Методическая разработка к уроку на тему "Трудовой договор- по праву" 11 класс
план-конспект урока по теме
Какая отрасль права регулирует отношения, связанные с трудовым договором? Что такое трудовое право? Какие общественные отношения оно регулирует? Назовите субъекты трудовых отношений? Перечислите важнейшие принципы трудового права. Что такое коллективный договор?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_k_uroku_na_temu_-_trudovoy_dogovor-_po_pravu_v_11_klasse.doc | 182 КБ |
prilozhenie_1.doc | 62.5 КБ |
prilozhenie_2.doc | 56.5 КБ |
prilozhenie_3.doc | 56 КБ |
prilozhenie_4.ppt | 582 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Благодарновская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка
к уроку на тему
«Трудовой договор»
по предмету право
для учащихся 11 класса
Составила: Журмухамбетова М.Б.
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
2010-2011 учебный год
Аннотация к уроку
Тема: «Трудовой договор». Тип урока: урок формирования знаний.
Вид урока: практикум. Используемые технологии: ИК - технологии, здоровьесберегающие. Методы: традиционный (монологический), метод пресыщенной информации, метод анализа, групповое сотрудничество, метод временных ограничений.
Приемы: проблемные вопросы. Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная. Урок разработан для учащихся 11-х классов и может быть использован для повторения при подготовке к ЕГЭ по теме «Трудовое право». Ведущей задачей урока является формирование правовой компетентности современного подростка, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение быстро находить правильное решение возникающих проблем.
Урок направлен на формирование умений учащихся, самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результатов).
В области информационно – коммуникативной деятельности предполагается обучение навыкам самостоятельного поиска нужной информации по заданной теме в источниках права, отделения основной информации от второстепенной, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), обоснования суждений, приводить доказательства. На уроке используются следующие виды деятельности: - работа с источниками права; с учебником Е. А. Певцова «Право. Основы правовой культуры» для 11 класса; - анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации; - выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности; - изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни; - решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика. В ходе урока освещаются вопросы: источники и принципы трудового права РФ, понятие трудовой договор, его обязательные и факультативные статьи, условия и порядок расторжения трудового договора, рабочее время и время отдыха. Знание основных положений Трудового договора (таких как “Содержание трудового договора”, “Условия расторжения трудового договора”, “Документы необходимые для заключения трудового договора”) позволит учащимся грамотно и внимательно отнестись к данному документу при устройстве на работу в летние каникулы и после окончания учебы. Более того предлагаемая форма проведения урока направлена на развитие мышления, выработку собственного мнения и умения отстаивать собственную жизненную позицию.
Тема: Трудовой договор.
Цель: сформировать представление учащихся о трудовом договоре и основных условиях его заключения и расторжения.
Задачи урока: 1. формирование познавательной активности и творческого мышления;
развивать умения учащихся работать с правовым документом, анализировать его, формулировать и подтверждать примерами свою точку зрения, моделировать ситуации;
2. развитие умений и навыков делать выводы, обобщать и систематизировать информацию; развитие умения работать в группе, команде;
3. воспитание правовой культуры и позитивной правовой социализации, толерантности.
Тип урока: урок формирования знаний.
Вид урока: практикум. Используемые технологии: ИК - технологии, здоровьесберегающие. Методы: традиционный (монологический), метод пресыщенной информации, метод анализа, групповое сотрудничество, метод временных ограничений.
Приемы: проблемные вопросы.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы контроля: устный, письменный.
Техническое оформление урока: раздаточный материал с заданиями (Приложение 1, 2, 3), презентация (Приложение 4), Трудовой кодекс РФ.
На столах у каждого ученика лежит пакет с раздаточным материалом.
Для реализации поставленных целей и задач используется учебно-методический комплект:
Программа: Е.А. Певцова, И.В.Козленко. Право. Основы правовой культуры. Программа курса для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М. «Русское слово», 2006г. Допущено Министерством образования РФ.
Учебник: Е.А. Певцова. Право. Основы правовой культуры. Учебник для 11 класса, 1 часть. М. «Русское слово» 2008 год.
Практикум по праву: Ю.А. Кожин. Практикум по праву для 11 класса. К учебнику Е.А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры» М. «Русское слово» 2009 год.
В. М. Сапогов. Поурочные методические разработки к учебнику Е.А. Певцова. Право. Основы правовой культуры. М. «Русское слово» 2009 год.
Ход урока. I. Организационный момент. (4мин) Создание психологической атмосферы урока, введение учащихся в деловой ритм урока.
На прошлых уроках мы знакомились с различными видами правоотношений: гражданскими, налоговыми, трудовыми. Сегодня мы продолжаем изучение трудовых правоотношений. (слайд 1) Тема урока "Трудовой договор". Вспомните, что вы уже знаете о трудовом договоре. Ребята сформулируйте вопросы по поводу того, что вы хотели бы узнать по данной теме. (Исходя из того, что они хотят узнать, учитель предлагает сформулировать цели урока). Подумайте, что вы уже знаете о трудовом договоре? Свои соображения запишите кратко в таблицу, которая есть на столе в раздаточном материале у каждого ученика. Заполните первую колонку.
Знаю | Желаю узнать | Узнал(а) |
|
|
|
Учащиеся вспоминают, что они уже знают по теме урока и делают соответствующие записи. Дальше идет обсуждение. Учитель выслушивает каждого желающего выступить ученика.
На основании этих высказываний он может представить себе уровень знаний по теме урока учеников. Учащимся предлагается сформулировать вопросы по поводу того, что они хотели бы узнать по данной теме и записать их в колонку "Желаю узнать" все той же таблицы. Обсуждение записей учащихся. Исходя из того, что они хотят узнать, учитель предлагает сформулировать цели урока. Учащиеся определяют цели урока самостоятельно. Учитель может задавать наводящие вопросы. Для чего полученные знания нужны учащимся? Где они могут быть востребованы в жизни?
II. Мотивационная беседа. Стадия вызова. Учитель: Кто из вас уже определился с выбором профессии? Пройдет время, вы выучитесь, получите определенную специальность и вам предстоит процесс трудоустройства. Поэтому я предлагаю вам познакомиться с проблемной ситуацией, связанной с трудоустройством. Приложение 1.
Итак, сегодня на уроке нам предстоит помочь девушкам разобраться в сложившейся ситуации, и выяснить какие же права Кати были нарушены ее директором.
Какие вопросы мы должны обсудить на уроке, чтобы помочь нашим героиням?
III. Актуализация опорных знаний. (6 мин) 1) Фронтальная беседа. Какая отрасль права регулирует отношения, связанные с трудовым договором? Что такое трудовое право? Какие общественные отношения оно регулирует? Назовите субъекты трудовых отношений? Перечислите важнейшие принципы трудового права. Что такое коллективный договор? Дайте определение понятий занятость и безработица. В каком нормативно - правовом акте можно почерпнуть знания о трудовом договоре? Назовите источники трудового права? (слайд 2 ) Источники трудового права: Конституция РФ (12.12.93.В ст. 37 закреплены принципы использования труда: труд свободен, безопасен, доброволен, оплачиваем, право на отдых, право на разрешение споров);
Трудовой Кодекс РФ (1.02.2002 г);
Федеральные законы («Закон о занятости»);
Указы президента РФ;
Постановления правительства РФ;
Нормативно-правовые акты субъектов РФ;
Распоряжения органов местного самоуправления;
Корпоративные (локальные) акты.
2) Индивидуальная работа по карточкам. Приложение 2. Вариант 1. 1) Выберите из списка терминов один, не связанный с понятием «прием на работу»: работник; трудовой договор; работодатель; правила; права и обязанности. (Ответ: правила) 2) Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания) и вставьте их на место пропусков. «Прием на работу оформляется ________________(1) работодателя, который издается на основании заключенного с работником ______________(2).
При заключении трудового договора работник должен представить работодателю____________(3), страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, документ об образовании, ______________(4), документы воинского учета. Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом____________(5) работника. Приказ работодателя о приеме на работу объявляется работнику под___________(6) в трехдневный срок со дня подписания трудового договора».
Список слов: а) трудовая книжка; б) паспорт; в) трудовой договор ; г) приказ (распоряжение); д) стаж; е) расписка.
Ответы: 1 - г; 2-в; 3-б; 4- а; 5- д; 6- е.
Вариант 2.
1) Выберите из списка терминов один, не связанный с понятием «занятость»: трудоустройство; пособие по безработице; дееспособность; профессиональная переподготовка; безработный.
(Ответ: дееспособность)
2) Установите соответствие между понятиями «занятость», «трудоустройство» и их существенные признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Существенные признаки Понятия
А - Возможность участвовать в оплачиваемых 1. Трудоустройство.
общественных работах с сохранением
пособия по безработице.
Б - Поиск подходящей работы, включая 2. Занятость.
необходимую переподготовку, повышение
квалификации.
В - Деятельность граждан, приносящая им
заработок и не противоречащая
законодательству.
Г - Оказание гражданину помощи в устройстве
на работу.
Д - Положительный итог обращения граждан
в орган занятости.
Ответ: А-2; Б-1; В- 2; Г- 1; Д- 2.
3) Уч-ся предлагается работа в паре: составить рассказ о сфере занятости и трудоустройства, используя слова и словосочетания:
трудоспособный возраст, безработный, центр занятости населения, вакансии, переобучение, пособие по безработице, трудоустройство, занятость.
- Изучение новой темы. (20 мин)
План.
- Понятие трудового договора.
- Заключение и расторжение трудового договора.
- Понятие трудового договора.
Учитель: Лицо, которое устраивается на работу, называется работником. А лицо, принимающее работника на работу, называется работодателем. Работник и работодатель являются сторонами трудового договора.
Наемный работник | Работодатель |
Учитель: Между работником и работодателем заключается трудовой договор.
Что такое трудовой договор? Начинаем с самого понятия трудовой договор.
Трудовой договор – юридический документ, регулирующий порядок взаимоотношений работников и работодателей.
Работа с источником. (Извлечения из ТК РФ, ст. 56) А) Какие взаимные права и обязанности между работником и работодателем, указаны в трудовом договоре. (слайд 3)
Трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить соответствующие условия труда, предусмотренные нормами трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату, а работник обязуется выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
Б) Назовите признаки трудового договора. (слайд 4) По общему правилу заключение трудового договора допускается с 16 лет.
В) Перечислите обязанности работника. Субъекты Трудового договора. (слайд 5)
- Заключение и расторжение трудового договора.
Групповая работа учащихся. Работа с источником ТК РФ, с учебником «Право. Основы правовой культуры» - § 19. Каждой группе предлагается карточка с заданиями, выполнить задания и подготовить короткое выступление (до 5 мин).
Карточка 1. Задания:
- Охарактеризуйте основные элементы содержания трудового договора.
- Сравните обязательные и дополнительные условия трудового договора, назовите их сходства и различия.
- Перечислите обязательные условия трудового договора и условия, которые могут быть предусмотрены в трудовом договоре.
Карточка 2. Задания:
1. Перечислите виды договоров в зависимости от срока, на который они заключаются.
2. Охарактеризуйте условия заключения срочных договоров.
3. Определите, в каких случаях включается в трудовой договор условие об испытательном сроке, а в каких – нет.
Карточка 3. Задания:
- Перечислите правила оформления трудового договора.
- Определите обстоятельства, с которыми нормы трудового права связывают возникновение обязанности работника приступить к работе.
- Какой документ подтверждает факт трудовой деятельности человека?
Карточка 4. Задания:
- Перечислите основания прекращения трудовых правоотношений.
- Опишите (поэтапно) порядок расторжения трудового договора по инициативе работника.
Карточка 5. Задания:
- Перечислите обстоятельства, при которых работодатель вправе расторгнуть трудовой договор без согласия работника. 2. В каких случаях работодатель ограничен в праве, расторгнуть по своей инициативе трудовой договор?
Физминутка: комплекс упражнений для глаз.
Презентация групповой работы учащихся.
Выступление группы 1: (слайд 6- 7)
Заключая трудовой договор при устройстве на работу, необходимо обратить внимание на его условия. Они составляют содержание договора. Значение Трудового договора. Условия трудового договора делятся на существенные и иные. Условия договора устанавливаются по соглашению сторон с соблюдением закона. Они называются определенными сторонами условиями трудового договора. Место работы. Трудовая функция. Время работы.
Выступление группы 2: (слайд 8)
Трудовой договор заключается в письменной форме и вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем. Но может случиться так, что работник по поручению работодателя начал работать, а письменный трудовой договор с ним не заключен. Может ли такой человек считать себя принятым на работу?
Трудовой Кодекс РФ предусматривает правило о том, что трудовой договор вступает в силу (даже если он не подписан) с момента фактического допущения к работе. После подписания трудового договора на предприятии издается приказ о приеме работника на работу, который дается работнику под подпись для ознакомления с указанными в нем условиями.
Трудовой договор может заключаться на неопределенный срок и на определенный, но не более чем на 5 лет. Если ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора по истечении его срока, а работник продолжает работать, трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.
Выступление группы 3:
Трудовой договор заключается в письменной форме. Он должен составляться в двух экземплярах. Один экземпляр трудового договора передается работнику, а другой хранится у работодателя. (слайд 9)
Основным документом, подтверждающим факт трудовой деятельности человека, является трудовая книжка. В ней фиксируется место работы, должность, а так же вносятся поощрения за особые успехи в трудовой деятельности. Дисциплинарные наказания в трудовую книжку не вносятся.
Работники обязаны представить работодателю определенный пакет документов. (Извлечения из ТК РФ, ст. 65) (слайд 10)
Документы, предъявляемы при заключении трудового договора:
Паспорт, или иной документ, удостоверяющий личность;
Трудовая книжка;
Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
Документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
Документ об образовании;
Учитывая специфику работы, предусмотрены иные дополнительные документы.
Требование работодателем остальных документов (справка из милиции, характеристика и др.) запрещается ТК РФ.
(слайд 11) Вы уже знаете, трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим возраста 16 лет. Но в каждом правиле есть свои исключения. Трудовой договор может быть заключен с работником, достигшим возраста 14 лет. Но для этого необходимо соблюсти ряд условий. Что же это за условия? Согласие одного из родителей (или лица его заменяющего), свободное от учебы время. Одним из не менее важных условий трудового договора является продолжительность рабочей недели.
Всех работников условно делят на 3 возрастные категории:
От 14 до 16 лет - не более 24 часов в неделю
От 16 до 18 лет - не более 36 часов в неделю
от 18 лет и старше - не более 40 часов в неделю.)
Выступление группы 4:
Смена места работы - это довольно серьезное событие в жизни каждого человека. Более того, потеря работы для человека может обернуться тем, что он пополнит ряды безработных. Вот почему вопрос о расторжении трудового договора законодательство регулирует довольно жестко. Трудовой договор может быть прекращен по нескольким основаниям. (ст. 77 ТК РФ)
Основания расторжения трудового договора:
По соглашению сторон трудового договора;
По инициативе работника;
По инициативе работодателя;
По обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (призыв на военную службу, признание работника нетрудоспособным).
Порядок расторжения по инициативе работника довольно прост. Он просто должен письменно уведомить администрацию предприятия о намерении расторгнуть трудовой договор за две недели до дня расторжения договора.
Выступление группы 5: (слайд 12-13)
В отличие от работника, который имеет право расторгнуть трудовой договор в любое время независимо от причин, только предупредив об этом работодателя, работодатель может это сделать в строго определенных законом случаях и с соблюдением определенного порядка.
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя:
Ликвидация организации;
Сокращение численности или штата работников;
Несоответствие работника занимаемой должности;
Неоднократное нарушение трудовой дисциплины.
(слайд 14-15) По общему правилу работодатель не может уволить работника во время болезни, а также во время пребывания его в отпуске. Прекращение трудового договора оформляется приказом, после чего делается запись в трудовой книжке. При увольнении трудовая книжка и расчет выдаются в день увольнения работника.
Обобщение учителя.
Вывод: Трудовой договор является одним из центральных институтов трудового права. Трудовые отношения между работником и работодателем регулируются на основе данного договора. Это закрепляет договорной характер трудовых правоотношений, свободу включения граждан в трудовой коллектив предприятия, учреждения, организации. В условиях перехода к рыночной экономике, когда проявляется конкуренция и безработица, роль и значение трудового договора резко возрастают, так как с его помощью осуществляется прием на работу, а работодатель стремится привлечь к трудовой деятельности наиболее квалифицированных, опытных работников. Физминутка. (Сан.Пин)
V. Закрепление. (10 мин)
Проверим, насколько вы сегодня были внимательны. 1) Работа в паре по карточкам. Приложение 3. Задачи - ситуации по вопросам трудоустройства. В результате работы у учащихся должны прозвучать следующие ответы: Ситуация 1. а) Ему необходимо настаивать на заключении трудового договора, при внесении в трудовой договор условии об испытании. б) Поступок работодателя в данном случае неправомерен, т.к. отказ в официальном оформлении работника – есть нарушение трудового законодательства. Ситуация 2. а) Поступок работодателя правомерен, т.к. устный договор не был скреплен никакими обязательствами. б) Ей необходимо было настоять на заключении трудового договора с указанием срока начала работы, удобного для сотрудника.
2) Подготовка к ЕГЭ: мини – тест. Приложение 3. Тестовые задания. Выберите один правильный вариант ответа. 1. Основанием возникновения трудовых отношений является: а) договоренность; б) заключение трудового договора. 2. Можно ли считать, что трудовые отношения возникли, если трудовой договор не заключен, а работник фактически допущен к работе? а) да; б) нет. 3. Во всех случаях может быть заключен бессрочный трудовой договор? а) да; б) нет. 4. Что может предпринять работодатель, если после заключения трудового договора работник не приступил к работе в установленный срок в течение недели без уважительных причин? а) вызвать работника для расторжения договора; б) аннулировать договор. Ответ: 1-б, 2-а, 3-б, 4-б.
3) Фронтальная беседа по вопросам:
- Что понимается под трудовым договором?
- Какие документы имеет право требовать работодатель при приеме работника на работу?
- Какие условия являются обязательными для включения в трудовой договор?
- На какой же срок может заключаться трудовой договор?
- Какие основания могут стать причиной прекращения трудовых правоотношений? - В каких случаях работодатель вправе уволить работника без его согласия?
6. Подведение итогов. (5 мин) А сейчас вспомним проблемную ситуацию, с которой мы столкнулись в начале урока. Ребята как помочь нашей героине решить ее проблему. Какие нарушения вы выявили со стороны работодателя?
Учитель: Знание трудового права поможет вам в жизни не оказаться в подобных ситуациях. Каждый человек должен уметь защищать свои нарушенные права. Учитель: Тема нашего урока значима тем, что Трудовой договор – важный правоведческий документ, навыки работы с которым понадобятся в жизни при устройстве на работу. Она необходима для дальнейшего изучения Трудового права и понадобится вам при написании контрольной работы и подготовки к ЕГЭ. Рефлексия. Учитель возвращает учащихся к таблице, которую они начали заполнять в начале урока.
Знаю | Желаю узнать | Узнал(а) |
|
|
|
Предлагает им сделать записи в третью колонку "Узнал". В нее они должны записать все то, что они нового узнали на уроке. Важно обратить внимание на следующее, получили или нет, они ответы на вопросы, которые они сформулировали при заполнении колонки "Желаю узнать". Продолжите высказывания об уроке. 1. Знания, полученные на уроке, мне необходимы … 2. Я получил полезную информацию о том, что … 3. Урок помог задуматься о … 4. Теперь я умею …
Оценки за урок. 5. Домашнее задание.
«3» - определения, задачи № 2-3, стр. 195-197 учебника Е.А.Певцова «Право. Основы правовой культуры» для 11 класса. М. «Русское слово» 2008г;
«4» - параграф № 19, задачи № 4- 5, стр. 195-197 учебника Е.А.Певцова «Право. Основы правовой культуры» для 11 класса. М. «Русское слово» 2008г;
«5» - параграф № 19, составить трудовой договор.
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Проблемная ситуация.
«Однажды на улице встретились две выпускницы школы и разговорились:
Маша: Привет, Катя!
Катя: Здравствуй, Маша, как дела?
Маша: Да нормально, я учусь в институте на юриста, а ты где? Слушай, а что ты такая грустная?
Катя: Неприятности на меня свалились одна за другой. В институт я не поступила, поэтому устроилась на работу в магазин «1000 мелочей» продавцом.
Маша: Так это же хорошо, денег заработаешь, да и при деле будешь!
Катя: Да, зарплата не плохая, но приняли меня временно, пока продавец, на чье место меня взяли, находится в отпуске по уходу за ребенком. Работала по 10 часов в день 6 дней в неделю, уставала очень. Сказала директору магазина, что не могу постольку часов работать, а он мне ответил, что план надо выполнять.
Маша: А когда ты устраивалась на работу, вы разве в трудовом договоре не обговорили продолжительность рабочей недели?
Катя: Никакого договора я с ним не заключала, но сначала он сказал, что у меня будет 8-ми часовой рабочий день. А месяц назад на работу опоздала, так мне выговор объявили с занесением в трудовую книжку. Но и это еще не все. Я вчера из больницы выписалась, аппендицит вырезали, взяла больничный лист, прихожу на работу, а на моем месте новая девушка работает. Директор сказал, что ему больные не нужны, и он меня уволил.
Маша: Так что же ты бездействуешь, надо защищать свои нарушенные права!
Катя: Да я даже не знаю, где он прав, а где виноват.
Маша: И я не знаю, но чувствую, что-то твой директор сделал незаконно».
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Вариант 1.
- Выберите из списка терминов один, не связанный с понятием «прием на работу»: работник; трудовой договор; работодатель; правила; права и обязанности.
Ответы: _________________________________________________
2) Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания) и вставьте их на место пропусков.
«Прием на работу оформляется ________________(1) работодателя, который издается на основании заключенного с работником ______________(2).
При заключении трудового договора работник должен представить работодателю____________(3), страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, документ об образовании, ______________(4), документы воинского учета. Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом____________(5) работника. Приказ работодателя о приеме на работу объявляется работнику под___________(6) в трехдневный срок со дня подписания трудового договора».
Список слов: а) трудовая книжка; б) паспорт; в) трудовой договор ; г) приказ(распоряжение); д) стаж; е) расписка.
Ответы: _________________________________________________
(Ф.И. учащегося)
Приложение 2
Вариант 2.
1) Выберите из списка терминов один, не связанный с понятием «занятость»: трудоустройство; пособие по безработице; дееспособность; профессиональная переподготовка; безработный.
Ответы: _________________________________________________
(Ф.И. учащегося)
2) Установите соответствие между понятиями «занятость», «трудоустройство» и их существенные признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Существенные признаки Понятия
А - Возможность участвовать в оплачиваемых 1. Трудоустройство.
общественных работах с сохранением
пособия по безработице.
Б - Поиск подходящей работы, включая 2. Занятость.
необходимую переподготовку, повышение
квалификации.
В - Деятельность граждан, приносящая им
заработок и не противоречащая
законодательству.
Г - Оказание гражданину помощи в устройстве
на работу.
Д - Положительный итог обращения граждан
в орган занятости.
Ответы: _________________________________________________
(Ф.И. учащегося)
Предварительный просмотр:
Приложение 3.
Карточка 1.
Инструкция к работе: прочитайте задачу, обсудите вопросы в группе, выступите с ответом.
Ситуация 1.
Гражданин Н... пришел устраиваться на работу в частную фирму слесарем. Его приняли на работу с испытательным сроком, после которого пообещали заключить с ним трудовой договор.
а) Как необходимо поступить гр. Н...?
б) Правомерен ли поступок работодателя?
Приложение 3.
Карточка 2.
Инструкция к работе: прочитайте задачу, обсудите вопросы в группе, выступите с ответом.
Ситуация 2.
Гражданка Р... захотела поменять место работы и нашла вакансию в другой фирме, где её согласились принять. Но на прежней работе ей необходимо отработать две недели. Когда по истечении двух недель она пришла, на её место приняли другого сотрудника.
а) Правомерен ли поступок работодателя?
б) Как необходимо было поступить гр. Р...?
___________________________________________________________________
Приложение 3.
Подготовка к ЕГЭ. Тестовые задания. Выберите один правильный вариант ответа. 1. Основанием возникновения трудовых отношений является: а) договоренность; б) заключение трудового договора. 2. Можно ли считать, что трудовые отношения возникли, если трудовой договор не заключен, а работник фактически допущен к работе? а) да; б) нет. 3. Во всех случаях может быть заключен бессрочный трудовой договор? а) да; б) нет. 4. Что может предпринять работодатель, если после заключения трудового договора работник не приступил к работе в установленный срок в течение недели без уважительных причин? а) вызвать работника для расторжения договора; б) аннулировать договор.
Ответ: 1- , 2- , 3- , 4- .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Трудовые отношения в документах. - Конституция Р.Ф. - Трудовой Кодекс Р.Ф. - Федеральные законы. - Указы Президента Р.Ф. - Постановления Правительства Р.Ф. - Международные документы. - Локальные нормативные акты.
1.Понятие трудового договора. Конституция РФ Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деяте- льности и профессию ст.37 Свобода труда-свобода заключения трудового договора Трудовой договор Трудовой договор - важный юридический документ. Трудовой договор – институт трудового права. Трудовой кодекс РФ статья 56. Соглашение между работником и работодателем, по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специ- альности, квалификации или должности, а работодатель обя- зуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечить условия труда
-предметом является личное выполнение трудовой функции, -подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка, -оплата труда по заранее установленным нормам, -администрация обязана организовать труд и его охрану. -двустороннее соглашение. Признаки трудового договора ТК РФ ст.173 -гражданин вправе заключить трудовой договор с 16 и 15-летнего возраста, -с 14 лет требуется согласие родителей или лиц их заменяющих. Стороны трудового договора гражданин работодатель 1.Понятие трудового договора.
Обязанности работника Юридические лица Работодатель -честно и добросовестно работать, -соблюдать дисциплину труда, -точно и своевременно исполнять распоряжения админист-рации, -повышать производительность труда, -улучшать качество продукции и др. Физические лица -коммерческие, -некоммерческие, -предприниматель Субъекты трудового договора равноправны !!! 1.Понятие трудового договора.
2.Содержание трудового договора. Значение трудового договора 1. Правовая форма реализации свободы труда 2. Основание установления трудовых отношений и их правовой основы 3.Предпосылка для применения к работнику трудового законодательства 4.Регулятор трудовых и иных отношений, входящих в предмет трудового права 5.Регулятор социально-бытовых вопросов 6.Включает работника в трудовой коллектив в качестве составной части
Содержание трудового договора Виды условий: 2.Содержание трудового договора. Совокупность всех его условий. производные непосредственные (охрана труда, дисциплинарная и материальная ответственность) (определяются соглашением сторон- о месте работы, о тру- довой функции,об оплате тру- да, о времени начала работы ) Место работы: Обычно определяется местонахождением организации или уточняется в договоре, изменение возможно лишь по обоюдному согласию
3. Виды трудовых договоров. 1.Бессрочный трудовой договор. -заключается в большинстве случаев 2.Срочный трудовой договор -заключается на срок не более 5 лет в следующих случаях: а)в силу характера работы, или условий ее выполнения, б)когда этого требуют интересы работника, в)в случаях, предусмотренных законом (работа в райо- нах Крайнего Севера и др.) 3.Трудовой договор на время определенной работы -заключается без четких временных рамок, оплата про- изводится по окончании выполнения работы
4. Порядок заключения трудового договора. Испытание при приеме на работу -устанавливается по соглашению сторон. Нельзя подвергать испытанию: -несовершеннолетних, -выпускников средних специальных и высших учебных за ведений, -при переводе на работу в другую организацию. (срок испытания - не более 6 месяцев) Если срок испытания истек, а работник продолжает рабо- ту, он считается выдержавшим испытание, Увольнение работника не выдержавшего испытание возможно лишь до окончания испытательного срока Трудовая книжка -Является основным документом при приеме на работу, -Заводится в течение 5 дней с момента приема на работу, -Заносятся сведения о выполняемой работе и поощрениях
4. Порядок заключения трудового договора. Документы необходимые при приеме на работу -удостоверение личности, -трудовая книжка, -справка о последнем занятии (для поступающих на работу впервые), -военный билет(для уволенных из рядов ВС). Дополнительно: -диплом о специальном образовании, -медицинскую справку. Трудовой договор заключается в 2 экземплярах -Прием на работу оформляется приказом, -Если работник приступил к работе, то трудовой договор считается заключенным, даже без надлежащего оформ- ления.
4. Порядок заключения трудового договора. Прием на работу производится по принципу отбора по деловым качествам Запрещается необоснованный отказ от приема на работу, в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социа- льного происхождения, имущественного положения, места, жительства, религиозных убеждений и т.д. Отказ от приема на работу может быть обжалован в суде Трудовой договор может быть заключен с 14-летнего возраста -необходимо согласие органов опеки, -в период летних каникул (устанавливается сокращенный рабочий день), С 15 лет: -заключается самостоятельно (устанавливается сокращен- ный рабочий день),
6.Прекращение трудового договора. Основания ( ст. 29 КЗоТ РФ) 1.Соглашение сторон, 2.Истечение срока договора, 3.Призыв или поступление работника на военную службу, 4.Расторжение трудового договора по инициативе органи- зации либо работника, 5.Перевод работника с его согласия на работу в другую орга- низацию, предприятие, учреждение или перевод на выбор- ную должность, 6.Отказ работника от перевода на другую работу в связи с изменением условий труда, 7.Вступление в законную силу приговора суда, которым ра- ботник лишается свободы.
6.Прекращение трудового договора. -администрация обязана выдать трудовую книжку, с запи- сью причины увольнения, -трудовая книжка выдается работнику в день его увольне- ния, -в случае задержки трудовой книжки работнику выплачива- ется средний заработок за время его вынужденного простоя Порядок расторжения трудового договора Выходное пособие -в случае увольнения в следствие нарушения трудового, кол- лективного договора или законодательства о труде админис- трацией, а так же в иных случаях предусмотренных законом выплачивается в размере не менее двухнедельного среднего заработка
6.Прекращение трудового договора. расторжение срочного трудового договора по инициативе работника -вправе расторгнуть договор в любой момент, известив адми- нистрацию не позднее, чем за 2 недели, -в течение этого срока работник вправе отозвать свое заявление -по истечении срока работник вправе прекратить работу, а ра- ботодатель - обязан выдать трудовую книжку и произвести полный расчет. расторжение договора по инициативе работника -возможно с согласия администрации, -при наличии уважительной причины (в случае отказа администрации расторгнуть трудовой договор спор решается через Комиссию по трудовым спорам).
6.Прекращение трудового договора. -ликвидация, предприятия, организации, учреждения, -сокращение штатов, -несоответствие работника занимаемой должности, -систематическое неисполнение работником своих обязаннос- тей без уважительной причины, -прогул( в т.ч. отсутствие в течение 3-х часов без уважитель- ной причины), -неявка на работу в течение более 4 месяцев подряд в силу временной нетрудоспособности (кроме беременности), -появление на работе в нетрезвом состоянии, -совершение по месту работы хищения. расторжение договора по инициативе работодателя Расторжение договора производится с согласия выборного профсоюзного органа !!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка системы уроков по теме Законы Ньютона 9 класс
Методическая разработка системы уроков по теме Законы Ньютона 9 класс с использованием дифференцированных заданий...
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"
Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...
Методическая разработка к уроку по теме "Механическое движение "7 класс
Методическая разработка для проведения итогового повторения главы "Механическое движение". К учебнику Н.С Пурышевой. 7класс...
Методическая разработка к уроку "Теперь я знаю!" в 3 классе по учебнику Spotlight (Английский в фокусе)
Технологическая карта к уроку по повторению 2 модуля по теме "Семья"...
Подготовка к ГИА.Правописание корней с чередованием. Методическая разработка фрагмента урока по русскому языку в 9 классе.
Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать правописание корней с чередованием, подготовить учащихся к выполнению задания А - 5 ГИА. ...
Методическая разработка открытого урока по английскому языку в 5 классе на тему: "Карта Великобритании"
Это урок открытия новых знаний, который был призван в рамках новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов решить следующие задачи:Обучающие: Понимать на слух запрашиваемую информацию и...