Выступление на педагогическом совете февраль 2012 г
материал (10 класс) по теме

Шахова Наталья Павловна

« Гражданско-патриотическое воспитание учащихся средней школы»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_fevral_2012.docx36.05 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

« Гражданско-патриотическое воспитание учащихся средней школы»

 

Воспитатель 10 А класса

школы-интерната №31

                                                                                                   

                                                                            Шахова Н.П.

Февраль 2012 года

Патриотизм – это, прежде всего любовь, к Родине, к своему Отечеству. Чувство, понятное и присущее каждому разумному человеку. Как можно не любить свою Родину, свою землю, людей, живущих и работающих на ней?

        Исторические факты свидетельствуют о том, что в разные эпохи наша страна выходила победителем на волне всенародного патриотического подъема. Величие России определялось не только ее территорией, количеством населения, мощью экономики и науки, оснащенностью армии и  флота, но и духовным потенциалом.

        Академик Д.С.Лихачев писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается  с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему родному городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».

     . Чувство патриотизма – это чувство причастности ко всему в культуре и в цивилизации своей страны, радость за то, что несет возможность жить и развиваться любому человеку своей страны и не мешать жить людям иных стран, и сожаление, боль, стремление преодолеть то, что так или иначе мешало и мешает своим и чужим (С.Д.Поляков). Формирование именно такого, основанного на великодушии, чувства любви к Родине – вот главная задача патриотического воспитания сегодня.

        Воспитывать патриота – значит формировать человека, которому присущи  любовь к Родине, стремление к ее процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция.

        Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Воспитание первых чувств гражданственности у детей – это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живёт, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне. Любовь ребёнка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это  источник любви к своему Отечеству.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. В этой возрастной группе начинается важная и нелегкая работа по закреплению и развитию, а порой и по коррекции сформированных в дошкольном возрасте чувств к  Родине.

 Мероприятия, проводимые мною на протяжении последних шести лет с учащимися средней школы , постепенно, в той или иной степени формируют в них основы гражданско-патриотической позиции. Девизом данной работы  можно выбрать фразу -  «Моя Родина – Россия». Деятельность строится на определённых формах и методах  педагогических воздействий, направленных на формирование патриотического самосознания учащихся  среднего школьного возраста (6 – 10  классы).

Формы работы:

 беседы, экскурсии, встречи, классные часы, уроки мужества, викторины, конкурсы, праздники, игры, поручения.

Методы работы:

Методы убеждения: короткое разъяснение, рассказ-размышление, спор,  дискуссия;

Цели и задачи

Цель:  формирование патриотического сознания, любви к Родине, к родному краю, привитие ценностного отношения к истории страны.

Задачи:

1. Более содержательное знакомство с историей своей семьи, с интересными и знаменитыми представителями своей фамилии.

2. Углубление знаний  учащихся о своей малой Родине, о  народах и национальностях родного края, об их  обычаях и традициях, культуре.

3. Углубление знаний об истории, традициях, культуре народов России, ознакомление со знаменитыми людьми, героями страны и малой Родины.

4. Воспитание гражданского самосознания, политической культуры, чувства гордости за свою страну.

5. Формирование у учащихся их личной ответственности за будущее страны.

6. Поддержка общественно-значимых инициатив обучающихся, воспитанников.

Стержневые понятия:  СЕМЬЯ – ШКОЛА - РОДИНА – ПАМЯТЬ

Идея : «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для неё?»

         На мой взгляд,  одной из наиболее действенных форм гражданско-патриотического воспитания, учитывая специфику наших детей, является экскурсионная работа. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями  (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др). Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены в следующем виде:


Рис 1.2. Схема экскурсионного процесса и цели экскурсии

        В ходе экскурсионного процесса  учащиеся могут увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.

        В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы.  Цели, задачи и формы проведения экскурсий показаны в таблице.

№ п/п

Цели

Задачи

Формы проведения

1

Отдых

Поиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктов

Прогулка

2

Учебная

Усвоение детьми знаний по учебному предмету (ботанике, географии, истории)

Урок вне классного помещения

3

Научная

Выявление экспонатов для краеведческого музея

Экспедиция

4

Общеобразовательная

Расширение общего культурного кругозора

Беседа в туристском походе, путевая экскурсионная информация в транспортном путешествии

5

Культурно-просветительная

Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям

Обзорная многоплановая экскурсия

6

Культурно-воспитательная

Усвоение знаний в сочетании с воспитанием

Тематическая экскурсия

.

        Важное место в  экскурсионной работе занимает педагогика - наука о закономерностях воспитания, образования и обучения подрастающего поколения. Любая экскурсия дает человеку новые знания о природе, обществе, исторических событиях, природных явлениях, т. е. она является частью процесса образования. Общение с экскурсоводом, его рекомендации, замечания оказывают также воспитательное воздействие на учащихся.  Воспитывает сам изучаемый материал, нравственно и эстетически влияя на их сознание. Таким образом, экскурсия становится частью педагогического процесса, принимая на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрения.

        В соответствии с вышесказанным, практически любую экскурсию можно рассматривать как активную форму гражданско - патриотического воспитания учащихся. Когда мои нынешние десятиклассники были в пятом классе, мы начинали с прогулок по ближайшим окрестностям нашего района. К настоящему времени мы посетили немалое количество музеев Москвы, были на загородных экскурсиях, иногородних. Конечно, это только положительно повлияло на формирование морально-нравственного облика учащихся, хотя говорить о сложившейся позиции патриота и гражданина рано. Тем более, что в нашем сложном обществе с его огромным количеством проблем, которые агрессивно освещаются СМИ, непросто воспитывать гуманную, нравственную, гражданскую позицию у детей.

        Одной из последних экскурсий была поездка в Бородино на целый день. Я сама была там впервые. Естественно, что я многое знала об этих событиях, была в музеях, связанных с этой темой, кроме того, готовила путевую экскурсию по ходу движения до Можайска и Бородинского поля. Но самые сильные впечатления, эмоции, самую объёмную информацию я получила, когда побывала в этих местах. Это и есть подтверждение того, что через такие живые , активные формы работы , эффективнее проходит процесс формирования личности подростка , его гражданско-патриотической позиции. При просмотре  фотоматериалов об этой поездке обратите внимание на лица детей. На них  отражаются интерес, внимание, эмоции , сопереживание  к событиям, о которых они многое узнали из этой поездки.

       


   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете 2012

Выступление на открытом педагогическом совете ГБОУ СОШ № 330 с темой " Методика построения образовательного процесса в рамках ФГОС нового поколения" с презентацией своего педагогического опы...

статья, опубликованная в педагогическом сборнике 2012 г."Гуманитарные науки в повышении качества педагогического образования""

Статья для публикации в сборнике научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (Тамбов, 28 сентября 2012 г .)...

Выступление на тему "Современный урок в современной школе" на педагогических чтениях - 2012

В выступлении рассматривается актуальность данной темы на сегодняшний день, общие требования к современному уроку, основные пути совершенствования урока в современной школе....

Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."

В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...

Презентация. Выступление на родительском собрании 2012-2013 "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе."

Выступление на родительском собрании в 2012-2013 учебном году. "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе."...

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...

Выступление на педагогическом совете "Выступление на педсовете "Творчество как важнейшая составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе образования и воспитания школьников по новым образовательным стандартам"

В выстурлении рассматривается важный вопрос о развитии детского творчества через такие составляющие, как абота в кружках, исследовательская деятельность и т.д....