Программа "Азбука юного эколога"
материал по теме

Казначеева Наталья Ивановна

Дополнительная образовательная программа "Азбука юного эколога"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

дополнительного образования детей муниципального образования Плавский район

«Детский экологический центр г. Плавска».

        Программа обновлена и рассмотрена                            «Утверждаю»                                                на заседании Педагогического совета                          Приказ № 25 от 03 сентября 2012г.

Протокол №1 от 31 августа 2012 г.                                Директор МБОУ ДОД МО

                                                                                               Плавский район «ДЭЦ»                                                                                                                                                                                                                                                                                        

        ________     Н.И.Казначеева

Дополнительная образовательная программа

«Азбука юного эколога»

Рекомендована для детей  6 – 10 лет

Направленность: эколого-биологическая

Уровень образования: начальное  общее образование

Срок реализации: 1 год

                                  Автор – составитель:

Педагог дополнительного образования

                                                                           Казначеева Наталья Ивановна

 Плавск, 2012

         

Пояснительная записка

           Дополнительная образовательная программа «Азбука юного эколога» расширяет знания детей по экологическому образованию, осуществляя преемственность основного и дополнительного образования. Данная программа, построенная на принципе развивающего обучения, содержит дополнительный материал, формирующий сферы духовного и физического развития ребенка, стимулирующий познавательную активность детей, развивающий их творческие способности.

          Учитывая местные особенности, а также индивидуальные способности и   интересы детей, раздел программы «Практические работы весной» сокращается до 8 часов и вводится 14 часов регионального компонента «Экология Плавского района».

           На занятиях расширяются представления учащихся об особенностях природы и животного мира родного им уголка, воспитывается интерес и любовь к своей малой родине.  

       Этот раздел по изучению регионального компонента о природе и экологии Плавского района включён в тематический план в связи с изданием на базе РМК учебно-методического сборника, составленного и апробированного педагогами дополнительного образования.

 

         Цель: воспитание гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Задачи:

-    расширять знания детей по экологии,

  • развивать познавательный интерес и творческие способности детей,
  • вырабатывать необходимые навыки поведения в природе,
  • видеть взаимосвязь всех компонентов природы,

расширять представления о единстве окружающего мира.

 Основания для разработки программы:

  1. Закон «Об образовании РФ»
  2. Конвенция о правах ребенка
  3. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (от 10.03.2009 г.)
  4. Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для учреждений дополнительного образования (от 3.04.2003 г.)
  5. Приказ Министерства образования РФ № 1276 от 3.05.2000 г.
  6. Устав МБОУ ДОД МО Плавский район «ДЭЦ»

 

Уровень: начальное общее образование (7 - 10 лет).

Направленность: эколого-биологическая.

Срок реализации программы: 1 год

Учебная нагрузка:   144 часа (2 раза в неделю по 2 часа)

Учебно-методический комплекс

    Занятия объединения проходят в учебной комнате, на природе,  музее, библиотеке, фильмотеке.

     Осуществлять реализацию программы помогают следующие учебно-методические пособия:

  • гербарии различных растений;
  • муляжи овощей и фруктов;
  • коллекция полезных ископаемых;
  • учебные таблицы по природопользованию;
  • географические карты;
  • справочники;
  • картины с изображением животных и птиц;
  • диафильмы, видеофильмы;
  • занимательный материал (кроссворды, загадки, ребусы, игры и др.);
  • природный материал (листья, семена, шишки, желуди, соломка, цветы и др.).

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

  • участие в областных и районных выставках, конкурсах;
  • оформление экологической газеты;
  • изготовление поделок, коллекций;
  • участие в экскурсиях, походах;
  • тематические викторины, игры;
  • обобщение наблюдений;
  • проведение праздников и массовых мероприятий.

Формы контроля:

  • контрольно-проверочные задания;
  • наблюдения;
  • игры;
  • викторины;
  • конкурсы.

Знания, умения, навыки, которые приобретут обучающиеся:

     методы изучения природы, как среды обитания;

-    признаки живой и неживой природы;

  • многообразие живой природы,
  • основные законы природы;

-    сезонные изменения в природе;

  • правила поведения в природе;
  • состав и свойства местных почв;

-    садовые и огородные растения и их значение;

-    охраняемые растения и животных Тульской области;

  • природные богатства родного края;
  • понятие «экология» и необходимость её изучения;

-    простейшие приемы ухода за растениями.

Обучающиеся должны уметь:

-     вести наблюдение за сезонными изменениями в природе;

  • ухаживать за комнатными растениями;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • охранять растения и животных;
  • применять садовые и огородные растения и их плоды в лечебных целях;
  • различать семена различных растений, уметь их выращивать;
  • обрабатывать почву, сеять семена, выращивать рассаду;
  • владеть методами изучения воды. Воздуха, почвы;
  • обращаться с сельскохозяйственным инвентарём;
  • вести борьбу с вредителями сада, огорода;
  • размножать растения вегетативным способом;
  • соблюдать правила техники безопасности.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                                                         

№ п/п 

                 Наименование тем 

    Всего

     часов 

        в том числе 

теоретичес-

      кая

практических 

I 

Введение «Наш дом - природа» 

2

1

1

2 

Живая и неживая природа 

2

1

1

3 

Неживая природа 

12

10

2

4 

Живая природа 

16

11

5

5 

Царство растений 

24

15

9

6 

Зима в природе 

16

11

5

7 

Край наш Тульский 

16

9

7

8

Экология, охрана окружающей среды 

6

4

2

9 

Человек - часть живой природы 

8

6

2

10 

«Весна пришла, весне дорогу!» 

20

11

9

11 

Практические работы весной

8

-

8

12

Природа и экология Плавского района                                                        

14

12

2

                             ИТОГО: 

144

91

53

                                         

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Введение         

1. «Наш дом – природа» 

Практическая работа:  Экскурсия в природу.

2.  Живая и неживая природа

2. Признаки живой и неживой природы.

Практическая работа:  Экскурсия в природу.

3.  Неживая природа

 3. Почва - кладовая чудес. «Живая земля». Обитатели почвы.

 4. Воздух вокруг нас. Значение воздуха.

Практическая работа «Как увидеть и услышать воздух».

5. Чистота окружающего воздуха - залог нашего здоровья. Как сохранить чистый воз-

дух.

6. Вода в природе. Где живёт волшебница-водица?

7. Основные свойства воды. Использование воды человеком.

8. Щедрое Солнце - источник света и тепла. Легенды и сказки о Солнце. Роль солнца в     жизни человека.

4.   Живая природа

  1. Разнообразие видов растений в природе. Значение растений в жизни человека.                                                  Практическая работа: Экскурсия в природу.
  2. Внешнее строение растений. Части растения.  

    Практическая работа: «Изучение строения травянистых растений»

  1. Знакомство с насекомыми. Разнообразие видов (муравьи, жуки, стрекозы, пчёлы). Сказочное превращение насекомых. Связь насекомых с растениями.
  2. Труд людей осенью. Осенние работы на участке. Осенние изменения в природе.

      Практическая работа: Экскурсия в природу №Тихое природы увядание»

    13. Природа в опасности. Правила поведения в природе.

     Практическая работа: «Составление природоохранных знаков».

       14. Красная книга. Охраняемые растения и животные Тульской области.

 15.  Понятие о сообществе. Взаимоотношения живых организмов друг с другом на      примере лесного сообщества. Пищевые цепи.

    Практическая работа: «Составление простейших пищевых цепей» 

 16.  Итоговое занятие: связь живой и неживой природы.

 5.  Царство растений   

 17.  Хлеб всему голова. Значение злаковых растений в жизни человека. Питательные и целебные свойства. Зелёная родословная.  

Практическая работа: «Узнай по колосу» (распознавание злаковых культур по   колосу).

18.  Картофель - наш второй хлеб. История возделывания картофеля. Питательные и целебные качества клубней. Значение картофеля в жизни человека. Лабораторная работа «Определение крахмала в клубне картофеля».

19.  Овощи на грядках. Разнообразие форм и красок овощей. Роль овощей в жизни человека. Качество овощной продукции и ее роль в деле сохранения здоровья человека. Конкурс рисунков, поделок «Такие разные овощи».

20. Дары сада. Плод и ягода в саду - всем болезням на беду. Значение плодовых растений. Лабораторная работа «Знакомство с плодами и ягодами сада».

21.  Враги и друзья огорода, поля и сада. Кто отнимает урожай. Пернатые помощники. Растения защищают растения. Лабораторно-практическая работа «Изучение коллекции насекомых-вредителей сельского хозяйства».

22.  Путешествие плодов и семян. Как и кем распространяются семена. Крылатые семена. Лабораторно-практическая работа «Изготовление коллекции семян».

23.  Значение комнатных растений в жизни человека. Знакомство с разнообразием комнатных растений. Игра «Магазин».

24.  Размножение комнатных растений. Практическая работа: размножение комнатных растений.

25.  Уход за комнатными растениями. Болезни и вредители комнатных растений.   Практическая работ: уход за комнатными растениями.

26.  Комнатные растения - лекари. Добрые доктора и их использование.

27.  В мире целебных трав. Дикорастущие лекарственные растения Тульской области и их охрана. Правила сбора лекарственных трав. Ядовитые растения.

28.  Азбука грибника. Съедобные и ядовитые грибы. Игра «В лес по грибы». Лабора-торно-практическая работа «Изучение внешнего вида шляпочных грибов по муляжам».

6.  Зима в природе.

29. Здравствуй, гостья зима!   Признаки зимы: снегопад, метели. Снег и лед. Лабораторно-практическая работа « Твердая вода» (изучение одного из состояний воды на примере льда и снега).

30.  Растения зимой. Дремлет лес под сказку сна. Зимние портреты деревьев. Особенности зимовки растений под снегом. Значение снегового покрова для защиты растений. Практическая работа: «Распознавание деревьев по силуэтам».

31. Животный мир зимой. Зимующие птицы и звери, условия их жизни и питания. Охрана птиц и животных.

32. Подкормка   птиц   зимой.   Чем   накормить   зимующих   птиц.  

Практическая работа: «Подкормка птиц на территории экологического центра и школы».

33. Белая книга природы. Следы на снегу.

Практическая работа: Экскурсия в природу.

34. Жизнь в водоемах. Рыбы подо льдом.

35. Путешествие с домашними животными. История одомашнивания некоторых из них. Значение домашних животных для человека. Игра «Кто как кричит?», «Чей это детеныш?».

36. Обобщающее занятие «Проводы зимы».

7.  Край наш Тульский.

37. Природа нашего края. Климат Тульской области. Краткая характеристика сезонов края.

38.  Подземные богатства Тульского края, их сбережение. Практическая работа «Изучение коллегии полезных ископаемых».

39. Чудесные комочки. Значение почвы для роста и развития растений. Состав почвы. Почвы Тульской области и их охрана Практическая работа «Знакомство с коллекцией почв».

  1. Плодородие - основное свойство почвы. Образование перегноя из остатков растений и животных. Роль микроорганизмов в почвообразовательных процессах. Практическая работа: «Обнаружение гумуса в почве».
  2. Водоемы Тульской области. Экологическое состояние. Источники загрязнения водоемов. Влияние загрязнения воды на животных и человека.      

   Практическая работа: «Определение качества природных вод по физическим   особенностям: определение температуры, прозрачности, цвета, запаха воды»

  1. Растительный мир Тульской области. Лес. Лесные угодья Тульского края. Тульские засечные леса. Изменение облика лесов под влиянием хозяйственной деятельности человека.

43.  Животноводство в нашем крае. Отрасли животноводства. Предки и породы домашних животных. Просмотр видеофильма.

44.  Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с флорой и фауной Тульского края. 8. Экология. Охрана окружающей среды

45. Что изучает наука экология? Законы экологии.

46. Охраняемые природные территории Тульской области. Заповедники, заказники, зоопарки - место сохранения и приумножения редких видов растений и животных.

47. Экскурсия в Плавский краеведческий музей.

9. Человек — часть живой природы

48.  Что такое здоровье. Факторы, влияющие на здоровье человека. Практическая работа по самооценке здоровья

49. Влияние окружающей среды на здоровье человека.

50.  Правильное питание - залог здоровья. Экологически чистые овощи. Что такое нитраты. Практическая работа «Определение качества овощей по внешним признакам».

51. Охрана природы - необходимое условие охраны здоровья туляков.

10. Весна пришла - весне дорогу!

52. Первые признаки весны. Потепление, таяние снега, осадки, изменение температуры воздуха. Наблюдение за природой.

53.  Птицы весну приносят. Птичий календарь. Весеннее переселение. Возвращение пернатых. Гнездование. Игра «Где чье гнездо?».

54.  Растения весной. Весенние первоцветы. Деревья весной. Экскурсия в природу «Изучение раннецветущих растений».   

55.  Растения весной. Набухание почек на деревьях и кустарниках, распускание листьев. Лабораторно-практическая работа «Знакомство побегами сирени, тополя, липы, каштана. Особенности их строения».

56.  Волшебный мир семян. Семена - продолжатели жизни растений. Условия, необходимые для прорастания семян. Развитие растений из семян. Лабораторно-практическая работа «Проращивание семян».

57.  Знакомство с семенами зерновых культур. Практическая работа «Изготовление коллекций»

  1. Знакомство с семенами овощных культур. Практическая работа «Изготовление коллекций».
  2. Знакомство с семенами цветочно-декоративных культур. Практическая работа «Изготовление коллекций».
  3. Труд людей весной. Весенние работы в садах, парках, на улицах сел и городов. Практическая работа «Весенние работы на участке».
  4. День Земли. Из истории земледелия. Охрана Земли.

 

11. Практические работы весной   

   62. Выращивание лука на окошке. Огород на окне. Ведение наблюдения за ростом и   развитием лука.

63. Выращивание рассады настурции, душистого городка в стаканчиках. Значение выращивания рассады томатов, капусты. Условия для выращивания рассады овощей.

64. Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений. Черенкование растений, наблюдение за укоренением черенков.

65.  Пересадка и перевалка комнатных растений. Показать разницу перевалки и пересадки комнатных растений.

   12. Экология и природа Плавского района»   

66.  Географическое положение Плавского района.

   67.  Реки Плавского района.

   68.  Растительность лугов и лесов.

   69.  Животный мир и его охрана.

   70.  Птицы нашего района.

   71.  Поход «Войди в природу другом»

   72.   Заключительное занятие. 

Календарно-тематическое планирование

в объединении __________________________________________

на __________________________   учебный год

педагог дополнительного образования___________________________

п/п

Тема занятия

Количество часов

 Дата

Теоретич

   часть

Практич.

  часть

  I

Введение:

  1. «Наш дом природа»

Практическая работа:  Экскурсия в природу.

1

       

      1

 II

 III

 

IV

 

V

VI

 

VII

 

 

   VIII

IX

X

 XI

XII

Живая и неживая природа

2. Признаки живой и неживой природы.

Практическая работа:  Экскурсия в природу. Неживая природа

3. Почва - кладовая чудес. «Живая земля». Обитатели почвы.

4. Воздух вокруг нас. Значение воздуха.

Практическая работа «Как увидеть и услышать воздух».

5. Чистота окружающего воздуха - залог нашего здоровья. Как сохранить чистый воздух.

6. Вода в природе. Где живёт волшебница-вода?

7. Основные свойства воды. Использование воды человеком.

8. Щедрое Солнце - источник света и тепла. Легенды и сказки о Солнце. Роль солнца в жизни человека.

Живая природа

9. Разнообразие видов растений в природе. Значение растений в жизни человека.                                           Практическая работа: Экскурсия в природу.

10. Внешнее строение растений. Части растения. Практическая работа: «Изучение строения  травянистых растений»

11. Знакомство с насекомыми. Разнообразие видов (муравьи, жуки, стрекозы, пчёлы). Сказочное превращение насекомых. Связь насекомых с растениями.

12. Труд людей осенью. Осенние работы на участке. Осенние изменения в природе.

Практическая работа: Экскурсия в природу «Тихое природы увядание»

13. Природа в опасности. Правила поведения в природе.

 Практическая работа: «Составление природоохранных знаков».

14. Красная книга. Охраняемые растения и животные Тульской области.

 15.  Понятие о сообществе. Взаимоотношения живых организмов друг с другом на      примере лесного сообщества. Пищевые цепи.

Практическая работа: «Составление простейших пищевых цепей» 

 16.  Итоговое занятие: связь живой и неживой природы.

Царство растений   

17. Хлеб всему голова. Значение злаковых растений в жизни человека. Питательные и целебные свойства. Зеленая родословная. Практическая работа «Узнай по колосу» (распознавание злаковых культур по колосу).

18.  Картофель - наш второй хлеб. История возделывания картофеля. Питательные и целебные качества клубней. Значение картофеля в жизни человека. Практическая работа «Определение крахмала в клубне картофеля».

19.  Овощи на грядках. Разнообразие форм и красок овощей. Роль овощей в жизни человека. Качество овощной продукции и ее роль в деле сохранения здоровья человека. Конкурс рисунков, поделок «Такие разные овощи».

20. Дары сада. Плод и ягода в саду - всем болезням на беду. Значение плодовых растений. Практическая работа «Знакомство с плодами и ягодами сада».

21.  Враги и друзья огорода, поля и сада. Кто отнимает урожай. Пернатые помощники. Растения защищают растения. Практическая работа «Изучение коллекции насекомых-вредителей сельского хозяйства».

22.  Путешествие плодов и семян. Как и кем распространяются семена. Крылатые семена. Практическая работа «Изготовление коллекции семян».

  1. Значение комнатных растений в жизни человека. Знакомство с разнообразием комнатных растений.
  2. Размножение комнатных растений. Практическая работа по размножению комнатных растений.

 25.  Уход за комнатными растениями. Болезни и вредители комнатных растений. Практическая работа по уходу за комнатными растениями.

 26. Комнатные растения - лекари. Добрые доктора и их использование.

 27.  В мире целебных трав. Дикорастущие лекарственные растения Тульской области и их охрана. Правила сбора лекарственных трав. Ядовитые растения.

 28.  Азбука грибника. Съедобные и ядовитые грибы. Игра «В лес по грибы». Практическая работа «Изучение внешнего вида шляпочных грибов по муляжам».

Зима в природе.

29.  «Здравствуй, гостья-зима!» признаки зимы: снегопад, метели. Снег и лёд.

Практическая работа: «Твёрдая вода»

30. Растения зимой. Дремлет лес под сказку сна. Зимние портреты деревьев. Особенности зимовки растений под снегом. Значение снегового покрова для защиты растений. Практическая работа: «Распознавание деревьев по силуэтам».

31.  Животный мир зимой. Зимующие птицы и звери, условия их жизни и питания. Охрана птиц и животных.

32.  Подкормка   птиц   зимой.   Чем   накормить   зимующих   птиц.  

Практическая работа: «Подкормка птиц на территории экологического центра и школы».

33. Белая книга природы. Следы на снегу.

Практическая работа: Экскурсия в природу.

34. Жизнь в водоемах. Рыбы подо льдом.

35. Путешествие с домашними животными. История одомашнивания некоторых из них. Значение домашних животных для человека. Игра «Кто как кричит?», «Чей это детеныш?».

36. Обобщающее занятие «Проводы зимы».

Край наш Тульский.

37.  Природа нашего края. Климат Тульской области. Краткая характеристика сезонов края.

38.  Подземные богатства Тульского края, их сбережение. Практическая работа «Изучение коллекции полезных ископаемых».

39. Чудесные комочки. Значение почвы для роста и развития растений. Состав почвы. Почвы Тульской области и их охрана Практическая работа «Знакомство с коллекцией почв».

40.  Плодородие - основное свойство почвы. Образование перегноя из остатков растений и животных. Роль микроорганизмов в почвообразовательных процессах. Практическая работа «Обнаружение гумуса в почве».

41.  Водоемы Тульской области. Экологическое состояние. Источники загрязнения водоемов. Влияние загрязнения воды на животных и человека. Практическая работа «Определение качества природных вод по физическим особенностям: определение температуры, прозрачности, цвета, запаха воды».

42.  Растительный мир Тульской области. Лес. Лесные угодья Тульского края. Тульские засечные леса. Изменение облика лесов под влиянием хозяйственной деятельности человека.

  1. Животноводство в нашем крае. Отрасли животноводства.

Практическая работа: Предки и породы домашних животных. Просмотр видеофильма.

  1. Знакомство с флорой и фауной Тульского края.

Практическая работа: Поделки из природного материала.

Экология. Охрана окружающей среды

45. Что изучает наука экология? Законы экологии.

46. Охраняемые природные территории Тульской области.

47. Экскурсия в Плавский краеведческий музей.

Человек — часть живой природы

48.  Что такое здоровье. Факторы, влияющие на здоровье человека. Практическая работа по самооценке здоровья

49. Влияние окружающей среды на здоровье человека.

50.  Правильное питание - залог здоровья. Экологически чистые овощи. Что такое нитраты. Практическая  работа «Определение качества овощей по внешним признакам».

51. Охрана природы - необходимое условие охраны здоровья туляков.

Весна пришла - весне дорогу!

52. Первые признаки весны. Потепление, таяние снега, осадки, изменение температуры воздуха. Наблюдение за природой.

53.  Птицы весну приносят. Птичий календарь. Весеннее переселение. Возвращение пернатых. Гнездование. Игра «Где чье гнездо?».

54.  Растения весной. Весенние первоцветы. Деревья весной. Экскурсия в природу «Изучение раннецветущих растений».   

55.  Растения весной. Набухание почек на деревьях и кустарниках, распускание листьев. Практическая работа «Знакомство побегами сирени, тополя, липы, каштана. Особенности их строения».

56.  Волшебный мир семян. Семена - продолжатели жизни растений. Условия, необходимые для прорастания семян. Развитие растений из семян. Практическая работа «Проращивание семян».

57.  Знакомство с семенами зерновых культур. Практическая работа «Изготовление коллекций»

  1. Знакомство с семенами овощных культур. Практическая работа «Изготовление коллекций».
  2. Знакомство с семенами цветочно-декоративных культур. Практическая работа «Изготовление коллекций».
  3. Труд людей весной. Весенние работы в садах, парках, на улицах сел и городов. Практическая работа «Весенние работы на участке».
  4. День Земли. Из истории земледелия. Охрана Земли.

 Практические работы весной   

 62.   Выращивание лука на окошке. Огород на окне. Ведение наблюдения за ростом и развитием лука.

 63.  Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений. Черенкование растений, наблюдение за укоренением черенков.

 64.  Пересадка и перевалка комнатных растений. Показать разницу перевалки и пересадки комнатных растений.

 65.  Экскурсия в природу «Насекомые весной».   

 Экология Плавского района»   

66.  Географическое положение Плавского района.

67.  Реки Плавского района, их экология и охрана.

68.  Растительность лугов и лесов.

  1. Животный мир и его охрана.
  2. Птицы нашего района.
  3. Поход «Войди в природу другом».

72.  Заключительное занятие. 

Всего:

1

2

2

2

2

2

1

1

2

1

1

2

1

2

1  

1

1

 

1

1

1

2

1

1

2

2

1

1

1

2

1

1

2

1

2

2

1

1

1

1

2

1

2

2

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

91

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

 1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

53

Литература для педагога

1.    Аквилеева Г.П., Клепинный З.А. Наблюдения и опыт на уроках природоведения. - М.: Просвещение, 1988.

2.    Акимушкин Н.Н. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972.

3.    Верзилин Н. По следам Робинзона. - М.: Детская литература, 1986.

4.    Верзилин Путешествие с комнатными растениями. - Л.: Изд-во Детская литература, 1961.

5.    Дмитриев Ю. Хитрецы и невидимки - М.: Детская литература, 1963.

6.    Замятина Н.Г. Кухня Робинзона. - М.: Институт технологических исследований, 1994.

7.    Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. - М.: АДМОС, 1995.

8.    Небесный С.А. Юным овощеводам. - М.: Детская литература, 1988.

9.    Пивоваров В.Ф. Овощи России. - М.: Адрика, 1994.

10.  Плешаков А.А. Зеленые страницы. - М.: Просвещение, 1996.

11.  Рыжова Н.А. Воздух невидимка - М.: Линка-пресс, 1998.

12.  Рыжова Н.А. Волшебница Вода. - М.: Линка-пресс, 1997.

13.  Рыжова Н.А. Я и природа. - М.: Линка-пресс, 1996.

14.  Смирнов А.А. Домашний огород. - М.: Россельиздат, 1983.

  1. Хлопенова О.В. Природа и труд. - Тула, 1997.
  2. Учебно-методическое пособие «экология и природа Плавского района». – г. Плавска, ДЭЦ, РМК, 2003.

                        Литература для обучающихся

1.   Плешаков А.А. Зеленые страницы. - М.: Просвещение, 1996.

2.   Самые, самые. Миниэнциклопедия. -М.: Прогресс-Пангея, 1994.

3.   Надеждина Н. Каждой былинке брат. - М., 1986.

4.   Книга для чтения по охране природы. - М.: Просвещение, 1988.

5.   Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. - М.: Просвещение, 1983.

6.   Мы и наша Земля. - М.: Молодая гвардия, 1986.

7.   Надеждина Н.А. Во саду ли, в огороде. - М.: Панорама, 1991.

8.   Осипов Н. Про гречиху и пшеницу, кукурузу и горчицу. - М.: Детгиз, 1997.

9.   Хургина Н. Волшебные грядки. - М.: Север, 1997.

10. Смирнов А.Н. Рассказы о культурных растениях. - М.: Молодая гвардия, 1988.

11. Чушкова А.А. Учебная книга цветовода. - М.: Колос, 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Юный эколог-исследователь"

Пояснительная записка, планирование работы кружка....

I открытый экологический слёт юных экологов Агинского Бурятского округа

Согласно утвержденному региональному плану действий по реализацииСтратегии развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Забайкальского края на период...

Торжественное открытие I открытого слёта юных экологов Агинского Бурятского округа (с приглашением команд Забайкальского края).

Природа является первоосновой всякой красоты. Она может размягчить даже самые чёрствые сердца. Великая природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки.Вы услышали звуки музыки. Ав...

Детская организация "Юные экологи"

В  документе представлены данные о создании и работе детской организации "Юные экологи" МОУ ОШ № 48 (устав, эмблема, законы ДО)...

Кружок "Юный эколог"

Программа разработана для учащихся 5-6 классов...

Соревнование по экологии "Юный эколог"

Соревнование на знание экологии. Можно провести как классное мероприятие или общешкольное....

Тематический план секции " Юный Эколог".

" Я стремлюсь к тому, чтобы все годы детства окружающий мир, природа постоянно питали сознанме учащихся яркими образами, картинками, восприятиями, представлениями, чтобы чтение " Книги природы"...было...