Краткий обзор современного состояния частных школ в СПб.
статья по теме

Павлович Роман Сергеевич

Краткий обзор современного состояния частных школ в СПб.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gertsenovskie_chteniya.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Краткий обзор современного состояния частных школ в СПб.

В 2012 году в Санкт – Петербурге функционирует 752 средних учебных заведения[1], в том числе 58 негосударственных образовательных учреждений[2]. В процентном соотношении их количество составляет примерно 7% от общего.

 Так же в городе существуют 13 частных ДОУ. Если составлять сводку по районам, рассматривая только информацию по ОУ, то получается примерно следующая картина:

Ситуация сложилась вполне логичная, уверенное лидерство удерживает центральный район города, учитывая желание и стремление элитных образовательных учреждений располагаться в центре города -  во – первых, для удобства подъезда к ним, ну и во – вторых, такое расположение подразумевает определенный статус, подчеркивает солидность образовательного учреждения. Нужно отметить, держа в уме цены на аренду помещений в центральной части города, что таких привилегий удается добиться действительно, что называется, «избранным» школам.

Достаточное количество школ так же находится в Приморском и Петроградском районах, которые, без сомнения, так же относятся к категории элитных. Наличие внутри них таких административных единиц, как, например, Крестовский остров, ярким образом иллюстрирует схему, когда спрос рождает предложение, учитывая социальный статус и материальное положение жителей этого района.

Выборгский район так же по вполне понятным причинам располагается вверху списка. Как известно, город активнее всего расширяется на юго-запад и на север, что провоцирует приток жителей и  образование новых микрорайонов. В Выборгском районе достаточно мест, считающихся элитными для жилья, а так  как предназначение частной школы, в том числе, состоит и в том, чтобы удовлетворять запросы жителей, то неудивительно мгновенное появление школ в местах образования элитных районов.

Помимо общеобразовательных, в Санкт – Петербурге осуществляют свою деятельность:

4 Национальных школы (2 еврейских, 2 немецких);

3 Светско – Религиозных школы;

1 Вальдорфская школа;

7 школ с экономическим уклоном;

1 школа, имеющая в качестве приоритета театральную деятельность;

2 школы, имеющие в качестве приоритета валеологическую направленность.

Большое содействие в проведении исследования оказала Татьяна Аяновна Щур,  председатель Санкт – Петербургского отделения Ассоциации Некоммерческих образовательных Организаций Регионов (АсНООР).

АсНООР РФ  начала свою деятельность в июле 1996 г. и сегодня является самой крупной в России ассоциацией некоммерческих образовательных организаций.  Ранее АсНООР объединяла только негосударственные образовательные организации. Однако, учитывая ряд произошедших за последние годы изменений, значительно сблизивших правовые базы деятельности негосударственных и государственных (муниципальных) образовательных организаций, с 2011 в АсНООР выделен государственный сектор. АсНООР осуществляет свою деятельность в интересах развития образования и науки, поддержки творческой инициативы, содействия духовному воспитанию детей и молодежи . В настоящее время в ассоциации более 1200 организаций из 47 субъектов федерации: школы, Вузы, средние специальные образовательные заведения, организации дополнительного образования и детские сады, а также другие организации, предоставляющие  образовательные услуги.

Действуют 8 региональных отделений и 32 региональных представительства АсНООР. Наиболее крупные региональные отделения - Московское, Санкт-Петербургское, Самарское и Кубанское.

Беседа с Татьяной Аяновной Щур позволила составить примерную статистическую картину, отображающую соотношение количества учащихся и учителей частных школ Санкт – Петербурга и области. Так, в государсвенных общеобразовательных школах, на одного учителя, в среднем приходится 11-12 учеников. В частных же школах города, количество педагогов на 2012 год 2461 чел., численность учащихся 6384 чел. Таким образом, получается примерное соотношение 2.8 ученика на педагога. Именно это и является основным преимуществом частной школы перед государственной – фактически индивидуальное обучение.

Так же Татьяна Аяновна, являющаяся по совместительству еще и директором частной гимназии Альма Матер, отмечает, что так как до 1992 года в России не существовало нормативной базы, способной разграничить НОУ и государственные школы, первой школой, принципиально отличающейся от государственной, в конце 80-х годов стала Немецкая Гимназия Петершуле. Первым же аккредитованным НОУ в Санкт – Петербурге стала как раз таки гимназия Альма Матер.

Как известно, частная школа предлагает учащимся огромный спектр различных специализаций, начиная от школ с языковым уклоном и продолжая национальными школами, школами отдельно для мальчиков и для  девочек.

Так, например, частная школа «Унисон», в которой в 2009-2010 учебном году довелось работать автору работы, позиционирует себя, как авторская частная школа. Она с 1999 года является федеральной экспериментальной площадкой программы «Школа как центр интеграции основного, дополнительного и домашнего образования» и берет за основу как раз работу с детьми во внеурочное время.  По мнению педагогического коллектива школы «Унисон» - дополнительное образование – одна из важнейших частей в системе современного воспитания школьника. Ведь так важно раскрыть природные возможности детей, дать каждому ребенку дело по душе, дать ощущение успешности, мастерства в каком-либо виде деятельности и помочь сделать осознанный выбор будущей профессии[3].   

Это общеобразовательное учреждение представляет собой 2 площадки – здание старшей школы, арендующая помещение в Санкт – Петербургском дворце пионеров, и младшей школы, находящееся по адресу набережная реки Фонтанки, дом 55. Подробнее остановимся на втором.

Помещение, в котором базируется младшая школа, арендует бывшую квартиру в доме на Фонтанке. Квартира довольно большая, что свойственно домам в центре города, однако в современном понимании школы, конечно выглядит несколько необычно. Все это создает определенную атмосферу уюта и делает взаимосвязь учителя и ученика более тесной и продуктивной. Помещение состоит из 5 комнат, использующихся под классы, коридора, выполняющего роль рекреации, в которой дети находятся во время перемен и  1 комнаты, в которой располагается импровизированная кухня, оборудованная плитой, чайником и остальными необходимыми предметами быта, там ребята могут пить чай, кушать, по случаю каких-то особенных дней проводить мероприятия. Например, чаепитие в честь дня рождения одного из учеников или учителей.

Техническое оснащение школы находится на высоком уровне, классы оборудованы компьютерами и интерактивными досками, таким образом, педагогам предоставлен полный набор средств для качественного осуществления образовательного процесса.

Возрастной состав учащихся варьируется от 7 до 11 лет, соответственно, в зависимости от возраста ребята прикреплены к одному из пяти классов (с 1 по 5). Так же школу посещает группа дошкольного обучения, в которую входят несколько детей в возрасте 5 – 6 лет. В каждом классе количество учеников колеблется от 2 до 5 человек, соответственно общая численность ученического состава примерно 12 – 15 человек, что является оптимальным, учитывая, в том числе и размеры помещения, в котором они обучаются.

В школе обучаются совершенно разные дети, разных национальностей, есть дети с физическими недостатками, что, в принципе, характерно для частных школ города. Усилиями учителей, в школе царит дружественная атмосфера, ученики ни на минуту не остаются без внимания. Несмотря на малое количество человек в классах, ребята не испытывают недостаток общения. В силу того, что помещение школы не большое, ученики разных классов активно общаются между собой на переменах, до и после уроков, вместе участвуют в различных мероприятиях и таким образом прекрасно социализируются.

Возраст практически всех учителей школы не превышает 30 лет, каждый из них привлечен к работе во внеурочное время, учитывая специфику школы. Во время собеседования, при устройстве на работу, одним из главных требований к педагогам является наличие какого – то необычного хобби, которое, в последствии могло бы лечь в основу программы послеурочных занятий. Так в школе функционирует кружок брейк – данса, граффити, спейспейнтинга (рисование по трафаретам). Нужно отметить, что учителям, как и ученикам предоставляется абсолютная свобода в выборе одежды, таким образом, и те и другие могут проявлять свою индивидуальность в том числе и в этом аспекте.

Таким образом, в школе создается предельно дружественная атмосфера, в том числе в среде учителей, которые во многом похожи, все являются творческими людьми и часто становятся товарищами уже вне школы.

По окончании 5 класса, ученики переводятся в здание старшей школы, находящееся в Санкт – Петербургском дворце пионеров. Учителя, работающие с ними целиком повторяют методы предыдущих коллег, таким образом, переход из младшей школы в старшую проходит для учеников максимально плавно и безболезненно, образовательный вектор не нарушается. Школы сотрудничает с такими ВУЗами, как Государственный Университет, Высшая Школа Экономики, Государственный Университет Кино и Телевидения. В старших классах ученикам предлагается посещать курсы в этих университетах и готовиться к поступлению по особым дополнительным программам.

Так же интересным представляется опыт еще одной Петербургской школы «Бобренок»[4], находящейся по адресу улица Депутатская, дом 6, на Крестовском острове, педагоги которой любезно согласились принять участие в социологическом исследовании, задуманного с целью узнать позиции учителей частных школ по некоторым важным вопросам. Ниже приведены вопросы анкеты, на которые отвечали педагоги.

  1. Ваш возраст.                                  
  2. Пол.                              
  3. Должность.
  4. Общий стаж педагогической работы.                                                                            
  5. Учебное заведение, которое вы заканчивали.                                                                                                                                                                                          
  6. Сколько лет вы работаете в частном учебном заведении?                                                                                                  
  7. Сравнивая государственные и частные школы, каким вы отдаете предпочтение? Почему?  
  8. В чем вы видите особенности частного образования?  
  9. Как вы считаете, достаточно ли внимания государство уделяет развитию частного образования?
  10.  С работой каких частных школ, кроме собственной, вы знакомы?  
  11.  В чем вы видите особенность контингента учащихся частной школы?  

Школа является своеобразным филиалом Института специальной педагогики и психологии имени Рауля Валленберга, поэтому значительное количество учащихся сориентированы на поступление именно в этот ВУЗ. Однако ученический состав формирует, в том числе и территориальное расположение школы, она находится в элитном районе, поэтому многие ученики – это дети более чем обеспеченных родителей, что создает, по мнению педагогов, некие проблемы. Так из анализа анкет видно, что в ответе на 11 вопрос учителя упоминают, что это «педагогически запущенные дети», «Дети из обеспеченных семей часто имеют низкую  мотивацию. Их ничем не удивишь» и «Избалованные дети богатых родителей». Возможно, эту проблему стоит спроецировать на многие частные школы города, учитывая элитарность частных заведений и их ценовую политику.

Многие учителя отмечают присутствие в частной школе достаточного количества детей с физическими недостатками, что обусловлено невозможностью их обучения в обычных школах, с большой наполняемостью класса. Частная школа, в которой проводилось исследование, заявляет, что наполняемость классов в ней не превышает 15 человек, что так же можно отнести к особенностям частных школ города.

Из анкет видно, что педагогический коллектив школы в основном состоит из женщин от 30 лет, с опытом работы от 5 лет, что отображает политику этого учебного заведения, в отличие от школы «Унисон», где ставка делается на дополнительное образование учащихся, на развитие их индивидуальности и исходя из этого формируется педагогический состав, в школе «Бобренок» делается упор на знаниевую политику – ученики должны прежде всего освоить учебную программу, получить полный объем знаний и умений. Исходя из этого, формируется и педагогический коллектив, состоящий из заслуженных учителей с большим опытом работы.

В вопросе о том, каким школам отдают предпочтение учителя, частным или государственным, мнения разделились. Часть респондентов отмечает, что в частных школах больше возможностей для раскрытия своих способностей и применения их на практике, многие признаются, что легче работать в классах с небольшим количеством учеников. Нужно отметить и зарплаты, которые в частных школах традиционно выше. Интересно, что разные частные школы используют различные политики в отношении оплаты труда педагогов. В некоторых НОУ действует система почасовой оплаты. Очевидно, что недостаток в том, что оплачивается только непосредственно работа на уроках, в дни школьных каникул педагог остается без оплаты. В других школах, в частности, в рассматриваемой, педагог получает фиксированную плату, независимо от того, учебное ли сейчас время. На момент проведения опроса (март 2012 года) заработная плата педагога в НОУ «Бобренок» составляла 24 тысячи рублей за 18 часов работы в неделю, для всех сотрудников, не зависимо от стажа и категории. Нужно отметить, что заработная плата в государственной школе педагогу без опыта работы и, следовательно, без категории составляет примерно 9-10 тысяч.

Однако достаточное количество опрашиваемых педагогов высказывалось в пользу государственной школы, мотивируя это большим коллективом, как педагогическим, так и ученическим. Некоторые учителя отмечали более «настоящее» образование в государственных школах. Многие упоминали лучшую материальную базу, «надежность», социальные гарантии, когда школа зависит от государства, а не от оплаты родителей – ситуация, при которой благополучие частной школы практически целиком зависит от ее наполняемости. К слову, цена обучения ребенка в этой школе составляет примерно 25 тысяч рублей в месяц, что является средним показателем по городу.

К особенностям частного образования, респонденты относят, прежде всего, малую наполняемость классов, что влечет за собой повышенное внимание педагога к каждому ребенку, с другой стороны отмечаются негативные моменты этого явления – минимум общения ребенка со сверстниками. Так же, среди особенностей учителя отмечают варьирование объема преподавания различных учебных предметов в рамках учебного плана, отсутствие строгих правил и дисциплины. Так же немаловажным видится зависимость от финансирования и ориентация на запрос родителей. Действительно, родители учеников, платящие большие деньги за обучение своих детей вправе требовать от педагогов максимальных результатов. Здесь, к сожалению, видится пересечение со школой государственной, где родители совершенно не желают брать в расчет индивидуальные особенности их детей, зачастую мешающих образовательному процессу, утверждая, что педагог – профессионал обязан работать с любыми детьми и добиваться максимального результата. В частной школе ситуация усугубляется тем, что, как уже упоминалось, благополучие школы во многом зависит от ее наполняемости, поэтому руководители и педагоги вынуждены идти на поводу у родителей.

Стоит отметить так же политику руководства школы «Бобренок» в отношении внедрения технических новшеств в образовательный процесс. Администрация утверждает, что обучение детей должно целиком строиться на их непосредственном взаимодействии с учителем, поэтому в школе практически нет компьютеров, не говоря уже об интерактивных досках и другого технического оборудования. Многие учителя, в основном молодого возраста видят в этом проблему.

Санкт – Петербургская частная школа Дипломат, располагающаяся по адресу ул. Мясная, дом 11 так же имеет отличительные черты, но в целом представляется типичным НОУ. Беседа с одним из учредителей школы Семеном Иосифовичем Меерсоном, позволила выяснить, что школа имеет богатую историю и является одной из первых частных образовательных учреждений Санкт – Петербурга, наравне с такими «гигантами», как Школа Альма Матер и Петершуле. Школа «Дипломат» открыла свои двери 1 сентября 1993 года в помещении Северо-Западного Политехнического института. У истоков школы стояли три соучредителя: Олендзская Ирина Андреевна, директор школы, Меерсон Семен Иосифович и Заборская Ольга Александровна, которая работала в школе до 1998 года. Количество учащихся в школе быстро увеличивалось, и учредители приняли решение о переезде школы по новому адресу: площадь Восстания, д.4. Этот шаг имел реальные цели: школа теперь находилась в старинном здании дореволюционной постройки, расположенном напротив метро «Площадь Восстания», что, несомненно, имело свои преимущества. И, наконец, летом 2004 года школа выигрывает тендер на аренду школьного здания по адресу: Мясная, д. 11.

Отличительными чертами школы являются, прежде всего, школьные автобусы, которые забирают детей и развозят по домам в любые точки города. Наличие таких автобусов не было замечено ни в одной из исследуемых школ. Так же интересной особенностью представляется уклон образовательного учреждения в сторону интеллектуальных игр, таких как «Что? Где? Когда?» и «Брейн Ринг». Актовый зал школы оборудован круглым столом с рулеткой, за которым регулярно собираются команды из учеников, учителей, приглашенных гостей. Ученики школы регулярно и не без успеха участвуют в городских, общероссийских соревнованиях по интеллектуальным играм, о чем свидетельствует стена школьной славы, практически целиком занятая кубками и грамотами, полученными в этих турнирах.

В школе «Дипломат» введена 8-балльная система оценок:

8 – «отлично без недочетов»

7 – «отлично с недочетами»

6 – «очень хорошо»

5 – «хорошо»

4 – «вполне удовлетворительно»

3 – «удовлетворительно»

2 – «неудовлетворительно»

1 – «практическое отсутствие знаний учебного материала».

Предельная наполняемость класса в школе - 13 человек.

При каждом классе работает классная дама. Работают они в постоянном контакте с родителями. При возникновении проблем обе стороны вместе ищут пути их разрешения. И еще одна очень важная задача классной дамы: расширение кругозора детей, формирование всех тех понятий, которые объединяются одним емким словом: «культура». Театры, музеи, выставки, загородные прогулки, дни рождения – вот неполный перечень мероприятий, которые организовывает классный руководитель.

Школа оснащена по последнему слову техники, практически каждый класс оборудован компьютером.

Средний возраст учителей колеблется от 30 до 40 лет, они находятся в прекрасных отношениях с учениками. Из достаточно продолжительной беседы с выпускниками НОУ, выяснилось, что они часто навещают школу, при чем, во многом, как раз таки из-за учителей, с которыми у них сложись прекрасные отношения.

По словам председателя АсНООР Т.А. Щур, основная масса НОУ возникла в Санкт – Петербурге в середине 90 годов и их количество с тех пор остается практически неизменно. Множество школ появляются, но не выдерживают конкуренции и закрываются, не просуществовав и года. Таким образом, можно предположить, что частное образование в Санкт – Петербурге для новых учредителей – это некий закрытый клуб, проникнуть в который чрезвычайно сложно.

Что касается социального состава учащихся частных школ Санкт – Петербурга, госпожа Щур утверждает, что здесь невозможно усмотреть никаких тенденций и последовательностей, в частной школе может обучаться ребенок абсолютно любых родителей, главное, чтобы они были готовы тратить на его обучение N-нную сумму денег из своего бюджета.

Анализ интернет – порталов основной массы негосударственных образовательных учреждений Санкт – Петербурга позволил смоделировать некую типичную школу и выявить ее основные черты, такие как: наполняемость классов от 7 до 10 человек, возрастной состав педагогического коллектива, состоящего в основном из женщин – 40 – 50 лет. Школа находится в арендованном 2-3 этажном здании, обучает детей от 7 до 17 лет, при чем младшие и старшие школьники обучаются в одном здании. Общее количество учащихся в школе колеблется от 100 до 110 человек. Плата за обучение составляет 25 тысяч рублей в месяц. Школа имеет экономическую или языковую направленность. Директором школы является женщина. Педагоги школы в основном имеют опыт работы от 8-10 лет и категорию не ниже первой. Подавляющее количество учащихся успешно сдают выпускные экзамены и поступают в элитные ВУЗы Санкт – Петербурга, из чего можно сделать вывод, что частная школа действительно выполняет свою основную функцию – то есть обеспечивает качественное образование учащихся, формирует их индивидуальность и прививает качества, способствующие их успешному существованию после окончания школы.


[1] http://www.shkola-spb.ru/  (дата обращения 25.04.2012)

[2] http://www.asnoor.ru/  (дата обращения 18.04.2012)

[3] http://unisonschool.ru/ (Дата обращения 9.04.2012)

[4] http://ps.wallenberg.ru/index.php (Дата обращения 9.04.2012)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО учителей иностранного языка. Краткий обзор курса "Стратегия речевого поведения в англоязычной среде"

В англоязычной коммуникативной культуре имеются группы стратегий, позволяющие обеспечить комфортную атмосферу беседы. Для успешного общения необходимым является достижение такого уровня владения языко...

Краткий обзор психиатрических вопросов в работе ГКСУВУ Специальной общеобразовательной школы №1 (закрытого типа)

Незначительные нарушения психического здоровья (легкая органическая неполноценность, незначительное снижение интеллекта) в сочетании с выраженным семейным неблагополучием приводят к грубой социа...

В.Юксерн "Гусли" Краткий обзор романа.

Урок марийской литературы в 11 классе по теме : В.Юксерн.Гусли. Краткий обзор романа с презентацией....

Причины возникновения инфляции (краткий обзор)

Раздаточный материал "Причины возникновения инфляции"....

Урок литературы в 10 классе "А.С.Пушкин.Краткий обзор творчества".

Поэма «Кавказский пленник»Поэма «Бахчисарайский фонтан»Поэма «Цыганы»Поэтический цикл «Подражание Корану»...

Шиллер. Жизненный и творческий путь (краткий обзор).

                   Иога́нн Кри́стоф Фри́дрих фон Ши́ллер 10 ноября 1759, Марбах-на-Неккаре — 9 мая 1805, Веймар) — немецкий поэт, фил...