Профориентация младших школьников
статья на тему

Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный вопрос. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти своё место в мире профессий сложно и начинать это нужно с младшего школьного возраста. О направлениях профориентационной работы в начальной школе пойдёт речь в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mladshiy_shkolnyy_vozrast_nazyvayut_vershinoy_det.docx37.91 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогической секции учителей начальных классов

«Профориентация в начальной школе»

Выступление подготовила:

Кузьмина Екатерина Владимировна,

учитель начальных классов

МОУ школа-интернат

2013г.

г.о.Жуковский

Профориентация в начальной школе.

        Профориентация – это комплекс психолого-педагогических мероприятий направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а так же с учетом потребностей в специальностях на рынке труда.

        Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный вопрос. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти своё место в мире профессий сложно и начинать это нужно с младшего школьного возраста.

Цель профориентационной работы с младшими школьниками сводится к следующему:

 - формирование добросовестного, положительного отношения к труду;

 - понимание его роли в жизни человека и общества, установки на выбор профессии и развитие интереса к трудовой деятельности;

- формирование первоначального интереса к каким-либо профессиям.

 В начальной школе наиболее приемлемыми являются следующие  направления профориентационной работы:

1. Организация профинформационной работы на уроках окружающего мира, технологии;

2. Организация и проведение внеклассных занятий;

3. Организация работы кружков;

4. Оформление уголка по профориентации “В мире профессий”;

 5. Организация экскурсионной работы;

 6. Проведение месячников по профориентации, конкурсов, конференций;

  7.Использование конструктора LEGO на уроках и во внеурочной деятельности

Рассмотрим более подробно каждое из направлений.

Уроки окружающего мира – это кладезь знакомства с миром профессий. Так, в 1 классе при изучении тем:

- «Как путешествует письмо?» можно организовать экскурсию на почту  для знакомства с деятельностью работников почты.

 - «Откуда берутся шоколад, изюм и мед?» происходит знакомство с производством хорошо известных детям сладостей. Обучающиеся узнают о профессии кондитера.

Знакомясь с темой «Когда появилась одежда?», учащиеся прослеживают историю одежды, знакомятся с разнообразием современной одежды. Узнают о профессии портного.

    - «Зачем нужны автомобили?» На уроке ребята знакомятся с назначением, устройством и разнообразием автомобилей. Узнают о профессии водителя.

- «Почему поезда такие длинные?» Происходит знакомство с назначением и устройством поездов и железных дорог. Узнают о профессии машиниста.

- «Зачем нужны самолеты?» Дети узнают о назначении, устройстве, разнообразии самолетов. Узнают о профессии летчика.

- «Зачем летают в космос?» Обсуждают цели полетов человека в космос. Узнают о профессии космонавта

2 класс

- «Что такое экономика?» На доступном уровне раскрываются понятия «экономика», «сельское хозяйство, «торговля» и др.

- «Как построить дом?» Дети знакомятся со строительством в городе. Узнают о профессии строителя.

- «За покупками» Учащиеся знакомятся с разнообразием предприятий торговли. Узнают о профессии продавца.

- «Культура и образование» Дети знакомятся с учреждениями культуры и образования. На примере труда учителя раскрывается роль образования в получении профессии, выборе дела жизни.

- «Все профессии важны» Знакомятся с профессиями в области науки, образования, медицины.

В 3 классе при изучении темы «Чтобы путь был счастливым» учащиеся осваивают правила поведения на дорогах. Знакомятся с профессией инспектора ГИБДД.

При изучении тем «Растениеводство», «Животноводство» дети знакомятся с профессиями сельского хозяйства.

При изучении темы «Какая бывает промышленность» формируются знания об отраслях промышленности (добывающая промышленность, электроэнергетика, металлургия, машиностроение)

В 4 классе ребята на уроках окружающего мира знакомятся с профессиями: космонавта, астронома, конструктора, археолога, историка. эколога.

Таким образом,  на протяжении 4-ёх лет обучения у младших школьников накапливается богатый запас  о профессиях.

Большую помощь учителю в профориентационной работе оказывают уроки технологии. Данная учебная дисциплина базируется на уникальной психолого-педагогической основе - предметно-практической деятельности ребенка. Благодаря этому она обладает огромным развивающим потенциалом.

Организация и проведение внеклассных мероприятий всеми любимое направление профорентационной работы. Сюда мы можем отнести: классные часы, праздники, субботники, кружки  следующих направленностей:

Научно-техническая направленность

Кружок авиамодельный, технического моделирования, радиоэлектроники, юных космонавтов

Эколого-биологическая направленность

Кружки юных цветоводов, зоологов, Клуб "Юный эколог"

Художественно-эстетическая направленность

Кружок макраме, кулинарии, художественной вышивки, вязания и др.

Музыкальное творчество

Фольклорный кружок, хоровой кружок и др.

Социально-педагогическая направленность

Кружок юных корреспондентов, Клуб «Юный пожарный»,

Клуб "Я выбираю профессию…"

В каждом классе желательно оформить стенд  профориентационной направленности под названием «Мир профессий». В этом уголке могут находиться книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с профессией. В процессе проведения занятия к этому уголку необходимо обращаться, чтобы он не был чем-то искусственным, нерабочим.

В каждой школе учителя с удовольствием используют следующее направление в профориентационной работе, а именно организацию экскурсий. Экскурсии, которые знакомят ребят с миром профессий могут быть организованы в:

 - почту;

- магазин;

 -парикмахерскую;

- различные предприятия города ;

- экскурсия на фабрики (кондитерскую, елочных игрушек, швейную и др.)

- экскурсия в библиотеку;

 - в пожарную часть;

 - в МЧС

В начальной школе можно проводить: месячники, конкурсы рисунков, стихов, конференции, игры профориентационной направленности. При планировании профориентационных занятий необходимо учитывать особенности и включать различные модификации существующих психологических игр. Например, есть игра на развитие ощущений и восприятия «Волшебный мешочек». В какой-то мешочек складываются различные предметы, связанные с разными профессиями. Не заглядывая внутрь его, – только на ощупь – ученики должны угадать предметы и связать их с какими-то профессиями.

Рисуночные методики. Для того чтобы оценить, насколько учащиеся усвоили основные элементы профессии, можно попросить их нарисовать, как они себе представляют человека, выполняющего эту работу. Особенно рисуночные методики уместны для учеников 1–2-х классов, которые еще не столь свободно владеют письменной речью. В начале занятия можно попросить детей – в паре – в левой части листа А4 – в течение 4–5 минут изобразить, как они себе представляют эту профессию; а в конце занятия – в правой части они изображают свои представления после проведения занятия. Сравнительный анализ позволит оценить эффективность занятия.

Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление каких-то элементов изучаемой профессии . Например, «Угадай профессию по жестам», «Вспомни как можно больше слов на букву “…”, связанных с данной профессией», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией» и др.

Интересны Беседы с приглашенными специалистами. Только важно помнить, что специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Обычно, в первую очередь, обращаются к родителям, которые могут в субботний день прийти и рассказать о своей профессии.

Ребята очень любят вести «Профессиональное  портфолио»,  в которое они  вкладывают интервью с родителями, вырезки из газет, свои рисунки и письменные работы. К этому портфолио мы время от времени возвращаемся – детям нравится смотреть, какие у кого новые материалы появились.

На занятиях в ГПД большую помощь в знакомстве с миром профессий оказывает использование конструктора LEGO.
Тематический набор Городские жители. DUPLO иллюстрирует профессиональные принадлежности городских жителей. В наборе 20 фигурок людей, одетых в спец. одежду, свидетельствующую о профессии или роде деятельности персонажа.

Полицейский участок. DUPLO

Тематический набор для конструирования и сюжетно-ролевой игры, позволяющий разыграть историю поимки преступников полицейскими.

Грузовой и пассажирский транспорт. LEGO

Большой базовый набор иллюстрирует способы грузовых и пассажирских перевозок. Огромное количество стандартных и специальных элементов позволит моделировать работу воздушного, наземного и водного транспорта

Резюмируя, хочется еще раз отметить, что при наличии желания и правильного использования предлагаемого инструмента, у каждого из нас появляется возможность развить и успешно применить набор способностей,  полученный каждым ребёнком при рождении, для развития  его творческого  потенциала, что будет являться гарантией высокого качества его дальнейшей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.

В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....

Районная научно-практическая конференция школьников Секция БИОЛОГИИ Несоответствие биологического и календарного возраста младших школьников и его влияние на обучение МКОУ Александровская ООШ Маслянинского район

Научно- практическая конференция в рамках декада науки и творчества для 7-8 классов по теме " Несоответствие биологического и календарного возраста младших школьников и его влияние на обучение"...

Памятка родителям младших школьников " Слабая самоорганизация у младших школьников"

Памятка в виде буклета создана для родителей младших школьников. Начальная школа - основа самоорганизации младших школьников. В памятке описываются причины слабой самоорганизации школьников, их послед...

«Проектная деятельность в работе классного руководителя 5 класса в решении задач социализации и профориентации младших подростков»

Представлен опыт работы по организации проектной деятельности в работе по профориентации....

Работа инновационной площадки " «Педагогическая поддержка младших школьников в работе по ранней профориентации"

Данный материал рассматривает вопрос о работе учителей начальных классов по  ранней профориентации  с учащимися 1-4 классов в рамках региональной инновационной площадки   Современн...

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 2. Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни

Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся....