Внеклассное мероприятие «Брейн-ринг по русскому языку и литературе для обучающихся 10-11 классов»
методическая разработка

Внеклассное мероприятие

«Брейн-ринг по русскому языку и литературе

для обучающихся 10-11 классов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл breyn-ring_po_russkomu_yazyku.docx32.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

Ханты – Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа с. Елизарово»

Борщева Наталья Александровна -

учитель русского языка и литературы

Внеклассное мероприятие

«Брейн-ринг по русскому языку и литературе

для обучающихся 10-11 классов»

(Слайд 1)

Цель: игровое повторение, обобщение знаний и навыков, приобретённых во время изучения русского языка и литературы (Слайд 2)

Задачи:

  • способствовать формированию у школьников мотивации к учению,
  • содействовать развитию навыков самостоятельной коллективной работы,
  • содействовать развитию умения творческого применения знаний в новых ситуациях.

Описание мероприятия. В игре участвуют две команды. Они должны приготовить приветствия и выбрать капитанов. Проводится 9 раундов. В каждом раунде будет разыгрываться вопросы, каждый правильный ответ – 1 балл. Время на обсуждение вопроса – 30 секунд. Победительницей будет признана команда, набравшая большее количество баллов во всех 7 раундах.

Оформление доски

  • Брейн-ринг (интеллектуальная игра)
  • Эпиграф. «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык»

( И.С.Тургенев)

(Слайд 3)

Ход игры

I. Вступление

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте уважаемые участники брейн-ринга. Сегодняшнюю встречу мы посвящаем русскому языку и литературе.

Ученик читает стихотворение А. Яшина «Русский язык»

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

II. Организационный момент (Слайд 4)

Ведущий. Сегодня в нашей игре принимают участие 2 команды. Это наши знатоки-интеллектуалы. Слово «брейн» в переводе с английского означает «мозг, ум», и на интеллектуальном ринге сегодня состязание лучших умов, знатоков русского языка и литературы.

Представление участников

Наша игра будет проходить под девизом: «Вселенная освещается солнцем, человек - знаниями».

Правила игры:

  • проводим 9 раундов;
  • за каждый правильный ответ – 1 балл;
  • время на обсуждение вопроса – 30 секунд;
  • до истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан поднимает сигнальную карточку и сообщает, кто ответит на этот вопрос;
  • если у игрока нет правильного ответа, дается время на обсуждение другой команде – 10 секунд;
  • после истечения времени команда должна дать ответ;

если и эта команда дает неправильный ответ, то тогда могут отвечать зрители.

  • победительницей будет признана команда, набравшая большее количество баллов во всех 8 раундах;

Ведущий. Чтобы установить порядок выступления команд, приглашаю капитанов для жеребьевки.

(Проходит жеребьевка)

Итак, команды готовы?

Счет 0 – 0

1 раунд

(Слайд 5)

Ни одно соревнование не обходится без жюри. Давайте выберем в жюри самых справедливых, принципиальных учителей и обучающихся.

  1. Разминка, за 1 минуту – кто больше ответит на вопросы (слайд 4)

  1. Как называется слово в переносном значении? (Метафора)
  2. Какая фамилия оказалась “лошадиной” в рассказе А.П.Чехова? (Овсов)
  3. В кого превратился гадкий утёнок в сказке Андерсена? (В лебедя)
  4. Сколько строк в сонете? (14)
  5. Какая поэма написана прозой? (“Мертвые души” Н.В. Гоголя)
  6. Какой способ подчинительной связи в словосочетании “хочу учиться”? (Примыкание)
  7. К какой части речи относится слово “оба”? (Числительное)
  8. Как называется в литературоведении повторение слов в начале стихотворных строк или строф? (Анафора)
  9. Как называется построение литературного произведения, соотношение его частей? (Композиция)
  10. Исключите лишнее: роман, рассказ, элегия, повесть. (Элегия)
  11. В какое время года происходит 1-е объяснение Онегина и Татьяны? (Летом)
  12. Зачинатель – зачинщик”, “невежа – невежда”. Как называются такие слова? (Паронимы)
  13. К какому разряду относится местоимение “их” в словосочетании “их знания”? (Притяжательное)
  14. Что такое “десница”? (Правая рука)
  15. 3 рода литературы: драма, лирика и …? (Эпос)
  16. Фамилия русского поэта, состоящая из 3-х букв? (Фет)
  17. Как в литературоведении называется необычный порядок слов? (Инверсия)
  18. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически? (Текст)
  19. Сколько слов в словосочетании “сногсшибательная новость”? (2)
  20. К какой языковой единице принадлежит выражение “язык до Киева доведёт”? (Фразеологизм)
  21. Сколько звуков в слове “опять”? (4)
  22. Назвать возлюбленную Обломова. (Ольга Ильинская)
  23. Трёхсложный размер стиха с ударением на 2-м слоге? (Амфибрахий)
  24. Автор комедии “Недоросль”? (Фонвизин)
  25. В каком рассказе А.П.Чехова герой отвинчивал гайки из железнодорожного полотна, чтобы делать из них грузила? (“Злоумышленник”)
  26. Как называется разговор двух или более лиц? (Диалог)
  27. Первый звук в слове “яблоко”? [й,]
  28. Приставка, корень, суффикс – это…? (Морфемы)
  29. Какое произведение начинается строчками: “Славная осень! Здоровый, ядрёный // Воздух усталые силы бодрит”? (“Железная дорога” Н.А. Некрасова)
  30. Какое слово лишнее: дополнение, обстоятельство, глагол, определение? (Глагол)
  31. Имя шестикрылого ангела, явившегося на перепутье пушкинскому пророку? (Серафим)
  32. Кто был правнуком Абрама Ганнибала? (А.С. Пушкин)
  33. 1814 – год рождения какого русского поэта? (М.Ю. Лермонтова)
  34. Автор статьи “Луч света в тёмном царстве”? (Н. Добролюбов)
  35. Закончить логическую цепочку: согласование, управление, …? (Примыкание)
  36. Автор сказа о косом тульском мастере и стальной блохе? (Н.С. Лесков)

  1. «Найди пару» (Слайд 6)

Перед вами на карточке написаны два столбика. Все слова тем или иным образом связаны, например: в одном столбике может быть дано название произведения, в другом - его автор; или название поделено на части. Задача участников: “связать” слова и на листочках в столбик записать верные ответы.

Остап

О. Генри

дочка

Андреев

М. Горький

Неизвестный цветок

Хамелеон

М.Ю. Лермонтов

Левша

Тарас Бульба

А.П. Платонов

Е.И. Носов

Дары волхвов

Очумелов

Кусака

Детство

Кукла

Капитанская

Мцыри

Н.С. Лесков

3) Согласуйте существительное с прилагательным. (Слайд 7)

(Команды получают карточки со словами, трудными для определения рода. Нужно подобрать к этим словам зависимые слова – прилагательные. Время на подготовку – 1 минута. Жюри проверяет карточки и зачитывает правильный вариант ответа. За каждый правильный ответ даётся 1 балл.)

Тюль (красивый)

Шампунь (ароматный)

Вестибюль (просторный)

Кенгуру (серый)

Кофе (чёрный)

Такси (новое)

Лазурь (февральская)

Путь (длинный)

  1. Встреча с писателем. (Слайд 8)

Гоголь.

  1. Необходимая вещь, за которой летал кузнец Вакула из повести “Ночь перед Рождеством” в Санкт-Петербург. (Черевички)
    2. Эпиграф этого произведения таков: “Неча на зеркало пенять, коли рожа крива” 
    (Комедия “Ревизор”)
    3. В его кабинете всегда лежала какая-то книга, заложенная на 14-й странице, которую он читал уже два года
     (Манилов)
    4. Кто из литературных героев, упав с коня в весьма неподходящий момент, дал повод подозревать героиню в любви к нему? 
    (Молчалин, “Горе от ума”)
    5. “Нет уз святее товарищества”, “Нет силы сильнее веры”, “Терпи, козак – атаман будешь”. Из какой повести Гоголя взяты афоризмы?
     (“Тарас Бульба”)

Островский.

1. “Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица... Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела”. Кому принадлежат эти слова? (Катерина)

2. Молодой человек, сирота. Семья состоит, кроме него, еще из одного человека — его сестры. Живет из милости у своего дяди, богатого купца, присвоившего себе причитающееся ему наследство, терпит его всевозможные унижения, надругательства. Назовите имя молодого человека. (Борис Григорьевич)

3. Назовите основные виды драмы (Комедия, Трагедия, Драма)
4. Первое название этой комедии – “Банкрот”, а под каким названием она известна сейчас? 
(“Свои люди – сочтемся”)
5. Н.А. Андреев. Памятник А.Н. Островскому. А где он установлен? 
(в Москве у Малого театра)

Гончаров.

1.“Цвет лица у … не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому свету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины”. (Илья Ильич Обломов)

2. Гончаров известен как автор трех романов на “О…”. Назовите эти романы. (Обыкновенная история, Обломов, Обрыв)

3. Этот активный сотрудник журнала “Московитянин”, один из основателей “Литературного фонда” и “Артистического кружка”, несмотря на признание, всю жизнь жил в бедности и вынужден был, помимо литературной деятельности, работать в Московском совестном и коммерческом судах. Он справедливо считается основоположником русского национального театра. (Александр Николаевич Островский)

4. Именно это событие из жизни писателя легло в основу книги очерков “Фрегат “Паллада”. (Кругосветное путешествие)
5. Имя актера, исполнившего роль Обломова в художественном фильме Н.С. Михалкова “Несколько дней из жизни И. И. Обломова” (1979).
 (Олег Табаков)

Тургенев.

1. Это увлечение давало богатый материал для наблюдений писателя и даже вошло в название книги рассказов. (Охота)
2. Эта французская певица, друг писателя, оказала большое влияние на его судьбу.
 (Полина Виардо)

3. До Тургенева этот жанр активно разрабатывал Ш. Бодлер. Условный термин, введенный в русскую поэтику И. Тургеневым, который написал ряд небольших поэтических произведений в прозаической форме. О чем идет речь? (Стихотворения в прозе)

4. Найдите лишнее: эпитет, олицетворение, фабула, сравнение (Фабула – последовательное развитие событий и происшествий в литературном произведении на основе сюжета)
5. Прототипом какой героини Тургенева стала его дочь Полина (Пелагея)? 
(Ася)

  1. Конкурс капитанов. (Слайд 9)

1 капитан

Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Вся же – в дневнике я и в журнале. (оценка)

2 капитан

В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете,
В целом – по мне на уроки пойдёте (расписание)

  1. Редактор (слайд 10)

Найдите речевые и грамматические ошибки и исправьте их.

(Команды получают карточки. В предложениях необходимо исправить речевые или грамматические ошибки. На подготовку даётся 3 минуты. За каждую найденную и исправленную ошибку команда получает 1 балл.)

Карточка для 1 команды.

1. Уважаемые покупатели! Вы можете приобрести в нашем торговом центре памятные сувениры. (Слово “памятные” является лишним.)

2. Дайте мне, пожалуйста, плацкарт до Кирова. (Неверно употреблено слово “плацкарт”. Надо сказать “плацкарту” или “плацкартный билет”.)

3. Все с большим вниманием слушали доклад Ивана Петровича Чибис.(Должно быть “Чибиса”, так как фамилии на согласный лиц мужского пола склоняются.)

4. Топор выскочил - и в зубы Стёпе. Он упал. (Неудачно употреблено местоимение “он”. Можно сказать: “Мальчик упал”.)

5. Заведующая библиотекой ведёт с читателями тесную связь. (Неверно выбрано слово “ведёт”. Вместо него нужно употребить слово “поддерживает”.)

Карточка для 2 команды.

1. На улице прохладно. Я одену пальто. (Вместо слова “одену” нужно употребить слово “надену”.)

2. Все автобусы были отремонтированы к восемнадцатому марту. (При указании даты название месяца ставится в форме родительного падежа – “марта”.)

3. Читая повесть “Капитанская дочка”, события становятся всё интереснее. (Неправильно употреблён деепричастный оборот: основное действие, выраженное глаголом, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относящимся к этому глаголу, должны обозначать действия одного лица. Читая повесть “Капитанская дочка”, чувствуешь интерес к изображённым в ней событиям.)

4. Гринёв рассказывает, что при первой встрече Маша мне не понравилась. (При замене прямой речи косвенной вместо местоимения 1 лица употребляется лицо автора чужой речи. Гринёв рассказывает, что при первой встрече Маша ему не понравилась.)

5. Бобчинский и Добчинский оказали городничему плохую медвежью услугу. (Слово “плохую” является лишним.)

  1. Зазеркалье. (Слайд 11)

В названии известных сказок все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованные таким образом названия. Например, «Пес босиком» - «Кот в сапогах».

  1. «Девочка-каланча» («Мальчик-с-пальчик»)
  2. «Синий платочек» («Красная Шапочка»)
  3. «Железный замочек» («Золотой ключик»)
  4. «Песочная служанка» («Снежная королева»)
  5. «Знайка под Землей» («Незнайка на Луне»)
  6. «Одетая королева» («Голый король»)
  7. «Белый петух» («Чёрная курица»)
  8. «Быль о железной курочке» («Сказка о золотом петушке»)

8) Из истории языка. (Слайд 12)

Что обозначают эти слова? Как они называются?

Чело, персты, длань. (Чело – лоб, персты – пальцы, длань – ладонь; это архаизмы)

Ланиты, выя, уста

Замените фразеологизм близким по лексическому значению словом или выражением. Расскажите о происхождении фразеологизма.

У чёрта на куличках.

(“Очень далеко”. Первоначальное значение – “где-то далеко в лесу”, так как кулички, кулига – расчищенная лесная поляна.)

Замените фразеологизм близким по значению словом или выражением. Расскажите о происхождении фразеологизма.

Показать кузькину мать.

( Жестоко наказать. Кузька – небольшой хлебный жучок, безобидный на вид, но очень прожорливый. Он считался бичом крестьян, так как налетал на хлебные злаки и высасывал их.)

  1. Пентагон. (Слайд 13)

Узнай писателя”

Подсказки первой команде:

Родился в 1823 г.

Место рождения – центр Москвы.

В 1840 году по настоянию отца поступил на юридический факультет Московского университета, но в конце 2-го курса оставил университет.

В 1843 году поступил на службу в Московский Совестный суд.

С гимназических лет стал завзятым театралом.

Известность принесло произведение “Банкрот”.

Отлично знал жизнь русского купечества и изобразил его во многих произведениях.

Это один из лучших русских драматургов.

Главную героиню одной из драм зовут Катерина Кабанова.

(А.Н. Островский)

Подсказки второй команде:

Родился в 1818 году.

Место рождения – г.Орёл.

Закончил филологическое отделение философского факультета Петербургского университета, после чего учился в Берлинском университете.

Мать писателя – властная, капризная крепостница, её черты показаны в героине одного из рассказов писателя.

Был страстным охотником.

Во многих романах показал тип новых людей, разночинцев.

Первое напечатанное произведение– “Хорь и Калиныч”.

За цикл рассказов сослан в родовое имение Спасское–Лутовиново.

Главный герой одного из романов – Евгений Базаров.

(И.С. Тургенев)

Узнай героя”

Подсказки первой команде:

Этому герою чуть меньше 18 лет.

Он помещик.

Учился в Германии, в университете.

Убит на дуэли.

Поводом для дуэли послужило ухаживание друга за невестой героя.

Возлюбленную героя зовут Ольга.

Имя – Владимир.

Автор произведения – А.С.Пушкин.

(Владимир Ленский)

Подсказки второй команде:

Жил в 15-16 в.

Большая часть жизни прошла в сражениях.

У этого героя 2 сына.

Один из сыновей перешёл на сторону врага.

Запорожская Сечь – место, куда увозит герой своих сыновей.

Герой погиб, сожжённый заживо.

Имя героя – Тарас.

Автор произведения – Н.В. Гоголь. 

(Тарас Бульба)

Ведущий. Пока жюри поводит итоги, вопросы-шутки

- Без чего дома не построишь? (без угла)

- За чем чай пьют? (за столом)

- За чем во рту язык? (за зубами)

- За что ученика выгнали из класса? (за дверь)

- По чему в лес ходят? (по земле)

- По чему утка плавает? (по воде)

Подведение итогов. Награждение победителя. (Слайд 14)

Ведущий. Речь каждого человека свидетельствует об уровне его развития, культуре его речевого общения. Чтобы быстро и правильно понимать друг друга, нужно грамматически правильно строить предложения, пользоваться общепринятыми нормами литературного произношения, читать больше книг полезных и поучительных.

Поскольку наша игра была посвящена русскому языку и литературе послушайте стихотворение и сделайте для себя вывод.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи русский язык!

Он твой наставник, великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи, -

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова –

Выучи русский язык!

Сабир Абдулла

Итак, в упорной борьбе победила команда…

Награждение победителя и болельщиков, набравших наибольшее количество баллов.

Список использованной литературы

1. Васильева Е.В. Открытые уроки по русскому языку: 5-11 класс/ Е.В. Васильева, М.: ООО «5 за знания», 2008

2. http://zanimatika.narod2.ru/Book3.htm

3. http://www.gramota.ru/spravka/trudnosti/36_119


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Брейн-ринг для 8-9 классов Д.И. Менделеев"

"Брейн-ринг Д.И. Менделеев" можно провести  в 8-х классах после изучения темы "Периодический закон" или в предметную неделю для 8-9-х классов. Игра проводится с целью развития познавательной акти...

Внеклассное мероприятие (брейн-ринг) по русскому языку для 5-6 классов.

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры "Брейн-ринг" сделает досуг учащихся 5-6 классов не только занимательным, но и познавательным....

внеклассное мероприятие, посвященное предметной неделе русского языка и литературы брейн -ринг "Что? Где? Когда?"

Брейн-ринг «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» (7-11 кл)Участники: по двое уч-ся из каждого классаВопросы задают родители, учителя, школьники. На обдумывание дается 1 минута.1 раунд1.Назовите автора данного афори...

Внеклассное мероприятие Брейн-ринг для учащихся 10-11 классов

Данный материал можно использовать при проведении недели математики....

Внеклассное мероприятие "Брейн-ринг" (8 класс)

Материал способствует развитию познавательной активности, воспитанию любви к предмету...

Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы для 5-6 классов "Игра-путешествие в мире слов"

Данное мероприятие представляет из себя командную игру. Учащиеся 5-6 классов в сопровождении старшеклассников-наставников перемещаются от станции к станции, отвечая на вопросы из области филологии. Ре...

Презентация к внеклассному мероприятию брейн-ринг "Выучи русский язык"

Данная презентация может быть использована во внеклаасной работе по руускому языку с целью развития творческой и познавательной активности учащихся; -воспитания у учащихся понимания значимости образов...