Правила организации современного урока
методическая разработка по теме

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 

заместителя директора по УВР МБОУ СОШ с. Войсковая Казинка

 Долгоруковского муниципального  района Липецкой области

Андриановой Марии Васильевны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravila_organizacii_sovremennogo_uroka.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ                                                                                  заместителя директора по УВР МБОУ СОШ с. Войсковая Казинка                   Долгоруковского муниципального  района Липецкой области                                                                      

ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

  Подготовка урока - сложное дело, это своеобразная творческая лаборатория учителя. Необходимо иметь хорошие теоретические знания по методике, по подготовке и планированию урока.

Система планирования урока включает в себя:
1. Годовое или полугодовое планирование.
2. Тематическое планирование.
3. Поурочное планирование.

Три этапа в подготовке учителя математики к урокам :
1. Подготовка к новому учебному году.
2. Подготовка системы уроков по учебной теме.
3. Подготовка к очередному уроку.

Эффективность учебно-воспитательного процесса есть отношение результата обучения к его затратам. Эффективность урока зависит от многих причин: от региональных возможностей обучения математике; от личностных качеств и профессионального уровня учителя и др.

Урок должен быть нацелен на высокие конечные результаты, на повышение качества и эффективности обучения.

Подготовка учителя к урокам включает два этапа:

На первом этапе учитель изучает педагогическую, методическую литературу, анализирует учебные программы, передовой педагогический опыт.

На втором этапе идет конструирование содержания учебного материала, планирование занятий и создание дидактических условий.

При подготовке к современному уроку целесообразно придерживаться следующей последовательности:

  1. Определить цель урока.
  2. Подготовить содержание учебного материала.
  3. Определить дидактические задачи урока.
  4. Выбрать наиболее эффективные приемы и методы обучения.
  5. Составить план урока.
  6. Проанализировать использование дидактических средств.

При подготовке учителя к уроку центральное место занимает тематическое планирование. Форма примерного тематического планирования может быть различной. Приведем примерный вариант тематического планирования, предложенный Килиной Н.Г. (рис. 15).

Номера уроков

1

2

3

 

I. Название темы

  1. Общая дидактическая цель системы уроков по теме
  2. Тип урока
  3. Общие методы обучения
  4. Оборудование и основные источники информации

II. Актуализация знаний

  1. Опорные знания и способы действий
  2. Источники повторения
  3. Типы самостоятельных работ

III . Формирование новых понятий, способов действий

  1. Новые понятия и способы действий
  2. Основные типы самостоятельных работ по Формированию новых понятий

IV. Применение

  1. Типы самостоятельных работ
  2. Межпредметные связи

 

 

 

Рис. 15. Форма тематического планирования

 При подготовке учителя к конкретному уроку возможно использование следующей схемы (рис. 16):

Тема: ………………………………………………………………

Цели: Образовательные: …………….
Воспитательные: ……………..
Развивающие: ……….

Количество часов: ……… Категория класса
.…………………………………….
Учебные пособия, литература:
………………………………………………………

1

2

3

4

5

6

7

…………

……..

……...

……..

……..

  1. Количество отведенного времени на уроке.
  2. Этап урока.
  3. Содержание урока.
  4. Методика проведения.
  5. Средства обучения.
  6. Характеристика задачного материала.
  7. Межпредметные связи.

Рис. 16. Форма конспекта урока

 Особенности самоорганизации учителя:
•  подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;
•  рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
•  педагогический такт (случаи проявления);
•  психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Требования к технике проведения урока:

  1. Урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях.
  2. Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными.
  3. Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм.
  4. Доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
  5. Смена видов деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
  6. Обеспечение и соблюдение единого орфографического режима школы;
  7. Учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.

 АНАЛИЗ УРОКА И ЕГО РОЛЬ В ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 

Анализ урока - разбор и оценка урока в целом или отдельных его сторон. Анализ урока необходим: для повышения профессионального мастерства учителя; как средство улучшения преподавания и внедрения чего-то нового в практику работы учителей школы; как средство контроля и обучения учителя в работе; для методической подготовки студентов; с целью оценки всех возможных сторон учебно-воспитательного процесса на уроке.

Анализ урока должен включать в себя следующие положения:
1. Школа, класс, предмет, фамилия учителя.
2. Тема, образовательно-воспитательные задачи урока, последовательность изложения, средства обучения, организация обучения.
3. Организационное начало урока.
4. Организационная структура урока.
5. Анализ содержания учебного материала урока.
6. Общепедагогические и дидактические требования к уроку и их выполнение.
7. Деятельность учителя.
8 Деятельность учащихся.
9. Общая оценка урока. Выводы.

Виды анализа уроков представлены на рис. 17.

Рис. 17. Виды анализа уроков

 Комплексный анализ - это всесторонний анализ, позволяющий рассматривать в единстве и взаимосвязи основные характеристики урока - цели, содержание обучения, средства и методы обучения, организацию деятельности на уроке и основные структурные элементы урока.

Структурный анализ представляет собой анализ урока с позиции построения его структуры, обоснованности и необходимости выбора определенного этапа урока в целях реализации основной цели урока. Анализируется каждый этап урока, рассматривается его полезность и значимость в общей структуре учебного занятий.

Краткий анализ урока - анализ работы всех компонентов урока на реализацию основной цели урока, соответствие формы, средств, содержания урока цели урока.

Аспектный анализ - глубокое рассмотрение урока по одному направлению, основанию, аспекту. Аспекты анализа могут быть разнообразными. Укажем некоторые из них: 1. Реализация цели урока (образовательная, воспитывающая, развивающая). 2. Научный уровень математического содержания урока. 3. Анализ общей структуры урока. 4. Методы обучения на уроке. 5. Формирование учебных умений и навыков учащихся. 6. Эмоциональность подачи учебного материала. 7. Соответствие учебного материала содержанию и требованиям программы и др. Можно выделить также психологический, этический, гигиенический и другие аспекты урока.

Самоанализ - расчленение и разбор урока учителем в целях построения целостной системы обучения и достижения оптимального результата обучения в оптимальных условиях.

Проводя самоанализ урока, каждый учитель должен ответить на следующие вопросы:

  1. Характеристика урока, его место разделе учебного курса.
  2. Каков тип урока ?
  3. Какие цели, задачи решались на уроке?
  4. Мотивы выбора структуры урока ?
  5. Распределение времени на уроке.
  6. Базовое содержание учебного материала.
  7. Как сочетаются выбранные формы обучения с целью урока?
  8. Почему выбраны именно эти методы обучения?
  9. Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся?
  10. В каких формах и методах осуществлялся контроль знаний?
  11. Какие средства обучения использовались ?
  12. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся?
  13. Реализованы ли все поставленные задачи на уроке?
  14. Какова интенсивность и эффективность урока?

Умение анализировать уроки является важной составляющей методической подготовки учителя математики. В учебной литературе, дидактике, методике обучния математике содержаться немало различных вариантов анализа урока.

Любой вид анализа урока должен быть тесно связан с анализом его математического содержания.

На рис. 18 приведем еще одну схему анализа урока, которую предложил Г.И. Саранцев:

1.

Общие сведения об уроке : школа, класс, предмет, Ф.И.О. учителя, тема урока, цель тип урока.

2.

Организация урока:
- готовность учтеля к уроку;
- готовность учащихся к уроку;
- подготовленность классного помещения;
- мобилизующее начало урока.

3.

Структура урока:
-этапы урока, распределение времени;
-четкость этапов, выделение главного;
-соответствие структуры урока целям и его содержанию;
-насыщенность урока и темы;
-сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы с учащимися.

4.

Содержание урока :
- объем факического материала, соответствие его программе и уровню знаний учащихся;
- научность изложения материала, единство образовательной и воспитательной функций;
- соотвествие терии и упражнений;
- повторение пройденного, опорные знания;
- внутрипредметные и межпредметные связи, связь с жизнью.

5.

Методы, приемы и средства обучения :
- целесообразность методов обучения; достижение основных принципов дидактики в обучеии;
- познавательная акивность учаихся и роль учителя на уроке;
- наличие обратной связи «учитель – ученик»;
- развитие логического мышления у учащихся и самостоятельность в обучении;
- работа со слабоуспевающими учащимися;
- методы проверки и оченки заний учащихся;
- средства достижения и поддержания внимания учащихся на уроке и интереса предмету;
- итог урока, его воспитательная ценность.

6.

Учитель как личность :
- знания и методическая гамотность учителя;
- культура речи и педагогический такт;
- доброта и требовательность к учащимся;
- контакт учителя с учащимися.

7.

Заключение по уроку :
- эффективность урока;
- ценные стороны урока и недостатки;
- предложения учителю.

Рис. 18. Схема анализа урока (Г.И. Саранцев).

Анализ урока представляет собой сложный педагогический процесс.

Существует многообразие подходов к анализу урока: системный, тематический (аспектный), психологический.

В качестве признаков эффективности анализа урока можно выделить следующие:

  1. Четкость и осмысленность формулировки цели анализа урока.
  2. Разбиение цели на подцели урока
  3. Программа наблюдения составлена путем расчленения цели. В ходе анализа имеет место движение к поставленной цели в соответствии с программой.
  4. Выделение составных частей (этапов) урока и соподчиненность их друг другу в зависимости от дидактической цели урока.
  5. Характеристика каждого этапа урока.
  6. Анализ системообразующих связей урока.
  7. Анализ воздействия этапов друг на друга и их влияние на результативность.
  8. Определение места и роли урока в разделе и теме.
  9. Исследование структуры урока в аспекте ее влияния на конечный результат.
  10. Выводы и оценка качества проведения урока.
  11. Рекомендации, формулировка конкретных предложений по устранению недостатков.  

? Вопросы для самопроверки

  1. Что такое формы обучения ?
  2. Что является основной формой обучения в современой школе?
  3. Рассмотрите определения урока с различных позиций.
  4. Назовите и охарактеризуйте компоненты урока.
  5. Какие цели решаются на уроке?
  6. Охарактеризуйте различные формы организации деятельности учащихся (общие, групповые, индивидуальные).
  7. От чего зависит структура урока математики?
  8. Каким должен быть современный урок математики?
  9. Какие требования предъявляются к учителю на уроке математики?
  10. Какие типологии уроков существуют? Охарактеризуйте их.
  11. Из каких этапов состоит подготовка учителя к уроку математики? Как правильно организовать современный урок математики?
  12. Что такое анализ урока и какую роль он играет в интенсификации учебного процесса?
  13. Перечислите виды анализа урока и расскажите о каждом из них.

Литература

  1. Акимова З.В. Зачет на каждом уроке // Математика в школе. - 1994. - № 1.
  2. Арнольд А.А. Урок-консультация // Математика в школе. - 1991. - № 2.
  3. Болтянский В.Г. Оборудование кабинета математики и его использование // Математика в школе. - 1973. - № 4.
  4. Быков А.В. О технологии проведения зачетного урока // Математика в школе. - 1998. - № 5.
  5. Ворошилова А.В. Оригинальная форма устного зачета // Математика в школе. - 1991. - № 6.
  6. Дудницин Ю.П. Урок математики: Применение наглядных пособий и ТСО. - М.: Высшая школа, 1987.
  7. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Педагогика, 1989.
  8. Ефремов А.В. Уроки педагогики сотрудничества // Математика в школе. - 1995. - № 3.
  9. Зачеты в системе дифференцированного обучения математике / Денищева Л.О., Кузнецова Л.В., Лурье И.А. и др. - М.: Просвещение, 1993.
  10. Зильберберг Н.И. Урок математики: Подготовка и проведение. - М.: Просвещение, 1995.
  11. Иванова Т.А. Как подготовить уроки-практикумы // Математика в школе. -1990. - № 6.
  12. Килина Н.Г. Подготовка учителя к уроку, анализ урока // Методиа преподавания математики в средней школе: Одщая методика Учеб пособие для студентов пед. ин-тов / А.Я. Блох, Е.С. Канин, Н.Г. Килина и др. – М.: Просвещение, 1985.
  13. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
  14. Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. – М.: Знание, 1988.
  15. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2104 “Математика” и 2105 “Физика” / А.Я.Блох, Е.С. Канин, Н.Г. Килина и др., Сост. Р.С. Черкасов, А.А. Столяр. - М.: Просвещение, 1985.
  16. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика: Учеб. пособие для студентов физ.- мат. фак. ин-тов / В.А. Оганесян, Ю.П. Колягин, Г.Л. Луканкин, В.Я. Саннинский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1980.
  17. Окунев А.А. Подготовка к уроку // Математика в школе. - 1991. - № 1.
  18. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. Пособие для студентов мат. спец. пед. Вузов и ун-тов. - М.: Просвещение, 2002.
  19. Семенов Е.Е., Зюкина И.Е. Стиль преподавания и подготовка учителя математики // Математика в школе. - 1995. - № 2.
  20. Смирнова Е.М. Разработка урока // Математика в школе. - 1992. - № 6.
  21. Темербекова А.А. Учебное пособе по методике преподавания математики. – Горно-Алтайск: «Универ-Принт», 1997.
  22. Уралова Р.Н. Оборудование кабинета математики и его использование в учебном процессе // Математика в школе. - 1984. - № 4.
  23. Утеева Р.А. Теоретические основы организации учебной деятельности учащихся при дифференцированном обучении математике в средней школе. – М.: Прометей, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход в организации современного урока биологии

Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения.Не для всех биология станет смыслом жизни, но многим ученикам уроки биологии помогут: на...

Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС

    Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестанд...

Системно - деятельностный подход в организации современного урока информатики.

Для того чтобы рассмотреть эту тему,  необходимо остановиться на двух вопросах:Первый вопрос:Сравнительная характеристика традиционного урока и деятельностного урока или урока открытия нового зна...

Организация современного урока с использованием технологической карты

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные ...

Требования к организации современного урока

Организация современного урока в ГКОУ СКОШИ...