"Ладья" модифицированная программа
учебно-методический материал по теме
Программа «Шахматы детям» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. <?xml:namespace prefix = o /??>
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа и методчисекие материалы | 63.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
кружка
«Ладья»
(для детей 7-15 лет, срок реализации 2 года)
Паспорт программы.
Полное наименование программы | Программа «Шахматы детям» |
Должность | Учитель технологии |
целевые группы (количественная и качественная характеристика детей - количество, возраст, социальный статус.) | В объединении «Шахматы детям » занимается 10 детей в возрасте от 8 до 15 лет. |
Направленность | спортивное |
Срок реализации программы | 2 года |
Вид программы | Авторская |
способ освоения содержания образования |
|
Основная цель программы | Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. |
Основные задачи программы | - создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных); - формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции). - воспитывать потребность в здоровом образе жизни. |
Ожидаемые результаты | - Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. - Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре. - Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике. |
Контроль реализации программы | - текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения; - промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме - итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в форме тестирования, выполнению тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «ШАХМАТЫ - ДЕТЯМ» разработана в соответствии и на основании основных действующих нормативных и программных документов РФ в области общего образования детей, с учетом приоритетов развития системы дополнительного образования и существующего опыта реализации дополнительных образовательных программ. Данная программа модифицирует авторскую программу И.Г.Сухина «Шахматы школе», рекомендованную Министерством образования Российской Федерации и опубликованную в "Программах общеобразовательных учреждений для начальных классов (1 - 4) в двух частях. Часть вторая". - М.: Просвещение, 2002, 3-е издание, с. 370 - 392.
Программа «Шахматы детям» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.
Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
А.Алехин писал: «Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни» (1924г.)*.
Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость - это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.
Шахматы сильны еще и тем, что существуют для всех!
Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе»,( А.Алехин - 4 Чемпион Мира по шахматам «На пути к высшим шахматным достижениям», Минск, 1982г).
но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.
Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.
Шахматы - это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из одиночества, активный досуг, утоление жажды общения и самовыражения. Как говорил Хосе Рауль Капабланка: «Шахматы - нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное время препровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры...».
Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача.
Цель программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
- формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Участники программы:
Участниками программы являются дети младшего и среднего школьного возраста 7-15 лет, посещающие общеобразовательную школу. Наполняемость групп соответствует нормативным показателям и нормам СанПиН. Группы укомплектованы учащимися в количестве 10 человек, режим работы не превышает 4 часов в неделю.
Образовательный цикл 2 года, направленность программы - физкультурно-спортивная.
Наполняемость учебных групп и режим работы.
Год обучения | Возраст | Кол-во детей в группе | Количество учебных часов в неделю | Продолжительность занятия |
1 | 7-11 лет | 10 | 1 | 45 мин. |
2 | 12-15 лет | 10 | 2 | 45 мин. |
Соотношение разделов программы в годичном цикле.
Разделы программы | 1 год обучения | 2 год обучения |
Теория | 13 | 24 |
Практикум | 95 | 50 |
ВСЕГО | 108 | 72 |
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения обучающимися (домашние задания для каждого года обучения, специально подобранная шахматная литература, картотека дебютов и др.).
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.
Особенности содержания программы:
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается также рекомендательный список художественной литературы и список методической литературы для учителя.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; учатся решать шахматные задачи.
На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Учащиеся овладевают знаниями и навыками, способствующими выполнению 3-4 спортивных разрядов. Принимают участие в соревнованиях.
Результаты образовательной деятельности:
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
Педагогический контроль.
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребёнка.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
- текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;
- промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме
- итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в форме тестирования, выполнению тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний.
Нормативные требования по всем разделам программы и описание тестов представлено в методическом обеспечении программы.
Учебно-тематический план для групп 1-го год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Всего часов | |
Теория | Практика | |||
1. | Первое знакомство с Шахматным королевством. | 1 | - | 1 |
2. | Шахматная доска. | 1 | 1 | 2 |
3. | Шахматные фигуры. | 1 | 4 | 5 |
| Благородные пешки черно-белой доски. | |||
Король - самая важная, главная фигура. | ||||
Ладья. | ||||
Слон. | ||||
«Могучая фигура» Ферзь. | ||||
Конь. | ||||
4. | Сравнительная характеристика и относительная ценность фигур. | 1 | 1 | 2 |
5. | Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. | 1 | 2 | 3 |
6. | Мат - цель игры. | 1 | 3 | 4 |
7. | Техника матования одинокого короля. | 1 | 4 | 5 |
8. | Ничья. | 1 | 2 | 3 |
9. | Рокировка. | 1 | 3 | 4 |
10. | Шахматная партия. Начало шахматной партии. Правила и законы дебюта. | 1 | 2 | 3 |
11. | Короткие шахматные партии. | 1 | 3 | 4 |
12. | Занимательные страницы шахмат. | 2 | - | 2 |
|
|
|
|
|
Практика. | ||||
Дидактические игры и задания. |
| 10
| 10 | |
Решение шахматных задач. |
| 10 | 10 | |
Практическая игра. |
| 40 | 40 | |
| Итого часов: |
|
| |
| Спортивно-массовые мероприятия, соревнования, турниры. |
| 10 | 10 |
| Итого часов: | 13 | 95 | 108 |
|
|
Учебно-тематический план для групп 2-го года обучения.
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Всего | |
Теория | Практика | |||
1. | Введение. Из истории шахмат. Этика шахматной борьбы. | 1 | - | 1 |
2. | Шахматная партия. | 1 | 2 | 3 |
3. | Матование одинокого короля. | 2 | 3 | 5 |
4. | Тактика. | 2 | 2 | 4 |
5. | Шахматные комбинации. | 2 | 2 | 4 |
6. | Стратегия. | 2 | - | 2 |
7. | Эндшпиль. | 2 | 2 | 4 |
8. | Правила и законы дебюта. | 2 | 2 | 4 |
9. | Основы дебютной стратегии. | 2 | 2 | 4 |
10. | Дебютные ошибки. | 2 | 2 | 4 |
11. | Классификация дебютов | 2 | 2 | 4 |
12. | Выдающиеся шахматисты нашего времени. | 1 | - | 1 |
13. | Занимательные шахматные истории. | 1 | - | 1 |
14. | Практикум: • Упражнения, тренирующие память, внимание, воображение. |
|
2 |
2 |
13. | • Дидактические игры и задания. |
| 7 | 7 |
14. | • Решение шахматных задач и упражнений, (работа с диаграммами) |
| 7 | 7 |
15. | • Практическая игра. |
| 7 | 7 |
| Итого: | |||
| Спортивно-массовые мероприятия, соревнования, турниры. | 8 | 8 | |
| Итого: | 22 | 50 | 72 |
|
Содержание программы.
1-й год обучения:
Задачи:
1) Привитие навыков самостоятельной работы, развитие творческого мышления.
2) Развитие внимания, памяти, логического мышления и способности к концентрации внимания, развитие интеллектуальных способностей.
3) Освоение азов игры в шахматы.
Для занятий используется специальная литература, карточки с диаграммами для решения задач и упражнений, разрезная шахматная доска, демонстрационная шахматная доска и фигуры, комплекты шахмат.
Первое знакомство с Шахматным королевством.
Из истории шахмат.
Возникновение и родина шахмат.
Начальные сведения.
Шахматная доска - поле шахматных сражений:
Знакомство с основными понятиями:
Горизонтали,
Вертикали
Диагонали
Центр, фланги.
Игра «Почтальон».
Дидактические игры и задания:
"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
"Назови вертикаль". Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее. Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: "На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?" И т. п.
"Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь. (Например: "Вторая горизонталь").
"Назови диагональ". А здесь определяется диагональ. (Например: "Диагональ е1 - а5").
"Какого цвета поле?" Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.
"Кто быстрее". К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
Шахматные фигуры. Первое знакомство.
«Тронул - ходи!». Белая и черная армии.
Дидактические игры и задания:
"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
"Угадай-ка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
Начальная позиция.
Расстановка фигур перед шахматной партией.
Правило: "Ферзь любит свой цвет".
Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.
Дидактические игры и задания:
"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
ПЕШКИ
Благородные пешки черно-белой доски.
«Маленькая да удаленькая. Всю доску
прошла - фигуру нашла». Ход пешки, взятие, превращение, сила.
«Подножка» (правило взятие на проходе).
Дидактические игры и задания:
«В бой идут одни только пешки».
"Игра на уничтожение", "Атака неприятельской фигуры".
КОРОЛЬ
Самая важная, главная фигура.
Ход Короля. И Король в поле воин (взятие).
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Один в поле воин".
ЛАДЬЯ
Прямолинейная, бесхитростная.
Ход, взятие.
Дидактические игры и задания:
Одна против пешек. Лабиринт. "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Кратчайший путь".
Игра «Один в поле воин», «Перехитри часовых», "Сними часовых",
«Атака неприятельской фигуры»
СЛОН
Ход, взятие. Белопольные и чернопольные слоны.
Где сильнее: на краю, в центре, в углу?
Легкая и тяжелая фигура.
Ладья против слона.
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Один в поле воин", "Сними часовых", "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Кратчайший путь", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру".
ФЕРЗЬ
«Могучая фигура» Ферзь. Дороги Ферзя.
Ход, взятие. Где сильнее? Центр, край, угол.
Ферзь против ладьи, слона
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Сними часовых", "Один в поле воин", "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Кратчайший путь", "Захват контрольного поля".
КОНЬ
«Прыг, скок и вбок». Ход, взятие, сила.
Необычный шаг. Ходит буквой «Г» и так и сяк.
Игра конем на усеченной доске.
Центр, край, угол.
Конь против ферзя, ладьи, слона
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Сними часовых", "Один в поле воин", "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Кратчайший путь", "Захват контрольного поля"
Относительная ценность фигур.
Ценность фигур.
Сравнительная сила фигур.
Достижение материального перевеса.
Дидактические игры и задания:
"Кто сильнее". Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: "Какая фигура сильнее? На сколько?"
"Обе армии равны". Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
"Выигрыш материала". Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
"Защита". В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.
Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха.
Что такое шах. Понятие о шахе.
Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой.
Дидактические игры и задания:
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
Мат - цель игры.
Техника матования одинокого короля:
Две ладьи против короля.
Ферзь и ладья против короля.
Король и ферзь против короля.
Король и ладья против короля.
Дидактические игры и задания:
"Шах или мат". Шах или мат черному королю?
"Мат или пат". Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
"Мат в один ход". Требуется объявить мат в один ход черному королю.
"На крайнюю линию". Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
"В угол". Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.
"Ограниченный король". Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.
Решение шахматных задач и упражнений.
Ничья.
Варианты ничьей.
Пат. Отличие пата от мата. Примеры на пат.
Дидактическое задание:
"Пат или не пат".
Рокировка.
Длинная и короткая рокировка.
Правила рокировки.
Дидактическое задание:
"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
Шахматная партия.
Начало шахматной партии.
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Правила и законы дебюта.
Игра всеми фигурами из начального положения.
Короткие шахматные партии.
Занимательные страницы шахмат.
Шахматные сказки.
Практика.
Практическая игра всеми фигурами из начального положения.
Решение шахматных задач.
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение" - важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее - побить незащищенную фигуру.
"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника
«В бой идут одни только пешки». Практическая игра пешками.
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.
Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как "Лабиринт", "Перехитри часовых" и т. п., где присутствуют "заколдованные" фигуры и "заминированные" поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
Ожидаемые результаты.
К концу первого учебного года учащиеся
- знают:
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья. знакомятся с историей возникновения шахматной игры,
- название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
- правила хода и взятия каждой фигурой.
- различают: диагональ, вертикаль, горизонталь;
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
2-й год обучения:
Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; учатся решать шахматные задачи.
На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Задачи:
1) Научить детей следить за развитием событий на шахматной доске.
2) Научить оценивать позицию, ход.
3) Познакомить с шахматной нотацией.
4) Научить решать шахматные задачи в 1-2 хода.
5) Научить играть шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил.
6) Познакомить с творчеством выдающихся шахматистов.
1 . Введение. Из истории шахмат.
Этика шахматной борьбы.
Выдающиеся шахматисты нашего времени.
Алехин, Чигорин, Карпов..
Короткие шахматные партии.
Шахматная нотация.
Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация.
Запись шахматной партии. Запись позиции, начального положения.
2. Матование одинокого короля.
Мат различными фигурами. Мат в один ход. Мат в два хода.
Мат Ферзем и ладьей.
Мат 2 ладьями. Сторож и охотник. План матования.
Мат Ферзем. Вдох-выдох. План.
Мат Ладьей.
ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Дидактически, игры и задания:
"Шах или мат". Шах или мат черному королю?
"Мат или пат". Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
"Мат в один ход". Требуется объявить мат в один ход черному королю.
"На крайнюю линию". Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
"В угол". Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.
"Ограниченный король". Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.
"Объяви мат в два хода". В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
"Защитись от мата". Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
3. Тактика.
Понятие о тактике и комбинации.
4. Основные тактические приемы:
- связка и виды связок. Как освободиться от связки?
- двойной удар;
- вилка;
- вскрытое нападение: что таится за безобидной внешностью?
- вскрытый шах;
- двойной шах;
- использование слабости последней горизонтали;
- разрушение пешечного прикрытия;
- превращения пешки;
- ограничение подвижности;
- форсирующие ходы.
5 . Шахматные комбинации.
Комбинации на «завлечение».
Комбинации на «отвлечение».
Хитрая механика - «мельница».
Дидактические игры и задания:
"Объяви мат в два хода". Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.
"Сделай ничью". Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.
"Выигрыш материала". Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.
6. Стратегия.
Определение стратегии.
Принципы реализации материального преимущества.
Взаимодействие фигур
Нападение на незащищенного Короля
7. Эндшпиль.
Основные идеи эндшпиля.
Реализация преимущества.
Эндшпиль в практической партии.
Пешечный эндшпиль. (Пешечные окончания - король и пешка против короля, правило квадрата, оппозиция, цугцванг, король и пешка против короля и пешки, отдаленная проходная, пешечный прорыв).
Решение задач и этюдов.
8. Дебют.
Как начинать шахматную партию. Дебют и его задачи.
Приемы разыгрывания дебюта.
Дебютные ошибки.
Ловушки в дебюте.
Классификация дебютов.
Дидактические игры и задания:
"Мат в 1 ход", "Поставь мат в 1 ход нерокированному королю", "Поставь детский мат" Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход.
"Защита от мата" Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход.
"Выведи фигуру" Здесь определяется, какую фигуру, на какое поле лучше развить.
9. Выдающиеся шахматисты нашего времени.
Алехин, Чигорин, Карпов..
10. Занимательные шахматные истории.
Сказка о том, как на Руси в шахматы играли.
История о золотом веке шахмат.
15. Практикум.
Учебно-тренировочные занятия.
Решение шахматных задач и упражнений.
Игровая практика.
Практика матования одинокого короля (дети играют попарно).
Игровая практика с записью шахматной партии.
Дидактические задания:
"Поставь детский мат", "Мат в 1 ход", "Защитись от мата", "Выведи фигуру".
"Ограниченный король". Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.
"Поставить мат в 1 ход "повторюшке". Требуется объявить мат противнику, который слепо копирует ваши ходы.
"Мат в 2 хода". В учебных положениях белые начинают и дают мат в 2 хода.
"Выигрыш материала", "Накажи "пешкоеда". Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.
"Можно ли побить пешку?". Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.
"Захвати центр". Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
"Можно ли сделать рокировку?". Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.
"В какую сторону можно рокировать?". В этом задании определяется сторона, рокируя в которую белые не нарушают правил игры.
"Чем бить черную фигуру?". Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.
"Сдвой противнику пешки". Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки.
"Выигрыш материала". Надо провести типичный тактический прием, либо комбинацию, и остаться с лишним материалом.
"Объяви мат в два хода". В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
"Защитись от мата". Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
"Сделай ничью" Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей.
"Мат в 2 хода". Белые начинают и дают черным мат в 2 хода.
"Выигрыш фигуры". Белые проводят тактический удар и выигрывают фигуру.
"Квадрат". Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.
"Проведи пешку в ферзи". Тут требуется провести пешку в ферзи.
"Выигрыш или ничья?". Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение.
"Куда отступить королем?". Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.
"Путь к ничьей". Точной игрой надо добиться ничьей.
Ожидаемые результаты.
К концу второго года обучения учащиеся:
Знают:
- шахматную нотацию;
- абсолютную и относительную ценность фигур.
- правила игры.
Умеют:
- записывать шахматную партию;
- пользоваться шахматными часами;
- проводить комбинации;
- владеть техникой матования одинокого короля.
В ходе освоения программы ребенок получает качественные оценки: «молодец», «замечательно», «не совсем точно», «подумай, у тебя все получится», «хорошо» и т.д.
Воспитательная работа.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся является важной задачей образовательной программы «Шахматы детям». Для решения этой задачи создана система оздоровительных мероприятий, которая осуществляется на протяжении всей реализации программы:
Учебная нагрузка регулируется в соответствии с возрастом учащихся, кроме этого в занятия включены физкультминутки, подвижные игры и эстафеты;
Организация:
занятий на открытом воздухе, благоприятно влияющих на повышение общего тонуса и закаливание организма ребенка («Живые шахматы», шахматные эстафеты и др.);
мероприятий, направленных на просвещение детей и их родителей в области безопасного поведения, формирование негативного отношения к употреблению наркотиков, табака, алкоголя, пропагандируя здоровый образ жизни, с привлечением медицинских работников и представителей специальных учреждений профилактики. (Участие в акции «Молодежь выбирает жизнь» - выставка творческих работ учащихся, «Здоровье - актуально, модно, увлекательно», шахматный турнир «Играй на здоровье!» и др.);
выходов на природу, походы выходного дня в заповедник Столбы, березовую рощу в район Академгородка, в плавательный бассейн «Сибиряк» и др.;
физкультурно-спортивных мероприятий для всей семьи (семейные старты, соревнования, эстафеты, конкурсы: «Мама, папа, я - спортивная семья», «За здоровьем всей семьей», «Клуб интеллектуальных игр» и др.);
досугово-воспитательных мероприятий, направленных на раскрытие творческого потенциала воспитанников, приобретение ими социального опыта и развития коммуникативных способностей (выходы в театры, кинотеатры, выставки, музеи, экскурсии в культурно-исторические места г. Красноярска);
каникулярного и летнего отдыха детей.
Результатом системы воспитательно-оздоровительных мероприятий является устойчивость обучающихся к вирусным заболеваниям, укрепление иммунитета, незначительные пропуски занятий по болезни, формирование у школьников ценности здорового образа жизни.
Создание благоприятного психологического климата, творческой атмосферы на занятиях, дружеского отношения между детьми, взаимопонимания, наличие системы стимулов и поощрений, движение от простого к сложному повышает психо-эмоциональный настрой каждого ребенка, помогает ему быть уверенным в своих силах, уметь оценивать свои успехи.
Условия реализации программы.
Образовательная деятельность осуществляется педагогами ДООЦ №1 на базе общеобразовательной школы №36 Октябрьского района г. Красноярска.
Кадровое обеспечение:
педагог, умеющий играть в шахматы, имеющий высшее педагогическое образование, занимающийся самообразованием и способный привлечь к занятиям детей.
Информационное обеспечение:
методические пособия,
методические разработки занятий,
специальная литература по всем разделам программы для работы педагога с детьми:
1. "Шахматы", автор И.Майзелис.
2. "Путешествия по шахматной стране", И.Сухин.
3. "С шахматами через века и страны", Ежи Гижицки.
4. Периодическая печать и т.д.
Материалы для учеников:
1. Тексты с высказываниями шахматистов и других великих людей о пользе шахмат.
2. Карточки с диаграммами решения задач и упражнений.
3. Разрезная шахматная доска.
Материально-техническое обеспечение:
на 1 группу (10 человек)
- кабинет для занятий;
- шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей); - 5 шт.;
- комплекты шашек - 5 шт.;
- демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур - 1 шт.;
- шахматные часы - 5шт;
- шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий
(вырезанные из старых картонных шахматных досок или - 10 шт.;
изготовленные из цветной бумаги или картона)
- шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации - 10 шт.;
- мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Волшебный мешочек» - 1 шт.;
- цветные карандаши, - 10 шт.;
- фломастеры, - 10 шт.;
- бумага для рисования , - 10 шт.;
- краски, - 10 шт.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М.. ПОМАТУР. 2000г.
2. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. 2000 г.
3. Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества Ростов-на-Дону. Феникс. 2000
4. Уильям Гарет. Шахматы. Учитесь играть в самую популярную игру в мире. М. Терра. 1998 г.
5. Френе С. Избранные педагогические сочинения, М.. Просвещение. 1990 г.
6. В.Хенкин, Куда идет король. М.. Молодая гвардия. 1979 г.
7. Н.М. Петрушина Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 224с.
8. Шахматный словарь. М. ФиС. 1968 г.
9. Шахматы детям. Санкт-Петербург. 1994 г. по изданию Майзелис И. Шахматы. Основы теории М. Детгиз I960.
10. Шахматы. Энциклопедический словарь. М.Советская энциклопедия.. 1990 г.
11. Шахматы - школе. М. Педагогика. 1990 г.
12. В. Костров, Д.Давлетов «Шахматы» Санкт-Петербург 2001г.,
13. В.Хенкин «Шахматы для начинающих» М.: «Астрель» 2002г.,
14. О.Подгаец «Прогулки по черным и белым полям» МП «Каисса плюс» Днепропетровск 1996г.,
15. И.А.Бареев «Гроссмейстеры детского сада» Москва 1995г.
16. Юдович М. Занимательные шахматы. М. ФиС. 1966 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой
Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...
Модифицированная программа факультативного курса «ХОЗЯЮШКА» составлена на основе программы для общеобразовательной школы по технологии под редакцией Хотунова Ю.А., Симоненко В.Д. Курс рассчитан на 17 учебных занятий.
ПРОГРАММА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КУЛИНАРИИ ...
Модифицированная программа проектного часа в 8 классах «ИНФОРМАТИКА» на 2012-2013 учебный год (на основе государственной программы элективных курсов «Математические основы информатики», «Информационнные системы и модели» (автор И.Г. Семакин), госуда
Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. Сегодня общее образование при всей вариативности уч...
Модифицированная программа по развитию слухового восприятия и обучению произношению в 8-11 классах (II вид) составлена учителями слуховой работы ГБС(К)ОУШИ I-II вида г.Тихорецка М.В.Утишевой и Н.В.Ехлаковой на основе государственной программы.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКАК МОДИФИЦИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГОВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ В 8-11 КЛАССАХСПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ II ВИДА(ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ)Данная про...
Модифицированная программа по развитию слухового восприятия и обучению произношению в 8-11 классах (II вид) составлена учителями слуховой работы ГБС(К)ОУШИ I-II вида г.Тихорецка М.В.Утишевой и Н.В.Ехлаковой на основе государственной программы.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКАК МОДИФИЦИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГОВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ В 8-11 КЛАССАХСПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ II ВИДА(ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ)Данная про...
Модифицированная программа по изо 8 -- 9 классы на основе программы Т. Я. Шпикаловой.
Данные материалы содержат модифицированую программу по изобразительному искусству для 8 -- 9 классов. В ней находится пояснительная записка и календарно -- тематическое планирование. Она уже опробован...