Словарь специальных терминов
консультация по теме

Олейник Марина Вячеславовна

Некоторые специальные термины, которые используются в специальной педагогике, их краткое  объяснение и значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovar_spetsialnykh_tarminov.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инвалид – лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности  и вызывающими необходимость его социальной защиты. (Закон города Москвы "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" от 28 апреля 2010 г. " 16. Статья 1. Сфера действия настоящего Закона)

Ограничение возможностей здоровья – любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным. (Закон города Москвы "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" от 28 апреля 2010 г. " 16. Статья 1. Сфера действия настоящего Закона)

Ограничения жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.  (Закон города Москвы "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" от 28 апреля 2010 г. " 16. Статья 1. Сфера действия настоящего Закона )

Реабилитация инвалидов - система или процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. ( Закон города Москвы "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" от 28 апреля 2010 г. " 16. Статья 9. Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания)

Инклюзия - это процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, социально- экономического статуса родителей и других различий. (Закон города Москвы "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" от 28 апреля 2010 г. " 16. Статья  2. Основные понятия).

Специальные условия обучения (воспитания) - специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья невозможно (затруднено). (Закон города Москвы "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" от 28 апреля 2010 г. " 16. Статья  2. Основные понятия).

Инклюзивное образование - совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений. (Закон города Москвы "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" от 28 апреля 2010 г. " 16. Статья  2. Основные понятия).

Ранняя помощь - семейно-ориентированная комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям младенческого и раннего детского возраста, у которых выявлены нарушения в развитии различных функций либо отклонения от них, а также риски их возникновения в более старшем возрасте, и находящимся в кризисных ситуациях семьям, воспитывающим таких детей. (Закон города Москвы "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" от 28 апреля 2010 г. " 16. Статья  2. Основные понятия).

Базисный учебный план – нормативный документ, определяющий структуру содержания образования, соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (инвариантную и вариативную).

Компетенция –  1) круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен;

2) круг чьих-либо полномочий, прав.

Основная образовательная программа – главный нормативный документ образовательного учреждения, конкретизирующий требования ФГОС  и регламентирующий содержание и условия осуществления образовательного процесса.

Универсальные учебные действия – это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.

Учебная деятельность – особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения.

Федеральные государственные образовательные стандарты как совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Реабилитация: 1) восстановление способности к деятельности; 2) восстановление личного и социального статуса; 3) восстановление прав и свобод и возмещение ущерба в результате оправдания.

Реабилитируемый нуждается в восстановлении:

1) способности к деятельности, утраченной в результате болезни или травмы; 2) личного и социального статуса, утраченного в результате болезни или травмы; 3) прав и свобод, утраченных в результате ложного обвинения

Абилитация – наделение способностями к деятельности, дающими личный и социальный статус и связанные с ним права и свободы (говорящие об о-прав-данности их обладателя)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарь исторических терминов для подготовки к ЕГЭ

В данном словаре даны определения наиболее часто встречающихся исторических терминов...

"Наглядный словарь математических терминов", учебный проект, 7 класс

Методический паспорт учебного проектаВид проекта:среднесрочныйПроект рассчитанна учащихся 7-х классов.Время работынад проектом:ноябрь – декабрьФорма работы:урочно - внеурочнаяИнформационно-метод...

Краткий словарь литературоведческих терминов

Краткий словарь литературоведческих терминов. ЕГЭ. Литература....

«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но о...

Словарь физических терминов за курс физики 7 класса. Кроссворд на эти термины.

Методическая разработка из серии повторительно - обобщающих уроков...

Словарь специальных терминов и понятий

Словарь составлен для учителей коррекционных школ, будет полезен при написании характеристик на учащихся....