Анализ работы старшей вожатой
материал (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Анализ работы старшей вожатой ЯСШ за 2012 – 2013 учебный год
в 2012-2013 учебном году перед вожатой стояла следующая цель – приобщить детей и подростков к ценностям более высокого уровня, ориентации на которые рождает в человеке добрые черты, высоко нравственные потребности, научить детей общаться друг с другом и окружающими, приобщить к совместному труду и отдыху.
Задачи:
*продолжить работу по развитию самоуправления вы школе;
* приобщить школьников к изучению традиций своей страны, воспитывать учащихся на примерах героического прошлого земляков.
*помочь воспринимать красоту мира и жить по законам красоты;
Для достижения поставленной цели и задач использовались следующие формы работы:
- Оказание практической помощи членам детской организации.- помощь в учебе.
- Работа над методическими материалами
*составление сценариев массовых дел;
*оформление массовых дел;
*оформление школы, зала к праздникам, оформление стендов к памятным датам;
*участие в районных акциях;
*участие в мероприятиях приуроченных к памятным датам;
*участие в районных, краевых конкурсах
В школе функционирует ученическое самоуправление., активно принимающих участие в жизни школы. Среди классов распределены обязанности, за которые они отвечают в школе. Каждый ученик, участвующий в самоуправлении имеет свое поручение. Моя основная задача, как старшей вожатой, заключается в том, чтобы стать для ребят не руководителем, а старшим товарищем в трудной, но интересной работе. Поэтому одной из главных своих задач считаю создание в школе действующей системы ученического самоуправления, деятельность которого разделена на отделы: Отдел культуры - отвечают за разработку всех мероприятий класса, школы. Ребята подбирают материал для сценариев, организуют концерты и праздники, внеклассные мероприятия и участие в них ребят класса. Оформляют школу к праздникам. Отдел охраны порядка - ребята этого направления контролируют дежурство по классам, по школе, по столовой. В функции входит не только организация и выполнение этих работ, но и изучение отношения ребят к выполнению своих обязанностей. Отдел здравоохранения- ребята фиксируют пропуски занятий учащихся класса, организуют посещение учащихся, которые находятся на лечении в больнице или дома, собирают интересную информацию под рубрикой «Это важно знать», готовят сообщение для ребят во время эпидемии болезней. Охрана труда - забота о зеленых насаждениях в классе и в школе, разведение зеленых насаждений, природоведческие исследования по заданию учителя, организация и проведение экскурсии. Отдел образования -помощь в учебной работе отстающим одноклассникам и учащихся младших классов, анализ причин отставания учащихся. Отдел физкультуры организация подвижных игр во время перемен, во внеурочное время, организация детей во время соревнований. Отдел экологии -- за последние годы произошли значительные изменения в организации и содержании воспитательной работы.. С 2005года приоритетным направлением воспитательной работы школы является – экологическое.
Детская общественная организация «Ареал» – это добровольное объединение учащихся школы, ориентированное на практическое воплощение в жизнь гуманистических ценностей, нравственных, эстетических, военно-патриотических и т. д. Цель деятельности - это воспитание у каждого члена объединения уважения к человеческой личности, охране окружающей среды. Членами объединения являются учащиеся 5-8 классов, 9-11 и начальная школа. Главной задачей «Ареала» является озеленение пришкольного двора и рекреации школы. Члены этого объединения активно участвуют во всех мероприятиях проводимых в школе и в селе, .пожилым людям, и всем тем, кто в этом нуждается, организация благотворительных акций, тимуровская работа. 15% учащихся данного объединения учатся в краевой экологической школе. Являются участниками экологических краевых экспедиций и лагерей. Являются победителями районной экологической олимпиады.
Также в школе в этом учебном году был создан новый орган ученического сомоуправления Совет старшеклассников. В Совет путем выборов попадают самые достойные ребята, которые работают в нем в течение учебного года до следующих выборов.
Ребята являются активными участниками не только школьных, но и районных мероприятии, за что неоднократно были награждены грамотами и дипломами различных степеней. Совет детской организации возглавляет и вместе со мной организует его работу. Стараюсь организовать работу так, чтобы, работая в Совете, ребята учились организовывать и сами проводить различные дела и мероприятия, умели брать ответственность за проведенную работу на себя и спрашивать с других, отвечать за тех, кто находится рядом с ними, то есть получают навыки управления, что, несомненно, поможет им и во взрослой жизни.
В условиях современного общества все большее значение приобретает приоритет общечеловеческих ценностей. Но воспитание гуманной личности возможно только тогда, когда ребенок будет принимать непосредственное участие в общественно-полезных делах. Поэтому мы с ребятами – скорые помощники для ветеранов войны и труда, вдов, одиноких престарелых людей. Тимуровская работа для наших детей является необходимым и естественным делом, а также воспитывает в них такие качества, как доброта, отзывчивость, любовь к своей Родине, честность и порядочность. Также внимание уделяется работе со младшими школьниками. Вместе со старшеклассниками мы проводим с малышами различные мероприятия.
Главный принцип, которым я руководствуюсь в своей работе – это занятость детей добрыми, полезными для окружающих и интересными для самих ребят делами, которые и воспитывают в них настоящих людей, и не оставляют времени на совершение правонарушений.
В течении года было проведено две встречи с ветеранами чеченской войны, фестиваль военной песни, в котором исполняли песни военных лет.
Ученическим самоуправлением было организовано и проведено множество общешкольных мероприятий и праздников: День Знаний, День пожилого человека, День учителя, День Земли, День Здоровья и др.) В этом году, как и в предыдущие, был организован и проведен день самоуправления. В этот день учащиеся 10-11 классов выступили в роли учителей.
В начале учебного года мы распределили и закрепили за каждым классом определенную территорию. В течении года классы выходили на уборку. Ученическим самоуправлением оформлялись тематические стенды.
«Дни Матери», проводимые в школе стали уже традиционными, члены детской организации не только показывают концерт для мам, но и дарят подарки, сделанные своими руками. Среди учащихся много талантливых и творческих детей. Все они входят в состав ученического самоуправления, участвуют во многих районных, краевых мероприятиях, конкурсах.
Школьное самоуправление.
Ученическое самоуправление – это особый вид управления, основной в детском общественном объединении.
Самоуправление- это осуществление детским объединением управления собственной деятельностью. Управление- объединение распределенных действий в общую деятельность, направленную на достижение единой цели.
Целью ученического самоуправления является: формирование у школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества через освоение навыков социального взаимодействия.
Задачи ученического самоуправления:
• Реализация права обучающихся на участие в процессе управления образовательным учреждением;
• Создание условий для самореализации личности учащегося: развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, активности и ответственности в любом в виде деятельности;
• Определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся;
• Организация деятельности органов ученического самоуправления;
• Воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;
• Воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах своей личности, общества и Отечества;
• Подведение итогов работы, анализ ее результатов;
• Формирование у учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развитие самостоятельного мышления и самосознания, социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности;
• Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка;
• Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения;
• Реализация интересов учащихся, как индивидуальной группы участников образовательного процесса.
Принципы построения и развития ученического самоуправления:
• Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения;
• Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов и обсуждений;
• Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся;
• Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;
• Целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;
• Гуманность - действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;
• Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся;
• Ответственность - необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед представителями Совета, учащимися и учителями.
Содержание деятельности органов ученического самоуправления:
Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:
• Познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе), разработка проектов и их реализация.
• Трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства;
• Спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, дней здоровья;
• Художественно-эстетическая деятельность - концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки, встречи;
• Шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;
• Информационная деятельность – письменная информация о жизни классов школы;
Самоуправление – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах своего коллектива или организации.
Самоуправление организуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановке учащихся по отношению к своей деятельности или коллективу.
Самоуправление не следует рассматривать как вседозволенность. Это участие в управлении собственными делами. Заметим, что управление не делами администрации, педагогов, учителей, а своими, которые входят в компетенцию учащихся. Самоуправление учащихся – это их реальное право на самоанализ, самокритику и самоустановку в своей деятельности.
Самоуправление проявляется в развитии инициативы, в принятии решений, в самореализации учащихся. Самоуправление- это часть педагогического процесса, развиваемая и управляемая педагогами на основе социальных, правовых и этических принципов.
Устав организации ученического самоуправления «Радуга»
Общие положения.
- Орган ученического самоуправления «Радуга» является добровольной, самоуправляемой, неполитической, общественной организацией, созданной по инициативе учащихся школы.
Цель:
- создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность;
- стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству;
- воспитание гражданина с высокой демократической культурой;
- социально-психологическая помощь в адаптации школьников во взрослой жизни.
Задачи:
- Ориентация личности школьника на гуманистические установки и жизненные ценности в современных политических и экономических условиях.
- Выявление творческих задатков, индивидуальности личности, творческого потенциала и способности к саморазвитию.
- Приобщение подростков к общечеловеческим нормам морали, формирование эстетических ценностей и вкуса, стремление к участию в культурной жизни школы и общества.
- Формирование потребности в труде как в первой жизненной необходимости, высшей жизненной ценности и главном способе достижения жизненного успеха, предприимчивости, конкурентоспособности во всех сферах жизнедеятельности.
- Формирование потребности в физической культуре и здоровом образе жизни.
- Формирование восприятия семьи как ценности.
- Формирование национального саморазвития, гражданственности, патриотизма, уважения к законности и правопорядку, внутренней свободы и чувства собственного достоинства.
Правовое положение ученического самоуправления определяется:
- Конвенцией ООН о правах ребенка (статья 15 «Свобода ассоциаций и мирных собраний»),
- Конституция РФ,
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (Статья 9 «Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания»),
- Федеральным законом «Об образовании» (Статья 35 «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями»),
- Законом РФ «Об общественных объединениях»,
- Типовым положением об общеобразовательном учреждении (Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации №196 от 19 марта 2001 г.),
- Решением коллегии Министерства образования РФ от 14.04.93 года «О Поддержке детских общественных организаций в РФ».
Основные приоритеты:
- общечеловеческие ценности,
- интересы детей и подростков
Основные принципы деятельности:
- принцип памяти и умножения культуры и традиций народов России и нашего региона,
- принцип заботы и милосердия,
- принцип инициативы и творческого поиска.
- принцип гласности и открытости.
Школьное ученическое самоуправление имеет свои символы
Девиз: «Если быть, то быть лучшими!»
Флаг).
Герб: Условия приема в ОУС «Радуга»:
- Членом Организации может стать любой учащийся школы с 7 лет.
- Членами Организации не могут быть учащиеся, не подчиняющиеся Уставу школы, не выполняющие правила поведения.
- Члены Организации за систематическое непосещение заседаний и невыполнение возложенных на них обязанностей общим голосованием могут быть исключены из Организации
Члены ОУС «Радуга» обязаны:
- соблюдать законодательство РФ,
- общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы её деятельности, а также нормы, предусмотренные настоящим Уставом.
- принимать активное участие в деятельности Организации,
- быть опорой администрации школы, организаторов детского коллектива, классных руководителей во всех делах школы, класса,
- доводить до сведения учителей и учащихся решения Совета старшеклассников,
- уважать взгляды, свободу и достоинство окружающих людей: сверстников и взрослых;
- достойно вести себя в классе, школе и за ее пределами;
- овладевать знаниями и практическими навыками;
- участвовать в общественно полезном труде;
- беречь имущество школы, исправлять причиненный вред;
- дежурить в классе, школе, столовой;
- ответственно относиться к выполнению поручений;
- заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и своих товарищей.
Члены ОУС «Радуга» имеет право:
- свободно распространять информацию о своей деятельности,
- создавать формирования по охране порядка и профилактике правонарушений в порядке, предусмотренном действующим законодательством,
- проводить в установленном порядке выставки, лотереи, спортивные и иные мероприятия,
- выступать с различными инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить с вои предложения в Устав школы.
- получать информацию о деятельности Организации,
- вносить на рассмотрение Организации предложения по вопросам её деятельности, участвовать в обсуждении и принятии решений,
- добровольно выйти из членов Организации,
- на откровенное выражение своего мнения относительно жизни класса и школы, не унижая при этом чье-либо достоинство;
- уважение своей личной жизни и достоинства;
- участие во внеклассных и внешкольных делах;
- поощрение за успехи в учебе и общественной деятельности;
- участие в планировании жизни школьного коллектива;
- охрану труда и здоровья во время учебно-воспитательного процесса.
Структура школьного ученического самоуправления
- Высшим органом ОУС «Радуга» является общая конференция учащихся, которая проходит два раза в год (сентябрь, май).
- Главным координирующим органом ОУС «Радуга» является Совет старшеклассников. Совет старшеклассников «Радуга» выполняет организационные, представительские, информационно-пропагандистские, методические функции. В пределах этих функций Совет старшеклассников «Радуга» уполномочен:
- представлять коллектив учащихся в общественных организациях, на педагогических советах;
- разрабатывать программу деятельности коллектива учащихся всей школы; организовывать ее реализацию;
- принимать и утверждать план работы организации на год.
- принимать решения по вопросам общественной жизни учащихся школы, сроков и порядка проведения собраний, отчетов, выборов Главы Совета старшеклассников, руководителей центров и других мероприятий;
- организовывать и координировать конкурс на звание «Лучший класс школы»;
- Принимать решение о поощрении учащихся, активно участвующих в общественной жизни организации.
- Решения по рассматриваемым вопросам принимаются простым большинством голосов присутствующих, кроме решений о внесении изменений и дополнений в настоящий Устав. Решение по этому вопросу считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа Общей конференции учащихся. Форма голосования – открытая. В случае равенства голосов на конференции голос Главы Совета старшеклассников является решающим.
- Глава Совета старшеклассников ОУС «Радуга» является выборным лицом, избирается сроком на один учебный год с возможностью переизбраться на второй срок.
- Совет старшеклассников избирается открытым голосованием сроком на один год.
- Совет старшеклассников собирается не реже одного раза в месяц.
Совет старшеклассников ОУС «Радуга»:
- обсуждает вопросы, определяющие общие перспективы деятельности организации, обеспечивает её стратегию в реализации поставленных целей и задач,
- обеспечивает соблюдение настоящего Устава,
- организует и проводит общие конференции учащихся
- решает другие вопросы, не отнесенные к исключительной компетенции общей конференции учащихся,
- оказывает необходимую методическую и организационную помощь в подготовке и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий,
- организует дежурство в школе,
- организует и проводит субботники и трудовые десанты,
- контролирует тимуровскую работу в школе,
- контролирует деятельность волонтеров в классных коллективах и школе,
- оказывает необходимую методическую и организационную помощь членам центров,
- проводит анкетирование, опросы, диагностику; обрабатывает информацию, доводит до сведения заинтересованных лиц,
- принимает участие в работе Школы Актива,
- следит за порядком в школе,
- проводит рейды на сельские дискотеки,
- организует работу службы «Репетитор» (оказание единовременной помощи слабоуспевающим учащимся),
- организует и проводит мероприятия, направленные на пропаганду ЗОЖ, отказа от вредных привычек,
- организует и проводит мероприятия по правовому воспитанию учащихся,
- организует и проводит мероприятия по технике безопасности в школе, гражданской обороне,
- оказывает помощь в организации и проведении спортивных соревнований и праздников,
- оказывает помощь в организации и проведении экскурсий и походов,
- ведет работу по организации летней трудовой практики,
- проводит различные акции и тематические дискотеки,
- ведет постоянную работу по благоустройству школьной территории,
- проводит мероприятия внутри Совета старшеклассников,
- принимает активное участие в реализации социальных проектов,
- следит за соблюдением правил Кодекса чести учащегося школы,
- проводит дни школьного самоуправления.
- Общее руководство Советом старшеклассников, а следовательно, и ОУС «Радуга», осуществляет Глава Совета старшеклассников, который избирается открытым голосованием общей конференции учащихся простым большинством голосов сроком на один год.
Глава Совета старшеклассников ОУС «Радуга»:
- осуществляет деятельность по установлению контактов с органами самодеятельности, другими общественными организациями, органами местного самоуправления,
- определяет направления деятельности Совета старшеклассников,
- издает и дает указания в пределах своей компетенции,
- председательствует на заседаниях Совета старшеклассников,
- ведет общие конференции учащихся,
- осуществляет учет и сохранность необходимой документации,
- анализирует работу Совета старшеклассников и готовит отчет о работе за год на общую конференцию учащихся,
- осуществляет контроль за работой центров Совета старшеклассников,
- осуществляет контроль за соблюдением общественного порядка в школе,
- проводит смотры санитарного состояния школы и классных комнат,
- является первейшим помощником заместителя директора по ВР.
- Исполнительным органом является Совет старшеклассников, который избирается открытым голосованием сроком на один год и состоит из пяти центров:
- Центр «Учеба и дисциплина»
- Центр «Досуг»
- Центр «Спорт и здоровье»
- Информационный центр
- Центр «Малыши»
Центр «Учеба и дисциплина»
- обеспечивает соблюдение и выполнением каждым учащимся правил внутреннего распорядка, заложенных в уставе школы;
- способствует сознательному отношению школьников к учебной деятельности;
- решает вопросы, связанные с повышением качества знаний учащихся;
- проводит рейды по контролю успеваемости, посещаемости, наличия учебных принадлежностей;
- организует участие классов в конкурсах, олимпиадах, предметных неделях;
- анализирует итоги успеваемости и посещаемости
- проводит конкурсы – смотры тетрадей, дневников, учебников, внешнего вида учащихся;
- организует работу службы «Репетитор» (оказание единовременной помощи слабоуспевающим учащимся)
- организует дежурство по школе;
- имеет право ходатайствовать о поощрении или наказании учащихся перед Советом старшеклассников.
Центр «Досуг»
- является организатором и активным участником дел организации и школы,
- оказывает посильную помощь и содействие в КТД классных коллективов,
- контролирует поведение учащихся на переменах,
- проводит смотры-конкурсы санитарного состояния классных комнат, внешнего вида учащихся, тетрадей, дневников, учебников,
- проводит интеллектуальные марафоны с учащимися 9 -11 классов,
- участвует в организации и проведении предметных недель в школе,
- выступает с предложениями по улучшению работы организации,
- имеет право ходатайствовать о поощрении или наказании учащихся перед Советом старшеклассников,
- оказывает посильную помощь в проведении различных общешкольных акций
- отчитывается о работе классных коллективов перед Советом старшеклассников,
- оказывает помощь в оформлении и озеленении классных комнат,
- оказывает помощь в организации и проведении походов и экскурсий,
- проводит различного рода развлекательно-познавательные мероприятия в классных коллективах.
Центр «Спорт и здоровье»
- способствует физическому развитию и самосовершенствованию учащихся,
- создает условия для формирования здорового образа жизни, проводит беседы по ЗОЖ,
- оказывает помощь в организации и проведении спортивных соревнований и праздников,
- оказывает помощь в организации и проведении экскурсий и походов,
- организует и контролирует проведение утренней зарядки,
- оказывает посильную помощь в проведении различных общешкольных акций,
- организует и проводит мероприятия, направленные на пропаганду ЗОЖ, отказа от вредных привычек,
- имеет право ходатайствовать о поощрении или наказании учащихся перед Советом старшеклассников.
Информационный центр
- протоколирует все решения, принимаемые на заседаниях Совета старшеклассников, а также оформляет необходимую документацию по работе ОУС «Радуга» (план работы на год, анализ работы за год),
- координирует работу редколлегий классов, подготовку и выпуск тематических газет по плану,
- организует выпуск общешкольной газеты, информационных бюллетеней,
- оказывает посильную помощь в проведении различных общешкольных акций, освещает проводимые акции,
- проводит анкетирование, опросы, диагностику; обрабатывает информацию, доводит до сведения заинтересованных лиц,
- оказывает необходимую методическую и организационную помощь членам центра «Малыши»,
Центр «Малыши»
- организует динамические паузы на переменах для учащихся 1 – 4 классов,
- организует и проводит различного рода развлекательно-познавательные мероприятия для учащихся 1 – 4 классов,
- организует и проводит спортивные соревнования под руководством классных руководителей,
- проводит беседы по ЗОЖ, правовому воспитанию,
- проводит конкурсы – смотры санитарного состояния классных комнат и территорий школы, закрепленных за классами; тетрадей, дневников, учебников, внешнего вида,
- оказывает помощь в организации досуга учащихся 1 – 4 классов в каникулярное время,
- способствует социальному становлению личности учащихся,
- оказывает помощь в подготовке общешкольных мероприятий,
- организует тимуровскую работу с учащимися 1 – 4 классов,
- проводят занятия по этикету, по организации самообслуживания,
- способствует развитию органов самоуправления в классных коллективах,
- ведет работу по сплочению коллективов учащихся,
- оказывает помощь в оформлении и озеленении классных комнат.
Положение о взрослых членах организации:
- Взрослые в детской организации (классные руководители, зам. директора по ВР с детьми) отвечают за защиту прав ребенка.
- Взрослые должны организовывать деятельность ребят на достижение цели организации.
- Взрослые являются главными помощниками детей во всех КТД.
Функции, которые выполняет координатор:
- Методическая помощь
- Привлечение государственных и общественных организаций для решения проблем
Изменения и дополнения в Устав.
- Предложения об изменениях и дополнениях в Устав может внести любой член школьного ученического самоуправления. Окончательное решение по внесенным предложениям принимается Общей конференцией учащихся.
- Принятые Общей конференцией учащихся изменения и дополнения в Устав регистрируются в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.
Обсужден и принят общей конференцией учащихся (протокол № 1 от__ сентября 20__ года)
Директор МБОУ «Я СОШ»_________________________/Петренко А.И./
Координатор ОУС «Радуга»__________________________________/ Глава Совета старшеклассников ОУС Радуга»» _________________/ Секретарь ________________________________________________/
Годовая циклограмма деятельности Совета старшеклассников ОУС «Радуга»
№ | Мероприятие | Сроки исполнения | Ответственные |
1 | Общая конференция учащихся ОУС «Радуга». Формирование Совета старшеклассников | Сентябрь | |
2 | Заседание Совета старшеклассников с целью планирования деятельности на учебный год | Сентябрь | Совет ОУС |
3. | Плановые заседания Совета старшеклассников с целью планирования деятельности на четверть, анализа проделанной работы, решения текущих вопросов | В начале каждой четверти | Совет ОУС |
4. | Организация дежурства по школе | В течение года | Совет ОУС |
5. | Подготовка и проведение общешкольных мероприятий, тематических акций, рейдов, последующий их анализ | В течение года | Классные руководители Совет ОУС |
6. | Систематические смотры в течение года санитарного состояния школы, классов, школьной территории, учебников, внешнего вида учащихся, школьной мебели. | В течение года | Совет ОУС |
7. | Учеба в Школе Актива | По графику | |
8. | Организация и проведение мероприятия, направленные на пропаганду ЗОЖ, по правовому просвещению. | В течение года | Классные руководители Совет ОУС |
9. | Участие в подготовке и проведении дней здоровья | В течение года | Классные руководители Совет ОУС |
10. | Обсуждение и принятие планов совместной работы ОУС с педагогами, родителями, представителями общественности | В течение года | Совет ОУС |
11. | Проведение социологических опросов | В течение года | Информационный центр |
12. | Информационная деятельность | В течение года | Информационный центр |
13. | Организация и проведение Дня самоуправления | Март | Совет ОУС |
14. | Общая конференция учащихся ОУС «Радуга». Подведение итогов работы школы за год. | Май | Совет ОУС |
Утверждено:
на заседании Совета старшеклассников Протокол №___от ___________2013г
План мероприятий ОУС «Радуга»
на 1-е полугодие 2012 – 2013 учебный год
№ п/п | Мероприятие | Участники | Дата | Ответственный |
1. | Общая конференция учащихся ОУС «Радуга». Формирование Совета старшеклассников | 5-11 классы | классные руководители | |
2. | Заседание Совета старшеклассников с целью планирования деятельности на учебный год. Организация дежурства по школе. | Совет ОУС | Центр «Учеба и дисциплина» | |
3. | Месячник по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. | 1-11 классы | Классные руководители, Совет ОУС | |
4. | Акция «Подари школе книгу» | 1-11 классы | Совет ОУС | |
5. | Рейд «Твоя вторая обувь» | 1-11 классы | Совет ОУС | |
6. | Школа Актива «Выборы. Организация избирательной компании» | Совет ОУС | ||
7. | Конкурс классных уголков | 1-11 классы | Совет ОУС, классные руководители | |
8. | Организация утренней зарядки | 1-11 классы | Совет ОУС, | |
9. | Месячник «К людям с добрым сердцем». | 1-11 классы | Классные руководители, Центр «Досуг» | |
10. | «Шаг навстречу» - благотворительная акция, посвященная дню пожилых людей | 1-11 классы | Центр «Досуг» | |
11. | Праздничный концерт ко Дню Учителя «Строгим и ласковым, мудрым и чутким…» | 1-11 классы | Центр «Досуг» | |
12. | Акция «Спешите делать добро» (поздравление с Днем учителя ветеранов педагогического труда) | 1-11 классы | Информационный центр | |
13. | Операция «Старинные вещи в музей» | 5-11 классы | ||
14. | Интеллектуальная игра «Слабое звено» | 5-11 классы | Совет ОУС | |
15. | Дни здоровья | 1-11 классы | Центр «Спорт и здоровье» | |
16. | Вечер – дискотека «Закружил золотой листопад» | 5-11 классы | Классные руководители Центр «Досуг» | |
17. | Отчетное заседание Совета старшеклассников ОУС «Лидер» | Совет ОУС | Совет ОУС | |
18. | Торжественная линейка, посвященная Дню Народного Единства» | 1-11 классы | Совет ОУС | |
19. | Акция «Дни без двоек» | 1-11 классы | Центр «Учеба и дисциплина» | |
20. | Международный день отказа от курения | 5-11 классы | 18 ноября | Центр «Спорт и здоровье» |
21. | Акция «Без наркотиков» | 1-11 классы | Информационный центр | |
22. | Конкурс рисунков, творческих работ и проектов, отражающих тематику ЗОЖ «Спорт Творчество. Жизнь» | 1-11 классы | Информационный центр, Центр «Досуг» | |
23. | Диспут «Молодежь против наркотиков» | 5-11 классы | Центр «Спорт и здоровье» | |
24. | Операция «Дорожный патруль» | 1-11 классы | Центр «Досуг» | |
25. | Литературно-музыкальная гостиная «Восславим женщину – Мать» | 1-11 классы | Центр «Досуг» | |
26. | Всемирный день борьбы со СПИДом. | 1-11 классы | 1 декабря | |
27. | Акция «Осторожно: сладкий яд» | 1-11 классы | Информационный центр | |
28. | Декада инвалидов. Акция «Сделай мир добрее» | 1-11 классы | Совет ОУС | |
29. | Операция «Дед Мороз» | 1-11 классы | Совет ОУС | |
30. | Отчетное заседание Совета старшеклассников ОУС «Радуга» | Совет ОУС | Совет ОУС |
Положение об Ученическом совете
- Общие положения.
- Ученический совет (далее УС) является высшим выборным органом ученического самоуправления и призван содействовать развитию самоуправления в школьном коллективе.
- Во главе УС стоит председатель, который избирается один раз в год на общем собрании.
- УС действует на основании законодательства РФ, Устава ЯСШ и настоящего положения.
- Решения УС школы обязаны выполнять все учащиеся школы.
- Цели и задачи.
- Целью деятельности УС школы является реализация права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением.
- УС создается и действует в целях развития инициативы школьного коллектива, работает в тесном контакте с администрацией школы и родительским комитетом в соответствии с Уставом школы и настоящим положением.
- Задачами деятельности УС являются:
- Представление интересов учащихся в процессе управления школой.
- Вовлечение учащихся в активную школьную жизнь, поддержка и развитие инициативы учащихся в организации школьной жизни.
- Защита прав обучающихся.
3. Функции Ученического совета.
- УС планирует деятельность ученического коллектива на четверть и учебный год.
- УС регулирует вопросы повседневной деятельности ученического коллектива (дежурство, генеральные уборки и т.д.)
3.3.УС принимает участие в разработке локальных актов, регламентирующих школьную жизнь (различные «положения», «правила», «школьные законы» и др.).
3.4.Организует и проводит школьные мероприятия (акции, рейды, сборы макулатуры, слеты, конференции и т.д.).
3.5.УС принимает и рассматривает все предложения и пожелания учеников, учителей и родителей.
3.6.УС анализирует состояние и результативность воспитательной работы в школе.
3.7.УС содействует реализации инициатив учащихся во внеурочной деятельности, создает условия для их реализации.
3.8.УС содействует разрешению конфликтных вопросов, согласовывает интересы учащихся, учителей и родителей.
3.9.УС руководит деятельностью органов самоуправления классных коллективов:
- организует учебу активов классных коллективов;
- оказывает помощь классным коллективам по вопросам самоуправления.
3.10.Взаимодействует с родителями через Совет Школы.
4. Структура и организация работы Ученического Совета
4.1.УС формируется на выборной основе из представителей 5-11 классов ( по 2 представителя от класса) и двух представителей из числа педагогов школы сроком на 1 год.
4.2.Во главе УС стоит председатель, который избирается 1 раз в год на общем собрании.
4.3.В составе УС сформированы 5 центров:
- учебный
- дисциплины и порядка
- информационный
- досуга и общения
- спорта и здоровья
4.3.1.Во главе каждого центра стоит председатель, который избирается членами данного центра и утверждается на общем собрании 1 раз в год.
4.3.2.Отношения между всеми центрами строятся на основе взаимодополняемости позиций.
4.3.3. Каждый центр работает по своему плану и выполняет задачи, поставленные в начале учебного года.
4.3.4. Отчеты о работе центра заслушиваются на общем собрании УС не реже 2-х раз в год.
4.3.5. Председатель УС руководствуется интересами учащихся.
4.3.6. Заседание УС правомочно при участии в нем более половины членов Совета.
4.3.7. Решение УС считается принятым, если за него проголосовало более половины членов УС.
4.3.8. Общее собрание УС собирается 1 раз в месяц. Центры работают по индивидуальным графикам.
5.Права Ученического совета.
Ученический совет имеет право:
5.1. Организовывать и проводить слеты, конференции, акции в рамках реализации плана работы УС, городских и окружных программ.
5.2. Обращаться с запросами и предложениями к педколлективу образовательного учреждения.
5.3. Знакомиться с нормативными документами школы, отдела образования, касающимися вопросов обучения и воспитания, и вносить в них свои предложения.
5.4.Размещать тематическую информацию в школьной газете, средствах массовой информации.
5.5.Представлять интересы учащихся перед органами управления школой и родительской общественностью.
5.6.Проводить среди учащихся опросы, референдумы.
VI. Положения о старостате.
Старостат - собрание старост класса, являющееся административным звеном ЯСШ1. Староста класса - ответственное и почетное поручение. Староста является ответственным уполномоченным одноклассников по организации самоуправления в классе и, одновременно с этим, помощником классного руководителя.
2. Староста избирается и переизбирается общим собранием класса из числа учащихся этого класса. Кандидатура старосты согласовывается с классным руководителем.
3. Срок полномочий старосты определяется общим собранием класса.
4. В своей деятельности староста стремиться к сохранению и развитию лучших традиций класса и школы.
5. Староста класса отвечает:
- за организацию хозяйственно-бытовых мероприятий класса, включая дежурство;
- за своевременное информирование одноклассников о событиях, непосредственно касающихся класса;
- за организацию самоуправления в классе.
6. Староста класса имеет право:
- созывать и проводить общие собрания класса;
- собирать ученический актив класса для обсуждения проблем и конкретных вопросов жизни и деятельности классного коллектива и (или) участия класса в школьных мероприятиях;
- Сдавать одноклассникам (любому учащемуся класса) постоянные и временные поручения и добиваться выполнения этих поручений;
- требовать от учащихся своего класса отчетов о выполнении поручений, данных ученику коллективом (общим собранием) класса или лично (старостой);
- организовывать класс на участие в школьных мероприятиях;
- оперативно (срочно) принимать решения по хозяйственно-бытовым и организационным вопросам жизнедеятельности класса;
- в случае необходимости принимать на себя ответственность и осуществлять оперативное руководство мероприятиями класса, а также координировать действия учащихся класса в школьных мероприятиях;
- определять объем работы дежурных по классу;
- контролировать работу дежурных по классу;
- выяснять причины отсутствия учащихся на занятиях;
- для проведения занятий (по поручению учителя или в случае особой необходимости) брать журнал в учительской и ключ от кабинета;
- представлять интересы класса в общественных организациях школы;
- участвовать в подведении итогов школьных дел (мероприятий), когда это касается класса.
7. Староста класса обязан:
- знать (своевременно узнавать) расписание занятий класса, изменения в расписании и сообщать о них одноклассникам;
- сообщать завучу школы или дежурному администратору, если урок не начался в течение 10 минут по расписанию;
- знать, кто из учащихся класса присутствует (присутствовал или отсутствовал) на том или ином учебном занятии;
- организовывать дежурство по классу, составлять графики дежурства, назначать дежурных по классу и координировать их действия, во время дежурства класса по школе назначать дежурных на посты, инструктировать дежурных об их обязанностях;
- заботиться о готовности учебного помещения (класса, кабинета) к уроку и о порядке, который после себя оставляет класс, назначать для этого ответственных или дежурных из числа одноклассников и контролировать их действия;
- выполнять решения классного коллектива (если они приняты большинством учащихся), организовывать выполнение этих решений;
- учитывать интересы одноклассников при принятии решений, советоваться при этом с ними;
- координировать взаимодействие учащихся класса и общественных объединений по самоуправлению класса;
- информировать коллектив класса о решениях органов ученического самоуправления школы, касающихся класса;
- по поручению классного руководителя и в его отсутствие организовывать работу класса.
8. Как помощник классного руководителя староста класса выполняет его поручения по информированию одноклассников о распоряжениях классного руководителя и по организации учащихся своего класса на участие в классных и школьных мероприятиях. Поручения классного руководителя староста может выполнять лично или опосредованно, то есть перепоручать их ответственному и более компетентному (в данном конкретном поручении) однокласснику.
Классный руководитель оказывает старосте помощь советами и поддерживает его своим авторитетом.
9. Староста класса входит в состав старостата школы, пользуется правами и выполняет обязанности члена старостата.
10. За выполнение своих обязанностей староста класса отвечает, прежде всего перед:
- общим собранием класса;
- классным руководителем;
- школьным ученическим советом.
11. О положении дел в классе и о своей работе староста периодически отчитывается перед:
- коллективом класса;
- Президентом учащихся;
- Советом учеников школы;
- Старостатом.
12. За добросовестное выполнение своих обязанностей старосты поощряются.
VII. Законы и правила школьного ученического совета
Законы Ученического совета школы.
Закон ответственности
Члену Ученического совета школы есть дело до всего, что делается в школе. Он пользуется своим правом принимать ответственные решения, брать на себя ответственность.
Член Совета настойчиво добивается выполнения решений Ученического совета школы, он не ждет указаний, а сам принимает решение и организует дело.
Член Ученического совета школы не забывает о взятых на себя обязательствах, каждое дело доводит до конца. Член Совета - пример в отношении к делу, к учебе и к труду.
Член Ученического совета школы отвечает перед Советом за свои действия, которые он совершал от имени Совета. За эти действия и за свою работу в Совете член Ученического совета школы отчитывается на сессии Совета, а также на общем собрании учащихся школы или на общешкольной ученической Конференции.
Закон внимательности
Член Ученического совета школы внимателен к людям, к их мнениям и пожеланиям, ко всему, что делается в школе. Член Совета также внимательно читает объявления о сессиях Совета.
Закон точности
Член Ученического совета школы точен во времени и в делах, держит свое слово.
Закон дисциплины
Член Ученического совета, безусловно, выполняет Устав школы, все законы, правила, решения и поручения Совета, поступает в соответствии с Положением об Ученическом совете школы.
На заседании Ученического совета школы действуют Правила:
Правило свободного микрофона
Высказываться может каждый, но после того, как выступающий закончит, говорим, или истечет время выступления, ведущий (председательствующий) имеет исключительное право передать "микрофон" (слово) кому-либо другому. Если ведущий не передаст никому "микрофон", его берет тот, кто раньше других приготовился говорить - поднял руку (приоритетное условие для того, чтобы взять микрофон) и ближе других находится к закончившему выступление. Выступающего внимательно выслушивают.
Правило двух минут для выступления
Свободный микрофон можно "держать в одних руках" не дольше двух минут.
Выступая, помнят ребята: "Не говори длинно, а говори сжато".
Правило семи минут для доклада
Доклад может длиться не дольше семи минут. Но для очень важного и содержательного доклада по решению Совета может быть дано дополнительное время.
Правило поднятой руки
Если хочешь сказать важное - подними руку, и тебя должны выслушать. Но если кто-то поднял руку - ты, как и все, должен его выслушать внимательно и не перебивая. Если поднято несколько рук, то очередность выступающих определяет ведущий (председательствующий).
Правило реплик
Реплики с мест принимаются, но выступающие не перебиваются.
Правило свободы мнений
Для совета ровно значит: "Думаешь ли ты как все или думаешь иначе".
Правило конструктивной критики
Ты такой обычай знай: "критикуешь - предлагай!"
Правило блокнота и ручки
Положение о выборах в школьный ученический совет
Школьный ученический совет формируется из президента школы, вице-президента школы, старостата, советника ученического совета, консультанта ученического совета.
- Организация Школьного совета учащихся избирается сроком на один год.
- Выборы в школьный ученический совет президента и вице-президента (вице - президентом школы становится кандидат, в президенты занявший на выборах второе место) школы происходит в сентябре месяце.
- Подготовку выборов и контроль за ними осуществляет центральная избирательная комиссия школы.
- Консультант Ученического совета школы - специалист по какому-то опросу или в какой-либо проблеме, который приглашается президентом, руководителем комиссии, группы для консультации.
- Советник Ученического совета школы - как правило, представитель коллектива педагогов школы. Он выбирается конференцией учащихся школы или назначается решением Ученического совета школы. Советник может назначаться педагогическим советом или директором школы и утверждаться решением Совета.
- Пресс-секретарь Ученического совета школы избирается на первой сессии из числа членов Совета.
- В Ученический совет школы входят полномочные представители от каждого класса школы второй и третьей ступеней (от 5-11-х классов) и советники из числа педагогов школы сроком на один учебный год.
- Члены Совета могут избираться на Конференции учащихся школы или делегироваться коллективами классов как их полномочные представители.
- Полномочные представители классных коллективов избираются и Ученический совет школы прямым открытым голосованием. Член совета считается избранным, если за его избрание проголосовали более половины учащихся класса, при условии, что в голосовании участвовали не менее 2/3 учащихся класса. Член Ученического совета школы считается полномочным после утверждения его полномочий Советом (большинством голосов при прямом открытом голосовании).
- Министры совета учеников школы выбираются на первом заседании большинством голосов при прямом открытом голосовании.
- Президент школы и вице-президент школы избираются на Конференции учащихся школы, и считаются полномочными с момента избрания.
- В своей деятельности Ученический совет школы руководствуется Уставом школы и настоящим Положением.
- Член Ученического совета школы избирается от класса на один год, Он (она) представляет в Совете интересы своего класса, от имени класса участвует в решении всех вопросов жизнедеятельности школы, которые обсуждаются на сессиях Совета.
- Работа в Ученическом совете школы считается почетным и ответственным поручением учащегося (учащейся) школы. Успешное выполнение этого поручения в течение всего времени избрания действительным или бывшим членом Совета отмечается в характеристике и положительно влияет на оценку поведения учащегося.
- Члены Ученического совета школы имеют удостоверения, подтверждающие их полномочия, заверенные печатью школы и подписями директора школы.
План работы старшей вожатой школы
на 2013-2014 учебный год
СЕНТЯБРЬ
|
ОКТЯБРЬ
|
НОЯБРЬ
|
ДЕКАБРЬ
|
ЯНВАРЬ
|
ФЕВРАЛЬ
|
МАРТ
|
АПРЕЛЬ
|
МАЙ
|
ИЮНЬ
|
№ п/п |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
1. |
2. |
3. |
4. |
1. |
Общие положения
1.1. Старший вожатый назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности старшего вожатого его обязанности могут быть возложены на заместителя директора (воспитательная работа), классного воспитателя, воспитателя (ГПД) или классного руководителя. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.2. Старший вожатый должен иметь образование не ниже полного среднего.
1.3. Старший вожатый подчиняется непосредственно заместителю директора (воспитательная работа).
1.4. В своей деятельности старший вожатый руководствуется Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», Семейным кодексом Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и решениями Правительства Региона и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором. Старший вожатый соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
2. ФУНКЦИИ
Основными направлениями деятельности старшего вожатого являются:
2.1. организация развития и деятельности детских общешкольных организаций, руководство ими и контроль за их функционированием;
2.2. методическая помощь в обеспечении деятельности детских организаций в школе.
3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Старший вожатый выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. анализирует:
- проблемы, ход, развитие и результаты деятельности детских общешкольных организаций;
- наличие и перспективные возможности деятельности детских организаций;
- форму и содержание посещенных мероприятий, проводимых детскими организациями школы (не менее 90 часов в год);
3.2. прогнозирует:
- тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для корректировки деятельности детских общешкольных организаций;
- последствия запланированной работы детских организаций школы;
3.3. планирует и организует:
- текущее и перспективное планирование деятельности детских общешкольных организаций;
- процесс разработки и реализации программы деятельности детских общешкольных организаций;
- осуществление систематического контроля за деятельностью общешкольных детских организаций;
- работу по подготовке и проведению мероприятий, подготовленных детскими общешкольными организациями;
- совместную работу представителей общественности и детских общешкольных организаций;
3.4. координирует:
- деятельность детских общешкольных организаций;
3.5. руководит:
- деятельностью детских общешкольных организаций;
- созданием благоприятного микроклимата в детских организациях;
3.6. контролирует:
- деятельность детских общешкольных организаций;
- безопасность используемых в деятельности детских организаций оборудования, приборов, технических и наглядных средств;
- соблюдение учениками Правил для учащихся;
- оптимальность распределения во времени мероприятий, проводимых детскими организациями;
3.7. корректирует:
- ход выполнения программы работы детских общешкольных организаций;
- планы работы детских организаций;
3.8. разрабатывает:
- фрагменты воспитательной программы школы;
- методику и порядок проведения мероприятий, организованных детскими общешкольными организациями;
3.9. консультирует:
- представителей детских общешкольных организаций по принципиальным методическим вопросам;
3.10. оценивает и экспертирует:
- предложения по организации деятельности детских общешкольных организаций и установлению связей с внешними партнерами;
3.11. редактирует:
- подготовленные к изданию материалы детских общешкольных организаций.
4. ПРАВА
Старший вожатый имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. присутствовать:
- на любых мероприятиях, проводимых представителями детских организаций (без права входить в помещение после начала мероприятий без экстренной необходимости и делать замечания участникам в процессе мероприятия);
4.2. давать:
- обязательные распоряжения представителям детских общешкольных организаций;
4.3. привлекать:
- к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях;
4.4. принимать участие в:
- разработке воспитательной политики и стратегии школы, в создании соответствующих стратегических документов;
- разработке любых управленческих решений, касающихся деятельности детских общешкольных организаций;
- ведении переговоров с партнерами школы по организации деятельности детских общешкольных организаций;
- в принятии решений Педагогического совета и любых других коллегиальных органов управления;
4.5. вносить предложения:
- о начале, прекращении или приостановлении деятельности конкретных детских общешкольных организаций;
- о поощрении представителей детских общешкольных организаций;
- по совершенствованию воспитательной работы;
4.6. устанавливать:
- от имени школы деловые контакты с лицами и организациями, могущими способствовать совершенствованию деятельности детских общешкольных организаций;
4.7. запрашивать:
- для контроля и внесения корректив рабочую документацию детских общешкольных организаций;
- у руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;
4.8. контролировать и оценивать:
- ход и результаты работы детских общешкольных организаций, налагать вето на их деятельность, чреватую перегрузкой учащихся, ухудшающую их здоровье, нарушающую технику безопасности, не предусматривающую профилактику, компенсацию и преодоление возможных негативных последствий;
4.9. приглашать:
- от имени школы родителей (законных представителей) для информирования их о деятельности их детей в составе общешкольных детских организаций;
4.10. требовать:
- выполнения от учащихся соблюдения Правил поведения для учащихся;
4.11. повышать:
- свою квалификацию.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы, его заместителя по воспитательной работе и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, старший вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, старший вожатый может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».
5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса старший вожатый привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также не использование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, старший вожатый несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ
Старший вожатый:
6.1. работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором;
6.2. свою работу на каждый учебный год и каждый учебный модуль планирует под руководством заместителя директора (воспитательная работа), представляет план на утверждение директора не позднее пяти дней с начала планируемого периода;
6.3. представляет заместителю директора (воспитательная работа) письменный отчет о своей деятельности объемом не более трех машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждого учебного модуля;
6.4. получает от директора школы и(или) его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
6.5. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с классными руководителями, классными воспитателями и заместителями директора школы;
6.6. исполняет обязанности заместителя директора (воспитательная работа), классных руководителей, педагогов дополнительного образования и учителей в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и Уставом школы на основании приказа директора.
7 |
| |||
Перспективный план работы старшей вожатой
на 2013- 2014 учебный год
Цель:
Создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации личности через организацию коллективно – творческой деятельности детей и подростков.
Задачи:
- Организация и проведение традиционных КТД, способствующих развитию творческого мышления, необходимого для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире
- Организация и проведение общешкольных мероприятий по формированию здорового образа жизни, патриотическому воспитанию, профилактике правонарушений с учетом индивидуальных способностей и потребностей школьников
- Осуществление школьного самоуправления, мотивирующего учащихся к формированию активной жизненной позиции, лидерских и организаторских качеств.
- Работа в рамках реализации социально-значимых проектов
1.Организационная работа
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственные |
1. | Анализ и планирование работы органов ученического самоуправление | Сентябрь | Зам. директора по ВР Старшая вожатая |
2. | Организация записи в кружки | Сентябрь | Старшая вожатая |
3. | Сбор Совета детской общественной организации «Радуга» | Один раз в месяц | Старшая вожатая |
4. | Организация временных «Советов Дела» | В течение учебного года | Старшая вожатая |
5. | Проведение занятий в кружках | В течение учебного года | Руководители кружков |
6. | Оформление стендов на различные тематики | В течение учебного года | Старшая вожатая |
7. | Ведение и оформление необходимой документации | В течение учебного года | Старшая вожатая |
8. | Участие в планерках, педсоветах с выступлениями | В течение учебного года | Старшая вожатая |
9. | Посещение семинаров и совещаний | В течение учебного года | Старшая вожатая |
2.Массовые мероприятия
№ п/п | Наименование мероприятий | Сроки | Ответственные |
1 | КТД «День знаний» | Сентябрь | Старшая вожатая
|
2 | Операция «Чистый дворик»
| Сентябрь | Классные руководители Зам. директора по ВР Вожатая |
3 | Школьный конкурс сочинений «Мой любимый учитель» | Сентябрь | Старшая вожатая Учителя русского языка |
4 | Школьный этап поэтического конкурса «Посвящение учителю» | Сентябрь | Старшая вожатая Учителя русского языка |
5 | Подготовка ко «Дню Учителя» | Сентябрь | Старшая вожатая |
6 | КТД "День самоуправления" | Октябрь | Старшая вожатая |
7 | Осенняя ярмарка | Октябрь | Старшая вожатая
|
8 | «Шаг навстречу» благотворительная акция, посвящённая Дню пожилого человека. Поздравляем ветеранов педагогического труда | Октябрь | Старшая вожатая |
9 | Школьный экологический фотоконкурс «Зеленый мир глазами детей» | Октябрь | Старшая вожатая |
10 | Школьный конкурс агитплакатов «Выбирай здоровый образ жизни» | Октябрь | Старшая вожатая |
11 | Участие в акции «Молодежь за здоровый образ жизни» | Октябрь - ноябрь | Старшая вожатая |
12 | Выставка рисунков «При солнышке тепло, при матери добро» | Ноябрь | Старшая вожатая |
13 | Конкурсная программа «Путешествие на планету дружбы» в рамках международного Дня толерантности | Ноябрь | Старшая вожатая |
14 | Культурно – развлекательное мероприятие «Мы вместе», посвященное Дню матери
| Ноябрь | Старшая вожатая |
15 | КТД "КВН - марафон" | Ноябрь | Старшая вожатая
|
16 | КТД «Новогодний карнавал» | Декабрь | Старшая вожатая |
17 | Школьный конкурс Новогодних композиций | Декабрь | Старшая вожатая |
18 | Участие в акции «Новогоднее чудо» | Декабрь | Старшая вожатая |
19 | КТД "День Святого Валентина" | Февраль | Старшая вожатая |
20 | Конкурс боевых листов «К защите Родины готов!» | Февраль | Старшая вожатая |
21 | Декада Здоровья
| Март | Ст. вожатая Зам директора по ВР |
22 | Мероприятие, посвященное празднованию Масленицы. | Март | Старшая вожатая |
23 | Праздничный концерт «Примите наши поздравления» | Март | Старшая вожатая |
24 | Конкурс карикатур и школьных анекдотов «От улыбки станет всем светлей» - выпуск стенгазеты | Апрель | Старшая вожатая |
25 | Фестиваль детских рисунков "Да здравствует мир на планете Земля!" (4-6 классы). | Май | Старшая вожатая |
26 | Концерт посвященный Дню Победы | Май | Старшая вожатая |
27 | КТД «Праздник окончания учебного года» | Май | Старшая вожатая
|
28 | Мероприятия по реализации социального проекта «От сердца к сердцу» | В течение всего года | Старшая вожатая |
29 | Работа по профилактике негативных явлений и привитию навыков ЗОЖ в ученической среде | В течение всего года | Старшая вожатая |
30 | Работа волонтерского движения | В течение всего года | Старшая вожатая |
3.Инструктивная методическая работа
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственные |
1. | Знакомство с нормативными документами | Один раз в четверть | Старшая вожатая |
2. | Формирование банка данных нормативно-правовых документов и методических материалов | В течение учебного года | Старшая вожатая |
3. | Проведение инструктажа по текущим мероприятиям | В соответ-ствии с планом ВР | Старшая вожатая Учитель ОБЖ |
4. | Обзор педагогической и методической литературы | В течение учебного года | Старшая вожатая |
5. | Создание банка разработок к традиционным мероприятиям школы | В течение учебного года | Старшая вожатая |
6. | Обмен информацией и опытом со старшими вожатыми района | В течение учебного года | Старшая вожатая |
7. | Проведение консультаций со школьниками и классными руководителями по подготовке к мероприятиям | В течение учебного года | Старшая вожатая |
8. | Оказание организационной помощи в деятельности органов школьного самоуправления | В течение учебного года | Старшая вожатая |
9. | Участие в заседаниях школьных методических объединений | В течение учебного года | Старшая вожатая |
10. | Составление плана работы на месяц | Каждый месяц | Старшая вожатая |
11. | Оказание методической помощи учителям в проведении общих дел | В течение учебного года | Старшая вожатая |
НАПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ: И ИХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.
- Нравственное:
- воспитание добросовестности, старательности, настойчивости, самостоятельности;
-восприятия понятия «культурный человек»;
-воспитание понимания жизненного целенаправления;
-воспитание способности сделать правильный нравственный выбор.
2. Гажднско-патриотическое:
-воспитание мировоззренческой толерантности;
-воспитание чувства гордости за Отчизну и желание ее
процветания;
-формирование навыков жизненного социального оптимизма;
-воспитание правовой и политической культуры.
3. Эстетическое.
- формирование эстетического кругозора и вкуса»
- развивать творческое начало;
- умение рисовать, петь, танцевать;
- воспитывать чувство эстетической меры;
- формировать умение отличать прекрасное и безобразное в
природе, искусстве, жизни, труде, общении, учении.
4. Экологическое.
- формировать экологическую и природоохранную культуру со
всеми главными составляющими:
- рациональное (личное) использование;
- готовность охранять и защищать природу (флору и фауну);
- не вредить окружающей среде;
- воплощение в своей практической жизни идеи (долга) заниматься возобнавлением природы.
5.Здоровый образ жизни.
- воспитывать потребность относиться к своему здоровью как
к важной личности и общественной ценности;
- знать механизм и способы поддержания здоровья;
- физически развиваться;
- стремиться к физическому совершенствованию;
- обучать приемам и способам оздоровления своего организма.
6.Трудовое.
-воспитывать добросовестное отношение к труду своему и
других людей;
- формировать потребность творческого подхода к работе;
- вооружить учащихся основными трудовыми умениями и
навыками;
- помочь учащимся в выборе будущих профессий на уровне
социально- психологических консультаций.
7.Раьота с родителями.
- сотрудничество и расширение поля общения;
- реализация планов по организации совместных дел;
- обмен опытом воспитания;
- активизация работы родительских комитетов в классах;
- привлечение родителей к решению проблем жизни
коллектива;
- повышение культуры родителей, их психолого-педагогической
компетентности в семейном воспитании, выработки единых
подходов семьи и школы к воспитанию детей.
ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ – ОСНОВА ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕГО ВОЖАТОГО.
Коллектив – это группа воспитанников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.
Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был Антон Семенович Макаренко (1888-1939 гг.).
Он сформировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти, определил принципы развития коллектива (гласность, ответственная зависимость, перспективные линии, параллельные действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.
Стадии развития коллектива.
1. Становление коллектива (стадии первоначального сплочения). Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования.
Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.
2. Стабилизация структуры коллектива.
Коллектив в это время выступает как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции.
Основная цель педагога на этой стадии – максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых коллектив создается.
На этой стадии в развитии коллектива возможны скачки, остановки движения из-за преодоления противоречий между коллективом и отдельными учениками; между общими и индивидуальными перспективами; между отдельными группами уч-ся.
3. Расцвет коллектива.
На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов.
Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.
4. Развитие коллектива.
На этой стадии каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.
Между стадиями нет четких границ – возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей.
Если вожатому понадобилось сплотить ребят в новый коллектив для выполнения своей цели работы с ними, то предлагается следующий алгоритм формирования коллектива.
Алгоритм формирования коллектива.
Я создаю коллектив.
1. Я должен понравиться детям.
2. Я должен их изучить.
3. Я должен определить ведущий вид деятельности, в котором мы объединимся.
4. Я должен увлечь ребят этой деятельностью.
5. Я должен объединить вокруг этой деятельности ядро – моих ближайших помощников (актив).
6. Я должен поставить перед ребятами яркую далекую и не менее яркую близкую цель.
7. Я должен утвердить определенный стиль общения, стиль отношений между ребятами.
8. Я должен частично передать управление деятельностью ребятам и создать органы самоуправления.
9. Я должен предложить ребятам знаки отличия, элементы формы, ритуалы.
10. Я должен найти и оборудовать место встречи коллектива.
11. Я должен заложить определенные традиции.
12. Я должен обеспечить всем надежное чувство защищенности.
13. Я должен не допустить замыкания детей на себя, должен сделать коллектив открытым.
14. Я должен найти друзей для моих ребят – интересный коллектив.
15. Я должен не стоять на месте. Остановка – смерть коллектива.
Позиция вожатого в детско-подростковых коллективах.
В своей практике вожатый общается с постоянными, временными (например, Совет дела), разновозрастными, профильными, и т.д. детско-подростковыми коллективами. А так как в основе каждого коллектива – общий интерес, общие цели, общие дела, сплачивающие ребят постоянно или временно, то его можно назвать объединением.
В каждой школе постоянно действует 5 видов объединений, диктующие вожатому свои особенности, связи с ними, работы с их членами и руководителями, отличающиеся взаимоотношениями детей и взрослых, входящих в эти объединения.
Это следующие объединения:
- классно-урочные – строго одновозрастные, по классам, обязательные для ребят, во главе их – учителя, определяющие место и систему внутри коллективных отношений по своим программам, допускающие помощь со стороны вожатых по мере необходимости;
- факультативно-кружковые – возможно разновозрастные, создаются на основе свободного выбора учащихся, но в целом зависимы от взрослых руководителей, более свободны в своих связях с вожатым (особенно кружки), могут выполнять заказы вожатого, а отдельные кружки могут вести сами вожатые;
-клубные – также разновозрастные, объединяют ребят на основе не только свободного выбора, но и общего интереса, часто диктуемого взрослыми организаторами клуба, более приближены к общественным; вожатые могут опираться в своей работе на эти объединения, использовать их в своих делах, входить в клуб в качестве одного из руководителей или помощников в его делах или просто рядовым членом;
общественно-организационные – возможны как одна из форм школьного ученического самоуправления, например, школьная республика, город творцов, ученический совет и т.д. – разновозрастные, с активным участием взрослых, в основном – педагогов школ, в том числе и вожатых, выступающих помощниками, наставниками актива этих объединений, несущих полную педагогическую ответственность за последствия деятельности этих объединений; вожатые часто выступают организаторами и ответственными от педколлектива за работу этих объединений;
свободно образующиеся – общественные, независимые от педколлектива образовательного учреждения, представленные в нем старшим вожатым - координатором, руководителем, организатором или помощником этих объединений.
Организаторская роль вожатого в школьных объединениях разная, в зависимости от характера этих объединений. Общее то, что вожатый любому объединению помогает при составлении планов работы, в подготовке и проведении отдельных дел, в обучении актива.
Позиция актива в коллективе ребят.
Актив – наиболее деятельная, самостоятельная и творческая часть коллектива, проявляющая свои организаторские способности и умения, выступающая авангардом в коллективных делах.
Организаторские способности – это такое сочетание индивидуальных свойств личности, которое позволяет человеку быстро, надежно, уверенно организовывать людей на выполнение какого-либо дела.
Общие качества личности организатора:
компетентность - знание того дела, которое требуется организовать;
активность - умение действовать энергично, напористо при решении практических задач;
инициативность - особое творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений;
общительность - открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми;
сообразительность - способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное;
настойчивость - проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;
самообладание - способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях;
работоспособность - выносливость, способность вести напряженную работу, длительное время не уставать;
наблюдательность - умение видеть, мимоходом отметить примечательное, сохранить в памяти детали;
самостоятельность - независимость в решениях, умение самому находить пути выполнения задачи, брать на себя ответственность;
организованность - способность подчинить себя необходимому режиму работы, планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.
Организация работы школы актива.
Важное место в работе вожатого, как организатора, занимает школа актива.
Школа актива, как правило, функционирует при общешкольных органах самоуправления или в общественных детско-подростковых объединениях, организациях. Она состоит из отдельных подразделений, в которых обучаются активисты определенного профиля своей общественной занятости (например, секция командиров отрядов, старост классов, редакторов классных (отрядных) стенгазет и т.д.). Эти подразделения носят названия секции, но также имеют место названия, определяющие профиль обучения активистов:
- пресс-центр – собираются редакторы стенгазет;
- игротека – собираются массовики-затейники;
- штаб «Милосердие» – собираются организаторы шефской работы;
- клуб «Вожатый» – организаторы работы с младшими школьниками и т.д.
Сам вожатый организует работу всей школы актива: выявляет активистов по
коллективам, определяет направления их деятельности и создает соответствующие секции, подбирает из числа педагогов, родителей, представителей общественности наставников по секциям, помогает им спланировать содержание работы в секции, составляет расписание занятий (в среднем – 2 занятия в месяц для каждой секции), выступает сам организатором какой-нибудь секции и ее наставником. Вместе с активистами и другими помощниками разрабатывает и внедряет в практику символику школы актива, церемониал начала ее занятий и т.п. Разрабатывает критерии оценки активности ребят на занятиях школы актива, критерии оценки результативности занятий школы актива, формы стимулирования общественной активности ребят и т.п. Многолетняя практика деятельности школы актива показала, что занятия этой школы лучше проводить в твердо установленные дни месяца: например, 1 и 3-я среда месяца. Начинать с общего церемониала (линейка, перекличка, поверка и т.п.), затем работа по секциям и окончание – линейка подведения итогов занятий. Школа актива может иметь свои традиции, в ее рамках могут проводиться познавательно-развлекательные мероприятия только для ее обучающихся, специальные коммунарские сборы, коллективные творческие дела.
О первых занятиях коллектива.
Старший вожатый – как руководитель школы актива, клуба или кружка – должен знать, что первые встречи с учащимися, первые занятия во многом определяют успех всей дальнейшей работы, формируют стиль взаимоотношений между детьми и педагогами. От того, в какой степени вам удастся создать положительный нравственный климат в коллективе, увлечь ребят, зависит их отношение к занятиям в школе актива, клубе, кружке, совете.
В ходе проведения первых занятий педагог решает следующие задачи:
1. Создает у детей положительный настрой на занятия, вызывает интерес к ним и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями.
2. Знакомит учащихся с программой занятий, правилами работы в группе, перспективами роста учащихся.
3. Знакомит учащихся с традициями коллектива или с той организацией, в которой ребенок будет работать.
4. Выявляет уровень знаний и умений детей по профилю деятельности групп, секций, кружка и т.п.
5. Создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и взаимной ответственности.
6. Получает информацию о каждом ученике группы, рассказывает о себе.
Ребята впервые пришли на занятия, они конечно, хотят получить информацию друг о друге, о педагоге, этот период психологи называют «периодом информационного голода».
На первом занятии рекомендуется использовать различные формы знакомства, которые помогут создать атмосферу непринужденности и доброжелательности, позволят увидеть в каждом учащемся лучшие качества характера, помогут выявить каждому способности и интересы.
Общешкольные мероприятия.
Задачи.
1. Личностное, интеллектуальное и творческое развитие учащихся.
2. Организация участия в жизни школы и города.
3. Освоение навыков самоорганизации.
4. Освоение жизненных и учебных навыков, активизация самостоятельного мышления.
5. Формирование дружного, сплоченного коллектива.
6. Жизненное и профессиональное самоопределение.
7. Организация разнообразной деятельности и общения с целью удовлетворения информационного поиска.
8. Обеспечение психологической защиты детей.
Принципы.
1. Гуманистический подход.
2. Индивидуальная и групповая работа с учащимися.
3. Ориентированность на выделение групп организаторов и исполнителей.
4. Ориентированность на творческое исполнение поставленных задач.
5. Помощь в личностном самовыражении учащихся.
6. Патриотическое воспитание.
Направления деятельности.
1. Создание благоприятных условий для продуктивной работы.
2. Создание условий для саморазвития творческой индивидуальности.
3. Создание условий для личностнойсамоактуализации учащихся.
4. Развитие познавательного интереса к окружающему миру.
5. Воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремлённости и предприимчивости, честности.
6. Всестороннее развитие (интеллектуальное, творческое, деловое, лидерское).
7. Общая направленность на гармоничное развитие личности.
Ожидаемые результаты.
1. Приобретение детьми новых знаний, умений, навыков, полезных для личностного самоопределения.
2. Стремление детей к дальнейшему достижению успехов.
3. Удовлетворенность полученными результатами индивидуальной и коллективной работы детей.
4. Развитие духовности, постоянное саморазвитие силы воли – как условия нормального становления и развития психологического здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН РАБОТЫ СТАРШЕЙ ВОЖАТОЙ
Программа деятельности детской организации ....
Анализ работы старшей вожатой
Анализ работы старшей вожатой учебный 2011-2012 год...
перспективный план работы старшей вожатой
план работы старшей вожатой...
Использование современных педагогических технологий в воспитательной деятельности (из опыта работы старшей вожатой)
Использование современных педагогических техгнологий в воспитательной деятельности (из опыта работы старшей вожатой)...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ СТАРШЕЙ ВОЖАТОЙ В ОУ.
Повышение профессиональной компетентности и совершенствование педагогического мастерства; эффективная организация обмена опытом....
Анализ воспитательной работы старшей вожатой за 2013-2014 учебный год
Анализ воспитательной работы старшей вожатой за учебный год...
Анализ работы старшей вожатой за 2018-20196 учебный год
Анализ воспитательной работы старшей вожатой за 2018-2019 учебный год...