Конкурс - игра «В гостях у Физики»
методическая разработка (7 класс) по теме

Моисеева Эльвира Федоровна

интеллектуально - познавательная игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs-_igra_v_7_klasse.doc261.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс - игра «В гостях у Физики»

«Физика не управляет миром,

но помогает понять, как управляется мир».

(И. В. Гете)

Цели:   

  1. Обучающие:

- научить применять имеющиеся знания к различным теоретическим и практическим знаниям;

- повторить определения, понятия и формулы в ходе игры;

- совершенствовать навыки решения качественных и расчётных задач.

2.      Развивающие:

-  развивать интерес  к физике;

- развивать речь учащихся, навыки выступление перед аудиторией ;

 - развивать логическое мышление;

3.      Воспитательные:

- формировать навыки коллективной работы;

- формировать сознательную дисциплину;

- воспитывать уважительное отношение друг к другу, к точке зрения товарищей;

- повышать познавательную деятельность и активность учащихся.

Подготовительная работа:

разработка сценария встречи;

формирование команд, выбор капитанов;

подготовка эмблем, приветствия команд;

подбор членов жюри;

работа с ведущими;

оформление классного помещения, подготовка рабочего материала для членов жюри.

Участники: Команды - участницы из учащихся 7 класса, члены жюри, учителя, болельщики.

Форма проведения: интеллектуально - познавательная игра.

Оборудования:  Компьютер,  мультимедийный проектор, экран, классная доска, физические приборы, карточки с заданиями.

Плакаты:

Чтобы быть веселым, надо быть находчивым.

Чтобы быть находчивым, надо быть веселым.

Набираться ума в ученье, храбрости в сраженье.

Без муки, нет науки.

Была бы охота – заладится всякая работа.

План конкурса - игры:

  1. Вступительное слово.
  2. Представление  команд.
  3. Конкурсная программа
  4. Подведение итогов, награждение победителей.

Ход игры - конкурса: 

(Звучит веселая музыка В. Шаинского «Мы начинаем КВН…»)

Физика, физика – это наука!
Но вижу в глазах у детей только муку.
Формулы скачут, мелькают подряд,
Ох, как им трудно их выстроить в ряд!
Но без физики не объяснить
И кран подъемный, и гвоздь как забить,
И почему самолеты летают,
И корабли в моря уплывают,
Как у нас лампочки светят в квартире,
Как мы программу смотрим в эфире,
Как в Космос летаем, машины водим,
И почему по Земле так просто мы ходим?

Учитель:  Добрый день,  дорогие  ребята и уважаемые гости!

1-й ведущий:  Здравствуйте, дорогие друзья!

2-й ведущий: Мы рады приветствовать вас на вечере веселых и находчивых энтузиастов  физики.

Вместе: Добро пожаловать всем в наше « Королевство веселых и находчивых»!

Учитель:  Сегодня  в этом классе собрались учащиеся 7 класса нашей школы, юные знатоки физики для участия в игре - конкурсе. И сегодня на нашей интеллектуальной игре будут соревноваться знающие физику команды, для того, чтобы определить, у какой из них самая крепкая нить знаний, какая из них самая внимательная, быстрая, обладающая логическим мышлением, являющаяся знатоком физики.

      Но прежде, чем предоставить слово командам, я  хочу напомнить правила игры. Игра состоит из нескольких этапов. На пути вам встретятся конкурсы с определёнными заданиями, которые вы должны разрешить. Ответы  будут оцениваться по пятибалльной шкале.  Побеждает команда, которая наберёт большее количество баллов.      

   Итак,  в каждой команде есть капитан и 5 игроков. Команды должны показать находчивость, смекалку, дисциплинированность и свои знания. А также не забудьте взять с собой в путь  юмор, сатиру, смех. Ведь не зря говорят: Чтобы быть находчивым, надо быть весёлым.

1-й ведущий: Будем надеяться, что сегодня мы узнаем не только много нового и интересного, но и сможем поближе узнать друг друга, а это самое главное!

2-й ведущий:  Внимание! Мы даём возможность командам, их болельщикам и зрителям блеснуть знаниями по физике и юмору. Нобелевскую премию победителю, конечно, обещать не можем, но победителей ждёт приз-сюрприз.

1-й ведущий: Пусть не все известно вам заранее,

                      И подчас подъем бывает крут.

2-й ведущий: Вам всегда во всем помогут знания,

                      Вам всегда во всем поможет труд.

 Учитель:  Итак, поприветствуем наши замечательные команды. Это команда «Квант» и  команда «Эрудит».

Учитель:  А судить наши конкурсы будет наше уважаемое и строгое жюри в составе учащихся 11 класса.  Знакомьтесь!.....................................................

И, ещё, при проведении данного конкурса мне будут помогать ученик 11 класса, призёр районной олимпиады по астрономии ------------------и ученица 8 класса, победитель районной олимпиады по физике ------------------------.

1 ведущий:  Чтобы спорилось нужное дело,

                     Чтобы в жизни не знать неудач,

2 ведущий:  Мы в поход отправимся смело,

                     В мир загадок и сложных задач.

1 ведущий:  Не беда, что идти далеко,

                     Не боимся, что путь будет труден,

2 ведущий:  Достижения крупные людям

      Вместе:  Никогда не давались легко!

1 ведущий:  Команды, шаг вперед.

2 ведущий:  Поднимите правую руку.

1 ведущий:  Знаете ли вы первую заповедь КВН? ( Чтобы быть веселым, надо быть находчивым).

2 ведущий:  Знаете ли вы вторую заповедь КВН? (Чтобы быть находчивым, надо быть веселым).

Заповеди КВН:  

1 ведущий: Не отдавай противнику ничего, кроме дани восхищения.

2 ведущий: Проиграл – не расстраивайся, в следующий раз выиграешь.

1 ведущий: Выиграл – не обольщайся, в следующий раз проиграешь.

2 ведущий: Из себя не выходи, иначе ничего путного из тебя не выйдет.

Учитель:  Итак, мы начинаем! Команды готовы? Жюри готово?

1-й ведущий: Мы начинаем КВН - для кого?

2-й ведущий: Для чего?

Учитель:  Конечно же, для вас, мои ученики! Чтобы вы сегодня немного повеселились, лучше узнали таланты и способности друг друга, подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность друг к другу, повысили свой интеллект, в общем, провели время с пользой!

1-й ведущий: Настала пора познакомиться нашими командами. Слева от меня команда «Квант», капитан команды - Григорьев Владимир. Справа от меня команда  «Эрудит», капитан команды - Алексеева Юлия  (бурные аплодисменты).

2-й ведущий: 1 конкурс «Представление команд».

(В него входят название, девиз, эмблема команды. При оценке учитываются  оригинальность, подготовленность, юмор и коллективность выступления. Максимальная оценка - 5 баллов).

Слово для приветствия предоставляется команде «Квант».

«КВАНТ»- команда весёлых,  абсолютно находчивых и трудолюбивых.

 Девиз: успех прямо пропорционален произведению остроумия и находчивости!

Команда «Квант» вам шлёт привет!

Вопрос вы нам, мы вам - ответ!

Пусть среди нас нет Архимеда,

Всё равно нас ждёт победа.

Болельщик, мы предупреждаем,

Что никогда не проиграем,

Но ты нам тоже помоги,

Свою в нас веру сбереги.

Пусть встретимся ещё не раз.

На поле «боя» с вами.

А победит хоть кто из нас -

Останемся друзьями.

(Стихи на мотив А. Пахмутовой «Надежда»).

Конкурс нас собрал вновь здесь, друзья,
Тех, кто любит шутки и веселье,
А команда наша вам не зря
Солнечное дарит настроенье
И в придачу юный пыл сердец,
И примите от души улыбки,
Чтобы нам победный взять венец,
Допускать нельзя в игре ошибки.

Припев:   Победа! Девиз наш простой,
Помогут удача и смелость,
Победы довольно одной,
Чтоб песня легко эта пелась.

2-й ведущий: Следующей выступает команда «Эрудит». 

«ЭРУДИТ»- эти ребята умеют думать и толковать.

Девиз: больше физики наилучшего качества с наименьшими затратами!

Мы очень дружная команда,

Шлём привет мы вам, друзья!

Без догадки и загадки

Жить сейчас никак нельзя.

Семь удвоенных вопросов

Нам  на голову обрушат,

Но наши умные ответы

Вам приятно будет слушать!

Соревнуясь вместе  с вами,

Мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит сильней,

Наша дружба крепнет с ней.

Стихи на мотив песни В. Шаинского «Голубой вагон»

Мы приветствуем своих болельщиков,
Потому что нам без них нельзя 
С ними мы команда кавээнщиков,
В месте мы веселые друзья!
Припев:
Хлопайте, хлопайте,
Чтоб в победу верилось,
И поддержите нас 
В самый трудный час,
Мы постараемся,
Кто на нас надеется,
Вырвать в игре первенство
Только лишь для вас!

Стихи на мотив песни «Катюша» (муз. М. Блантера)

Собрались мы в этом светлом классе,
В КВН веселый поиграть,
Не заплачем, если проиграет
Нам соперник баллов десять – пять…
Мы хотим, чтоб радость и веселье
Наполняли души и сердца,
Чтоб прекрасным было настроение,
А играть мы будем до конца!

Учитель:  Ну, вот, с командами мы познакомились,  можно и конкурсы начинать. Прошу команд занять свои места.

1-й ведущий: 2 конкурс « Физическая разминка».  

Учитель:  Правила этого конкурса просты. Я задаю вопросы  по очереди каждой команде. На раздумье у вас есть по 5 секунд. Какая команда даст больше верных ответов. Досрочные ответы можно поощрить дополнительными баллами. За подсказки с команд будут сниматься баллы.

Вопросы 1 команде.

1.Наука, изучающая природные явления (физика)

2. Что упало Ньютону на голову? (яблоко)

3.Прибор для измерения силы (динамометр)

4.В чем измеряется объем? (м3)

5.Величина, характеризующая быстроту движения тела (скорость)

6.Сила, с которой Земля притягивает к себе тела (сила тяжести)

7.Сила измеряется в … (ньютон)

8.Прибор Паскаля (шар Паскаля)

9.Сосуды, соединенные между собой трубкой, называют … (сообщающимися)

10. Какая физическая величина измеряется в паскалях? (Давление)

Вопросы 2 команде.

1.Кто из ученых воскликнул: "Эврика!" (Архимед)

2.Линия, вдоль которой движется тело (траектория)

3.Прибор для измерения массы тела (весы)

4.Из чего состоят все тела? (молекула)

5.Какой буквой обозначают время? (Т)

6.С глубиной давление …(увеличивается)

7. Кто открыл закон всемирного тяготения? (Ньютон)

8.Как зовут вашего учителя физики?

9.Единицей измерения скорости является (м/с)

10.В формуле F=mg , g - это … (ускорение свободного падения)

3  конкурс «Физическая азбука».  Командам выдают конверт, где находятся карточки с буквами. По команде учителя  ученики  приступают к работе: из букв они собирают 3 слова - физические величины: скорость,  плотность, давление.

1-й ведущий: Молодцы, наши команды! Справились с этим заданием.

2-й ведущий: Для подведения итогов первых трёх  конкурсов   слово предоставляется жюри. Объявите нам, пожалуйста, наши оценки.)

Учитель: Перейдём к 4 – му конкурсу.

1-й ведущий: А следующий конкурс ещё интереснее, ещё увлекательнее и любознательнее.

2-й ведущий: Называется этот конкурс «Физическая дорожка».

4  конкурс  «Физическая дорожка». Вам предстоит проложить  дорожку из физических величин. Для этого соедините  физическую величину с её единицей измерения.

F

s

υ

t

ρ

m

g

v

h

k

Ρ

S

p

Н

м/с

с

кг/м3

Н/м

м3

м

Н/кг

м2

Нм

Па

кг

Учитель: Пока  команды  прокладывают дорожки, внимание на экран.  Игра с болельщиками «Узнай явление»

1-й ведущий: А сейчас наступает самый ответственный момент: конкурс капитанов.

2-й ведущий: Капитаны, готовы?  (Звучит музыка.)

5  конкурс - конкурс капитанов «Соображай-ка»  Знаешь ли ты формулы?

1. Запишите формулу для определения скорости равномерно движущегося тела.

2. Запишите формулу для вычисления массы тела, если известны плотность и объем тела.

3. Запишите формулу для нахождения силы тяжести.

4. Запишите формулу для вычисления силы Архимеда.

5. Запишите формулу для нахождения давления твердого тела на поверхность.

6. Запишите формулу для нахождения давления  в жидкостях или газах.

Учитель: Пока капитаны команд заняты важным делом, с остальными участниками проведём следующий конкурс.

6  конкурс «Угадай- ка».  Конкурс приборов. Каждой команде показывается прибор. (Мензурка, динамометр). Правильность и полноту ответов, кроме жюри,  будут контролировать наши главные знатоки – учителя физики школ нашего района. Ваша задача, назвать:

- Как  называется данный прибор?

-Для чего он предназначен?  

-Устройство и принцип действия этого прибора. При ответе можете использовать приборы, имеющиеся на столе. (Для эксперимента:  1 цилиндр, 2 цилиндр на нити, стакан с водой). Ну, что готовы?

Учитель: Капитаны свою миссию выполнили, формулы на месте. Отнесите, пожалуйста, свои работы членам жюри.

1 ведущий: Команды отлично справились. Бурные аплодисменты!

2 ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы за  конкурсы «Физическая дорожка», «Угада й-ка» и  конкурс капитанов «Соображай-ка»  

проведем  «физическую физкультминутку».

 7  конкурс  «Отгадай- ка»  Найди лишнее.

Физическое явление: кипение воды, идет снег, электрическая искра, сила упругости.

Физическое тело: сосулька, вода, капля, кусочек льда.

Физическая величина: масса, сила, мощность, ветер.

Веществорезина, пластмасса, железо, мячик, пластилин.

Учитель: А мы пока поиграем с болельщиками.

Конкурс с болельщиками "Думай быстро". Слева под номерами серия вопросов, справа столбик для  ответов. Дайте ответы на вопросы, написанные слева, причем так, чтобы они начинались на указанную букву, то есть найдите слова на  букву М.

1.

Раздел физики

2.

Физическое тело

3.

Вещество

4.

Физическая величина

5.

Единица измерения

6.

Физический прибор

7.

Природное явление                                            

8.

Ученый

9.

Профессия

  1. Раздел физики – Механика                         
  2. Физическое тело – Маятник
  3. Вещество – Медь
  4. Физическая величина – Масса
  5. Единица измерения – Метр
  6. Физический прибор – Метроном
  7. Природное явление -   Молния
  8. Ученый -  Максвелл
  9.  Профессия - Музыкант        

8  конкурс «Всезнайки, вперёд!».  Разгадывание кроссворда.

1.

 

т

 

2. 

 

р

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

а

 

 

 

 

 

 

4.

е

 

 

5.

к

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

т

 

 

7.

 

 

 

о

 

 

 

 

8.

 

 

 

р

 

 

 

 

9.

и

 

 

10

 

 

 

 

 

я

1.

Длина траектории от начального положения тела до конечного.

2.

Вектор, соединяющий начальное  и конечное положения тела и

направленный к конечному положению.

3.

Прибор, измеряющий силу.

4.

Прибор, с помощью которого измеряют массу тела.

5.

Величина, характеризующая быстроту движения.

6.

Направленный отрезок.

7.

Прибор, измеряющий скорость движения тела.

8.

Величина, характеризующая быстроту изменения скорости.

9.

Величина, характеризующая взаимодействие тел.

10.

Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на

него других тел или их компенсации.

        Пока  команды разгадывают кроссворд, проведём конкурс болельщиков. Вам весёлые задачки по физике от Г.Остера.

  1. В каком состоянии окажется шоколадка после того, как жадная девочка, чтобы не делиться с подругами, спрячет ее за пазухой?
  2. Петя выдвинул гипотезу, что все его одноклассницы состоят из мельчайших частиц, хотя и кажутся, на первый взгляд, сплошными. Верна ли эта гипотеза?
  3. Что мешает семикласснику Пете, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?
  4. Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались какие-то два неведомые ему явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался — дергало назад. Что это за хулиганские явления, и может ли транспортная милиция с ними справиться?

Ответы

1. Шоколадка окажется в ужасном состоянии. Она растает и станет жидкой.

  1. Верна.  Не только сами одноклассницы, но даже их бантики тоже состоят из очень маленьких симпатичных частичек.
  2. Взаимное притяжение молекул семиклассника мешает им рассыпаться, а семикласснику – скрыться от директора.
  3. Инерция — вот причина того, что при каждой остановке толкало Петю вперед, а когда вагон трогался — дергало назад.

Учитель:  Следующий конкурс с болельщиками "Составляй- ка»

Решение: траектория,  угол,  плотность

Учитель:  Кроссворды разгаданы. Жюри проверяет ответы. На этом наша конкурсная программа заканчивается.

1 команда.  Закончился конкурс,

Закончилась встреча

Настал расставания час

2 команда.  Мы все чуть устали,

Но все же забудем едва ли

Улыбки и блеск наших глаз.

1 команда.  Знаем мы, что встреча наша – лишь игра,
И расставаться нам пришла пора.
Будем мы с улыбкой вспоминать,
Как пытались баллы добывать,

2 команда.  Но не важен в баллах результат,
Дружба побеждает – это факт.
А находчивость по жизни нас ведет,
Знатокам всегда, везде везет!

1 ведущий: Ну что ж, закончилась игра,

                    Результат узнать пора.

                    Кто же лучше всех трудился,

                    Нам жюри поведает сейчас.

Учитель:  Ну, а теперь слово для подведения итогов уважаемому жюри. Настал

 торжественный момент.

2-й ведущий: Просим жюри выставить оценки за последние два конкурса  нашего конкурса  и подвести итоги конкурса- игры «В гостях у физики».    (Слово жюри)

Учитель:  Вот и подошел к концу наш сегодняшний конкурс. Надеюсь, вы усвоили, что с физикой мы сталкиваемся каждый день, что она не только полезна, но и интересна. Несмотря на то, что у нас определился победитель, надо помнить:  в игре  нет проигравших. Давайте вспомним олимпийский лозунг: важна не победа, а участие. Вы все сегодня молодцы и достойны звания „юные физики".

     Итак, вам удалось получить ключ к знаниям,  и вам всем присваивается звание  «Юный физик».  Это звание  получают за неиссякаемый интерес к познаниям и, конечно же, за свое усердие в постижении столь трудной науки – физики. Получите эти медали «Юный физик» на память.

1-й ведущий:  Вот и закончились наши приключения, но не закончились сказки, их очень много. Человек живёт, мечтает, складывает новые сказки. И наука -  физика помогает сказку сделать былью. Дарите радость своими знаниями. Желаем вам успехов в изучении одной из интереснейших наук – физики.

Мир физических явлений

Необъятен и могуч:

Тут картины звёзд скоплений,

Водопады с горных круч,

Океанские приливы,

Рябь от ветра на воде,

Колебанья веток сливы,

Пузырьки в сковороде.

 Каждый быстро и беспечно

Назовёт примеров тьму,

Но плодить их бесконечно,

Прямо скажем, ни к чему.

 Варианты всех явлений

Здесь, увы, не перечесть.

Для начала обсуждений

Хватит нам того, что есть.

 Цель у физики прекрасна -

Мир научно объяснить,

И работа не напрасна:

Крепко свита знаний нить.

2-й ведущий:  Благодарим команды и болельщиков за участие! Мы с вами не прощаемся,  а говорим:

 Вместе:  До новых встреч!

Учитель: Спасибо всем большое за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Химики в гостях у физиков" по теме "Диэлектрики"

Приводится конспект урока по теме "Диэлектрики". В качестве наглядного материала составлена презентация к уроку....

Конкурс-игра МИФ. ( Математика Информатика Физика )

Игра МИФ проводится во время предметной недели.  В игре собраны вопросы из математики, информатики и физики. Проходит очень живо, интересно!...

Сценарий конкурса чтецов "В гостях у сказки".

Цель конкурса чтецов: Учить дошкольников выразительно передавать текст, развивать поэтический слух, совершенствовать исполнительское мастерство. Вызвать радостный, эмоциональный настрой, стимулировать...

Конкурс-игра «В гостях у русской сказки»

Мероприятие предназначено для воспитанников в возрасте 6-11лет (либо учащихся 0-5классов) в системе проживания детей в группах семейного типа школы - интернат с целью создания условий для развития поз...

Конспект учебного занятия по физике для 8 класса. Конкурс - игра «Умники и умницы» Тема: «Изменение агрегатного состояния вещества»

Конспект учебного занятия по физике для 8 класса.Конкурс - игра «Умники и умницы»Тема: «Изменение агрегатного состояния вещества»...

Конкурс-викторина «В гостях у сказки» для 5 класса

Наша познавательно - развлекательная конкурс-викторина  называется «В гостях у сказки», все задания будут связаны с хозяйскими делами, кулинарией и швейным делом, которые постоянно вс...

Сценарий конкурса стихов "В гостях у Барбоскиных"

Сценарий конкурса стихов по гендерному воспитанию....