Программа ПВК
рабочая программа по теме
Развитие профессионально важных качеств воспитанниц одна из задач повышения мотивации к получению профессии и развитию профессиональных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pervaya.docx | 43.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработала: Мастер п\о: Н.Л. Ефанова
Г. Куртамыш
2004
Пояснительная запискаДанная программа необходима для знакомства и приобретения профессионально важных качеств (ПВК) связанных с усилением индивидуально личностного подхода к обучению по профессиям «Плодоовощевод» «Цветовод».
Назначение программы – содействовать становлению и развитию личности учащихся как будущих профессионалов, показать возможные пути продолжения профессионального образования по специальности.
Цель: сформировать и развить ПВК у учащихся по профессиям: «Плодоовощевод» «Цветовод» на основе индивидуальных особенностей.
Задачи:
- Познакомить учащихся с условиями труда и требованиями, предъявляемыми к подготовке кадров в сельскохозяйственном производстве.
- Познакомить и сформировать ПВК необходимые для получения профессий.
- Определить уровень ПВК в процессе реализации курса.
- Научить учащихся определять цели в поиске работы
Занятия проводятся согласно учебному плану 1час в неделю и являются первоначальной основой для формирования и развития ПВК. Используя возможности училища, педагоги реализовывают задачи программы.
Модель формирования и развития ПВК представлена в (приложении 1)
Знания и умения приобретённые на занятиях будут закрепляться и отрабатываться на уроках производственного обучения и на факультативных занятиях согласно учебному плану. Направления форм работы по развитию ПВК могут быть составлены с учётом имеющихся возможностей, условий, традиций училища.
К концу обучения уч-ся должны обладать достаточным уровням сформированности всех необходимых ПВК. Основные ПВК для профессий должны соответствовать среднему уровню, уровню выше среднего должны соответствовать мышечная выносливость, наблюдательность, заботливость.(приложение 2)
Программа по развитию ПВК разделена на 6 разделов.
Раздел 1.
Введение
Учащиеся знакомятся с изменением характера труда в сельскохозяйственном производстве. Подробно узнают о своих профессиях, требованиях которые предъявляются к человеку, избравшему их. На практическом занятии проводится входной контроль по профессионально важным качествам.
Раздел 2.
Делай своё дело и познай самого себя. Учащимся предлагается самостоятельное тестирование, из которого они смогут понять, что они собой представляют и на что они способны. Ознакомиться с психологическим диагнозом и рекомендациями.
Раздел 3.
Экстрофункциональные качества ПВК.
Учащимся разъясняются такие качества как организованность, мобильность, аккуратность, ответственность , добросовестность, заботливость, которые необходимы для успешного решения профессиональных задач в непрерывном процессе обновления требований со стороны общества к специалисту.
По данным ПВК проводятся различные методики, на которых формируются и развиваются умения и навыки по планированию своей работы и организации рабочего места, рационально, точно выполнять задания, контролировать своё поведение, учиться мобилизовать себя для выполнения работы в течении длительного времени, легко адаптироваться и выполнять работу на любом рабочем месте, в любом коллективе, настраиваться на преодоление трудностей, самостоятельно и объективно контролировать результаты своей деятельности.
Раздел 4.
Полипрофессиональные качества ПВК.
Зрительная память, наглядно-образное мышление, объём внимания, устойчивость внимания. Данные качества направляют деятельность, помогают ориентироваться в конкретных профессиях. Проводят диагностику дают рекомендации психологи. Обмениваются информацией с мастерами и воспитателями. Материалы представлены в приложении 3.
Раздел 5.
Узкопрофессиональные качества ПВК.
К этим качествам относится чувствительность (зрительная, тактильная), без них нельзя стать профессионалом в профессии «Плодоовощевод», «Цветовод». Учащиеся должны обладать хорошо развитым глазомером, тактильной чувствительностью, мышечной выносливостью, наблюдательностью. Занятия проводят мастера производственного обучения.
Раздел 6.
Профессиональная практичность.
При изучении данного раздела учащиеся выполняют самостоятельно работы из природного материала, применяя знания теории и практики. Как выполнять композиции из сухоцветов, живых цветов, украшать интерьер квартиры, офиса. Знакомятся с понятием предприимчивость, учатся предприимчивости в профессиональной деятельности.
Знакомятся с правилами устройства на работу: как написать автобиографию, заполнить анкету, написать характеристику. Научить составлять план – резюме. Где и как найти работу.
Занятия проводятся мастерами производственного обучения согласно программы, которая рассчитана на 24 часа. Обмениваются мнениями с психологом, включая входной, промежуточный и итоговый контроль. Используются активные методы преподавания: индивидуально-групповые занятия, деловые игры, практики, экскурсии, выставки.
Программа рассчитана на все возрастные группы воспитанниц и включает практически все виды деятельности.
Воспитанницы получают первоначальные знания теории и выполняют упражнения, тренинги, тесты 1-2 уровня сложности. Формируют способность быстро включаться в работу. Выполнять практические занятия на творческом уровне.
Контроль формирования и развития ПВК проводится в конце каждого раздела.
Основные профессионально важные качества
по профессиям: «Плодоовощевод», «Цветовод»
- Экстрофункциональные профессионально-важные качества
- Организованность.
- Мобильность.
- Полипрофессионнальные качества
- Зрительная память.
- Наглядно-образное мышление.
- Объем внимания.
4.Устойчивость внимания.
III. Узкопрофессиональные качества
1.Психомоторика.
2.Чувствительность.
IV. Специальная компетентность
1.Производственное обучения.
2.Овощеводство.
3.Плодоводство.
4.Цветоводство.
5.Основы агрономии.
6.Защита растений.
7.Механизация.
8.Охрана труда.
РАССМОТРЕНО Утверждено
на заседании МК мастеров п\о заместителем директора по УПР
и преподавателей профцикла ________________
протокол №______ “_____”______________200 г
Председатель МК
Тематический план
№п/п | Содержание | 1 год обучения | итог | ||
всего | Т | П | |||
1 | Введение | 1 | |||
1.1 | Изменение характера труда в с/х производстве | 1 | 1 | ||
2 | Делай свое дело и познай самого себя | 1 | |||
2.1 | Внутренний мир человека и система представления о себе | 1 | - | 1 | |
3 | Экстрофункциональные качества | 4 | |||
3.1 | Организованность | 2 | 1 | 1 | |
3.2 | Мобильность | 2 | 1 | 1 | |
4 | Полипрофессиональные качества | 5 | |||
4.1 | Наглядно-образное мышление | 2 | 1 | 1 | |
4.2 | Устойчивость,обьем внимания | 2 | 1 | 1 | |
4.3 | Зрительная память | 1 | 1 | ||
5 | Узкопрофессиональные качества | 8 | |||
5.1 | Зрительная чувствительность | 3 | 1 | 2 | |
5.2 | Тактильные ощущения | 3 | 1 | 2 | |
5.3 | Наблюдательность | 2 | 1 | 1 | |
6 | Профессиональная практичность | 2 | |||
6.1 | Предприимчивость | 2 | 1 | 1 | |
7 | Диагностические процедуры( входной, промежуточный, итоговый) | 3 | - | 3 | 3 |
Итог | 24 | 12 | 19 | 24 |
Содержание в работе по развитию у учащихся профессионально – важных качеств
Исследуемые ПВК | Способ проверки | Ответствен- ный | |
Чувствитель-ность | зрительная | Наблюдения в практической деятельности | Мастер п/о |
тактильная | Тестирование, наблюдения в практической деятельности на занятиях теории | Мастер п/о | |
Внимание | объем | Тестирование. Диагностика. Наблюдения в практической деятельности | Психолог,мастер |
устойчивость | Диагностика. Наблюдения в практической деятельности | Психолог, мастер | |
Мышление | наглядно образное | Тестирование. Наблюдения в практической деятельности | Психолог,мастер |
Память | зрительная | Наблюдения в практической деятельности уроков теории. Беседа с учащимися | Психолог,мастер |
Мышечная выносливость | развитие мышц ног | Наблюдения в практической деятельности, моделирование различных проблемных ситуаций | Мастер п/о Преподаватель физ.воспитания |
мышц плечевого и поясничного пояса | Наблюдения в практической деятельности | Мастер п/о Преподаватель физ.воспитания | |
Учебные и интелектуальные основы овладения профессии | организован-ность | Наблюдения в практической деятельности | Мастер п/о |
мобильность (способность к быстрому действию) | Наблюдения в практической деятельности | Мастер п/о |
П В К I. Организованность
Задание №1. Назови инструмент, который тебе понадобится при формировании приствольного круга летом.
Критерии: Эталон:
Высокий 5 1. Лопата
Выше среднего 4 2. грабли
Выше среднего 3 3.секатор
Ниже среднего 2 4. тяпка
Низкий 1 5. ведро.
Задание № 2.
Вечером прошёл дождь. На другой день Лена пошла в огород сеять морковь. Она одела туфли, халат, взяла семена, ведро, лопату, колышки, шнур, метр, секатор и принялась за работу.
Закончив работу, девушка быстро собрала свой инструмент и отнесла в сарай.
Правильно ли Лена организовала свой труд? Найди ошибки.
Эталоны Критерии
1.Галоши. Высокий 5
2.Рабочая одежда. Выше среднего 4
3.Забыла стаканчик. Средний 3
4.Секатор (лишний). Ниже среднего 2
5.Не помыла инструмент. Низкий 1
Контроль развития П В К у учащихся
П. В. К. Зрительная чувствительность
- Глазомер
5 см | 10 см | 15 см | 20 см | 25 см | |
Высокий до 5 % | 5,25см | 9,5см -10,5 см | 14,25 см 15,75 см | 19 см - 21 см | 24 - 26,2 |
Выше среднего до 10 % | 5,5 см | 9см - 11 см | 13,3 см 16,5 см | 18 см - 22 см | |
Средний до 15 % | 5,75см | 8,5 см - 11,5 см | 12,75 см 17,25см | 17 см - 23 см | |
Ниже среднего до 20 % | 6 см | 8 см - 12 см | 12 см - 18 см | 16 см - 24 см | |
Низкий более | > 6 см. | 7 см и более 13 см | 13 и менее 19 и более | 15 и менее 25 и более |
1. Задание: Определи длину полоски.
2.Задание: Найди 5 оттенков одного цвета.
Критерий Эталон ответа
Высокий 5 1. Оттенки красного
Выше среднего 4 (5 цветов)
Выше среднего 3 2. Оттенки фиолетового
Ниже среднего 2 (5 цветов).
Низкий 1
П В К III. Тактильные ощущения.
Задание 1. Определи с закрытыми глазами на ощупь предложенные семена.
Критерии: Эталон:
Высокий 5 1. Свекла
Выше среднего 4 2. Лук-чернушка
Выше среднего 3 3. Дыня (огурец)
Ниже среднего 2 4. Кабачок.
Низкий 1 5. Морковь.
Задание 2. Определи на ощупь.
Критерии: Эталон:
Высокий 5 1. Земля
Выше среднего 4 2.Песок
Выше среднего 3 3.Глина
Ниже среднего 2 4. Перегной
Низкий 1 5. Удобрения.
Проверка памяти
1. В течение 10 секунд учащимся показывается 10 предметов.
По команде учащиеся запоминают предметы и затем записывают их в том же порядке.
правильные ответы
Н = 10 х 100%
Положите на стол 5 предметов и накройте их платком. Снимите платок. В течении 10 секунд учащиеся рассматривают предметы. Предметы закрываются, а учащиеся на бумаге записывают название предметов, которые они запомнили.
Критерии:
Высокий 5
Выше среднего 4
Выше среднего 3
Ниже среднего 2
Низкий 1
2. Даны 5 иллюстраций с изображением культур и их названия.
Задание: В течение 10 секунд рассмотреть данные иллюстрации. Затем убрать иллюстрации и по памяти учащиеся должны соотнести названия с изображением.
Критерии:
Высокий 5
Выше среднего 4
Выше среднего 3
Ниже среднего 2
Низкий 1.
МОНИТОРИНГ УЗКОПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ
№ | ФИО | Уровень ПВК зрительная чувствительность | |||||
входной | промежуточный | итоговый | |||||
№ | ФИО | Уровень ПВК зрительная чувствительность | |||||
входной | промежуточный | итоговый | |||||
№ | ФИО | Уровень ПВК зрительная чувствительность | |||||
входной | промежуточный | итоговый | |||||
МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИЧНОСТИ
(предприимчивость)
ФИО | Уровень ПВК | |||||
Входной | Промежуточный | итоговый | ||||
МОНИТОРИНГ ПОЛИПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ
№ | ФИО | Уровень ПВК зрительная чувствительность | |||||
входной | промежуточный | итоговый | |||||
мониторинг экстрофункциональных качеств
№ | ФИО | Уровень ПВК организованность | |||||
входной | промежуточный | итоговый | |||||
№ | ФИО | Уровень ПВК ЗАБОТЛИВОСТЬ | |||||
входной | промежуточный | итоговый | |||||
№ | ФИО | Уровень ПВК МОБИЛЬНОСТЬ | |||||
входной | промежуточный | итоговый | |||||
№ | ФИО | Уровень ПВК зрительная чувствительность | |||||
входной | промежуточный | итоговый | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...