Возможности выбора при изучении элективного курса
статья (9 класс) по теме

ВОЗМОЖНОСТИ ВЫБОРА ПРИ        ИЗУЧЕНИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА:

  • ВЫБОР СОДЕРЖАНИЯ
  • ВЫБОР СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ВЫБОР МИКРОСРЕДЫ
  • ВЫБОР ФОРМ КОНТРОЛЯ  ПО  ТЕМЕ :
  • ВЫБОР ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА ПО КУРСУ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Семенова Ирина Викторовна МАОУ «СОШ №10»

Возможности выбора при изучении элективного курса

…Приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить, чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека».   А.Дистервег.

В  мудром стихотворении Р.Тагора указан  перечень ошибок учителей, любящих детей без всякой меры:

Отчего погас светильник?

Я заслонил его своим плащом,

Чтобы спасти его от ветра;

Вот отчего погас светильник.

Отчего завял цветок?

Я прижал его к сердцу

С мучительной любовью;

Вот отчего завял цветок.

Отчего высох ручей?

Я запрудил его плотиной,

Чтобы воспользоваться им для себя;

Вот отчего высох ручей.

Отчего лопнула струна арфы?

Я пытался исторгнуть из нее звук,

Который ей был не по силам.

Вот отчего лопнула струна арфы.

Одним из путей решения данных проблем может служить вариативность обучения:

ВОЗМОЖНОСТИ ВЫБОРА ПРИ        ИЗУЧЕНИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА:

  • ВЫБОР СОДЕРЖАНИЯ ( темы: кто такие потребители, информация и потребитель-являются обязательными для изучения всеми учащимися. Но тема «самооборона»   потребителя: наши права» подразумевает выбор конкретных тем учащимися. Это могут быть наши права в магазине, в службе быта, на транспорте, отправляясь в путешествие, получая платное образование.
  • ВЫБОР СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (о них речь пойдет ниже)
  • ВЫБОР МИКРОСРЕДЫ, так как большинство занятий проходит в активных методах обучения, весьма результативной является групповая форма работы, причем дети по собственному желанию определяются в малые группы  постоянного состава. Но если группу учащихся преследует полоса неудач, то в данной ситуации желания детей работать в той или иной группе мало - я вынуждена сама формировать новые по составу группы, либо проводим жеребьевку.
  • ВЫБОР ФОРМ КОНТРОЛЯ  ПО  ТЕМЕ :
  •  ТЕСТИРОВАНИЕ      
  • Подготовка  выступления по теме (государственные и общественные организации по защите прав потребителей в нашем регионе,  реклама и ее регулирование, Зеленое потребление)
  • Обобщающая игра  – «Счастливый случай»
  • Зачетный практикум (выполнение обязательных практических заданий, решение ситуационных задач, составление документов – претензии, искового заявления)
  • ВЫБОР ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА ПО КУРСУ
  • итогом работы учащихся по данной программе может стать деловая игра – учебно-показательный процесс по делу о нарушении прав потребителей. Цель игры – показать, как практически потребитель может осуществить судебную защиту своих прав. Ученики научатся понимать, в каких случаях необходимо обращаться в суд, получат представление об устройстве судебного процесса, продемонстрируют умения, полученные в ходе изучения курса, - составлять претензию, исковое заявление, знание основ потребительского права.
  • Вариантом итоговой работы может стать также подготовка учениками сообщений, рефератов по данной теме в форме «Фестиваля знатоков», рецензирование сообщений учащимися
  •  Либо в конце курса ученикам предлагается  ролевая игра «Работа юридической консультации», в ходе которой дети решают конкретные задачи по потребительскому праву.

Для решения названных проблем  коллегами используются

  • Прагматичный подход
  • Деятельностно-ценностная парадигма. Конструктивизм.
  • Технологии ТОГИС
  • Метод проектов
  • Методы активного обучения

Главный смысл прагматического подхода в том, чтобы в результате изучения курса школьники приобрели набор знаний и умений, которые могли бы, с одной стороны, обеспечить минимальный культурный уровень ученика, а с другой – были необходимы для освоения профиля обучения и профессиональной деятельности.

При отборе содержания курса особое внимание уделяется понятиям, явлениям, событиям, актуальным для современного общества, для выбранной профессиональной сферы.

Например, сегодня важны вопросы, связанные с основами потребительского права, о которых большинство населения имеет поверхностное представление. Изучение этих вопросов в рамках элективного курса «Основы потребительских знаний» может рассматриваться как проба учащихся к выбору ими социально-экономического профиля обучения. Отбор содержания этого курса основывается на прагматическом подходе.

Безусловно, кроме чисто прикладных знаний учащиеся знакомятся с научными достижениями. Вместе с тем одна из проблем этого подхода – фрагментарность, условная «клиповость» в содержании курсов.

Курсы по выбору требуют технологий деятельностно-ценностной парадигмы, предполагающих деятельностное и вместе с тем ценностное освоение содержания. Считаем, что использование проблемного способа позволит наиболее полно решать задачи предпрофильной подготовки, возложенные на курсы по выбору.

Организационно-педагогические, научно-методические условия этого:

  • Большая вариативность содержания
  • Усиление  практической  и опытно-экспериментальной  составляющих
  • Нестандартизированность
  • Краткосрочность

Созвучны идеям  отечественной педагогики организации  занятий в деятельностно – ценностной парадигме взгляды западных ученых, рассматривающих конструктивизм как основу «новой» культуры обучения (Ф.- Й. Кайзер, Х. Камински). В конструктивистском подходе учащиеся также  сами должны развивать базу знаний для решения проблем и кейсов; эти знания по большей части не передаются преподавателем. Новая информация должна расширять имеющиеся знания и навыки таким образом, чтобы их можно было использовать при решении комплексных проблем. Приобретение знаний рассматривается как конструктивный ситуативный  процесс, в котором учащиеся должны активно расширять свои знания. Задача обучающих, которые занимают скорее реагирующую позицию, заключается в организации необходимой учебной среды.

.Принципы конструктивизма, выдвинутые Мандлом и другими его сотрудниками, «умеренными конструктивистами»:

  • Ситуативность на основе подлинных проблем (исходным пунктом обучения служат подлинные и комплексные ситуации, которые благодаря своей связи с действительностью и профессиональной актуальности инициируют учебный процесс и предотвращают приобретение так называемых  инертных знаний).
  • Обучение во множественных контекстах (чтобы приобретенные знания и навыки не привязывались только к одной определенной ситуации, такой подход способствует применению знаний)
  • Обучение с разных перспектив (различные точки зрения, роли различных хозяйственных субъектов)
  • Обучение в социальном коллективе (работа в группах, в сообществе с экспертами)

Для успешной реализации учебных процессов необходимо организовать обучение таким образом, чтобы учащиеся имели возможность на основе самообучения приобретать теоретические знания в связи с практическими проблемами и действиями.

Но конструктивизм имеет и ряд недостатков, которые необходимо учитывать в работе: требует много времени, менее пригоден для передачи системных знаний, основополагающих понятий, происходит перегрузка «слабых» школьников, которые имеют меньшие знания по предмету и недостаточный опыт самообучения.

Главное в этом подходе -  учебная среда, способствующая автономному и социализированному обучению на основе решения комплексных проблем и задач.

Деятельностно-ценностной   «погружение» учащихся в проблемы, рассматриваемые на курсах, может достигаться благодаря:

  • технологии ТОГИС,
  • методу проектов,
  • методы активного обучения.

Технологии ТОГИС (Технология Образования Глобального Информационного Сообщества автор-разработчик В.В. Гузеев) свойственен отказ от акцента на передачу информации. Учитель становится менеджером, организатором образовательного процесса, его основные функции – постановка целей и планирование результатов, организация деятельности обучающихся, управление ею и экспертиза полученных результатов на предмет соответствия планировавшимся. Основной элемент – учебная задача, деятельность  по решению которой должен организовать учитель. Всякую задачу ученики начинают решать с анализа условий и требований, а затем переходят к самой сложной части решения – поиску информации. Например, по  теме «Самооборона потребителя: наши права» ученики сами собирают и анализируют информацию по вопросам, используя алгоритм действий – наши права в магазине, в службе быта, на транспорте, отправляясь в путешествие, получая образование.  Затем я или наиболее подготовленные учащиеся выступают в качестве экспертов, оценивая  полученные результаты.

Профессор Ф.- Й. Кайзер предлагает похожее средство обучения  - кейс – метод. Кейс – метод это обсуждение конкретных случаев из экономической практики, поиск альтернатив, собственных вариантов решения, его обоснование, сравнивание с решением, которое было принято на практике.

Метод проектов широко используется многими педагогами, на нем я останавливаться не буду.

На элективных курсах я  использую методы активного обучения:

Не имитационные

  • проблемная  лекция
  • практикум
  • лекция вдвоем
  • учебный мозговой штурм
  • Дискуссия

Имитационные:

Не игровые

  • анализ конкретных ситуаций
  • решение  ситуационных проблем

игровые

  • деловая игра
  • сюжетно-ролевая игра
  • дидактическая игра
  • тренинги

На занятиях в рамках элективного  курса «Основы потребительских знаний» высокоэффективным может быть применение игровых технологий. Игра – важное средство развития детей, пробы их сил, активного накопления опыта и адаптации к среде. В играх могут моделироваться различные общественные феномены. Большая педагогическая ценность игровых технологий в системе предпрофильной подготовки обусловлена тем, что в процессе игровой деятельности 9-классники знакомятся и незаметно для себя обучаются различным видам деятельности.

Выделим несколько организационных схем включения игровых технологий в рамках предпрофильной подготовки.

СХЕМА 1. (комбинированная) Игра, игровые приемы, тренинги включаются в расписание курса как возможные методы изучения конкретного содержательного элемента учебной программы курса. Это целесообразно, когда подготовительный этап игры не требует больших временных и других ресурсных затрат, а весь игровой период непродолжителен (например, сломанный телефон,  тренинг «приемы эффективного общения», или  в рамках курса включается деловая игра «Кораблекрушение», чтобы показать 9-классникам сложность процесса выбора, рассматриваются приемы эффективного поведения для достижения согласия).

СХЕМА 2. (курс-игра). Весь содержательный материал курса  укладывается в рамки одной игры. Это деятельностное погружение ученика в моделируемые игровые ситуации, отвечающие особым задачам того или иного профиля. Один  из вариантов -  курс может быть организован в виде участия учеников в работе юридической консультации, где дети консультируют граждан  по различным изучаемым вопросам.

СХЕМА 3. (комбинация игр).  Курс представляет собой серию игр разного типа, которые логически и содержательно подобраны так, чтобы учащийся постепенно осваивал определенную целостность профильных знаний и овладевал способами деятельности, характерными для того или иного  профиля. (конкурс дешифровальщиков, игра «контрольная закупка», «случай в магазине», «Адвокат и суд»).

Главный смысл  в том, чтобы в результате изучения курса школьники приобрели набор знаний и умений, которые могли бы, с одной стороны, обеспечить минимальный культурный уровень ученика, а с другой – были необходимы для освоения профиля обучения и профессиональной деятельности.  Для успешной реализации учебных процессов необходимо организовать обучение таким образом, чтобы учащиеся имели возможность на основе самообучения приобретать теоретические знания в связи с практическими проблемами и действиями.

У  учителя в данном случае -  реагирующая позиция, за ним  организация необходимой учебной среды, сопровождение учебного процесса поддержкой, инициативой и советами.

«ПОСРЕДСТВЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ ИЗЛАГАЕТ. ХОРОШИЙ УЧИТЕЛЬ ОБЪЯСНЯЕТ. ВЫДАЮЩИЙСЯ УЧИТЕЛЬ ПОКАЗЫВАЕТ.

   ВЕЛИКИЙ УЧИТЕЛЬ ВДОХНОВЛЯЕТ».

                Уильям Артур Уорд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс

Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...

Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »

« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни.  В ра...

Организация работы по предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов в рамках изучения элективных курсов

Материал, надеюсь, будет полезен учителям-предметникам и заместителям директоров по учебно-воспитательной работе, как опыт по организации элективных курсов в школе....

программы элективных курсов ,курса по выбору и факультатива

1-Курс по выбору .Избранные вопросы математики,9 класс2-Элективный курс. Подводные рифы при подговке к ЕГЭ для учащихся 11 классов3-Элективный курс. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств...

Особенности преподавания математики через курсы по выбору и элективные курсы

Прилагательное «элективный» в переводе с латинского языка означает избранный, отобранный. Отсюда следует, что курс, названный «элективным» должен выбираться.Выбор и посещение элективного курса по мате...

Приказ Управления образования "О результатах муниципальной экспертизы программ курсов по выбору и элективных курсов в 2013-2014 учебном году"

Приказ Управления образования  "О результатах муниципальной экспертизы программ курсов по выбору и элективных курсов в 2013-2014 учебном году"...

Авторская программа элективного курса по выбору "Решение генетических задач-как основа выбора профессии"

Программа элективного курса «Решение генетических задач, как основа профессии» ориентирована на учеников 9 класса и рассчитана на 8 часов.Предлагаемая программа элективного курса поможет у...