Что такое храм, икона?
план-конспект урока по теме

Фролова Людмила Анатольевна

конспект урока по ОРКиСЭ коррекционная школа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

 Тема: «Что такое храм, икона?»

 Цели:

  • познакомить уч-ся с назначением храма, иконы,
  • расширять  кругозор,
  • познакомить с правилами поведения во время церковной  службы,
  • воспитывать патриотические чувства.

                        Ход урока.

1. Орг. момент

2. Вводная беседа.

 - Прочитайте стихотворение с доски: (Слайд №3)

                          Любите, дети, старину

                          С ее былинными веками,

                          С ее старинными церквами,

                          К величью ведшие  страну…

                           Любите, дети, старину.       (С.С. Бехтеев)

 - О чем нас просит автор?

 - Какое свидетельство старины (памятник старины) мы можем увидеть в нашем городе? (церкви)

 - Давайте поговорим о церквях, храмах.

3. Беседа «Что такое храм?»

- Посмотрите на рисунки и фото разнообразных церквей. (Слайд №4)

- Узнали среди них наши? Все они очень красивы, величественны.

   Церковь, собор – называют храмом.

   Храм-  это особый дом, посвященный Богу. Люди приходят  в него для того, чтобы молиться богу, получить помощь, защиту.

    Храм отличается от обычных зданий и внешним видом. Вместо обычной крыши – золотые купола, а над ними сияют  на солнце кресты .

    Храм – это еще и памятник нашей культуры. Церкви нашего города были построены очень давно, более 200 лет тому назад.

      Глядя на них, мы можем  представить себе, как раньше строили, как жили. Храм строился и украшался трудом многих людей. Часто церкви строились довольно долго, так как не было современной техники, например,  Троицкий собор строился  12 лет.

Дети читают стихи о Троицком соборе.

  • В собор на Пасху выйдешь рано.

Душа молитвенно поет.

И словно в волнах океана

Наш храм, как парусник плывет.

Он светел будто на иконе,

И до него рукой подать.

Кресты вздымаются короной.

Вокруг такая благодать.     (Анатолий Медведев.)

  • Как жемчуг в дорогой оправе,

Земному злу наперекор

Во всем величии и славе

Вознесся Троицкий собор.

Идите в храм – еще не вечер,

Наденьте праздничный убор.

За здравие зажгите свечи

И к Богу обратите взор.

Молитесь, преклонив колени,

За мать, за сына, за отца,

И вырвется душа из тлена,

И воссияет лик Творца.     (Галина Сушкова.)

4. Что мы видим в  православном храме.

- Кто из вас со старшими ходили в церковь? Что вы там видели?

- Храм не похож на простой дом. Храм – дом Божий. В храме всегда тихо, красиво. Со стен на нас смотрят святые и ангелы с икон, горят свечи, лампады.

- Что же такое икона и как она появилась?

Давайте прочитаем об этом текст.(Уч-ся раздаются листы с текстом).

 Чтение «цепочкой»

                         Как  появилась первая икона?

   В любом христианском храме можно увидеть священные изображения – иконы. На них изображают Иисуса Христа, Богородицу, святых людей , ангелов, события Священной истории.

     В те времена, когда Иисус Христос ходил по земле и учил людей, царь по имени  Авгарь тяжело заболел. Врачи не могли ему помочь. Царь  верил, что Иисус Христос сможет исцелить его. Но из-за болезни он не мог придти  к Нему. Тогда Авгарь велел художнику нарисовать и принести ему изображение Иисуса Христа. Художник пришел в храм, где Христос  учил народ, и приступил к работе. Однако, как он не старался, все было напрасно. Видя его бессилие, Христос взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. На полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Этот образ стал первой иконой. Когда царь Авгарь прикоснулся к полотну, он тотчас поправился.

- Ответьте на вопросы: (Слайд №5)

- Что называется иконой?

- Как появилась первая икона?

- Почему она называется «нерукотворным образом» ?

5. Физкультминутка «Луна»

 В небе плавает луна.

(Плавные покачивания влево и вправо)

В облака зашла она.

Один, два, три, четыре, пять

(Хлопки в ладоши)

Можем мы луну достать.

(Руки вверх)

Шесть, семь, восемь, девять, десять –

(Хлопки над головой)

И пониже перевесить.

(Руки вниз)

Десять, девять, восемь, семь –

(Ходьба на месте)

Чтоб луна светила всем.

(Дети тихо садятся)

6. Продолжение темы урока.

1)  Продолжим нашу экскурсию в храм.

-Самое большое количество икон можно  увидеть в иконостасе.  (Слайд №6)

-Это не просто не стена(перегородка), на которой размещают иконы. Он незримо соединяет мир земной и Царство Небесное. За иконостасом расположен алтарь. Там стоит  святой Престол.  Христиане верят в то, что здесь незримо присутствует Сам Бог.

  Также в алтаре стоит  жертвенник. На нем находятся предметы, которые использует священник для службы. В алтарь входят священник и его помощники через специальные двери. Главные -  Царские Врата.

  В храме есть певчие, которые исполняют молитвенные песнопения.

2) Правила поведения в храме.

Сегодня мы узнаем  правила поведения в храме во время службы. О каких вам уже говорили взрослые? (Ответы детей)

- Не разговаривать, не ходить без надобности, не мешать людям.

- Головной  убор у девочек должен быть, мальчики снимают при входе.

- Не пользоваться мобильным телефоном.

- Не стоять спиной к алтарю.

Итог урока

- Как вы усвоили начальные правила поведения, мы проверим, посетив один из наших храмов на этой неделе.

-Что вы запомнили про храм? Про икону?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа «Православные храмы Ставрополья. Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Дивное».

Дом  Божий…  Так  называют  христиане  храм  или церковь  -  особый  дом,  посвященный  Богу.  Православную  Церковь  примет...

Что такое храм,икона?

Презентация к уроку по ОРКиСЭ....

урок музыки во 2 классе тема:О России петь - что стремиться в храм.Тема урока: Музыка в храме. Молитва

Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной...

Конспект урока по теме "Православный храм. Внешнее и внутреннее устройство православного храма"

Конспект урока по теме "Православный храм. Внешнее и внутреннее устройство православного храма" для 8 класса...

Основные аспекты методики организации экскурсии «От храма к храму».

В основу подготовки экскурсии  положены педагогические  принципы: взаимосвязь обучения и воспитания,  последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность ...