Методическая разработка урока литературы
методическая разработка (8 класс) по теме

Методическая разработка урока литературы по произведению А. Грина "Свет зеленой лампы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agrin_zelenaya_lampa.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

         Тема урока : Свет «Зеленой лампы»  А.Грина.

         Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом;

Форма проведения: Урок – обсуждение (наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений);

Цели урока: создание положительных условий для формирования у подростков интереса к чтению произведений А. Грина, для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека; воспитание в подростках желания насыщенной, плодотворной жизни, полной риска, мужества, цели; развитие критического мышления и творческих способностей учащихся; развитие умения анализировать текст, задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выделять главную мысль в тексте и его отрывке, сравнивать, обобщать, систематизировать.

Оборудование урока: портреты А. Грина разных авторов, выставка книг писателя, рисунки – иллюстрации к рассказам Грина.

Эпиграф к уроку: “Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости” (Д. Гранин).

Ход урока:

Стадия вызова.

“Мозговой штурм”.

Поделитесь впечатлениями с другом от прочтения рассказа.

Ответьте  на следующие вопросы по прочитанному:

       а) – что меня удивило в рассказе…

       б) – что взволновало…

       в) – мне запомнились строки…

Приём “Ассоциации”.

- Сегодня перед нами новый рассказ Александра Грина – “Зелёная лампа”. Какие ассоциации у вас вызывает это словосочетание?

(Дом, свет, уют, семья, чтение, книга, учение, ночь, зелёная трава, зелёный свет светофора, литературное общество А. Пушкина, весна…)

 Стадия осмысления. 

  1. Приём “Чтение с остановками”.

Текст разбивается на три части и последовательно прочитывается в классе.

  1. Чтение первого отрывка (до слов “… а Стильтон при одобрении толпы и при помощи полисмена усадил беспризорного человека в кэб”).
  2. - Назовите действующих лиц.
  3. - В какой момент жизни они описаны?
  4. - Что настоятельно подчёркивает автор в двух героях, вышедших из ресторана?
  5. (Хорошо одетые, дорогой ресторан.)
  6. Проследите, какие синонимы к слову “человек” использует автор?
  7. (Богачи – двое людей, толстый джентльмен, сказал приятелю; бедняк – человек, лежащий, падаль, несчастный, лежащий, человек.)
  8.  Чем вы объясните такой выбор автора?
  9. (Слово “человек” употребляется автором только в отношении бедного, лежащего на улице.)
  10.  Почему два богато одетых господина подошли к плохо одетому человеку, лежащему на дороге? Они хотели ему помочь?
  11. (Скорее, им было скучно.)
  12. - Только ли скука привела их сюда?
  13. (Возможно, и любопытство, ведь здесь собралась толпа.)
  14. - А почему вы не допускаете, что они из жалости могли остановиться?
  15. (Тогда бы они не называли его падалью, пьяным, не смотрели бы на него брезгливо.)
  16. Какие слова вы считаете ключевыми в этой части? Прочитайте их.
  17. (“Мне надоели обычные развлечения, а хорошо шутить можно только одним способом: делать из людей игрушки”.)
  18. - Как бы вы поступили, окажись рядом с несчастным человеком, упавшим в голодный обморок?
  19. Чтение второго отрывка рассказа (от слов “Экипаж направился к одному из трактиров … до конца первой части).
  20. Беседа по вопросам:

- Изменилось ли ваше отношение к героям? Почему? Чем вы можете это объяснить?

- О ком из героев ваше мнение не изменилось? Что вас в этом убеждает?

- Как приём антитезы помогает нам в восприятии содержания?

(Автор детальнее знакомит нас с прошлым героев, подчёркивая трудные условия жизни, постоянную борьбу за выживание Джона Ива и праздную жизнь холостого миллионера Стильтона, не знающего забот о ночлеге и пище)

- Прав ли Стильтон, считая себя “человеком большого воображения и хитрой фантазии”?

(Нет, играть с человеческой судьбой никому не позволено.)

- А какие его решения, поступки позволили бы именно так назвать его?

- Почему Ив был изумлён предложением Стильтона и назвал происходящее “благоденствием”?

(Все прежние попытки Ива найти работу были безуспешны, поэтому такой поступок богача был для него настоящим спасением)

- “Так состоялась странная сделка, после которой бродяга и миллионер расстались, вполне довольные друг другом”, - пишет А. Грин. Чем же доволен Стильтон?

(Он приобрёл живую игрушку – “дурака”, который живёт по его правилам; “игрушка из живого человека – самое сладкое кушанье”)

- Почему именно такую судьбу предсказывает Стильтон Иву?

- Почему Реймер назвал своего давнего друга Стильтона “дураком”? Что заставило его поступить так?

(Реймеру чужды циничные игры с людьми, обещание неосуществимого; он не приемлет таких забав.)

-Как ты расцениваешь заключенную героями сделку?

Чтение третьего отрывка (вторая часть рассказа).

- Какую развязку предложил нам автор? Что же произошло с героями? Чем обернулась шутка Стильтона?

(Герои практически поменялись местами: богатый Стильтон стал несчастным бродягой, голодным, грязным, истощённым, а прежде несчастный Ив превратился в образованного хирурга, помогающего всем, без исключения, людям.)

- Почему же прежде уверенный в себе, надменный Стильтон вдруг “стал ничем”?

(Пресыщенность, праздность прежней жизни не научили его преодолевать трудности, а привели к тому, что он стал пассивным её потребителем, который не только пожинал плоды чужого труда, но и не строил никаких планов на будущее. Первая же в его жизни неудача (проигрыш - разорение) сломала его, и он превратился в “ничто”. Он не знал, как жить своим трудом, не имел ни цели, ни смыла жизни, даже позавидовал “дураку” Иву, что у того есть надежда”.)

- Как оценивает своё нынешнее состояние Стильтон?

(Он понял, что его прежняя шутка была жестока и глупа по отношению к человеку, поэтому просит его простить.)

- За что наказан Стильтон?

(За противоестественное стремление позабавиться судьбой человека, превратить его в игрушку.)

- Почему Джон Ив смог добиться многого?

( Жизнь была жестока с ним с самого начала: он сирота, голодный и бездомный, познал трудности, и поэтому полагался только на себя; шутку Стильтона принял как благоденствие, но и тут положился на себя, став усиленно готовиться к профессии врача.)

- Почему Джон Ив после не ударил прежде жестоко пошутившего над ним Стильтона, когда тот, уже разорившийся, назвал его “дураком”, хотя и завидовал ему?

(Он был благодарен ему за эту “глупую шутку”, которая помогла ему стать образованным человеком.)

- Где же момент истины? В чём его суть?

(Джон Ив не только стал образованным врачом, но и сохранил своё человеческое достоинство: не спился, не сошёл с ума, а поставил цель, к которой усиленно стремился и которую достиг. Он и сейчас благородно поступает: узнаёт своего прежнего “хозяина”, признаёт в нищем бродяге человека, не подвергает его такой же издевательской шутке (зуб за зуб), а поступает великодушно - предлагает Стильтону работу в своей амбулатории.)

Стадия рефлексии. Работа в группах.

Соберите характеристики героев. Запишите главное.

Охарактеризуй авторские средства характеристики героев: особенности портрета, роль ретроспекции. Какова речь героев?

Джон Ив

Стильтон

-Я голоден … и я жив, - пробормотал несчастный

Хорошо шутить…делать из людей игрушки

Сирота, не получил образования, изголодался, истощал…

Изведал всё, что может за деньги изведать холостой человек, не знающий забот о ночлеге и пище…

Страшно изумлённый предложением

Очень гордился своей выдумкой

Так состоялась странная сделка, после которой бродяга и миллионер расстались, вполне довольные друг другом.

доктор, серьёзный, высокий человек с грустным взглядом

Кричал от страшной боли только что привезённый старик, грязный, скверно одетый, с истощённым лицом

Я несколько лет зажигал лампу…а потом уже с увлечением начал читать всё, что мне попадалось под руку…я оказался способным человеком

Я разорился…несколько крупных проигрышей…паника на бирже…вот уже три года, как я стал ничем

Я дам вам работу в нашей амбулатории…

Простите меня.

- В чём особенность композиции рассказа?

(Рассказ построен на контрасте: вторая часть противопоставлена первой, один герой противопоставлен другому. В первой части источник света — лампа, во второй — Ив советует Стильтону осветить себе дорогу хотя бы спичкой.)

- Какое значение для выражения авторской позиции имеет зеркальная композиция?

- Чем была зелёная лампа для Стильтона и чем стала для Джона Ива?

(Для Стильтона – это возможность проявить своё превосходство, преимущество, подчеркнуть презрение к людям; для Джона – это надежда, вера в осуществление мечты. Тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы. Именно это и произошло с Ивом, проявившим жизненную стойкость и целеустремленность. Зеленая лампа, которая должна была, по мысли Стильтона, превратиться в символ никчемности жизни одураченного человека, стала источником света, осветила ему путь в будущее.)

- Какова тема рассказа?

(Удивительная судьба бродяги Ива, ставшего знаменитым врачом и обеспеченным человеком, и жизненное падение богача Стильтона, превратившегося в жалкого, больного нищего)

- Какова идея?

(Тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы.)

- Каковы жанровые особенности рассказа А. Грина? Это рассказ новеллистического или очеркового типа?

(Это рассказ-притча  новеллистического типа. В нём есть все присущие этому жанру особенности: исключительное заострение главной мысли, морально-философское суждение писателя, элементы фантастики, условности и гротеска.)

- Вернёмся к названию рассказа. В чём его особенность?

(Название имеет метафорический смысл. “Зелёная лампа” - это символ веры в безграничные возможности человека, в оправданность его стремления к осуществлению мечты, символ надежды, символ света и добра.)

4. Домашнее задание.

Письменно ответьте на вопрос «В чем ты видишь смысл названия рассказа?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...

Методическая разработка урока литературы в 10 классе «Образ Петербурга в классической литературе XIX века» (с применением сингапурской технологии)

Название проблемы: Каким предстает образ Петербурга в классической литературе XIX века? Какое влияние оказал  этот город на судьбы литературных героев?Результат обучения: создание и защита постер...