Правила организации современного урока
методическая разработка по теме
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
заместителя директора по УВР МБОУ СОШ с. Войсковая Казинка
Долгоруковского муниципального района Липецкой области
Андриановой Марии Васильевны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_organizacii_sovremennogo_uroka.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ заместителя директора по УВР МБОУ СОШ с. Войсковая Казинка Долгоруковского муниципального района Липецкой области
ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Подготовка урока - сложное дело, это своеобразная творческая лаборатория учителя. Необходимо иметь хорошие теоретические знания по методике, по подготовке и планированию урока.
Система планирования урока включает в себя:
1. Годовое или полугодовое планирование.
2. Тематическое планирование.
3. Поурочное планирование.
Три этапа в подготовке учителя математики к урокам :
1. Подготовка к новому учебному году.
2. Подготовка системы уроков по учебной теме.
3. Подготовка к очередному уроку.
Эффективность учебно-воспитательного процесса есть отношение результата обучения к его затратам. Эффективность урока зависит от многих причин: от региональных возможностей обучения математике; от личностных качеств и профессионального уровня учителя и др.
Урок должен быть нацелен на высокие конечные результаты, на повышение качества и эффективности обучения.
Подготовка учителя к урокам включает два этапа:
На первом этапе учитель изучает педагогическую, методическую литературу, анализирует учебные программы, передовой педагогический опыт.
На втором этапе идет конструирование содержания учебного материала, планирование занятий и создание дидактических условий.
При подготовке к современному уроку целесообразно придерживаться следующей последовательности:
- Определить цель урока.
- Подготовить содержание учебного материала.
- Определить дидактические задачи урока.
- Выбрать наиболее эффективные приемы и методы обучения.
- Составить план урока.
- Проанализировать использование дидактических средств.
При подготовке учителя к уроку центральное место занимает тематическое планирование. Форма примерного тематического планирования может быть различной. Приведем примерный вариант тематического планирования, предложенный Килиной Н.Г. (рис. 15).
Номера уроков | 1 | 2 | 3 |
I. Название темы
II. Актуализация знаний
III . Формирование новых понятий, способов действий
IV. Применение
|
|
|
|
Рис. 15. Форма тематического планирования
При подготовке учителя к конкретному уроку возможно использование следующей схемы (рис. 16):
Тема: ……………………………………………………………… | ||||||
Цели: Образовательные: ……………. | ||||||
Количество часов: ……… Категория класса | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
… | … | ………… | …….. | ……... | …….. | …….. |
|
Рис. 16. Форма конспекта урока
Особенности самоорганизации учителя:
• подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;
• рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
• педагогический такт (случаи проявления);
• психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).
Требования к технике проведения урока:
- Урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях.
- Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными.
- Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм.
- Доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
- Смена видов деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
- Обеспечение и соблюдение единого орфографического режима школы;
- Учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.
АНАЛИЗ УРОКА И ЕГО РОЛЬ В ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Анализ урока - разбор и оценка урока в целом или отдельных его сторон. Анализ урока необходим: для повышения профессионального мастерства учителя; как средство улучшения преподавания и внедрения чего-то нового в практику работы учителей школы; как средство контроля и обучения учителя в работе; для методической подготовки студентов; с целью оценки всех возможных сторон учебно-воспитательного процесса на уроке.
Анализ урока должен включать в себя следующие положения:
1. Школа, класс, предмет, фамилия учителя.
2. Тема, образовательно-воспитательные задачи урока, последовательность изложения, средства обучения, организация обучения.
3. Организационное начало урока.
4. Организационная структура урока.
5. Анализ содержания учебного материала урока.
6. Общепедагогические и дидактические требования к уроку и их выполнение.
7. Деятельность учителя.
8 Деятельность учащихся.
9. Общая оценка урока. Выводы.
Виды анализа уроков представлены на рис. 17.
Рис. 17. Виды анализа уроков
Комплексный анализ - это всесторонний анализ, позволяющий рассматривать в единстве и взаимосвязи основные характеристики урока - цели, содержание обучения, средства и методы обучения, организацию деятельности на уроке и основные структурные элементы урока.
Структурный анализ представляет собой анализ урока с позиции построения его структуры, обоснованности и необходимости выбора определенного этапа урока в целях реализации основной цели урока. Анализируется каждый этап урока, рассматривается его полезность и значимость в общей структуре учебного занятий.
Краткий анализ урока - анализ работы всех компонентов урока на реализацию основной цели урока, соответствие формы, средств, содержания урока цели урока.
Аспектный анализ - глубокое рассмотрение урока по одному направлению, основанию, аспекту. Аспекты анализа могут быть разнообразными. Укажем некоторые из них: 1. Реализация цели урока (образовательная, воспитывающая, развивающая). 2. Научный уровень математического содержания урока. 3. Анализ общей структуры урока. 4. Методы обучения на уроке. 5. Формирование учебных умений и навыков учащихся. 6. Эмоциональность подачи учебного материала. 7. Соответствие учебного материала содержанию и требованиям программы и др. Можно выделить также психологический, этический, гигиенический и другие аспекты урока.
Самоанализ - расчленение и разбор урока учителем в целях построения целостной системы обучения и достижения оптимального результата обучения в оптимальных условиях.
Проводя самоанализ урока, каждый учитель должен ответить на следующие вопросы:
- Характеристика урока, его место разделе учебного курса.
- Каков тип урока ?
- Какие цели, задачи решались на уроке?
- Мотивы выбора структуры урока ?
- Распределение времени на уроке.
- Базовое содержание учебного материала.
- Как сочетаются выбранные формы обучения с целью урока?
- Почему выбраны именно эти методы обучения?
- Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся?
- В каких формах и методах осуществлялся контроль знаний?
- Какие средства обучения использовались ?
- За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся?
- Реализованы ли все поставленные задачи на уроке?
- Какова интенсивность и эффективность урока?
Умение анализировать уроки является важной составляющей методической подготовки учителя математики. В учебной литературе, дидактике, методике обучния математике содержаться немало различных вариантов анализа урока.
Любой вид анализа урока должен быть тесно связан с анализом его математического содержания.
На рис. 18 приведем еще одну схему анализа урока, которую предложил Г.И. Саранцев:
1. | Общие сведения об уроке : школа, класс, предмет, Ф.И.О. учителя, тема урока, цель тип урока. |
2. | Организация урока: |
3. | Структура урока: |
4. | Содержание урока : |
5. | Методы, приемы и средства обучения : |
6. | Учитель как личность : |
7. | Заключение по уроку : |
Рис. 18. Схема анализа урока (Г.И. Саранцев).
Анализ урока представляет собой сложный педагогический процесс.
Существует многообразие подходов к анализу урока: системный, тематический (аспектный), психологический.
В качестве признаков эффективности анализа урока можно выделить следующие:
- Четкость и осмысленность формулировки цели анализа урока.
- Разбиение цели на подцели урока
- Программа наблюдения составлена путем расчленения цели. В ходе анализа имеет место движение к поставленной цели в соответствии с программой.
- Выделение составных частей (этапов) урока и соподчиненность их друг другу в зависимости от дидактической цели урока.
- Характеристика каждого этапа урока.
- Анализ системообразующих связей урока.
- Анализ воздействия этапов друг на друга и их влияние на результативность.
- Определение места и роли урока в разделе и теме.
- Исследование структуры урока в аспекте ее влияния на конечный результат.
- Выводы и оценка качества проведения урока.
- Рекомендации, формулировка конкретных предложений по устранению недостатков.
? Вопросы для самопроверки
- Что такое формы обучения ?
- Что является основной формой обучения в современой школе?
- Рассмотрите определения урока с различных позиций.
- Назовите и охарактеризуйте компоненты урока.
- Какие цели решаются на уроке?
- Охарактеризуйте различные формы организации деятельности учащихся (общие, групповые, индивидуальные).
- От чего зависит структура урока математики?
- Каким должен быть современный урок математики?
- Какие требования предъявляются к учителю на уроке математики?
- Какие типологии уроков существуют? Охарактеризуйте их.
- Из каких этапов состоит подготовка учителя к уроку математики? Как правильно организовать современный урок математики?
- Что такое анализ урока и какую роль он играет в интенсификации учебного процесса?
- Перечислите виды анализа урока и расскажите о каждом из них.
Литература
- Акимова З.В. Зачет на каждом уроке // Математика в школе. - 1994. - № 1.
- Арнольд А.А. Урок-консультация // Математика в школе. - 1991. - № 2.
- Болтянский В.Г. Оборудование кабинета математики и его использование // Математика в школе. - 1973. - № 4.
- Быков А.В. О технологии проведения зачетного урока // Математика в школе. - 1998. - № 5.
- Ворошилова А.В. Оригинальная форма устного зачета // Математика в школе. - 1991. - № 6.
- Дудницин Ю.П. Урок математики: Применение наглядных пособий и ТСО. - М.: Высшая школа, 1987.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Педагогика, 1989.
- Ефремов А.В. Уроки педагогики сотрудничества // Математика в школе. - 1995. - № 3.
- Зачеты в системе дифференцированного обучения математике / Денищева Л.О., Кузнецова Л.В., Лурье И.А. и др. - М.: Просвещение, 1993.
- Зильберберг Н.И. Урок математики: Подготовка и проведение. - М.: Просвещение, 1995.
- Иванова Т.А. Как подготовить уроки-практикумы // Математика в школе. -1990. - № 6.
- Килина Н.Г. Подготовка учителя к уроку, анализ урока // Методиа преподавания математики в средней школе: Одщая методика Учеб пособие для студентов пед. ин-тов / А.Я. Блох, Е.С. Канин, Н.Г. Килина и др. – М.: Просвещение, 1985.
- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
- Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. – М.: Знание, 1988.
- Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2104 “Математика” и 2105 “Физика” / А.Я.Блох, Е.С. Канин, Н.Г. Килина и др., Сост. Р.С. Черкасов, А.А. Столяр. - М.: Просвещение, 1985.
- Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика: Учеб. пособие для студентов физ.- мат. фак. ин-тов / В.А. Оганесян, Ю.П. Колягин, Г.Л. Луканкин, В.Я. Саннинский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1980.
- Окунев А.А. Подготовка к уроку // Математика в школе. - 1991. - № 1.
- Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. Пособие для студентов мат. спец. пед. Вузов и ун-тов. - М.: Просвещение, 2002.
- Семенов Е.Е., Зюкина И.Е. Стиль преподавания и подготовка учителя математики // Математика в школе. - 1995. - № 2.
- Смирнова Е.М. Разработка урока // Математика в школе. - 1992. - № 6.
- Темербекова А.А. Учебное пособе по методике преподавания математики. – Горно-Алтайск: «Универ-Принт», 1997.
- Уралова Р.Н. Оборудование кабинета математики и его использование в учебном процессе // Математика в школе. - 1984. - № 4.
- Утеева Р.А. Теоретические основы организации учебной деятельности учащихся при дифференцированном обучении математике в средней школе. – М.: Прометей, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно - деятельностный подход в организации современного урока биологии
Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения.Не для всех биология станет смыслом жизни, но многим ученикам уроки биологии помогут: на...
Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС
Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестанд...
Системно - деятельностный подход в организации современного урока информатики.
Для того чтобы рассмотреть эту тему, необходимо остановиться на двух вопросах:Первый вопрос:Сравнительная характеристика традиционного урока и деятельностного урока или урока открытия нового зна...
Организация современного урока с использованием технологической карты
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные ...
«Организация современного урока русского языка и литературы с использованием инновационных технологий в рамках экспериментальной деятельности школы»
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы...
Требования к организации современного урока
Организация современного урока в ГКОУ СКОШИ...