Возможности выбора при изучении элективного курса
статья (9 класс) по теме
ВОЗМОЖНОСТИ ВЫБОРА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА:
- ВЫБОР СОДЕРЖАНИЯ
- ВЫБОР СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- ВЫБОР МИКРОСРЕДЫ
- ВЫБОР ФОРМ КОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ :
- ВЫБОР ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА ПО КУРСУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Семенова Ирина Викторовна МАОУ «СОШ №10»
Возможности выбора при изучении элективного курса
…Приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить, чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека». А.Дистервег.
В мудром стихотворении Р.Тагора указан перечень ошибок учителей, любящих детей без всякой меры:
Отчего погас светильник? Я заслонил его своим плащом, Чтобы спасти его от ветра; Вот отчего погас светильник. Отчего завял цветок? Я прижал его к сердцу С мучительной любовью; Вот отчего завял цветок. | Отчего высох ручей? Я запрудил его плотиной, Чтобы воспользоваться им для себя; Вот отчего высох ручей. Отчего лопнула струна арфы? Я пытался исторгнуть из нее звук, Который ей был не по силам. Вот отчего лопнула струна арфы. |
Одним из путей решения данных проблем может служить вариативность обучения:
ВОЗМОЖНОСТИ ВЫБОРА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА:
- ВЫБОР СОДЕРЖАНИЯ ( темы: кто такие потребители, информация и потребитель-являются обязательными для изучения всеми учащимися. Но тема «самооборона» потребителя: наши права» подразумевает выбор конкретных тем учащимися. Это могут быть наши права в магазине, в службе быта, на транспорте, отправляясь в путешествие, получая платное образование.
- ВЫБОР СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (о них речь пойдет ниже)
- ВЫБОР МИКРОСРЕДЫ, так как большинство занятий проходит в активных методах обучения, весьма результативной является групповая форма работы, причем дети по собственному желанию определяются в малые группы постоянного состава. Но если группу учащихся преследует полоса неудач, то в данной ситуации желания детей работать в той или иной группе мало - я вынуждена сама формировать новые по составу группы, либо проводим жеребьевку.
- ВЫБОР ФОРМ КОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ :
- ТЕСТИРОВАНИЕ
- Подготовка выступления по теме (государственные и общественные организации по защите прав потребителей в нашем регионе, реклама и ее регулирование, Зеленое потребление)
- Обобщающая игра – «Счастливый случай»
- Зачетный практикум (выполнение обязательных практических заданий, решение ситуационных задач, составление документов – претензии, искового заявления)
- ВЫБОР ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА ПО КУРСУ
- итогом работы учащихся по данной программе может стать деловая игра – учебно-показательный процесс по делу о нарушении прав потребителей. Цель игры – показать, как практически потребитель может осуществить судебную защиту своих прав. Ученики научатся понимать, в каких случаях необходимо обращаться в суд, получат представление об устройстве судебного процесса, продемонстрируют умения, полученные в ходе изучения курса, - составлять претензию, исковое заявление, знание основ потребительского права.
- Вариантом итоговой работы может стать также подготовка учениками сообщений, рефератов по данной теме в форме «Фестиваля знатоков», рецензирование сообщений учащимися
- Либо в конце курса ученикам предлагается ролевая игра «Работа юридической консультации», в ходе которой дети решают конкретные задачи по потребительскому праву.
Для решения названных проблем коллегами используются
- Прагматичный подход
- Деятельностно-ценностная парадигма. Конструктивизм.
- Технологии ТОГИС
- Метод проектов
- Методы активного обучения
Главный смысл прагматического подхода в том, чтобы в результате изучения курса школьники приобрели набор знаний и умений, которые могли бы, с одной стороны, обеспечить минимальный культурный уровень ученика, а с другой – были необходимы для освоения профиля обучения и профессиональной деятельности.
При отборе содержания курса особое внимание уделяется понятиям, явлениям, событиям, актуальным для современного общества, для выбранной профессиональной сферы.
Например, сегодня важны вопросы, связанные с основами потребительского права, о которых большинство населения имеет поверхностное представление. Изучение этих вопросов в рамках элективного курса «Основы потребительских знаний» может рассматриваться как проба учащихся к выбору ими социально-экономического профиля обучения. Отбор содержания этого курса основывается на прагматическом подходе.
Безусловно, кроме чисто прикладных знаний учащиеся знакомятся с научными достижениями. Вместе с тем одна из проблем этого подхода – фрагментарность, условная «клиповость» в содержании курсов.
Курсы по выбору требуют технологий деятельностно-ценностной парадигмы, предполагающих деятельностное и вместе с тем ценностное освоение содержания. Считаем, что использование проблемного способа позволит наиболее полно решать задачи предпрофильной подготовки, возложенные на курсы по выбору.
Организационно-педагогические, научно-методические условия этого:
- Большая вариативность содержания
- Усиление практической и опытно-экспериментальной составляющих
- Нестандартизированность
- Краткосрочность
Созвучны идеям отечественной педагогики организации занятий в деятельностно – ценностной парадигме взгляды западных ученых, рассматривающих конструктивизм как основу «новой» культуры обучения (Ф.- Й. Кайзер, Х. Камински). В конструктивистском подходе учащиеся также сами должны развивать базу знаний для решения проблем и кейсов; эти знания по большей части не передаются преподавателем. Новая информация должна расширять имеющиеся знания и навыки таким образом, чтобы их можно было использовать при решении комплексных проблем. Приобретение знаний рассматривается как конструктивный ситуативный процесс, в котором учащиеся должны активно расширять свои знания. Задача обучающих, которые занимают скорее реагирующую позицию, заключается в организации необходимой учебной среды.
.Принципы конструктивизма, выдвинутые Мандлом и другими его сотрудниками, «умеренными конструктивистами»:
- Ситуативность на основе подлинных проблем (исходным пунктом обучения служат подлинные и комплексные ситуации, которые благодаря своей связи с действительностью и профессиональной актуальности инициируют учебный процесс и предотвращают приобретение так называемых инертных знаний).
- Обучение во множественных контекстах (чтобы приобретенные знания и навыки не привязывались только к одной определенной ситуации, такой подход способствует применению знаний)
- Обучение с разных перспектив (различные точки зрения, роли различных хозяйственных субъектов)
- Обучение в социальном коллективе (работа в группах, в сообществе с экспертами)
Для успешной реализации учебных процессов необходимо организовать обучение таким образом, чтобы учащиеся имели возможность на основе самообучения приобретать теоретические знания в связи с практическими проблемами и действиями.
Но конструктивизм имеет и ряд недостатков, которые необходимо учитывать в работе: требует много времени, менее пригоден для передачи системных знаний, основополагающих понятий, происходит перегрузка «слабых» школьников, которые имеют меньшие знания по предмету и недостаточный опыт самообучения.
Главное в этом подходе - учебная среда, способствующая автономному и социализированному обучению на основе решения комплексных проблем и задач.
Деятельностно-ценностной «погружение» учащихся в проблемы, рассматриваемые на курсах, может достигаться благодаря:
- технологии ТОГИС,
- методу проектов,
- методы активного обучения.
Технологии ТОГИС (Технология Образования Глобального Информационного Сообщества автор-разработчик В.В. Гузеев) свойственен отказ от акцента на передачу информации. Учитель становится менеджером, организатором образовательного процесса, его основные функции – постановка целей и планирование результатов, организация деятельности обучающихся, управление ею и экспертиза полученных результатов на предмет соответствия планировавшимся. Основной элемент – учебная задача, деятельность по решению которой должен организовать учитель. Всякую задачу ученики начинают решать с анализа условий и требований, а затем переходят к самой сложной части решения – поиску информации. Например, по теме «Самооборона потребителя: наши права» ученики сами собирают и анализируют информацию по вопросам, используя алгоритм действий – наши права в магазине, в службе быта, на транспорте, отправляясь в путешествие, получая образование. Затем я или наиболее подготовленные учащиеся выступают в качестве экспертов, оценивая полученные результаты.
Профессор Ф.- Й. Кайзер предлагает похожее средство обучения - кейс – метод. Кейс – метод это обсуждение конкретных случаев из экономической практики, поиск альтернатив, собственных вариантов решения, его обоснование, сравнивание с решением, которое было принято на практике.
Метод проектов широко используется многими педагогами, на нем я останавливаться не буду.
На элективных курсах я использую методы активного обучения:
Не имитационные
- проблемная лекция
- практикум
- лекция вдвоем
- учебный мозговой штурм
- Дискуссия
Имитационные:
Не игровые
| игровые
|
На занятиях в рамках элективного курса «Основы потребительских знаний» высокоэффективным может быть применение игровых технологий. Игра – важное средство развития детей, пробы их сил, активного накопления опыта и адаптации к среде. В играх могут моделироваться различные общественные феномены. Большая педагогическая ценность игровых технологий в системе предпрофильной подготовки обусловлена тем, что в процессе игровой деятельности 9-классники знакомятся и незаметно для себя обучаются различным видам деятельности.
Выделим несколько организационных схем включения игровых технологий в рамках предпрофильной подготовки.
СХЕМА 1. (комбинированная) Игра, игровые приемы, тренинги включаются в расписание курса как возможные методы изучения конкретного содержательного элемента учебной программы курса. Это целесообразно, когда подготовительный этап игры не требует больших временных и других ресурсных затрат, а весь игровой период непродолжителен (например, сломанный телефон, тренинг «приемы эффективного общения», или в рамках курса включается деловая игра «Кораблекрушение», чтобы показать 9-классникам сложность процесса выбора, рассматриваются приемы эффективного поведения для достижения согласия).
СХЕМА 2. (курс-игра). Весь содержательный материал курса укладывается в рамки одной игры. Это деятельностное погружение ученика в моделируемые игровые ситуации, отвечающие особым задачам того или иного профиля. Один из вариантов - курс может быть организован в виде участия учеников в работе юридической консультации, где дети консультируют граждан по различным изучаемым вопросам.
СХЕМА 3. (комбинация игр). Курс представляет собой серию игр разного типа, которые логически и содержательно подобраны так, чтобы учащийся постепенно осваивал определенную целостность профильных знаний и овладевал способами деятельности, характерными для того или иного профиля. (конкурс дешифровальщиков, игра «контрольная закупка», «случай в магазине», «Адвокат и суд»).
Главный смысл в том, чтобы в результате изучения курса школьники приобрели набор знаний и умений, которые могли бы, с одной стороны, обеспечить минимальный культурный уровень ученика, а с другой – были необходимы для освоения профиля обучения и профессиональной деятельности. Для успешной реализации учебных процессов необходимо организовать обучение таким образом, чтобы учащиеся имели возможность на основе самообучения приобретать теоретические знания в связи с практическими проблемами и действиями.
У учителя в данном случае - реагирующая позиция, за ним организация необходимой учебной среды, сопровождение учебного процесса поддержкой, инициативой и советами.
«ПОСРЕДСТВЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ ИЗЛАГАЕТ. ХОРОШИЙ УЧИТЕЛЬ ОБЪЯСНЯЕТ. ВЫДАЮЩИЙСЯ УЧИТЕЛЬ ПОКАЗЫВАЕТ.
ВЕЛИКИЙ УЧИТЕЛЬ ВДОХНОВЛЯЕТ».
Уильям Артур Уорд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс
Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...
Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »
« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни. В ра...
Организация работы по предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов в рамках изучения элективных курсов
Материал, надеюсь, будет полезен учителям-предметникам и заместителям директоров по учебно-воспитательной работе, как опыт по организации элективных курсов в школе....
программы элективных курсов ,курса по выбору и факультатива
1-Курс по выбору .Избранные вопросы математики,9 класс2-Элективный курс. Подводные рифы при подговке к ЕГЭ для учащихся 11 классов3-Элективный курс. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств...
Особенности преподавания математики через курсы по выбору и элективные курсы
Прилагательное «элективный» в переводе с латинского языка означает избранный, отобранный. Отсюда следует, что курс, названный «элективным» должен выбираться.Выбор и посещение элективного курса по мате...
Приказ Управления образования "О результатах муниципальной экспертизы программ курсов по выбору и элективных курсов в 2013-2014 учебном году"
Приказ Управления образования "О результатах муниципальной экспертизы программ курсов по выбору и элективных курсов в 2013-2014 учебном году"...
Авторская программа элективного курса по выбору "Решение генетических задач-как основа выбора профессии"
Программа элективного курса «Решение генетических задач, как основа профессии» ориентирована на учеников 9 класса и рассчитана на 8 часов.Предлагаемая программа элективного курса поможет у...