Что такое храм, икона?
план-конспект урока по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Что такое храм, икона?»
Цели:
- познакомить уч-ся с назначением храма, иконы,
- расширять кругозор,
- познакомить с правилами поведения во время церковной службы,
- воспитывать патриотические чувства.
Ход урока.
1. Орг. момент
2. Вводная беседа.
- Прочитайте стихотворение с доски: (Слайд №3)
Любите, дети, старину
С ее былинными веками,
С ее старинными церквами,
К величью ведшие страну…
Любите, дети, старину. (С.С. Бехтеев)
- О чем нас просит автор?
- Какое свидетельство старины (памятник старины) мы можем увидеть в нашем городе? (церкви)
- Давайте поговорим о церквях, храмах.
3. Беседа «Что такое храм?»
- Посмотрите на рисунки и фото разнообразных церквей. (Слайд №4)
- Узнали среди них наши? Все они очень красивы, величественны.
Церковь, собор – называют храмом.
Храм- это особый дом, посвященный Богу. Люди приходят в него для того, чтобы молиться богу, получить помощь, защиту.
Храм отличается от обычных зданий и внешним видом. Вместо обычной крыши – золотые купола, а над ними сияют на солнце кресты .
Храм – это еще и памятник нашей культуры. Церкви нашего города были построены очень давно, более 200 лет тому назад.
Глядя на них, мы можем представить себе, как раньше строили, как жили. Храм строился и украшался трудом многих людей. Часто церкви строились довольно долго, так как не было современной техники, например, Троицкий собор строился 12 лет.
Дети читают стихи о Троицком соборе.
- В собор на Пасху выйдешь рано.
Душа молитвенно поет.
И словно в волнах океана
Наш храм, как парусник плывет.
Он светел будто на иконе,
И до него рукой подать.
Кресты вздымаются короной.
Вокруг такая благодать. (Анатолий Медведев.)
- Как жемчуг в дорогой оправе,
Земному злу наперекор
Во всем величии и славе
Вознесся Троицкий собор.
Идите в храм – еще не вечер,
Наденьте праздничный убор.
За здравие зажгите свечи
И к Богу обратите взор.
Молитесь, преклонив колени,
За мать, за сына, за отца,
И вырвется душа из тлена,
И воссияет лик Творца. (Галина Сушкова.)
4. Что мы видим в православном храме.
- Кто из вас со старшими ходили в церковь? Что вы там видели?
- Храм не похож на простой дом. Храм – дом Божий. В храме всегда тихо, красиво. Со стен на нас смотрят святые и ангелы с икон, горят свечи, лампады.
- Что же такое икона и как она появилась?
Давайте прочитаем об этом текст.(Уч-ся раздаются листы с текстом).
Чтение «цепочкой»
Как появилась первая икона?
В любом христианском храме можно увидеть священные изображения – иконы. На них изображают Иисуса Христа, Богородицу, святых людей , ангелов, события Священной истории.
В те времена, когда Иисус Христос ходил по земле и учил людей, царь по имени Авгарь тяжело заболел. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что Иисус Христос сможет исцелить его. Но из-за болезни он не мог придти к Нему. Тогда Авгарь велел художнику нарисовать и принести ему изображение Иисуса Христа. Художник пришел в храм, где Христос учил народ, и приступил к работе. Однако, как он не старался, все было напрасно. Видя его бессилие, Христос взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. На полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Этот образ стал первой иконой. Когда царь Авгарь прикоснулся к полотну, он тотчас поправился.
- Ответьте на вопросы: (Слайд №5)
- Что называется иконой?
- Как появилась первая икона?
- Почему она называется «нерукотворным образом» ?
5. Физкультминутка «Луна»
В небе плавает луна.
(Плавные покачивания влево и вправо)
В облака зашла она.
Один, два, три, четыре, пять
(Хлопки в ладоши)
Можем мы луну достать.
(Руки вверх)
Шесть, семь, восемь, девять, десять –
(Хлопки над головой)
И пониже перевесить.
(Руки вниз)
Десять, девять, восемь, семь –
(Ходьба на месте)
Чтоб луна светила всем.
(Дети тихо садятся)
6. Продолжение темы урока.
1) Продолжим нашу экскурсию в храм.
-Самое большое количество икон можно увидеть в иконостасе. (Слайд №6)
-Это не просто не стена(перегородка), на которой размещают иконы. Он незримо соединяет мир земной и Царство Небесное. За иконостасом расположен алтарь. Там стоит святой Престол. Христиане верят в то, что здесь незримо присутствует Сам Бог.
Также в алтаре стоит жертвенник. На нем находятся предметы, которые использует священник для службы. В алтарь входят священник и его помощники через специальные двери. Главные - Царские Врата.
В храме есть певчие, которые исполняют молитвенные песнопения.
2) Правила поведения в храме.
Сегодня мы узнаем правила поведения в храме во время службы. О каких вам уже говорили взрослые? (Ответы детей)
- Не разговаривать, не ходить без надобности, не мешать людям.
- Головной убор у девочек должен быть, мальчики снимают при входе.
- Не пользоваться мобильным телефоном.
- Не стоять спиной к алтарю.
Итог урока
- Как вы усвоили начальные правила поведения, мы проверим, посетив один из наших храмов на этой неделе.
-Что вы запомнили про храм? Про икону?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа «Православные храмы Ставрополья. Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Дивное».
Дом Божий… Так называют христиане храм или церковь - особый дом, посвященный Богу. Православную Церковь примет...
Что такое храм,икона?
Презентация к уроку по ОРКиСЭ....
урок музыки во 2 классе тема:О России петь - что стремиться в храм.Тема урока: Музыка в храме. Молитва
Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной...
Выставка детских творческих работ «Храмы России» с последующим оформлением работ на международный интернет-конкурс «Православные Храмы»
Список участников конкурса...
Не поставили лучшего храма, чем храм Покрова
интегрированный урок...
Конспект урока по теме "Православный храм. Внешнее и внутреннее устройство православного храма"
Конспект урока по теме "Православный храм. Внешнее и внутреннее устройство православного храма" для 8 класса...
Основные аспекты методики организации экскурсии «От храма к храму».
В основу подготовки экскурсии положены педагогические принципы: взаимосвязь обучения и воспитания, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность ...