Программа "Солёная сказка"
рабочая программа по теме

Крупеник Людмила Васильевна

Программа расчитанна на один год обучения,для учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Солёная сказка".40.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Берёзовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат"

Директор

Берёзовской СКОШИ

________Т.Ю.Опарина

«____»________2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Солёная сказка»

Разработчик:

Крупеник

Людмила Васильевна

Воспитатель

Обсуждена и согласована

на методическом объединении

воспитателей

Протокол № ______________от

«______»_______________2013г.

п.Монетный

г.Берёзовский 2013г.

Пояснительная записка.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Среди многообразия видов творческой деятельности занимает лепка. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В лепке проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.

Лепка - одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.

Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на долгое время.

В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей - соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название - "Тестопластика".

Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода.

Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.

Тестопластика достаточно новый вид прикладного искусства:

  • способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления. чтобы получить желаемый результат;
  • стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
  • активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);

совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;

  • имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.

• развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;

        Использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной карте способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу. Занятия лепкой с точки зрения психологии получаются эмоционально- разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся.

Кроме того, занятия лепкой развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, учитывая психологические особенности детей с нарушением интеллекта.

Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка.

Фигурки, картины, панно - все можно сделать из соленого теста. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Ребята из начальной школы способны вылепить грибочек, ежика, овощи и фрукты, а ребята постарше могут составить композиции из сказок или натюрморт. Взрослые люди, попробовав эту детскую забаву, не остаются к ней равнодушными. Работы из соленого теста вызывают восхищение и желание немедленно заняться этим творчеством. Во всяком случае, приготовить поделку в качестве подарка способен каждый.

Цель данной программы - Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально - образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Задачи:

развивающие

научить лепке из солёного теста, развивая не только речь, художественные способности, но и абстрактное и логическое мышление, воображение.

  • повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
  • развивать общую умелость, мелкую моторику, а также пространственное мышление и воображение;

- формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.

  • Расширять Словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;
  • Учить ориентироваться в проблемных ситуациях.
  • Развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.

воспитательные

  • Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы,
  • воспитывать чувство взаимопомощи и коллективизма,
  • воспитывать самостоятельность в работе,

воспитывать волевые качества.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);

Объяснительно -иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

  • Метод проблемного изложения (воспитатель ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
  • частично- поисковый.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые         и коллективные формы работы.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе.

Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с пластичным материалом в технике тестопластики.

В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек, тематических композиций.

Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность

Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Программа «Солёная сказка» рассчитана на 1 год(2а класс,3б класс,4б класс) занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут

Год обучения

Количество занятий

Количество детей

В неделю

В год

в группе

1

1

34

12

Предполагаемые результаты:

Должны знать:

  • Историю возникновения лепки из солёного теста;
  • Основные приемы работы с соленым тестом.
  • Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки пластичных материалов.
  • Приемы лепки из солёного теста;
  • Правила техники безопасности;
  • Должны уметь:

- определять последовательность действий при выполнении работы

-лепить конусообразные формы

Лепить используя «защип» и «оттягивание»

Изготавливать объёмные изображения людей и животных, предавая их простейшие движения

Объединять изображённые предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Подведение итогов осуществляется в виде составления альбомов готовых поделок, книжек - раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в конкурсах детского творчества на муниципальном, региональном уровнях.

В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией.

 Технологическое обеспечение программы

Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с воспитателем, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место воспитателя в деятельности по обучению детей, работе с тестом, меняется по мере развития овладения детьми навыками лепки.

Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.

Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

Образные представления у школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед изготовлением игрушек, так и во время работы. Готовые поделки обыгрываются, используются для создания сложных композиций на темы литературных произведений, для сюжетно- образной игры.

Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно- этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия.

Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости

Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

Список детей

  1. Андреев Алексей
  2. Беспамятных Кирилл
  3. Белоусова Елена
  4. Кожаев Сергей
  5. Максудиев Аслидин
  6. Левин Виталий
  7. Левченко Александр
  8. Свалов Александр
  9. Томашев Даниил
  10. Фокеев Евгений
  11. Федоровских Елизавета

Учебно-тематический план

№ п/'п

Наименование тем

Количество часов

Теория (мин)

Практика (мин)

Количество часов

1

Знакомство с лепкой из солёного теста

15

15

1

2

Знакомство с инструментами и приспособлениями для лепки

15

15

1

3

Способы создания простых деталей «Солнце» и «месяц»

10

50

2

4

Вазы

«Ваза с горохами», «Полосатая

20

100

4

ваза»,«Ваза с ребристыми полосками», «Низкая ваза».

5

Цветы и листья

«Ромашки», «Розочка». «Простые цветочки», «Кувшинка».

30

60

3

6

Деревья

«Дерево с листьями и плодами», «Бамбуковая роща».

10

50

2

7

Лесные красавицы ёлки

«Ёлка из треугольников», «Ёлка из

полосок теста».

10

50

2

8

Елочные украшения - фантазии из колбасок и ленточек.

30

60

3

9

Ягоды фрукты и овощи

«Малина», «Груши», «Огурчик»,

«Капуста».

20

100

4

10

Грибы

«Боровик», «Лисички», Панно «Грибное лукошко».

10

50

2

11

Фигурки животных

«Ёжик», «Поросёнок». «Уточка»,

«Чудо-рыбка».

30

60

3

12

Игрушки и картинки

«Паровоз», «Неваляшка», «Ракета

на луне», «Юла».

10

50

2

13

Лепка по замыслу.

30

60

3

14

Подготовка изделий к выставке.

5

25

1

15

Оформление выставки.

5

25

1

Итого 34 занятий

1 год обучения

№ п/п

Тема

Содержание

дата

1

Знакомство с лепкой из солёного теста.

Познакомить с приёмами, которые используются в процессе лепки.

2

Знакомство с инструментами и приспособлениями для лепки.

Познакомить с основными инструментами.

Учить пользоваться стекой, формочками, скалкой.

3

Способы создания простых деталей

«Солнце» и «месяц».

Учить делать шарик из теста, лепёшку, колбаску, конус.

4

Вазы

«Ваза с горохами», «Полосатая ваза», « Ваза с ребристыми полосками», «Низкая ваза».

Познакомить с базовой формой вазы. Учить декорировать заготовку.

5

Цветы и листья

«Ромашки», «Розочка», «Простые цветочки», «Кувшинка».

Учить вырезать цветы из раскатанных кусков теста, используя формочки или ножичек.

Учить скреплять простые детали.

6

Деревья

«Дерево с листьями и плодами», «Бамбуковая роща».

Учить лепить ствол дерева жгутом и по шаблону.

Закреплять умение скреплять детали Учить использовать дополнительные материалы.

7

Лесные красавицы ёлки «Ёлка из треугольников», «Ёлка из полосок теста».

Развивать умения лепить ствол дерева жгутом и по шаблону, скреплять детали, использовать дополнительные материалы.

8

Ёлочные украшения - фантазии из колбасок и ленточек.

Учить сочетать между собой различные заготовки.

9

Ягоды фрукты и овощи «Малина», «Груши», «Огурчик», «Капуста».

Использовать знакомые приёмы: оттягивание, сглаживание и др. Уточнить знание форм: шар, цилиндр и др.

10

Грибы

«Боровик», «Лисички», Панно «Грибное лукошко».

Научить лепить корзинку, уточнить знание формы - диск. Закрепить название грибов.

11

Фигурки животных

«Ёжик», «Поросёнок»,

«Уточка», «Чудо-рыбка».

Учить лепить предметы конусообразной формы путём вдавливания

Учить соединять детали «примазыванием».

12

Игрушки и картинки «Паровоз», «Неваляшка», «Ракета на луне», «Юла».

Учить создавать полые формы «оттягиванием» и «защипом» Учить украшать работу с помощью стеки и путём «налепа».

13

Лепка по замыслу.

Закреплять полученные навыки лепки из солёного теста.

14

Подготовка изделий к выставке.

Учить объединять предметы в композицию, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой.

15

Оформление выставки.

Развивать навыки общения и согласовывать свои интересы с интересами других детей.

Литература:

  1. И. Гусева СОЛЕНОЕ ТЕСТО. Москва. Мой мир. 2006.
  2. ПОДЕЛКИ И СУВЕНИРЫ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА.ТКАНИ.БУМАГИ И ПРИРОДНЫX МАТЕРИАЛОВ.

Москва. Мой мир. 2006.

  1. И.А. Лыкова ЛЕПИМ С МАМОЙ.
  2. М.О. Синеглазова УДИВИТЕЛЬНОЕ СОЛЕНОЕ ТЕСТО. Москва. Издательский Дом МСП. 2006.
  3. И. Хананова СОЛЕНОЕ ТЕСТО. Москва. 2007.
  4. Г. Чаянова СОЛЕНОЕ ТЕСТО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. Москва 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме "Сказки. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»., 6 класс

Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе...

Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке.

Цели урока: -раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки;-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению срав...

Тест к уроку по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" и творческие работы детей "Энциклопедический словарь устаревших слов в сказке", исследовательская работа "Сходство и различие сказки В.А. Жуковского с народной сказкой"

Данный материал содержит три вида работы:1. Итоговый тест по сказке.2. Исследовательскую работу обучающихся 5 класса на тему: "Сходство и различие сказки В.А.Жуковского "Спящая царевна" с народными ск...

Консультация "Сказки. Сказки? Сказки!"

Наглядный материал "Сказки. Сказки? Сказки!"- о роли сказок в воспитании детей, о их пользе и благотворном влиянии на ребенка - дошкольника....

Исследовательская работа по теме: Сходства и различия сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»

Сравнение Сказок А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»  и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна».Актуальность темыСказка — один из жанров фольк...