Содержание учебного предмета в рабочей программе 10 класс
учебно-методический материал по биологии (10 класс) по теме
Сведения о программе
Рабочая программа по биологии составлена на основе
· Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования.
· образовательной программы среднего (полного) образования утвержденный приказом №101 МБОУ «Гимназия №2» от 08.08.2012 г.
· УМКПономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_uchebnogo_predmeta_biologiya_10kl.docx | 20.95 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ
№ п\п | Тема | Содержание | Количество часов | Планируемый предметный результат | Виды и формы текущего и итогового контроля |
1. | Введение в курс общей биологии | Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы. Биологические методы изучения природы. Наблюдение, эксперимент, описание и определение видов как биологические методы изучения природы. Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Живой мир и культура. Содержание понятия «культура» и противопоставление его понятию «натура». Культура и цивилизация. Творчество в истории человечества. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие с биологией и природой. Лабораторная работа 1. «Определение и морфологическое описание вида» Экскурсия:» Осенние явления в живой природе» | 12 часов | Знать, понимать:
У Уметь:
термины и понятия, которые необходимо знать
| тестирование по теме «Введение в биологию» Лабораторная работа 1: «Определение и морфологическое описание вида» Экскурсия: «Осенние явления в живой природе» |
2. | Биосферный и уровень организации жизни | Учение В.И. Вернадского о биосфере. Учение В.И. Вернадского о живом веществе. Функции живого вещества в биосфере. Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле. Физико-химическая эволюция в развитии биосферы. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Хронология развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосферы. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Механизмы устойчивости биосферы. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Особенности биосферного уровня живой материи. Мир живой биосферы в литературе. Естественное и духовное. Значимость живого мира и ценностное, гуманистическое отношение ко всему живому. Явления живой природы в древних памятниках культуры. Лабораторная работа 2.Оценка состояния условий окружающей среды | 15 часов |
Уметь:
| тестирование по теме «Биосферный уровень организации жизни» Лабораторная работа 2. «Оценка состояния условий окружающей среды» |
3. | Биогеоценотический уровень организации жизни | Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособление организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Правило экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия биогеоценозов. Влияние деятельности человека на биогеоценозы. Экологические законы природопользования. Образ леса в художественных произведениях и народном творчестве. Лес как основа формирования мировоззрения многих народов России, этического отношения к живому миру, к окружающей среде, к природному богатству страны; как источник развития культуры, видов искусства и народного творчества. Лес как достояние страны и всего народа; проблемы гибели леса, сохранение и восстановление леса как показатели культуры человека и общества. Лабораторная работа 3. «Черты приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниши, сравнение особенностей организмов разных ярусов)». | 17 часов | Знать:
Уметь:
| тестирование по теме «Биогеоценотический уровень организации жизни» Лабораторная работа 3. «Черты приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниши, сравнение особенностей организмов разных ярусов)». |
4. | Популяционно-видовой уровень организации жизни | Вид, его характеристика и структура. Критерии вида. Популяция как форма существования вида. История эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Популяция как основана единица эволюции. Факторы эволюции и результаты эволюции. Видообразование и его формы. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Человек как уникальный вид живой природы. Происхождение и эволюция человека. Человеческие рабы. Система живых организмов на Земле. Приспособленность к среде обитания. Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс. Биологическое разнообразие-современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биоразнообразия. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Особенности популяционно-видового уровня жизни. Охрана редких и исчезающих видов. Понятия «редкие», исчезающие и охраняемые виды. Проблема сохранения биологических видов на Земле в международных программах XXI в. Идеи сохранения видов в естественнонаучных и философских дискуссиях. Значение культуры личности и общества в целом в защите разнообразия видов на Земле. Лабораторная работа Изучение морфологических критериев вида на примере живых комнатных растениях или гербарии коллекциях животных. | 24 часа | Знать:
Ч. Дарвина;
Уметь:
| тестирование по теме «Популяционно – видовой уровень организации жизни» Лабораторная работа 4. «Изучение морфологичес-ких критериев вида на примере живых комнатных растениях или гербарии,коллек-циях животных». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание учебного предмета. Природоведение «Неживая природа» 6 класс
№Содержание предметаКол-во часов1Введение.42Вода143Практическая работа «Измерение температурыводы.14Лабораторная работа «Фильтрование воды»14Воздух135Полезные ископаемые156Практическая работа «Распозн...
Содержание учебного предмета.География 9 класс
Содержание учебного предмета География9 класс №Содержание предметаКол-во часов1Политическая карта Евразии12Европа. Западная Европа63Южная Европа54Северная Европа35Восточная...
Рабочая программа по немецкому языку 2-4 класс ФГОС (Содержание учебного предмета)
Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык», составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и примерной...
Рабочая программа по немецкому языку 5-9 класс ФГОС (Содержание учебного предмета)
Рабочая программа учебного предмета «Иностранный язык» составлена на основе следующих нормативных документов:1. ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российск...
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» 2017 – 2018 уч.гг (5 – 9 классы)
Каждый учитель, готовясь к новому учебному году, составляет рабочую программу. Будет ли она составлена самостоятельно, возможно, использование авторских программ, возможно, будет дополнена важным, нео...
Алгебра 7 класс ,УМК Никольский , содержание учебного предмета .
Материал по алгебре 7 класса : "Содержание учебного предмета" ...
Содержание учебного предмета "Технология" 5-9 классы , учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и с учётом рабочей программы воспитания.
Аннотация, Содержание учебного предмета "Технология" 5-9 классы на 2023-2024 год.,...