Быть здоровым учат в школе
статья по теме
Предварительный просмотр:
Быть здоровым учат в школе.
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном условии.
Задачи школы по здоровьесбережению:
развитие здоровьесберегающего пространства школы;
пропаганда здорового образа жизни и формирование стойкого убеждения в личной ответственности учащихся, их родителей и педагогов за состояние здоровья;
обучение приемам поведения в различных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры;
привлечение максимального количества учащихся различных медицинских групп к занятиям в спортивных и оздоровительных секциях;
переход на раздельное обучение мальчиков и девочек в среднем и старшем звене как основу для развития духовно-нравственного здоровья учащихся;
совершенствование нормативно – правовых условий развития и сохранения здоровья учащихся.
Функции различных категорий работников школы
1.Функции медицинской службы школы:
проведение диспансеризации учащихся школы;
медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;
выявление учащихся специальной медицинской группы;
мониторинг состояния здоровья обучающихся.
2.Функции администрации:
общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
организация контроля уроков физкультуры;
обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее контроль;
организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
организация работы психологической службы в школе.
3.Функции классного руководителя:
санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах, пожарной безопасности ;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
организация и проведение профилактических работы с родителями;
организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками;
организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
организация и проведение диагностик уровня и качества знаний правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
Модель здорового школьника.
Изучив различные, предлагаемые в современной педагогической литературе, модели здорового школьника, и исходя из определения понятия «здоровье», я остановилась на следующей формулировке. Она мне кажется оптимальной, компактной и понятной.
Здоровье физическое.
Совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.
Здоровье социальное.
Моральное самообеспечение, адекватная оценка своего Я, самоопределение.
Здоровье психическое:
Высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к действию.
Физическая, физиологическая, психологическая, интеллектуальная культура (управление движением, управление процессами тела, управление своими ощущениями, управление мыслью и размышлениями.)
Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ).
Школьные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм, требуют проведения на уроках ФМ для снятия утомления и ФМ общего воздействия.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения.
1. Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле.
На 1-2-отвести голову назад и плавно наклонить ее; на 3-4 – голову наклонить вперед, не поднимая плечи. Повторить 5 раз. Темп медленный.
2. И.п. – сидя, руки на поясе, 1- поворот головы направо, 2- и.п.; 3 – поворот головы на лево; 4 – и.п. Повторить 6-8 раз.
3. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе, 1- махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 – и.п.; 3-4 – то же правой рукой.
Повторить 4-6 раз. Тем медленный.
ФМ для снятия утомления с рук.
1. И.п. –стоя или сидя. 1 – правую руку вперед, левую вверх.
2 –переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, а затем руки расслабить, опустить вниз и потрясти кистями, наклонив голову вперед. Темп средний.
2. И.п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 –локти назад, прогнуться.
Повторить 6-8 раз, затем руки, расслабив – вниз. Темп медленный.
3. И.п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак. 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки, расслабив опустить и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса.
1. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову, 1 – резко повернуть таз направо, 2- резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс неподвижен. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. И.п. – стойка – ноги врозь, руки за голову, 1-3 – круговые движения тазом вправо; 4-6 – круговые движения тазом влево; 7-8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
- И.п. – стойка ноги врозь. 1-2 – наклон вправо, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь , вдоль тела вверх. 3-4 – и.п.; 5-6 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
ФМ комплектуются для разных групп мышц с учетом их напряжения.
Гимнастика для глаз.
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно.
Повторить 5 раз.
- Крепко зажмурить глаза (сосчитать до 5).
Повторить 5 раз.
- Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево, вправо, вверх, вниз. Повторить 5 раз.
- Проделать 3-4 круговые движения глазами, в среднем темпе, в правую сторону, затем - в правую. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до 6. повторить1-2 раза. Эти упражнения не только снимут напряжение с глаз, но и укрепят глазные мышцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсная работа «Хотите быть здоровыми — умейте быть здоровыми!»
Наше исследование было направлено на изучение влияния на организм человека продуктов питания. Изучение состава пищевых продуктов особенно актуально для нашего училища, так как в ПУ-6 обучают такой спе...
"Быть здоровым - это модно! Быть здоровым - это классно! Быть здоровым - не опасно!"
Занятие о здоровом образе жизни, направленное на профилактику болезней и укрепление здоровья....
Сценарий агитбригады: «Вон из школы никотин, быть здоровыми хотим!»
Цели:Воспитание нравственных качеств – стремление к здоровому образу жизни.Развитие сотрудничества воспитателя и воспитанников, развитие творческих способностей детей.Создание условия для саморазвития...
Классный час: "Крепко – накрепко дружить, С детства дружбой дорожить Учат в школе, учат в школе, учат в школе".
Классный час...
Классный час "Учат в школе, учат в школе, учат в школе..."
Сценарий классного часа к 1 сентября. Содержит интересные конкурсы, стихи и поздравления, красочные презентации....
Подпрограмма развития школы «Здорово быть здоровым»
Школьная среда – мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростков, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребенка. В связи с тем, что большую часть времени дети пребы...
"My school" песня о школе на английском языке (на мотив песни "Учат в школе")
песня о школе на английском языке (на мотив песни "Учат в школе")...