урок ИЗО в 5 классе по ФГОС
план-конспект урока (5 класс) по теме
Урок ИЗО в 5 классе по программе Б.М.Неменского. Представляю сценарий урока и его технологическую карту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izo_fgos_5kl.doc | 257.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура каждого типа урока по ФГОС
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) .
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)
в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
с целью подготовки к контрольному уроку
с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
СХЕМА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Фамилия, имя. отчество педагога | Грозная Надежда Геннадьевна |
Наименование образовательного учреждения, район (город) | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Сандовская средняя общеобразовательная школа», пгт.Сандово |
Тема занятия | «Дымковская игрушка» |
Возраст обучающихся | 11-12 лет (5 класс) |
Тип урока | Закрепление и совершенствование умений и навыков |
Вид урока | Урок-сказка |
Форма урока | Деловая игра |
Цель урока: Образовательный аспект Воспитательный аспект Развивающий аспект | -Научиться выполнять роспись в технике мазкового письма и печаткой-тычком при росписи объемной формы(модели). -Способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народной художественной культуры. -Закрепить знания геометрического орнамента на народной дымковской игрушке. |
Планируемые результаты Предметные - базовый уровень -повышенный уровень Метапредментые результаты - познавательные - коммуникативные - регулятивные | -Умение видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств в рисунках и объемных работах. -Умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи. -Представление о народном промысле – глиняная Дымковская(Вятская) игрушка(Кировская область). -Умение эстетически подходить к любому виду деятельности. -Умение моделировать(макетировать) объемные формы тел вращения. |
Используемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР)* | Электронные музыкальные и литературные носители, компьютер – видеопроектор, полиэкран. |
Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.) | Учителю: Оригинальные образцы дымковской (и иной народной) игрушки, выполненные руками мастера промысла, модели (макеты) дымковских игрушек – работы обучающихся по мотивам дымковских мастеров, цветные иллюстрации с изображением дымковских ( и иных-в сравнении) игрушек, открытки, таблицы с элементами узоров дымковской росписи. Ученику: Рисунки, иллюстрации с изображением дымковских игрушек, опорные таблицы с элементами узоров дымковской росписи, раздаточный материал – карты-вставки «дорисуй юбку» с дополнительными карточками, глиняные игрушки или бумажные модели игрушки на каждого ребенка, печатки-тычки различной формы и размера, краски темперные и гуашевые, кисти, палитры, стаканчики-непроливайки, салфетки. |
УМК (литературный ряд) | Сборник «Народные художественные промыслы России», стихи о дымковской игрушке, сказка о Дымке, Кроссворд «Народные промыслы»- дополнительно для детей, закончивших раньше других практическую работу. |
УМК (музыкальный ряд) | -Вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов; - песня «Дымковская карусель»; - песня «Чем знаменито Дымково» (слова В.Фафанова); -бестекстовые мелодии как сопровождение слов и действий учителя и как фон –во время самостоятельной работы учащихся. |
УМК (видеоряд) | Мультимедийная презентация, тематический слайд-фильм |
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся (УУД) | |||||
познавательные | коммуникативные | регулятивные | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы действия | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Организационный этап. Подведение к цели урока. Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | ||||||
В кабинете оформлена выставка Дымковских игрушек и созданных детьми, на доске висят изображения дымковской игрушки. В кабинете звучит песня «Дымковская карусель».
С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково. Почему же назвали слободу Дымково, а игрушки Дымковские? Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково…. Рядом с этой деревней жила волшебница. На берегу, она брала глину и из этой глины лепила фигурки коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь и кавалеров и многое другое. А вылепленные игрушки она обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом их расписывала разными красками: красной, синей, зелёной, жёлтой. А узоры были разные, и точки, и кружочки, и волнистые линии и завитки. И игрушки были у неё дивно хороши. Прослышал про это народ в деревне, и захотели они посмотреть дивное волшебство, постучались, вошли, а как вошли и остановились, слово вымолвить не могут, только руками развели. Стоят, налюбоваться не могут. Расписные барыни в нарядных сарафанах, точно в пляс идут, олени с золотыми рогами стоят, расписные кони гарцуют, сказочные индюки выставили свои хвосты на показ. Стоит народ и диву даётся. А волшебница была очень добрая и подарила им на память свои расписные игрушки. Вот и стали жители этой деревни лепить весёлые, яркие, красочные игрушки и свистульки. Много их налепят за долгую зиму…. А когда поднимается в небе золотое, весеннее солнышко, убежит снег с полей, сельчане выносили свои игрушки на ярмарку и устраивали весёлый праздник Свистуньи и Свистопляса и ну свистеть, зиму провожать, весну встречать, славить. И слава о тех игрушках разлетелась по всему свету, и назвал народ эти игрушки дымковскими. Так и дошла эта красивая игрушка до наших дней, а слава о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету.
Давайте внимательно рассмотрите игрушки на нашей ярмарке. (Рассматривают, трогают руками). | Организованное самоуправление и развитие коллективного творческого общения по конкретной теме. | Осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа будущего декора на примерах фольклорных и исторических мотивов и символов. | Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме | Планирование учебного сотрудничества | Осуществляют мотивационную установку на предстоящую работу | Волевая саморегуляция |
Этап “Постановка цели и задач урока». Освоение нового материала. Задача: познакомиться с традиционными видами росписи, технологии и материалами. | ||||||
Закрепление изученного материала (мультимедийная презентация). Цели и задачи: для учителя – научить учеников особенностям дымковской игрушки, типу орнамента, цветовым характеристикам народного промысла и узорным построениям;
(Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)
- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.
Дети садятся за столы. | Знакомятся с традиционными видами росписи, материалами и технологиями Дымковского народного промысла. | Научатся выполнять эскизы и простейшие геометрические композиции, кистевые упражнения по плоскости и объемной модели (макету). Принцип: выполнил упражнение – подними над головой – покажи! | Взаимодействуют друг с другом (в парах), в подгруппах (4-6 человек), фронтально (через главных художников, в сравнении и обсуждении).
Демонстрируют геометрические элементы из опорных карточек; Демонстрируют цветные карточки из наборов; | Понимание расположения узора в ряд, в шахматном порядке, в клетках между линиями, точек между кольцами, на кольцах, по краю колец. | «Главные художники» помогают-коррекционно, исправляют , дополняют ответы и действия учащихся, контролируют правильность и полноту разработанного алгоритма узора. | Осуществляют взаимоконтроль, применяют и сохраняют учебную цель и задачу, умеют слушать и высказываться (проговаривать) по ходу обсуждения установки на урок. |
Этап «Актуализация знаний». Упражнения на закрепление изученного материала. Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося. | ||||||
Цели и задачи: для учителя – научить учащихся основным приемам кистевого письма в традициях промысла; для учащихся – выполнение упражнений на закрепление навыков кистевого пприема росписи и умение использовать в росписи дымковские элементы.
| Учатся основным приемам кистевого мазкового письма на плоскости и макете | Умение использовать в дымковской росписи традиционные мотивы и символические элементы. | Озвучивают и демонстрируют последовательность выполнения упражнений: а) с опорой на рисунки и наглядные оригинальные изделия; б) с опорой на схемы – демонстрация выполненных премов и упражнений | Построение монологических высказываний, уметь строить в коммуникации понятные для партнеров способы действия, определять что он видит и понимает, а что нет. | Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания и упражнения в парах и подгруппах, - регулятивная деятельность экспертов-«главных художников». | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, обнаруживать и исправлять отклонения от эталона, вносить коррективыи исправлять ошибки. |
Этап «Первичная проверка понимания». Игра «Найди свой узор». Задача: организация командной (групповой) игры для мотивации и закрепления художественных образов. | ||||||
Подведение этапного итога деятельности учащихся. Молодцы, ребята, вы все великолепно справились с поставленной задачей. Первой завершила верно по времени задание команда «Полосочки» и получает активатор-смайлик с тремя улыбками. Команды «Точечки» и «Кружочки» получают смайлики с двумя и одной улыбками соответственно за второе и третье места. ами.
- | Обучающиеся в подгруппах выбирают необходимые узоры, комментируют и демонстрируют выбранный вариант экспертам в подгруппах.
| Умение использовать выбранные варианты декора для конкретной формы, достраивать « в уме» фрагменты до целой композиции. | Организуют самоуправление , озвучивают и мотивационно комментируют вариант ответа. | Развивают принципы коллективного творчества и сотрудничества по конкретной теме. | Самоконтроль и саморегуляция теоретической деятельности для определения верного и оптимального решения поставленной задачи. | Принимают и сохраняют поставленную учебную задачу |
Этап «Профилактический». Физминутка. Задача: проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии, а также профилактической гимнастики для глаз. Совместное выполнение упражнения «Ель» с музыкальным и видеосопровождением, визуально-табличные упражнения. | ||||||
Этап «Первичное закрепление умений». Постановка художественной задачи. Задача: выбор орнамента и цветовые решения для росписи глиняных игрушек (бумажных макетов) в материале. | ||||||
| Выбирают орнамент и цветовые решения для росписи глиняных игрушек и бумажных макетов в материале, осуществляют анализ объектов народного художественного творчества с выделением конкретных мест для выполнения декора. | Осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, наносят предварительные эскизы и карандашные наброски будущего узора. | В парах и группах (4-6) кооперируют свои усилия по решению учебной задачи, сообщают свои действия и решения, эскизы и наброски эксперту – «главному художнику» | Строят высказывания, понятные партнеру. Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). Понимают на слух советы и ответы обучающихся и экспертов. | Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, правильности построения узора в эскизах, набросках и предварительных рисунках по форме объекта. | Принимают и сохраняют поставленную учителем цель и задачу на данном конкретном этапе, умеют обнаружить и устранить отклонения от эталона – оригинального образца Дымковской игрушки. |
Этап «Применение освоенного в практической деятельности» Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся. | ||||||
Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения; Во время самостоятельной работы учащихся учитель под музыкальный фон зачитывает тематические стихи: Почтеннейшие господа! Посмотрите вы сюда! Игрушки всякие на все манеры: Вот и барышни и кавалеры. У барынь алые щёки и губки, Нарядные платья и тёплые шубки. Красна девица в венце У неё румянец на лице Собой хороша, Стоит не дыша! Посмотрите, что за конь Ручкой только его тронь Он с тобою вместе Ускачет вёрст за двести. И с хвостом и с гривой Вот какой красивый! А вот стоит козёл На стройных ногах Вся краса у козла в рогах! Он качает головой Посмотрите я какой! Яша-дружок Дует в рожок, Сидит на спинке У красивой свинке! Индя-индя-индючок! Ты похож на сундучок, Сундучок то не простой, Красный, жёлтый, голубой! Учитель проводит коррекционно-индивидуальную работу, контролирует и направляет процесс самоуправления – деятельность экспертов – главных художников, демонстрирует у дачные и ошибочные варианты ученических работ, проговаривает способы устранения недочетов в работе. | Анализируют оригинальные произведения Мастера с целью выполнения практической задачи – росписи по форме, участвуют в обсуждении продуктивной деятельности. | Используют в практической росписи элементы и символы Дымковской народной игрушки, выполняют творческие композиции и импровизации на тему традиционного кистевого письма с использованием приемов и технологий в росписи кистевым мазком. | Эксперты в группах кооперируют усилия по решению учебной задачи, озвучивают и демонстрируют удачные результаты практической деятельности в своих «командах», комментируют их. | Рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах. | Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль хода и результата выполненных практических действий в конечном и поэтапном продуктивном творчестве : от первичного подмалевка – до полного «разживочного» кистевого письма по объемной форме. | Вносят необходимые коррективы по ходу практической деятельности, после обсуждения и согласования в подгруппах выполняют импровизации – композиции с сохранением общей учебной цели и задачи и сохранением символики цвета и элементов росписи. |
Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении» Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных художественных промыслов. Учащимся предлагается найти различие и общность в других народных промыслах игрушек: Каргопольская глиняная, Филимоновская глиняная, Семеновская деревянная расписная (матрешки), Богородская деревянная резная, Городецкая, Гжельская, Хохломская. Эксперты –главные художники обсуждают задачу на дом, выбирают свой поисковый вариант, озвучивают его и определяют ответственного за сообщение на выбранную тему на следующем уроке, ответственных за сбор текстовой и визуально-иллюстративной части сообщения ( слайды, репродукции, картинки – открытки, иллюстрации, оригинальные изделия мастеров и т.д.). | ||||||
Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов. Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне. | ||||||
Выставка работ, исполнение песни «Чем знаменито Дымково?». Цели и задачи: Обобщение темы урока, подведение итогов урока ,организация и комментирование экспресс-просмотра детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся. Учащимся предлагается алгоритм (критерии и нормы) оценивания практических работ, оригинальные изделия и репродукции для анализа и сравнения: для экспертов и обсуждения в подгруппах и парах. Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера дымковской игрушки! А вы знаете, что мы познакомились только с одним промыслом с дымковской игрушкой. Но наша страна славится и другими народными промыслами, которыми мы с вами в праве гордиться, так как они известны на весь мир, и встреча с которыми у вас ещё впереди. А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, я полностью согласен с выводами, предложениями и оценками экспертов – «главных художников» и каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен. Сегодня мы еще раз подтвердили девиз на весь учебный год : Тот, кто в жизни красивое сделал хоть раз, сделать плохо уже никогда не захочет!
СПАСИБО ВАМ ЗА ТВОРЧЕСТВО И ТРУД. | Анализ дельты «УМЕЮ – НЕ УМЕЛ», комментирование и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку | Осознанно и произвольно обосновыва-ют качество продуктивной деятельности в парах и своих группах. | Взаимодействуют с экспертом, друг с другом и с учителем во фронтальном режиме, озвучивают индивидуальные и групповые оценки. | Уметь строить в коммуникации оценочные суждения на основе предложен -ного алгоритма оценки работ и сравнительных характеристик с оригинальным «Мастерским» эталоном. | Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах и подгруппах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий, определяют аргументированно общегрупповые оценки. | Умеют находить отклонения от эталона и планируют в дальнейших практичес-ких работах корректи -ровку и недопуще-ния повторения подобных ошибок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Соседи Солнца."-урок в 5 классе по ФГОС
Поурочный план по ФГОС. География.5 класс. Учебник Баринова, Плешакова, Сонин....
Урок в 5 классе согласно ФГОС
Урок в 5 классе на тему: "Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений." Урок разработан согласно ФГОС....
Урок в 5 классе по ФГОС "Инструментальная и вокальная музыка"
Урок по музыке для 5 класса соответствует ФГОС....
Урок в 5 классе по ФГОС "Инструментальная и вокальная музыка"
Урок соответствует ФГОС...
Урок в 5 классе по ФГОС на тему "Правописание безударных гласных в корне слова"
урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...
Презентация к уроку математики 5 класс по ФГОС
Презинтация к уроку математики 5 класс по ФГОС по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей"...
урок в 6 классе по ФГОС "Дыхание животных"
Тему урока определяют учащиеся.Работа по изучению темы проводится в микрогруппах.После отчёта каждой группы, составляется сводная таблица по типам дыхания животных.Итог урока: выполнение теста.Проводи...