Урок "Разбуди фантазию"
план-конспект урока (6 класс) по теме
Урок "Понятие о фантазировании". Проблемный вопрос: Легко ли выдумывать? Работа в малых группах - инсценирование и озвучивание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 120.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Михайлова Л. В.
Учитель театра
МОУ «Гимназия №2»
Г. Тихвина
Конспект урока
по театру
Тема:
«Разбуди фантазию!»
Понятие
о фантазировании
6 класс
Проблемный вопрос: Легко ли выдумывать?
Форма урока: Решение проблемного вопроса «Легко ли выдумывать?» при помощи собственного воображения и интерактивного метода.
Цель:
- Развивать творческие способности.
-Актуализировать личностный смысл учащихся к умению фантазировать, создавать новое.
Задачи:
- Формирование умения активно включаться в творческий процесс и абстрагироваться от внешних раздражителей,
- Умение преодолевать стеснительность и внутренний зажим.
- Развитие навыка общения, работа в группе.
Основная мысль: фантазированию можно научиться.
Процессы: мышление, фантазия, воображение, внимание, подражание, эмоциональная отзывчивость, интуиция.
Ход урока.
1часть. Организационный момент
Заранее в кабинете стулья разделены на три группы по пять человек. В центре каждой группы стоит куб – стол, на столе лист цветной бумаги, маркер, толковый словарь. Каждой группе присваивается свой цвет – например красный, синий, желтый.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята. Обратите внимание, какая прекрасная погода стоит за окнами и вы такие красивые в этот день, глаза горят, внутренний настрой положительный…я тоже не обычно выгляжу… длинное платье расшито золотом, на голове пышный парик…Сцена… Свет софитов… я в главной роли…вы актеры ведущего театра…Внимание… Третий звонок! Музыка! Занавес!......ой… что я делаю что происходит?
Ответы детей – Вы все выдумали! Вы фантазируете!
Учитель: А вы часто включаете свое воображение?... Скажите какая тема нашего занятия?
Ответы детей: Мы будем фантазировать.
Учитель: Сегодня вас ожидает не совсем обычный урок. Вам предстоит путешествие в мир воображения. Работать мы будем в творческих группах. Напомните мне правила работы в группах:
Ответы детей:
- внимательно слушать,
- уважительно относиться к остальным ученикам,
- не шуметь, обсуждая задания.
Учитель: Помните - Театральная система держится на трех китах - Внимание! Воображение! Вера! (слайд)
2 часть. Сообщение цели, задач урока.
Учитель: Скажите: Любите ли вы мечтать?
Дети: Ответы детей.
Учитель: Человеку во все времена было свойственно - мечтать, придумывать, выдумывать, воображать. Если бы не это свойство, то мир не увидел бы прекрасных произведений искусства, не делались бы открытия в науке. Скажите, а кого мы в первую очередь можем назвать главными выдумщиками, сочинителями с очень богатым воображением?
Ответы детей: Художники, писатели, скульпторы, режиссеры, хореографы и т.д.
Учитель: А зачем всем тем, кого вы перечислили богатое воображение? Что помогает человеку выдумывать? (Слайд)
Ф А Н Т А З И Я!
Учитель: Фантазирую все и всегда. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже. А что такое фантазия?
Тема: Давайте разберёмся! Что такое фантазия! (Формулируют ученики. Учитель обобщает ответы детей)
Учитель: Перед вами толковые словари. Найдите однокоренные слова к слову ФАНТАЗИЯ. (Слайд)
Слайд – ФАНТАЗИЯ - ФАНТАЗЕР – ФАНТАЗИРОВАТЬ
- Способность к творческому воображению, к измышлениям, а также само такое воображение;
- Человек, который любит фантазировать, мечтатель;
- Выдумывать, рассказывать небылицы.
Фантазия — это творчество. Фантазия- это умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть в памяти.
А можно ли научиться фантазировать?
3 часть. Инсценировка рассказа Н. Носова «Фантазеры».
Учитель: Фантазировать, значит создавать, что-то новое и интересное. Мы сегодня с вами попробуем ответить на вопрос легко ли фантазировать? Поможет нам детский писатель Н. Носов.
Отрывок из рассказа Н. Носова «Фантазеры». Дети, готовятся 2 -3 минуты, разыгрывают сценки по ролям.
= 1 =
1 - Сколько тебе лет?
2 – Девяносто пять. А тебе?
1 – А мне сто сорок…. Знаешь, раньше я был большой – большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.
2 – А я, сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.
1 – А я, когда был большой, мог реку переплыть.
2 – А я море мог переплыть!
1 – Подумаешь, море! Я океан переплывал!
2 – А я раньше летать умел!
1 – А ну, полети!
2 - Сейчас не могу – разучился.
= 2=
4 – А я один раз купался в море, и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила
3 – Врешь!
4 – Нет, правда!
3 – Почему же ты не умер?
4 – А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.
3 – Без головы?
4 – Конечно без головы. Зачем мне голова?
3 – Как же ты шел без головы?
4 – Так и шел. Будто без головы ходить нельзя!
3 – Почему же ты теперь с головой?
4 – Другая выросла…
= 3 =
5 – Ну, это что! – Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел!
6 – Вот так соврал!
5 – Вовсе нет.
6 – Почему же ты теперь живой?
5 – Так он же меня потом выплюнул.
= 4 =
7 – Один раз я шел по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики…
8 – Знаю, знаю! Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.
7 – Ничего подобного. Я не про это.
8 – Ну ладно. Ври дальше.
7 – Вот иду я, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой - рраз! – и раздавил в лепешку.
8 – Ха- ха-ха! Вот это враки!
7 – А вот и не враки!
8 – Как же ты мог раздавить автобус!
7 – Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на веревочке тащил.
= 5 =
9 - Ну, это не удивительно… А я раз на луну летал.
10 –Эва, куда махнул!
9 – Не веришь? Честное слово!
10 – На чем же ты летал?
9 –На ракете. На чем же еще на Луну летают? Будто не знаешь сам!
10 – Что же ты там на луне видел?
9 – Ну, что….Что я там видел? Ничего не видел.
10 –Ха-ха-ха! А говорит, на луну летал!
9 – Конечно летал.
10 – Почему же ничего не видел?
9 – А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Летал, летал, а потом бряк о землю…. Ну и проснулся…
10 – А-а, так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты во сне.
= 6 =
11 – Вот врут – то! И вам не стыдно?
5 – А чего стыдно? Мы же никого не обманываем. Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.
11 – Сказки! Нашли занятие!
6 – А ты думаешь, легко выдумывать?
11 – Чего проще!
6 – Ну выдумай что-нибудь…
4часть. Основная. Работа в творческих группах.
Задание №1
Учитель: Мы с вами можем ответить на вопрос: Чем занимались мальчишки из рассказа Н. Носова? Конечно фантазировали!
От героев поступило предложение: «Выдумайте что- ни будь!». Вам предлагается выполнить следующее задание: Каждая группа получает простой геометрический объект:
(Объект высвечивается на доске, и по группам раздается лист с фигурами)
Ваша задача – дорисовать и придумать кто это, где находится и чем занимается? Одушевите простую геометрическую фигурку, вдохните в нее настоящую жизнь со своей историей.
Работа по подгруппам - 7 минут.
Эвристическая задача – лучший способ мгновенно вызвать интерес и внимание к заданию. Работа в группах воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего суждения, если аргументы оппонента оказываются более убедительными.
Оцениваем по схеме расположенной на интерактивной доске.
Учитель вносит результаты в таблицу.
Схема оценивания работ
Объект - Герой | Действия - Цель | Место действия | Результат | |
1 группа | ||||
2 группа | ||||
3 группа |
Эта схема необходима для создания внешней и внутренней характерности образа, а так же для формирования навыка постановки цели и стремления к ней.
Задание готово. Группа выбирает одного, кто покажет и озвучит коллективную работу. Другие команды оценивают по схеме. Схему можно составлять и с помощью табличек и стрелочек на магнитной доске.
Учитель: Оценим работу малых творческих групп. Поле заполнено? История Состоялась? Значит группы справились с заданием.
Задание №2
Учитель:
Внимание! Следующее задание очень интересное и необычное. Проявите свою фантазию, включите внимание и воображение!
Внимание на экран (интерактивная доска).
Вам предлагается прослушать звуковой фрагмент - это голос животного или птицы. Ваша задача представить, как выглядит это животное, и описать его. Возможны фантастические варианты.
Дети прослушивают звуковой фрагмент, работают в группах 1 минуту, отвечают. За тем на экране появляется реальная картинка. Например:
Голос Реальная картинка
- Сокол хохотун -
- Шимпанзе фантазии детей
- - Фламинго -
Задание №3
Учитель:
В предыдущем задании вы слушали и создавали образ. Сейчас перед вами появится зрительный образ, а вам необходимо придумать какие звуки издает данный объект.
Работа в группах 3 минуты.
Объекты: (слайд – 3 фото необычных животных)
Отвечаем по командам. Очень важна роль учителя при выполнении данного задания, мастерство которого помогает преодолеть стеснительность и внутренний зажим.
Задание №4
Учитель:
Ребята мы сейчас только прикоснулись к миру фантазии, а люди, которые создают и сочиняют, например, фильмы, мультфильмы находятся в состоянии постоянного творческого поиска. Вы любите мультфильмы? Нужна фантазия для их создания?
Внимание на экран. Задание прозвучит в необычной форме.
Учитель сам озвучивает фрагмент известного мультфильма
«Каникулы в Простоквашино».
Основная мысль «озвучки»: Я так долго добиралась к вам по сугробам. Хотела вместе с вами посмотреть мультфильм, а звук пропал, сможете ли вы, ребята, озвучить по ролям фрагмент мультфильма?
Детям предлагается озвучить фрагмент, например из мультфильма - «Алеша Попович».
Задание достаточно сложное. Необходимо, чтобы в каждой творческой группе сложилось взаимопонимание.
5 часть. Подведение итогов.
Учитель:
Как вы ответите на заданный вопрос – легко ли фантазировать?
Ответы детей:
- Фантазировать не легко, но очень интересно.
- Иногда фантазия «спит».
- Фантазию можно тренировать.
- «Ум хорошо, а два лучше».
- Чтобы научиться фантазировать «не как все», нужно развивать воображение
И др.
6 часть. Рефлексия
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- меня удивило…
Учитель:
Придумывать что-то новое, изобретать, фантазировать – значит делать свою жизнь и жизнь окружающих лучше, ярче, интереснее, увлекательнее. Творческое, нестандартное отношение нужно всегда, чем бы человек не занимался.
Мечтайте и фантазируйте!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "Полет фантазии"
Подробное описание творческого проекта по технологии, участника регионального этапа олимпиады...
разработка открытого урока "Фантазии из соленого теста"
Технология поэтапного изготовления "венка" из соленого теста...
открытый урок по композиции "Фантазии из соленого теста"
призентация к открытому уроку...
Фантазии в стиле декупаж
Урок декоративно-прикладного творчества. Является как бы продолжением презентации "Декупаж" На данном уроке учащиеся осваивают декупаж на ткани....
Интегрированный урок изобразительного искусства и психологии «Реальность и фантазии в творчестве художника».
Новизна представленного урока -в интеграции двух направлений: изобразительного искусства и психологии в рассматривании природы творческой деятельности ...
мастер-класс "Фантазия и творчество в графике"
Мастер – класс «Фантазия и творчество в графике» разработала Казанцева Галина Никитична учитель технологии высшей категории МОУ СОШ п. Алексеевка Хвалынского района Саратовской области. Цель: обо...
План-конспект объединения "Природа и фантазия"
План-конспект объединения "Природа и фантазия" первого года обучения....