эссе "моя педагогическая философия"
материал по теме
Предварительный просмотр:
Эссе «Моя педагогическая философия».
Исмагиловой Светланы Сергеевны, учителя – дефектолога, МБДОУ «Детский сад № 5 «Алёнка» комбинированного вида» г. Назарово.
На столе круг света от ночной лампы… Тишина… Моя семья спит… А мне предстоит написать эссе, в котором я должна изложить свои размышления о своей педагогической философии. Я задумалась, а в чём же она заключается?
Лента времени, времени моей жизни начала раскручиваться назад … Я увидела себя девочкой с косичками… Сосредоточенное лицо, в руках перьевая ручка, на столе чернильница – непроливайка с красными чернилами… Я проверяю тетрадки своих подружек… Годы учёбы… И вот я уже воспитатель, вожатая, учитель русского языка и литературы, а вот я уже учитель – дефектолог. …Лента времени, лента моей жизни… Мне грустно и радостно одновременно. Грустно оттого, что незаметно пролетело так много лет. Радостно оттого, что я не предала свою детскую мечту! Я мечтала и стала учителем! И сейчас, имея за плечами более чем двадцатилетний педагогический стаж, я могу честно сказать самой себе – да, это моё предназначение, это дело всей моей жизни!
А в чём же заключается моё предназначение, дело всей моей жизни? Давать детям знания? Дарить тепло, радость, доброту своего сердца? Что важнее?
И вновь лента времени… Я вижу себя в начале своего педагогического пути… У доски строгая учительница, серьёзный голос… Она не понимает, почему дети плохо воспринимают информацию, когда всё так элементарно просто и понятно… Я возвращаюсь в сегодняшний день и вижу огромные, кардинальные перемены в себе, в своей душе! Сейчас я понимаю, что самое главное, самое ценное в моей жизни – это видеть счастливые, светящиеся радостью глаза мальчишек и девчонок! Этот урок жизни я освоила не сразу. Сейчас я понимаю, что настоящий педагог тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ребёнка и вместе с ним совершить восхождение.
Сократ сравнивал педагога с дождевой каплей. И действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя цель как педагога – выявить скрытые способности каждого ребёнка. Нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что их ребёнок – личность. Моя задача – помочь ребёнку найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности. Я хорошо понимаю, что это требует от меня определённых знаний, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои занятия интересными и красивыми, но самым главным на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, в свои возможности, вера в своё предназначение.
В нашей профессии очень важно уметь понять ребёнка, оценить его состояние, быть с ним искренним. В.А. Сухомлинский когда-то написал, что «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти, если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребенка подбадривают, он учится верить в себя; если ребенка хвалят, он учится быть благодарным; если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей; если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Эти слова стали для меня главным ориентиром в моей педагогической деятельности.
Поэтому в своей работе я придерживаюсь следующих правил:
-чаще улыбаться;
-получать удовольствие от работы;
-быть самой собой;
-верить в ребенка;
-понимать и принимать ребенка таким, какой он есть;
-поощрять самостоятельность;
-искренне радоваться его удачам и огорчаться его ошибкам.
И если подвести итог выше изложенному, то могу сказать: «Моя педагогическая философия - это конкретная помощь конкретному ребенку».
В моей деятельности без этого принципа никак нельзя. Ведь я работаю с особенными ребятишками . «Все видеть, все понять, все знать, все пережить, все формы, все цвета вобрать в себя глазами…» Как прекрасно и точно сказано … А мои ребятишки имеют различные нарушения зрения. Это значит, что они недостаточно полно и точно воспринимают окружающий их мир, не могут в нем ориентироваться, имеют другие специфические отклонения в развитии.
Когда я первый раз увидела этих беспомощных детей, у меня сердце сжалось от боли и жалости … Как мне захотелось прижать их к себе, защитить, все за них сделать, помочь! Со временем я поняла, что помогать обязательно надо, но жалость свою надо спрятать от детей, иначе они станут инертными и безвольными. Моя задача избежать этой опасности и всеми силами содействовать нормальному развитию ребятишек.
Читаю статистические данные за прошлый учебный год: 56% выздоровления, хорошие показатели по другим уровням развития детей … А что за этими сухими цифрами-процентами?
А за этим стоит бесконечная, кропотливая, систематическая работа. Работа-сотрудничество с конкретным ребенком. Для каждого индивидуальные игры-задания, учитывающие его специфические отклонения.
Озорному Дениске необходимо подобрать очень крупный дидактический материал, в основном красного и зеленого цвета, если он рисует или что-то конструирует, то обязательно должен быть темный контрастный фон, потому что он практически ничего не видит, он и не может видеть, у него нет обоих хрусталиков…
Пашунька - Пашустик (так зовет его мама)… Сходящееся косоглазие, не говорит, очень отстает в развитии от своих сверстников… Картинки рассматривать должен только на подставке… Его стараюсь заинтересовать «Веселыми Прищепочками», «Волшебными кубиками», «Островом Сокровищ». Вместе играем, раскладываем цветные палочки, раз, другой, третий… и вот уже дорожка, домик… А когда наконец пошли первые слова, первые осмысленные, выполненные самостоятельно задания!!! Сколько радости, сколько счастья я получила! Пишу сейчас, а по спине «мурашки бегут» от воспоминаний...
У моих особенных ребятишек не может быть стихийного накопления знаний и представлений об окружающем мире. Вся деятельность продумана до мелочей. Ведь каждое занятие - это часть жизни. Жизнь нельзя повторить, а значит, нельзя повторить и занятие. Я уверена, что каждое занятие уникально, «завтра» принесет свои ожидания и свои маленькие победы. Учить нужно только на успех! Для меня важно, чему именно ребенок научился сегодня, какой новый шаг сделал он вперед. Никогда не ругаю за неуспешность, помню всегда, что у человека не бывает недостатков, а бывают лишь особенности. Поэтому для каждого ребенка выстраиваю индивидуальную коррекционно-развивающую программу, в которой определяю «зону ближайшего развития». Чего только не использую на своих занятиях, чтобы увлечь своих ребятишек , а так как они должны взаимодействовать с натуральными предметами- это и грецкие орехи, и зубные щетки, разноцветное пшено, фасоль, горох, бусинки, «колючие» мячики, цветные ленты… Да разве все перечислишь… Вроде бы пособий достаточно, но к каждому занятию придумываю что-то новое. Ведь дети каждый раз ждут сюрприз, а значит, я должна их чем-то удивить! Как при этом горят их глазки!!!
Глазки! Светящиеся, радостные, счастливые глазки детей! Этого добиться не очень сложно… Но как же трудно добиться этого у их мамочек…
В начале своей дефектологической деятельности терялась, не знала, как себя вести с родителями. Что и как сказать, чтобы не обидеть, не сделать больно. Ведь для каждой мамы ее ребенок - самый дорогой, самый любимый, а особенный ребенок, тем более. Ведь мамочки таких детей не хотят ничего видеть и слышать. Их цель - защитить своего ребенка. Моя цель - научить их, как правильно и эффективно помочь развиться ребенку. Ведь только вместе мы можем добиться каких-то положительных результатов. Постепенно научилась очень мягко, корректно убеждать, выстраивать индивидуальные консультации, беседы с родителями. Стала приглашать их на занятия - учится и ребенок, и мама. Чуть позже возникла идея создать детско-родительский клуб «Речецветик», где мы все вместе: родители, дети, логопед, психолог и я, дефектолог - учимся, развиваемся, играя… Учим родителей, как практически помогать развиваться ребятишкам, и развиваемся мы, специалисты, тоже. Ведь это живой процесс, живое взаимодействие. Что-то запланированное заранее может пойти не так, но не беда, ведь результат есть, и еще какой! Наши детки начали говорить, могут показать, где у них правая и левая рука, знают, и как могут, называют основные цвета, геометрические формы, да просто имя свое… Это маленький успех, это маленькая победа, но как светятся глаза наших мам и бабушек! И это для меня такая радость! В этом я и вижу свой результат педагогической деятельности!
Да, работа моя трудная и интересная одновременно. Но я не ропщу на судьбу, потому что давным-давно избрала свою стезю в жизни. Я приняла и полюбила детей всем сердцем, поверила в них, растворилась, потому что мое призвание, мое предназначение - нести любовь и радость!
На столе круг света от ночной лампы… Тишина… Моя семья спит… Я дописала эссе, в котором изложила размышления о своей философии души…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя педагогическая философия
Размышления по поводу......
Моя педагогическая философия
В материале описываются основные педагогические идей и система работы....
"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"
Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...
Эссе «Моя педагогическая философия».
Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша, 4класс)...
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...
Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».
Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...