работа с одаренными детьми
материал
компетеннтностный подход в работе с одаренными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostnyy_podhod_v_rabote_sodarennymi_detmi.docx | 29.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный семинар заместителей директоров по УВР
Компетентностный подход в работе с одаренными детьми и организация исследовательской деятельности обучающихся МОУ-СОШ №2 г. Аркадака
Заместитель директора
по учебно-методической работе
МОУ-СОШ №2 г.Аркадака
Байгушева Л.М.
В Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа», утвержденной Президентом РФ Д.А.Медведевым (04 февраля 2010 г., пр-271),отмечается, что
модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Школа является важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
«Приобщение детей к ранней научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе, позволяющей наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причем индивидуально у каждого ребенка» - такова общая стратегия инновационной деятельности в рамках современной образовательной политики.
Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Это особенно характерно для одарённых детей. Большое количество материала, усваиваемого в соответствии с традициями в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени для собственных научно – практических поисков. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей
Одним из приоритетов нашей школы является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в ВУЗе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, к реализации творческого потенциала личности в быстро изменяющейся социально-экономической жизни страны. Мы говорим о творческой исследовательской деятельности школьника, направленной на получение новых для него знаний, умений и навыков, что, как показывает исследование, эффективно реализуется в процессе творческой учебно-исследовательской деятельности в школе.
Современные дети стали более информированными, многие владеют компьютером. Ученики должны уметь реализовать свои возможности. Наша школа создаёт условия для максимальной реализации способностей и возможностей, помогает ребёнку в интеллектуальном и личностном росте.
Своеобразным толчком, побуждающим нас заняться исследовательской деятельностью с учениками, послужила программа “Intel” - “Обучение для будущего”, то есть возможность создания компьютерных презентаций, как уроков, так и исследовательской деятельности младших школьников. Окончив курсы на базе нашей школы, мы пришли к выводу: “А почему бы и нам не попробовать реализовать полученные знания на практике?»
Успех любой деятельности в большей мере зависит от мотивации. Конечно, у педагога, ребёнка и родителей должен быть навык и возможность выполнять работу при помощи компьютера. Под руководством своих учителей ребята занимались учебно-исследовательской и поисковой деятельностью. У ребят и их родителей появилось желание участвовать в деятельности такого рода. А учебно-исследовательская деятельность развивает у учащихся мышление, логику и способствует более высокому уровню их саморазвития. В начальной школе обязательна при этом связь с родителями.
Учебно-исследовательская деятельность, как показывает опыт, не возникает в сама по себе. Необходимыми условиями её осуществления являются, на наш взгляд:
- готовность обучающихся этому виду работы;
- желание и готовность учителей руководить этим видом деятельности.
Учителя, таким образом, берут на себя ещё одну новую функцию - руководителя учебно-исследовательской деятельности школьника
Работая с младшими школьниками, мы руководствовались тремя принципами организации учебно-исследовательской деятельности:
- принцип доступности;
- принцип поуровневости;
- принцип временного развития;
Принцип доступности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста школьника
Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы школы: администрации, педагогического коллектива, родителей и конечно, самих учащихся. При этом "уровень школьника" учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности.
Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д.
При развитии исследовательской деятельности учащихся основными задачами педагогов начальных классов школы становятся: актуализация исследовательской потребности ученика, вовлечение в поисковую деятельность, поиск средств, активизирующий процесс познания, содействие в осознанном целеполагании, доведение ученика до результативности в деятельности.
Ожидаемым результатом явилось интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. Таким образом, наша работа для ученика имела следующие результаты:
- Умение работать с информацией.
- Опыт целеполагания.
- Ребёнок приобрёл опыт планирования.
- Расширение кругозора.
- Развитие мышления.
- Развитие эмоциональной сферы.
- Опыт публичного выступления.
Учебные исследования могут быть индивидуальными, групповыми, кратковременными и протяжёнными во времени. Мы начинаем заниматься учебно-исследовательской деятельностью с учениками 1-х классов. С второклассниками и третьеклассниками чаще используем групповые формы работы. Они способствуют вовлечению в исследовательскую деятельность большего числа детей, которые приобретают навыки исследования. А четвероклассники предпочитают индивидуальную работу групповой, так как этими учениками уже получен некоторый опыт поисково-исследовательской деятельности. Кратковременные учебные мини-исследования проводим на уроках природоведения, истории, литературы и др.
Целями и задачами привлечения обучающихся МОУ-СОШ №2 г. Аркадака к исследовательской деятельности в школе являются:
- Формирование познавательного интереса и активности;
- создание положительной мотивации образования;
- формирование глубоких, прочных и действенных знаний;
- развитие интеллектуальной сферы личности;
- формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
- развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой;
- обобщение и систематизация знаний по учебным предметам, по результатам исследовательской деятельности;
- формирование информационной культуры учащихся;
- развитие творческих способностей учащихся;
- содействие в профессиональной ориентации;
- самореализация учащихся во внеклассной работе.
В МОУ-СОШ №2 г. Аркадака работа по формированию интеллектуальных и творческих способностей школьников носит системный и систематический характер. С этой целью в школе сложилась следующая структура деятельности педагогического и ученических коллективов в организации исследований работы школьников.
Организация исследовательской работы обучающихся в школе.
1-4 классы | Подготовительный этап: Формирование навыков научной организации труда. Вовлечение в активные формы познавательной деятельности. Формирование познавательного интереса. Выявление способных учащихся | Формы: Урок. Внеклассная работа. Олимпиады Кружки. |
5-9 классы | Развивающий этап: Совершенствование навыков научной организации труда. Развитие и расширение познавательных интересов учащихся. Формирование исследовательских навыков. Развитие информационной культуры учащихся. | Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Олимпиады. Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов. Элективные курсы (9 классы). Кружки. |
10-11 классы | Исследовательский этап: Совершенствование исследовательских навыков. Совершенствование информационной культуры учащихся. Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков. | Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Олимпиады. Профильные предметы. Элективные предметы Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ. Кружки. |
Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется, главным образом, на уроках. Этому способствуют и современные интерактивные технологии, которые широко внедряются в практику работы школы, например, метод проектов, создание по итогам исследовательской деятельности презентаций, творческих работ и т.п. Несмотря на это, целенаправленная работа по формированию интеллектуальных умений и навыков, раскрытию и реализации творческих способностей имеет всегда достаточный резерв за счет организации в школе дополнительного образования . В школе работают кружки по различным направлениям, на занятиях которых широко применяется исследовательский метод для развития ключевых компетенций обучающихся. Наиболее активно это отмечается в работе следующих кружков: « По дороге знаний» ( руководитель Визнер Н.Г.), «Мир мультимедиа технологий» (руководитель Дмитриева Е.М.), « Любите русский язык» (руководитель Пальшева Т.Н.),
« Следопыт» (руководитель Глинкова С.А.), «Счастливый английский» (руководитель Сидорова Н.И.) С начала 2010-2011 учебного года в рамках введения ФГОС НОО обучающиеся 1-ых классов в рамках внеучебной деятельности включены в проектную деятельность по изучению растений « Растения родного края» (руководители Рогачева И.Г., Рожкова О.В.) и др.
Отмечается расширение интеграционных процессов школы с организациями социума для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Например , в течение отчетного периода 2010-2011учебного года обучающиеся приняли участие в работе круглого стола « Наука и жизнь», организованном специалистами центра « Семья». Исследовательские работы школьниц 10 б класса были отмечены грамотами за 1 и 2 место. Грамотой за 1 место в конкурсе электронных презентаций « Мой любимый Аркадак» в номинации « Моя школьная/ студенческая жизнь» , посвященном Дню города и организованном социально-молодежным Центром « Молодёжь плюс». Школьники 7 а класса стали победителями областного конкурса « Серебряное перо губернии», в декабре текущего года прошла на базе Аркадакского филиала СОМК конкурсная программа
« Родная сторона» по следующим номинациям: лекция- презентация, тематическая лекция, экскурсия. Используя фонды музея, школьники 7а , б классов со своим руководителем Глинковой С.А. представили широкий спектр исторических исследований: « Новая жизнь волостного центра», « История Аркадака в портретах» , «Интеллигенция Аркадака в начале XX века» и др.
Развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся осуществляется в школе в ходе исследовательской деятельности посвященной знаменательным событиям в жизни школы, города, страны. Это способствует пополнению фондов школьного музея, играет значительную роль в патриотическом воспитании. В школе прошел конкурс исследовательских работ к 70-летию школы: « История школы в лицах» (о школьных династиях, современных днях школы, ветеранах), к 65-летию Победы конкурс- исследование фотографий военных лет « Из семейного альбома» и др.
Следует отметить, что в поиске необходимой информации школьники широко используют возможности Интернет- ресурса.
Детей, участников проектов, отличает инициативность, способность мобилизовать свои ресурсы, умение самоорганизоваться, правильно распорядиться временем. Кроме того, что эти дети хорошо учатся, они проявляют и значительный креативный потенциал. Весь процесс по осуществлению проекта они увлечённо проделывают сами. Роль взрослых – внешняя. Они выступают координаторами в ходе проектной деятельности.
Исследовательская работа предполагает индивидуальный темп и способ продвижения, обеспечивая при этом достаточно высокий уровень знания.
Процесс реализации ученической исследовательской деятельности в школе представляется возможным изобразить в виде этапов, каждый их которых выполняет определенную функцию.
Этап 1. Является самым сложным:
– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой, диагностика способности к общению на уровне «ученик – ученик», «ученик – учитель» и т. д.;
– анализ полученных результатов;
– формирование коррекционных групп;
– работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов – воображение, память, логическое мышление и т. д.);
– рефлексия (анализ динамики изменений);
– мониторинг.
Вся работа на первом этапе преследует цель ориентации ребенка на успех.
Этап 2. Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.
Этап 3. Индивидуальная работа педагогов с учащимися-исследователями (уровень сотрудничества). Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, консультации руководителей.
Этап 4. Оформление обучающимися выполненных исследований, работа на компьютерах в кабинете информатики в школе. Рецензии руководителей.
Этап 5. Итог исследовательской работы – ежегодная участие школьников в различного рода и уровня конференциях, конкурсах, проектах и т.д.
Заключение
Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов.
Учебно-исследовательская работа позволяет учителю открыть способности школьника к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие гимназистом собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности.
Нам хочется, чтобы учителя не боялись различных нововведений, а смело изучали их и претворяли в жизнь. Уверяем вас, что это нужно, прежде всего, вашим ученикам. А когда их глаза светятся от успеха, это высший пилотаж учительской работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"
Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми в школе.
Выступление на методическом объединении...
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей
АннотацияВ статье описывается система работы образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной деятельности включающую в себя тьюто...