Система работы по профилактике психоактивных веществ в школе
статья по теме

Вахонина Инна Викторовна

С этим материалом я выступала на Областной  межведомственной региональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы наркологии». В статье отражена система работы по первичной профилактике упортребления психоактивных веществ в образовательных учреждения города Омска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_po_profilaktike_pav.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Система  работы образовательных учреждений по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ.

Масштабность и глубина проблемы употребления психоактивных веществ требуют изобилия  информации, чтобы истина о вреде алкоголя, курения, наркомании и токсикомании, факторов, способствующих их употреблению, дошло до каждого. Данные государственной статистики последних лет  свидетельствуют о быстром увеличении числа потребителей ПАВ среди молодёжи. Борьба с ними - это задача  не только государства в целом, но каждого отдельного гражданина, а особую роль в решении данной проблемы, несомненно, играет школа.     Дети – это наше будущее и систематическая профилактика ПАВ в школе является одним из важных разделов воспитательной работы.

Опыт показывает, что борьба с зависимостями может быть эффективной лишь на системной и долгосрочной основе. Естественно, нужен целый комплекс мер. С одной стороны - ограничительных, с другой стороны - разъяснительных, пропагандирующих здоровый образ жизни. Жизнь уже доказала, что только  административными запретами проблему не решить.  Самое пристальное внимание должно уделяться профилактике зависимостей и пропаганде здорового образа жизни, в первую очередь, в подростковой среде, закладывая основы в начальной школе. Делать это необходимо на новом современном уровне с использованием всех возможностей системы образования и средств массовой информации, учитывая интересы и психологию молодых людей.

Школа как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики приобщения к психоактивным веществам, а также имеет огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка, доступ к его семье.

 Главная цель профилактической работы в школах заключается в формировании у детей ценности здорового образа жизни, сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья, изменения отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на психоактивные вещества в молодежной среде.

Ожидаемый результат деятельности - личностный рост всех участников образовательного процесса, осознанное отношение к собственному здоровью.

Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления ПАВ основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семья, школа и досуг.

Во всех образовательных учреждениях города ведется большая работа по профилактике употребления психоактивных веществ. Ежегодно проводится опросы и анкетирование учащихся, целью которых является выявление детей, употребляющих ПАВ (курящих, употребляющих алкоголь и наркотические вещества)

 На несовершеннолетних, поставленных на профилактический учет за употребление психоактивных веществ, в образовательных учреждениях разрабатываются программы индивидуальной профилактической работы.

Обязательно привлекаются к подобной работе узкие специалисты: психологи, врачи - наркологи, неврологи, психиатры.  Используются  такие формы работы, как    система индивидуальных профилактических бесед, коррекционные занятия, тренинги.

Непосредственная помощь оказывается родителям обучающихся: социально-правовая помощь и поддержка, поиск путей выхода из сложившейся ситуации, в первую очередь, активизируя и используя ресурсы самой семьи. К данной работе привлекаются специалисты «Городского психологического оздоровительно-образовательного центра  города Омска», которые систематически проводят занятия для родителей, индивидуальные и групповые консультации, в результате которых выстраиваются индивидуальные образовательные маршруты по всем направлениям деятельности.

        В общеобразовательных учреждениях города Омска созданы и ежемесячно обновляются территориальные банки данных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении. Параллельно классными руководителями, специалистами социально – психолого – педагогических  служб образовательных учреждений ведётся систематическая работа по раннему выявлению возможного неблагополучия детей. В сотрудничестве с отделами полиции УМВД России по г. Омску, комплексными центрами социального обслуживания населения систематически проводятся рейды по выявлению несовершеннолетних и их семей, оказавшихся  в трудной жизненной ситуации.

В результате тесного сотрудничества с медицинскими учреждениями (врачами - наркологами, психотерапевтами, педиатрами и др.) в школах проводятся лекции, беседы, групповые и индивидуальные консультации.

Традиционными стали мероприятия, проводимые образовательными учреждениями в летний период:

- работа лагерей с дневным пребыванием для детей в возрасте от 7 до 17 лет, - занятость обучающихся в школьных трудовых бригадах;

- ежегодное оздоровление обучающихся, находящихся в социально опасном положении, на базе детских оздоровительных лагерей.

Образовательные учреждения уделяют пристальное внимание организации внеурочной занятости обучающихся данной категории: происходит вовлечение несовершеннолетних в социально-значимые виды деятельности (волонтёрское направление, спортивные соревнования, социально – педагогические проекты), происходит создание условий для приобретения позитивного социального опыта.

Но все-таки хотелось более подробно рассказать о той деятельности, которая ведется непосредственно в нашем образовательном учреждении. В системе профилактической работы нашей школы можно выделить два направления:

  • меры общей профилактики, обеспечивающие  вовлечение всех учащихся в жизнь      школы,
  • и меры специальной профилактики учащихся, состоящих на различных видах учета и   нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними на  индивидуальном уровне.

          О специальной  профилактике  сегодня уже много говорили. И подростки, состоящие на учете, находятся под наблюдением многих специалистов – и социального педагога школы,  и врачей-наркологов, и психиатров,  и инспекторов ОДН и т.д.

          Мне бы хотелось  поделиться опытом, как строится работа в школе по общей профилактике. Ведь невозможно выделить профилактику употребления  наркотиков и психо-активных веществ и не говорить сегодня о профилактике правонарушений, так как все это взаимосвязано. И зачастую одно является следствием другого.

   И все-таки приоритетной для нас является позитивная профилактика, целью которой является воспитание личностно развитого человека, способного справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ.

Учить навыкам позитивной профилактики можно на любом уроке, классном часе и внеклассных занятиях. Это и есть основа успешности обучения.

Важную роль в профилактической работе имеет альтернативная употреблению ПАВ деятельность. Грамотно организованный досуг ребят –это школа поддержки одобрения и ободрения ребенка, а тем более слабого, «трудного», так как победа ребенка в досуговом деле – это здоровье, добрые положительные эмоции, шансы реализоваться. Сегодня как никогда детям нужен досуг. С этой целью большое значение уделяется  развитию сети дополнительного образования. 

          На сегодняшний момент на базе школы действует 23 кружка и спортивных секции: 16 – для учащихся начальной школы и 7 – для учащихся средней и старшей школы.  Это спортивные секции футбола, волейбола, баскетбола, каратэ, оздоровительной аэробики, хоккея,  ансамбль бального танца, ансамбль эстрадного танца, студия художественного слова,  вокальная студия, ИЗО-студия, студия ДПИ, клуб КВН-щиков,  и многие другие.  Так что у наших детей есть  возможность выбрать себе занятие по интересам.

Формирование грамотности в вопросах здоровья происходит через разнообразные по форме воспитательные мероприятия: классные часы, ролевые игры, беседа-диалог, диспуты, круглый стол, дискуссии, игры и тренинги.

               Огромная  роль отводится  проведению массовых мероприятий  с целью воспитания у обучающихся культуры здоровья: «День здоровья», спортивные соревнования «Папа, мама,  я – спортивная семья», спортивно-оздоровительные праздники, легкоатлетические кроссы, соревнования «Школа безопасности» и «Безопасное колесо», День защиты детей, смотры строя и песни, встречи с известными спортсменами города Омска,  участие в антинаркотической акции, участие в акции «Школа против курения». конкурсы плакатов и рисунков  «Я за здоровый образ жизни», конкурс  буклетов на антинаркотическую  тему «Я выбираю жизнь!», выступление агитбригады « В здоровом теле – здоровый дух!»и др. Любое мероприятие, проводимое в школе, должно быть ярким, красочным и запоминающимся. Только тогда оно достигнет своей цели, и  профилактической, и воспитательной.

Для того, чтобы работа по профилактике употребления ПАВ была более эффективной, мы привлекаем к ней медицинских работников, специалистов городского наркологического диспансера, психологических служб города. Регулярно проводятся беседы  и лекции по данной тематике в различных возрастных группах. В нашей школе нет психолога, поэтому сотрудничество с врачами-наркологами и психологами для нас очень важно, так как проблема профилактики употребления наркотиков и ПАВ достаточна специфична и не всегда классный руководитель обладает достаточной информацией и компетентностью в данном вопросе.  

          В прошлом году  учащиеся нашей школы  приняли участие  в акции с экспресс-тестированием «Свобода выбора» с привлечением наркологов БУЗ ОО «Наркологический диспансер».

Здоровый образ жизни, который прививается учащимся в школе, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Поэтому школа организует тесное сотрудничество с родителями обучающихся. Проводятся родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ: «Как поговорить с ребенком о наркотиках», «Курение и дети», «О курительных смесях и цифровых наркотиках». На заседаниях общешкольного родительского комитета рассматриваются вопросы организации ЗОЖ учащихся. Проводятся индивидуальные беседы и консультации с родителями.

Понимая важность данной проблемы, в школе налажена методическая работа с педагогическим составом. Это обучающие семинары по вопросам профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних,  выступления на педсоветах, на совещаниях при директоре школы, круглые столы.

 И, конечно же, самым эффективным, значимым и наглядным результатом деятельности школы по профилактике стали социальные проекты:

  • Консультант по телефону
  • Детское адвокатское бюро
  • «Убежище» для подростков

Основной проект, который включает в себя все остальные социальные проекты,  называется «Убежище». Он реализуется волонтерами школы вместе с социальным педагогом.

             Определив проблемы, существующие в подростковой среде, выяснив, что подростку бывает необычайно трудно поделиться со взрослыми своими настоящими проблемами, приоткрыть свой внутренний мир,  волонтеры школы обратились к своим сверстникам со следующим обращением:

Внимание! Всем! Всем! Всем! (Особенно тем, кому сейчас трудно)

КАЖДОМУ ИЗ НАС НУЖНО ТАКОЕ МЕСТО, ГДЕ

  • ТЕБЯ ПОЙМУТ
  • ТЕБЕ ПОМОГУТ
  • ТЕБЕ БУДЕТ СПОКОЙНО И ХОРОШО  В  ТРУДНУЮ МИНУТУ!

ТАКОЕ  МЕСТО ПОЯВИЛОСЬ В НАШЕЙ ШКОЛЕ.

ЭТО  ТВОЕ «УБЕЖИЩЕ»

  • ЕСЛИ ТЕБЕ СЕГОДНЯ ПЛОХО;
  • ЕСЛИ ТЕБЕ НЕКУДА ПОЙТИ;
  • ЕСЛИ ТЫ НУЖДАЕШЬСЯ В СОВЕТЕ –

ПРИХОДИ В «УБЕЖИЩЕ»

ТЫ МОЖЕШЬ НАДЕЯТЬСЯ НА ПОМОЩЬ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА, А ГЛАВНОЕ – НА ПОНИМАНИЕ ТВОИХ ТОВАРИЩЕЙ.

          В школе был  выделен кабинет, который ребята сами оформили.

В своем «Убежище» они организовали Детское адвокатское бюро, которое помогает учащимся школы разрешать спорные ситуации, возникающие в учебном процессе или каких-то жизненных ситуациях, а также защищает права подростков.

           В «Убежище» волонтеры оказывают консультационную помощь по правовым  вопросам, связанным с употреблением ПАВ. Один раз в месяц  работает консультант по телефону, когда в течение двух часов подростки могут получить ответы на любые интересующие их  вопросы по телефону.

          Кроме работы в ограниченном пространстве «Убежища»  наши волонтеры организуют различные акции для учащихся  разных возрастных групп, для родителей, а так же для жителей микрорайона.

          Одним из наиболее эффективных результатов деятельности волонтеров можно назвать выступление агитбригады « Мы – за здоровый образ жизни»

Свое выступление хочу закончить  строчками, написанными ученицей нашей школы, волонтером и основателем нашего «Убежища»  для агитбригады «Я выбираю – жизнь!»

Наше будущее – это мы!

И каждый хочет, чтобы будущее было светлым.

В состав характера привычки включены.

И в каждом борется полезное со вредным.

Привычки наши – спутницы по жизни,

И отвыкать от них и тяжело, и долго…

Главное – к хорошим привыкать,

А у детей всегда соблазнов много!

Надо каждому в себе оставить лишь хорошее,

И это все и каждый понимать должны.

Мы вместе можем сделать очень многое

Потому что будущее - это мы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по профилактике детского дорожного травматизма

В презентации показан материал по предупреждению дорожного детского травматизма, описаны результативные формы работы с разновозрастными группами обучающихся....

Закревская О.В. Развивайся, малыш. Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста

В пособии предлагается система педагогической помощи детям раннего возраста с отставанием и отклонениями в развитии. Она предусматривает пошаговое обучение ребенка, уровень развития которого соответст...

Проект на тему:"Система работы по профилактике и предупреждению нарушений осанки."

Данный проект предназначен для начальной школы и раскрывает систему работы по профилактике и предупреждению нарушений осанки и сколиоза. Он содержит обоснование выбора темы, этапы проектирования,...

Модель сетевого взаимодействия «Детский сад + школа». Система работы по обеспечению преемственности «Детский сад + школа» в условиях реализации ФГОС.

Королева Н.С., Шестопалова Л.А., Фомина А.С.Стандарты второго поколения одной из приоритетных задач определяют преемственность в обучении. Обеспечение преемственности позволяет решить проблему адаптир...

«Характеристика и анализ системы работы по профилактике правонарушений среди подростков в школе»

Характеристика и анализ системы работы по профилактике правонарушений среди подростков, проводимой  службой сопровождения ГБОУ  школы № 641с углубленным изучением английского языка  Нев...

Комплексная программа "ЗОЖ и профилактика психоактивных веществ (ПАВ)"

Потребление ПАВ имеет негативные, социально-экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в ц...