Методическая разработка урока литературы
методическая разработка (8 класс) по теме
Методическая разработка урока литературы по произведению А. Грина "Свет зеленой лампы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agrin_zelenaya_lampa.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : Свет «Зеленой лампы» А.Грина.
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом;
Форма проведения: Урок – обсуждение (наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений);
Цели урока: создание положительных условий для формирования у подростков интереса к чтению произведений А. Грина, для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека; воспитание в подростках желания насыщенной, плодотворной жизни, полной риска, мужества, цели; развитие критического мышления и творческих способностей учащихся; развитие умения анализировать текст, задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выделять главную мысль в тексте и его отрывке, сравнивать, обобщать, систематизировать.
Оборудование урока: портреты А. Грина разных авторов, выставка книг писателя, рисунки – иллюстрации к рассказам Грина.
Эпиграф к уроку: “Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости” (Д. Гранин).
Ход урока:
Стадия вызова.
“Мозговой штурм”.
Поделитесь впечатлениями с другом от прочтения рассказа.
Ответьте на следующие вопросы по прочитанному:
а) – что меня удивило в рассказе…
б) – что взволновало…
в) – мне запомнились строки…
Приём “Ассоциации”.
- Сегодня перед нами новый рассказ Александра Грина – “Зелёная лампа”. Какие ассоциации у вас вызывает это словосочетание?
(Дом, свет, уют, семья, чтение, книга, учение, ночь, зелёная трава, зелёный свет светофора, литературное общество А. Пушкина, весна…)
Стадия осмысления.
- Приём “Чтение с остановками”.
Текст разбивается на три части и последовательно прочитывается в классе.
- Чтение первого отрывка (до слов “… а Стильтон при одобрении толпы и при помощи полисмена усадил беспризорного человека в кэб”).
- - Назовите действующих лиц.
- - В какой момент жизни они описаны?
- - Что настоятельно подчёркивает автор в двух героях, вышедших из ресторана?
- (Хорошо одетые, дорогой ресторан.)
- Проследите, какие синонимы к слову “человек” использует автор?
- (Богачи – двое людей, толстый джентльмен, сказал приятелю; бедняк – человек, лежащий, падаль, несчастный, лежащий, человек.)
- Чем вы объясните такой выбор автора?
- (Слово “человек” употребляется автором только в отношении бедного, лежащего на улице.)
- Почему два богато одетых господина подошли к плохо одетому человеку, лежащему на дороге? Они хотели ему помочь?
- (Скорее, им было скучно.)
- - Только ли скука привела их сюда?
- (Возможно, и любопытство, ведь здесь собралась толпа.)
- - А почему вы не допускаете, что они из жалости могли остановиться?
- (Тогда бы они не называли его падалью, пьяным, не смотрели бы на него брезгливо.)
- Какие слова вы считаете ключевыми в этой части? Прочитайте их.
- (“Мне надоели обычные развлечения, а хорошо шутить можно только одним способом: делать из людей игрушки”.)
- - Как бы вы поступили, окажись рядом с несчастным человеком, упавшим в голодный обморок?
- Чтение второго отрывка рассказа (от слов “Экипаж направился к одному из трактиров … до конца первой части).
- Беседа по вопросам:
- Изменилось ли ваше отношение к героям? Почему? Чем вы можете это объяснить?
- О ком из героев ваше мнение не изменилось? Что вас в этом убеждает?
- Как приём антитезы помогает нам в восприятии содержания?
(Автор детальнее знакомит нас с прошлым героев, подчёркивая трудные условия жизни, постоянную борьбу за выживание Джона Ива и праздную жизнь холостого миллионера Стильтона, не знающего забот о ночлеге и пище)
- Прав ли Стильтон, считая себя “человеком большого воображения и хитрой фантазии”?
(Нет, играть с человеческой судьбой никому не позволено.)
- А какие его решения, поступки позволили бы именно так назвать его?
- Почему Ив был изумлён предложением Стильтона и назвал происходящее “благоденствием”?
(Все прежние попытки Ива найти работу были безуспешны, поэтому такой поступок богача был для него настоящим спасением)
- “Так состоялась странная сделка, после которой бродяга и миллионер расстались, вполне довольные друг другом”, - пишет А. Грин. Чем же доволен Стильтон?
(Он приобрёл живую игрушку – “дурака”, который живёт по его правилам; “игрушка из живого человека – самое сладкое кушанье”)
- Почему именно такую судьбу предсказывает Стильтон Иву?
- Почему Реймер назвал своего давнего друга Стильтона “дураком”? Что заставило его поступить так?
(Реймеру чужды циничные игры с людьми, обещание неосуществимого; он не приемлет таких забав.)
-Как ты расцениваешь заключенную героями сделку?
Чтение третьего отрывка (вторая часть рассказа).
- Какую развязку предложил нам автор? Что же произошло с героями? Чем обернулась шутка Стильтона?
(Герои практически поменялись местами: богатый Стильтон стал несчастным бродягой, голодным, грязным, истощённым, а прежде несчастный Ив превратился в образованного хирурга, помогающего всем, без исключения, людям.)
- Почему же прежде уверенный в себе, надменный Стильтон вдруг “стал ничем”?
(Пресыщенность, праздность прежней жизни не научили его преодолевать трудности, а привели к тому, что он стал пассивным её потребителем, который не только пожинал плоды чужого труда, но и не строил никаких планов на будущее. Первая же в его жизни неудача (проигрыш - разорение) сломала его, и он превратился в “ничто”. Он не знал, как жить своим трудом, не имел ни цели, ни смыла жизни, даже позавидовал “дураку” Иву, что у того есть надежда”.)
- Как оценивает своё нынешнее состояние Стильтон?
(Он понял, что его прежняя шутка была жестока и глупа по отношению к человеку, поэтому просит его простить.)
- За что наказан Стильтон?
(За противоестественное стремление позабавиться судьбой человека, превратить его в игрушку.)
- Почему Джон Ив смог добиться многого?
( Жизнь была жестока с ним с самого начала: он сирота, голодный и бездомный, познал трудности, и поэтому полагался только на себя; шутку Стильтона принял как благоденствие, но и тут положился на себя, став усиленно готовиться к профессии врача.)
- Почему Джон Ив после не ударил прежде жестоко пошутившего над ним Стильтона, когда тот, уже разорившийся, назвал его “дураком”, хотя и завидовал ему?
(Он был благодарен ему за эту “глупую шутку”, которая помогла ему стать образованным человеком.)
- Где же момент истины? В чём его суть?
(Джон Ив не только стал образованным врачом, но и сохранил своё человеческое достоинство: не спился, не сошёл с ума, а поставил цель, к которой усиленно стремился и которую достиг. Он и сейчас благородно поступает: узнаёт своего прежнего “хозяина”, признаёт в нищем бродяге человека, не подвергает его такой же издевательской шутке (зуб за зуб), а поступает великодушно - предлагает Стильтону работу в своей амбулатории.)
Стадия рефлексии. Работа в группах.
Соберите характеристики героев. Запишите главное.
Охарактеризуй авторские средства характеристики героев: особенности портрета, роль ретроспекции. Какова речь героев?
Джон Ив | Стильтон |
-Я голоден … и я жив, - пробормотал несчастный | Хорошо шутить…делать из людей игрушки |
Сирота, не получил образования, изголодался, истощал… | Изведал всё, что может за деньги изведать холостой человек, не знающий забот о ночлеге и пище… |
Страшно изумлённый предложением | Очень гордился своей выдумкой |
Так состоялась странная сделка, после которой бродяга и миллионер расстались, вполне довольные друг другом. | |
доктор, серьёзный, высокий человек с грустным взглядом | Кричал от страшной боли только что привезённый старик, грязный, скверно одетый, с истощённым лицом |
Я несколько лет зажигал лампу…а потом уже с увлечением начал читать всё, что мне попадалось под руку…я оказался способным человеком | Я разорился…несколько крупных проигрышей…паника на бирже…вот уже три года, как я стал ничем |
Я дам вам работу в нашей амбулатории… | Простите меня. |
- В чём особенность композиции рассказа?
(Рассказ построен на контрасте: вторая часть противопоставлена первой, один герой противопоставлен другому. В первой части источник света — лампа, во второй — Ив советует Стильтону осветить себе дорогу хотя бы спичкой.)
- Какое значение для выражения авторской позиции имеет зеркальная композиция?
- Чем была зелёная лампа для Стильтона и чем стала для Джона Ива?
(Для Стильтона – это возможность проявить своё превосходство, преимущество, подчеркнуть презрение к людям; для Джона – это надежда, вера в осуществление мечты. Тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы. Именно это и произошло с Ивом, проявившим жизненную стойкость и целеустремленность. Зеленая лампа, которая должна была, по мысли Стильтона, превратиться в символ никчемности жизни одураченного человека, стала источником света, осветила ему путь в будущее.)
- Какова тема рассказа?
(Удивительная судьба бродяги Ива, ставшего знаменитым врачом и обеспеченным человеком, и жизненное падение богача Стильтона, превратившегося в жалкого, больного нищего)
- Какова идея?
(Тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы.)
- Каковы жанровые особенности рассказа А. Грина? Это рассказ новеллистического или очеркового типа?
(Это рассказ-притча новеллистического типа. В нём есть все присущие этому жанру особенности: исключительное заострение главной мысли, морально-философское суждение писателя, элементы фантастики, условности и гротеска.)
- Вернёмся к названию рассказа. В чём его особенность?
(Название имеет метафорический смысл. “Зелёная лампа” - это символ веры в безграничные возможности человека, в оправданность его стремления к осуществлению мечты, символ надежды, символ света и добра.)
4. Домашнее задание.
Письменно ответьте на вопрос «В чем ты видишь смысл названия рассказа?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"
Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...
Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"
Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....
Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.
В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...
Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.
В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)
Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...
Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса
Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...
Методическая разработка урока литературы в 10 классе «Образ Петербурга в классической литературе XIX века» (с применением сингапурской технологии)
Название проблемы: Каким предстает образ Петербурга в классической литературе XIX века? Какое влияние оказал этот город на судьбы литературных героев?Результат обучения: создание и защита постер...