Математика с пользой для здоровья
материал (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Математика с пользой для здоровья
Зайцева А.В.
МКОУ «Детский дом- школа №95»
Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создание крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей [3].
Особенно актуальны задачи здоровьясбережения в учреждениях интернатного типа. Зачастую ребёнок поступает в детский дом с хроническими заболеваниями, вредными привычками, душевным дискомфортом. Моя задача, как педагога,- помочь ученику преодолеть уныние, неудовлетворённость, повысить мотивацию к учению, пропагандировать здоровый образ жизни [7].
У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, создаю обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Далеко не всем обучающимся легко дается математика, учитывая это, провожу работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища [7].
При планировании урока не допускаю однообразия работы, обязательно планирую смену видов деятельности. На каждом уроке провожу физкультминутки. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья обучающихся.
Основные задачи физкультминутки: снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд, совершенствовать общую моторику, выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Например: при изучении темы: «Правильные и неправильные дроби» в 6 классе обучающиеся знакомились с определениями. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия я предлагала во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки вытянуты вперед; задание: если называю правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением. А при изучении положительных и отрицательных чисел ученики, познакомившись с определениями, проводят первичное закрепление материала. Для закрепления нового материала предлагаю во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки на талии; задание: если называю положительное число, ученики делают наклоны (или повороты) вправо; если отрицательное – влево [2].
Еще один вариант физкультминутки упражнение «Буратино». После хорового прочтения нового термина ученикам предлагала закрыть глаза и представить, что нос вырос, как у Буратино, обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его [1].
Для восстановления концентрации внимания провожу следующую физкультминутку. Я говорю слова, а дети выполняют действия, отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.
Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновенье,
Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого, а
А себя лишь одного!
После этого задания дети с интересом начинают учиться.
Информацию об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика полезна всем, а детям особенно, для профилактики нарушений зрения. В пятых классах я использую гимнастику для глаз: на стене классной комнаты вывешиваю разные, цветные геометрические фигуры и даю задание: последовательно перемещать взгляд с одной фигуры на другую. Упражнение можно выполнять сидя и стоя.
В ситуации трудной задачи, выполнения контрольной работы для восстановления психологического равновесия, предлагаю детям выполнить действия под речёвку. Причем говорю строчку речевки и делаю паузу, а в это время дети про себя повторяют строчки:
Я скажу себе, друзья,
Не боюсь я никогда
Ни диктанта, ни контрольной,
Ни стихов и ни задач,
Ни проблем, ни неудач.
Я спокоен, терпелив,
Сдержан я и не хмурлив,
Просто не люблю я страх,
Я держу себя в руках.
Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, я на уроках математики предлагаю рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями:
- «знание своего тела»: Задача
Сердце качает кровь с такой силой, что каждой клетке крови нужна всего одна минута, чтобы пробежать свой путь по телу. Какое расстояние пробегает за сутки кровяная клетка, если рост ученика 5 класса составляет 145см [5]? Ответ 2км.88м.
- «правильное питание»: Задача
День среднего пятиклассника начинается в 7 ч. Утра и заканчивается в 9 ч. вечера. Оптимальные интервалы между приемами пищи составляет 3 ч. Сколько раз в день должен питаться школьник? Определите время приёма пищи, учитывая, что последний прием должен происходить не позднее, чем за 1,5 ч. до сна [5]. Ответ: 5 раз; 7ч. 30мин.; 10ч. 30мин.; 13ч. 30мин.; 16ч. 30мин.; 19ч. 30мин.
- «здоровый образ жизни»: Задача
В России ежегодно умирает 500 000 мужчин среднего возраста. 42% из них умирают из-за болезней, связанных с курением. Сколько человек могли бы продолжать жить, если бы своевременно бросили курить [5]? Ответ: 210 000 человек
- «безопасное поведение на дорогах»: Задача
Ширина улицы-45м, сигнал перехода горит 30 с. Успеет ли ученик 5 кл. перейти улицу, если к моменту включения зеленого сигнала он находился на расстоянии 27 м от перехода, а его скорость 80 м/мин [6]? Ответ: ему потребуется 54 с. на весь переход.
Подбор материала для урока составлен таким образом, чтобы обучающиеся привыкли ценить, уважать и беречь свое здоровье. В ходе выполнения заданий ребята узнают много новых фактов о своем теле, особенностях его развития на разных этапах жизни, учатся взглянуть на основные жизненные процессы глазами математика.
Литература:
- Деннисон П.И. Гимнастика ума. Простые упражнения для раскрытия умственных возможностей. [Текст] П.И. Деннисон− Москва, 1993. 648с.
- Ермакова М.В., Менделян Е.В. Организация здоровьесберегающего пространства в современной школе. [Текст] М.В. Ермакова, Е.В. Менделян− Владивосток, 2005. 320с.
- Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье. [Текст] Г.К. Зайцев, А.Г. Зайцев− Санкт-Петербург, 2000. 457с.
- Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. [Текст] В.И. Ковалько− М.: «ВАКО», 2005, 208 с.
- Сидоркина Е.А. Развиваемся и здоровеем каждый день. [Текст] Е.А. Сидоркина− Иркутск, 2003. 540с.
- Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей., Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова психологические установки и упражнения. [Текст] Н.Ю. Синягина− М.: ВЛАДОС, 2004. – 150 с.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. [Текст] Н.К. Смирнов− М.: АРТИ, 2003. –272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зимние каникулы с пользой для здоровья!
Зачастую отдых ассоциируется с теплым временем года, но зимой особенно можно получить бодрый заряд энергии, позитива и улучшить состояние здоровья, побывав с воспитанниками Ялгинского детс...
ВОЛЬНАЯ БОРЬБА: польза для здоровья и противопоказания.
Вольная борьба – очень мужественный вид спорта и занимаются им, как правило, мальчишки, парни и мужчины, но, не смотря на это, прекрасная половина также может освоить этот интересный спорт. Воль...
Катание с горки: польза для здоровья детей и правила безопасности
Катание с горки: польза для здоровья детей и правила безопасности...
«В методическую копилку классного руководителя: организация семейного отдыха с пользой для здоровья»
Организация оздоровительного досуга в семье является основным из средств воспитания здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Проблема здоровья детей дошко...
Как мы творчески и с пользой для здоровья пережили период самоизоляции
Дистанционные технологии в проектной работе на примере создания фильма...
Настольный теннис: увлекательный спорт и польза для здоровья.
Настольный теннис – один из самых популярных видов спорта во всем мире.Укрепление сердечно-сосудистой системы Хорошее зрениеУкрепление мышц и гибкость суставовСила, ловкость, быстрота ...