Публикация "Активные формы и методы обучения в процессе формирования компетенций обучающихся"
материал по теме

Крылова Анастасия Сергеевна

Предварительный просмотр:

Активные формы и методы обучения в процессе формирования компетенций обучающихся 

                                              А.С. Крылова

ГОУ СПО ТО «ДТИВТ»

В процессе интеграции России в общеевропейское образовательное пространство выявилась потребность государства в компетентных, мобильных, конкурентоспособных специалистах. Актуальность формирования профессиональных компетенций обусловлена необходимостью расширения профессионального признания, сопоставимости и совместимости дипломов и квалификаций.

Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем.  

В последние десятилетия широкое распространение получили так называемые активные методы обучения. При таком обучении формируются и развиваются такие качества, как самостоятельность студентов, ответственность за принятие решений; познавательная, творческая, коммуникативная, личностная активность учащихся, определяющие поведенческие  качества компетентного работника на рынке труда и способствующие социализации личности.

Активные методы обучения:

  1. неимитационные: проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, поисковая лабораторная работа, исследовательский метод, самостоятельная работа с обучающей программой (программированное обучение), самостоятельная работа с книгой.
  2. имитационные:
  1. неигровые: анализ конкретных производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, упражнения-действия по инструкции (лабораторные и практические работы по инструкции), выполнение индивидуальных заданий в процессе производственной практики;
  2. игровые: имитация деятельности на тренажере, разыгрывание ролей (элементы деловой игры), деловая игра.

Активные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Следовательно, наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие. Эти данные показывают целесообразность использования активных методов обучения.

Активные методы обучения формируют у обучаемых не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки и правильного принятия решений.

Использование АМО, их выбор определяются целями и содержанием обучения, индивидуальными особенностями обучаемых и рядом других условий.

Опыт преподавания свидетельствует о целесообразности сочетания различных методов и форм.

Наиболее результативным, как подтверждает практика, является сочетание трех основных компонентов:

  • проблемность (выделение проблемы, ее постановка, поиск путей решения, решение через выявление и разрешение диалектических противоречий);
  • избранный метод (методы) проведения занятий;
  • соответствующая ему форма (формы).

Для использования АМО обязателен методический инструментарий: сценарий проведения учебных занятий (в особенности практических), а также планы их проведения и учебно-методические разработки для самостоятельной работы обучаемых.

 Сценарий занятия – это комплексный методический документ (разработка) по проведению конкретного занятия по теме, создаваемый преподавателем. Он представляет собой схематическое описание содержания темы (ее основные проблемы и структуры) и процесса его развертывания в деятельности обучаемых с указанием времени, методологических способов и средств исполнения.

 В дополнение к этому разрабатывается комплексное задание по данной теме, которое включает:

  • целевые установки обучаемым на самостоятельную работу;
  • методические рекомендации;
  • основную литературу, необходимую для подготовки;
  • проблемные задачи и задания;
  • вопросы для самоконтроля обучаемых.

Активные методы обучения используются мною на различных этапах учебного процесса. При изучении нового материала применимы проблемная лекция, учебная дискуссия, мозговой штурм; для организации закрепления учебного материала, контроля знаний эффективны такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование; формирование профессиональных умений возможно с использованием моделированного обучения, игровых и неигровых методов, тренингов.

В настоящее время актуальными являются вопросы использования мультимедийных интерактивных технологий. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и студента: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

Основу реализации интерактивных технологий в техникуме составляют интерактивные лекции. По сравнению с традиционным уроком-лекцией данная методика активизирует процесс преподавания, повышает интерес студентов к изучаемой дисциплине, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала. Интерактивность дает студентам возможность активно вмешиваться в процесс обучения: задавать вопросы, получать более подробные и полные пояснения по неясным фрагментам учебного материала. Эффективность применения интерактивной лекции в ходе преподавания дисциплин «Базы данных», «Операционные системы и среды» объясняется сочетанием словесных и наглядных методов, делающим занятия необычными, насыщенными, интересными и привлекательными.

Студентам старших курсов, имеющим более высокий уровень компьютерной грамотности, предлагается создание проектов с элементами исследовательской деятельности. Традиционными стали видеопроекты, включающие выбор темы, поиск информации, написание сценария, распределение ролей, процесс съемки, монтаж готового фильма, представление и демонстрацию фильма. Создание реального проекта, творческого продукта способствует формированию навыков межличностного взаимодействия, развитию навыков работы в группе.

Таким образом, единство и взаимосвязь активных методов позволяет осуществлять обучение как совместную творческую деятельность преподавателя и обучаемых, сотворчество и сотрудничество, значительно повысить эффективность и качество подготовки специалистов.

Литература

  1. Бахтина И. Активные методы обучения.//  2011, №4, с.20-21.
  2. Китайгородская Г.И. Познавательная самостоятельность. Диагностика и пути развития. Наука и школа. – 1999. - № 3. – С. 27-31.
  3. Полат Е. С. Новые педагогические информационные технологии в системе образования. - М., 2010.
  4. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров и др.; под ред. Е.С. Полат.  – М.: Издательский цент «Академия», 2009. – 400с.
  5. Сластенин, В.А.  Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. - М.: Академия, 2008. - 576 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции"

Материал может быть использован при подготовке выступлений на педчтениях....

презентация на тему "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции" 2

Материал может быть использован при подготовке выступлений на педчтениях....

презентация на тему "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции" 3

Материал может быть использован при подготовке выступлений на педчтениях....

Доклад "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции"

В докладе говорится о том,что для формирования этой компетенции и тех частных элементов, которые определяют её содержание, необходимо по - новому взглянуть на систему методов и приемов, организующих д...

Доклад " Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции"

Одним из приоритетных направлений является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответств...