Метапредметное содержание учебного предмета
тест на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Метапредметное содержание учебного предмета
КашаповаТансылуРамиловна,
учитель русского языка и литературы
Цель работы в рамках заданной темы «Метапредметное содержание учебного предмета» - попытаться понять, что такое метапредметное содержание урока.
При этом необходимо разобраться с определениемметапредметное содержание. Это определение представлено несколькими школами:
По Ю.В. Громыко «Метапредметное содержание образования - деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета. В качестве главных особенностей метапредметов выделяет четыре:
Первая особенность - Метапредмет выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности. Было обнаружено: в качестве таких мыследеятельностных организованностей могут быть рассмотрены знание, знак, проблема, задача, смысл, ситуация, категория и т.д. Все они имеют деятельностный, и потому универсальный – метапредметный – характер. Вокруг них могут быть выстроены учебные предметы нового типа – метапредметы.
Вторая особенность – это очень хорошее знание материала традиционных учебных предметов. Собственно это и позволяет грамотно пересобирать, переорганизовывать учебный материал вокруг деятельностных единиц содержания.
Третья особенность – это ориентация на развитие у школьников базовых способностей.
Четвертая особенность – это многообразие методических форм и приемов, позволяющих в разы интенсифицировать работу на уроке.»
По А.В.Хутарскому «Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, существует до его конкретного проявления». «Наличие фундаментального образовательного объекта».Примерыметапредметов: «Числа», «Буквы», «Культура», «Мироведение».
ФГОС «Метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов»
Что же такое метапредметное содержание образования?
Метапредметность, которая присутствует в стандартах в качестве универсального способа деятельности, пока не представлена в качестве фундаментального ядра содержания образования. Между тем, результаты исследований свидетельствуют о необходимости отражения метапредметности не только в деятельностной форме, но и в содержании отдельных учебных метапредметов и метапредметных тем.
Выясняется, что многообразие явлений познаваемого мира рано или поздно приводит познающего человека к выводу о существовании единых основ – первосмыслов, «стягивающих» все происходящее к общим основаниям.
Например, обнаруживается единство музыкальных и астрономических явлений, магическое число «семь» символизирует ноты, цвета, дни недели, события из сказок, чудеса света. Мир насыщен смысловыми символами, через которые человек познаёт мир.
Если держать в поле зрения одновременно несколько сходящихся к одним и тем же первосмыслам линий, то можно получить достаточно полную и связанную картину познаваемого. Образование человека тогда будет связано с познанием первосмыслов - узловых понятий, проблем, символов.
Первосмыслы служат источниками образования человека на протяжении всей его жизни. Их невозможно пройти, изучить в каком-либо предмете или классе. Познающий и образовывающийся человек всегда будет возвращаться к главным понятиям, к проблемам, называемым вечными.
Первосмыслы – это узловые точки метапредметного содержания образования, его структурная основа. В сферу разворачивания каждой узловой точки может входить разный объем познавательных вопросов и проблем. В процессе обучения объем этих сфер у ученика непрерывно увеличивается, растет количество осознаваемых им знаний, его личного опыта и компетентностей.
Содержание метапредмета качественно отличается от содержания обычного учебного курса тем, что смысловое поле объектов познания в нём выходит за рамки традиционных учебных дисциплин и располагается как бы на метауровне. Результат познания этих объектов не сообщается ученику в качестве готового материала для усвоения, а добывается каждым учащимся по-своему в ходе организованной эвристической деятельности.
Каким должно быть метапредметное содержание образовательных стандартов?
Каковы основные элементы метапредметного содержания образовательных стандартов с позиций человекосообразного обучения? Результаты проведённых исследований свидетельствуют о том, что метапредметное содержание образовательных стандартов должно включать в себя:
1) реальные объекты изучаемой действительности, в том числе фундаментальные образовательные объекты;
2) общекультурные знания об изучаемой действительности, в том числе фундаментальные проблемы;
3) общеучебные (метапредметные) умения, навыки, обобщённые способы деятельности;
4) ключевые (метапредметные) образовательные компетенции.
Каждый из указанных элементов метапредметного содержания будет иметь в образовательных стандартах двойное присутствие: во-первых, отдельное концентрированное выражение для каждой возрастной ступени в форме, соответствующей метапредметному содержанию стандартов; во-вторых, конкретное воплощение в каждом учебном предмете (образовательной области) в форме, тождественной его целям и содержанию.
Таким образом, выделенное явно метапредметное содержание будет проходить сквозной линией через все учебные предметы и образовательные области, получая всякий раз конкретное преломление, и объединять их в единое, целостное содержание.
Элементы метапредметного содержания призваны определять системообразующую основу общего образования, как по вертикали отдельных ступеней обучения, так и на уровне горизонтальных межпредметных связей, поэтому метапредметное содержание образования должно стать обязательным компонентом образовательного стандарта.
Изучив данный материал, иду на урок и помню, что я должна определить:
- на какой?
Уроки-путешествия, уроки решения практических задач, уроки-погружения, уроки-дебаты – по сути то, что когда-то получило определение «нестандартные уроки», было подходом, репетицией урока метапредметного.
Итак, я иду на метапредметный урок. Что я должна учитывать?
В любой деятельности человек ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы:
что я делаю? (предмет деятельности);
для чего я это делаю? (какова цель);
как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы);
какой это дает результат?
за счет чего этот результат достигнут?
Конечно, прежде всего я работаю на результат
Помню об особенностях метапредметного занятия.
Особенности метапредметного занятия:
Это интегрированное занятие.
Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.
Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.
Примеры метапредметных категорий:
Определение и понятие.Рисунок и схема.Знание и информация.Цель и задача.Роль и позиция.Модель и способ.Содержание и форма.Знание и незнание.Порядок и хаос.
Изменение и развитие.Простое и сложное.
Структурные элементы урока.
Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений.
Коммуникация.
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.
Требования к заданиям на уроке
Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер.
Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.
Требование к учителю
Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
Добиваться от учеников аргументированных ответов.
Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
Чётко и точно формулировать задание.
Способность к импровизации.
Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.
Учитель не актёр, а режиссёр!
Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому важно обеспечить ребенку общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться.
По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Литература:
Глазунова О.С. Метапредметный подход. Что это?//Учительская газета 2011. № 9 [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.ug.ru/article/64
Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000
Никитина Н. Б. Метапредметный подход в модели развивающего обучения. Новые технологии в начальной школе [Электронныцресур].-Режим доступа: http://nsportal.ru/novye-tekhnologii-v-nachalnoi-shkole/forum/metapredmetnyi-podkhod-v-modeli-razvivayushchego-obucheni
Озеркова И.А. Метапредметный подход: способы реализации. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ; под ред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: [сайт]. [2010].URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.
Прокопенко М.Л. Метапредметное содержание обучения в начальной школе. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского;подред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: [сайт]. [2010].URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.
Сафонова О.Ю. Возможности реализации метапредметного подхода на уроках информатики. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ;подред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: [сайт]. [2010].URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.
Скрипкина Ю.В. Метапреметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ; под ред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: [сайт]. [2010]. URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание учебного предмета в рабочей программе 10 класс
Сведения о программеРабочая программа по биологии составлена на основе· Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)...
Содержание учебного предмета. Природоведение «Неживая природа» 6 класс
№Содержание предметаКол-во часов1Введение.42Вода143Практическая работа «Измерение температурыводы.14Лабораторная работа «Фильтрование воды»14Воздух135Полезные ископаемые156Практическая работа «Распозн...
Содержание учебного предмета.География 9 класс
Содержание учебного предмета География9 класс №Содержание предметаКол-во часов1Политическая карта Евразии12Европа. Западная Европа63Южная Европа54Северная Европа35Восточная...
Рабочая программа по немецкому языку 2-4 класс ФГОС (Содержание учебного предмета)
Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык», составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и примерной...
Рабочая программа по немецкому языку 5-9 класс ФГОС (Содержание учебного предмета)
Рабочая программа учебного предмета «Иностранный язык» составлена на основе следующих нормативных документов:1. ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российск...
"Формирование УУД через содержание учебных предметов и внеурочную деятельность"
Выступление на методическом объединении педагогов-организаторов основ безопасности жизнедеятельности....
Содержание учебного предмета "Технология" 5-9 классы , учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и с учётом рабочей программы воспитания.
Аннотация, Содержание учебного предмета "Технология" 5-9 классы на 2023-2024 год.,...