Моя педагогическая философия
материал по теме
Предварительный просмотр:
«Хороший учитель – это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними. Верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком»,- считал В. Сухомлинский. Именно эти слова замечательного педагога являются для меня руководством в работе с детьми.
Огромное количество книг, статей, диссертаций посвящены проблемам педагогики. Существует множество мнений по поводу того, чему и как учить школьников. Но, идя на урок, каждый педагог по-своему открывает этот удивительный мир детей, знаний, особую атмосферу школы.
В чем же заключается моя педагогическая философия? Для меня, прежде всего в выявлении, извлечении на свет всего хорошего, доброго, талантливого, что есть в ребятах, открытие Человека в человеке. Для меня «педагогика» - это прежде всего реальные дети, которых я встречаю каждый день, вместе с которыми регулярно проживаю школьную жизнь.
В настоящее время все изменилось, в том числе и система образования. Однако в любом обществе и в любое время важными считаются такие ценности, как Человек, Жизнь, Мир, Свобода, Родина, Справедливость. Эти ценности образуют фундамент развития человеческой гуманистической культуры, основу образования. Сейчас правительство много делает для формирования нового сознания людей: национальный проект «Образование», внедрение компетентностного подхода и новых технологий. В свою очередь концепция модернизации российского образования предполагает не только ориентацию на усвоение знаний, но и на развитие личности, формирование правового самосознания, духовности, культуры и гражданской ответственности.
И особая роль в этом отводится учителю. Неслучайно одно из первоначальных значений слова «учитель» - это помощник, наставник. Он должен помочь своим ученикам найти правильную дорогу в жизни, определить нравственные приоритеты.
В современной педагогике много пишут о том, что целью воспитания является комплекс таких методов и приемов, которые позволили бы учащимся скорее адаптироваться в современном мире, научить их применять накопленные умения и навыки в жизни. Я же в свою очередь, как начинающий учитель английского языка, считаю главным научить ребят не основам английского языка, культуры, традиций (может это и звучит парадоксально), а прежде всего научить их самому главному, по моему мнению, самому важному – Доброте, Любви, Состраданию. Ведь в моем понимании педагог - это не столько тот, кто преподает русский или английский язык или любой другой предмет, сколько тот, кто учит ребенка быть Человеком, формирует фундамент всех знаний и умений, основы мировоззрения и характера. Моя главная цель состоит в том, чтобы ученик, покидая стены школы, в любой ситуации оставался Человеком.
Учитель ведет по ступенькам взросления будущего инженера и космонавта, юриста и строителя, но главное нужно подвести ребенка к осознанию того, что только он сам - кузнец своего счастья, чтобы каждый ребенок верил в свои силы и знал, что любую трудность можно преодолеть. Чтобы донести это до учеников, нужно чтобы они вас не просто слушали, но и слышали. А для этого нужно любить и чувствовать детей, уметь с ними общаться. Дети понимают и ощущают больше, чем кажется нам на первый взгляд. Они заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения: перед ними невозможно замаскироваться, только искренность в каждый момент общения и кропотливый труд помогают проложить тропинку к их душам.
Счастлив педагог, если он может уловить и пронаблюдать, как в сознании его учеников совершаются пусть маленькие, но первые, а потому и очень важные открытия. А поскольку мой педагогический стаж очень мал и для меня самой все происходит впервые, то я счастлива вдвойне, если у ребенка что-то получилось, я его заинтересовала, увлекла, помогла узнать новое.
Во время урока я всматриваюсь в детские глаза каждого ученика. И как приятно, если глаза искренние и теплые, улыбка на лице, ребенок внимателен и отвечает с интересом, гордится своими победами, значит, и дома у него царит любовь и понимание. Конечно, хочется, чтобы все дети в классе смотрели именно так! Есть глаза озорные, интерес в них вспыхивает на короткий период, а потом ребенок отключается. Это баловень судьбы. Он привык делать не то, что надо, а то, что хочет. Дома его жалеют, оберегают от труда, воспитывая беспечность и неуважение к старшим. А вот взгляд холодный и злой. Это ребенок лишенный материнского внимания. А есть усталые глаза маленького старичка, в которых вечный страх. Ребенок боится проявить себя: вдруг ошибется. Унизят одноклассники, накажут дома. Но самое страшное для учителя - пустые глаза.
Я постараюсь зажечь искорку надежды и радости в грустных глазах, дать важную работу озорным глазам, обниму и добавлю добра в глаза дерзкие, постараюсь увлечь пустые. Сколько придется вложить терпения, творчества, чтобы получить хоть маленькую капельку самоотдачи. И как я буду рада, когда эти глаза будут смотреть на меня по- новому!
Ученики – это как пластилин, из которого педагог может «лепить» любую фигуру. Они приходят в школу, и здесь формируется набор самых разных человеческих качеств: доброта, отзывчивость, внимание к окружающим, но может и агрессия, ненависть, злоба. Поэтому очень важно, чтобы сам учитель был высоконравственной личностью, тем идеалом, к которому нужно стремиться и который сможет развить светлое начало в ученике и не оставить места для дурного.
Поэтому воспитание нужно начинать с малого: с бережного, внимательного отношения к другим людям; с любви к своей школе, близким, к своему городу; с четкого определения, что есть хорошо и что есть плохо. Именно от нас, учителей, зависит, сможем ли мы донести до них эти идеи или нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя педагогическая философия
Размышления по поводу......
Моя педагогическая философия
В материале описываются основные педагогические идей и система работы....
"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"
Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...
Эссе «Моя педагогическая философия».
Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша, 4класс)...
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...
Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».
Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...