Интеллектуальная игра "А знаешь ли ты?"
классный час (5 класс) на тему

Шкляева Елена Владимировна

Сценарий интеллектуальной игры для обучающихся 5-6 классов по противопожарной безопасности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a_znaesh_li_ty.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА « А знаешь ли ты?»

Цель: Создать  условия для формирования  у детей осознанного  и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.

 Задачи: 1.Получить знания о противопожарной безопасности.

2. Формировать у  учащихся умения и навыки, необходимых для действий при пожарах.

3. Воспитывать коммуникативные способности учащихся при работе в группе.

Условия:1. Игра проводится по принципу телеигры «Счастливый случай».

2. Возраст:  учащиеся 5-6 классов

3. Продолжительность игры: 35-40 минут.

4. Награждение: По итогам игры команды в соответствии с набранными баллами получают призы, сувениры.

5. Ведущие: педагоги (старшеклассники, родители)

Оборудование: название игры из отдельных букв "А знаешь ли ты?"; секундомер; запись фрагмента музыки из телеигры "Счастливый случай"; мешочки и маленькие "бочки" с вопросами для гейма "Заморочки из бочки"; призы для поощрения.

Ход игры

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья. Мы приветствуем Вас на интеллектуальной игре, посвященной противопожарной безопасности «А знаешь ли ты?». В нашей игре принимают участие две команды. Гости и болельщики, я надеюсь, решили, за кого они будут болеть и кого поддерживать. А я хочу представить наши команды (идет представление команд). Выявит победителя нам поможет компетентное жюри в составе:.. (представление жюри). Уважаемые команды и гости! Наша игра пройдет в 4 гейма: «Дальше, дальше», «Заморочки из бочки», «Темная лошадка», «Гонка за лидером». Желаем удачи нашим игрокам!

1 гейм  ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ

Ведущий: В течение 1 минуты команде надо ответить на наибольшее число вопросов. Если команда не знает ответов, то она говорит «дальше», зачитывается ответ, а затем следующий вопрос. За правильный ответ на вопрос команда получает 1 балл.

Определим, кто начнет игру. Право первого хода предоставляется той команде, которая правильно назовет основные причины пожаров (называют)

Ведущий: Победитель определен. Начинаем гейм.

  1. Кто, согласно мифу, принес на землю огонь? (Прометей)
  2. Какие противопожарные средства вы знаете? (Огнетушители, на противопожарном щите – ведро, лопата, багор, в ящике - песок)
  3. Что опаснее при пожаре: огонь или дым? (Дым опаснее, от  удушья погибает большинство людей)
  4. Вам на Новый год подарили фейерверк и бенгальские огни. Где вы будете их зажигать? (На улице, со взрослыми, подальше от легковоспламеняющихся предметов)
  5. Угадайте автора и название произведения:

            Приоткрыла дверцу Лена –

         Соскочил огонь с полена,

               Перед печкой выжег пол

               Влез по скатерти на стол,

               Побежал по стульям с треском,

               Вверх полез по занавескам,

               стены дымом заволок,

               Лижет пол и потолок

                                             (С.Я. Маршак. «Пожар»)

  1. Угадайте автора и название произведения:

              С дымом мешается

           облако пыли,

           Мчатся пожарные

           автомобили,

           Щелкают звонко,

           Тревожно свистят.

            Медные каски

            Рядами блестят  

                                 (С.Я. Маршак, «Рассказ о неизвестном герое»)

  1. Почему пожарная машина может проезжать на красный цвет? (Любое промедление в тушении пожара грозит большими потерями)
  2. Угадайте автора и название произведения: «Внезапно пламя охватило деревья до самых вершин, они с треском запылали. Вся поляна обратилась в шквал искр и дыма. Бильбо вовремя оказался в воздухе, еще минута – и он погиб бы» (Дж. Р. Толкиен. Хоббит, или туда и обратно.)
  3. Почему номер телефона пожарной охраны «01»? (его легко запомнить и можно набрать в темноте)
  4. Угадайте автора и название произведения:

                   А лисички

                  Взяли спички,

                  К морю синему пошли,

                  Море синее зажгли.

                                                     (К.И. Чуковский «Путаница»)

11. Главный способ защититься от пожара (самому не стать его причиной)

12. Кто выходит победителем из борьбы с огнем, не считая пожарных? (тот, кто лучше подготовлен)

13. Из чего возгорается пламя? (из искры)

14. Какой вид топлива  был самым распространенным в хозяйстве 100 лет назад? (Дрова)

15. Как называется твердое горючее полезное ископаемое черного цвета? (Каменный уголь) 

16. Как говорят про работника, который трудится добросовестно, непринужденно? (Работает «с огоньком»)

17. Как древние люди высекали огонь? (Трением камня) 

18. Назовите легко воспламеняющиеся жидкости. (Ацетон, бензин, освежители воздуха)

19.  «Открыв духовку, Наташа увидела на противне Кузьку, который вопил не жалея голоса:
— Обожжешься! Сгоришь! Удирай, пока не поздно!
— Это ты сгоришь! — сказала Наташа.
Не дослушав объяснений, Кузька вылетел наружу как ошпаренный, подобрал коробку с пирожными, надел лапоть и сердито пнул плиту» (Т. Александрова «Домовенок Кузька»)
Ведущий: Первый гейм завершен. Подведем первые итоги. Слово жюри.

2 гейм Заморочки из бочки

Ведущий: У меня имеются пронумерованные бочонки с заданиями. Команды по очереди достают бочонки, а я задаю соответствующий вопрос. На обсуждение ответа - 30 секунд. Если команда отвечает правильно,  то она получает 2 балла. Если же ответ оказался неверным, то право ответа получает команда соперников. Бочонок под номером 7 считается счастливым. По этому номеру команде начисляется 2 балла.

1.   В.А. Гиляровский в книге «Москва и москвичи», писал, что пожарные очень обижаются, когда их называют пожарниками. Как это объяснить? (Пожарные тушат огонь, спасая их жилье и имущество. Пожарниками в Москве называли нищих, которые под видом погорельцев ездили в столицу собирать деньги)

2. После какого события древние скифы вселялись в дома, а мы выселяемся из них? (Скифы жили в глиняных домах, строительство которых завершалось обжигом, т.е. пожаром)

3. В 64 году огонь уничтожил половину Рима. Считают, что его поджог совершил император, чтоб освободить место для своего дворца. Как звали императора? (Нерон)

4. Как раньше оповещали людей о пожаре? (Колокольным звоном – набатом, позже пускали с пожарной каланчи воздушные шары)

    5.Какое событие 1812 года вошло в историю пожарного дела? (Пожар в Москве)

  1. Чем пожарные рукава отличаются от обычных? (Пожарные рукава – это трубы или шланги, по которым пожарные качают воду)
  2. «Счастливый случай»
  3. Что такое пожарная каланча?  ( Крепость, возвышающаяся над зданиями для наблюдения за возникающими пожарами)
  4. Это слово имеет много значений, его употребляют люди разных профессий:  пожарные, портные, географы. Что это за слово? (рукав)
  5. Это слово обычно произносят люди, когда говорят о растениях или оружии. А пожарные пользуются им на работе. Что это за слово? (ствол)

Ведущий: Завершился второй гейм. С

3 гейм Темная лошадка

 Ведущий: Сегодня у нас в гостях …(пожарный, преподаватель ОБЖ, родитель).

(Гость предлагает  для обсуждения вопросы командам, каждый из которых оценивается в 2 балла за полный ответ. Вопросы напечатаны на карточках. На обсуждении – 3 минуты)

Вопросы 1 команде:

Что делать:

1. Если случится пожар, то как ты будешь действовать?

2. Если комната наполняется едким дымом?

3. Если загорелась электропроводка?

4. Если на тебе загорелась одежда?

5. Если при приготовлении пищи загорелся жир на сковородке?

Вопросы 2 команде:

Что делать:

1.Если тебя отрезало огнем в квартире на пятом этаже, и у Вас нет телефона?

2. Если ты увидел, что на опушке леса горит прошлогодняя трава?

3. Если ты увидел, что малыши бросают в огонь бумагу, аэрозольные упаковки,?

4. Если во время телепередачи ты увидел, что из телевизора идет дым?

5.Если ты разжигаешь газовую плиту, и спичка погасла, не успев зажечь газ?

Ведущий: Слово предоставляется жюри для подведения итогов очередного гейма.

4 гейм Гонка за лидером

Ведущий: Наконец мы подошли к последнему гейму. Каждой команде  задают вопросы в течение 1 минуты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если в течение 3-х секунд после прочтения вопроса команда не дает никакого ответа,  зачитывается  правильный ответ и задается следующий вопрос. Начнем  задавать вопросы той команде, у которой меньше очков.

  1. Голубое топливо (газ)
  2. Горит, но не дрова (уголь, газ)
  3. Сооружение для отопления помещений (печь)
  4. Парафиновая  или восковая палочка с фитилем внутри (свечка)
  5. Шипит и злится воды боится (огонь)
  6. Табачное изделие, становящееся причиной пожара (сигарета)
  7. Тонкая палочка с головкой из воспламеняющегося вещества (спичка)
  8. Ем – живу, пью – умираю (огонь)
  9. Черный конь скачет в огонь (кочерга)
  10. Из трубы вьется, а в руки не дается (дым)
  11. С языком, а не лает, без зубов, а кусает (огонь)
  12. Летела мошка - осиновая ножка, на стог села – все сено съела (спичка)
  13. На улице столбом, в избе – скатертью (дым)
  14. Раскаленная стрела дуб свалила у села (молния)
  15. Неконтролируемый процесс горения (пожар)
  16. Универсальное средство для защиты органов дыхания (противогаз)
  17. Надо ли при пожаре открывать форточку? (нет)
  18. Можно ли курить в постели? (нет)
  19. Серая пыль, образующаяся после сжигания чего-либо (зола, пепел)
  20. Я мала, желта, чуть свечу, а если упаду, много горя принесу (свеча, искра)
  21. Этот темный, темный дом

Сто сестричек жмутся в нем. (спички)

  1. Тонкая девчонка, белая юбчонка, красный нос

Чем длиннее ночи, тем она короче. (свеча)

  1. Жевать – не жую, а все пожираю. (огонь)
  2. Что ночью пляшет, а днем отдыхает. (костер)
  3. Я не сам по себе, а сильнее всего

Я страшнее всего,

 И все любят меня, и все губят меня. (огонь)      

      26. На привале нам помог,

            Суп варил, картошку пек,

            Для похода он хорош,

             Да с собою не возьмешь. (костер)

Ведущий: Подведем итоги последнего гейма и узнаем, кто же стал победителем в сегодняшней игре. Слово жюри.

Если к концу игры команды наберут одинаковое число баллов, для определения победителя им предстоит ответить на дополнительный вопрос:

    Тили – тили - бом

           Загорелся кошкин дом.

           Кошка выскочила, глаза выпучила

Что кошка сделала неправильно?

(Открыла окна и двери, не сообщила пожарным, не отключила электроприборы, не затушила печь, создала панику) За один из вариантов ответа засчитывается 0,5 балла.

Награждение победителей.

Ведущий: Вот и подошла к концу наша игра. Что она нам дала? Мы проверили себя на находчивость, смекалку, сообразительность, узнали новое.  Я хочу вам всем пожелать здоровья, и чтобы вы всегда, в любую погоду, в разное время суток, во все времена года соблюдали правила противопожарной безопасности и  не подвергали свою жизнь и окружающих людей опасности. Спасибо.

Пожарам с нами жить запрещено
Помните, ребята, правило одно.
Сам барабан не забарабанит,
Медная труба сама трубить не станет.

И если огонька нет, как говорится,
Пожара никогда, ребята, не случится.

А если порой и случится беда,
То знания наши помогут всегда.
Сразиться с пожаром в огненной схватке,
Пожар усмирить, положить на лопатки.
Иными словами, огонь укротить –
Не сдаться, а выстоять и победить!

Легче, чем пожар тушить,
Нам его предупредить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СВОЙ КРАЙ?»

В данной презентации представлена интеллектуальная игра «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СВОЙ КРАЙ?», которая позволяет учащимся познакомиться с историй родного края, узнать новые и интересные факты....

Интеллектуальная игра « Знаешь ли ты природу России?»

Командная игра позволяет активизировать мотивацию к изучению географии ....

Интеллектуальный марафон «Знаешь ли ты математику?» 5 класс

Математическая игра расчитана на 1 урок  (40 мин). Принимают участие 2 команды: "Знатоки" и "Интеллектуалы". Количество детей в группе не имеет значения, поэтому весь класс мо...

Интеллектуальная игра «Знаешь ли ты Коста?»

Материалы данной разработки можно использовать на уроках русской и осетинской литературы при изучении творчества основателя осетинской литераутры Коста Левановича Хетагурова....