Эссе "Моя педагогическая философия."
материал по теме

Красникова Ирина Николаевна

В эссе раскрыты принципы моей педагогической философии, мое отношение к воститанию....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse-2.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогическая философия»

«Имей дух и умей воспитать его»

С. Соловейчик

             Я работаю в МОУ «Травниковская СОШ» учителем технологии с 1990

года, после распределения молодых специалистов по городам и селам

нашей области. Молоденькой двадцатилетней девочкой я приехала из города Златоуст, где жила, в село Травники.

   Я помню свои первые уроки, как волновалась, входя в класс, как заучивала материал урока, боясь пропустить хоть слово, как терялась под пристальными, любопытными, оценивающими взглядами детей. Я хотела стать хорошим учителем!

       Почему я решила участвовать в конкурсе  «Учитель года- 2014»?

 Наверное, мой ответ будет не  однозначным:  чтобы проявить себя, победить других, стать знаменитым, повысить свой профессиональный статус, чтобы достойно выглядеть в глазах учеников и коллег, просто для знакомства и общения с интересными людьми.  Я считаю,  что конкурс позволяет провести анализ своего педагогического багажа, систематизировать накопленный опыт, а также поделиться с коллегами своими педагогическими находками и достижениями.

           Учитель - творческий человек, а творчество подразумевает  открытость, возможность обсуждения и обмена. Мне интересно было бы взглянуть на себя со стороны, как я выгляжу в глазах своих учеников. Какие у меня есть недостатки и преимущества. Над недостатками нужно работать, а преимущества развивать. Ибо плох тот учитель, который остановился в своем развитии. Непрерывно  повышая своё педагогическое мастерство, учитель подтягивает и своих учеников. Педагогическая наука не стоит на месте, а постоянно развивается, изыскивает новые методы и подходы к личности ребенка.  

       Размышляя над влиянием среды, в которой находится ученик, я все больше склоняюсь к выводу:  школа остается порой единственным местом, где ребенка окружает  атмосфера  нравственной чистоты, стремления к новизне, совершенствованию природы человека,  где ребенок находится в центре внимания. И я, не только  как учитель, но и  как воспитатель, стараюсь создать для детей тот оазис добра, заботы, уважения, эмоционального  комфорта для самореализации, саморазвития, самообразования  ребенка.

         Порой по разным причинам  родители не могут  или не хотят заниматься воспитанием. Кто - то занят на работе, у некоторых нет времени – у них другие интересы, кто-то перекладывает заботу и воспитание своих детей на   плечи родственников .В результате ,кроме педагога, маленькому человеку  не к кому обратиться со своими проблемами. Способность видеть в ребенке личность, сопереживать ему, хвалить за успехи, помогать справиться с трудностями , поддержать в случае неудач,  воспринимать его  как равноправного участника педагогического процесса, не оттолкнуть ребенка, потому что надо куда то идти,  а выслушать . В этом, на мой взгляд, состоит главная задача педагога и основная трудность.

        Приведу один пример, хотя аналогичных  случаев на разных этапах моей практики как воспитателя было  много.  Мальчик  приезжал  в нашу школу с отделения, он приходил в мой кабинет почти  на каждой перемене в течение всего учебного года, придет и сядет за парту, прозвенит звонок на урок - он встанет, улыбнется и уходит. На следующей перемене он опять у меня. На вопрос : «У тебя все хорошо? Может какие-то проблемы?» , он отвечал: «Все нормально, просто у Вас так хорошо и спокойно, что не хочется уходить…». Только ради этих слов стоит проработать всю свою жизнь в школе!

         За стенами школы другой мир. Мир, где царит  право сильного или богатого, где акценты смещены в сторону стяжательства и обмана. Как маленькому человеку найти правильные ориентиры, если его окружает хамство , пьянство, моральное уродство? Единственным, местом  остается школа. Хотя и педагогическое сообщество тоже несет ответственность за происходящие в обществе процессы, потому что нынешние хулиганы, неряхи и хамы тоже когда- то сидели за партами. Что должно было случиться с человеком, что бы у него возобладали низменные инстинкты? Ведь его не этому учили, и педагоги ему рассказывали о других человеческих ценностях. Вырисовывается странная картина : в школе ребенок слушает учителя, но не ассоциирует эти знания с миром  за стенами школы. Значит где то и мы, педагоги, не доработали, упустили  что - то важное. Порой моральные уроки важнее  правил грамматики, ведь для общества ценен человек нравственно грамотный, а не ходячий «справочник логарифмов». Задача педагога состоит в правильной расстановке акцентов, выделении жизненных ориентиров для ребенка, определении, что хорошо и что плохо. Школа несет ответственность за воспитание человека. Воспитание детей-  одно из старейших дел, оно появилось одновременно с человечеством, когда человек перестал ассоциировать себя с обезьяной. Кажется, все дети находятся в одном классе, одинаково слушают учителя, а результат может быть кардинально противоположным. Значит они по- разному воспринимают материал, у них       особенное  восприятие  мира,  разная способность впитывать информацию, этому нельзя научить, этому можно только следовать - в этой способности и заключается мастерство педагога.  

     Ребенок приходит в этот мир с открытой и чистой душой, наделенный талантами.  Что происходит с ним, когда мы встречаем совершенно другое  существо в школе? За сравнительно короткий период наш ребенок изменяется. Почему порой потребности биологического индивида преобладают над человеческими качествами? Все дети хотят быть хорошими, радовать своих родителей. Тогда почему некоторые из них больше склонны к девиантному поведению?

 Наблюдая за группой детей, иногда замечаешь, что некоторые дети вместо игры, созидания,  склонны больше к разрушению. Если часть детей строит что- то из песка, то найдется ребенок, который только разрушает и заметно получает от этого удовольствие.  Откуда эта тяга к разрушению? Проще всего списать на генетическую предрасположенность, однако, всегда ли это так. Возможно  ли из пятидесяти детей вырастить пятьдесят хороших людей?  Наверное, нет. Но к этому нужно стремиться.

        За годы моей педагогической практики  я была классным руководителем у 92 учащихся. Почти с одной третью у нас сохранились дружеские отношения, мы часто общаемся в Интернете и  при встрече, поздравляем  друг друга с праздниками, вспоминаем интересные случаи из школьной жизни, причем никто не помнит чтобы я на кого-то ругалась, ( а порой приходилось, и не раз). Да и сегодняшний мой класс , мальчишечий (всего 2 девочки) как только начинаю их воспитывать они улыбнутся и скажут: «Да ладно, Ирина Николаевна, не ругайтесь, Вы ведь не умеете это делать… » .

      В книге С.Соловейчика «Педагогика для всех» я нашла подтверждение принципу моей педагогической философии: «Воспитание без воспитания – общение с ребенком  без прямых средств воздействия, без команд, угроз, без одергиваний, замечаний, нотаций, без наказаний… » .

                                    Красникова И. Н. ______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...