Предмет, методы и значение производства продукции животноводства и растениеводства в народном хозяйстве.
план-конспект урока (10 класс) на тему

Цель: знать значение производства продукции животноводства в народном хозяйстве, знать роли отрасли животноводства и растениеводства.

Урок по "Основам агрономии и животноводства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka2.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока: Предмет, методы и значение производства продукции животноводства и растениеводства в народном хозяйстве.10 класс.

Цель:

знать значение производства продукции животноводства

в народном хозяйстве, знать роли отрасли животноводства и растениеводства

Актуализация

  1. Откуда появился термин агрономия?
  2. Что является основными разделами современной агрономии являются? (общее земледелие, агрохимия, агрофизика, растениеводство, селекция, семеноводство, фитопатология, сельскохозяйственная энтомология, сельскохозяйственная мелиорация).
  3. Со временем из агрономии выделились следующие науки…
  4. Проверка группового задания

Новая тема:

Мотивирование к учебной деятельности

Учитель: Ребята, нам прислал письмо директор фермерского хозяйства д. Простоквашино - Романа Владимировича.  Цитирую: «Мы работаем в сельском хозяйстве уже не один десяток лет. И вот приехали какие-то бизнесмены и сказали, что на месте наших полей и ферм скоро вырастет новый комфортабельный посёлок, который со временем прирастёт к городу Тюмени. К нам стали ездить проверяющие комиссии . Представители строительной фирмы  говорят, что  ни животноводство, ни растениеводство сейчас никому не нужно, никакой роли оно не играет в жизни человека. Очень прошу у Вас помощи. Свои пожелания я высказал Наталье Владимировне в телефонном разговоре.»  Ну как поможем? (Да)

Как вы думаете, о каких пожеланиях идет речь, в чем могли возникнуть трудности у Романа Владимировича, и как это связано с тем, что мы изучаем основы агрономии и животноводства, в чем мы можем ему помочь?

Учащиеся высказывают свои  предположения:

1.Выяснить роль с/х

2.выяснить значение с/х

3.

Учитель: Действительно, в этих пожеланиях мы можем помочь. У нас сегодня с вами хорошая возможность применить наши знания в программировании на практике в жизненной ситуации. И так, исходя из всего выше нами сказанного, кто может сказать, чем мы сегодня будем с вами заниматься?

Учащиеся: выяснять значение животноводства и растениеводства, их предмет и методы.

Учитель: Так как работы много, а времени мало мы с вами разделимся на группы.  Одна группа ищет значение растениеводства, вторая – животноводства из текста.

Учащиеся работают с текстом.

Учитель:  Сейчас от каждой группы приходят представители и объясняют в чём же значение растениеводста и животноводства.

Учащиеся выступают

Учитель: Спасибо всем. Подытожим: Роль отрасли животноводства – обеспечение населения страны продуктами питания (мясо, молоко, яйцо и др.) и ценным сырьем кожевенную и текстильную промышленность. Роль  растениеводства - на корм сельскохозяйственным животным, используются человеком в качестве пищевых продуктов, а также сырьевая функция - растительная нить. Молодцы, разобрались.

Учитель: давайте посмотрим презентацию и определимся с предметом животноводства. Что он нам несёт?

Просмотр презентации.

Что входит в состав изучения? Ученики пробуют сформулировать. «Технология производства и переработки животноводческой и растениеводческой продукции» - одна из важнейших наук современной биологии, изучающая биологические особенности самого животного, особенности растения, продуктов питания, технологию кормления и содержания животных, технологию посадки и выращивания растений,  воспроизводительные качества и породный состав.

Методы изучения дисциплины: генеалогический (например, проверяется родословная животных для того, чтобы получить хорошее потомство),  биохимический (строения и свойств химических соединений, входящих в состав животных, Клонирование и биотехнология в животноводстве, перспективы генетической инженерии), онтогенетический (предрасположенность к болезням), статистический (Для отображения и изучения количественной и качественной сторон статистического анализа продуктивности животных).

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

- Что для вас было самое трудное на уроке?

- По каким причинам были допущены вами ошибки?

- Легко ли вам было работать в группе?

- Как вы думаете, помогли ли мы Роману Владимировичу?

- Имеет ли место изучаемая нами тема в жизни? Применима ли она для жизненных ситуаций?

Д/з: просмотреть задачи сельского хозяйства в области животноводства и растениеводства в РФ и Тюменской области.

Приложение1

Животноводство производит продукты питания, сырье для легкой промышленности, рабочих животных для выполнения ряда сельскохозяйственных и транспортных работ.

Наиболее важная задача животноводства это производство продуктов питания, в особенности белковых. Наука пока не разработала приемы синтеза пищевых белков н жиров. Работы в этой области ведутся. В значительной степени изучено строение белков, осуществлен синтез отдельных аминокислот, много сделано для получения пищевых жировых соединений из технических жиров, более дешевые растительные масла путем гомогенизации превращают в жиры, которые по своим физико-химическим и вкусовым качествам приближаются к животным жирам. Когда будет осуществлен экономически выгодный и технически совершенный синтез белков и жиров аналогичных животным жирам, сказать трудно. Поэтому в ближайшее время производство и добыча пищевых животных белков и жиров ложится на животноводство, рыболовство и в значительно меньшей степени на охоту.

Мясо, молоко, маточные и мясные продукты относятся к наиболее ценным продуктам питания. Потребление их населением обычно характеризует экономический уровень жизни. При питании трудящихся по научно обоснованным нормам расходы в денежном выражении на животные продукты составляют 60% всех затрат на питание.

Ценность животных белков для питания людей определяется их более совершенным аминокислотным составом по сравнению с растительными белками, благодаря чему такие белки лучше усваиваются и более полно удовлетворяют потребности людей в белковом питании. В мясе, молоке и яйцах содержится много необходимых для человека витаминов, например витамин А и другие. Хорошо удовлетворяют животные продукты потребности людей в минеральных веществах.

Благодаря успехам химии недавно получены синтетические волокна: лавсан, нитрон, винол и другие, которые превосходят натуральную, даже самую лучшую, шерсть по некоторым физическим и технологическим качествам. Такие синтетические волокна обходятся в 5-15 раз дешевле, чем натуральная шерсть. Но пока натуральная шерсть, в особенности тонкорунная и полутонкорунная, важное сырье для шерстеобрабатывающей промышленности.
 Производство кож - не самоцель в животноводстве. Синтетические заменители в ряде случаев превосходят по носкости, крепости, внешнему виду и другим качествам натуральную кожу; стоимость заменителей ниже стоимости натуральной кожи. Поэтому все больше обуви, галантерейных изделий выпускается из синтетических материалов. Конечно, и кожа животных будет в дальнейшем использоваться.

Животноводство, в частности овцеводство и пушное звероводство (норки, соболи, серебристо-черные лисицы, песцы ), дает ценное сырье - мех. Промышленность производит синтетические меха, но по качеству они пока уступают натуральным.

Кровь, железы внутренней секреции животных используются для приготовления лечебных препаратов (гематоген, гормоны, экстракты).

Главное, что сдерживает увеличение производства животных продуктов, это недостаток в кормах. Корма - это сырье для получения молока, мяса, яиц и других продуктов животноводства. Естественно, что при нехватке сырья производство в животноводстве не будет должным образом расти, особенно животноводство. При недостатке корма в первую очередь сокращается полезная продукция, так как питательные вещества сначала идут на поддержание жизни, а потом уже на производство молока, мяса, яиц. В итоге полезная продукция в животноводстве резко опекается, а валовые затраты кормов на каждый центнер молока, центнер привеса, десяток яиц в 1,5—2,5 раза возрастают.

Содержание скота, уход за ним, качество помещений, температура окружающего воздуха и другие гигиенические условия влияют на совершенство использования кормов животными. Например, снижение температуры окружающего воздуха по сравнению с оптимальной температурой на один градус увеличивает потребность животных в поддерживающем корме на 2-4 %.
 

Животноводство - второй цех сельскохозяйственного производства. Первый - растениеводство, которое осуществляет синтез органических веществ за счет солнечной энергии и углекислого газа воздуха. Не все органические соединения используются человеком в качестве пищевых продуктов, а также на технические надобности. Продовольственные культуры, например пшеница, дают не только зерно, но и солому и мякину на корм скоту. Многие растения дают органические вещества в виде вегетативной массы, пригодной лишь на корм сельскохозяйственным животным, в виде зеленой травы, сена и силоса. При обработке зерна, семян масличных культур, сахарной свеклы, картофеля получается большое количество кормовых отходов - отрубей, мучной пыли, сечки, жмыхов, шротов, жома, кормовой патоки, мезги, барды. Доля этих отходов составляет 30-60% от исходного сырья. Разумное и полное использование всех продуктов растениеводства немыслимо без животноводства.

Что же происходит с питательными веществами различных кормов при скармливании их животным? Животные, поедая корма, перерабатывают их в процессе обмена веществ в более ценные продукты питания. В такие продукты превращается лишь часть питательных веществ корма. Это одна из причин того, что продукты животноводства, как правило, дороже продукции растениеводства. Животные выделяют непереваренные остатки в виде кала, который, смешиваясь с подстилкой и мочой, образует очень ценное органическое удобрение - навоз. С навозом вносятся в почву органические вещества и микроорганизмы, которые, в особенностн на нечерноземных почвах, способствуют повышению ее плодородия. Поэтому в нечерноземной полосе получение высоких и устойчивых урожаев невозможно без развитого животноводства.

Животноводство укрепляет финансово-экономическое положение хозяйства, так как позволяет более полно использовать урожаи сеяных культур и естественных угодий, обеспечивает лучшую занятость работников в земледелии в течение года. Например, в летние месяцы наибольшая потребность в рабочей силе в растениеводстве, на фермах требуется меньше рабочих, а зимой наоборот.

Правильно поставленное, высокопродуктивное животноводство дает большую чистую прибыль в хозяйстве. Денежные поступления от животноводства более равномерны и не имеют такого резко выраженного сезонного характера, как в растениеводстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по биологии на тему:«Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печёночники и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве"

«Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печёночники и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйст...

Программа учебной практики - Производство продукции растениеводства

Программа учебной практики   - является основой профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 110401.01  «Мастер растениеводства», в части освоения о...

Программа учебной практики - Производство продукции растениеводства

Программа учебной практики   - является основой профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 110401.01  «Мастер растениеводства», в части освоения о...

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы по ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции животноводства МДК.04.01. Управление структурным подразделением организации для студентов заочной формы

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы  по  ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции животноводства МДК.04.01. Управление ...

Значение экологии для практики народного хозяйства

Значение экологии в народном хозяйстве....