Краткий обзор современного состояния частных школ в СПб.
статья по теме
Краткий обзор современного состояния частных школ в СПб.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gertsenovskie_chteniya.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткий обзор современного состояния частных школ в СПб.
В 2012 году в Санкт – Петербурге функционирует 752 средних учебных заведения[1], в том числе 58 негосударственных образовательных учреждений[2]. В процентном соотношении их количество составляет примерно 7% от общего.
Так же в городе существуют 13 частных ДОУ. Если составлять сводку по районам, рассматривая только информацию по ОУ, то получается примерно следующая картина:
Ситуация сложилась вполне логичная, уверенное лидерство удерживает центральный район города, учитывая желание и стремление элитных образовательных учреждений располагаться в центре города - во – первых, для удобства подъезда к ним, ну и во – вторых, такое расположение подразумевает определенный статус, подчеркивает солидность образовательного учреждения. Нужно отметить, держа в уме цены на аренду помещений в центральной части города, что таких привилегий удается добиться действительно, что называется, «избранным» школам.
Достаточное количество школ так же находится в Приморском и Петроградском районах, которые, без сомнения, так же относятся к категории элитных. Наличие внутри них таких административных единиц, как, например, Крестовский остров, ярким образом иллюстрирует схему, когда спрос рождает предложение, учитывая социальный статус и материальное положение жителей этого района.
Выборгский район так же по вполне понятным причинам располагается вверху списка. Как известно, город активнее всего расширяется на юго-запад и на север, что провоцирует приток жителей и образование новых микрорайонов. В Выборгском районе достаточно мест, считающихся элитными для жилья, а так как предназначение частной школы, в том числе, состоит и в том, чтобы удовлетворять запросы жителей, то неудивительно мгновенное появление школ в местах образования элитных районов.
Помимо общеобразовательных, в Санкт – Петербурге осуществляют свою деятельность:
4 Национальных школы (2 еврейских, 2 немецких);
3 Светско – Религиозных школы;
1 Вальдорфская школа;
7 школ с экономическим уклоном;
1 школа, имеющая в качестве приоритета театральную деятельность;
2 школы, имеющие в качестве приоритета валеологическую направленность.
Большое содействие в проведении исследования оказала Татьяна Аяновна Щур, председатель Санкт – Петербургского отделения Ассоциации Некоммерческих образовательных Организаций Регионов (АсНООР).
АсНООР РФ начала свою деятельность в июле 1996 г. и сегодня является самой крупной в России ассоциацией некоммерческих образовательных организаций. Ранее АсНООР объединяла только негосударственные образовательные организации. Однако, учитывая ряд произошедших за последние годы изменений, значительно сблизивших правовые базы деятельности негосударственных и государственных (муниципальных) образовательных организаций, с 2011 в АсНООР выделен государственный сектор. АсНООР осуществляет свою деятельность в интересах развития образования и науки, поддержки творческой инициативы, содействия духовному воспитанию детей и молодежи . В настоящее время в ассоциации более 1200 организаций из 47 субъектов федерации: школы, Вузы, средние специальные образовательные заведения, организации дополнительного образования и детские сады, а также другие организации, предоставляющие образовательные услуги.
Действуют 8 региональных отделений и 32 региональных представительства АсНООР. Наиболее крупные региональные отделения - Московское, Санкт-Петербургское, Самарское и Кубанское.
Беседа с Татьяной Аяновной Щур позволила составить примерную статистическую картину, отображающую соотношение количества учащихся и учителей частных школ Санкт – Петербурга и области. Так, в государсвенных общеобразовательных школах, на одного учителя, в среднем приходится 11-12 учеников. В частных же школах города, количество педагогов на 2012 год 2461 чел., численность учащихся 6384 чел. Таким образом, получается примерное соотношение 2.8 ученика на педагога. Именно это и является основным преимуществом частной школы перед государственной – фактически индивидуальное обучение.
Так же Татьяна Аяновна, являющаяся по совместительству еще и директором частной гимназии Альма Матер, отмечает, что так как до 1992 года в России не существовало нормативной базы, способной разграничить НОУ и государственные школы, первой школой, принципиально отличающейся от государственной, в конце 80-х годов стала Немецкая Гимназия Петершуле. Первым же аккредитованным НОУ в Санкт – Петербурге стала как раз таки гимназия Альма Матер.
Как известно, частная школа предлагает учащимся огромный спектр различных специализаций, начиная от школ с языковым уклоном и продолжая национальными школами, школами отдельно для мальчиков и для девочек.
Так, например, частная школа «Унисон», в которой в 2009-2010 учебном году довелось работать автору работы, позиционирует себя, как авторская частная школа. Она с 1999 года является федеральной экспериментальной площадкой программы «Школа как центр интеграции основного, дополнительного и домашнего образования» и берет за основу как раз работу с детьми во внеурочное время. По мнению педагогического коллектива школы «Унисон» - дополнительное образование – одна из важнейших частей в системе современного воспитания школьника. Ведь так важно раскрыть природные возможности детей, дать каждому ребенку дело по душе, дать ощущение успешности, мастерства в каком-либо виде деятельности и помочь сделать осознанный выбор будущей профессии[3].
Это общеобразовательное учреждение представляет собой 2 площадки – здание старшей школы, арендующая помещение в Санкт – Петербургском дворце пионеров, и младшей школы, находящееся по адресу набережная реки Фонтанки, дом 55. Подробнее остановимся на втором.
Помещение, в котором базируется младшая школа, арендует бывшую квартиру в доме на Фонтанке. Квартира довольно большая, что свойственно домам в центре города, однако в современном понимании школы, конечно выглядит несколько необычно. Все это создает определенную атмосферу уюта и делает взаимосвязь учителя и ученика более тесной и продуктивной. Помещение состоит из 5 комнат, использующихся под классы, коридора, выполняющего роль рекреации, в которой дети находятся во время перемен и 1 комнаты, в которой располагается импровизированная кухня, оборудованная плитой, чайником и остальными необходимыми предметами быта, там ребята могут пить чай, кушать, по случаю каких-то особенных дней проводить мероприятия. Например, чаепитие в честь дня рождения одного из учеников или учителей.
Техническое оснащение школы находится на высоком уровне, классы оборудованы компьютерами и интерактивными досками, таким образом, педагогам предоставлен полный набор средств для качественного осуществления образовательного процесса.
Возрастной состав учащихся варьируется от 7 до 11 лет, соответственно, в зависимости от возраста ребята прикреплены к одному из пяти классов (с 1 по 5). Так же школу посещает группа дошкольного обучения, в которую входят несколько детей в возрасте 5 – 6 лет. В каждом классе количество учеников колеблется от 2 до 5 человек, соответственно общая численность ученического состава примерно 12 – 15 человек, что является оптимальным, учитывая, в том числе и размеры помещения, в котором они обучаются.
В школе обучаются совершенно разные дети, разных национальностей, есть дети с физическими недостатками, что, в принципе, характерно для частных школ города. Усилиями учителей, в школе царит дружественная атмосфера, ученики ни на минуту не остаются без внимания. Несмотря на малое количество человек в классах, ребята не испытывают недостаток общения. В силу того, что помещение школы не большое, ученики разных классов активно общаются между собой на переменах, до и после уроков, вместе участвуют в различных мероприятиях и таким образом прекрасно социализируются.
Возраст практически всех учителей школы не превышает 30 лет, каждый из них привлечен к работе во внеурочное время, учитывая специфику школы. Во время собеседования, при устройстве на работу, одним из главных требований к педагогам является наличие какого – то необычного хобби, которое, в последствии могло бы лечь в основу программы послеурочных занятий. Так в школе функционирует кружок брейк – данса, граффити, спейспейнтинга (рисование по трафаретам). Нужно отметить, что учителям, как и ученикам предоставляется абсолютная свобода в выборе одежды, таким образом, и те и другие могут проявлять свою индивидуальность в том числе и в этом аспекте.
Таким образом, в школе создается предельно дружественная атмосфера, в том числе в среде учителей, которые во многом похожи, все являются творческими людьми и часто становятся товарищами уже вне школы.
По окончании 5 класса, ученики переводятся в здание старшей школы, находящееся в Санкт – Петербургском дворце пионеров. Учителя, работающие с ними целиком повторяют методы предыдущих коллег, таким образом, переход из младшей школы в старшую проходит для учеников максимально плавно и безболезненно, образовательный вектор не нарушается. Школы сотрудничает с такими ВУЗами, как Государственный Университет, Высшая Школа Экономики, Государственный Университет Кино и Телевидения. В старших классах ученикам предлагается посещать курсы в этих университетах и готовиться к поступлению по особым дополнительным программам.
Так же интересным представляется опыт еще одной Петербургской школы «Бобренок»[4], находящейся по адресу улица Депутатская, дом 6, на Крестовском острове, педагоги которой любезно согласились принять участие в социологическом исследовании, задуманного с целью узнать позиции учителей частных школ по некоторым важным вопросам. Ниже приведены вопросы анкеты, на которые отвечали педагоги.
- Ваш возраст.
- Пол.
- Должность.
- Общий стаж педагогической работы.
- Учебное заведение, которое вы заканчивали.
- Сколько лет вы работаете в частном учебном заведении?
- Сравнивая государственные и частные школы, каким вы отдаете предпочтение? Почему?
- В чем вы видите особенности частного образования?
- Как вы считаете, достаточно ли внимания государство уделяет развитию частного образования?
- С работой каких частных школ, кроме собственной, вы знакомы?
- В чем вы видите особенность контингента учащихся частной школы?
Школа является своеобразным филиалом Института специальной педагогики и психологии имени Рауля Валленберга, поэтому значительное количество учащихся сориентированы на поступление именно в этот ВУЗ. Однако ученический состав формирует, в том числе и территориальное расположение школы, она находится в элитном районе, поэтому многие ученики – это дети более чем обеспеченных родителей, что создает, по мнению педагогов, некие проблемы. Так из анализа анкет видно, что в ответе на 11 вопрос учителя упоминают, что это «педагогически запущенные дети», «Дети из обеспеченных семей часто имеют низкую мотивацию. Их ничем не удивишь» и «Избалованные дети богатых родителей». Возможно, эту проблему стоит спроецировать на многие частные школы города, учитывая элитарность частных заведений и их ценовую политику.
Многие учителя отмечают присутствие в частной школе достаточного количества детей с физическими недостатками, что обусловлено невозможностью их обучения в обычных школах, с большой наполняемостью класса. Частная школа, в которой проводилось исследование, заявляет, что наполняемость классов в ней не превышает 15 человек, что так же можно отнести к особенностям частных школ города.
Из анкет видно, что педагогический коллектив школы в основном состоит из женщин от 30 лет, с опытом работы от 5 лет, что отображает политику этого учебного заведения, в отличие от школы «Унисон», где ставка делается на дополнительное образование учащихся, на развитие их индивидуальности и исходя из этого формируется педагогический состав, в школе «Бобренок» делается упор на знаниевую политику – ученики должны прежде всего освоить учебную программу, получить полный объем знаний и умений. Исходя из этого, формируется и педагогический коллектив, состоящий из заслуженных учителей с большим опытом работы.
В вопросе о том, каким школам отдают предпочтение учителя, частным или государственным, мнения разделились. Часть респондентов отмечает, что в частных школах больше возможностей для раскрытия своих способностей и применения их на практике, многие признаются, что легче работать в классах с небольшим количеством учеников. Нужно отметить и зарплаты, которые в частных школах традиционно выше. Интересно, что разные частные школы используют различные политики в отношении оплаты труда педагогов. В некоторых НОУ действует система почасовой оплаты. Очевидно, что недостаток в том, что оплачивается только непосредственно работа на уроках, в дни школьных каникул педагог остается без оплаты. В других школах, в частности, в рассматриваемой, педагог получает фиксированную плату, независимо от того, учебное ли сейчас время. На момент проведения опроса (март 2012 года) заработная плата педагога в НОУ «Бобренок» составляла 24 тысячи рублей за 18 часов работы в неделю, для всех сотрудников, не зависимо от стажа и категории. Нужно отметить, что заработная плата в государственной школе педагогу без опыта работы и, следовательно, без категории составляет примерно 9-10 тысяч.
Однако достаточное количество опрашиваемых педагогов высказывалось в пользу государственной школы, мотивируя это большим коллективом, как педагогическим, так и ученическим. Некоторые учителя отмечали более «настоящее» образование в государственных школах. Многие упоминали лучшую материальную базу, «надежность», социальные гарантии, когда школа зависит от государства, а не от оплаты родителей – ситуация, при которой благополучие частной школы практически целиком зависит от ее наполняемости. К слову, цена обучения ребенка в этой школе составляет примерно 25 тысяч рублей в месяц, что является средним показателем по городу.
К особенностям частного образования, респонденты относят, прежде всего, малую наполняемость классов, что влечет за собой повышенное внимание педагога к каждому ребенку, с другой стороны отмечаются негативные моменты этого явления – минимум общения ребенка со сверстниками. Так же, среди особенностей учителя отмечают варьирование объема преподавания различных учебных предметов в рамках учебного плана, отсутствие строгих правил и дисциплины. Так же немаловажным видится зависимость от финансирования и ориентация на запрос родителей. Действительно, родители учеников, платящие большие деньги за обучение своих детей вправе требовать от педагогов максимальных результатов. Здесь, к сожалению, видится пересечение со школой государственной, где родители совершенно не желают брать в расчет индивидуальные особенности их детей, зачастую мешающих образовательному процессу, утверждая, что педагог – профессионал обязан работать с любыми детьми и добиваться максимального результата. В частной школе ситуация усугубляется тем, что, как уже упоминалось, благополучие школы во многом зависит от ее наполняемости, поэтому руководители и педагоги вынуждены идти на поводу у родителей.
Стоит отметить так же политику руководства школы «Бобренок» в отношении внедрения технических новшеств в образовательный процесс. Администрация утверждает, что обучение детей должно целиком строиться на их непосредственном взаимодействии с учителем, поэтому в школе практически нет компьютеров, не говоря уже об интерактивных досках и другого технического оборудования. Многие учителя, в основном молодого возраста видят в этом проблему.
Санкт – Петербургская частная школа Дипломат, располагающаяся по адресу ул. Мясная, дом 11 так же имеет отличительные черты, но в целом представляется типичным НОУ. Беседа с одним из учредителей школы Семеном Иосифовичем Меерсоном, позволила выяснить, что школа имеет богатую историю и является одной из первых частных образовательных учреждений Санкт – Петербурга, наравне с такими «гигантами», как Школа Альма Матер и Петершуле. Школа «Дипломат» открыла свои двери 1 сентября 1993 года в помещении Северо-Западного Политехнического института. У истоков школы стояли три соучредителя: Олендзская Ирина Андреевна, директор школы, Меерсон Семен Иосифович и Заборская Ольга Александровна, которая работала в школе до 1998 года. Количество учащихся в школе быстро увеличивалось, и учредители приняли решение о переезде школы по новому адресу: площадь Восстания, д.4. Этот шаг имел реальные цели: школа теперь находилась в старинном здании дореволюционной постройки, расположенном напротив метро «Площадь Восстания», что, несомненно, имело свои преимущества. И, наконец, летом 2004 года школа выигрывает тендер на аренду школьного здания по адресу: Мясная, д. 11.
Отличительными чертами школы являются, прежде всего, школьные автобусы, которые забирают детей и развозят по домам в любые точки города. Наличие таких автобусов не было замечено ни в одной из исследуемых школ. Так же интересной особенностью представляется уклон образовательного учреждения в сторону интеллектуальных игр, таких как «Что? Где? Когда?» и «Брейн Ринг». Актовый зал школы оборудован круглым столом с рулеткой, за которым регулярно собираются команды из учеников, учителей, приглашенных гостей. Ученики школы регулярно и не без успеха участвуют в городских, общероссийских соревнованиях по интеллектуальным играм, о чем свидетельствует стена школьной славы, практически целиком занятая кубками и грамотами, полученными в этих турнирах.
В школе «Дипломат» введена 8-балльная система оценок:
8 – «отлично без недочетов»
7 – «отлично с недочетами»
6 – «очень хорошо»
5 – «хорошо»
4 – «вполне удовлетворительно»
3 – «удовлетворительно»
2 – «неудовлетворительно»
1 – «практическое отсутствие знаний учебного материала».
Предельная наполняемость класса в школе - 13 человек.
При каждом классе работает классная дама. Работают они в постоянном контакте с родителями. При возникновении проблем обе стороны вместе ищут пути их разрешения. И еще одна очень важная задача классной дамы: расширение кругозора детей, формирование всех тех понятий, которые объединяются одним емким словом: «культура». Театры, музеи, выставки, загородные прогулки, дни рождения – вот неполный перечень мероприятий, которые организовывает классный руководитель.
Школа оснащена по последнему слову техники, практически каждый класс оборудован компьютером.
Средний возраст учителей колеблется от 30 до 40 лет, они находятся в прекрасных отношениях с учениками. Из достаточно продолжительной беседы с выпускниками НОУ, выяснилось, что они часто навещают школу, при чем, во многом, как раз таки из-за учителей, с которыми у них сложись прекрасные отношения.
По словам председателя АсНООР Т.А. Щур, основная масса НОУ возникла в Санкт – Петербурге в середине 90 годов и их количество с тех пор остается практически неизменно. Множество школ появляются, но не выдерживают конкуренции и закрываются, не просуществовав и года. Таким образом, можно предположить, что частное образование в Санкт – Петербурге для новых учредителей – это некий закрытый клуб, проникнуть в который чрезвычайно сложно.
Что касается социального состава учащихся частных школ Санкт – Петербурга, госпожа Щур утверждает, что здесь невозможно усмотреть никаких тенденций и последовательностей, в частной школе может обучаться ребенок абсолютно любых родителей, главное, чтобы они были готовы тратить на его обучение N-нную сумму денег из своего бюджета.
Анализ интернет – порталов основной массы негосударственных образовательных учреждений Санкт – Петербурга позволил смоделировать некую типичную школу и выявить ее основные черты, такие как: наполняемость классов от 7 до 10 человек, возрастной состав педагогического коллектива, состоящего в основном из женщин – 40 – 50 лет. Школа находится в арендованном 2-3 этажном здании, обучает детей от 7 до 17 лет, при чем младшие и старшие школьники обучаются в одном здании. Общее количество учащихся в школе колеблется от 100 до 110 человек. Плата за обучение составляет 25 тысяч рублей в месяц. Школа имеет экономическую или языковую направленность. Директором школы является женщина. Педагоги школы в основном имеют опыт работы от 8-10 лет и категорию не ниже первой. Подавляющее количество учащихся успешно сдают выпускные экзамены и поступают в элитные ВУЗы Санкт – Петербурга, из чего можно сделать вывод, что частная школа действительно выполняет свою основную функцию – то есть обеспечивает качественное образование учащихся, формирует их индивидуальность и прививает качества, способствующие их успешному существованию после окончания школы.
[1] http://www.shkola-spb.ru/ (дата обращения 25.04.2012)
[2] http://www.asnoor.ru/ (дата обращения 18.04.2012)
[3] http://unisonschool.ru/ (Дата обращения 9.04.2012)
[4] http://ps.wallenberg.ru/index.php (Дата обращения 9.04.2012)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на МО учителей иностранного языка. Краткий обзор курса "Стратегия речевого поведения в англоязычной среде"
В англоязычной коммуникативной культуре имеются группы стратегий, позволяющие обеспечить комфортную атмосферу беседы. Для успешного общения необходимым является достижение такого уровня владения языко...
Краткий обзор психиатрических вопросов в работе ГКСУВУ Специальной общеобразовательной школы №1 (закрытого типа)
Незначительные нарушения психического здоровья (легкая органическая неполноценность, незначительное снижение интеллекта) в сочетании с выраженным семейным неблагополучием приводят к грубой социа...
В.Юксерн "Гусли" Краткий обзор романа.
Урок марийской литературы в 11 классе по теме : В.Юксерн.Гусли. Краткий обзор романа с презентацией....
Причины возникновения инфляции (краткий обзор)
Раздаточный материал "Причины возникновения инфляции"....
Урок литературы в 10 классе "А.С.Пушкин.Краткий обзор творчества".
Поэма «Кавказский пленник»Поэма «Бахчисарайский фонтан»Поэма «Цыганы»Поэтический цикл «Подражание Корану»...
Шиллер. Жизненный и творческий путь (краткий обзор).
Иога́нн Кри́стоф Фри́дрих фон Ши́ллер 10 ноября 1759, Марбах-на-Неккаре — 9 мая 1805, Веймар) — немецкий поэт, фил...
Обзор современных моделей профилактик зависимых состояний, задействованных в нашей стране
Методическая разработка...