"Действия сложения и вычитания над десятичными дробями"
план-конспект урока (5 класс) по теме

Открытый урок по математике в 5 классе по сказке "Снежная королева"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:   

«Действия сложения и вычитания над десятичными дробями».

Цели урока:

Образовательная:        

- обобщить и систематизировать знания, умения и способы действий учащихся при выполнении арифметических действий сложения и вычитания  десятичных дробей; формировать навыки беглого счета

Развивающая:

- развивать логическое мышление учащихся; внимание, память;

- формировать коммуникативную и социальную компетентности учащихся; познавательный интерес к предмету.

Воспитательная:

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; чувство ответственности

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений, способов действий.

Форма проведения урока:  урок-сказка.

Оборудование:  

- компьютер;

-презентация;

- мультимедийный проектор, экран.

- дидактические материал (карточки для математических пазл; разноуровневые карточки с уравнениями; сигнальные карточки)

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Меня зовут Татьяна Викторовна. Я учу таких же пятиклассников как и вы, в школе № 1 поселка Квиток. Я думаю, что вы мне сегодня поможете. Итак, начинаем!

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе. 

2. Мотивация урока

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них!

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло!

И сегодня наш урок необычный, а сказочный. Почему? Случилась беда -  Снежная Королева забрала Кая, бросила ему в глаза и сердце льдинки «десятичных дробей», заморозив его так, что он забыл о Герде. Вот и отправилась девочка на поиски своего друга в царство Снежной королевы. Дорога нелегкая и мы поможем Герде найти Кая и растопить его сердце с помощью наших знаний и умений по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей», т.е. повторим и обобщим знания при выполнении арифметических действий сложения и вычитания  десятичных дробей, работать будем в группах.

Захватим с собой путевые листы, в которые будем заносить  итоги нашего приключения. Запишите , пожалуйста, свои Ф И , № класса в путевых листах, в них мы будем работать весь урок, записывать и решать задания, а также выставлять полученные баллы. Чем больше баллов вы сегодня наберете, тем выше будет ваша оценка. В начале, пожалуйста, в своих листах отметьте смайликами свое настроение в  данный момент (  .)

Что ж в путь!

3. Актуализация опорных знаний.

Сначала обдумаем план наших действий.

Задача: применить правило сложения и вычитания десятичных дробей при устных вычислениях, правильно расставить запятые и прочитать полученное равенство.

1) Устная работа Думайте и соображайте”

Известно, какое важное значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, как в известном мультфильме «В стране невыученных уроков», двоечник Витя Перестукин не знал, куда поставить запятую во фразе:

  “Казнить, нельзя помиловать” или  “Казнить нельзя, помиловать”. В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.

 Расставьте в следующих равенствах запятые: (по два задания для каждой  группы)

1 группа

5 2  +  1 8  =  7

3  +  1 0 8  =  4 0 8

2 группа

6 3  –  2 7  =  6 0 3

     48 + 22 = 7

3 группа

945 – 545 = 4

6 0  –  7 3  =  5 2 7

(Самопроверка на слайде)

Оценка – 1 балл за верный ответ

Когда план был обсужден, Герда отправилась к реке и спросила, не знает ли она где Кай. Речка ответила: «Если правильно соберешь правило, то я покажу тебе дорогу!»

Задача: вспомнить правило сложения и вычитания десятичных дробей, правильно расположить пошаговые действия.

2)  «Соберите правило»

Чтобы сложить или вычесть десятичные дроби надо:

  • выполнить действия сложения и вычитания;
  • в ответе запятую поставить под запятой в данных дробях;
  • уравнять число знаков после запятой;
  • записать дроби в столбик таким образом, чтобы цифры, стоящие в одноименных разрядах, оказались друг под другом, а  запятая оказалась под запятой.

(Самопроверка на слайде)

Оценка – 1 балл за верный ответ

В дороге нам придется действовать как единая команда. Проверим, так ли это?

3)  Математические пазлы

Задача: выполнить сложение и вычитание десятичных дробей

Работа в группе: ученикам выдаются разрезные карточки с заданиями. Решить задания и восстановить рисунок.

Карточка с заданиями:

0,26 + 0,45      (0,71)              

6,28 – 5,32       (0,96)              

1,42 + 3,3         (4,72)              

0,84 – 0,2         (0,64)                  

7 + 0,3              (7,3)                

10 – 0,25           (9,75)              

0,15 + 2,85        (3 )                

25,6 – 9              (16,6)                      

0,41 – 0,385       (0,025)                    

Проверка - оценка максимум 3 балла (результаты заносятся в лист).

Молодцы, вы помогли Герде, и речка показала ей дорогу. Девочка села в лодку и поплыла.

4.Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

И вот Герда приплыла к старой волшебнице. Старушке девочка очень понравилась. Чтоб Герда забыла Кая, она, расчесывая девочке волосы, заколдовала ее.

Чтобы чары пропали, надо выполнить следующее задание.

1) «Вычислите наиболее удобным способом»:

Задача: применить при вычислениях свойства сложения и вычитания (переместительное, сочетательное)

Работа парами

1) 2,31 + (7,65 +8,69)

2) 0, 387 + (0, 613 + 3, 142)

3) (7,891 + 3, 9) + (6,1 + 2, 109)

4) 14, 537 –(2,237 +5,9)

Взаимопроверка – оценка 1 балл за каждый верный ответ (результаты заносятся в лист).

Мы помогли Герде вспомнить Кая, и она убежала от волшебницы. Долго бежала, устала и присела отдохнуть. И мы отдохнем вместе с ней.

 Физкультминутка.  

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали.

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни.

И вновь глазами по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь веди горизонтально,

И в центре ты остановись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась. Ты молодец!

Отдохнув, Герда увидела перед собой прыгающего старого Ворона. Герда спросила, не знает ли он, где Кай. Ворон ответил: «Кар –кар, наверное знаю, где твой принц, но сначала реши задание»

2)  «Решите уравнение»

Задача: решить  уравнения  с десятичными дробями

Карточки трех уровней сложности: желтый первого уровня сложности; оранжевый второй уровень; красный – третий уровень. Вы можете выбрать любой цвет, но за верно решенное уравнение первого уровня вы получите 1 балл, второго уровня – 2 балла, третьего – 3 балла.

Карточка № 1

1)     5,3 – Х = 2,4

2)   5,096 + У = 7,05 – 0,654

3)   0,0284 + (0,0016 + Х) = 15

Карточка № 2

1)   Х + 1,275 = 6,3

2)   У + (0,7 – 0,007) = 0,693

3)  (Х + 3,5) – 4,8 = 2,4

Карточка № 3

1)     Х – 2,8 = 1,7

2)     (1 – 0,895) – У = 0,01

3)    (Х + 42,003) + 0,54 = 100 – 0,457

Карточка № 4

1)    У – 5,7 = 2,84

2)    Х – 1,14 = 3,27 + 4,818

3)   (У – 8,48) + 2,16 = 3,9

Карточка № 5

1)    Х + 2,9 = 3,93

2)    11,4 – 3,2 – Х = 2,8

3)    (1,25 + а) – 15,6 = 9,07

Карточка № 6

1)    4,32 + Х  = 7,21

2)    Х + (1 – 0,04) = 5

3)   (Х – 2,3) – 6,703 = 0,997

Карточка № 7

1)   У – 6,5 = 12

2)   5,007 + Х = 15,007 – 0,23

3)   (10,054 +Х) – 10,05 = 1 – 0,996

Карточка № 8

1)   4,38 – Х = 0,912

2)   (0,375 + 1,625) – Х = 1,04

3)   (7,1 – Х) + 3,9 = 4,5

Карточка № 9

1)   4,48 + У = 11,87

2)   Х – 1,4 = 5 + 0,04

3)   (Х – 3,48) + 2,15 = 3,9

Оценка максимум 3 балла (результаты заносятся в лист).

Герда с нашей помощью решила уравнение и Ворон привел ее к принцу и принцессе, но это был не Кай.

Герда рассказала им свою историю и попросила у принца и принцессы карету, чтобы дальше отправиться на  поиски  Кая.

Долго ехала Герда на карете, но в лесу ее поймали разбойники, которыми командовала маленькая Разбойница. Рассказ Герды опечалил Разбойницу. И она решила отпустить ее, если Герда решит задачу

3) «Задача от разбойницы»

Задача: выполнить текстовую задачу с десятичными дробями

Длина первого  участка пути 3,53  км.

Второго участка пути – 2,2  км, а третьего  на 1,36 км  короче,

чем первого и второго участков вместе.

Какова длина всего пути?

Ответ: 10,1км

Выполняем проверку – максимум 3 балла (результаты заносятся в лист).

Северный Олень привез Герду к бабушке Лапландки, которая сказала: « Моя подруга Финка знает, где Кай, но она покажет тебе дорогу, если ты решишь тест».

 

Индивидуальная работа

4) «Решите тест» с сигнальными карточками (на слайде)

Задача:  выполнить действия сложения и вычитания десятичных дробей (методом исключения)

Выполняем проверку – максимум 2 балла (результаты заносятся в лист).

Мы справились и с этим заданием, и Финка показала дорогу к Снежной Королеве. Когда Герда увидела Кая, она бросилась к нему, сердце Кая растаяло, он вспомнил Герду. И вместе они отправились домой.

5. Домашнее задание

Сочинить свою математическую сказку по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

 

6. Рефлексия. 

На своем путевом листе напишите, за что вы можете себя похвалить, а за что поругать, а также выставите «оценку» своему настроению (приклеить смайлик) в конце урока (  .)

7. Итоги урока.

Вот закончена игра,

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился?

Кто же в сказке отличился?

Подсчитаем суммарный балл за урок (на слайде итоговая таблица с критериями)

Молодцы ребята!

Вы справились с заданьями

И блеснули знаньями.

Каю с Гердой помогли,

От Снежной Королевы их спасли.

А волшебный ключ к ученью -

Ваше упорство и терпенье!

Спасибо за урок! До новых встреч в сказочной стране Математики.

а) 0,769 + 42,389 =

                                                         

4,3158

43,158

50,459

0,61

0,07

6,1

г) 6,6 – 5,99 =

0,83

83,0

8,3

в) 11,1 – 2,8 =

27,199

80,195

27,991

б) 5,8 + 22,191 =


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сравнение, сложение, вычитание, округление десятичных дробей»

Тема урока:  «Сравнение, сложение, вычитание, округление десятичных   дробей».   Тип урока: «Урок обобщения и систематизации знаний».Цели: систематизировать, обобщить зна...

Решение упражнений на сложение и вычитание положительных десятичных дробей.

Решение упражнений на сложение и вычитание   положительных десятичных   дробей....

4.3. Сложение и вычитание положительных десятичных дробей

предлагаю организовать оперативный обмен ресурсамив процессе подготовки к урокамя добавил ссылку на фрагмент урокаhttps://infourok.ru/user/kovalyova-svetlana-viktorovna/material?Document_page=5кто-то ...

Урок по теме "Сложение, вычитание, сравнение десятичных дробей"(5 класс)

Урок закрепления способности сложения, вычитания и сравнения десятичных дробей....

Технологическая карта урока математики в 6 классе по теме "Сложение и вычитание положительных десятичных дробей"

Технологическая карта урока математики в 6 классе к учебнику авторов С.М.Никольского и др....