можно больше плавать. Учебные варианты техники на суше демонстрирует инструктор, в воде — занимающиеся, у которых лучше получается данное упражнение. Показ осуществляется не только до начала занятия (на суше), но и во время него.
Эффективность показа определяется положением тренера по отношению к группе:
1) Тренер должен видеть каждого занимающегося, чтобы исправить его ошибки;
2) Занимающиеся должны видеть показ упражнения в плоскости, отражающей его форму, характер и амплитуду.
Зеркальный показ применяется только при изучении простых общеразвивающих упражнений. Негативный показ («как не надо делать») возможен только при том условии, если у занимающихся не создается впечатления, что их передразнивают.
Практические методы. При обучении плаванию все упражнения сначала разучиваются по частям, а затем воспроизводятся в целостном виде. Таким образом, изучение техники плавания идет по целостно-раздельному пути, который предусматривает многократное выполнение отдельных элементов техники, направленное на овладение cпoсобом плавания в целом.
Разучивание по частям облегчает освоение техник плавания, позволяет избежать излишних ошибок, что сокращает сроки обучения и повышает его качество разучивание в целом применяется на завершающе: этапе освоения техники плавания. Подчеркнем, что совершенствование техники плавания проводится только путем целостного выполнения плавательных движений
Соревновательный и игровой методы широко применяются в начальном обучении плаванию. Оба метода привносят на занятия оживление, радость, эмоции. Прежде чем упражнение будет включено в игру или соревнование, его обязательно следует выполнить всей группой. Элемент соревнования мобилизует силы и возможности, способствует проявлению воли, настойчивости, инициативы, повышает динамизм занятий.
Метод непосредственной помощи применяется в том случае, если после объяснения и показа задания новичок все же не может его выполнить. Инструктор берет руки (ноги) занимающегося в свои руки и помогает ему, несколько раз правильно воспроизвести движение.
- ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Во избежание травм и несчастных случаев на воде необходимо:
—допускать к занятиям по плаванию только с разрешения врача;
— тщательно следить за состоянием места для проведения занятий;
— категорически запрещать заплывать за границу зоны купания;
— на уроках плавания соблюдать строжайшую дисциплину. Вхождение в воду и выход из воды производить только по команде тренера;
— до и после занятий проводить перекличку. Только тренер может допустить к занятиям опоздавшего, а также разрешить выйти из воды до общего сигнала;
— во время проверки подготовленности занимающихся допускать в воду одновременно не более двух человек;
— занятия с неумеющими плавать проводить на мелком месте. Все упражнения, а также первые попытки плавать должны выполняться в сторону берега или мелкого места;
— на первых занятиях (для обеспечения безопасности) распределять занимающихся по парам;
— разрешать не более чем двум занимающимся одновременно (под непосредственным наблюдением тренера) плавать на глубоком месте;
— к изучению прыжков в воду допускать только умеющих хорошо плавать;
— место для плавания, оборудование и инвентарь проверять ежедневно до начала занятий, неисправности немедленно устранять;
— всем педагогам, проводящим занятия, уметь плавать и знать приемы спасения тонущего;
6. МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ
Основными задачами медицинского контроля является:
- Выявление противопоказаний к занятиям
- Определение функционального состояния для назначения соответствующей нагрузки
- Контроль за состоянием ребенка
Первые две задачи решаются перед началом курса оздоровления, третья в процессе занятий. Результаты обрабатываются, дается сравнительный анализ.
Воспитательная работа.
Спорт обладает широкими воспитательными возможностями. Главная задача в занятиях со спортсменами – развитие у детей и молодежи гражданственности, патриотизма, воспитание высокоморальных качеств, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия.
Воспитательная работа с юными пловцами направлена на воспитание гармонично развитого человека, активной, целеустремленной сознательной личности, обладающей духовным богатством и физическим совершенством.
Школьники младшего возраста в эмоциональном отношении доверчивы и оптимистичны. Они относительно спокойно воспринимают педагогическое воздействие. Мышление их образно и конкретно. Они легко входят в новый спортивный коллектив, подражают товарищам, которых ставят им в пример.
От тренера требуется умение правильно моделировать мотивационную структуру личности юного спортсмена, формировать у него устремленность, постоянную «заряженность» на достижение конкретной цели.
С воспитательной точки зрения важно, чтобы динамика мотивов деятельности юных спортсменов имела выраженную тенденцию: от случайных и мимолетных мотивов – к устойчивым, от неосознанных мотивов – к осознанным, от личных мотивов – к общественным и тд.
В СДЮСШОР приходят разные по характеру, привычкам, интересам, культуре поведения и воспитанию дети. Тренеру необходимо терпеливо учить их науке коллективной жизни, соблюдению правил и традиции, уважению к каждому члену группы. Воспитывать честность, справедливость, верность данному слову, готовность защищать слабых, помогать товарищам, способность защищать коллективные интересы: группы, школы, города, России.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ведущая идея программы – через массовое обучение детей плаванию привлечь их к систематическим занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни, а также помочь каждому ребенку найти свой индивидуальный путь к самосовершенствованию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белиц-Гейман С.В. Мы учимся плавать / М: Просвещение 1987
2. Булгакова Н.Ж. Плавание / М: Физкультура и спорт 1984
3. Васильев В.С. Обучение детей плаванию / М: Физкультура и спорт 1989
4. Кислов А.А. , Панаева В.Г. Нептун собирает друзей / М: Просвещение 1974
5. Макаренко Л.П. Плавание / М: Физкультура и спорт 1979
6. Осокина Т.И. Как научить детей плавать / М: Просвещение 1985
7. Осокина Т.И, Тимофеева Е.А. Обучение плаванию в детском саду / М: Просвещение 1991
8. Плавание Сборник / М: Физкультура и спорт 1988
9. «Программа обучения детей плаванию в детском саду», издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Санкт-Петербург, 2003год
10.Фирсов З. П. Плавание для всех / М: Физкультура и спорт 1983
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой».
Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском сад...
Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой».
Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском сад...
Образовательная программа танцевального кружка в детском саду.
Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного дух...
Рабочая программа подготовительной группы в детском саду общеразвивающего вида
Рабочая программа подготовительной группы....
Адаптированная программа "Обучение детей плаванию в детском саду"
Автор Наталья Киселевас сайта doshkolnik.ru...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «БУРЯТСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ДЕТСКОГО САДА».
РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ХОРИНСКИЙ РАЙОН»«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Хоринский детский сад «Ромашка»671410, Р...
Рабочая программа "Программа коррекционно-развивающей работы детского сада детского сада для детей с ОНР, ФФН"
Рабочая программа "Программа коррекционно-развивающей работы детского сада детского сада для детей с ОНР, ФФН"...