Доклад на тему: "Портфолио как средство воспитания ситуацией успеха"
статья на тему

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Портфолио – это оценка личностных, метапредметных и предметных результатов, реализуемая в рамках накопительной системы.

 

Портфолио позволяет акцентировать успехи каждого ученика, отслеживать продвижение его в учебной и внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл небольшое сообщение18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание ситуацией успеха

(слайд 1) С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. (слайд 2)

Переживание учеником ситуации успеха:

  • повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
  • стимулирует к высокой результативности труда;
  • корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
  • развивает инициативность, креативность, активность;
  • поддерживает в классе благоприятный психологический климат

Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов. С этой целью с первого класса на каждого ребенка заводится папка, название которой  «ПОРТФОЛИО». (слайд 3)

Портфолио – это оценка личностных, метапредметных и предметных результатов, реализуемая в рамках накопительной системы.

Портфолио позволяет акцентировать успехи каждого ученика, отслеживать продвижение его в учебной и внеурочной  деятельности.

(слайд 4) Рабочий Портфолио ученика:

  • является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
  • реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
  • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
  • предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Рабочий Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.

Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:

- сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);

Отраслевой центр разработки и внедрений информационных систем ОАО «РЖД» в разработанном концептуальном проекте «Электронная база данных преподавателей и одаренных школьников» определил следующие разделы Портфолио (слайд5)

  • -«Я – успешный ученик». Данный раздел включает в себя успехи учащегося по обязательным дисциплинам, по значимым для учащегося дисциплинам, результаты участия в олимпиадах, научно-практических конференциях, публикации работ.
  •  «Я – культурный человек». Данный раздел включает в себя результаты участия в творческих конкурсах, выставках, отражает работу в кружках, публикации работ.
  •  «Я – здоровый человек». Данный раздел заключает в себе информацию о наличии спортивного разряда, результатах участия в спортивных соревнованиях.
  •  «Я – человек демократического общества». В данный раздел помещена информация об участии в работе детских организаций, школьного самоуправления.
  •  «Я – гражданин России». В данный раздел помещена информация об участии в проектной деятельности

 «Я - лидер»

  •  «Я – будущий железнодорожник». В данный раздел помещена вся информация об участии в мероприятиях железнодорожной направленности, результаты участия; практика на Малой железной дороге, профессии, которые освоил, оценка практики, благодарности и т.п.

 Проект «Электронная база данных преподавателей и одаренных школьников» способствует созданию открытой образовательной среды учреждения, доступен в использовании для пользователей разного уровня подготовки, является мотивационным фактором для творческого развития одаренных школьников, а также педагогических работников.

  • учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
  • позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.

Также в практической деятельности педагогов возможно использование ПОРТФОЛИО (слайд 6) для коррекционной работы с детьми «группы риска». В этом случае ПОРТФОЛИО является солидарным, т.е. общим, совместным, и представляет собой  экспертное оценивание включающее коллективную оценку достижений ребенка субъектами профилактики, т. е. самим ребенком, его родителями и педагогами.

Предполагается, что субъекты профилактики, выстраивая процесс личностного самоопределения ребенка как цепочку последовательных достижений, включают его в познавательную, развивающую деятельность, осуществляемую в рамках школы, в деятельность по преодолению его негативных личностных проявлений, корректируя при этом его семейное воспитание.

Подводя итог, можно сказать, что составляя собственное портфолио, ученик стремиться к участию в различных мероприятиях, акциях и в современном образовательном и воспитательном процессе ПОРТФОЛИО является актуальным и важным документом учащегося, характеризующим каждого ребенка с различных сторон его деятельности в школе и отражающим его успешность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание ситуаций успеха на уроке

В презентации раскрываются слагаемые создания ситуаций успеха на уроке, определяется задача и алгоритм дествия педагога в этом  процессе с учётом индивидуальных особенностей учащихся....

Игровая технология как средство создания ситуации успеха на уроках русского языка ( VIII вид)

Слова учителя "А сейчас мы будем играть снимают напряжение и активизируют внимание, создают положительные эмоции. Успешно выполняются задания, которые обычно предлагаются на традиционном уроке если со...

Дифференцированный подход на уроках английского языка, как средство создания ситуации успеха для каждого учащегося

В последнее десятилетие роль и значение английского языка значительно повысились, поскольку английский язык является средством международной коммуникации. В связи с этим перед учителем возникает задач...

Доклад на педсовет "Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации обучающихся"

В настоящее время воспитание детей и молодёжи рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на феде...

«Искусство оригами, как средство создания ситуации успеха в процессе обучения детей с ОВЗ с ментальными нарушениями»

   Создание ситуации успеха в образовании  предполагает:- добровольность включения ребен­ка в социально значимую деятельность:- доверие ребенку в выборе средств достижен...

Доклад " Формирование социокультурных компетенций как средство воспитания патриотизма."

Формирование социокультурной компетенции неразрывно связано с основными целями образования: практической, развивающей и воспитательной. И воспитательная задача наиболее значима, поскольку от решения э...