Программа "Солёная сказка"
рабочая программа по теме
Программа расчитанна на один год обучения,для учащихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Солёная сказка". | 40.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Берёзовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат"
Директор
Берёзовской СКОШИ
________Т.Ю.Опарина
«____»________2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Солёная сказка»
Разработчик:
Крупеник
Людмила Васильевна
Воспитатель
Обсуждена и согласована
на методическом объединении
воспитателей
Протокол № ______________от
«______»_______________2013г.
п.Монетный
г.Берёзовский 2013г.
Пояснительная записка.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Среди многообразия видов творческой деятельности занимает лепка. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В лепке проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.
Лепка - одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.
Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на долгое время.
В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей - соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название - "Тестопластика".
Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода.
Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.
Тестопластика достаточно новый вид прикладного искусства:
- способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления. чтобы получить желаемый результат;
- стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
- активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);
совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
- имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.
• развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
Использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной карте способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу. Занятия лепкой с точки зрения психологии получаются эмоционально- разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся.
Кроме того, занятия лепкой развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, учитывая психологические особенности детей с нарушением интеллекта.
Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка.
Фигурки, картины, панно - все можно сделать из соленого теста. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Ребята из начальной школы способны вылепить грибочек, ежика, овощи и фрукты, а ребята постарше могут составить композиции из сказок или натюрморт. Взрослые люди, попробовав эту детскую забаву, не остаются к ней равнодушными. Работы из соленого теста вызывают восхищение и желание немедленно заняться этим творчеством. Во всяком случае, приготовить поделку в качестве подарка способен каждый.
Цель данной программы - Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально - образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
научить лепке из солёного теста, развивая не только речь, художественные способности, но и абстрактное и логическое мышление, воображение.
- повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
- развивать общую умелость, мелкую моторику, а также пространственное мышление и воображение;
- формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
- Расширять Словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;
- Учить ориентироваться в проблемных ситуациях.
- Развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
- Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы,
- воспитывать чувство взаимопомощи и коллективизма,
- воспитывать самостоятельность в работе,
воспитывать волевые качества.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
Объяснительно -иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- Метод проблемного изложения (воспитатель ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
- частично- поисковый.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе.
Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с пластичным материалом в технике тестопластики.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек, тематических композиций.
Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность
Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Программа «Солёная сказка» рассчитана на 1 год(2а класс,3б класс,4б класс) занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут
Год обучения | Количество занятий | Количество детей | |
В неделю | В год | в группе | |
1 | 1 | 34 | 12 |
Должны знать:
- Историю возникновения лепки из солёного теста;
- Основные приемы работы с соленым тестом.
- Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки пластичных материалов.
- Приемы лепки из солёного теста;
- Правила техники безопасности;
- Должны уметь:
- определять последовательность действий при выполнении работы
-лепить конусообразные формы
Лепить используя «защип» и «оттягивание»
Изготавливать объёмные изображения людей и животных, предавая их простейшие движения
Объединять изображённые предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Подведение итогов осуществляется в виде составления альбомов готовых поделок, книжек - раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в конкурсах детского творчества на муниципальном, региональном уровнях.
В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией.
Технологическое обеспечение программы
Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с воспитателем, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место воспитателя в деятельности по обучению детей, работе с тестом, меняется по мере развития овладения детьми навыками лепки.
Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.
Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Образные представления у школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед изготовлением игрушек, так и во время работы. Готовые поделки обыгрываются, используются для создания сложных композиций на темы литературных произведений, для сюжетно- образной игры.
Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно- этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия.
Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости
Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Список детей
- Андреев Алексей
- Беспамятных Кирилл
- Белоусова Елена
- Кожаев Сергей
- Максудиев Аслидин
- Левин Виталий
- Левченко Александр
- Свалов Александр
- Томашев Даниил
- Фокеев Евгений
- Федоровских Елизавета
Учебно-тематический план
№ п/'п | Наименование тем | Количество часов | ||
Теория (мин) | Практика (мин) | Количество часов | ||
1 | Знакомство с лепкой из солёного теста | 15 | 15 | 1 |
2 | Знакомство с инструментами и приспособлениями для лепки | 15 | 15 | 1 |
3 | Способы создания простых деталей «Солнце» и «месяц» | 10 | 50 | 2 |
4 | Вазы «Ваза с горохами», «Полосатая | 20 | 100 | 4 |
ваза»,«Ваза с ребристыми полосками», «Низкая ваза». | ||||
5 | Цветы и листья «Ромашки», «Розочка». «Простые цветочки», «Кувшинка». | 30 | 60 | 3 |
6 | Деревья «Дерево с листьями и плодами», «Бамбуковая роща». | 10 | 50 | 2 |
7 | Лесные красавицы ёлки «Ёлка из треугольников», «Ёлка из полосок теста». | 10 | 50 | 2 |
8 | Елочные украшения - фантазии из колбасок и ленточек. | 30 | 60 | 3 |
9 | Ягоды фрукты и овощи «Малина», «Груши», «Огурчик», «Капуста». | 20 | 100 | 4 |
10 | Грибы «Боровик», «Лисички», Панно «Грибное лукошко». | 10 | 50 | 2 |
11 | Фигурки животных «Ёжик», «Поросёнок». «Уточка», «Чудо-рыбка». | 30 | 60 | 3 |
12 | Игрушки и картинки «Паровоз», «Неваляшка», «Ракета на луне», «Юла». | 10 | 50 | 2 |
13 | Лепка по замыслу. | 30 | 60 | 3 |
14 | Подготовка изделий к выставке. | 5 | 25 | 1 |
15 | Оформление выставки. | 5 | 25 | 1 |
Итого 34 занятий
1 год обучения
№ п/п | Тема | Содержание | дата |
1 | Знакомство с лепкой из солёного теста. | Познакомить с приёмами, которые используются в процессе лепки. | |
2 | Знакомство с инструментами и приспособлениями для лепки. | Познакомить с основными инструментами. Учить пользоваться стекой, формочками, скалкой. | |
3 | Способы создания простых деталей «Солнце» и «месяц». | Учить делать шарик из теста, лепёшку, колбаску, конус. | |
4 | Вазы «Ваза с горохами», «Полосатая ваза», « Ваза с ребристыми полосками», «Низкая ваза». | Познакомить с базовой формой вазы. Учить декорировать заготовку. | |
5 | Цветы и листья «Ромашки», «Розочка», «Простые цветочки», «Кувшинка». | Учить вырезать цветы из раскатанных кусков теста, используя формочки или ножичек. Учить скреплять простые детали. | |
6 | Деревья «Дерево с листьями и плодами», «Бамбуковая роща». | Учить лепить ствол дерева жгутом и по шаблону. Закреплять умение скреплять детали Учить использовать дополнительные материалы. | |
7 | Лесные красавицы ёлки «Ёлка из треугольников», «Ёлка из полосок теста». | Развивать умения лепить ствол дерева жгутом и по шаблону, скреплять детали, использовать дополнительные материалы. |
8 | Ёлочные украшения - фантазии из колбасок и ленточек. | Учить сочетать между собой различные заготовки. | |
9 | Ягоды фрукты и овощи «Малина», «Груши», «Огурчик», «Капуста». | Использовать знакомые приёмы: оттягивание, сглаживание и др. Уточнить знание форм: шар, цилиндр и др. | |
10 | Грибы «Боровик», «Лисички», Панно «Грибное лукошко». | Научить лепить корзинку, уточнить знание формы - диск. Закрепить название грибов. | |
11 | Фигурки животных «Ёжик», «Поросёнок», «Уточка», «Чудо-рыбка». | Учить лепить предметы конусообразной формы путём вдавливания Учить соединять детали «примазыванием». | |
12 | Игрушки и картинки «Паровоз», «Неваляшка», «Ракета на луне», «Юла». | Учить создавать полые формы «оттягиванием» и «защипом» Учить украшать работу с помощью стеки и путём «налепа». | |
13 | Лепка по замыслу. | Закреплять полученные навыки лепки из солёного теста. | |
14 | Подготовка изделий к выставке. | Учить объединять предметы в композицию, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой. | |
15 | Оформление выставки. | Развивать навыки общения и согласовывать свои интересы с интересами других детей. |
Литература:
- И. Гусева СОЛЕНОЕ ТЕСТО. Москва. Мой мир. 2006.
- ПОДЕЛКИ И СУВЕНИРЫ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА.ТКАНИ.БУМАГИ И ПРИРОДНЫX МАТЕРИАЛОВ.
Москва. Мой мир. 2006.
- И.А. Лыкова ЛЕПИМ С МАМОЙ.
- М.О. Синеглазова УДИВИТЕЛЬНОЕ СОЛЕНОЕ ТЕСТО. Москва. Издательский Дом МСП. 2006.
- И. Хананова СОЛЕНОЕ ТЕСТО. Москва. 2007.
- Г. Чаянова СОЛЕНОЕ ТЕСТО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. Москва 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по теме "Сказки. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»., 6 класс
Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе...
Урок литературы в 5 классе по теме «В.А. Жуковский. Личность поэта. Сказка «Спящая царевна». История создания произведения. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои сказки».
Урок литературы в 5 классе по творчеству В.А. Жуковского с применением различных педагогических технологий....
Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке.
Цели урока: -раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки;-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению срав...
Тест к уроку по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" и творческие работы детей "Энциклопедический словарь устаревших слов в сказке", исследовательская работа "Сходство и различие сказки В.А. Жуковского с народной сказкой"
Данный материал содержит три вида работы:1. Итоговый тест по сказке.2. Исследовательскую работу обучающихся 5 класса на тему: "Сходство и различие сказки В.А.Жуковского "Спящая царевна" с народными ск...
Урок литературы в 5 классе по теме «В.А. Жуковский. Личность поэта. Сказка «Спящая царевна». История создания произведения. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои сказки».
В данной разработке рассказываеся о В.А.Жуковском, анализируется сказка "Спящая царевна", даются характеристики героев....
Консультация "Сказки. Сказки? Сказки!"
Наглядный материал "Сказки. Сказки? Сказки!"- о роли сказок в воспитании детей, о их пользе и благотворном влиянии на ребенка - дошкольника....
Исследовательская работа по теме: Сходства и различия сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»
Сравнение Сказок А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна».Актуальность темыСказка — один из жанров фольк...